Как родителям поддержать сюжетно-ролевые игры ребенка?
Роль родителей в процессе игры скорее закулисная. Вы можете направлять ребенка, подавать ему идеи, наблюдать игру со стороны.
Для формирования правильных социальных моделей поведения основная задача родителей – создать условия для комфортной игры. Проследите за тем, чтобы в помещении было достаточно места и ничего не мешало увлеченному погружению в игру.
Если деткам сложно распределить роли самостоятельно – помогите им в этом. Разумеется, если ваш ребенок играет один, вы можете предложить ему подключиться и разнообразить игру, взяв на себя какую-то роль.
Еще одна задача родителей – обеспечить правильные и безопасные декорации для игры: игрушки, ткани, книги, наборы инструментов и другие элементы, которые могут потребоваться детям
Обратите внимание на качественные материалы, которые вы используете для игр.
Какие способности развивает малыш в сюжетно-ролевых играх?
В процессе игры ребенок приобретает определенный опыт и входит в роли взрослого мира. Вы можете наблюдать, как интерпретирует малыш внешний мир, мир взрослых. Ребенок проигрывает ситуации так, как он их видит и чувствует. Так развивается его видение и понимание внешнего мира, а так же задач и ролей взрослых в повседневной жизни. Сюжетно-ролевые игры открывают безграничный простор для развития малыша по самым разнообразным аспектам. Именно в таких играх ребенок получает возможность многостороннего развития.
1. Умственное развитие
Сюжетно-ролевые игры – отличная площадка для умственного развития ребенка. Придумывание новых сюжетов и сценариев тренирует мышление и фантазию, помогает малышу генерировать новые идеи и показывать свое видение мира. Через сюжетно-ролевые игры помимо образного мышления тренируется так же логическое мышление. Например, играя в «Магазин», ребенок учится считать, а играя в «Школу» – писать.
2. Физическое развитие
Часто ролевые игры связаны с определенной подвижностью. В игре развивается мелкая и крупная моторика ребенка и его общая физическая форма. Например, игры с мелкими предметами, которые необходимо переставлять, передвигать, заменять и т.д. отлично развивают мелкую моторику. А активные игры, например, в «Полицию», когда малышу приходится применять всю свою сноровку и скорость, чтобы «обезвредить преступника», прекрасно тренируют крупную моторику, т.е. навыки ребенка перемещаться в пространстве с одновременной концентрацией всех органов чувств, умение координировать свои движения.
3. Нравственное развитие
В ролевых играх могут присутствовать как злые, так и добрые герои. Нравственное развитие ребенка в ходе игры строится на понимании, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенок усваивает модели поведения положительных героев и учится давать оценку чужому поведению.
4. Эмоциональное развитие
В игре ребенок учится выражать свою точку зрения, свое видение мира. Эмоциональное развитие происходит благодаря играм в группе, когда ребенок усваивает принципы игры в группе, учится воспринимать чужое мнение и договариваться с другими детьми.
Сюжетно-ролевые игры для детей 3-4 лет
Игры младших дошкольников отличаются по содержанию от игр более старших детей
Игры младших дошкольников отличаются по содержанию от игр более старших детей. Это обусловлено недостаточным опытом малышей, особенностями и уровнем их умственного и эмоционального развития, процессов познавательной сферы. Кроха пока ещё не может представить в своём воображении весь игровой процесс и уловить логическую цепочку следующих друг за другом событий. Поэтому содержание игр малышей поначалу не совсем логичное, отрывочное, несколько бессвязное. В раннем детстве малыши повторяют несложные действия с игрушками, которые показывают им взрослые.
На рубеже трёх и четырёх лет игры ребёнка становятся более интересными. Это связано с тем, что у детей появляются новые знания о мире. Дети уже комбинируют различные события, включая при том в игры элементы сюжетов из своего опыта или детский произведений (сказок, мультфильмов).
Для ребёнка среднего дошкольного возраста выбор роли становится важным: малыш хочет выполнять ту роль, которая ему нравится.
Сюжетно-игровая деятельность ребёнка 3-4 лет носит следующий характер:
- наличие отдельных игровых действий игрового характера
- фактическое осуществление роли без названия её
- сюжет представляет собой цепочку из двух действий
- участие взрослого в удержании воображаемой ситуации.
Игра в «Повара» будет интересна ребёнку 3-4 лет
Приведём несколько примеров игр, которые интересны будут ребёнку 3-4 лет:
- «Идём на прогулку».
Цель: обучение ребёнка подбору одежды по сезону, изучение названий предметов одежды, их элементов.
Содержание игры: ребёнок готовит куклу к прогулке, подбирая ей нужную одежду, заботливо одевая куклу в правильно последовательности, называя одежду.
- «В магазин за покупками».
Цель: обучение детей называть и классифицировать предметы, расширение их словарного запаса, формирование коммуникативной культуры дошкольников, воспитание основ вежливости.
Содержание игры: нужно распределить роли, кто — продавец, кто покупатель, и вести игру в соответствии с ролями. Покупатели посещают магазин, выбирают покупки, продавец вежливо обслуживает их.
- «У доктора».
Цель: обучение ребёнка внимательности, чуткости, уходу за больными, пониманию функций медицинских приборов, увеличение словарного запаса.
Ход игры: ребёнок в роли доктора, а игрушки — в ролях пациентов. Пациенты приходят на приём, доктор должен их осмотреть, поставить диагноз, назначить и провести лечение.
- «День рождения у куклы».
Цель: расширение знаний ребёнка о сервировке стола для праздничного обеда, закрепление знаний о столовых предметах приборах, воспитание внимательности, заботливости, ответственности, желания помочь, расширение словарного запаса.
Содержание игры: нужно сообщить ребёнку, что у куклы Марины сегодня день рождения. Ребёнок берёт игрушки и оправляется в гости к кукле, поздравляет её, а затем кукла приглашает всех к столу угоститься праздничным тортом и чаем. Ребёнок должен помочь кукле накрыть стол.
- «Строительство дома».
Цель: ознакомление ребёнка со строительными профессиями, инструментами и техникой, которые облегчают труд строителей, обучение сооружению постройки простой конструкции, расширение знаний о профессии строителя, совершенствовать словарный запас путём ввода понятий «здание», «строитель», «строительный материал».
Содержание игры: предложите ребёнку построить просторный светлый дом из кубиков или других материалов, в котором бы поселились игрушки. Попутно знакомьте малыша со строительными профессиями, показывая тематические изображения и предлагая поиграть в ту или иную профессию: каменщика, маляра, плотника, крановщика, водителя грузовика и т. д.
Игра сюжетная и ролевая: в чём разница
Многие взрослые (даже педагоги) не делают различий. А они существенны.
- Сюжетная игра это некие обстоятельства, в которых что-то происходит.
Например, машина везёт грузы. Куда? На стройку. Это сюжет: машина везёт, а малыш просто осуществляет какие-то действия в этом сюжете, строит: дом, башню, гараж, мост, дорогу.
В чём разница с ролевой игрой?
- В ролевой игре ребёнок на той же машине может стать шофёром. То есть принять на себя роль. Машина что-то по-прежнему везёт, но ребёнок говорит: я – водитель, я управляю машиной. Включённость и действия малыша будут работать в игре немного иначе.
Сюжетная игра появляется раньше ролевой в развитии малыша. Ориентировочно, после года он отражает в игре простые сюжеты.
Структура сюжетно ролевой игры в дошкольном возрасте
В любой ролевой игре дошкольников можно выделить структурные компоненты:
- сюжет и содержание;
- роли;
- правила;
- игровые действия;
- набор используемых предметов.
Сюжет – это частичка реальной жизни. В дошкольном периоде он прогрессирует от бытовых до социальных, от коротких до развернутых, от непосредственно возникающих до планируемых. Сюжет игры старших дошкольников значительно наполняется в сравнении с младшим возрастом.
Содержание – выделение наиболее важных отношений в сюжете. Например, выбрав сюжет посещения магазина, дети могут обыгрывать взвешивание продуктов, или обслуживание кассиром, или же подбор предметов гардероба. В каждом из этих случаев содержание будет отличаться характером отношений между действующими лицами.
Роль – главная «нагрузка» ребенка в игре. Выбрав себе персонажа, дошкольник понимает, что нужно говорить и действовать не в соответствии со своим желанием, а с позиции роли.
Вызвавшись быть «врачом», нужно внимательно обслуживать «пациента». А переместившись на роль пациента, стоит рассказывать о самочувствии.
Правила – основной регламент, которому нужно следовать, чтобы игра состоялась. Младшие дошкольники их легко нарушают, поэтому их игры непродолжительны и просты.
В старшем дошкольном возрасте дети придают правилам огромное значение и следят, чтобы их не нарушали партнеры. В отношении себя они не столь строги. Если нарушат договоренность, ищут обоснование этой вольности.
Игровые предметы, наоборот, крайне важны малышам. Каждому реальному предмету они находят заместитель. Они не умеют играть «в доктора», если не подберут палочку или карандаш в качестве градусника. Старшие дети к предметам-заместителям относятся гораздо лояльнее. Часто им проще выполнить символические движения, чем искать подходящий атрибут.
Уровни развития сюжетно-ролевой игры
Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты — бытовые. Действия детей однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, который ранее использовался в игре.
Второй этап. Основное содержание игры — действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия). Объединения кратковременны. Основные сюжеты — бытовые. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же — любимые. В игре уже могут объединяться 2—3 человека.
Третий этап. Основное содержание игры — также действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределяются до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика; характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаше протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные явления.
Четвертый этап. Основное содержание игры — отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной: она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют долгое время.
Сюжетно-ролевые игры в детском саду
В игре на этом этапе четко выделяется подготовительная работа: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек-самоделок). Требование соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников. В игру вовлекаются до 5—6 человек.
Вышеперечисленные уровни отражают общее развитие сюжетно-ролевой игры, однако в конкретной возрастной группе смежные уровни сосуществуют.
Исходя из концепции Н. Я. Михайленко развитие сюжетной игры на разных возрастных этапах можно представить в следующей сводной таблице.
Возраст | Характер игровых действий | Выполнение роли | Развитие сюжета в воображаемой ситуации |
3-4 гола | Отдельные игровые действия, носящие условный характер | Роль осуществляется фактически, но не называется | Сюжет — цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый |
4-5 лет | Взаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характер | Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль | Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию |
5-6 лет | Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей | Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры | Цепочка игровых действий, объединенный одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых |
6-7 лет | Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна | Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до ее начала | Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми |
Особенности сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
Н. В. Краснощекова
Ранее опубликовано: Что такое сюжетно-ролевая игра?Условия и способы развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников.
Виды сюжетно-ролевых игр:
1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).
3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).
4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.
5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.