Программа работы клуба
Тематика работы общего родительского клуба планируется методическим советом ДОУ.
Но при этом она может изменяться по запросу родителей. Для этого в каждой группе есть «Волшебный почтовый ящик», в котором мамы и папы могут оставлять заявки по интересующим вопросам. За 1–2 недели до очередного заседания методист детского сада собирает эти запросы, анализирует их и корректирует тему в зависимости от волнующих вопросов. В рамках группы выбор темы для обсуждения происходит чаще всего на усмотрение воспитателя, но обязательно с учётом личных просьб родителей.
Тематика заседаний родительского клуба
В моей практике на августовском педагогическом совете методическим советом детского сада предлагается около 10 тем для родительского клуба. Педагоги утверждают этот список, а затем в течение года каждый раз перед проведением встречи члены методического совета подбирают наиболее актуальную тему, уточняют её и корректируют в соответствии с запросами семьи и/или педагогов.
Примерный перечень тем может быть таким:
- «Как подготовить ребёнка к школе»;
- «Как научить ребёнка усидчивости и внимательности»;
- «Развиваем память у дошкольников»;
- «Интеллектуальные игры для развития мышления у детей»;
- «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук у детей»;
- «Рекомендации по обучению и воспитанию гиперактивного ребёнка»;
- «Возрастные кризисы»;
- «Детские страхи»;
- «Капризы и упрямство»;
- «Ребёнок и компьютер»;
- «Речевые нарушения и причины их возникновения»;
- «Формирование словаря у детей посредством речевых игр».
Каждая тема подразумевает не только теоретическую, но и практическую деятельность родителей
Работа с родителями
Родительский клуб как одна из форм
эффективного взаимодействия с семьей
Привлекая родителей к совместному воспитанию детей дошкольного возраста, коллектив детского сада в течение нескольких лет был в поиске новых эффективных форм в работе с семьей, которые дали бы возможность побудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать участие родителей в различных мероприятиях.
Одной из таких форм явилась организация родительского клуба – «Клуб любящих родителей».
В первый год было разработано Положение о клубе, перспективный план работы, в котором представлена тематика заседаний.
Основными направлениями деятельности клуба являются оказание медико-психолого-педагогичекой помощи родителям воспитанников, пропаганда положительного опыта семейного воспитания, повышение компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста.
При организации заседаний используются разные формы: круглый стол, тренинги, практикумы, видеоматериалы по организации жизни детей в ДОУ и семье. За чашкой чая родители получают квалифицированную помощь специалистов дошкольного учреждения: учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, педагога-психолога, медицинских специалистов.
На итоговом заседании обсуждаются результаты работы клуба и его эффективность в решении вопросов воспитания и развития ребенка.
Мероприятия планируются с учетом интересов и запросов родителей, по результатам анкетирования в конце учебного года.
- «Добро пожаловать в детский сад» (обсуждение вопросов адаптации ребенка к условиями дошкольного учреждения);
- «Закаляйся, если хочешь быть здоров» (знакомство с традиционными и нетрадиционными методами закаливания, опыт оздоровления ребенка в семье);
- «Играем пальчиками, развиваем речь» (развитие мелкой моторики через разные виды деятельности);
- «Считай, смекай, отгадывай» (развитие интеллектуальных способностей ребенка через игру);
- «Ребенок за столом» (все о правильном и здоровом питании ребенка);
- «Сам себе логопед» (коррекция речевых нарушений через игры и упражнения);
- «Хочу все знать» (развитие познавательной активности ребенка);
- «Наказывать или не наказывать» (формы взаимодействия с ребенком в разных ситуациях);
За период функционирования клуба самым сложным для нас оказалось привлечение самих родителей к активному взаимодействию, были проблемы с посещением, низкой активностью родителей.
Тщательная подготовка к каждому заседанию, четкий отбор материала, нетрадиционность форм, практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми – все это способствовало заинтересованности родителей к посещению клубных заседаний.
Критериями эффективности работы на наш взгляд являются:
– высокая посещаемость родителями всех планируемых заседаний,
– использование родителями предложенных материалов в работе с детьми,
– положительная оценка семьи и отзывы на дальнейшее сотрудничество с дошкольным учреждением.
Результатом деятельности клуба является выпуск газеты для родителей воспитанников «Любимый ребенок» (Приложение 1). Выпуск каждого номера является продолжением обсуждаемой на клубе темы. Газета «Любимый ребенок» начинается эпиграфом к теме информацией о том, каким проблемам, вопросам посвящается выпуск и представлена постоянными рубриками:
- «А что у нас?» (рубрика освящает, какая работа ведется в дошкольном учреждении с детьми согласно теме номера);
- «Это интересно»;
- «Говорят наши дети» (ответы детей на предложенные вопросы по теме выпуска);
- «Советы для заботливых родителей» (разные специалисты предлагают родителя полезную информацию по решению проблем в вопросах воспитания детей);
- «Спасибо вам за помощь» (в этой рубрике размещаются фамилии родителей, которые оказали детскому саду различную помощь, например, в оформлении пособий, участие в субботниках, различных мероприятиях).
Использование нетрадиционных форм взаимодействия способствует повышению заинтересованности родителей и обеспечивает повышение педагогической культуры родителей и уровень семейного воспитания.
Работа с родителями в ДОУ: в детском саду | | в ДОУ |
Суть понятия
Родительский (семейный) клуб — это способ организации работы с родителями, направленный на приобщение семьи к активному участию в учебно-воспитательном процессе и укрепление связи между всеми участниками образовательной деятельности в детском саду.
Родительский клуб — это важный элемент организации продуктивного образовательного процесса в ДОУ
Цели и задачи работы родительского клуба
Семейный клуб в системе функционирования ДОУ представляет собой некий университет педагогической информации с целым арсеналом целей.
- Обеспечение необходимого психолого-педагогического и методического сопровождения отношений родителей и детей дошкольного возраста. То есть открытые возможности для мам и пап задавать интересующие вопросы и получать на них ответы, оказание помощи в решении учебных задач. Так, например, если ребёнку не удаётся освоить тот или иной информационный блок, педагог не только указывает, что нужно проработать дома, но и как (!) это сделать.
- Установление партнёрских отношений между детским садом и семьёй в вопросах развития, обучения и воспитания дошкольников. Родители — не наблюдатели, а участники образовательного процесса, что находит отражение в проведении совместных занятий, праздников.
- Проведение просветительской работы, направленной на организацию диалога родитель-малыш с учётом всех психологических особенностей и возрастных интересов последних. Например, если ребёнок второй младшей группы (3–4 года) при подготовке к утреннику на Новый год отказывается дома учить стихотворение, то родителям не нужно заставлять его. А тем более угрожать или шантажировать («Никаких машинок на Новый год, если не будешь учить!»). Выявив с помощью воспитателя текущие интересы малыша, к примеру, увлечение игрушками-конструкторами, которые разбираются, что называется, до винтика, предложить упрямцу сыграть в игру, где каждый винтик закручивается только после того, как рассказана строчка стихотворения. Ребёнок наверняка втянется в такую историю.
Популяризация работы ДОУ в родительской среде. В последние годы из-за социально-экономической ситуации в странах бывшего СССР мамы и папы почти круглосуточно заняты обеспечением благосостояния семьи. И в этой ситуации детский сад становится чем-то вроде камеры хранения. Родительский клуб призван объяснить и наглядно продемонстрировать, чем и как занимается детский сад, а также призвать семью в помощники, которые понимают основные направления образовательной деятельности и участвуют (!) в ней.
Осуществить эту непростую миссию помогает последовательное решение таких задач, как:
повышение уровня общей психолого-педагогической подготовки семьи (через составление и проработку списка рекомендованной литературы, подборки видеороликов, касающихся вопросов семейного воспитания и работы ДОУ);
определение и передача положительного опыта семейных отношений (например, мастер-классы, где родители, чьи дети имеют в целом положительный образ дошкольника/школьника, особые учебные, спортивные или иные успехи, описывают свой педагогический опыт, делятся переживаниями и описывают пути решения сложных ситуаций, периодически возникающих в воспитательном процессе);
помощь в адаптации малышей, связанной с привыканием к новой социальной среде и требованиям, предъявляемым взрослыми (для младшей группы это, конечно, привыкание к детскому саду, для старших — подготовка к началу обучения в школе);
содействие в вопросах сплочения коллектива родителей, в том числе и для предупреждения возникновения конфликтов (если, например, два мальчика средней группы постоянно выясняют отношения, дерутся, то хорошо знакомые по родительскому клубу мамы не будут вслед за детьми кричать и ссориться, а попробуют вместе выяснить причину, которая может быть вполне банальной — ребята таким образом пытаются привлечь внимание симпатичной девочки);
установление основанных на доверии равноправных отношений между семьёй и детским садом относительно вопросов выбора оптимальных способов взаимодействия с детьми (родители не пытаются манипулировать воспитателем, предлагая взятые из интернета доморощенные программы школ раннего развития, а доверяют образовательной системе в детском саду, доказывающей свою эффективность уже несколько десятков лет).
Публикация «Организация работы родительского клуба в детском саду» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» январь 2022
Повышение компетентности родителей и построение эффективного взаимодействия с семьями воспитанников в целях полноценного развития каждого ребенка. Привлечение родителей к сотрудничеству с коллективом детского сада в плане единых подходов воспитания детей.
Задачи:
-повышение уровня личностной комфортности детей и взрослых в семье и ДОУ;
-формирование позитивного опыта семейного воспитания;
-повышение педагогической компетентности взрослых;
-снятие затруднений в детско-родительских отношениях;
-пропаганда здорового образа жизни;
организация взаимодействия и сотрудничества с семейными клубами ДОУ, через совместную деятельность, конкурсы и другие мероприятия;
Как работает родительский клуб?
Работа Клуба осуществляется на базе ДОУ, в соответствии с планом проведения основных мероприятий.
Состав родителей – участников Клуба может меняться в зависимости от их интересов. Участие семей в клубе носит добровольный характер. Члены клуба сами выбирают, будут ли они участниками или зрителями. В ходе встреч участники клубов делятся опытом воспитания и развития детей, старшее поколение стремится передать свои традиции. В свою очередь, педагоги и специалисты ДОУ оказывают методическую и практическую помощь родителям, как и чем можно заняться с ребенком дома, насколько важна совместная детско-родительская деятельность. Способности и умения детей развиваются только в процессе интересной для них игровой деятельности, но не все родители знают, как ее организовать. Детско-родительские встречи проходят в игровой форме. Встреча продолжается не более одного часа.
Участие в заседаниях клуба помогает родителям ощутить причастность к воспитанию ребенка, проникнуться его интересами, окунуться в профессиональную среду, побуждающую к получению дополнительных знаний, устанавливаются дружеские отношения с другими родителями
Участниками Семейного клуба являются дети, посещающие дошкольное образовательное учреждение, их родители, узкие специалисты.
Основными принципами Семейного клуба являются : добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики, конфиденциальность.
Формы работы семейного клуба
Родительский клуб может работать в нескольких вариантах в зависимости от количества участников и конкретных задач встречи. Наиболее универсальными формами считаются:
психолого-педагогические консультации с узкими специалистами;
мастер-классы
обмен опытом;
проведение совместных праздников (спортивных, утренников, развлечений)
семинары-практикумы;
круглые столы;
– беседа
-круглый стол
-совместные мероприятия родителей и детей
Средства оценки результатов реализации Клуба :
-анкеты;
-тесты;
-беседы;
-фото;
-участие в выставках, фестивалях, конкурсах, мероприятиях.
-отзывы
-буклеты
Результат использования технологии семейного клуба :
– создание микроклимата, в основе которого лежит уважение к личности человека, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами;
– социально – психологическая адаптированность детей дошкольного возраста в обществе сверстников и взрослых;
– повышение психолого – педагогической культуры родителей;
– повышение социального статуса семьи и ее социальной значимости в воспитании подрастающего поколения;
– активное участие родителей в воспитательно – образовательном процессе;
– самореализация и взаимообогащение каждого участника;
– удовлетворенность и применение полученного опыта в семейном воспитании.
Планирование клубного часа
Встреча с родителями рассчитана на 1–1,5 часа.
Проработка темы осуществляется в четыре этапа.
Приветствие
Этап подготовки к работе, который проводится, как правило, в форме игры, сплачивающей коллектив и настраивающей на нужную атмосферу. В группе обычно такие игры становятся ритуалом. Длится приветствие около 10 минут.
Таблица: варианты игр для приветствия
Игровая форма приветствия даёт положительный настрой на работу
Основной этап
На этом этапе идёт разработка темы клубного часа в двух направлениях.
Теоретический аспект
Представляется ведущим клубного часа, то есть педагогом, профильным специалистом или родителем, если это обусловлено тематикой. Для изложения теоретического материала используются такие приёмы, как:
- мини-лекция (для знакомства с новой информацией);
- притча (как стимул к дальнейшей дискуссии, своеобразный эпиграф к заседанию);
- демонстрация видеороликов (для того, чтобы подчеркнуть значимость вопроса).
На теорию выделяется около 15 минут.
Практическая часть
Практическая часть подразумевает активное участие всех членов клуба. Наиболее продуктивными приёмами для этого являются:
Практика занимает до 45 минут.
Эмоциональная разгрузка
Этап релаксации, способствующий переключению с волнующих, возможно, травмирующих переживаний на гармоничное состояние. Для расслабления обычно используется музыка, простые дыхательные упражнения (например, вдох-выдох с закрытыми глазами). Для релаксации достаточно 5 минут.
Заключительный этап
Исходя из личного практического опыта, могу сказать, что обратная связь очень важна, так как она позволяет оценить эффективность деятельности семейного клуба. Рефлексия или самооценка может проводиться в двух формах:
- письменной (участники формулируют ответы на вопросы «Чем полезна эта встреча?», «Что бы вы хотели обсудить на следующем заседании?»);
- устной (например, передавая друг другу мяч, участники говорят о своих впечатлениях от работы, или описывают себя в гипотетической ситуации, сходной с той, что рассматривалась на клубном часе).
Заключительный этап длится около 15 минут.
Рефлексия может быть в виде фигурок, вырезанных из цветной бумаги, где каждый оттенок – определённая эмоция
Видео: из опыта заседания одного родительского клуба
Для успешной учебно-воспитательной деятельности ДОУ необходимо тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Работа семейного клуба в целом имеет существенное значение для установления отношений сотрудничества между педагогическим составом детского сада, семьёй и детьми. В частности, заседания клуба позволяют обсудить и разобрать насущные задачи, связанные с созданием оптимальных условий для полноценного интеллектуального, эмоционального, духовно-нравственного и физического развития дошкольников.
Ожидаемые результаты деятельности родительского клуба
Улучшение коммуникативных навыков учащихся, более легкое установление контакта с взрослыми и сверстниками, развитие навыков совместной работы в группе с наличием определенных правил.
Обогащение активного словарного запаса, грамотное построение предложений и четкость произнесения слов.
Раскрытие творческого потенциала детей и укрепления веры в собственные силы путем создания на занятиях благоприятной доброжелательной атмосферы и демонстрации веры в успехи учащихся.
Изменение в лучшую сторону микроклимата в семье учеников (уменьшение количества споров и ссор, появление новых тем для разговоров и обсуждений, совместные игры) благодаря взаимодействию в процессе обучения и познанию друг друга.
Повышение психолого-педагогической осведомленности и культуры родителей, которая оказывает благотворное воздействие на развитие детей, положительно влияет на сохранение семейной целостности и приводит к гармонизации отношений между старшим поколением и детьми.
Посещение встреч способствует снятию эмоционального напряжения и формированию партнерских отношений в семье с равной степенью ответственности каждого.
Растет число совместных мероприятий взрослых с детьми, а также прослеживается обогащение культурными мероприятиями семейного досуга.
Что такое родительский клуб
С момента зачисления ребенка в школу или детский садик, начинает работать клуб, инициаторами организации которого, как правило, выступают учителя и воспитатели.
На первую встречу важно пригласить классного руководителя, преподавателей других предметов, школьную администрацию и психолога.
На собрании члены семьи смогут обратиться к нужному сотруднику для решения вопросов, возникших в процессе обучения и внешкольной деятельности учащегося.
Клуб представляет собой созданное на основании принципа сотрудничества объединение членов семьи и педагогов, которое занимается решением основных задач воспитания.
Цель и задачи клуба родителей
Целью работы является поддержка мамы и папы в вопросах воспитания учащегося.
Основные задачи:
развитие педагогической культуры мамы и папы школьника;
предоставление грамотной помощи в вопросах воспитания и развития ученика (как консультативной, так и практической);
формирование доверительного вида отношений взрослых с учителями;
выявление позитивного семейного опыта в вопросах развития и воспитания детей;
обогащение умений мамы и папы в вопросах воспитания, поддержание их веры в свои возможности;
организация детских внеурочных мероприятий;
подготовка мероприятий для взрослых.
Пример консультации для родителей на тему «Дисциплина, наказание и поощрение»
Дорогие папы и мамы, сегодня я хочу обсудить тему дисциплины, поощрений и наказаний в рамках воспитательного процесса.
Одной из главных задач взрослых является обучение ребенка дисциплине. Некоторые мамы и папы предпочитают не устанавливать рамки дозволенного по разным причинам: из-за плохого поведения ребенка, боязни потерять его любовь либо наличие у взрослых собственного взгляда на воспитание детей.
Запомните, что гармоничное развитие вашего ребенка зависит от разумного баланса между свободой действий и строгими ограничениями.
Сегодня мы обсудим способы введения требований и запретов в жизнь ребенка с целью добиться его послушания.
Сначала давайте попробуем понять, почему детям важно слушаться? Какая в этом польза для них?
Навык соблюдения правил представляет собой ранний этап социализации. Взрослые должны научить детей этому сами, чтобы у детей не возникло проблем с адаптацией в детском садике. Отношения со сверстниками также зависят от способности ученика подчиняться правилам.
Дети сами хотят, чтобы их контролировали, поскольку в этом возрасте свобода может вызвать большую тревогу у малышей.
Дети на уровне подсознания чувствуют, родительское «нельзя» – это способ проявить заботу.
В этом случае возникает вопрос, по какой причине дети отвергают установленные правила, если последние направлены на обеспечение их безопасности?
Дело в том, что дети бунтуют не против правил, а против способов их установления.
Существует ли возможность бесконфликтной дисциплины ребенка?
Существует ряд стратегий, позволяющих сформировать у ребенка чувство ответственности за свое поведение вместо желания отомстить.
Для этого можно использовать следующие правила:
Необходимость присутствия правил в жизни каждого.
Ограничений не должно быть в избытке, правила должны быть гибкими
Здесь важно сначала понять самим, что для детей хорошо, а что плохо.
Не должно быть противодействия между правилами и важными потребностями ребенка. Нельзя запрещать детям двигаться, исследовать, ведь это естественная потребность малышей
Можно придумать способ направить детскую энергию в полезное русло. Например, можно поиграть в мяч не дома, а на улице.
Согласованность действий взрослых с целью исключения ситуаций, когда мама запрещает, а папа разрешает или наоборот.
Имеет значение тон, с которым взрослый информирует ребенка о запрете. Нужно использовать дружеский тон, а не повелительный.
Для мамы и папы тоже существует ряд правил:
соблюдение принципа последовательности (наказание должно носить закономерный характер, понятный для ребенка, а не случайный);
выполнение обещаний (за предупреждением следует наказание, а не повторение убеждения);
наказание за конкретный проступок (важно понять, чем вызвано поведение ребенка, возможно, у него были благие намерения);
искренность.
Родительский клуб «Дружная семейка»
Организация: ГБДОУ детский сад № 36 Петроградского района
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
Декабрь в дошкольных учреждениях по праву очень напряженный месяц, и для нас это не стало исключением – в ГБДОУ № 5 Петроградского района прошло множество мероприятий, посвященных празднованию Нового года, а затем и прощанию с елкой, но самым, пожалуй, необычным и важным событием стала первая встреча участников родительского клуба – вечер-досуг «Дружная семейка».
Надо напомнить, что сам клуб был создан еще в начале учебного года, целями которого являются повышение компетентности родителей и построение эффективного взаимодействия с семьями воспитанников в целях полноценного развития каждого ребенка, а также привлечение родителей к сотрудничеству с коллективом детского сада в плане единых подходов воспитания детей. Задачи данного проекта, прописанные в положении, действительно, очень важны как для воспитанников и родителей, так и для специалистов ДОУ: это и повышение уровня личностной комфортности детей и взрослых в семье и ДОУ, и повышение педагогической компетентности взрослых участников проекта, и снятие затруднений в детско-родительских отношениях, и пропаганда здорового образа жизни, и многое другое! Встречи участников планируются минимум раз в три месяца и будут проходить в виде досугов, мастер-классов, консультаций для родителей, семинаров. Первая же встреча состоялась 6 декабря 2017 года. Это был поэтический вечер, посвященный представлению детьми совместно с родителями книжек-самоделок. Накануне, с середины октября по ноябрь, в ГБДОУ № 5 был объявлен конкурс среди воспитанников на лучшую книжку-самоделку и, надо сказать, ребята и их родители очень ответственно подошли к вопросу, за что им особая благодарность. Мы даже не думали, что это событие будет иметь такой резонанс – книжки делали все от мала до велика – и выбирать в итоге победителя будет так непросто!
Сам вечер-досуг «Дружная семейка» проходил в нашем просторном музыкальном зале, но свободных мест не было: желающих присутствовать оказалось очень много, хотя приглашены были только участники конкурса. К слову сказать, наши педагоги тоже с нетерпением ждали данное мероприятие и активно к нему готовились! По сценарию гости были приглашены в библиотеку нашего детского сада, где ведущий совместно со сказочным Библиотекарем представляли каждую книжку-самоделку, а ребята совместно с родителями рассказывали о своей задумке и представляли ее зрителям! Конечно, выступать на публике впервые многим малышам было нелегко, но как же это всегда приятно, когда рядом есть родные мама и папа! Кроме этого, конечно, не обошлось без веселых совместных танцев, песен и конкурсов, где ребята принимали самое активное участие. Приятно отметить, что родители с удовольствием выходили на сцену с детьми, не стеснялись, шутили, стараясь также создать детям праздник и абсолютно во всем поддерживали своих детей! В конце досуга ребят ждал сладкий неожиданный подарок от нашего повара – румяный пирог, которым от души полакомились и дети и взрослые! Но самым, пожалуй, главным подарком для всех было то, что как обычно в нашем саду не было проигравших – победила дружба – каждый конкурсант получил диплом за участие и как всегда «никто не ушел обиженным»! Мы же с нетерпением ждем следующую встречу участников родительского клуба – мастер-класс «Герои любимых сказок»!