Правила организации занятия
В своем пособии «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет» Дарья Колдина советует ориентироваться на следующие принципы построения занятий.
- От простого к сложному.
- Ключевая задача – привить любовь к рисованию, поэтому нельзя строго диктовать малышу, что и как делать. Лучше – помочь, подсказать ему, а не навязывать свою волю.
- Поддержание интереса малыша посредством различных форм и методов.
- Постоянное использование новых заданий.
- Дети любят слушать сказки, с сочувствием относятся к главным героям, что и следует использовать для мотивации. Так, если задание «нарисуй круг» малышу неинтересно, непонятно и будет выполнено, скорее всего, без удовольствия, то формулировка «давай поможем сказочному персонажу, изобразим для него волшебные яблоки» даст конкретную установку. И отзывчивый кроха с большим старанием будет помогать.
- Сочетать занятия рисованием с чтением ребенку стишков, потешек, небольших сказок, а также с активными и ролевыми играми. Все это поможет создать необходимый настрой.
Занятия лучше проводить один-два раза в неделю не более 10 минут, это позволит научить ребенка рисовать и не утомить его. От родителя требуется проявление терпения, искреннее желание научить ребенка новому, готовность чутко реагировать на изменение состояния крохи
Важно в любом случае поддерживать малыша: хвалить, если что-то у него получается хорошо, подбадривать, если результат пока не радует
Как научить ребенка рисовать красками?
Знакомство малыша с красками лучше начинать с самого раннего возраста. Купите водорастворимые краски, чтобы он мог рисовать на кафельной стене ванной во время купания. Также подойдут пальчиковые комплекты: расстелите на полу бумагу или клеенку, чтобы не испачкать поверхность и предложите малышу заняться творчеством.
Старших детей стоит научить пользоваться настоящими акварельными или гуашевыми красками. Купите стакан-непроливайку и покажите, как правильно мыть кисточку и смешивать оттенки, какое количество воды нужно добавить в краску, чтобы добиться различных цветовых вариантов. Как правило, после нескольких занятий дошкольники сами начинают экспериментировать и быстро учатся.
Если вы не решаетесь взяться за обучение самостоятельно, обратитесь в психологический центр «Инсайт». Опытные педагоги помогут вашему малышу раскрыть свой творческий потенциал, развить вкус и художественное видение.
Как мотивировать ребенка к рисованию и Что делать, если ребенок не хочет рисовать
В каждом из нас от природы есть творец. У кого-то в большей, у кого-то в меньшей степени, но у всех абсолютно. И когда ребенок не хочет рисовать или отказывается под предлогом того, что не умеет, это вовсе не означает, что природа обделила его творческими способностями. Как это ни больно признавать, но нелюбовь к рисованию, как правило, является результатом воспитания. Ребенок отказывается от творческих занятий, если за ними закрепилось какое-то негативное переживание. Например, испачкался – мама поругала, или получившийся рисунок раскритиковали. Даже если ребенку слишком навязчиво «подсказывают», что и как нужно рисовать, он может воспринять это как признание его несостоятельности в творчестве и потерять всякое желание.
Сама я наделала немало ошибок на нашем творческом пути с Таисией и о нашем опыте (с хорошим концом) я расскажу чуть ниже. Ну а здесь несколько советов, которые действительно помогают преодолеть страх перед рисованием и мотивировать ребенка на создание новых шедевров.
Если ребенок совсем не хочет рисовать, отойдите на некоторое время от образных рисунков и поиграйте с материалами: порисуйте абстракции, побалуйтесь с красками, кисточками, карандашами и мелками от души, пробуйте нетрадиционные способы рисования. Словом, делайте что-то такое, где нет эталонов «похоже – не похоже».
Старайтесь как можно меньше ограничивать творчество ребенка различными запретами и указывать ему, что и как рисовать. Особенно это касается первой стадии развития рисунка.
Правильно реагируйте на рисунок. Любая критика рисунка и его оценка в категориях «похоже – не похоже» может отбить желание рисовать. С похвалой тоже будьте аккуратны, не переборщите. Ведь дети, даже младшего возраста, способны на вполне объективную оценку своих художеств и иногда они переживают из-за того, что еще не могут передать в изображении то, что хочется
Самая правильная реакция – проявить пристальное внимание к рисунку, расспросить, какие детали что изображают, какие цвета были использованы и т.д.
Устройте дома выставку работ и регулярно ее обновляйте. Так ребенок будет постоянно видеть свои творческие удачи и понимать, что вы их цените.
- Чтобы ребенок видел «полезность» творчества, давайте задания, направленные на окружающих (например, нарисовать подарок бабушке), или задания, от которых будет какая-то практическая польза дома (покрасить что-то в квартире, расписать табуретку, кружку и т.д.).
- Создайте дома «творческий уголок», где в открытом доступе будут лежать основные материалы для рисования, это даст ребенку возможность спонтанного творчества. Однако не выкладывайте там сразу все имеющиеся у вас материалы, пускай лучше они будут регулярно обновляться.
- Не выкидывайте при ребенке его рисунки. Конечно, все без исключения работы хранить невозможно. Поэтому нелюбимые рисунки можно выбросить, только не на глазах у автора и спустя некоторое время.
Продолжайте рисовать, даже если ребенок отказывается это делать, — рисуйте при нем, не заставляя и не критикуя, ищите материалы и задания, которые смогут его заинтересовать.
Учим живописи детей в 3-4 года
Поэтапно обучают и умению рисовать карандашом или ручкой:
1) Для первых занятий подберите для ребенка мягкий грифель, след от которого остается при слабом нажиме. Покажите ему, как следует держать карандаш. Взрослый должен контролировать развитие навыка у ребенка правильно удерживать инструмент.
2) Сначала важно научить детей рисовать четкие, ровные, уверенные линии. К следующему этапу можно переходить, когда маленькая ручка не будет дрожать, а нарисованная линия будет одной толщины по всей длине
Посмотрите, как художник обучает таким базовым умениям деток:
https://youtube.com/watch?v=DBKvy6Q5qBc
3) Купите малышу тетрадь для обвода фигур и рисунков. Возьмите его за кисть, чтобы помочь нарисовать по штрихам его первые линии и фигуры. Позже позвольте ему самому повторить образец или завершить пунктирное изображение.
4) Со временем придет черед осваивать простые геометрические рисунки. Покажите ребенку, как можно поэтапно преобразовать знакомые фигуры в некое изображение, например, из круга сделать солнышко.
5) После дайте ему задание что-нибудь нарисовать, используя определенные фигуры (паровоз из прямоугольников и кругов, дом из квадрата и треугольника, снеговика из трех кругов, бабочку из круга и овалов и т.п.). Открывая для себя удивительный мир творчества, ребенок шаг за шагом научится творить прекрасное, а развитие его способностей станет стимулом для новых открытий.
6) Используйте печатные или электронные пошаговые руководства. Малыш научится с вами поэтапно рисовать животных, персонажей мультфильмов и других героев.
Используя инструкции, разработанные для детей и взрослых, можно изображать и людей, добавляя детали поэтапно. Вот, к примеру, как научить ребенка рисовать человека:
Стоит отметить, что банальное перерисовывание определенного изображения нивелирует развитие воображение и творчества юного создания. Тогда как научить ребенка рисовать человека, птиц и животных и прочие реальные предметы иным способом без этих азов? Попробуйте метод рисования с помощью цифр. Такое под силу обычно ребятам лет четырех-пяти.
ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность — Перспективный план занятий по ИЗО деятельности и конструированию с детьми раннего возраста на октябрь
Публикация «Перспективный план занятий по ИЗО деятельности и конструированию с…»
Перспективный план занятий по ИЗО деятельности и конструированию с детьми раннего возраста на ОКТЯБРЬ Лепка — печать «Картинки на тесте» Цель. Вызвать интерес к созданию изображений на тесте. Показать разные способы получения образов (отпечаток ладошек, пальчиков, разных…
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и изобразительной деятельности для детей с 1,5 до 3 лет «Золотая рыбка»
Цель: Расширения познавательного интереса на основе раз- вития понимание речи и активизации словаря. Задачи приоритетной образовательной области «Речевое развитие»: -воспитывать умение слушать новую сказку; -объяснять детям поступки персонажей; -способствовать формированию…
Конспект игровой образовательной ситуации «В солнечный денек золотой расцвел цветок» по изодеятельности для детей 3–4 лет
Тема: «В солнечный денек золотой расцвел цветок». Цель. Создать условия для обучения детей рисованию цветов нетрадиционным способом. Задачи. Формировать умение передавать образ цветка, его строение с помощью оттиска пробкой, ватных палочек. Развивать чувство цвета. Формировать…
Конспект изобразительной деятельности с детьми второй группы раннего возраста «Солнечные лучики»
Тема: «Солнечные лучики» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе изобразительной деятельности с детьми рисование кисточкой короткие линии. Задачи: • Создать условия для развития интереса к рисованию; • Создать условия для развития закрепления знаний геометрической…
Знакомство с кисточкой
Если на первом этапе тактильного рисования с детьми родители используют съедобные материалы, например, пальчиковые краски, то в период 3-4х лет можно начать пользоваться стандартными красками. Как правило, это акварель или гуашь, которыми рисуют при помощи кисточки.
Но как творчески подвести ребенка к использованию такого инструмента как кисточка? Ведь сразу правильно держать этот инструмент тремя пальцами и не научишь, да и не надо. А необходимо в первую очередь следующее:
- Показать, что волшебной кисточкой можно оживить краску. Для этого подготовить несколько баночек с небольшим количеством воды. Затем погрузить кончик кисточки в воду, смочить краску и капнуть ее в воду. Когда вода окрашивается, краска оживает, а затем ребенок экспериментирует самостоятельно;
- Показать, что с помощью кисточки можно гладить любую поверхность. Для этого сначала нужно показать имитацию, как мама гладит волосики ребенка на голове. И также кисточка будет гладить бумагу или край баночки для отжима воды;
- Научить кисточку красить свои волосики. Если краска на кисточке высыхает, то нужно немного водички и новая краска, чтобы волосики снова стали цветными;
- Познакомить малыша с тем, что кисточка учит краски дружить. Для этого показать, что краски могут смешиваться между собой как в воде, так и на бумаге или палитре. При этом получаемый цвет не важен;
- Поиграть в волшебную палочку, которая создает различные узоры. Ребенку нужно показать, что кисточкой можно ставить кляксы и точки, делать штрихи и линии, в целом наносить любой фантазийный узор.
И самое главное – совершенно не страшно, если лишние брызги при работе с кисточкой попадут на работу или полетят вокруг
Ведь важно удовольствие, которое получит ребенок от своего творческого эксперимента
А вот как провести художественные занятия с красками и кисточками в столь раннем возрасте еще стоит разобраться. Родители должны тщательно подбирать, что предложить ребенку рисовать, если они проводят совместные занятия.
В каком возрасте начинать обучение
Многие родители задаются вопросом: в каком возрасте нужно начинать учить ребёнка рисовать. В принципе, этому учиться никогда не рано и никогда не поздно. Так, согласно многим теориям раннего воспитания детей, лучше начинать обучение буквально с пелёнок. Насколько оправдано подобное мнение?
Не стоит забывать, что каждый ребенок индивидуален и развивается в своём собственном темпе. Некоторые дети начинают интересоваться рисованием уже в 1-2 года, в то время как другие начинают проявлять интерес к этому занятию только в 4-5 лет. Так что ориентироваться стоит не на возраст, а на вовлеченность малыша в процесс.
Важно понимать, что рисование должно быть для ребёнка приятным занятием, а не обязательством. Если он не проявляет интереса к рисованию, не стоит его и заставлять заниматься этим делом
Вместо этого можно предложить ему другие виды творческой деятельности, такие как лепка, конструирование или складывание мозаики.
Если же ребёнок проявляет интерес к рисованию, то можно начинать учить его уже с 2-3 лет. В этом возрасте дети ещё не умеют держать карандаш правильно и не могут нарисовать сложные фигуры, но уже способны создавать простые рисунки, используя круги, линии и точки. Ничего страшного, если готовый рисунок будет напоминать каракули.
Рисование должно быть для ребёнка игрой и развлечением, а не стрессом и обязательством. Не стоит сравнивать его рисунки с работами других детей или требовать от него слишком многого. Лучше всего поддерживать и поощрять его творческие усилия, чтобы он чувствовал себя уверенно и мог развиваться в своем темпе.
Как научить ребенка рисовать поэтапно?
Подобные занятия хорошо влияют на мелкую моторику и способствуют умственному развитию. В процессе занятий живописью маленький человек учится обобщать и анализировать. Так, например, дети изображают солнце в виде круга, а дом – состоящим из простых геометрических фигур. Все это способствует развитию воображения. И раз уж вы задались вопросом, как научить ребенка рисовать, то начните с простых форм, постепенно добавляя к ним новые более сложные. Начинать осознанное обучение лучше с двух лет. Чтобы понять, как же научить ребенка рисовать в 2 года, воспользуйтесь следующими советами:
- покажите малышу разные геометрические фигуры, пусть он научится их изображать;
- научите комбинировать. Подскажите, например, что из квадрата и треугольника может получиться дом, а из нескольких прямых линий – забор или дорога;
- дайте малышу самому поэкспериментировать и придумать свои картинки.
Если вы решаете, как научить ребенка рисовать в 3 года, то здесь задачу следует заметно усложнить и добавить работу с цветом. Покажите юному художнику, как заштриховывать уже готовые фигуры или закрашивать части листа цветовыми пятнами. Не ругайте его, если корова на листе будет синяя, а ворона – зеленая. Дайте ему освоиться с различными художественными материалами, пусть он почувствует себя уверенно, работая с разными оттенками, и только затем стоит мягко указать на правильный окрас. Посмотрите вместе с ребенком фотографии животных и растений – пусть он сам определит цвет. Однако если крохе захочется раскрашивать картинки в разные фантастические тона – не настаивайте. Здесь важен сам процесс.
Заниматься рисованием дошкольнику лучше с кем-то из взрослых. Это не позволит ему заскучать, а совместное времяпрепровождение основательно сблизит родителей с их малышом.
Задача, как научить ребенка рисовать в 4 года, решается просто. В этом возрасте малыши уже умеют изображать довольно сложные объекты. Люди и животные на их рисунках становятся узнаваемыми, хоть и по-прежнему схематичными
Тут важно научить юное дарование подмечать мелкие детали того, что он изображает: какого цвета дом, много ли вокруг деревьев, и как они расположены. Пусть малыш старается по возможности подмечать различные особенности своего окружения
Это сделает рисунок более узнаваемым, поможет развить наблюдательность.
Творим с малышами до 2 лет
Уроки рисования следует проводить поэтапно с самого начала. Как только малышу наскучат первые опыты создания незамысловатых узоров в технике «Свободного творчества детей», предложите ему ставить кончиками пальцев на бумаге точки или полоски, а также делать отпечатки ладошек и ступней. На дальнейших занятиях помогите ребенку на основе того, что он уже знает, создавать целые картины. Развитие ассоциативного мышления стимулирует образную память малышей.
В течение первого и второго года малыша попробуйте на ваших уроках и другие рисования красками:
- «Мокрый стиль»: опустите лист бумаги в воду на 2 секунды, положите его на поднос и разрешите малышу рисовать на листе акварелью. При этом цвета будут растекаться и смешиваться, создавая причудливые узоры.
- «Волшебная губка»: небольшую губку макают в гуашь, слегка отжимают и оставляют на листе А3 отпечаток. Из поролона можно для детей вырезать различные фигурки: прямоугольник, треугольник, круг, цветочек и др. Сначала ребенок может просто ставить отпечатки, а затем – придумывать целые композиции. Такие штампы – замечательное средство для занимательного творчества маленького человека.
- «Трафарет»: существуют готовые трафареты для создания простых крупных изображений, но такие же мама и папа могут изготовить сами, вырезав фигуры из бумаги.
Чтобы малышу не надоедало создавать шедевры, разжигайте его интерес разнообразными способами, например:
Сшейте маленькому художнику фартушек и нарукавники
Сколько бы ни было ему лет, он начнет воспринимать свои моменты творчества как нечто важное, сам будет брать необходимые принадлежности и внимать каждому вашему слову.
Удивите малыша, которому исполнилось 2 года, тем, как образуются новые цвета и оттенки путем смешивания разных красок, и позвольте ему самому поэкспериментировать.
Постепенно знакомьте ребенка с иными принадлежностями для творчества. Если малыш уже умело орудует ложкой, покажите ему, как рисовать пальчиковыми кистями, дайте кисточки для красок, палитру, позже карандаш и фломастеры и расскажите, как ими пользоваться.
Рисуем с помощью подручных средств
Рисовать можно не только карандашами и кисточками. Можно использовать и другие, даже на первый взгляд, неподходящие предметы. Такие способы рисования подойдут даже совсем маленьким деткам, но и старшие дошкольники с удовольствием пробуют самые разные техники.
Рисуем с помощью подручных средств:
Картонные трубочки. Втулки от бумажных полотенец или туалетной бумаги – отличный вариант для рисования методом штампования. На плоскую тарелку наливают гуашь, разведенную водой до густоты сметаны. Сильно жидкой краску делать не нужно, течь оно не должна. Обмакивают один край трубки в краску и рисуют методом штампования. Чтобы было интереснее, трубкам можно придать разную форму. Чем младше ребенок, тем больше должен быть лист бумаги. А чтобы бумага не елозила по столу, её нужно закрепить малярным скотчем.
Винные пробки. Аналогично можно делать рисунки при помощи винных пробок. Пробки оставляют круглые отпечатки, с их помощью можно создавать различные узоры. Взрослый может нарисовать на листе бумаги какой-либо предмет, например, вазу. А ребенок украсит этот предмет цветными горошинками.
Методом штампования можно рисовать и другими предметами. Например, губками или мягкими помпончиками (для удобства их закрепляют на прищепках).
Рисование щетками можно проводить, как методом штампования, так и методом набрызгивания. Второй способ заключается в следующем – щетку обмакивают в краску, затем пальцем проводят по щетинкам, чтобы брызги краски попали на бумагу.
Можно использовать для рисования различные предметы. Используя пластиковые вилки, можно рисовать «мохнатые» предметы, например, цветущие одуванчики или иголки ёжика. При помощи ватных палочек можно нарисовать падающий снег или украсить горошинками платье нарисованной куклы.