Режим дня годовалого ребенка
У годовалого ребенка происходят значительные изменения в физическом и психическом развитии. Он изо дня в день совершенствует речь, осваивает ходьбу, приседания, преодоление препятствий. Его движения еще скоординированы плохо. Малыш быстро устает. Вместе с тем это уже самостоятельная личность. Он с удовольствием моет сам руки, пытается чистить зубы, умываться.
Работоспособность ребенка понемногу повышается, тем самым расширяя возможности умственного и познавательного развития
В его распорядке дня появляются занятия, направленные на развитие, важно чтоб они были небольшой продолжительностью. Разберем ключевые моменты в режиме дня ребенка на втором году жизни.
Продолжительность сна
В среднем суммарная длительность сна ребенка на втором году жизни варьируется между 14-16 часами. При этом на ночь приходится от 10 до 12 часов. Ребенок способен уже бодрствовать по 4 часа кряду. Дневной сон еще двухразовый по 1,5 часа. Но, нужно плавное формирование перехода к одноразовому сну с удлинением периодов бодрствования.
Если малыш в течение дня выдерживает хорошее настроение, не переутомляется к вечеру, спит всю ночь, он готов к переходу на одноразовый дневной сон. Если же ребенок отказывается от еды, капризничает, гиперактивен, у него наблюдаются перепады настроения, то переход на одноразовый дневной сон произошел рано. Причем перечисленные признаки могут проявиться не сразу, а с накоплением усталости в организме. В этом случае можно попробовать удлинить время ночного сна или вернуть второй дневной сон.
Прогулки
Обычно ребенок в годовалом возрасте гуляет 2 раза в день, утром после завтрака и днем после полдника. Примерное время прогулок – 2 часа
Важно, чтобы во время прогулок малыш не сидел в коляске. Ему необходимо активно двигаться, совершенствовать моторные навыки, координацию движений
Особенно важно включать большую двигательную активность во вторую прогулку. Это способствует крепкому ночному сну.
Игровая деятельность
Годовалый малыш пока не может длительное время отдать занятиям. Его диапазон внимания не дает ему такой возможности. В связи с чем, запланированные игры и развивающие занятия, чтение книг, лепку пластилином, рисование красками нужно «раскидать» на день. Продолжительность занятий не должна превышать 10 минут
Важно соблюдать разнообразие прогулок на улице с играми в мяч и занятия, направленные на развитие интеллектуального уровня.
Особенности питания
У годовалого ребенка перерывы между приемом пищи составляют около 3-3,5 часов. Малышу предлагается завтрак в течение часа после пробуждения, а последнее кормление происходит не поздней часа до укладывания. В годовалом возрасте дети еще находятся на 5-разовом кормлении. После приема пищи ребенок не должен сразу отправляться спать. Ему дается еще некоторое время для бодрствования. Этот режим позволяет сохранить познавательную активность, бодрость, приучает к цикличности и определенным ритуалам.
Гигиена ребенка
Умывание ребенка происходит по утрам, после дневного сна и на ночь. Годовалый малыш с помощью родителей учится умываться, чистить зубы. Перед ночным сном ребенка нужно покупать в ванной. Это часть ритуала отхождения ко сну. Годовалый возраст – это время активного приучения к горшку. Предлагайте ребенку горшок сразу после дневного и ночного сна, до и после прогулки, после активных игр.
Подготовка ко сну
Годовалый ребенок нуждается в ритуале отхождения ко сну. Подготовка к ночи должна происходить заранее, еще с 6 часов вечера. После этого времени убираем все шумные, активные игры, ужинаем, принимаем вечернюю ванну. Высаживание на горшок, сказка в кровати скоро станут традицией. Желательно эти действия производить в одно и тоже время. Это позволит сформироваться условному рефлексу. Пройдет немного времени, и малыш в установленный период будет чувствовать усталость, легче, без капризов засыпать.
Как приучить ребенка спать в своей кроватке?
Существуют различные методики, помогающие ребенку заснуть самому, без помощи родителей. Их нередко применяют в качестве немедикаментозного лечения инсомнии (нарушения сна) у детей раннего возраста — от 1 до 3 лет4. Ниже описаны примеры таких методик. Выбор подходящей для вашего малыша нужно обсудить вместе со специалистом по детскому сну.
Один из способов преодоления расстройств сна — это поведенческая терапия. С ее помощью изменяют неправильные ассоциации и установки сна у ребенка4,7. В поведенческой терапии используют метод оставления. При нем родители сразу оставляют ребенка в кроватке и уходят из детской. При этом они не возвращаются, услышав его крики или зов, давая ему возможность заснуть самостоятельно4. Но психологи не рекомендуют применять такой подход, если малышу еще нет 6 месяцев, и он на грудном вскармливании4, так как это может негативно сказываться на состоянии малыша.
Кроме того, метод оставления подходит далеко не всем родителям. Желающим быть рядом или успокоить плачущего младенца4 специалисты рекомендуют другие методики — «проверка и выдержка» или «постепенное погашение»4,7.
«Проверка и выдержка»
При подготовке ко сну родитель какое-то время проводит с ребенком, затем укладывает его в кроватку и уходит из комнаты либо ложится в свою постель, если она в детской. При этом в течение 15-20 минут к младенцу не подходят и не реагируют на его плач или крик. Этот период называют «выдержкой»7
Когда положенные 20 минут истекут, родитель подходит к ребенку, поправляет его постель и снова возвращается к себе. Это часть называется проверкой7.
Очень важно не вынимать его из кроватки и не кормить его, когда он просыпается. Исключение составляют дети, которым требуются ночные кормления по возрасту или медицинским показаниям
Во всех остальных случаях родитель просто подходит к кроватке на короткое время, выполняя проверку, а затем снова уходит на 15-20 минутную «выдержку»7.
Постепенно — в течение нескольких ночей — интервал «выдержки» увеличивают до 30 минут7.
«Постепенное погашение»
Эта методика призвана «погасить» протесты и манипуляции ребенка7. Есть 2 варианта «постепенного погашения» — в присутствии родителя и без него4.
Классический вариант заключается в том, чтобы оставить младенца в спальне одного на определенное время, постепенно приучая его засыпать самостоятельно. В отличие от метода «проверка и выдержка», ребенка можно успокаивать. Но возвращаться к его кроватке нужно не по первому зову, а через определенное время. После того, как ребенок успокоится, нужно снова уйти, увеличивая интервалы, когда он пытается заснуть без вас7. Этот вариант подходит для младенцев старше 6 месяцев4.
До полугодовалого возраста используют метод «постепенного погашения» в присутствии родителя. Он выполняется поэтапно4:
- Родитель укладывает малыша в кровать, а сам садится возле нее. Если кровать большая, можно прилечь рядом с ребенком.
- В последующие ночи мама или папа все еще остаются рядом с младенцем, но постепенно сокращают количество прикосновений, меньше общаются с ним, показывая ему, что они заняты каким-либо делом, например, читают или убирают в комнате.
- Укладывая ребенка спать, родитель не ложится с ним рядом, а садится на стул неподалеку от кроватки, примерно в 5 метрах от нее, продолжая сидеть, пока младенец не заснет.
- На следующем этапе расстояние между кроваткой и стулом увеличивают, постепенно отодвигая его.
- Чуть позже можно ненадолго выходить из детской комнаты, но обязательно возвращаться до того, как ребенок заплачет.
Если ребенок проснется, повторите те же действия, которые вы выполняете на данном этапе методики. Этапы можно растягивать на несколько дней, чтобы малыш успевал привыкнуть к каждому4.
Что делать, если ребенок путает день с ночью?
Некоторые дети проявляют активность в ночное время, а днем большую часть времени проводят во сне. Данное явление носит название «перевернутый график».
Какие действия нужно предпринять, если малютка путает день с ночью? Для начала, проконсультируйтесь с вашим педиатром. Обычно врач советует давать новорожденному успокоительные препараты в виде настоя пустырника или валерианы. Приложите все усилия, чтобы ваш кроха вернулся к обычному режиму дня ребенка до года.
Как вернуть ребенка к правильному режиму дня?
Постарайтесь выяснить причину, по которой это произошло
Обратите внимание, из-за чего конкретно малютка не может уснуть. Возможно, он плохо себя чувствует: болит животик, горло или ухо, поднялась температура
Если это подтвердится, обратитесь за помощью к врачу и выполняйте его предписания.
Убедитесь, что в своей кроватке крохе удобно и комфортно. Постельное белье должно быть выполнено из натурального материала. Подушку класть не обязательно или подберите совсем низкую.
Положив ребенка в кроватку, посмотрите, нет ли складок на его одежде, из-за которых он может чувствовать себя некомфортно. Пижаму для малыша выбирайте только из хлопковой или льняной ткани, со швами наружу.
На ночь лучше всего запеленать малыша – если он будет двигать ручками и ножками, может от этого проснуться.
Каждый день в комнате малютки делайте влажную уборку, а также стабильно осуществляйте проветривание. Нормальной температурой для новорожденного считается +20 или +22 °С. Кроха может проснуться и заплакать, если замерзнет или вспотеет.
Постарайтесь сделать так, чтобы активной деятельностью малыш занимался в дневное время.
Строго придерживайтесь выбранного режима ребенка. Особое внимание уделяйте сну и бодрствованию. Если карапуз в утренние или дневные часы проводит во сне больше отведенного времени, разбудите его.
При купании в воду можете добавить отвар или настой, обладающий успокоительным действием. Сначала обратитесь за консультацией к врачу.
Если кроха проснулся в ночное время, не стоит включать свет и громко разговаривать.
Убедитесь, что карапуз не голоден. Последний раз покормите его в период с 23 до 24 часов.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какая норма температуры тела у новорожденных до месяца?
Вернуть кроху к правильному графику в ваших силах. На это уйдет не один день. Главное – терпение, и все получится. Ночью все дети должны спать. Этого вы и должны добиться от своего непоседливого карапуза.
Выбираем свой режим дня
Есть два вида режима дня, каждый из которых имеет свои плюсы. Родители сами решают, что подходит им и их ребенку.
Строгий режим. Этот распорядок подразумевает строгое время, в которое ребенок принимает пищу, ложится спать, гуляет. В результате происходит формирование внутренней дисциплины и привычки к планированию времени. Для родителей такой распорядок обычно удобен, особенно в первые годы жизни малыша. Но, такой режим не учитывает индивидуальные особенности ребенка, порой выступает в противовес его собственным биоритмам. Если случаются отклонения в распорядке дня, то это крайне негативно сказывается на самочувствии и настроении детей. Согласно психологии, строгий режим подавляет желания и волю ребенка, не способствует формированию личности.
Свободный режим. Этот распорядок складывается благодаря наблюдениям за ребенком, его потребностями и особенностями. Ведь у детей уже в первые месяцы жизни проявляется расположенность к определенному времени бодрствования, засыпания, пробуждения. Свободный режим дня складывается именно на этих ключевых показателях. Родителям требуется подобрать оптимальное время для сна, кормления, основанное на биоритмах ребенка. Получается, что этот вид также носит упорядоченный характер, но уже с учетом индивидуальности детей.
Отличие свободного режима от строгого в том, что он устраивается не на средневзятых нормах, а с учетом индивидуальности, потребностей ребенка. В этом случае происходит формирование малыша, как личности, которая понимает, что ее интересы учитываются. Такие дети растут в более комфортной обстановке. Но свободный график не всегда учитывает интересы родителей, серьезно ухудшает процесс адаптации ребенка к детскому саду.
Что дает ребенку режим дня?
Дело не только в том, что ребенку нужно отдыхать, использовать время сна для восстановления сил и обработки полученной во время бодрствования информации, но и в том, что это задает определенную ритмику всему организму.
ЖКТ
Например, для того чтобы у ребенка не возникли запоры, важно, чтобы приемы пищи были в одно и тоже время. Нервная система
И для того, чтобы нервная система работала эффективно, ребенка необходимо укладывать спать в одно и тоже время.
Режим кормлений и сна. А вот сколько раз в день кормить, как часто укладывать спать, как долго спать или бодрствовать – это уже индивидуально. Кому-то требуется больше времени на сон или несколько дневных перерывов в сутки. А кому-то меньше.
Каждый месяц эти потребности у ребенка могут изменяться, количество сна сокращаться, промежутки между приемами пищи увеличиваться
И в этом случае важно ориентироваться не на книги или советы родственников, а на самочувствие ребенка.
Почему режим дня так важен
Почему же режим дня важен? Малыш очень быстро растёт и стремительно развивается, с каждым месяцем у него появляются новые навыки, интересы, умения и предпочтения. И чтобы ребёнок мог познавать мир активно и гармонично, нужно ему в этом помогать. И именно для этого необходим распорядок дня.
Если малыш будет выполнять те или иные действия по расписанию, он будет ощущать себя под защитой. Режим – своеобразный ритуал длительностью в целый день. Процедуры выполняются в определённой последовательности и примерно в одно и то же время, что формирует привычки и лишний раз доказывает, что всё в порядке, нет никаких кардинальных изменений и незнакомых ситуаций.
Соблюдая режим дня, ребёнок постепенно приучается к дисциплине, становится организованным. Это очень пригодится, когда кроха начнёт посещать детский садик, где все действия выполняются строго по расписанию. Ребёнку будет проще просыпаться и засыпать в одно время, принимать пищу с определёнными интервалами.
Но режим также очень полезен и для родителей. Если мама знает, что и когда будет делать её сын или дочка, то она спокойна, организована и не находится в состоянии стресса или непонимания из-за незнания и непостоянства. У родителей появляется свободное время, ведь если выстраивать распорядок с учётом потребностей всей семьи, то можно найти временные промежутки для собственных дел.
Примерный режим дня
Ниже мы предлагаем примерный режим дня, который позволяет подготовить годовалого ребенка к распорядку, принятому в детском саду. С учетом двухразового дневного сна:
6:00 – подъем, умывание;
6:30 – кормление;
7:00 – спокойные игры;
8:30 – общение, прогулка;
9:00 – завтрак;
9:30 – первый сон;
11:00 – подъем, игры;
13:00 – обед;
13:30 – физическая активность;
15:00 – прогулка;
16:30 – полдник;
16:45 – второй сон;
18:00 – подъем;
18:30 – общение;
19:00 – ужин;
19:30 – спокойные игры, чтение книг;
20:30 – купание, массаж, чистка зубов;
21:00 – кормление на ночь;
21:30 – ночной сон.
С учетом одноразового дневного сна:
6:00 – подъем, умывание;
6:30 – первое кормление;
7:00 – спокойные игры;
7:30 – массаж, гимнастика;
8:30 – завтрак;
9:00 – игры;
11:00 – прогулка;
12:30 – общение;
13:00 – обед;
13:30 – дневной сон;
16:30 – общение;
17:00 – полдник;
17:30 – прогулка;
19:00 – умывание;
19:30 – ужин;
20:00 – чтение книг, спокойные игры;
20:30 – купание, массаж;
21:00 – последнее кормление;
21:30 – ночной сон.
Мы дали примерные часы. Каждый ребенок индивидуален, кто-то встает раньше, кто-то позже. От этого и нужно отталкиваться при составлении распорядка дня.
Режим дня важен для ребенка. Это ему позволяет чувствовать себя в безопасности, иметь силы для новых свершений, развития и физической активности.
Группы полезных продуктов
При выборе рациона питания для двухлетнего ребенка родители могут ориентироваться на следующие группы продуктов: овощи, фрукты, молочные продукты, злаки, белковая пища. Это основа любого рациона. Грамотно сочетая продукты из этих групп, можно полностью покрыть потребности ребенка в питательных веществах и сбалансированно питаться.
Овощи и фрукты содержат много клетчатки, воды, макро и микроэлементов, витаминов. Их рекомендуется давать малышу во время каждого приема пищи, а также использовать для перекуса. Фрукты, ягоды и овощи можно есть свежими, запеченными, вареными, приготовленными на пару.
Многие родители снимают шкурку с огурцов, яблок других свежих продуктов перед тем, как дать их ребенку. Этого делать не стоит, так как в шкурке также содержится много биологически активных веществ.
Если ребенок ест не все фрукты и овощи, то это не значит, что они ему никогда не понравятся. Через некоторое время попробуйте дать их малышу еще раз и возможно, он с удовольствием поест. Это актуально и для других продуктов питания.
В злаках содержится клетчатка, минеральные вещества, а также углеводы, которые наполняют малыша энергией. В эту группу входят хлеб, макароны, каши. Данные продукты вместе с фруктами и овощами составляют основу ежедневного меню.
Рекомендуется выбирать злаковые продукты с низким гликемическим индексом (цельнозерновые макароны, гречневая крупа, хлеб грубого помола).
В молочных продуктах содержится много кальция и белка, которые необходимы для нормального роста и развития детского организма. Именно поэтому производные молока нужно включать в ежедневный рацион. Ребенку двух лет оптимально подойдут творог, сыр, кефир, молоко, натуральные йогурты.
Развитие малыша в 7 месяцев
Мышление:
В этом возрасте малыш умеет двигаться в поисках спрятанной игрушки. С ним уже можно играть в «Ладушки» и другие жестовые игры. Он обожает простенькие сказки и стишки-потешки.Также можно уже играть в прятки – спрячьте под подушки или одеяло игрушку и попросите ребенка найти ее.
Внимание:
Малыш должен уже узнавать знакомые лица и концентрируется на любимых игрушках. Когда играет, часто улыбается и хохочет. Во время чтения можно давать ребенку книжку с яркими картинками и толстыми страницами, которые он сможет сам переворачивать.
Общение:
Ребенок в 7 месяцев уже понимает эмоции и реагирует на них. Также он откликается на свое имя. Теперь он понимает смысл многих слов и может указать пальчиком на знакомые предметы. Продолжает общаться лепетом. Общаясь с малышом, используйте жесты и показывайте эмоции, которые вы ему описываете. Дайте ему возможность видеть ваше лицо при этом.
Движение:
Ребенок должен переворачиваться в любую сторону, самостоятельно сидеть, начинает ползать и делать первые шажки с поддержкой взрослого. Можно практиковать новые навыки во время бодрствования, чтобы скачок в развитии не сказался на сне малыша.
Понравиласть статья? Оцените:
Голосов: 240
Питание ребенка в 2 года
Питание двухлетних детей осуществляется 4 раза в день. Если кормить их чаще, они могут потерять аппетит, реже – малыши будут ощущать голод и плохо себя чувствовать. Поэтому оставляем этот аспект, как есть – между приемами пищи оптимальным является перерыв не более 4 часов.
Детишек на грудном вскармливании уже отучают от материнского молока, но по привычке они могут просить грудь по ночам и от этого просыпаться.
За общим столом дети получают разнообразный рацион, состоящий из таких продуктов:
- овощи в виде пюре (из одного или нескольких компонентов);
- нежирные мясные и рыбные блюда;
- изделия из творога (сырники, пудинги и вареники);
- молочные продукты, кефир;
- хлебные изделия;
- каши и запеканки из круп;
- масло – растительное и сливочное;
- свежие соки, ягоды и фрукты;
- пшеничный и ржаной хлеб.
Раз в день малышам можно давать половину варёного яйца (желток и белок), и раз в неделю нежирный сыр в количестве 20 г.
К возрасту 2 лет питание детей на искусственном вскармливании ничем не отличается от меню грудничков, и в нем нежелательны такие продукты, как маргарин, колбасные изделия и деликатесы, шоколад, грибы, майонезы, жирное мясо птицы – гуся и утки. Нежелательно давать детям маринады и соленья, копчёную рыбу и газированную воду. Блюда из перловой крупы тоже лучше оставить на более поздний срок, поскольку этот злак тяжело переваривается в детском организме.
По-прежнему деткам нельзя подавать жареные блюда. Готовить им можно с помощью запекания, отваривания и тушения, а также, на пару.
Режим – что это и для чего он нужен?
Каждая сознательная мама знает, что двухлетнего малыша необходимо покормить 3-5 раз в день, сводить на прогулку и уложить поспать днем. Если выполнять все эти действия бессистемно, совсем нетрудно запутаться. Хотите все успевать и сохранять спокойствие? Составьте режим дня ребенка в 2 года, если вы не использовали планирование ранее. Речь идет об организованной последовательности действий в течение суток. Полезен режим дня и для самого ребенка. Дети, живущие «по правилам», растут более спокойными, организованными. У таких малышей нет проблем с аппетитом, ранним подъемом и со своевременным отходом ко сну. Если соблюдать режим с раннего детства, ребенок благополучно адаптируется к детскому саду, а затем и к школе.
Прогулка и игры
После завтрака можно заняться творчеством, развивающими играми или пойти на прогулку, если позволяет погода и самочувствие. Если ребенка приучать к тому, что в первой половине дня нужно заниматься счетом, чтением и рисованием, потом ему будет проще адаптироваться к режиму дня в садике и школе. После первого года жизни с ребенком можно заниматься разными развивающими играми, понемногу начинать аппликацию, можно попробовать заинтересовать его изучением цветов и форм. Время на улице можно посвятить не только активным играм, но и получение первых навыков общения с чужими детьми. Для летнего периода лучше выбирать активные, подвижные игры, но независимо от времени года на улице в этом возрасте активность стоит поощрять.
Если ребенок просит есть между завтраком и обедом, постарайтесь обойтись небольшим количеством сока или легких фруктов или овощей. Не нужно перебивать аппетит незадолго до обеда, но не стоит отказывать ребенку в нужных ему калориях, если это не откровенная попытка выпросить что-то вкусное.
Интеллектуальные игры для детей двух лет
Есть много игр, стимулирующих умственное развитие. Например, поиск изображения, которое соответствует объемной фигуре. Для этого можно поискать готовые наборы в розничной сети или самостоятельно изготовить комплект собственными силами. Другие варианты:
- сборка пирамидок, матрешек;
- игра с конструктором – начинать следует с простейших элементов, позже можно перейти к сложным вариантам, содержащим больше деталей;
- подборка игрушек по цвету или форме;
- контрасты – твердый–мягкий, плоский–объемный, легкий–тяжелый, теплый–холодный;
- рисование геометрических фигур.
Если вы замечаете, что малыш устал, лучше прервать занятие
Как правило, в два года детки способны концентрировать внимание в течение 20–30 минут. По истечении этого времени они переключаются на что–то другое
Cон ребёнка от 2 до 5 лет
Для организации правильной системы сна и отдыха ребенка 2-5 лет жизни рекомендуется:
- Укладывая ребенка спать необходимо проявлять твердость и последовательность, придерживаться заведенного ритуала, давая почувствовать, что это не прихоть, а объективная необходимость.
- Перед сном следует избегать чрезмерной физической активности, игр, споров, страшных рассказов.
- Ночник или любимая игрушка, приятная музыка поможет ребенку уснуть.
- Если у ребенка отмечаются ночные кошмары, его необходимо успокоить, сказать, что родители рядом, и вернуть его в его кровать.
- Нарушения сна происходят вследствие того, что ребенок вступает в новый период развития и начинает испытывать определенные трудности, связанные с отделением от родителей, и агрессией как проявлением тревоги, связанной с этим разделением.
- Появлению ночных страхов, ночных кошмаров могут способствовать: появление второго ребенка в семье, переезд на другую квартиру, страшный фильм.
- Ребенок должен ежедневно проводить много времени в обществе родителей, чтобы у него не возникало острой потребности в их внимании, когда нужно отходить ко сну.
У детей дошкольного возраста и подростков нарушения сна, в большей степени это обуславливается психоэмоциональным напряжением, проблемами в школе с родителями, первой влюблённостью
Поэтому очень важно найти и скорректировать ситуацию.. В коррекции расстройств сна у детей разного возраста определяющими являются правильные режимно-воспитательные моменты, правильная организация питания
Вопросы назначения медикаментозной терапии для коррекции нарушений сна следует обсуждать с врачом, если проблемы сна начинают влиять на психическое или эмоциональное развитие ребенка. Существование правильного ритма сон– бодрствование является залогом нормального гармоничного развития малыша.
В коррекции расстройств сна у детей разного возраста определяющими являются правильные режимно-воспитательные моменты, правильная организация питания. Вопросы назначения медикаментозной терапии для коррекции нарушений сна следует обсуждать с врачом, если проблемы сна начинают влиять на психическое или эмоциональное развитие ребенка. Существование правильного ритма сон– бодрствование является залогом нормального гармоничного развития малыша.