Регулирование поведения через потребности

Физиологическая теория мотивации

Изучение физиологических мотиваций, таких как чувство голода, потребления кислорода, жажды, половой потребности, физиологических отправлений, объясняет механизм появления и развития физиологических инстинктов или потребностей. Теория биологических побуждений или теория импульсов использует понятие гомеостаза, представляющего собой состояние равновесия, когда организм никаких потребностей не испытывает.

Когда данное равновесие нарушается, к примеру, не удовлетворена какая-либо потребность в жидкости, возникает умножение мотиваций.

По мере нарастания чувства жажды, мотивация эта усиливается и во многом начинает определять человеческое поведение, которое становится некоторой формой активности и поиска для удовлетворения возникшей потребности. Наконец, когда, данная мотивация реализуется и человек разыскивает источник воды, утоляется чувство жажды – мотивация начинает снижение до тех пор, пока полностью не будет удовлетворена потребность в питье, и организм не возвратится снова в равновесное состояние. Данная теория является достаточно элементарной, она объясняет только в некоторой степени человеческое поведение, как правило, инстинктивное, и то с явными ограничениями. К примеру, как у сытого человека возникает потребность в пище (переедание), когда, казалось бы, исчерпаны уже все возможности удовлетворить голод. Или случаи, когда человек употребляет чрезвычайно большое количество воды. В американской психиатрии в течение последних десятилетий описывались случаи смертей, когда больные умирали от потребления чрезмерного объема жидкости, в день выпивая 10–12 литров воды. В ряде случаев это было своеобразным способом самоубийства, а в некоторых – человек просто испытывал страшную жажду, которая все физиологические потребности перекрывала. Следовательно, такая простая теория не учитывает, по-видимому, множество факторов: того, что гомеостаз может нарушиться каким-либо патологическим процессом в мозгу, когда не совпадают психический и физиологический гомеостаз. Физиологический гомеостаз может наступить, а психологические потребности в мотивации сохраняются.

Данная «физиологическая» теория не объясняет также потребность людей ощущать негативные переживания, например, потребность в просмотре фильма ужасов. С точки зрения описанной теории трудно ответить, какая из физиологических потребностей реализуется здесь. Или желание детей слушать или рассказывать страшные истории, или «страшилки». Или участие в рискованной операции, где человека подвергают смертельной опасности. Перечисленных явлений «физиологическая» теория не может объяснить. По всей видимости, психические процессы работают на принципе симметрии и гомеостаза между отрицательным и положительными полюсами: неудовольствие – удовольствие. Идеи симметрии приводят к мыслям, что в человеке существуют различные потребности: как со знаком «+», так и со знаком «–».

Теория мотивации Д. МакГрегора

Теория «Х» и «Y» Д. МакГрегора объединяет в себе две противоположные концепции (таблица 1).

Таблица 1. Теория мотивации Д. МакГрегора

При мотивации сотрудников согласно теории «Х» и «Y» особенно важно учитывать состояние уровня сознания их. Менеджер должен стремиться к развитию группы, если она является недостаточно мотивированной, от состояния «Х» к состояниям «Y»

Теория «Y» получила дальнейшее развитие в трудах Зигерта В

и Ланга Л., которые акцентировали свое внимание на важности свободы действий, информированности и значимости рабочих мест персонала для мотивации в процессе его трудовой деятельности

Последующее развитие теория «X» и «Y» получила в многочисленных трудах В

Оучи, которым была обоснована важность при мотивации коллектива. Ключевыми положениями мотивационной теории «Z» Оучи стали положения о сочетании биологических и социальных потребностей в мотивах персонала и предпочтении тех или иных сотрудников работать в группах и использовать групповые методы принятия решения

Итак, «хороший работник» отдает предпочтение работе в группе и имеет на длительную перспективу стабильные цели в своей деятельности.

Работники, которые описаны теориями «X», «Y» и «Z», образуют разные группы людей и предпочитают соответственно разные стимулы побуждения к труду и мотивы поведения. Обычно на предприятии представлены все перечисленные типы людей, и применение тех или иных концепций мотивации определяется удельной долей работников конкретного типа в той или иной группе.

Модель мотивации поведения через потребности

Модель мотивации через потребности определяется учеными и исследователями как последовательность определенных шагов:

  1. Возникновение потребности. Потребность появляется когда, человек начинает ощущать, что ему не хватает чего-либо. Она проявляется в конкретное время и “требует” от человека, чтобы он искал возможности и предпринимал какие-либо шаги для устранения ее. Потребности могут быть разными: физиологическими, психологическими, социальными.
  2. Поиск пути устранения потребности. Поскольку потребность возникла и для человека создает проблемы, то он начинает поиск возможностей ее устранения, удовлетворения, подавления. Появляется необходимость что-то делать, предпринимать.
  3. Определение направления действия. Человек производит фиксацию того, что и какими средствами ему следует сделать, чего добиться и получить для устранения потребности. На этой стадии производится увязка таких вопросов, как: что мне нужно получить, чтобы потребность устранить; что мне нужно сделать, чтобы получить желаемое; в какой степени я смогу добиться желаемого; насколько то, что я смогу получить, сможет устранить потребности?
  4. Осуществление действий. На данной стадии человеком затрачиваются усилия для того, чтобы предпринять действия, в конечном счете, которые, должны ему предоставить возможность получения чего-либо, чтобы потребность устранить. Поскольку процесс работы оказывает на мотивацию обратное влияние, то на данной стадии может осуществляться корректировка целей.
  5. Получение вознаграждения за выполнение действий. Проделав некоторую работу, человек или непосредственно получает то, что он можно использовать для устранения потребностей, или то, что он может на желаемый объект обменять. На этой стадии уясняется то, насколько выполнение действий дало желаемые результаты, а в зависимости от этого мотивация к действию либо ослабляется, либо сохраняется, либо усиливается.
  6. Устранение потребности. В зависимости от уровня снятия напряжения, инициируемого потребностью, а также от того, вызывает ли устранение потребности ослабления или усиления мотивации к деятельности, человек до возникновения новой потребности или прекращает деятельность, или продолжает поиски возможностей по устранению потребности.

Статья: Модель мотивации через потребности

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Человеческий фактор в обеспечении безопасности

Как известно, от 60 до 90% травм происходит по вине самих пострадавших.

Все это требует уделять серьезное внимание работнику как самому слабому звену во всей цепи обеспечения безопасности и гигиены труда.
Опыт свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма часто лежат не инженерно-конструкторские дефекты оборудования и инструментов, а организационно-психо­ло­гические причины: низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам безопасности, недостаточная дисциплинированность, допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском травмирования, пребывание людей в состоянии утомления или других психических состояниях, снижающих уровень их безопасности. Соотношение между качеством и безошибочностью работы человека и действующими нагрузками показывает, что зависимость частоты появления ошибок от действующих нагрузок является нелинейной. При очень низком уровне нагрузок большинство людей работают неэффективно и качество работы далеко от оптимального

При умеренных нагрузках качество работы оказывается оптимальным, и поэтому умеренную нагрузку можно рассматривать как достаточное условие обеспечения внимательной работы человека. При дальнейшем увеличении нагрузок качество работы человека начинает ухудшаться, что объясняется главным образом такими видами физиологического стресса, как страх, беспокойство и т.п. При самом высоком уровне нагрузок безошибочность работы человека достигает минимального значения

При очень низком уровне нагрузок большинство людей работают неэффективно и качество работы далеко от оптимального. При умеренных нагрузках качество работы оказывается оптимальным, и поэтому умеренную нагрузку можно рассматривать как достаточное условие обеспечения внимательной работы человека. При дальнейшем увеличении нагрузок качество работы человека начинает ухудшаться, что объясняется главным образом такими видами физиологического стресса, как страх, беспокойство и т.п. При самом высоком уровне нагрузок безошибочность работы человека достигает минимального значения

Соотношение между качеством и безошибочностью работы человека и действующими нагрузками показывает, что зависимость частоты появления ошибок от действующих нагрузок является нелинейной. При очень низком уровне нагрузок большинство людей работают неэффективно и качество работы далеко от оптимального. При умеренных нагрузках качество работы оказывается оптимальным, и поэтому умеренную нагрузку можно рассматривать как достаточное условие обеспечения внимательной работы человека. При дальнейшем увеличении нагрузок качество работы человека начинает ухудшаться, что объясняется главным образом такими видами физиологического стресса, как страх, беспокойство и т.п. При самом высоком уровне нагрузок безошибочность работы человека достигает минимального значения.

Ошибки по вине человека, связанные с безопасностью, могут возникнуть в случаях, когда работник 1) сознательно стремится к выполнению работы за счет нарушения правил безопасности, 2) не владеет приемами безопасного труда, 3) медленно реагирует на изменяющуюся ситуацию и бездействует именно в тот момент, когда его активные действия необходимы.

Среди основных причин ошибок человека можно выделить такие, как: 1) профессиональная непригодность к данному виду труда; 2) неудовлетворительная подготовка или низкая квалификация; 3) слепое следование инструкции с неудовлетворительными процедурами безопасности; 4) плохие условия труда на рабочем месте, например, ограниченная видимость или высокая температура, и/или неудобные средства индивидуальной защиты и т.п.

Поскольку проблемы аварийности и травматизма невозможно решать только инженерными методами, проблемы подбора и подготовки работников, учет их психологии являются важным звеном в структуре мероприятий по обеспечению охраны труда. Поэтому при организации управления охраной труда приходится учитывать психические процессы, психические свойства и особенно подробно анализировать различные формы психических состояний, наблюдаемых в процессе трудовой деятельности.

Способы саморегуляции

Один из источников формирования волевой регуляции – национальная культура, которая во многом определяет поведение и личностные характеристики человека. Культура – совокупность ценностей, набор средств и способов их достижения. Если кратко, волевая регуляция дает возможность контролировать поведение, вырабатывать качества характера, необходимые для успешного построения карьеры в любой профессиональной сфере.

Выделяют типы воздействия на работу нервной системы и мышечного аппарата, которые охватывают методы контроля мышления и функций тела. В рамках управления функциями тела подразумевается регуляция тонуса мышц, дыхательной и сердечной деятельности. Способы контроля мышления и поведения в рамках волевой регуляции:

Избегать эмоциональной окраски образов, сопровождающих текущие события, например, появления чувства неприязни, страха, злобы, раздражения

Переключать внимание на реальную действительность. Управлять вниманием

Тренировать умение быстро переключать внимание с одного объекта на другой, оттачивать навык концентрации внимания на нужном объекте. Сохранять спокойствие, планировать дальнейшие действия с учетом текущих обстоятельств независимо от внешних дестабилизирующих влияний.

Эмоциональное напряжение сопровождается изменением психического и физического состояния организма. В этот момент повышается тонус мышц скелета, изменяется мимика, темп и тональность речи, учащаются пульс и дыхательные движения. Простые способы саморегуляции:

Расслабление мускулатуры лица. Чем раньше подключается осознанный контроль эмоций, тем больше его эффективность. Например, в состоянии гнева рефлекторно сжимаются зубы, меняется мимика

В этот момент важно приложить усилие и произвольно расслабить мускулатуру. Совершенствование техники дыхания

Делать упражнение – сидя на стуле, расслабить шейные мышцы, расположить руки свободно на коленях, закрыть глаза, сосредоточившись на процессе дыхания. Легко и ритмично, без усилий дышать через носовые ходы. При выполнении дыхательных движений не задействовать дополнительные мышцы, например, живота, области диафрагмы, плеч (приподнимая их). Одновременно увеличивать время вдоха и выдоха, не напрягая дополнительные мышцы. Зафиксировать в памяти технику дыхания, применять в экстремальных ситуациях. Визуализация. Мысленно представляя объекты, можно регулировать эмоциональное состояние. Например, чтобы отдохнуть и расслабиться, мысленно представляют широкое пространство – бесконечную водную гладь, открытое, чистое небо, обширную комнату, зал. Если нужно мобилизовать ресурсы организма, воображают узкое, ограниченное пространство – ущелье, маленькую комнату, узкую улицу с высотными домами.

Исследования показывают, тонус мышц влияет на деятельность головного мозга. По афферентным путям к головному мозгу поступают импульсы от разных отделов тела. Доля сигналов, поступающих от скелетных мышц, составляет 60%, что обуславливает зависимость активности мозговых структур от состояния мышц. Мускулы расслаблены – мозговые структуры меньше возбуждены и наоборот.

Напрягая мышцы, индивид активизирует работу мозга. Снижение значимости планируемого результата и параллельная концентрация внимания на способах преодоления трудностей, технических деталях задачи, выборе тактических приемов повышает эффективность работы. С этой целью применяют волевые качества, которые включают целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержку, самообладание.

Виды социального контроля

Как известно, в традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах. В современном — в основе выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы.

Сейчас у социального контроля есть институциональная поддержка в виде суда, образования, армии, производства, средств массовой информации, политических партий, правительства.

В Российской Федерации созданы специальные органы для реализации социального контроля: прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Федеральная служба безопасности, различные органы финансового контроля и другие. Функциями контроля также наделены депутаты различных уровней. Кроме государственных органов, большую роль в России играют различные общественные организации, например, в области защиты прав потребителей, в контроле за трудовыми отношениями, за состоянием окружающей среды и т. д.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль.

Внешний социальный контроль — комплекс методов и действий, которые приняты с целью соблюдения общественных форм поведения. Его разделяют на:

Формальный — проявляется в виде общественной похвалы или порицания. Его характеристики:

Осуществляется государственными органами, общественными организациями, СМИ и распространяется на всю государственную территорию.

Закреплен законодательством, указами, инструкциями.

Имеет направленность на ознакомление и принятие законов, господствующих в социуме.

Зачастую представлен в виде идеологии.

Неформальный — проявляется в форме похвалы или порицания со стороны неофициальных лиц и выражен культурой СМИ. Его особенности:

Осуществляется в социальных институтах: семья, религия, учебные заведения.

Большую эффективность приобретает в малых группах.

Внутренний социальный контроль — это когда индивид самостоятельно принимает решения о регулировании общественного поведения. В ходе социализации человек приобретает самоконтроль и может использовать механизм саморегуляции. Регуляция происходит через сознание, совесть и волю.

Сознание — способность мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности.

Совесть — формирование норм поведения, ценностей у человека и действие в согласии с ними.

Воля — преодоление трудностей в общественном поведении через самостоятельную регуляцию поведения.

Социальное поведение

Поведение человека в отличие от поведения животных носит целеполагающий, произвольный характер.

С точки зрения социологии, поведение – это поведенческие процессы человека, связанные с удовлетворением физических и социальных потребностей. Эти потребности возникают как реакция на окружающую социальную среду.

Группа или индивид являются субъектами социального поведения. Социализация, т.е. усвоение социальных норм в первую очередь определяют поведение человека.

Если у всех людей врожденные инстинкты практически похожи, то приобретенные в процессе социализации качества у каждого человека будут различны. К тому же социальные нормы и ролевая структура общества строго регулируют социальное поведение индивида.

Социальная норма поведения полностью соответствует статусным ожиданиям, которые дают возможность обществу предсказывать действия индивида. Свое поведение сам человек может координировать с теми моделями, которые приняты в обществе.

Социальное поведение – это форма и способ проявления индивидом своих предпочтений и установок в социальном действии или взаимодействии.

Личностная заинтересованность также оказывает большое влияние на социальное поведение. Например, человеку свойственно обсуждать только те вопросы, которые вызывают субъективный повышенный интерес, в обсуждении остальных вопросов активность индивида резко снижается.

Люди по жизни руководствуются моральными и этическими принципами, когда человек не может пойти против своих нравственных ценностей и расплачивается за это своей жизнью.

Безусловно, надо помнить и о том, что социальное поведение зависит от осведомленности о той или иной ситуации, насколько индивид владеет этой информацией, знает «правила игры» и может их использовать.

Готовые работы на аналогичную тему

В основе поведения может лежать и такая цель, как манипулирование обществом, примером этого являются предвыборные обещания современных политиков. Для того чтобы достичь свои жизненные цели человек может применять поведение естественное и поведение ритуальное.

Естественное поведение направлено на достижение индивидуальных целей и соответствует этим целям. Такое поведение носит природный характер и социальными нормами не регламентируется.

Ритуальное поведение или «церемонное» является индивидуально-неестественным, но, благодаря нему общество существует и воспроизводится. Для ритуала, который является неотъемлемой частью социальной жизни, характерно множество форм – от этикета до церемонии.

Чтобы человек выжил как вид, чтобы сохранить и поддержать общественные отношения выделяется форма социального поведения — поведение кооперативное, суть которого состоит во взаимопомощи друг другу и поведение родительское по отношению к своим детям.

Моделирование экономики с точки зрения теории мотивации

Существующие экономические модели можно
разделить на две группы:

1. Жесткая экономика (занимайся экономикой,
иначе будет плохо). Плохо  это болезни и смерть
персонажа при недопотреблении чипов; либо
негативные демографические последствия для
команды (убитые выходят в другую команду).
Наконец, жесткая экономика может быть построена
на реальных продуктах.

2. Мягкая экономика (хочешь жить еще лучше 
занимайся экономикой). Обычно «жить лучше»
означает «иметь больше денег»

Важно только
помнить, что для того, чтобы вообще могла идти
речь об экономической системе, нужно чтобы
деньги были чем-то обеспечены. Чаще всего, однако,
единственное обеспечение денег  кабак

Опыт
показывает, что этого категорически
недостаточно. А накопление необеспеченных денег
ничем не мотивировано и, следовательно, не будет
работать.

С точки зрения мотивации: в жестких системах
мотивация навязывается искусственным
созданием «физиологических» потребностей. В
мягких  используются потребности
власти и уважения (деньги  средство для
достижения цели).

Вернемся снова к вопросу «зачем вообще вводят
экономику»? Выше я указала четыре возможных
ответа:

  1. Чтобы связать различные пласты игры.
  2. Чтобы создать мотивированный конфликт.
  3. Чтобы заставить игроков предпринимать хоть
    какие-то действия.
  4. Наконец, чтобы смоделировать социальное
    неравенство.

Первым двум целям могут отвечать как жесткие,
так и мягкие системы. Третий, пожалуй, можно
реализовать только с помощью жестких систем. Что
касается четвертого, то потребляемый чип
одинаков для аристократа и нищего 
следовательно, адекватно смоделировать
социальное неравенство можно только с помощью
мягких систем.

Разумеется, возможно сочетание жесткой и
мягкой системы в одной модели (потребить чипы
нужно всем, но избыток денег обеспечен чем-то
еще).

Отсутствие экономической системы, попытки
переложить всю мотивацию на ролевую часть
вводной, особенно на крупных играх, приводят к
ситуациям такого рода. На большой (больше 300
человек) игре, где деньги обеспечивались только
кабаком и распределялись неадекватно (годовой
доход герцогства был равен стоимости банки
тушенки), король,
озабоченный только отыгрышем величия, проспал
свое королевство Все провинции отделились в
самостоятельные государства, вокруг лагеря
ходили толпами враги, в подчинении короля
осталось не больше десяти человек И крепость не
взяли только потому, что она была никому не нужна.
А король продолжал восседать на троне. Если
такая ситуация устраивает мастера, то ни
экономическая, ни какая-то другая регулирующая
модель ему действительно не нужна.

Итак, как правило, экономика нужна. Однако
ни жесткие, ни, тем более, мягкие модели
экономики не нуждаются в моделировании процесса
производства. Даже для реализации жестких
моделей достаточно отмеченных «полей» где
виртуальные крестьяне выпасают виртуальных
коров. Можно обойтись без «снупиков».

Однако вопрос о качественном моделировании
процесса производства поднимается с завидной
регулярностью. Настолько, что читая некоторые
статьи, я заподозрила, что может существовать и
пятая причина введения экономики: «Чтобы как
можно ближе смоделировать реальность». Позволю
себе цитату: «решением должно стать такое
моделирование производства, которое будет
занимать у игроков-производственников
(ремесленников, крестьян) практически все время.
При этом модель должна быть интересной в
использовании, иначе желающих на роли
ремесленников не найдется. Хотя, с другой
стороны, такие чисто экономические роли могут
вполне пригодится в качестве позиций для
новичков на сложных играх  люди будут и учиться
играть, и не смогут сильно подпортить игру “по
неопытности”. Однако такая модель
“интересного лесоповала” отсутствует и даже
не понятно, с какого конца к ней подступиться.»
(Петр Скулачев, «Скованные одной цепью»).

Ответ: невозможно создать такую модель.
Моделирование процесса производства,
отнимающего почти все время игрока, препятствует
общению. Предложение подобных ролей неопытным
игрокам вдвойне неприемлемо, так как еще и
ограничит их возможности, не дав получить от игры
ничего: где возможность выиграть, заработать
уважение окружающих, самореализоваться? Нельзя
создать модель «интересного лесоповала»!

Да ведь и не нужно! Полное моделирование
реальности как самоцель игры  абсурдно. Для
моделирования любых общественных процессов
нужно выбирать модели экономики, обходящие
процесс производства. Возможно, в каждом
конкретном случае это будет своя модель, но я
уверена, что положение не безнадежно, если
правильно ставить задачу.

Все возможно, если правильно поставить задачу.

На сей оптимистической ноте я и закончу.

Основы модели мотивации через потребности

Современная теория мотивации сотрудников предприятия рассматривает модель мотивации в виде набора следующих мотивирующих этапов:

  1. Возникновение потребности. Стремление человека к чему-то новому или недостающему в личной жизни или работе приводит к появлению потребности. Само проявление потребности происходит в какое-то определенное время и носит дискомфортный характер, что заставляет человека искать возможности ее удовлетворения или ликвидации. Потребности подразделяют в первую очередь на физические, психологические и социальные.
  2. Поиск возможности удовлетворения или ликвидации потребности. В связи с тем, что человек обременяет себя проблемной потребностью, он начинает поиск путей удовлетворения или ликвидации этой потребности. Это приводит к активным действиям, необходимости что-то предпринимать.
  3. Определение направления деятельности. На данном этапе происходит утверждение путей и средств достижения результата, определение целей и достижений, необходимых для удовлетворения потребности. Основные вопросы, которые возникают на этой стадии: что нужно иметь для удовлетворения потребности, какие действия необходимо предпринять, насколько достижимо желаемое и действительно ли это достижение удовлетворит потребность?
  4. Стадия осуществления действий. На этом этапе человек начинает предпринимать усилия для реализации поставленных задач. В виду того, что данный процесс сдерживает и подавляет мотивацию, вероятна организация корректировки поставленных целей.
  5. Вознаграждение за действия. После ряда предпринятых шагов человек ожидаемо получает какой-то результат, приближающий его к удовлетворению потребности напрямую или косвенно, получая какой-то промежуточный продукт или совершая промежуточное достижение. Именно на этой стадии происходит оценка того, насколько предпринимаемые шаги эффективны. В зависимости от результатов оценки мотивация может ослабиться, сохраниться на существующем уровне или усилиться.
  6. Устранение или ликвидация потребности. На конечном этапе человек может сохранить мотивацию и продолжать деятельность в том же или новом направлении или прекратить какие-либо дальнейшие действия – все зависит от удовлетворения потребности. Если действия не дали никакого видимого результата или привели к отличному от целеполагания результату, возможен поиск новых путей. В этом случае этапы должны пройти последовательное повторение.

Так и не нашли ответ на вопрос?
Просто напишите,с чем нужна помощь

Мне нужна помощь

Выводы

Основной причиной результативности деятельности людей является их мотивация. Чтобы в полной мере применить этот инструмент при управлении персоналом, нужно выявить склонности и интересы работника с учетом его персональных способностей и профессиональных навыков, определить возможности учреждения в плане мотивации и альтернативные способы мотивирования. Кроме того, следует полнее использовать взаимосвязь личных целей работников и целей организации.

Создавая механизм мотивации, необходимо определить методы и приемы воздействия на работников со стороны руководства учреждения. Приемы эти должны побуждать персонал к такому поведению в процессе труда, которое было бы направлено на удовлетворение личных потребностей человека и в то же время позволяло достигать цели, стоящие перед учреждением.

Н.А.Заглумина

К. э. н.,

доцент

кафедры менеджмента

и маркетинга

ННГАСУ

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий