Диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста
В дошкольный период очевидными становятся недочеты в речевом развитии ребенка. Задержка в развитии речи негативно сказывается на поведении и деятельности малыша. Выявляют нарушения в речевом развитии ребенка в процессе диагностического исследования. Коррекционную работу начинают с диагностики.
Диагностирование детей ведется на основе диагностических методик по обследованию разных сторон речи детей дошкольного возраста, рекомендованные О.С. Ушаковой, Е.А. Стребелевой, Е.М. Струниной. По результатам диагностики выявляют уровни развития речи детей: высокий, средний, ниже среднего, низкий. Уровни сформированности отражают набор универсальных учебных действий, которые приобретает детсадовец после освоения образовательной программы. Диагностирование проводят по нескольким критериям.
Словарный запас: богатство словаря; способность подбирать слова, которые обозначают качества предмета; понимание признаков и качеств предмета.
Звуковая культура речи: слуховое внимание; способность выделять гласные и согласные звуки; умение характеризовать звуки в слове; умение объединять звуки в группы.
Грамматический строй речи: умение описывать предмет (картинку из книжки или игрушку); умение составить описание без наглядности, на основе жизненного опыта; умение составить рассказ по картинкам; умение пересказывать по шаблону.
В литературе описаны методы изучения связной речи дошкольников. Детям дают задания на репродуктивном и продуктивном уровнях. В первом случае дошкольнику предлагают шаблон, чтобы пересказать или повторить. Во втором – используем игрушку или картинку из журнала. Малыш создает самостоятельное высказывание. При обучении допустимо использование 2-4 игрушек: в рассказах об играх и игровых действиях возрастает связность детских высказываний. В начале обучения рассказыванию применяют готовые игровые ситуации, которые разыгрывает взрослый.
Владение словарём | Активизация прилагательных и глаголов. Умение подбирать точные по смыслу слова в речевой ситуации |
Умение подбирать антонимы и синонимы к заданным словам разных частей речи | |
Умение понимать и употреблять разные значение многозначных слов | |
Умение дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные и др.) | |
Грамматика | Умение образовывать названия детёнышей животных |
Умение подбирать однокоренные слова | |
Умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе | |
Умение образовывать трудные формы родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят) | |
Умение образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься, потанцуй, искал бы) | |
Умение строить сложные предложения разных типов | |
Фонетика | Умение дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, л-р |
Умение различать шипящие, свистящие и сонорные звуки | |
Умение различать твёрдые и мягкие звуки | |
Умение изменять силу голоса, темп речи, силой голоса, интонацию в зависимости от содержания высказывания | |
Умение подбирать слова и фразы, сходные по звучанию | |
Связная речь | В пересказывании литературных произведений умение передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей |
Умение составлять описание, повествование и рассуждение | |
Умение развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей | |
Общие показатели развития речи детей |
Формирование объяснительной речи у дошкольников
Она развивается во время беседы с ребятами одного возраста, разрешения определенной проблемы и во время учебы.
Характеристика объяснительной речи
Основными чертами этого вида детской речи являются подробные последовательные указания или набор шагов для выполнения действий. Необходимость изложить идущие подряд действия является определенной трудностью, которую дошкольник активно старается преодолеть.
Именно в такие моменты чаще всего между говорящим и слушающим возникают недопонимания, которые приводят к конфликту. Дети могут неправильно услышать или понять речь друг друга и начинают доказывать, что изначальные инструкции и руководства были другими.
Возрастные нормы формирования объяснительной речи
Объяснительная речь у детей дошкольного возраста в норме начинает формироваться примерно в 3 года, когда развивается понимание функциональных связей и алгоритмов, присутствуют моменты, в которых необходимо что-то объяснить или дать инструкцию.
Важно! Однако, это только начало пути в развитии связной речи, отвечающей на вопросы «как» и «почему». Дальнейшее формирование и оттачивание полученных умений лежит на плечах школьников и их учителей
Красиво говорить – как это?
Лучшими примерами красивой речи можно назвать интервью или монологи известных актёров театра и кино, дикторов радио и телевидения, лекции преподавателей вузов или тренингов по самосовершенствованию. В их речи информация преподносится живо, уверенно, ясно, в случае с актёрами – эмоционально. Что же отличает ее от обычного просторечия, как это – говорить красиво?
- Красивая речь — это речь по существу вопроса, литературная, грамотная, богатая, с правильным построением связок слов, предложений, фразеологических оборотов, чётким произношением букв в соответствии с правилами орфоэпии (произносительных норм).
- Говорить красиво – значит избегать тавтологии, то есть слишком частых повторений одних и тех же или родственных слов, вводных фраз, не несущих смысловой нагрузки (как говорится, в общем и т.д.), слов-паразитов (это самое, как бы, короче и т.д.), зауми, нецензурной или жаргонной лексики.
- Красивая речь течёт плавно, не спеша, но и не растягиваясь, произносится ровным голосом, с хорошей интонацией, не «глотает» окончаний в словах.
- Грамотная, красивая речь приятна на слух, понятна большинству, располагает слушателей к говорящему, хорошо запоминается.
- Красиво говорить с людьми – значит проявлять искренний интерес к собеседнику, использовать вежливые слова (пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, спасибо, благодарю, очень приятно и т.д.), не допускать ни заискивающего, ни развязного, ни надменного тона в разговоре.
От того, насколько развита речь у человека, зависит не только его способность выступать, но и коммуникабельность в обществе, а значит, и успешность в жизни в целом. Что делать, если этим талантом (а это, безусловно, талант) природа вас не наделила? Выход один – научиться выражать свои мысли, говорить грамотно и красиво.
Каким образом дошкольник изъясняется
Прежде чем приступать к упражнениям по развитию речи, нужно понимать, что сама речь характеризуется различными чертами и разделяется по этим чертам на несколько видов.
Общаясь с семьей и близкими в таком возрасте, ребенок чаще всего описывает конкретную ситуацию или спрашивает вопросы, напрямую относящиеся к тому, что он видит вокруг. Речь дошкольника, полностью описывающая ситуацию, называется ситуативной.
Дошкольный возраст
Ситуативная речь
Ситуативная речь — речь, которую ребенок использует в определенной ситуации, чтобы описать происходящее вокруг или задать вопросы, требующие пояснения.
Главным маячком ситуативной речи является замена подлежащего местоимением. Взрослым в подобные моменты бывает довольно сложно уследить за ходом мысли малыша и определить, о чем идет речь. Вместе с хаотичным использованием местоимений сбивает с толку и пестрота наречий, которые тоже не добавляют конкретики. Однако, с течением времени, когда мышление начинает развиваться с новой силой, вместо бесконечных местоимений появляются существительные. Чувствуя, что он разговаривает с собеседником и должен донести свои мысли так, чтобы было понятно и другому человеку, ребенок после местоимения ставит название предмета, о котором говорит.
Обратите внимание! Таким образом, канва повествования каждый раз прерывается новыми подробностями об описываемом предмете, а вопросы со стороны слушателя только подогревают интерес и желание рассказывать дальше
Контекстная речь
Новые незнакомые люди и постоянно растущее любопытство помогают овладеть контекстной речью. Постепенно переходя от описывания конкретных ситуаций к абстрактным, ребенок учится описывать то, что происходило с ним ранее. В отличие от ситуативной речи, которая понятна только в момент происходящего, контекстная используется, чтобы объяснить, что волнующие его вопросы уже разрешились, и рассказать о том, как это случилось.
Причем она не заменяет ситуативную, а приходит ей на помощь, и дальнейшее развитие обоих типов речи происходит одновременно.
Объяснительная речь
Общение со сверстниками в старшем дошкольном возрасте часто требует передачи инструкций игры или манипуляций с игрушками. Речь дошкольника, содержащая инструкции, объяснения, указания, называется объяснительной.
Объяснительная речь ребенка
Что такое логичность речи
Логика – это наука, изучающая правильное мышление. Мысли мы выражаем словами. Значит, эти понятия близко связаны между собой.
Для того чтобы нас понимали, мы должны организовать нашу речь последовательно, обоснованно употреблять именно те слова, которые выражают то, что мы хотим сказать. Если эти условия выполняются, то мы можем видеть пример логичности речи.
В логичном тексте мысль развивается непротиворечиво, последовательно, аргументы подтверждают тезис, вывод действительно следует из рассуждения, при этом слова подобраны так, чтобы мысль была понятна и не было двусмысленностей.
Причины нарушения грамматического строя у дошкольников
Нарушения грамматического строя детей-дошкольников выражаются в неправильном употреблении слов, грамматических форм слов и предложений.
Причины недостаточного развития грамматического строя в речи дошкольников можно разделить на две группы: внешние факторы и внутренние факторы.
К внешним факторам относятся социально-психологические причины — в семьях родителей-маргиналов, в семьях, где есть глухонемые или люди с нарушением речи, в связи с ограничениями социальных контактов (такими, как болезни). Также такого рода проблемы могут возникать в билингвальных семьях, не заботящихся о лингвистической компетенции ребенка. Психологический климат в окружении (отсутствие положительных эмоций) также является существенной причиной отставания в речевом развитии, в частности в нарушении грамматического строя.
К внутренним факторам относятся:
- генетическая предрасположенность,
- факторы, сложившиеся во время внутриутробного развития, такие как инфекционные заболевания матери, тяжелое течение беременности, родовые травмы, асфиксация новорожденного,
- несовместимость матери и ребенка по резус-фактору.
Биологические факторы включают неготовый артикуляционный аппарат:
органические: центральные (нарушение речевых центров коры головного мозга); периферические (нарушение периферического речевого аппарата, нарушение его иннервации), например, алалия, дизартрия.
Обратите внимание! Так как факторов много характеристику ребенку с нарушением речевого аппарата дать довольно сложно, но важно правильно выбрать причину неправильного развития. Если разговорные навыки не соответствуют схеме правильного овладения связной устной речью, ребенку требуется помощью педагога для улучшения произносительных умений и навыков. Специфика работы педагога с дошкольниками предполагает и контакты с родителями, которые могут происходить в форме кратких презентаций, контрольных бесед с ними, открытых уроков
Специфика работы педагога с дошкольниками предполагает и контакты с родителями, которые могут происходить в форме кратких презентаций, контрольных бесед с ними, открытых уроков
Если разговорные навыки не соответствуют схеме правильного овладения связной устной речью, ребенку требуется помощью педагога для улучшения произносительных умений и навыков. Специфика работы педагога с дошкольниками предполагает и контакты с родителями, которые могут происходить в форме кратких презентаций, контрольных бесед с ними, открытых уроков.
Возможные ошибки
Однако иногда возникают логические ошибки. Они могут быть связаны с разными факторами. Во-первых, это могут быть ошибки мышления, если говорящий или пишущий сам точно не знает, что он хочет сказать. В этом случае его рассуждение становится нелогичным, оно крутится на одном месте, или автор текста высказывает необоснованное утверждение.
Однако бывает и так, что автор текста отлично понимает, о чём он собирается говорить или писать, но текст не получается. Рассмотрим примеры таких ошибок.
Подмена тезиса. Так называется ошибка, возникающая, если автор начал говорить об одном, но перескочил на другое. Скажем, тема сочинения требовала разбора лирики Ахматовой, посвященной творчеству, а школьник незаметно для себя сузил ее до темы «Образ Пушкина в стихах Ахматовой».
Противоречивость высказывания. Автор пишет одно и сразу же другое, противоположное первому. Например, уверяет, что «самым отвратительным персонажем поэмы Гоголя» является Собакевич, а через абзац обвиняет в том же Плюшкина. Но только один из них может быть «самым отвратительным».
Ошибки, связанные с аргументацией. Их несколько. Какое-то высказывание может быть неаргументированным. Например, «Пушкин посвятил много стихов осени, потому что это его любимое время года. Мы можем это доказать, так как поэт любил осень.» Но тут нет доказательства: автор сочинения просто сказал то же самое другими словами.
Аргумент на самом деле ничего не доказывает. Например, в доказательство того, что Печорин любил Веру, автор сочинения приводит эпизод дуэли с Грушницким. Но дуэль никак не доказывает чувства Печорина к Вере.
Аргумент «повис в воздухе». Это ошибка, при которой автор сочинения аргументирует непонятно что. Предложения не связаны между собой, и похоже, что это просто разрозненные высказывания.
Алогизм. Употребление несочетаемых понятий вместе. Например, «нагрудный карман джинсов».
Необоснованное сужение или расширение понятия. Примером может служить высказывания «Его произведения читают миллионы стран», «Он читал лекции в МГУ, передавая знания студенчеству».
Особенности развития речи на дошкольном этапе
Последний этап развития речи специалисты называют дошкольным. Он длится от 3 до 7 лет, характеризуется тем, что речь детей становится более совершенной, по своему построению приближается к речи взрослого.
- Развивается контроль над произношением слов и фраз (фонетика).
- Интенсивно растет словарный запас, достигая к концу дошкольного возраста 3000-4000 слов.
- Дети узнают значение многих слов, оно становится разнообразным, что приводит к хорошему развитию грамматики и связной речи.
- Существенно усложняется содержание и объем речи, что сказывается на структуре предложений.
- Если трехлетки используют довольно упрощенные фразы, то четырехлетки пользуются сложными предложениями. Словарный запас составляет в 4 года1500-2000 слов.
- В 5лет дошкольники свободно строят сложные предложения при помощи слов «потому что, так как, который, чтобы».
- К пяти годам словарный запас доходит до 2500-3000 слов. Детишки узнают обобщающие слова и активно их используют (мебель, посуда, растения и подобные).
- К 7 годам запас слов увеличивается до 3500, грамматический строй речи приближается к школьному обучению.
Нормы речевого развития позволяют родителям определить уровень сформированности речи детей, любое отклонение требует консультации специалистов.
Что такое связная речь дошкольников?
Общее понятие подразумевает умение составлять единое смысловое и структурное высказывание. Оно состоит из законченных отрезков, связанных одной темой.
Если говорить, что такое связная речь у дошкольников определение становится более широким. Оно включает и фонетическую сторону языка, фонематическое восприятие, грамматику, практическое применение знаний. Высказывания дошкольников отличаются небольшим объемом, но структура и смысл в них должны присутствовать.
Чтение художественной литературы учит говорить красиво и правильно
Малыш с рождения испытывает потребность в контакте с близкими, что является предпосылкой к развитию речи. Дети подражают взрослым и пытаются освоить, осознать языковые явления, что отражает творческий подход. Дети сами пытаются создавать слова, речевые обороты, ориентируясь на образцы.
Целью развития речи дошкольников является овладение нормами языка. Воспитатели помогают детям полноценно общаться, пользоваться всеми разновидностями и типами высказываний. Семья также оказывает большое влияние на развитие речи дошкольников. Самообразование мам и пап, их тесный контакт с воспитателями помогают приобрести необходимые навыки малышу.
Виды связной речи у дошкольников
Основными разновидностями речи являются монолог и диалог. Диалогическая речь считается первичной формой общения, подразумевающей обмен высказываниями и установление связей с окружающими.
Диалог в сюжетно-ролевой игре
Монологическое высказывание является законченным текстом, объединенным смысловой и грамматической связью. Используется для сообщения фактов, информирования о своей точке зрения и аргументации.
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста идет от диалога к монологу. Под руководством воспитателя складывается умение следить за логикой высказываний, что является первой ступенькой к развитию монологической речи.
Навыки диалога формируются в процессе общения с другими людьми. Монологическая речь сложнее диалогической, этому нужно учиться.
Монологическая речь у дошкольников
В методических материалах дошкольного образования определены типы монолога, которым обучают воспитанников. Рассказывание на определенную тему и пересказ готового текста используются наиболее часто. Дети рассказывают о предметах, картинах, делятся своим опытом.
Существует еще такая разновидность как творческое рассказывание. Отрабатывая пересказ, используют образец рассказа и его анализ. Выпускников обучают составлению плана текста, который помогает структурировать высказывание.
Важно! Часто используется классификация по типам речи: повествование, описание, рассуждение. Монологическая речь у детей дошкольного возраста предполагает понимание тем и границ высказывания, подбор материала и расположение его в нужной последовательности
Обучение монологу начинается с трехлетнего возраста.
Как мыслим, так и говорим
Речь отражает логику мышления, степень развития памяти, восприятия. Язык непосредственно связан с умственным и психическим развитием. Языковые навыки должны быть настолько развиты, чтобы малыш мог быстро создавать в сознании синтаксические конструкции, иметь большой словарный запас.
Научная конференция лингвистов
Основные навыки использования языковых средств должны быть сформированы к моменту поступления в школу. В этом случае не возникнет проблем с усвоением школьной программы.
Как оценить уровень развития связной речи?
Качество развития речи определяется педагогами ДОУ или самими родителями. Обследование ограничивается временными рамками, и не должно превышать 15 минут. Перед выполнением заданий нужно установить эмоциональный контакт, настроить малыша на работу.
Задания даются с использованием наглядности и без нее. Для рассматривания берут знакомые игрушки. Если речь идет об изолированных словах, то их значение должно быть понятно воспитанникам. Наглядность больше используется при обследовании дошкольников 3–5 лет, при обследовании шестилеток значение имеет точная формулировка заданий.
В большинстве методик применяется балльная оценка. Правильный ответ — 3 балла, ответ с неточностями — 2, непонимание задания — 1. После проведения обследования производят подсчет баллов отдельно в каждой категории. Например, из 12 вопросов воспитанник получил 3 балла за 8 вопросов, 2 — за 4. Если 2/3 ответов были оценены тремя баллами, как в этом случае, — это высокое качество. Если 2/3 и больше на 2 балла — среднее, на 1 балл — низкое.
Важно! Правильные ответы следует одобрять. Если ребенок ответил неправильно, нужно сказать верный ответ, в ведомости отметить задание как невыполненное
Сказка как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Так как развитие навыков устного общения идет во времени параллельно развитию мышления, прекрасным средством для этого будет использование на занятиях с детьми сказок.
Сказка развивает мышление, так как в ней содержится множество элементов нравоучений, также она настраивает детский коллектив на позитивный лад.
Посредством сказки увеличивается словарный запас ребенка, он знакомится с речевыми оборотами, такими как метафора, узнает строение предложений, грамматику языка через знакомство с текстом.
Формы работы со сказками:
- пересказ,
- сочинение сказочных историй (в том числе по карточкам),
- театрализованная деятельность,
- игра.
Театрализованная деятельность — одна из форм работы со сказками как дидактическим материалом
Использование вышеперечисленных форм занятий способствует развитию распознавания речи, обогащению новыми словами и оборотами, улучшению ее звуковой стороны.
Обуваемся в лапти. Значение народного фольклора в формировании родного языка.
Русские сказки, потешки, загадки, пословицы и поговорки, народные песни, прикладное творчество являются источниками развития родной речи.
Чтение русских сказок, знакомство с обычаями и ремеслами обогащают родную речь.
В них можно встретить много образов, знакомясь с которыми ребенок лаконично и ясно, более ярко выражает мысли и чувства. Загадки развивают одновременно и мышление, в частности подключается образное мышление.
Обратите внимание! Песни, потешки — отличный материал работы со звуковой стороной речи
Преддошкольный период становления речи
Следующий возрастной период развития речи специалисты называют преддошкольным. Он длится все раннее детство малышей (от 1года до 3 лет)
Какие моменты важны и на что обратить внимание любящим родителям?
- После года активизируется желание крохи вступать в разговор, отвечать на вопросы, самому активно их задавать. Появляется заинтересованность артикуляцией звуков, поэтому дети чутко следят за разговором взрослых.
- В 1,5-2 года дети начинают активно понимать устные пояснения взрослого и выполнять их. Довольно легко усваиваются новые знания, приводящие к появлению других слов.
- Вначале детские слова используются как обобщения, потому что одним словом малыш может называть вещь, эмоцию, ситуацию.
- В течение третьего года идет пополнение словарного запаса. К концу преддошкольного периода детки умеют изменять слова по числам, родам, знают глаголы, прилагательные. Это говорит о формировании грамматического строя речи.
Уровень развития речи, как психологическая характеристика для детей дошкольного возраста
Уровень развития речи ребенка-дошкольника определенно служит индикатором состояния мышления и психики, потому что напрямую отражает его мысли и желания. Поэтому психологическая характеристика дошкольного возраста дается с учетом уровня развития именно речи. Речь не только развивается при практическом применении во время общения с кем-то, но и становится инструментом мышления. Связная устная речь становится базой для развития таких умений, как грамотное изложение мыслей на письме и сложное абстрактное мышление.
В то время как применение любого вида речи на практике осваивается ребенком быстро, осознание структуры речи, деление ее на слова и предложения происходит довольно медленно. Тем не менее, это важный элемент для успешного овладения письменной речью и грамотностью.
Роль родителей в развитии речи детей
Нормальное речевое развитие напрямую зависит от родителей, потому что они проводят с ребенком большую часть его времени и являются первым предметом подражания
Поэтому важно следить за тем, чему родитель учит свое чадо и как он с ним разговаривает:
В первую очередь, необходимо подбирать дошкольникам слова и тексты по их возрасту, ведь если материал для изучения будет слишком сложным и непонятным, то он будет нервничать из-за того, что не может повторить длинное слово или произнести замысловатый звук.
Родители должны говорить с ребенком медленно и членораздельно, чтобы малыш успешно воспринимал на слух максимальный объем информации.
Несмотря на то, что для родителя его чадо в любом возрасте будет ребенком, нужно общаться с ним на равных и понимать, что цель речевого воспитания — научить его говорить правильно и грамотно. Поэтому не стоит использовать слова-подражания наподобие «бибика»
Злоупотреблять уменьшительно-ласкательными суффиксами тоже не следует, потому что ребенок пока что не понимает их функции.
Если ребенок произносит какие-то звуки неправильно, делает ошибки в словах, исправлять его стоит осторожно и добродушным тоном. В противном случае он станет ассоциировать такую учебу с недоброжелательностью родителей и может больше не захотеть говорить, что пагубно повлияет на учебный процесс.
Важно! Родители должны стремиться создать атмосферу приятного непринужденного изучения, когда ребенок получает удовольствие во время общения и сам хочет учиться правильно строить предложения и четко произносить слова. Анализируя роль родителей в развитии речи детей, консультация для родителей у специалиста или учителя-логопеда может стать первым шагом к пробуждению творческих способностей и уверенности ребенка
Роль родителей в речевом развитии ребенка
Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников
Звуковая культура речи подразумевает все, что связано со звуком и его оформлением: ударение, произношение, громкость, ритм, скорость, интонация, артикуляция. воспитание звуковой культуры речи отождествляется с работой над правильным произношением и выразительностью.
Помочь в этом преподавателям и родителям могут игрушки наподобие «угадай чей голос», рассказы-преувеличения. Занятия происходят в группе, педагог произносит определенную фразу, а дети ее должны хором повторить
Так происходит улавливание не только своих ошибок, но и чужих, дети учатся обращать внимание на все существующие дефекты речи
Диалог и монолог в связной речи дошкольников
Овладение языком реализуется через две основные речевые формы: диалогическую и монологическую.
Диалогическая речь в развитии ребенка первична. Детский словарь состоит из небольшого количества слов, а предложения имеют простейшую структуру. Дошкольник учится выражать просьбу тому, с кем у него протекает совместная деятельность, учится отвечать на вопросы, задавать их и воспринимать ответы.
На первых порах для многих детей и простое обращение кажется непосильным. Взрослый демонстрирует ребенку образец, как обратиться с просьбой к сверстнику, а потом побуждает его повторить. Чтобы вовлечь дошкольника в диалог, взрослый задает ему вопросы, просит рассказать о повседневных событиях (где был, что видел и пр.). Благодаря репликам собеседника у маленького рассказчика складывается связное описание.
Увлекательный диалог
С взрослением ребенка диалоги становятся более длительными и логически связанными. Разговаривая с дошкольником, взрослый расспрашивает у него о впечатлениях, о качествах предметов или явлений, тренирует умение давать развернутые ответы, соблюдать последовательность реплик. Подобную практику старшие дошкольники применяют в общении со сверстниками.
Монологическая речь представляет собой более объемное и длительное высказывание, нежели реплика диалога. Монолог подчинен логике, развернуто выражает мысль или мнение одного человека. Он может приобретать вид рассказа о каких-то событиях. Может описывать явления или предметы. Часто звучит как рассуждение или убеждение.
Значимость монологической речи для дошкольника заключается в том, что ребенок учится придерживаться выбранной темы и логично выстраивать свое высказывание. В монологе присутствует «связность мыслей», которая обеспечивает связность речи.
Дошкольники начинают использовать монолог, как только увлекаются игрой. Девочкам нравится назидательно выговаривать своим куклам, воображая воспитательные моменты. Мальчики могут длительно играться с машинкой и при этом озвучивать свои действия, беседовать с воображаемыми попутчиками, инспекторами дорожного движения и пр. Такие простейшие монологи способствуют формированию связной речи.
Уровень развития речи, как психологическая характеристика для детей дошкольного возраста
Уровень развития речи ребенка-дошкольника определенно служит индикатором состояния мышления и психики, потому что напрямую отражает его мысли и желания. Поэтому психологическая характеристика дошкольного возраста дается с учетом уровня развития именно речи. Речь не только развивается при практическом применении во время общения с кем-то, но и становится инструментом мышления. Связная устная речь становится базой для развития таких умений, как грамотное изложение мыслей на письме и сложное абстрактное мышление.
В то время как применение любого вида речи на практике осваивается ребенком быстро, осознание структуры речи, деление ее на слова и предложения происходит довольно медленно. Тем не менее, это важный элемент для успешного овладения письменной речью и грамотностью.
Роль родителей в развитии речи детей
Нормальное речевое развитие напрямую зависит от родителей, потому что они проводят с ребенком большую часть его времени и являются первым предметом подражания
Поэтому важно следить за тем, чему родитель учит свое чадо и как он с ним разговаривает:
В первую очередь, необходимо подбирать дошкольникам слова и тексты по их возрасту, ведь если материал для изучения будет слишком сложным и непонятным, то он будет нервничать из-за того, что не может повторить длинное слово или произнести замысловатый звук.
Родители должны говорить с ребенком медленно и членораздельно, чтобы малыш успешно воспринимал на слух максимальный объем информации.
Несмотря на то, что для родителя его чадо в любом возрасте будет ребенком, нужно общаться с ним на равных и понимать, что цель речевого воспитания — научить его говорить правильно и грамотно. Поэтому не стоит использовать слова-подражания наподобие «бибика»
Злоупотреблять уменьшительно-ласкательными суффиксами тоже не следует, потому что ребенок пока что не понимает их функции.
Если ребенок произносит какие-то звуки неправильно, делает ошибки в словах, исправлять его стоит осторожно и добродушным тоном. В противном случае он станет ассоциировать такую учебу с недоброжелательностью родителей и может больше не захотеть говорить, что пагубно повлияет на учебный процесс.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников
Важно! Родители должны стремиться создать атмосферу приятного непринужденного изучения, когда ребенок получает удовольствие во время общения и сам хочет учиться правильно строить предложения и четко произносить слова. Анализируя роль родителей в развитии речи детей, консультация для родителей у специалиста или учителя-логопеда может стать первым шагом к пробуждению творческих способностей и уверенности ребенка
Роль родителей в речевом развитии ребенка
Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников
Звуковая культура речи подразумевает все, что связано со звуком и его оформлением: ударение, произношение, громкость, ритм, скорость, интонация, артикуляция. воспитание звуковой культуры речи отождествляется с работой над правильным произношением и выразительностью.
Помочь в этом преподавателям и родителям могут игрушки наподобие «угадай чей голос», рассказы-преувеличения. Занятия происходят в группе, педагог произносит определенную фразу, а дети ее должны хором повторить
Так происходит улавливание не только своих ошибок, но и чужих, дети учатся обращать внимание на все существующие дефекты речи