Сколько еды нужно ребенку на самом деле?
Психологи и педиатры советуют взглянуть на сложившуюся ситуацию по-новому. Например, выясните, действительно ли Ваш ребенок слишком мало ест. Согласно статистике среди детей до 7 лет истинных малоежек только 20%.
Маленький ребенок, пока у него не сформировались пищевые привычки, просит есть, только когда голоден. Его аппетитом управляет инстинкт. Если у малыша все хорошо со здоровьем, то он съест ровно столько, сколько нужно его организму, и лишние порции только навредят. Когда он становится старше, то начинает ориентироваться не на потребность организма в пище, а на социально-психологическую обстановку, жизненный опыт, эмоции.
Как определить, сколько реально нужно еды ребенку? Педиатры и психологи советуют руководствоваться простым правилом: малыш обязательно должен съесть столько ложек каждого блюда, сколько ему исполнилось полных лет. Иными словами, двухлетний карапуз обязан съесть не менее двух ложек супа и двух ложек второго на обед. Если ребенок начинает капризничать, договоритесь с ним ориентироваться на это правило. Это сделает прием пищи предсказуемым и более комфортным и для малыша, и для мамы.
В вопросах детского питания мамы часто забывают считать калории, а между тем это очень важно. Если Вы внимательно проанализируете рацион малыша, может оказаться, что он получает намного больше калорий, чем ему требуется
- В возрасте 6 – 12 месяцев малышу нужно 800 ккал;
- В 1 – 3 года требуется 1300 – 1500 ккал;
- В 3 – 6 лет суточная норма – до 2000 ккал;
- В 6 – 10 лет – до 2400 ккал.
А теперь проверьте, сколько калорий содержится в детском творожке, фруктах, каше, котлетке и другой еде, которую обычно съедает ребенок. Вполне возможно, что Вы заставляете его есть лишнее, и он отказывается инстинктивно.
Чем помочь маленькому Нехочухе?
В первую очередь обратите внимание воспитателей детского сада на необходимость физических упражнений для детей. Да и сами не забывайте следить за физической активностью ребёнка
Это могут быть гимнастика, закаливание, танцы или детская йога. Для этих целей также прекрасно подойдет и прогулка на свежем воздухе. Дождик или снег не могут являться причиной для отмены дневного моциона и пассивных игр в стенах группы.
Старайтесь приучать ребенка к разнообразной пище, чтобы в условиях детского сада для него не было неожиданностей. Лучше всего заранее узнать, чем кормят группу, и если в меню есть продукты, которые ваш малыш не любит – просто попросите их заменить или полностью исключить из индивидуального рациона. Проведите ему небольшую экскурсию по столовой, познакомьте с поварами и прочим персоналом, это поможет снять стресс и настороженность по отношению к чужим людям. Настаивайте на том, чтобы воспитатели ни в коем случае не заставляли ребенка доедать, угрожая ему при этом или ругая при всех. Такие методы недопустимы и только усугубят ситуацию.
Только совместными усилиями родителей и воспитателей можно создать такие условия в столовой, при которых прием пищи будет восприниматься малышом как часть ежедневной жизни в детском саду, как приятный процесс, который не вызывает психологического напряжения и дискомфорта.
Сторчевая Марина специально для сайта 3-years.ru
Предлагаемые меры
Итак, что делать, если ребёнок не хочет ходить в садик, проявляя свой протест в самых различных формах.
Выяснение причин
- Поговорить с ребёнком. Забирая его из садика, обязательно спрашивайте, как у него прошёл день. В таком разговоре он может рассказать, кто его обижает из детей или что воспитатель слишком громко кричит. В 80% случаев этого достаточно, чтобы выявить причины, почему он не хочет туда ходить.
- Поговорить с воспитателем: спокойно, вежливо, без повышенных тонов и претензий. Так вы узнаете мнение взрослого человека, на попечении которого находится ваш малыш в садике. Выслушаете советы с его стороны и сделаете свои выводы по поводу роли воспитателя в жизни вашего ребёнка.
- Поговорить с родителями: если у большей части группы по утрам наблюдаются истерики и слёзы по поводу садика, пора созывать родительское собрание и выяснять причины такого поведения детей.
- Попросить ребёнка нарисовать садик. Если картинка будет живой, яркой и радостной, настоящая причина его истерик лежит вне садика: скорее всего, дома, в отношениях с родителями. Если же на рисунке преобладают тёмные тона, кто-то плачет, ссорится или ругается, пора навестить воспитателя или показать рисунки психологу.
- Попросить у воспитателя результаты занятий, которые проводятся в садике. Если у малыша не получается лепить или рисовать, читать или что-то мастерить, нужно будет позаниматься с ним дополнительно дома, чтобы он не чувствовал себя ущербно по сравнению с остальными детками.
Устранение причин
- Если ваш ребёнок с трудом сходится с другими детьми, выходите с ним чаще на улицу, старайтесь разорвать круг его замкнутости, социализировать его всеми доступными методами. Учите его жить в коллективе, социуме, обществе.
- Перестаньте потакать ему и баловать его.
- Режим дня ребёнка дома и в садике должны максимально совпадать по времени приёма пищи и дневному сну.
- Воспитывайте своё чадо так, чтобы он слушался старших, понимал субординацию с малых лет.
- Если причина, почему ваш ребёнок не хочет ходить в садик, — в некомпетентности воспитателя, которая касается всех детей в группе, нужно высказывать своё неудовольствие руководству садика и добиваться переназначения.
- Если это личный конфликт ребёнка и воспитателя, с последним нужно поговорить. В случае нерешения проблемы путём беседы придётся менять детский сад.
- Если есть такая возможность, постарайтесь хоть один день провести вместе с ребёнком в садике. Объективную картину, конечно, вы не увидите, так как тот же воспитатель при вас будет вести себя по-иному. И всё-таки вы сможете уловить, что именно не устраивает вашего кроху в группе.
Устранение патологий
- Исправляйте дефекты речи своего ребёнка, которые мешают его социализации и занятиям в садике. Запишитесь к логопеду, если есть такая необходимость.
- При наличии каких-то патологий (ДЦП, олигофрения, аутизм, синдром Дауна, проблемы со слухом или зрением и т. д.) не нужно настаивать на пребывании в детском саду для обычных детей. Если в городе имеются специализированные детские дошкольные учреждения, работающими с такими детками, как у вас, лучше отдать своего кроху туда.
- Если ваш малыш очень чувствителен и эмоционален, и именно поэтому не хочет ходить в садик, потому что ему там некомфортно, ему нужна спокойная обстановка, дружелюбная атмосфера. Запишите его на приём к психологу, который подскажет, что делать в той или иной ситуации. Слушайте с ним по вечерам классическую музыку, оберегайте его от стрессов.
И ещё несколько советов
- Старайтесь не менять садик, если ребёнок хочет его посещать и ему там нравится.
- Если малыш начал устраивать истерики по поводу того, что он не хочет ходить в детский сад, не следует на него срываться. Напротив: если родители ведут себя спокойно, то и он перестанет нервничать.
- Не позволяйте ребёнку становиться свидетелем ссор взрослых. Развод родителей никак не должен его коснуться.
Так что, если ребёнок не хочет ходить в детский сад, нужен полноценный, комплексный анализ того, что происходит с ним в группе, как к нему относятся другие дети и воспитатель. Но не всегда причиной такого поведения малыша становится его окружение и внешние факторы. Зачастую проблема кроется либо в нём самом, либо в обстановке дома. Поэтому родители не всегда объективно оценивают ситуацию. Чтобы такого не случилось, самый оптимальный вариант — обратиться за помощью к детскому психологу, который посоветует, что нужно сделать для решения этой актуальной проблемы.
Поиск причин – первый шаг к решению проблемы
Но если время идёт, а ребёнок так и начинает есть? Причин для этого может быть множество. Рассмотрим наиболее распространенные из них:
- Отказ от еды как способ манипулирования. Ребенок чувствует, что его нежелание кушать тревожит родителей и вынуждает их забрать его из садика пораньше. Обычно это происходит в тех случаях, когда кто-то из членов семьи, например, бабушка, имеет возможность сидеть с ребенком дома. Единственный выход – не идти «на поводу» у ребёнка. Ведь пока родители позволяют собой манипулировать, ребёнок так и не начнет кушать в детском саду. Зачастую это заканчивается отказом от садика и переходом на домашнее воспитание.
- Завтрак дома. Переживая за малыша, родители нередко стараются плотно накормить его утром дома. В результате, ребенок просто не успевает проголодаться к завтраку в детском саду. Поэтому лучше отказаться от плотного домашнего завтрака и, тем более, от сладких перекусов перед садиком. Если очень хочется покормить малыша дома, дайте ему йогурт или фрукты.
- Непривычное питание. Многие дети консервативны в еде, а меню детского сада часто сильно отличается от того, что малыш привык есть дома. Чтобы сгладить эту разницу, старайтесь и дома кормить его кашами, супами, овощными блюдами. Если малыш категорически не ест какой-либо продукт (например, молочку), попросите воспитателей не заставлять его есть блюда, содержащие данный продукт. Со временем в садике, подражая другим детям, ребёнок начнёт есть больше разнообразных блюд.
Отказ от еды после периода адаптации
Бывает, что у ребёнка пропадает аппетит уже после периода адаптации. Первое, что надо сделать в такой ситуации, это постараться минимизировать тревогу. Нужно понять, что нежелание есть далеко не всегда связано с реальной проблемой. Наблюдая за поведением ребенка можно устранить те объективные причины, которые мешают ему расслабиться и чувствовать себя в безопасности
Обратите внимание на общее состояние здоровья маленького человечка, может аппетит у него отбивают заложенный нос или воспаленная от шатающегося зуба десна. Причиной может оказаться и другая, невидимая внешне, проблема
Поэтому нелишним будет показать ребенка терапевту – в целях профилактики.
Вторичной причиной может оказаться банальное нежелание кушать, так как малыш просто очень мало ест, вне зависимости от того места, где его кормят. Потребность в насыщении индивидуальна для каждого, и то, что родителям кажется капризами, для ребёнка может быть собственной условной нормой. Также на аппетит влияет генетическая предрасположенность человека к интенсивному или, наоборот, угнетенному росту, то есть физиология.
Не стоит исключать и сезонности этого явления. У многих людей пропадает аппетит летом во время жары. Зимой недостаточный аппетит может быть вызван замедлением обменных процессов в организме, когда потребность в энергии, которую дает пища, падает. Да и сами энергозатраты ребенка играют далеко не последнюю роль. Очень часто аппетит напрямую зависит от активности малыша. Чем он активнее и игривее, тем быстрее ему нужно будет восполнять энергетические запасы, а для этого, соответственно, больше кушать.
Основные причины непослушания
Среди основных и распространенных причин названы следующие:
недостаточно опыта у воспитателя; дети обделены вниманием; педагог не может предоставить интересующий досуг для детей; возрастной кризис; неважное самочувствие
Причины, спровоцированные внешним фактором
Помимо низкого уровня профессиональной подготовки педагога существует множество и других факторов, влияющих на поведение ребятни.
Возрастной кризис
У малышей дошкольного возраста происходит ряд изменений. Они не только взрослеют, но и формируются как личности. Сущетствует кризис трех и семи лет. Педагогам данный факт известен, но для большинства родителей неожиданно измененное поведение ребенка вызывает шок. Спокойный и послушный малыш вдруг превращается в крикливое, невоспитанное дитя. Родители хватаются за голову и негодуют! Если в этой ситуации вы узнали себя, знайте — момент настал.
В три года дети осознают себя, как личность. Для того, чтобы самоутвердиться в этом, они начинают выражать протест. «Я сделаю сам», «как сказала мама, но наоборот и по-своему» — два главных лозунга, на которые они опираются. Взрослым нужно научиться договариваться. Нужно поставить перед фактом: «или идешь кушать, или больше не идем гулять». После такого ультиматума ребенку придется пойти и выполнить указания.
В семь лет у них меняется миропонимание. Меняется манера общения, они начинают огрызаться со старшими. Дети испытывают много эмоций, которые раньше им были неизвестны. Воспитателям и взрослым стоит набраться терпения, окружив детей любовью.
Стресс
Дети ранимы. Все, что происходит в их жизни они принимают близко к сердцу. Не все взрослые способны пережить стрессовые ситуации, а ребенок подавно. Развод родителей, длительная командировка родного человека, потеря друга — все это влияет на психику. Появление второго члена в семье (брата, сестры) тоже способно вызвать стресс. Ведь раньше родители уделяли все свое время ему, а теперь только новорождённому.
Привлечение внимания
Дети специально капризничают в том случае, если им не хватает заботы и любви. Для того, чтобы исправить эту ситуацию, достаточно вместе погулять, поиграть, проводить как можно больше времени, и тогда ребенок почувствует желанную заботу
Причины непослушания, спровоцированные воспитателем
Помимо привычных причин, есть и другие. Иногда провокатором истерик бывают сами воспитатели. Если у педагога практически нет опыта в данной сфере, то «шефство» берут над ним дети. Они хоть и маленькие по годам, но очень смышленые. Стоит им остаться наедине с «няней», сразу пытаются узнать ее все сильные и слабые стороны. И если они нащупали «слабую» сторону, то выигрывает в данной ситуации малышня. Их много — а воспитатель одна. Да и к тому же без опыта. Но это все дело времени, взрослый в скором времени приобретет опыт, а дети наконец привыкнут к новому человеку.
Было много ситуаций, когда педагог отлучался на пару минут, как дети сразу же начинали дурачиться. Они восприимчивы к обстановке и сразу же пытаются порезвиться в свои свободные пять минут, пока взрослый отвлекся.
В детском саду малыши проводят около 12 часов. Для того, чтобы они посещали сад с энтузиазмом и интересом, нужно учитывать не только возрастные особенности, но и их интересы. Любое развлечение в дошкольном учреждении должно носить развивающий характер. Исключительно в таких условиях у воспитанников появится постоянный интерес к различным играм. Если детям был предложен досуг «не по годам», то вскоре это закончится бунтом и непослушанием, поскольку данное занятие им быстро наскучит.
Плавно и постепенно
Вы также можете спросить, как будет структурирована первая неделя, чтобы сделать переход плавным для вашего ребенка.
Признавая этот важный шаг, который ваш ребенок берет на себя, оказывая поддержку, уделяя слишком много внимания и акцентируя его на переменах, можно усилить любое беспокойство малыша. Маленькие дети чувствуют все невербальные сигналы своих родителей. Если сами родители ощущают себя виновными или беспокоятся перед тем, как оставить своего ребенка в саду, ждите истерику или неприятие дочери или сына.
Чем вы спокойнее и увереннее, что правы в своем выборе, тем увереннее будет ваш ребенок.
Как понять, хорошо ребенку или плохо
Чтобы понять, насколько ребенку комфортно в детском саду, Юлия Кочетова рекомендует понаблюдать за его поведением, настроением, состоянием здоровья
«Если ребенок уже достаточно хорошо говорит, спросите у него, как он провел время, приучайте помнить и рассказывать про свой день и хорошее, и плохое, обращайте внимание на его чувства, а главное желание идти в детский сад, — поясняет она. — Если вы увидите, что ваш ребенок отказывается посещать ясли, проявляет негативные чувства, не настаивайте на том, чтобы приучить его к посещению детского сада, поскольку это может крайне неблагоприятно отразиться на эмоциональном состоянии — повысится уровень тревожности, могут возникнуть страхи и так далее»
Председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец, в свою очередь, добавила, что если ребенок стал плохо спать или чаще болеть, это тоже может свидетельствовать о том, что в яслях ему некомфортно, а рассказать он об этом пока не может
Председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец, в свою очередь, добавила, что если ребенок стал плохо спать или чаще болеть, это тоже может свидетельствовать о том, что в яслях ему некомфортно, а рассказать он об этом пока не может.
В то же время эксперты отмечают, что родители должны доверять педагогам детских дошкольных учреждений. «Опытные педагоги зачастую лучше знают, как сделать процесс адаптации ребенка к саду более гладким, родители не должны пренебрегать их адекватным советам, по крайней мере, хотя бы однажды их стоит попробовать применить», — считает директор по развитию Национальной родительской ассоциации Марианна Шевченко.
Родителям ребенка очень важно рассказать воспитателям о его привычках, о том, что он любит, а что ему не нравится. Также, по словам Кочетовой, необходимо получать от работников яслей и обратную связь — узнавать об эмоциональном фоне малыша в течение дня, его проблемах и достижениях
При этом Волынец настойчиво советует родителям приложить все усилия, чтобы поменять группу или даже учреждение, если ребенку там объективно некомфортно
«Бывает так, что ребенок психологически не совместим с конкретным воспитателем, не нужно бояться изменить ситуацию, мы же переходим с работы на работу, когда нам, например, не нравится начальник, возможно, с другим педагогом малыш будет чувствовать себя прекрасно», — говорит она
При этом Волынец настойчиво советует родителям приложить все усилия, чтобы поменять группу или даже учреждение, если ребенку там объективно некомфортно. «Бывает так, что ребенок психологически не совместим с конкретным воспитателем, не нужно бояться изменить ситуацию, мы же переходим с работы на работу, когда нам, например, не нравится начальник, возможно, с другим педагогом малыш будет чувствовать себя прекрасно», — говорит она.
Почему происходит отказ от еды в садике?
Причин, по которым ребенок наотрез отказывается кушать в саду, множество. Стресс, нежелание пробовать непривычную еду, резкое падение аппетита, снижение иммунитета на фоне тревожности – вот лишь несколько из них.
Период адаптации
Редкий карапуз сразу и с удовольствием ест все, что ему предлагают, в первые дни новой жизни в саду. Ему необходима адаптация – то есть ребенок должен привыкнуть к новому распорядку, воспитателям, детям вокруг, прогулкам по часам. Резкая смена обстановки для трехлетки (а тем более малыша младше) – серьезный стресс.
Основные причины переживаний – это:
- Подъем рано утром в одно и то же время. Пока малыш был с мамой – он, как правило, просыпался тогда, когда высыпался. В ясли же или садик его будят – причем раньше, чем ребенок привык просыпаться. Психологически и физически маленькому человеку встраиваться в жесткий режим тяжело и он может первое время отказываться кушать.
- В саду много новых впечатлений – игрушек, игр, которые отвлекают от еды.
- Новая среда общения. Дети, воспитатели, психолог, медсестра – люди, с которыми он вынужден взаимодействовать ежедневно, тогда как раньше основными людьми в его жизни были родители. Выстраивание отношений требует много сил – на еду их может не оставаться.
- Самый серьезный стресс для ребенка – мама ушла и неизвестно, вернется ли вечером. На фоне неврозов и переживаний аппетит пропадает.
- Дома прием пищи был превращен в ритуал – с чтением книг, просмотром мультиков или песенок. В саду же все просто садятся и едят. Не дождавшись начала ритуала, ребенок отказывается есть вовсе.
Лучше кушают в саду дети, которые часто общались со сверстниками, регулярно питались вне дома – у бабушки, в гостях, кафе. Малыш, в семье которого вокруг его питания были выстроены ритуалы и чьи родители/бабушки слишком много внимания уделяли тому, как покушал ребенок, могут отказом от еды пытаться манипулировать взрослыми.
Способ манипулирования
Бабушки, мамы очень радуются тому, что чадо хорошо ест. Отказ от приема пищи зачастую превращается в трагедию. Ребенок понимает это очень быстро и может добиваться своих целей, просто отказываясь есть. То же самое может происходить и в саду. Не желая вместе со всеми садиться за стол, малыш надеется, что его:
- заберут из группы обратно домой;
- дадут другую пищу, чем всем остальным;
- накормят после обеда печеньем.
Если через какое-то время своих целей ребенок не добивается – он начинает есть так же хорошо, как и остальные малыши.
Плохой аппетит и непривычные блюда
Есть дети с плохим аппетитом – которые всегда едят мало. В этом случае заставлять ребенка съедать все, что положено – недопустимо и жестоко. Пусть ребенок сам выберет, что и сколько ему съедать. Пытаться запихнуть во всех детей суп или тушеные овощи не нужно. Часто ребенок только в саду сталкивается с какой-то определенной едой – запеканками, супами, непривычной кашей или тефтелями. Чтобы не создавать малышу дополнительного стресса в период адаптации – стоит заранее начинать кормить его едой, которую готовят в садах – кашами, супами, запеканками, тушеными овощами и паровыми котлетами.
Болезнь и плохое самочувствие
Больной, вялый малыш не может обладать богатырским аппетитом. Возможно, в период адаптации у него снизился иммунитет, на фоне переживаний активировались воспалительные процессы.
В этом случае лучше показать малыша врачу и сдать анализы – возможно, нужно пропить курс витаминов, добавить в рацион больше соков и фруктов или просто на несколько дней оставить ребенка дома.
Отсутствие режима дня дома
До трехлетнего возраста у многих малышей вообще отсутствует режим дня и кормления. То есть ребенок ложится спать, когда устал, и ест, когда голоден. В результате в саду он находится в сильнейшем стрессе, так как в группе все происходит по расписанию и он вынужден есть тогда, когда не хочет.
Чтобы ребенок быстрее привык к режиму – стоит начать придерживаться его заранее и не сбивать в выходные дни.
Другие возможные причины
Если ребенка кормят перед садом и сразу после него – отказ от не такой вкусной пищи будет очевидным. Пусть малыш завтракает и ужинает вместе со всей группой, не стоит давать ему с собой печенье, перекусы, фрукты. Если другой еды у ребенка в течение дня нет – он обязательно проголодается и поест.
О наиболее распространенных проблемах в детском саду вы можете узнать из отдельных статей на нашем портале. Читайте, в частности, о том, почему ребенок часто болеет и что делать, чтобы повысить иммунитет, стоит ли водить болеющего в садик, о том, что делать, если чадо не хочет туда идти, дерется с другими детками или отказывается спать в тихий час, а также о том, как понять, что малыша обижают и научить его постоять за себя.
Как приучить к детсадовскому питанию?
Чтобы решить проблему отказа ребенка от еды в детском саду, нужно сначала установить ее первопричину. Просто пообщайтесь с ребенком, попросите рассказать его о впечатлениях от занятий, об отношениях с другими ребятами и воспитательницей. Форма беседы при этом не должна напоминать допрос, иначе малыш «закроется» и не будет откровенничать с вами.
Если окажется, что ребенку просто не нравятся блюда, которые подают в детском саду, нужно поменять систему питания дома:
- в выходные дни, когда ребенок находится дома, старайтесь соблюдать тот же режим питания, что и в детском саду;
- не допускайте «вредные» перекусы — шоколадки, печенье, чипсы и различные снеки;
- не кормите ребенка плотно перед походом в детсад;
- готовьте дома блюда из детсадовского меню.
К новому режиму питания дошкольники привыкают достаточно быстро, поэтому буквально через несколько недель проблемы с едой перестанут вас волновать.
Если же причиной отказа ребенка от детсадовских блюд является плохой аппетит, вызванный стрессом, нужно помочь малышу преодолеть эмоциональное напряжение. Необходимо подготовить ребенка к садику, настроить его на позитив и поддержать в непростой период адаптации. Как правило, дети быстро вливаются в новый коллектив, находят друзей и, как результат, с удовольствием едят все предложенные блюда.
А у вашего ребенка были проблемы с аппетитом в детском саду? С чем это было связано, и как вам удалось разрешить сложившуюся ситуацию?
Накормить «любой ценой» — плохой метод
Спросите себя, любили ли вы ходить в детский сад, когда были маленькими? Нет? А почему? Причин может быть много, но на ум чаще всего приходит воспоминание о холодной, невкусной запеканке или каше. Но и это можно было бы пережить, если бы не политика взрослых: все доедай до конца! Случается, что единственной причиной, по которой ребенок никак не может адаптироваться к детскому саду, становится именно то, что там заставляют есть. Решается эта проблема легко и просто: не хочет малыш есть — пусть не ест. Наблюдения врачей показали, что если предоставить малышу свободу выбора и не кормить насильно, предлагая ему полноценный набор продуктов, то ребенок сам выбирает себе вполне сбалансированное меню. Положитесь на своего ребенка. Обычно малыш ест тогда, когда испытывает чувство голода и неосознанно выбирает то, что необходимо его организму.
Мамам и папам следует научиться доверять этим процессам саморегуляции. Постарайтесь вместе с воспитателем выработать единое мнение по этому вопросу. Спросите, как она относится к недоеденным блюдам на тарелках? Бывает так, что работники детского сада уделяют чрезмерно много внимания тому, чтобы дети непременно все съедали. Причем стремятся к этому из усердия, чтобы порадовать родителей, считая, что хороший аппетит ребенка — главный показатель благополучия его в детском саду. В этом случае следует попросить воспитателя не заставлять малыша есть все и дать ему возможность выбрать самому, что он будет есть, — первое, второе или и то и другое.
Дети с удовольствием участвуют в сервировке стола. Спросите воспитателя, можно ли поручить это плохим едокам, представив это как почетную обязанность.
Во всем остальном родителям останется только позаботиться о том, чтобы дома в их холодильниках и шкафах был целый ассортимент полезных и содержащих витамины и минералы продуктов питания. Во-первых, малыш съест дома все, что недополучил в саду, во-вторых, со временем привыкнет к новым блюдам, их вкусовым отличиям от домашней пищи. Познакомится с другими детишками и справится с тревогой, которую вселяет незнакомая среда, освоится и станет кушать за компанию с друзьями.
Что делать, если ребенок отказывается есть?
Организм ребенка устроен так, что он сам чувствует, когда и сколько ему нужно съесть. Это не означает, что родители должны попустительски относиться к меню школьника: оно должно быть сбалансированным.
Если ребенок перекусил в школьной столовой, то вряд ли осилит полноценный обед дома. Заморив червячка в обеденное время, он не захочет рано ужинать. Поэтому перекусы булочками, пирожками, печенюшками или другими сухими продуктами не должны стать нормой. Лучше предложить ребенку фрукты: они быстрее перевариваются и не создают ощущение сытости надолго, да и пользы от них больше, чем от мучного и сладкого.
Решить проблему с питанием проще с детьми старшего возраста. Дети в возрасте 7-9 лет не оценят по достоинству полезные, с точки зрения взрослых, продукты. Не любят они шпинат или кабачки, не нравится им печень из-за горьковатого привкуса, яичные желтки, потому что они сухие и т.д.
Приходится считаться со вкусами детей и отчасти подстраиваться под них: из печени готовить паштет, из кабачков или капусты — оладьи, из рыбы — котлеты.
Сложнее приходится с детьми, относящимися к хронотипу «совы». Их пищеварительная система просыпается медленно, и в обычные часы для утреннего приема пищи у детей еще нет аппетита, они вообще не хотят есть. На завтрак им можно предложить легкий йогурт или тост с джемом.
Часто дети отказываются есть каши, и это не удивительно: есть на завтрак или ужин одно и ту же кашу сможет не каждый ребенок, поэтому стремитесь разнообразить привычные блюда.
Пищевая неофобия
Пищевая неофобия — это боязнь пробовать новую пищу, считается эволюционным защитным механизмом, не позволяющим любознательным детям непреднамеренно отравить себя, является этапом нормального развития ребенка. Однако пищевая неофобия — это настоящая реакция страха, и с ней сложно бороться, не расстроив своего ребенка. Просто нужно подождать, когда этот этап развития пройдет.
Но, по сути, это означает, что малыш, увидев еду на своей тарелке боится ее попробовать, и чтобы родители ни делали, ни говорили, соблазняли или поощряли, он не будет есть эту еду.
Однако наблюдение за тем, как родитель кушает эти продукты и пережевывает их, поможет ребенку понять, что они безопасны, поэтому совместные семейные трапезы помогают легко пройти неофобную фазу. Неофобия длиться до 6-7 лет.
Физиологические причины отказа
Помимо психических причин снижения аппетита могут быть причины физиологического характера:
- сезонное влияние на организм;
- особенности обмена веществ;
- плотный завтрак дома;
- недостаток физической активности.
Вы замечали за собой, что в теплые дни кушать либо не хочется, либо вкусовые приоритеты меняются? Дети тоже подвержены сезонным влияниям, природным биоритмам. Например, кто-то не хочет завтракать, а кто-то мало ест на ужин. Не пытайтесь вместить пищевые особенности малыша в рамки книжных рекомендаций: учитывайте индивидуальность.
Как могут повлиять сезонные биоритмы на аппетит малыша? Мы уже выяснили, что детки не способны ощущать блаженство от деликатесов, как взрослые.
В летний период при солнечной погоде развитие детского организма (и рост) происходит быстрее, чем в зимний. Поэтому летом малыш с аппетитом ест все подряд. В детском саду зимой он ест меньше, потому что нет потребности в дополнительном количестве энергии.
Индивидуальный обмен веществ – еще одна особенность, влияющая на аппетит человека. Почему-то считается, что поглощение пищи в больших объемах – показатель здоровья. Это неверно. Много едят те, у кого ускоренный обмен веществ: пища быстро перерабатывается и усваивается. При замедленном обмене веществ прием больших порций еды вызывает ожирение. Что делать? Малыш интуитивно формирует индивидуальный пищевой режим, поэтому не следует заставлять его кушать “много, как папа”.
Многие мамы от избытка заботы плотно кормят кроху перед садиком (а вдруг проголодается?). Все это приводит к отказу завтракать в детском саду. А вы бы смогли кушать на полный желудок? Может, ребенок не кушает в садике, потому что мало двигается? Не забывайте, что назначение пищи – в восполнении килокалорий. Малыш пока не понимает удовольствия “наслаждаться вкусом изысканного блюда”, поэтому ест тогда, когда голоден. В детском саду кроха может мало двигаться и играть со сверстниками, поэтому и чувство голода не приходит.