Советы
Если первые попытки малыша увенчались падением, вам необходимо сделать всё, чтоб больше такого не допустить. Конечно, быть ребёнку хвостиком 24 часа в сутки вы не сможете. Однако, если в квартире скользкий пол, то можно надеть прорезиненные носочки, а некоторые мамы сразу начинают приучать малыша к обуви
Вот только помните, что это должно быть изделие из качественного материала, натурального, с жёстким задником и закрытым носочком.
Очень важно хвалить карапуза за каждый сделанный шаг. Так у ребёнка будет появляться стимул, и он будет стремиться совершать новые шаги.
Никогда не сравнивайте своего малыша с его сверстниками
Все детки уникальны. К тому же, имеется ряд факторов, в том числе физиологических, влияющих на время, когда ребёнок сможет самостоятельно и без страха начать передвигаться.
Рекомендуется не прибегать к использованию ходунков. А если они у вас уже есть, то минимизируйте время ребёнка, проведённое в них.
Вы можете умышленно ставить любимые игрушки своего карапуза на определённой высоте, пусть он сам попробует дотянуться.
Когда карапуз готов совершить первые шаги, обязательно позаботьтесь о безопасном пространстве вокруг него. Убедитесь, что в комнате нет острых углов, в доступности малыша нет ножей и бьющихся объектов.
Проводите с ребёнком занятия гимнастикой, делайте массаж. Очень важно укрепить мышечный корсет карапуза.
Никогда не заставляйте малыша идти против его воли, всему своё время. Ваша настойчивость может наоборот отбить всё желание.
Теперь вы знаете, какие причины могут быть у боязни малыша ходить без посторонней помощи и желании передвигаться на четвереньках. Если нужно, не откладывайте с визитом к доктору. Соблюдайте рекомендации и помогите карапузу побороть его страхи. Помните, что гимнастика и массаж, начиная с первых месяцев, положительно влияют на развитие крупной моторики и совершение первых шагов.
Занятия на фитболе, догонялки и другие упражнения
В качестве укрепления мышц подходят занятия на фитболе. Посадите малыша перед собой, держите его за пояс и раскачивайте мяч в разные стороны. Такое упражнение учит держать равновесие и укрепляет мышцы спины.
Если ребенок умеет ползать, старайтесь повышать его двигательную активность. Поиграйте в догонялки за игрушкой. Передвигайте любимый предмет бутуза с места на место, он должен доползти до него.
В качестве инвентаря можно использовать коляску или специальные тележки, за ручки которых малыш держится и шагает. Натяните толстую веревку, чтобы ребенок, перешагивал через препятствия. Это упражнения помогает укрепить различные мышцы ног.
Сперва научите малыша отрываться от опоры. Придерживайте его сначала двумя руками, затем можно одну руку отпустить. Следующий этап — это отпустить обе руки. Когда это сделать, зависит от ребенка. Уверенно ли он ходит за одну ручку, правильно ли ставит ножки, шатается или нет.
Что делать родителям «мизантропа»?
Несмотря на то, что период мизантропии ребёнка не самое простое время для родителей (особенно, если сами родители общительные и открытые люди), всё же нужно набраться терпения и учесть несколько советов, которые дают психологи. Правила, сформулированные специалистами, для родных маленького «мизантропа» просты и при этом вполне действенны, способны значительно улучшить ситуацию и помочь ребёнку.
О чём же важно помнить?
- По возможности не планируйте на возраст от восьми до восемнадцати месяцев никаких серьёзных изменений в жизни ребёнка. Первое посещение яслей, отпуск без малыша или выход мамы на работу лучше отложить на то время, когда маленький «мизантроп» перестанет бояться чужих. Обычно всё нормализуется в период после полутора лет, хотя, конечно, есть и особенно робкие и чувствительные дети, которым нужно больше времени для преодоления боязни посторонних и адаптации в обществе.
- Не считайте, что с малышом происходит что-то неправильное, не стесняйтесь проявлений нелюдимости, ведь они совершенно нормальны: большинство детей в той или иной степени подвержены страху чужих. Не вините ни ребёнка, ни себя, ни неправильное воспитание, примите сложившуюся ситуацию как данность и просто подождите, всё обязательно наладится.
- Постарайтесь уделять крохе как можно больше внимания. Исследования показывают, что дети, чувствующие себя под надёжной защитой близких, реже и в меньшей степени боятся посторонних.
- Если ребёнку предстоит общение с посторонними, предупредите близких о том, что не стоит пугать малыша излишним напором, брать на руки против его воли или обещать «съесть такого сладенького».
- Даже самого маленького «мизантропа» можно и нужно знакомить с окружающими по всем правилам, обязательно представляя ему гостей или встретившихся на улице «тёть» и «дядь». Всем своим видом продемонстрируйте радость от встречи, возьмите ребёнка на руки, чтобы он чувствовал себя защищённым, и познакомьте его со взрослым, немного рассказав о госте: «Это моя подруга тётя Ира, она очень добрая. Я её очень люблю и сильно по ней соскучилась».
- Забудьте о сомнительном методе воспитания, при котором непослушного ребёнка обещают отдать «чужому дяде», «милиционеру» и т. д. Такие обещания способны сделать невротика даже из уравновешенного ребёнка, а уж малышу, переживающему и без того непростой период боязни посторонних, они и подавно могут навредить.
- Придерживайтесь правила нескольких «не»:
1. Не заставляйте ребёнка «выходить в люди» насильно.
2. Не просите его целовать или обнимать незнакомых или малознакомых людей и уж тем более идти к ним на руки.
3. Не стыдите и не высмеивайте кроху за нелюдимость (ни в коем случае не говорите что-то вроде «он у нас трусишка» или «что ты как маленький») и не позволяйте делать это другим.
Если следовать приведённым советам, то этот этап взросления ваш малыш преодолеет быстро и безболезненно, а вы будете нервничать и волноваться гораздо меньше.
Фото: www.globallookpress.com
Две главные причины страхов у детей
Это не опечатка, действительно, базовых причин детских страхов только две
Глубокое понимание этих причин очень важно для того, чтобы не слушать бессмысленных или откровенно вредных советов, а также для того, чтобы родители сами могли помочь своему ребенку избавиться от любых необоснованных страхов
Бояться может любой ребенок, если чувствует, что его жизни и здоровью угрожает опасность, то есть если рядом нет взрослого. Это здоровый страх, он совершенно необходим и выполняет охранительную функцию. А вот когда бояться нечего, а страх все-таки есть и никакие разумные доводы, уговоры, отвлечения и забалтывания не помогают — самое время обратиться к системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Итак, главные причины детских страхов:
- Нарушение чувства безопасности и защищенности у ребенка.
- Наличие у ребенка зрительного вектора.
Ребенок боится оставаться один, если не уверен в надежности родителей
Представьте: вы — маленькое и беззащитное существо и вся ваша жизнь зависит от одного великана, который может заботиться о вас, защищать вас от опасностей, приказывать другим великанам, чтобы они тоже заботились и не обижали вас. А может и забыть о вас или, наоборот, начать кричать, ругаться и пугать вас. Или ваш великан, может быть, сам слабый и неуверенный, боится всего на свете, а особенно других великанов. Сможет ли он защитить вас? Как вы будете чувствовать себя в этом случае?
Чувство безопасности и защищенности — база для развития любого ребенка. Более подробно об этом основополагающем концепте читайте в статье.
Если ребенок в 3-4 года боится оставаться один — может быть, он не уверен в том, что мама обязательно вернется? Может быть, вы покидали его слишком надолго или оставляли с незнакомыми людьми? Такое случается, когда малыш попадает в больницу, например, а мать к нему не пускают. Или когда сама мама неожиданно попадает в больницу или уезжает в роддом за новым ребеночком, а малыш оказывается совершенно не подготовленным к этому и чувствует себя брошенным.
Если мама и папа ругаются и выясняют отношения при ребенке, особенно когда звучат смыслы «Уходи и не возвращайся!» или «Уйду и не вернусь!», то у ребенка просыпается неосознанный, непроговариваемый страх потерять семью . Он боится оставаться дома один, потому что опасается, что кто-то из родителей, особенно мама, может уйти навсегда и не вернуться.
Если мама воспитывает ребенка одна, если она замучена, разрывается между работой и домом, не уверена в себе и своем завтрашнем дне, ребенку автоматически и неосознанно передается эта неуверенность, он теряет чувство защищенности и безопасности. В зависимости от векторов ребенка это может выражаться по-разному, например тем, что он боится оставаться один. И чем меньше ребенок, тем больше состояние матери влияет на него.
Или, возможно, в ваше отсутствие приходил пьяный сосед, кричал, угрожал, барабанил в дверь и тем самым вызвал ужас у вашего малыша. И теперь он так напуган, что боится даже вам рассказать о случившемся. Такое бывает, когда ребенок не уверен, что вы гарантированно сможете защитить его от обидчика.
Если ваш ребенок боится оставаться один, хорошенько подумайте, какие у него есть основания не доверять вам?
Почему разные дети боятся по-разному?
Хотя в той или иной степени боязнь чужих свойственна большинству детей, все они реагируют на посторонних по-разному. Если одни малыши просто не доверяют незнакомцам, сторонятся их и стараются не иметь с ними никаких дел, то другие реагируют куда более бурно, вплоть до громкого рёва или попытки убежать от «страшного чужого человека». Любая из этих реакций абсолютно нормальна.
Сила проявления боязни посторонних зависит от нескольких факторов:
личностных особенностей ребёнка
Как ни крути, есть экстраверты, открытые миру и окружающим, с готовностью и удовольствием идущие на контакт, и есть интроверты, погружённые в свой собственный мир и не желающие пускать в него «кого ни попадя».
образа жизни семьи
Когда гости в семье редкость, а на улице мама с ребёнком гуляют вдали от людей, то велика вероятность, что страх посторонних у малыша будет выражен довольно сильно, ведь он не привык к чужим. Невольно провоцирует возникновение боязни чужих и излишне робкая мама, либо мама-интроверт.
поведения гостей и встречающихся ребёнку людей
Если на малыша эмоционально «накидывается», делает ему «козу» и обещает «показать Москву» огромный шумный «дядя» или его страстно и долго обцеловывает с головы до ног незнакомая «тётя», то в следующий раз он вряд ли захочет стать объектом навязчивого внимания «подозрительных» взрослых.
Как помочь малышу
Если страх карапуза обусловлен боязнью упасть и удариться, то ваша задача оказать ребёнку подстраховку. Но не стоит наседать на малыша и уговаривать его снова пойти. Ребёнок должен самостоятельно принять такое решение, а вы должны вовремя оказаться рядом и оказать ему незаметную помощь.
Бывает, что родители ребёнка, а особенно мама, сильно волнуются, что малыш будет падать и может покалечиться. Её волнения передаются ребёнку
Поэтому важно успокоиться и не паниковать.
Если малыш лениться и передвигается ползком, то можно пойти таким путём: кладите игрушки, которыми он любит играть на определённую высоту и на видном месте. Тогда ребёнку придётся подняться из своего горизонтального положения, чтоб до них дотянуться
А рано или поздно он осознает, что гораздо проще передвигаться в вертикальном положении.
Будьте осторожны с использованием ходунков. Лучше или вовсе исключить их, или минимизировать их использование. Кроме того, что малыш привыкает передвигаться таким способом, происходит задержка в своевременном развитии крупной моторики.
Если причиной того, что малыш не ходит, стала неокрепшая мускулатура ребёнка, то нужно повременить, вскоре он всё-таки начнёт ходить. Но лучше поспособствовать этому. Можно делать массаж и проводить с ребёнком гимнастические упражнения. Это позволит укрепить его мышечный корсет и спину.
Когда малыш не может ходить без опоры, не стоит его ругать за это и отказывать в своей помощи. Так карапуз ещё сильнее уйдёт в себя и не станет ходить самостоятельно.
Важно, чтоб малыш почаще гулял со своими сверстниками, особенно с теми, которые уже начали ходить. Он увидит, что это безопасно, а в скорости и сам захочет попробовать.
Будьте готовы к тому, что, возможно, ваш малыш ещё просто не готов встать и пойти, и дело вовсе не в страхах. Поэтому запаситесь терпением. Скоро и ваш карапуз сможет порадовать первыми самостоятельными шагами.
Почему малыш до сих пор не ходит?
И вот драгоценному чаду исполняется 9 месяцев, и родители начинают переживать, ходить по педиатрам, невропатологам, ортопедам и т. д. Главный вопрос, который задают родители медикам: «Как научить детей ходить?»
Причин, почему бутуз не ходит, много. Давайте их рассмотрим:
- Характер или темперамент ребенка. Спокойные и неторопливые дети начинают ходить гораздо позже своих сверстников. Флегматики и меланхолики не спешат в принципе. Они могут часами сидеть за игрушками у мамы на ручках. У них не возникает потребности передвигаться стоя.
- Вес ребенка. Наверное, многие слышали от педиатров, что дети с лишним весом начинают делать первые шаги позже. И это правда. Тяжелым малышам сложнее встать на ножки, нагрузка на позвоночник увеличивается, и мышцы оказываются не готовы к самостоятельной ходьбе. Проанализируйте ситуацию, обратитесь к специалистам. Возможно, придется скорректировать питание ребенка, добавить физической нагрузки. Только после этого можно научить ребенка ходить без поддержки.
- Готовность мышц спины и позвоночника. Этот фактор играет немаловажную роль. Прежде чем научиться шагать, бутуз должен проделать огромную работу. Сначала он учится держать голову, переворачиваться, садиться, ползать, вставать, ходить с опорой и только после этого можно обучать малыша ходьбе. Медики вообще считают, что главным показателем готовности ребенка к самостоятельной ходьбе является его умение ползать. Во время этого процесса тренируются все мышцы тела. И перед тем, как научить ребенка ходить самостоятельно, нужно научить его ползать.
- Наследственность. Считается, что возраст, в котором ребенок начинает ходить, заложен генетически. Если мама или папа пошли поздно, то у малыша есть все шансы повторить их опыт.
- Стресс. Отлучение от груди, смена обстановки, ссоры родителей, болезнь – все это может значительно оттягивать время первых шагов. Создайте благополучную обстановку, атмосферу любви, заботы и нежности. Бутуз будет легче и быстрее развиваться.
- Желание ребенка ходить. Так бывает, что малышу не требуется смена пространства. Его все устраивает. Он здоров, физических отклонений не имеет, но желания делать первые шаги у него тоже нет. Ведь малыш — это уже личность со своим характером, привычками и темпераментом. Не стоит его торопить. Ничего страшного не будет, если ребенок начнет ходить немного позже. Родителям надо набраться терпения и постараться вызвать интерес чада к вертикальному передвижению.
- Страх перед ходьбой. Вполне возможно, что у малыша был неприятный опыт, связанный с прямохождением. Задача родителей — избавить ребенка от этого страха. Не стоит настаивать, торопить события. Окружите бутуза заботой, пусть он почувствует вашу защиту.
- Опорно-двигательные и неврологические отклонения. Причиной того, что ребенок не ходит, могут быть патологии в опорно-двигательном аппарате. Проконсультируйтесь со своим педиатром, посетите других специалистов. Конечно, в случае, если у малыша что-то выявят, понадобится дополнительное лечение. Поэтому перед тем, как научить маленького ребенка ходить, необходимо убедиться, что со здоровьем у него все в порядке.
- Ходунки. Специалисты в этом вопросы разделились на два лагеря. Одни считают, что использование этого приспособления крайне вредит здоровью детей. Вторые настаивают, что ходунки являются наглядным пособием, как научить ребенка ходить самостоятельно. В целом это хорошее подспорье для родителей, но только, если малыш не находится там постоянно. Маме можно сажать туда свое чадо, например, когда ей нужно заняться делами, приготовить ужин или сделать маникюр. Еще медики сходятся во мнении, что пользоваться ходунками можно только после 9 месяцев.
Почему малыш боится?
Что же такое происходит с малышом, что он вдруг начинает бояться посторонних? Причин возникновения этого страха несколько:
Причина 1
Дети в возрасте «вокруг года» уже хорошо понимают отличия между знакомыми и незнакомыми лицами. Они узнают близких и настораживаются в присутствии чужих, тех, кого пока не знают или знают недостаточно хорошо. По этой причине иногда случаются курьёзные ситуации, связанные с тем, что в этот период ребёнка могут напугать даже радикальные изменения в облике мамы или папы. Причём ничуть не меньше, чем приход вовсе незнакомого человека. Стоит маме значительно изменить свой образ — и кроха уже не сразу узнаёт её и даже сторонится. Ему требуется время, чтобы привыкнуть к «новой» маме.
Причина 2
Малыш постепенно начинает осознавать, что мама, самый близкий для него человек, не является с ним единым целым. Поэтому её уход для крохи самая настоящая трагедия, ведь он боится, что она уйдёт навсегда. Именно по этой причине ребёнок может начать сторониться даже любимую бабушку. А уж если вместо мамы с ним остаются малознакомые люди, то для него это и вовсе кошмар кошмарный.
Причина 3
Страх посторонних — это проявление инстинкта самосохранения
Ведь, демонстрируя настороженность или даже испуг от присутствия посторонних, ребёнок таким образом привлекает внимание родителей, показывает им свою обеспокоенность и просит о защите
Подготовка
Начинать подготовку нужно с первых месяцев появления бутуза. Как правильно это делать? Подготовка должна происходить следующим образом:
Нужно выкладывать его на животик. Так крепнут мышцы спины.
Провоцируйте его переворачиваться сначала с боку на бок, а затем с животика на спинку, и наоборот. В таких упражнениях задействованы все мышцы.
Поощряйте ребенка ползать. Можно класть перед ним любимую игрушку, чтобы малыш до нее дополз. Со временем увеличивайте расстояние
Важно научить ребенка ползать даже больше, чем ходить. Ползание укрепляет мышечный скелет, готовит позвоночник к ходьбе.
Ребенок должен самостоятельно уметь вставать у опоры и ходить вдоль нее.
Если с последним заданием малыш справляется на «отлично», то можно смело говорить, что он готов к первым шагам.
Если ребёнок боится ходить без руки
Как понять, что ребёнок морально готов совершить первые шаги без посторонней помощи:
- Он может самостоятельно удерживаться в вертикальном положении на протяжении сорока секунд.
- Когда вы идёте на прогулку, ребёнок вас держит не за всю руку, а лишь за палец или два.
- Карапуз является направляющим в ваших передвижениях. Он тянет маму за руку, чтоб топать в ту сторону, куда ему нужно.
Это всё свидетельствует о том, что малыш уже готов становится самостоятельным и очень скоро отпустит мамину руку, не будет держаться за опору, а возьмёт и зашагает сам. Но, возможно, он боится это сделать. По крайней мере, в такой ситуации вы можете быть абсолютно уверены в том, что ребёнок здоров и у него крепкие мышцы, а держится за пальчик, потому что боится упасть. В таком случае, можно попробовать простимулировать его.
Например, когда вы на детской площадке, дайте любимую игрушку вашего малыша другой мамочке. Пусть она позовёт вашего ребёнка и покажет, что у неё есть, предложит подойти и взять
Вот только важно, чтоб на пути к игрушке у ребёнка была опора, например, его коляска, а дальше нет. Так карапуз дотопает до конца опоры, а потом остановится, задумается и, возможно, решит пойти
Но тут нужно быть очень осторожным и не прозевать этот момент. Вы должны страховать ребёнка от возможного падения, потому что, если такое случится, малыш ещё долго не захочет повторить попытку.
https://youtube.com/watch?v=Gj3fp6HnAMQ
Возрастные особенности страха у детей, которые остались одни в комнате или дома
Каждому детскому возрасту свойственен страх остаться в одиночестве. Рассмотрим подробно каждый из них.
Детки в 5 лет
В 5 лет ребенок уже задумывается о смерти. Малыш, оставаясь один, понимает, что в любую минуту любимые люди могут навсегда покинуть этот мир. Большинство фобий, присущих деткам в этом возрасте, основаны на боязни смерти. Естественной частью взросления является боязнь остаться в комнате или доме одному. Ведь в это время с родителями может приключиться необратимое.
Зачастую психодиагностика не выявляет никаких патологий
Специалисты в области возрастной психологии рекомендуют мамам и папам проводить как можно больше времени со своими детками, уделять внимание задушевным беседам
Дети в 6 лет
Боязнь смерти может со временем трансформироваться в боязнь природных стихий, катаклизмов, войны. В 6 лет дети особенно восприимчивы к глобальным потрясениям, которые круглосуточно транслируют средства массовой информации. Стресс, пережитый от увиденного по телевизору страшного эпизода, может стать причиной страха, когда малыша оставили одного в комнате.
Под впечатлением от увиденного, малыш рисует в своем воображении драматические картинки, которые пугают его еще больше. Дети в шестилетнем возрасте очень открыты и буквально впитывают всю информацию, поступающую извне. Например, узнав о вреде некоторых продуктов питания, малыш отказывается есть и ходить в туалет. Родителям стоит контролировать и строго пресекать источники негатива, которые могут уязвить неокрепшую психику, стараться не оставлять малышей одних в комнате, где включен телевизор.
Детки в 7 лет
В 7 лет ребенок часто задается вопросом о своем будущем. Его волнует собственная внешность, как он выглядит в глазах ровесников. В этом возрасте, с походом в школу, он вступает в новый жизненный период. Стресс зачастую бывает связан с новым окружением, расписанием дня, повышенной физической и психоэмоциональной нагрузкой.
Например, многие первоклассники боятся опоздать на урок, сталкиваются с непростыми взаимоотношениями в новом коллективе, насмешками одноклассников, изоляцией. Неразрешимое внутреннее беспокойство трансформируется в навязчивый страх остаться дома одному.
В семь лет ребенок озадачен настоящим и испытывает испуг перед будущим
Важно установить благоприятную домашнюю атмосферу. Наблюдая счастливых, спокойных, удовлетворенных жизнью родителей, малыш находит разрешение внутреннего конфликта и постепенно успокаивается
Ребенку 8 лет
В процессе взросления уходят старые страхи, уступая место новым фобиям. Например, в восемь лет деток часто беспокоит положительная реакция взрослых на свое поведение.
Период начальной школы связан с беспокойством получить низкую оценку, замечание со стороны преподавателя, вовремя успеть к уроку. Напряженный график и новые обязательства становятся настоящим испытанием для психики школьника. Под влиянием психоэмоционального напряжения зачастую формируется страх остаться дома или в квартире одному.
Дети в 10 лет
Трансформация личности, протекающая в подростковом возрасте зачастую является предпосылкой для формирования тревожности. Уже в десять лет мальчик или девочка могут задаваться вопросом «кто я». Отсюда появляется страх быть не собой.
Активная гормональная перестройка организма сопровождается бурными эмоциональными реакциями. «Я странный, не такой, как все», «со мной что-то не так» — порой подобные утверждения прочно входят в повседневную реальность и существенно осложняют жизнь десятилетнего ребенка.