Что еще может помочь ребенку в ходьбе
Сегодня в магазинах вы видите немало устройств, которые созданы, чтобы помочь ребенку начать ходить. Давайте изучим основные из них.
- Ходунки. Это круглые столики с мягким сиденьем на колесиках по периметру, в которых малыш может передвигаться, отталкиваясь ногами от пола. В передней части, прямо перед ним обычно размещена развивающая игровая панель. В некоторых западных странах набирает силу протест общественности против этих устройств (например, Канада запретила ходунки, в США сейчас идет активная работа в этом же направлении). К сожалению, немало несчастных случаев происходило с малышами, находившимися в ходунках. Большинства этих ситуаций можно было бы избежать, если бы взрослые соблюдали требования к организации безопасного пространства для ребенка. Но так или иначе, использование ходунков может замедлить развитие навыков ходьбы, так как малыш лишен возможности двигаться и тренировать мышцы. Но короткое пребывание в ходунках (в пределах 30 – 60 минут в течение дня) кажется приемлемым компромиссом.
- Вожжи-поводок. Это ремни, похожие на шлейку для собак. Можно рассмотреть этот вариант для использования в условиях сырой и грязной погоды. Для этого малыш уже должен уметь ходить, разве что не всегда держать баланс.
- Тележка-каталка. Тележка с высокой ручкой (как у коляски) на четырех колесах. Малыши толкают ее перед собой, и это придает им уверенности в собственных силах при ходьбе на определенном этапе. Не стоит их использовать для самого обучения ходьбе. В этом случае ребенок не научится правильно балансировать: вес тела будет переноситься на руки, центр тяжести смещаться, а это уже совсем другие исходные условия, чем при самостоятельной ходьбе.
Мы поговорили о первых шагах малыша, о том, как он к ним готовится и как вы можете ему в этом помочь. Создание благоприятных, стимулирующих и, главное, безопасных условий в доме, а также ваша любовь и поддержка — залог того, что обучение ходьбе пройдет для вас с ребенком максимально спокойно и захватывающе. Конечно, не стоит забывать о правильном питании: малышу нужен кальций, и он должен отлично усваиваться — предложите ему творожок «Агуша» с витамином К2. И еще раз напомним вам о самом главном: почаще хвалите ребенка! По степени преодоления и серьезности подготовки ходьба для малыша — это достижение, не сравнимое ни с чем другим во взрослой жизни. По достоинству оценивайте первые шажки ребенка.
Список использованной литературы:
- Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей: Книга для малышей и их родителей. Ярославль: Издательство «Гринго», 1996.
- Федорова Дарья. Самое главное, чему стоит научить ребенка. Санкт‑Петербург: Издательство «Весь», 2015.
- Камарата Стивен. Воспитание без шаблонов: Научитесь слышать своего ребенка. Москва: Издательство «Альпина Диджитал», 2015.
Когда требуется консультация врача
Если же ребенок не сидит в 8 месяцев, но при этом по остальным параметрам он не отстает в развитии, то речь идет про его особенность. Если же у него есть серьезные отклонения, то они проявляются не в одном признаке, а в целом комплексе.
недостаточная масса тела, плохая прибавка в весе;
закатывание или, наоборот, выпучивание глаз;
пониженный или через чур повышенный мышечный тонус;
беспричинные беспокойства;
медленно зарастающий родничок;
косоглазие;
невозможность решения задач, которые выполняются 4-х месячными малышами.
Заподозрить задержку моторного развития можно по следующим признакам:
ребенок не освоил перевороты с живота на спину и наоборот;
родители ставят малыша на прямую поверхность, он при этом не отталкивается и не прыгает;
нет синдрома оживления;
малыш не гулит, не тянется за предметом, не улыбается, не реагирует на близких;
в положении лежа на животике не способен выпрямить руку, чтобы взять игрушку.
Все эти признаки говорят о том, что требуется консультация невролога и проведение дополнительного обследования.
Симптомы
Эффективность борьбы с искажением зависит от того, насколько вовремя родители распознали наличие отклонений и обратились за медицинской помощью. Прежде всего, необходимо регулярно осматривать ребенка
Важно обращать внимание на положение плеч и лопаток, которые должны находиться на одном уровне. Если визуально сделать оценку сложно, можно использовать для этого подручные средства
Обнаружить нарушения у малышей легко по складкам под ягодицами, а также по положению ключиц и сосков. Они должны быть симметричными и находиться на одном уровне.
Осмотр сбоку позволит заметить сутулость или круглую спину. Самый простой тест заключается в том, чтобы поставить ребенка к стене спиной. Ровной плоскости должны коснуться затылок, лопатки, ягодицы и голени. После этого нужно сделать шаг вперед. Если отклонения есть, они сразу станут видны.
Распознать наличие у ребенка нарушений осанки позволяют также наиболее очевидные признаки патологии:
- При сутулости голова и плечи подаются вперед, а лопатки неестественно выступают назад.
- При кифозе (круглой спине) голова наклоняется вперед, плечи опускаются, а грудная клетка западает. Одновременно с этим наблюдается уплощение ягодиц, полусогнутые ноги и ослабленный мышечный тонус.
- При кифолордотических нарушениях (кругло-вогнутой спине) голова и верхний плечевой пояс наклоняются вперед, выпячивается живот и возникает чрезмерное разгибание ног в коленях.
- При лордозе и грудном кифозе (плоско-вогнутой спине) увеличивается угол наклона таза, выпячиваются ягодицы и таз.
- При плоской спине уменьшается наклон таза, лопатки выступают назад, а живот выпячивается вперед.
- Ассиметричная осанка проявляется дугообразной деформацией, которая направлена вправо или влево. Голова наклоняется в сторону, а лопатки, плечи и соски находятся на разном уровне.
Дети с такими нарушениями страдают от вялости, апатии, анемии и плохой памяти. Они часто болеют простудными заболеваниями, пневмониями, бронхитами. Поступают жалобы на боли в спине и голове, плохое зрение.
Почему ребенок в 8 месяцев не сидит
На самом деле причин того, что ребенок в том или ином возрасте, в частности в 8 месяцев еще самостоятельно не сидит, очень много. Самой простой из них может быть банальная неготовность мышц малыша к сидению. Но в отдельных случаях первопричины могут быть и более глубокими – для их выявления потребуется консультация хорошего невролога и педиатра.
В некоторых случаях, если малыш к 8 месяцам так и не научился самостоятельно сидеть, специалисты говорят об отставании его в психомоторном и моторном развитии. Это может произойти из-за: внутриутробной задержки в его развитии, внутриутробной гипоксии у плода, кесарево сечение, перинатальная энцефалопатия, родовая травма, а также вакцинация, различные осложнения от сделанных ему прививок, ликвородинамические нарушения, повышенное внутричерепное давление, недоношенность, возникновение угрозы прерывания во время беременности, анемия матери при беременности, токсикозы и гестозы, стремительные роды, многоводие или маловодие, некоторые пороки развития и прочие серьезные нарушения и заболевания.
Если в 8 месяцев ребенок не сидит, то это уже наводит на мысли о задержке моторного развития, которая в некоторых случаях может сопровождаться и задержками психического развития. В таком случае важна своевременная консультация невролога, так как при своевременно начатом лечении, можно избежать множества серьезных проблем у малыша.
Классификация
Заболевания с признаками, похожими на аутизм, принято объединять под термином «расстройства аутистического спектра» (РАС). Симптомы болезней, которые входят в РАС, отличаются по интенсивности и в разной степени влияют на жизнь пациентов (табл. 1).
Заболевание | Характеристика |
Синдром Аспергера | Люди с этим заболеванием лучше приспосабливаются к функционированию в обществе, чем при аутизме. У них менее выражены нарушения речи. Пациенты с синдромом Аспергера нередко воспринимаются окружающими как бесчувственные, но на самом деле это не так. Они во многих случаях понимают эмоции окружающих, способны к сопереживанию, но реализовать свои чувства на практике не могу |
Классический аутизм (синдром Каннера) | Характеризуется нарушениями социального развития ребенка, при этом его физическое развитие остается нормальным. Первые признаки становятся заметны уже в грудном возрасте. У малыша при контакте с матерью не возникает комплекс «оживления». Становясь старше, ребенок предпочитает находиться в одиночестве. Его игры стереотипны, например, он раскладывает кубики в одну линию или часами монотонно крутит колесико машинки |
Неспецифическое первазивное нарушение развития (атипичный аутизм) | Характерные признаки патологии:
|
Синдром Ретта | Наследственное заболевание, которое наблюдается у девочек и приводит к развитию тяжелой умственной недостаточности. Психомоторное развитие малышки до 6–18 месяцев соответствует возрасту. Затем приобретенные социальные, двигательные и речевые навыки начинают пропадать. Лицо приобретает «неживое» выражение, возможны судорожные припадки |
Детское дезинтегративное расстройство (синдром Хеллера) | До двухлетнего возраста ребенок развивается нормально. В дальнейшем он утрачивает ранее приобретенные навыки, у него формируется необратимая и тяжелая умственная недостаточность |
Высокофункциональный аутизм | Эта форма заболевания отличается уровнем IQ более 70, поэтому когнитивные способности таких детей оценивают как «высокофункциональные». Многие авторы не выделяют этот вид РАС как отдельную патологию, а считают его одним из вариантов синдрома Аспергера |
Все РАС разделяют по тяжести — для этого оценивают степень нарушений коммуникации, поведения и социального взаимодействия.
К легким формам аутистических расстройств относят:
- высокофункциональный аутизм;
- синдром Аспергера;
- атипичный аутизм без умственной отсталости.
Эти формы патологии поддаются коррекции — при правильно подобранной терапии дети спокойно могут учиться в обычных школах и вузах, освоить любые профессии и самореализоваться в жизни.
К тяжелым РАС относят:
- синдром Каннера («классический» аутизм);
- синдром Ретта;
- синдром Хеллера;
- атипичный аутизм с умственной отсталостью.
Тяжелые» формы аутизма сильнее влияют на жизнь пациентов. Людей с такими вариантами патологии редко принимают в социуме, поэтому они нуждаются в специальных программах реабилитации и постоянной коррекции поведения.
Профилактика аутизма во время беременности
«Можно снизить риск рождения ребенка с аутизмом в тех семьях, где уже есть такой ребенок. На сегодняшний день из предлагаемых мер легко внедряемой и массовой может быть сопровождение беременности медицинским психологом — в семьях с риском рождения ребенка с аутизмом. В его силах помочь создать вокруг беременной оптимизирующую атмосферу и защиту от возможных проявлений наследственного задатка. Но не стоит забывать, что предлагаемые меры не способны предотвратить рождение ребенка с аутизмом на 100%».
Бугайский Станислав Евгеньевич
эксперт
Клиника «Будь здоров»
Причины
Потеря или резкое повышение потребности в еде у детей может быть связана с целым комплексом факторов:
- отклонения могут носить симптоматический характер. К примеру, когда у грудных детей режутся зубы, нарушение аппетита – вполне нормальное явление. Потеря желания есть происходит и во время острой стадии гриппа или ОРВИ, и это абсолютно нормально. Организм ребенка все ресурсы направляет на борьбу с болезнью, подавляя на время пищеварительную функцию. Не стоит насильно кормить больного ребенка даже самой полезной едой – когда дело пойдет на поправку, аппетит полностью восстановится.
- заболевания пищеварительной системы. Различные типы гастритов, дуоденитов и других подобных патологий оказывают существенное влияние на пищевое поведение ребенка.
- анемия, то есть недостаток в крови гемоглобина – клеток, переносящих кислород. Наличие анемии может сопутствовать целому ряду заболеваний. Такое состояние у ребенка требует срочного обращения к специалисту и прохождения полного обследования.
- нарушения в эндокринной системе. Сахарный диабет, заболевания щитовидной железы –этим эндокринным нарушениям сопутствует угнетенный аппетит или резкое повышение потребности в еде.
- различные психические заболевания. Симптомами многих психопатологий является необоснованное изменение вкусовых пристрастий.
- заболевания нервной системы.
- авитаминоз (когда организм ребенка не получает необходимого количества витаминов и микроэлементов).
- доброкачественные или злокачественные опухоли.
Нарушение аппетита может свидетельствовать о наличии у ребенка достаточно серьезных заболеваний. Пищевая же распущенность приводит либо к глубокому истощению, либо к ожирению. Обе этих крайности способны подорвать здоровье
Родителям необходимо уделять должное внимание прививанию своим детям здоровых пищевых привычек
Какие упражнения могут помочь ребенку научиться сидеть самостоятельно?
Начинать обучать ребенка садиться следует с самых простых, не требующих особых усилий упражнений. Выполнять их нужно спустя час после еды. Обязательными условиями должны быть пребывание ребенка в хорошем настроении и самочувствии. Одежда должна быть легкой, не сковывающей движения.
Самостоятельное переворачивание – начало обучения
Исходная позиция – лежа на животе. Задача ребенка – попробовать перелечь из такого положения за спину, а затем – вернуться в исходное. Если у него не будет получаться сделать это самостоятельно, можно помочь ему, заинтересовав яркими предметами или игрушками – интерес к новому предмету может помочь ребенку принять необходимое положение. Допустимо также слегка подталкивать ребенка ладонями под стопы.
Исходная позиция – такая же, лежа на животе. Ребенку даются большие пальцы рук родителя. Его задача при этом – подниматься и опускаться наверх, держась за них руками и используя их в качестве опоры. Для начала ребенок будет нуждаться в двух руках, но со временем, по мере развития этого навыка, можно вполне обходиться и одной. Если ребенок не будет справляться, его допустимо будет поддерживать под коленями
Торопить при этом его не стоит – очень важно чтобы ребенок научился именно самостоятельному поиску опоры и чувствовал равновесие тогда, когда это необходимо.
Для того чтобы ребенок смог попробовать встать или сесть сам, его также можно усадить на колени, дав ему ладони в качестве опоры. Это позволит ребенку не использовать внешнюю опору, а искать ее самостоятельно
Это упражнение может также стать хорошей альтернативой традиционному, но менее эффективному сажанию ребенка на кровать с большим количеством подушек.
Когда ребенок освоит эти упражнения, вы можете переходить к более сложным. Например, предложить ребенку встать из положения лежа на спине, мягко удерживая его за руки. Поскольку это упражнение требует от ребенка большего напряжения, первое время оно будет сильнее других утомлять его. Именно поэтому вы сможете обойтись тремя-четырьмя повторениями.
Развивать в ребенке чувство баланса можно усаживая его на твердую поверхность и придерживая одной рукой его ладонь, другой – ноги. Для того чтобы он учился держать равновесие, его раскачивают из одной стороны в другую. Поскольку первое время ребенок может сталкиваться с некоторыми трудностями в выполнении этого упражнения, первое время его можно будет немного подстраховать, уложив вокруг него подушки, смягчающие возможные удары.
Занятия на фитболе для обучения сидению очень полезны
Причины нарушения осанки у детей
Как мы уже упоминали, деформации бывают врожденными и приобретенными. Причем 90-95% случаев относятся именно ко второй группе. Предпосылки нарушения влияют на симптоматику и особенности течения патологии.
К врожденным причинам относятся такие факторы:
- неправильное положение плода в утробе;
- внутриутробные патологии формирования позвоночника (например, формирование дополнительных позвонков, их клиновидная деформация и др.);
- дисплазия соединительных тканей;
- миотонический синдром;
- травмы во время родов (кривошея, подвывих первого шейного позвонка, вывих тазобедренного сустава и др.).
Некоторые врожденные отклонения могут корректироваться самостоятельно в процессе роста организма. Но лишь при условии, что ребенок абсолютно здоров. В ином случае патологии прогрессируют, вызывают искривление осанки и тяжелые формы деформаций.
К причинам приобретенного искривления относятся:
- Недостаточная физическая активность. Если родители делают упор только на интеллектуальные способности малыша, он много времени проводит сидя и мало двигается. Соответственно, мышечный каркас, который удерживает позвоночник в правильном положении, не развивается.
- Нефизиологичная поза. Если ребенок сутулится, всегда носит рюкзак в одной руке или сидит за неподходящей по высоте партой, со временем разовьется асимметрия опорно-двигательного аппарата. К этой же группе предпосылок относятся и слишком раннее высаживание малыша либо постановка его на ножки, расположение грудничка на одной руке.
- Травмы, болезни. Перенесенные болезни могут стать причиной осложнений, которые влияют на суставы, вызывают искривление позвоночника. В группе риска – дети, которые переболели полиомиелитом, туберкулезом, остеомиелитом, малыши с диагностированной близорукостью, косоглазием, астигматизмом, переломами. Предпосылкой также может стать ожирение, дефицит полезных веществ в организме.
Почему это происходит?
Если родители замечают, что, несмотря на наступление возраста 9-10 месяцев ребенок не садится сам, нужно учесть, что далеко не всегда это может быть тревожным сигналом. И хотя возрастная периодизация отмечает время развития тех или иных навыков, нужно учитывать, что не менее важную роль играют и индивидуальные особенности развития ребенка. В связи с этим возрастные рамки для каждого из них могут различаться на несколько месяцев. И вполне возможно, что способность сидеть самостоятельно разовьется у него немного позже, но сможет закрепиться лучше.
Причина нарушения развития – родовая травма
В остальном же, причинами неспособности ребенка садиться самостоятельно, могут выступить:
- Задержка внутриутробного развития плода.
- Гипоксия на стадии внутриутробного развития.
- Анемия, диагностированная у матери при беременности.
- Внутриутробные инфекции.
- Врожденные пороки развитие.
- Сложные роды; кесарево сечение.
- Родовая травма.
- Низкие баллы при шкале Апгар.
- Недоношенность или переношенность.
- Преждевременные роды.
- Стремительные роды.
- Избыток или недостаток околоплодных вод.
- Дистрофия мышечной ткани.
- Рахит.
Как проявляется цистит у ребенка: основные симптомы
У ребенка есть способы защититься от проникновения инфекции в мочевыводящие пути. Например, моча выходит из почек вашего ребенка через мочеточники в мочевой пузырь. Бактерии, попадающие в мочевыводящие пути, выводятся наружу во время мочеиспускания. Этот односторонний поток мочи не дает бактериям заразить мочевыводящие пути. Иногда защитные силы организма ослабевают, и бактерии восходящим путем попадают в мочевой пузырь,вызывая его воспаление. Если у ребенка есть симптомы цистита или у него жар без ясной причины, обратитесь к врачу в течение 24 часов.
Циститы часто встречаются у детей, особенно у девочек (что связано с особенностями строения мочевых путей). Немедленное лечение цистита у ребенка может предотвратить поражение почек (пиелонефрит). Он может развиться из-за инфекции, которая распространяется вверх по одному или обоим мочеточникам. Инфекции почек очень болезненны, могут быть опасными и вызывают серьезные проблемы со здоровьем, поэтому лучше начать лечение как можно раньше.
Признаки заболевания у грудных младенцев и детей до года:
- сниженный аппетит либо полный отказ от питания;
- беспокойность, которая усиливается, когда ребенок мочится;
- плач, нервное возбуждение либо, наоборот, вялость и слабость;
- повышенная температура тела, вплоть до лихорадки;
- спазм уретрального сфинктера снаружи, задержка мочи ввиду выработанного рефлекса;
- изменение мочи: мутность, осадок, хлопья, отталкивающий запах.
У детей старшего возраста симптомы достаточно яркие, выраженные. Основные симптомы – это боль в нижней части живота, спины или в боку, а также острая потребность в мочеиспускании или частые походы в туалет. Некоторые малыши, которые уже приучены к горшку или ходят в туалет, теряют контроль над своим мочевым пузырем и могут мочиться в постель. Родители также могут увидеть капли крови в моче и/или мочу розового цвета.
Важно знать, как проявляется цистит у детей младшего возраста. У младенцев могут быть более общие симптомы, такие как суетливость, снижение аппетита, плач, беспокойство на горшке или лихорадка
Другие симптомы цистита включают:
- жжение или боль при опорожнении мочевого пузыря;
- зловонную или мутную мочу;
- резкие позывы к мочеиспусканию, а потом выделение всего нескольких капель мочи;
- высокую температуру;
- тошноту или рвоту;
- диарею.
Как определить острый цистит?
Болезнь проявляется быстро, со стремительным нарастанием симптоматики:
- позывы к опорожнению мочевого пузыря каждые 20 минут или чаще;
- боль над лобком, отдающаяся в промежность и усиливающаяся при прощупывании живота и даже малой наполненности мочевого пузыря;
- затрудненный выход мочи, сопровождающийся резями и болью;
- недержание мочи;
- несколько капель крови после мочеиспускания;
- позывы, не приводящие к мочеиспусканию.
Массаж
И ещё один немаловажный момент, который не стоит упускать родителям, если ребёнок не сидит в 8 месяцев. Причины могут быть разными. Но при любых отклонениях не помешает хороший массаж, регулярно выполняемый специалистом. Этот способ даёт возможность также лечить даже очень сложные заболевания.
Активное воздействие на определённые сосуды, нервы и мышцы позволяет привести тело малыша в тонус, тем самым улучшая его состояние. Курс массажа назначается при многих сложных диагнозах. И это практически всегда приводит к положительным сдвигам. В принципе, курс массажа рекомендуется детям, независимо от их состояния здоровья. Это ускоряет развитие и дарит крохам удовольствие от самого процесса.
Одним словом, если в 8 месяцев ваш ребёнок ещё не сидит, не стоит сразу же паниковать. Просто верьте в лучшее. Если родители быстро отчаиваются и нервничают, добиться особых успехов будет не так и просто. Необходимо стараться прикладывать все усилия, чтобы оставаться уравновешенными и спокойными. Тем более что самые страшные диагнозы могут оказаться ещё и ошибочными. Грамотный подход позволяет решить проблемы и изменить ситуацию.
Техника безопасности при выполнении упражнений и другие рекомендации
Прежде чем обучать ребенка сидеть самостоятельно, необходимо убедиться в том, что его физическое развитие позволяет приступить к освоению нового навыка. Критериями готовности могут выступать умение длительное время лежать на животе, уверенно держа голову, руки с опорой на грудную клетку, а также способность переворачиваться с одного бока на другой.
- Очень нежелательно сажать ребенка с применением дополнительных фиксаторов для туловища.
- Если 10-ти месячный ребёнок не может самостоятельно садиться, держать его в кенгуру необходимо не более получаса. Несоблюдение этого условия приведет к усилению нагрузки на позвоночник
- Коляска на этапе развития навыка сидения, должна быть оборудована специальной твердой спинкой, дающей возможность находиться в положении полусидя. Можно также использовать слинг или специальные ходунки.
Регулярные занятия помогут ребенку сесть самостоятельно
В 8 месяцев ребёнок не сидит – нормально ли это?
Рождение крохи – прекрасный момент в жизни молодых родителей. Они счастливы и радуются каждому новому движению малыша. Однако забывать о том, что процесс развития должен идти по всем правилам, не стоит. Каждый возрастной этап предполагает приобретение ребёнком определённых навыков. Современная литература подробно описывает эти моменты. Молодые родители об этом знают. Что же им делать, если в 8 месяцев ребёнок не сидит? Ведь в этом возрасте он должен быть уже вполне самостоятельным. Он должен свободно переворачиваться на спину с живота, вставать на четвереньки, использовать руки как опору. То есть быть достаточно физически развитым. Ну а если в 8 месяцев ребёнок не сидит, это уже не совсем нормально.