Развивающие программы и мультфильмы для детей: всегда ли они полезны?

Современные мультфильмы: как не запутаться

Примерно с полугода дети начинают проявлять осознанный интерес к меняющимся картинкам в телевизоре, пытаются повторять ритмичные движения. Учитывая популярность гаджетов, сегодня дети чуть ли не с пеленок умеют обращаться с пультом от телевизора, сами включают планшет, снимают с блокировки смартфон

Это, конечно же, неплохо, но важно во всем соблюдать меру. Для начала необходимо разобраться, какие конкретно мультфильмы представлены сегодня на современном рынке. Развивающий мультфильм – это история со смыслом, имеющая обучающий характер

Такой мультфильм должен иметь конкретную идею. Проще говоря, это не просто «прыгалки-догонялки», а мини-урок на определенную тему. Развивающие мультфильмы делятся по возрастным категориям:

Развивающий мультфильм – это история со смыслом, имеющая обучающий характер. Такой мультфильм должен иметь конкретную идею. Проще говоря, это не просто «прыгалки-догонялки», а мини-урок на определенную тему. Развивающие мультфильмы делятся по возрастным категориям:

0-2 года

«Образы и музыка» – от 0 до 2-х лет. Это довольно простые короткие видео с часто меняющимися картинками. Фоном обычно выступает спокойная музыка или комментарии автора. Сюжет носит развивающий потенциал. Это может быть демонстрация животных, цифр, букв, простая анимация. Такие мультфильмы по длительности занимают от 3-х до 5-ти минут, и обычно выпускаются сериями. Они характеризуются частой сменой тематики и образов. В одной серии покажут все цвета радуги, в другой – транспорт, в третьей – музыкальные инструменты. Такие мультфильмы требуют комментариев, чтобы ребенок мог понять, что же такое там показывают.

от 2-х до 3-х лет

«Слова и понятия» – от 2-х до 3-х лет. Такие мультфильмы по сути заменяют чтение книг. Рассчитаны для детей, которые только учатся говорить. Сюжет направлен на развитие энциклопедических знаний. В сюжете обычно представлены определенные предметы, и описание к ним. Например, показывают сливу, а за кадром читается текст: «Это слива. Она растет на дереве в саду. Слива сладкая и вкусная. Она синего цвета». По такому же принципу ребенку могут рассказать про цифры, животных, овощи, ягоды и т.д. Как правило, дети любят смотреть такого плана «развивашки». С их помощью действительно можно добиться успеха – многие родители отмечают, что ребенок стал говорить больше слов, или научился считать до десяти, без их участия. Тем не менее, заменять такими мультфильмами чтение книг – нельзя. Специально для сайта https://razvitierebenca.ru/ 

от 3-х до 5-ти лет

Сюжетные мультфильмы – от 3-х до 5-ти лет. В таком возрасте ребенок впитывает любую информацию как губка. Он уже имеет свои представления о мире, ассоциирует себя с героями. Такие мультфильмы имеют мини-сюжет с началом, проблемой и поучительной развязкой. Основной идеей таких мультфильмов является проблема главного героя, которую он решает с обучающей концовкой. Такие мультфильмы учат ребенка правильно реагировать на те или иные жизненные ситуации, носят воспитательную функцию. Из них ребенок может узнать, как застилать постель, как чистить зубы, как поздравить маму с днем рождения, как выручить друга в беде. Несомненно, это полезно и интересно, но все же воспитывать нужно на личном примере, а, не вручив малышу планшет, где ему все расскажут.

Интерактивные мультфильмы – от 3-х до 5-ти лет. Такие мультики являются своего рода заменителем разминки (занятия) в детском саду. В них с ребенком пообщаются, поощряя его на действия – сделать вместе зарядку, скушать кашу, похлопать в ладоши, посчитать до десяти, ответить на тот или иной вопрос. Такие «развивашки» созданы в виде игры, поэтому малышам интересно выполнять задания. Тем не менее, такие мультфильмы нужно давать дозировано. Они не должны заменять полноценное развитие малыша в социуме.

Главное правило развивающих мультфильмов

Практически все подобные мультфильмы идут с пометкой «совместный просмотр», подразумевая, что мама или папа посмотрят его вместе с ребенком, попутно давая комментарии к происходящему на экране. Тогда просмотр действительно даст свои плоды. Однако в этом будет заслуга не сколько мультфильма, сколько общения родителей и ребенка.

Прежде чем показывать ребенку тот или иной развивающий мультфильм, просмотрите его сами, убедитесь, что он действительно несет полезную информацию в доступной форме.

Мамам и папам на заметку:

Никогда не заставляйте малыша смотреть даже полезные мультики, если он этого не хочет — это может сформировать неправильные привычки в отношении проведения свободного времени.

Виды полезных для ребенка мультфильмов по категориям

Существует несколько категорий мультфильмов, которые будут полезны вашему ребенку. Давайте рассмотрим их.

Поучительные

Поучительные мультфильмы очень полезны для ребенка. Они дают чаду возможность углубиться в изучение определенной жизненной ситуации. Понять суть конфликтов, которые периодически возникают в процессе жизнедеятельности. И существования в социуме. 

С помощью поучительных мультфильмов ребенок сможет сделать важные выводы по поводу того, как вести себя в определённой ситуации. Он поймет, какое поведение считается нормальным. А какое может привести к потере друзей. 

Среди поучительных мультфильмов можно выделить следующие:

Гуси-лебеди

Это детский мультфильм, который рассказывает о том, как важно слушаться свою маму. И не убегать от нее ни при каких обстоятельствах.
Мойдодыр

Мультфильм повествует детям о том, что необходимо следить за состоянием своего тела. Не быть грязнулей. Вовремя чистить зубы. И каждый день принимать душ, ванную, чтобы тело оставалось чистым.
Цветик-семицветик. Этот мультфильм рассказывает детям о том, что дружить – это очень важно. И что необходимо в обязательном порядке оставаться верным друзьям. Мультфильм учит детей загадывать только добрые желания. Те, которые могут действительно сделать мир лучше. А не только принести человеку материальную выгоду.
Снежная королева. Мультфильм учит детей тому, что нужно в любой ситуации помогать своим родным. Вне зависимости от того, какие неприятности у них случаются. Мелкие проблемы или какие-нибудь серьезные беды.

Вышеперечисленные мультфильмы рекомендованы к просмотру деткам, которым уже исполнилось три года. Чем раньше они начнут смотреть их, тем быстрее смогут перенять мудрость, заложенную в сюжете.

Ознакомительные мультфильмы

Ознакомительные мультики повествуют детям о тех явлениях и объектах, о которых они не знают. 

Создатели подобных произведений посвящают серии различным животным, птицам, растениям. 

Периодически в ознакомительных мультфильмах выходят сюжеты о разнообразных явлениях природы. Например, о дожде и снегопаде.

В некоторых мультфильмах детям рассказывают об исторических событиях. А также о древних мифах и легендах.

Рекомендуем отдать предпочтение тем ознакомительным мультфильмам, в рамках которых детям рассказывают о правилах дорожного движения. О том, как нужно разговаривать с другими людьми, чтобы их не обидеть. О том, как дружить. И как вести себя в обществе. 

Также есть ознакомительные мультфильмы, в которых детей учат различным языкам. Не только русскому, но и английскому, французскому, немецкому. Подобные мультфильмы подойдут для детей более старшего возраста. Для тех, которые уже начали изучать определенный язык.

К ознакомительным мультфильмам можно отнести “Лунтика”.

Ознакомительные мультфильмы рекомендованы к просмотру детям, которым уже исполнилось пять лет. 

Развлекательные мультики

Развлекательные мультики не несут в себе морали, и познавательных моментов. Они ничему не обучают ребенка. Их главная задача – только поднять чаду настроение.

Особенность развлекательных мультфильмов заключается в том, что их персонажи совершают различные нелепые действия. Шутят. И всячески веселят ребенка.

Среди развлекательных мультиков можно выделить следующие произведения:

  1. Барбоскины. В мультсериале рассказывается о семье милых собачек по фамилии Барбоскины. Они ведут обычную подростковую жизнь. Шутят. Попадают в смешные ситуации. И справляются с различными проблемами.
  2. Том и Джерри. В этом мультфильме рассказывается о вечном противостоянии кота по имени Том и хитрой мышки по имени Джерри. Они постоянно пытаются сделать друг другу какую-нибудь пакость. Но в критических ситуациях, когда одному из персонажей действительно угрожает опасность, кот и мышь спасают друг друга. Не дают погибнуть или покалечиться.

И другие мультфильмы.

Рекомендуем отводить 70% времени ребенка на просмотр поучительных мультиков. Развлекательные тоже можно смотреть. Однако, делать это нужно не слишком часто. Поскольку во время просмотра развлекательных мультиков ребенок ничему не учится. Единственное, что он делает во время этого процесса – отдыхает.

Как правильно выбирать мультики для просмотра

Юный человек впитывает информацию как губка и практически не чувствует тонкую грань между «черным» и «белым». Именно поэтому от качества мультика зависит воспитательный эффект. Ребенок может как освоить нравственные принципы, так и нахвататься дурных привычек. Ниже приводятся критерии, позволяющие выбрать хороший мультфильм и отсеять информационный мусор.

Признаки «нежелательных» мультиков

Наличие сцен жестокости, насилия, смерти, тяжелых заболеваний и другого шокирующего контента. Известный пример из мультика «Тарзан» — гибель браконьера Клейтона из-за случайного запутывания в лианах.
Подчеркнутая сексуальность персонажей. Пример — Джэссика Рэббит из мультфильма «Кто подставил кролика Роджера».
Поощрение поведения, идущего вразрез с принципами нравственности

Здесь важно не наличие в персонаже плохих качеств как таковых, а манера их подачи. Например, в советском мультике «Песенка мышонка» герой изначально был лоботрясом, но потом перевоспитался

А вот в сериале «Спанч Боб» деградация, отупение и инфантилизм главных персонажей преподносится как нечто забавное. Губка Боб и Патрик обзывают друг друга тупицами, ловят медуз и поедают несъедобные предметы.
Акцент на атрибутах «красивой» жизни. Так, в мультфильмах для девочек героини часто зациклены на отношениях с парнями или модных шмотках. Кроме того, женские персонажи (в частности, волшебницы «Винкс») часто имеют анорексичное телосложение и создают в головах детей недостижимый идеал.
Демонстрация экспериментов, которые не стоит повторять в реальной жизни. Ведь маленькие дети не всегда чувствуют опасность.
Сильное противоречие контента традиционным ценностям. Западные мультики часто грешат феминизацией, высмеивая хорошие женские черты: скромность, милосердие, материнство.
Обилие спецэффектов и тревожной музыки. Они не дают ребенку сосредоточиться на содержании видео, истощают психику и формируют зависимость.

Многие родители считают, что нестандартная прорисовка персонажей плохо влияет на детскую психику. Однако такое мнение спорно. Если главный герой мультика ведет себя порядочно, хотя и выглядит уродцем, то может выступать эталоном для ребенка. Ведь внешность не главное.

Признаки хороших мультиков

После сортировки нежелательного контента выбрать хорошие варианты становится проще. Вот признаки мультиков, полезных для детской психики:

  1. Четкое разделение на положительных и отрицательных персонажей. При этом «злодеи» в конце получают по заслугам.

  2. Наличие познавательного контента. То есть мультик дает детям новые знания, в том числе о взаимоотношениях между людьми.

  3. Простая, но не скучная подача информации. 

  4. Логичное развитие сюжета, понятный финал. В противном случае мультик будет чрезмерно напрягать психику ребенка и формировать зависимость. 

  5. Спокойный звуковой ряд.

  6. Чистая и грамотная речь у персонажей.

Кроме того, видео должно подходить ребенку по возрасту и интересам. Например, «Лунтик» — очень добрый и поучительный мультик о дружбе. Но дети старше 7–8 лет, скорее всего, сочтут сюжет примитивным.

Списки полезных мультфильмов для детей разных возрастов

3–5 лет

6–9 лет

10 лет и старше

Первые сезоны «Смешариков»

«Смешарики», серия «Пин-код»

«Золотая» классика Disney: «Король Лев», «Золушка», «Мулан», «101 далматинец»

«Лунтик и его друзья»

«Фиксики»

«Мой сосед Тоторо»

«Даша-путешественница»

«Щенячий патруль»

«Спирит: душа прерий»

«Гуппи и пузырьки»

«Бемби»

«Маленький принц»

«Робокар Поли»

«Чаччингтон: веселые паровозики»

«Карлик Нос»

«Клуб Микки Мауса»

Советская классика: «Мама для мамонтенка», «Котенок по имени Гав», «Приключения крокодила Гены и Чебурашки»

«Трое из Простоквашино»

Как мультики влияют на детскую психику

Мультфильмы — лишь один из элементов системы воспитания. То есть они действительно оказывают влияние на ребенка, но параллельно с другими факторами: окружением, чтением, играми. Неверно утверждать, что плохие мультики обязательно «сломают» детскую психику. Одну и ту же сцену два ребенка воспринимают по-разному. 

Так, многие психологи видят в сериале «Том и Джерри» сцены насилия и жестокости. Сильный (кот) считает себя вправе обижать слабого (мышь). Однако целое поколение детей выросло на этом мультике психически здоровыми личностями. Некоторых людей «Том и Джерри» научил полезным вещам. Например, тому, что ум побеждает грубую силу, а плохие поступки нередко оборачиваются против самого обидчика. 

Положительные последствия

Добрые и развивающие мультики нужно показывать ребенку. Почему они положительно влияют на детей:

Расширяют кругозор

Во время просмотра ребенок знакомится с новыми растениями, животными, предметами техники, городами и странами. Особенно полезны в этом плане развивающие мультики вроде «Бубы» и «Фиксиков». Кроме того, ребенок пополняет словарный запас.

Воспитывают положительные черты характера

Маленький ребенок обычно подражает любимым персонажам. Он старается перенимать их качества: доброту, альтруизм, целеустремленность, смекалку. 

Учат переживать новые эмоции

Когда ребенок представляет себя на месте главного героя, то нередко «заражается» его настроением. Например, уверенностью или любовью по отношению к близким. Впоследствии ребенок переносит такой опыт в реальную жизнь и быстрее адаптируется.

National Geographic Wild (6+)

Ребёнка увлекает дикая природа? National Geographic Wild расскажет маленьким зрителям о животном мире, самых удивительных представителях фауны, обитателях национальных парков и заповедников. Из документальных фильмов телеканала юные зрители узнают, как поддерживается хрупкий баланс между хищниками и травоядными, как людям и диким зверям удаётся уживаться вместе на далёких тропических островах, и увидят, как отважные учёные наблюдают за животными в их естественной среде обитания. Такие программы позволят детям узнать о мире животных гораздо больше, чем поход в зоопарк.

Где посмотреть: пакеты «Супер», «Супер+»

Мультфильмы для малышей (до 5 лет):

Малыш Билл (маленький Билл) – сериал, главный герой 5 летний малыш Билл – с которым в каждой серии дети могут учиться – обходиться с разными сложными темами, общаться, мириться, сочувствовать. В мультфильме здорово показана поддержка в семье, отношения со старшими братом и сестрой и появление младшего.
Тигрёнок Даниэль и его соседи – один из моих любимых сериалов, Главный Герой – Тигрёнок, который живет в волшебном мире с друзьями – котёнком, совой, принцами и девочкой. Это абсолютно терапевтический сериал – созданный при поддержке психологов – серии о том, что можно делать с агрессией, тревогой и проч.
Доктор Плюшева – волшебная сказкатерапия – (не только для девочек). Очень аккуратно в каждой серии обходятся с тем, что может тревожить детей разного возраста. В каждой серии красивейший саундтрек – песни тоже можно использовать в жизни с детками.
Малышарики – вместе с героями можно учиться. Хороший, продуманный сериал.
Медвежонок Нуки и его друзья – очень хороший развивающий мультик. Плюшевые мягкие герои, и сам сериал добрый и мягкий.
Непоседа Зу – терапевтический фаворит.  🙂 Очень люблю этот сериал – в городе Зебр вместе со своей семьёй – родителями, бабушкой и дедушкой, и прабабушкой живет зубрёнок Зу. Каждая серия – добрая история

С примером гармоничной поддержки взрослых, с проживанием какого-то важного опыта.
Оливия (4+ и для старших) сериал о свинке Оливии и ее друзьях (мы со старшим сыном зачитывались книжками об этой героине). Свинке 9 лет, у неё есть младший брат (с которым она соперничает)

Одноклассники. В сериале хорошее чувство юмора. Много забавных узнаваемых ситуаций.
Фиксики – обучающий мультсериал. В нем все хорошо. Но – важно чередовать его с собственным поиском ответов. Важно дать возможность ребенку успеть – сформулировать и задать Свой вопрос, а не приучать к готовой подаче информации. Уже подрастает малюковое поколение, перестимулированное фиксиками. И не проходящее фазу «почему?».
Поезд динозавров – для маленьких палеонтологов.
Октонавты – путешествие вместе с командой подводных исследователей.
Ну и конечно, Корисні Підказки – мульт энциклопедия нашего канала ПлюсПлюс (3+ …)  🙂

English Club TV (6+)

Этот телеканал позволит детям (и не только!) прокачать свой английский. Полезными для изучения языка станут тематические передачи: туры по английским городам, исторические зарисовки, фильмы об окружающем мире. При этом значительная часть программ рассчитана на пополнение словарного запаса, применение лексики в том или ином контексте и освоение грамматических правил. На канале легко подобрать контент по уровню сложности. Например, можно начать освоение английского с музыкальных шоу и простых песен, а затем перейти к более серьёзным передачам про искусство, путешествия, культуру и повседневную жизнь сверстников в Великобритании и США. Вся информация подаётся настолько легко и ненавязчиво, что ребёнок, скорее всего, и не заметит, что это учёба.

Где посмотреть: пакеты «Супер», «Супер+»

Как выбрать мультфильм для ребенка?

На просторах интернета представлено огромное количество разнообразных мультфильмов. Выбрать их довольно просто. Для этого родителям нужно проделать следующие действия:

  1. Зайти на страницу мультфильма. Например, на Кинопоиске.
  2. Прочитать его описание.
  3. Найти трейлер мультфильма. Ознакомиться с ним.
  4. Почитать отзывы о мультфильме в интернете. Если он “глупый”, то родители напишут об этом в комментариях. На основе отзывов вы сможете понять, какой мультфильм будет полезен для вашего ребенка. А от просмотра какого стоит отказаться.

С помощью этих действий вам нужно проанализировать мультфильм. И понять, будет ли он полезен для ребенка. Научит ли он его чему-нибудь хорошему. И не испортит ли он ребенку психику.

Рекомендуем отдавать предпочтение тем мультфильмам, в сюжет которых заложена определенная мораль. А также основная мысль которых заключается в том, что нужно делать добро людям. Уважать их. И учитывать их интересы.

Выбирайте те видео-произведения, которые дают ребенку технические знания. Например, мультфильм Фиксики. В нем рассказывается о том, как устроены различные технические приборы. Телевизоры, микроволновки и так далее. Этот мультфильм – добрый и полезный для ребенка.

В каком количестве можно показывать

В раннем возрасте дети прилипают к мелькающим картинкам. Они уже требует получения этого видео ряда. Родители легко уступают им. Дети начинают плакать, кричать, требовать, закатывая истерики. Без этого занятия они уже не могут спать, есть, не могут занять себя. Поэтому маленькое количество очень быстро перерастает — большое.

Яркий персонаж из мультфильма

Видимость, что ребенок застыл, уставившись в экран телевизора, планшета, компьютера, неотрывно следит за тем, что происходит.

Когда мы смотрим фильм (взрослые люди), наш мозг давно сформирован. Конечно, на нас оказывается влияние, но оно минимальное.

Но когда ребенок смотрит телевизор, его мозг только находиться в активной стадии формирования, развития, роста. Это означает, если он часто и подолгу смотрит быстро мелькающие картинки, то его мозг привыкает, что надо постоянно выделять вещество, чтобы тормозит восприятие.В будущем у такого малыша будет четко сформулирована привычка, не уметь быстро реагировать на то, что быстро происходит вокруг, уже в обычной жизни.

Какие мультфильмы запрещены для просмотра?

Существует ряд мультфильмов, которые противопоказаны к просмотру ребенком. Давайте рассмотрим список произведений, от которых нужно отказаться.

Не давайте ребенку смотреть “глупые мультики”

Рекомендуем отказаться от просмотра мультфильмов с глупым сюжетом. От таких, как, например, Свинка Пеппа. 

В них персонажи выглядят очень странно. Они издают неприятные звуки, ведут себя неподобающим образом и негативно влияют на психику ребенка. А также пропагандируют девиантное поведение в обществе.

Откажитесь от показа мультфильмов, в которых персонажи курят, выпивают алкоголь

Ни в коем случае не давайте ребенку смотреть подобные мультики. Из-за них ребенок может начать думать, что иметь плохие привычки – это хорошо. В будущем это может перерасти в проблемы с различными зависимостями. Например, в курение сигарет и злоупотребление алкоголем.

Откажитесь от мультфильмов со сценами насилия

Существуют мультфильмы, в которых открыто демонстрируется насилие. В них персонажи бьют друг друга. Наносят увечия. А в некоторых сериалах даже убивают. Например, в таких ужасных мультфильмах, как Happy Three Friends.

Смешарики: Пин-код (Россия)

IMDb: 7,7
Кинопоиск: 7,6

У знаменитого российского мультсериала, посвящённого приключениям смешариков, есть познавательный спин-офф «Пин-код». Полюбившиеся персонажи Крош, Ёжик, Бараш и Нюша знакомят юного зрителя со строением планеты Земля, физическими законами, объясняют механизм образования природных явлений. Отдельные серии мультфильма посвящены биологии, медицине, химии, астрономии и другим наукам.

Просмотр мультсериала будет интересен и полезен любому ребёнку. Профессионализм создателей и хороший сюжет сделали мультфильм «Смешарики» популярным и среди взрослой аудитории. Многие родители с удовольствием смотрят «Пин-код» вместе со своими детьми и освежают в памяти знания, подзабытые после школьных лет.

Последствия просмотра телепередач для детей раннего возраста

Пассивное восприятие видеопрограммы ребенком в первые два года жизни лишает его эмоционального, социального и необходимого умственного развития. Малыш не научится общаться и играть, проводить различные манипуляции с предметами и исследовать их. Не происходит никакого взаимодействия с окружающим миром, с людьми и животными. Только в живом общении можно развивать умения и приобретать необходимые навыки.

Развитие речевых навыков у ребенка происходит от рождения до двух лет. При общении со взрослыми дети начинают подражать им, повторять слова и словосочетания. Некоторые малыши в возрасте год – полтора говорят предложениями, повторяют несложные четверостишия, разучивая их вместе с родителями. Без речевого взаимодействия с мамой или бабушкой развитие речи не происходит. Пассивное прослушивание мультсказки не стимулирует к общению и не способствует желанию говорить

Этот важный для развития речевых навыков малыша жизненный этап можно пропустить, не реагируя на детские попытки привлечь к себе внимание взрослых. В дальнейшем у ребенка могут быть различные проблемы не только с обучением, но и с развитием психики, с умением находиться в коллективе и с общением в целом

Живое общение – это положительные эмоции для ребенка. Он учиться смеяться, реагировать улыбкой или видеть улыбку мамы в ответ на его действие или речь. С героями мультфильмов этого не получается. Малыш может выражать свои чувства и эмоции, но ответной реакции не последует. Такое «общение» приведет к отрицательным психологическим последствиям и несоответствующему социальному развитию. При поступлении в первый класс таким детям будет очень сложно воспринимать речь учителя, они ведь привыкли только смотреть на объект, а не слушать его.

Было замечено, что малыши, которые много времени проводили возле телевизора в возрасте до трех лет, независимо от назначения телевизионной передачи, не умеют концентрировать свое внимание в младшем школьном возрасте. Им очень трудно воспринимать любую новую информацию

Детские программы и мультипликационные фильмы в больших количествах как будто перемещают ребенка в другую реальность – более красочную, веселую, сказочную, яркую и абсолютно неестественную. Такая искаженная реальность и настоящая жизнь часто прямо противоположны или очень отличаются, малыш может мимовольно научиться неправильным вещам и поступкам.

Специалистами доказано, что телепередачи для детей младше трехлетнего возраста негативно влияют на развитие речевых навыков, внимание, на умение сосредоточиться и сконцентрировать внимание, вызывает пассивность и замедляет развитие

Смотреть развивающие мультфильмы для детей 2-х лет или нет?

Конечно же, найдутся и сторонники, и противники этого вопроса. Вот, например, мнение врачей-офтальмологов по этому поводу категорично. Они считают, что до двух лет запрещено смотреть мультфильмы. Ведь частая смена ярких картинок вредит зрению и может привести к близорукости еще в дошкольном возрасте. До двух лет мультфильмы лучше сменить на  диафильмы. А вот уже после двух можно начинать просмотры, но делать это постепенно

Первое на что должны обратить внимание родители – это медленная смена картинок, чтобы ребенок успевал концентрировать свое внимание

Читай также: Что нужно знать маме о развивающих центрах? 3 вопроса специалисту

Логопеды, в свою очередь, считают, что мультфильмы в раннем возрасте плохо влияют на развитие речи. Ведь того потока слов, который льется к нам с экранов, недостаточно. Деткам живое общение требуется как воздух. Чтобы учиться говорить, малышам нужно видеть артикуляцию и получать ответную реакцию от родителей на свои слова. Притом герои мультфильмов чаще всего разговаривают в быстром темпе, что мешает выделить отдельные слова.

Я, как психолог и педагог раннего развития считаю, что когда родители постоянно включают мультфильмы своим крохам, то они лишают их сенсорного развития. Ведь маленькие детки познают окружающий мир через органы чувств: пробуют на вкус, трогают ручками, ощущают запах. Ощущения – это основа будущего малыша. Даже развивающие мультфильмы, не смогут дать этого крохе

Плюс ко всему, просмотр мультиков не развивает произвольное внимание, не учит анализировать и концентрировать внимание. Внимание, память и способность анализировать будет развиваться только в том случае, когда мама после просмотра мультфильма сядет со своей деткой и обсудит сюжет

Польза развивающих мультфильмов для детей до 2-х лет

Но не может быть все так плачевно, мультфильмы могут приносить и пользу, но только в том случае, если к просмотру подходить с умом и не переусердствовать. И как говорил еще врач Парацельс: «Любое вещество может быть и ядом, и лекарством – все зависит от его дозы». Вот так и мультфильмы, если использовать в разумных дозах, то они могут принести немало пользы. Я не призываю отказаться от мультфильмов и вовсе их не смотреть. В нашем современном мире – это просто нереально. Просто нужно делать это осмысленно.

Читай также: Нужно ли покупать раскраски ребенку? Отвечает специалист

С какого возраста можно смотреть мультфильмы?

Многие специалист сходятся во мнении, что лучший возраст для просмотра мультиков – это два годика. До двух лет лучше ограничиться диафильмами, где картинки медленно сменяют друг друга, что способствует концентрации внимания крохи.

Но если вы все-таки решили показывать мультфильмы своему крохе раньше двух лет, то нужно придерживаться правил при их выборе и просмотре. Вот несколько моих советов, как правильно выбрать мультик и каких правил придерживаться при просмотре, чтобы он не навредил, а действительно принес пользу:

  • Перед тем, как показать мультфильм крохе, пересмотрите его сами.
  • Он должен быть хорошего качества с приятным музыкальным сопровождением.
  • Выбирайте мультфильмы с познавательным и добрым сюжетом, без агрессии и насилия.
  • Отдавайте предпочтение коротким простым историям, с реальными героями.
  • Устраивайте совместные просмотры, обсуждая поступки героев и сам сюжет.
  • Смотрите мультфильмы в первой половине дня. Старайтесь ограничить просмотры перед дневным и ночным сном.
  • Контролируйте дистанцию и расстояние между экраном и глазками малыша.

Сколько по времени можно смотреть мультфильм ребенку до 2-х лет?

Продолжительность просмотра должна быть не больше 10-15 минут. Но лучше всего начинать с мультфильма, который длится минут пять, и с каждым разом понемногу увеличивать время. Смотреть мультфильмы старайтесь не больше двух раз в день.

Читай также: С какого возраста ребенку можно играть на планшете?

Главное помнить, что мультфильмы не должны заменять реальное общение карапуза с родителями!

ТОП мультфильмов для малышей до 2-х лет:

  1. Тини Лав
  2. Даша – путешественница
  3. Классический ребенок
  4. Фиксики
  5. Паровозик Тишка
  6. Нуки и друзья
  7. Клуб Микки Мауса
  8. Мусти
  9. Лунтик

Наш специалист:

Яна Докашенко,

педагог раннего развития,

Детская студия «Капитошка», Сумы.

Food Network (6+)

Если ребёнок обожает помогать вам в готовке и с удовольствием сочиняет собственные рецепты, передачи канала Food Network станут для него отличным источником для вдохновения. Знатоки кулинарии путешествуют по всему миру, рассказывая зрителям о самых экзотических блюдах, уникальных ресторанах с авторской кухней и необычных способах приготовления обычных продуктов.

А ещё на канале выходят интересные передачи про кулинарные конкурсы. В том числе с участием детей. Например, маленьким поварятам точно понравятся выпуски про чемпионат юных пекарей, где участники соревнуются в приготовлении самых замысловатых десертов. Нужно быть готовыми к тому, что некоторые продемонстрированные в программах рецепты вам вместе с ребёнком придётся проверять на деле.

Где посмотреть: пакет «Океан открытий»

Сколько времени ребенок может проводить перед экраном

Родители должны строго контролировать количество времени, которое дети тратят на мультики. Это необходимо как минимум по трем причинам:

  • чтобы не допустить развитие зависимости;

  • чтобы телевизор не заменял ребенку остальной мир: общение со сверстниками, игры, творчество, учебу;

  • чтобы защитить здоровье чада.

Оптимальное время просмотра зависит от возраста зрителя. Основные рекомендации врачей и психологов отражены в нижней таблице.

Возраст

Продолжительность одного сеанса

Частота сеансов 

3–4 года

5–15 минут

не чаще 1 раза в день

5–7 лет

20–40 минут

не чаще 2 раз в день

8–12 лет

до 1,5 часов (то есть один полнометражный мультик)

оптимально — 2–3 раза в неделю, лучше по выходным

старше 12 лет

до 2 часов

оптимально — 2–3 раза в неделю, лучше по выходным

Во время просмотра мультика ребенок должен находиться на расстоянии 2,5–3 метров от экрана. Кроме того, нельзя смотреть телевизор в темное время суток при выключенном освещении.

Вред телевизора для ребенка

!!! Первые три года жизни чрезвычайно важны для физического и интеллектуального развития детей. Начиная с 15-18 месяцев, у них происходит бурное развитие лобных долей мозга, отвечающих за общение с другими людьми. Это наиболее критический период для формирования зрительного анализатора и языковых навыков. Также до 3 лет в ребенковом мозгу формируется фантазия, эмоциональная сфера, творческие наклонности, внутренняя речь и, самое главное, логическое и абстрактное мышление.

Негативные последствия чрезмерного телепросмотра

  • ухудшение зрения и нарушение зрительного восприятия;
  • недостаточное развитие коры головного мозга;
  • мерцающее изображение способно вызывать судороги;
  • недоразвитость крупной и мелкой моторики;
  • плохое развитие мышечной массы;
  • нарушение осанки;
  • агрессивность и гиперактивность;
  • отсутствие границ собственного «Я»;
  • низкий словарный запас и недоразвитие речи (число таких детей за последние два десятка лет возросло от 4 из 100 до 32 из 100);
  • синдром дефицита внимания;
  • нарушение общения и аутизация.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий