Сам себе кормилец
Пожалуй, пришла пора формировать первые навыки самообслуживания. Положите горсточку воздушной кукурузы или кусочки банана на поднос детского стульчика. А теперь попробуйте это аппетитное угощение, говоря при этом: «Я беру кусочек банана и кладу его в рот. Ам-ам-ам». Затем помогите вашему малышу захватить кусочек банана: «А это Мишенька (или Аленка) берет банан и кладет его в ротик. Ам-ам-ам». Когда вы учите своего ребенка пользоваться чашкой, не забывайте давать «попить» и плюшевому мишке. Ребенку ведь непременно тоже захочется напоить своего друга, и он постарается повторить все ваш,и движения.
Для сюжетных игр
Подражание в менее свободных, чем у взрослого, условиях приводит к появлению у детей метафорического мышления.
К 1 году у малыша обнаруживается потребность в воображаемых ситуациях и сюжетах, развивающиеся к 2 годам в достаточно сложные сюжетные игры.
В таких играх можно задействовать различных кукол, с которыми можно играть в любые человеческие действия (что особенно актуально для девочек), а также любые другие игрушки, которым можно приписать антропоморфные свойства: зверушки, заводные игрушки и даже машинки. Также для сюжетных игр могут потребоваться:
- детские наборы инструментов и посуды;
- кубики, конструкторы с различными деталями;
- пластиковая еда, овощи, фрукты;
- игрушки для песочницы и воды – ведерки, формочки для песка, лопатки и емкости.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как можно дома сделать кинетический песок своими руками?
Игры, нормализующие двигательную активность
Ребенок в этом возрасте много двигается и не сидит на месте. Предложите поиграть в «Горку». Сомкните ноги, посадите сына и дочь спиной к себе и спустите их вдоль вытянутых ног, имитируя катание с горки. Возвратите в исходную позицию и снова спустите. Во время катания называйте направления: «вверх», «вниз». После таких тренировок можно спокойно переходить к катанию на уличной горке.
Игры с малышами в 9 месяцев на прогулке способствуют их физическому развитию. Зимой можно побродить по снегу, летом – побороться на траве. Игра в «лошадку», когда папа сажает ребенка на плечи, тренирует вестибулярный аппарат, укрепляет чувство равновесия.
Катаем машинку
Машинки – игрушки для мальчиков в 9 месяцев. Дети учатся катать машинку большого размера за веревку или отправлять в движение инерционную. Потянув машинку за веревку, ребенок проверяет важный вывод о причинно-следственных связях. Затем дети учатся возить машинку с различными предметами в кузове, катают мишку, собачку. Они загружают и выгружают кузов.
Лошадка-качалка
Это отличный тренажер для тренировки вестибулярного аппарата и равновесия. Сначала во время катания взрослые должны присматривать за ребенком. Когда он будет хорошо «держаться в седле», может играть самостоятельно.
Тянем-потянем
При помощи такой игры развиваются мышцы плечевого пояса. Сядьте на пол напротив друг друга, возьмите в руки шарф и начинайте тянуть его на себя. Когда ребенок разберется, в чем состоят правила игры, он потянет сильнее. Взрослый может поддаться. Ощутив радость победы, ребенок разразится звонким смехом. Такие игры способствуют развитию координации и тому, что движения детей становятся более слаженными.
Слушаем стишки-потешки
Ни для кого не секрет, что с ребенком нужно много разговаривать. Но что именно говорить малышу? Ребенку сейчас интересно все, что происходит вокруг него, все, что вы с ним делаете. Об этом и нужно говорить! И если ваше общение будет в форме стишков и потешек, это понравится малышу гораздо больше. Ведь для ребенка до года, который еще несовершенно понимает вашу речь, важна прежде всего ее ритмичность и эмоциональность. Все это есть в потешках и приговорках, которые складывались целыми поколениями мам и бабушек.
Для малыша первых месяцев жизни потешки станут замечательным сопровождением обычных бытовых процедур – купание, одевание, прием пищи. Услышав знакомые слова, ребенок будет радоваться и чувствовать себя спокойнее, да и неприятные процедуры будут протекать легче. Нашу подборку потешек на все случаи жизни можно найти ЗДЕСЬ.
На первое время стишки можно написать на листочках и развесить по дому, чтобы быстрее запомнить.
Игрушки для мелкой моторики своими руками
Тактильные мешочки
Можно сшить небольшие мешочки и наполнить их содержимым, различным на ощупь. Это могут быть бусинки, монетки, бисер, лоскутки или же целлофан. Также можно зашить в мешочки рис, гречку, горох (но мешочки с этим содержимым не постираешь, к сожалению).
Подобные игрушки отлично развивают мелкую моторику ребенка, что в дальнейшем благотворно скажется на его речи. А если при этом мешочки будут сшиты из красочных, ярких, разных по фактуре лоскутков – эта игрушка также будет развивать и зрение крохи, плюс вы постепенно сможете выучить цвета.
Коробочка с ленточками
Это еще одна интересная и простая игрушка в списке, и она идеально подходит для того, чтобы помочь малышам в развитии мелкой моторики. Младенцы обычно заворожены вещами, которые они могут потянуть, растянуть или вытянуть, и эта коробка создана именно для этого. Вам просто нужна достаточно прочная картонная коробка, а также такие вещи, как пряжа, резинки, ленты и шнурки. Протяните их через отверстия в коробке и завяжите узлы на концах. Теперь малыш может тянуть их взад-вперед сколько захочет.
Игры с прищепками
Ребенку в возрасте от 2-х лет можно предложить такую игру: вырезать из плотного картона основу (цветочек без лепестков, ёжик без иголок, солнце без лучей и т.д.), а малыш прищепками (несколько красивых наборов вы, конечно же, купили заранее) должен дополнить композицию.
Прятки
Спрячем игрушечного зайчика так, чтобы какая-нибудь его часть осталась на виду (прикроем, например, пеленкой или легким одеяльцем). Сначала лучше прятать игрушку на глазах у малыша. Нашел? Отлично! Теперь исхитримся и спрячем зайчика в тот момент, когда ребенок отвернется, однако какую-то небольшую часть игрушки по-прежнему оставим на виду. Где же зайчик? Задача усложнилась. Если не удалось справиться с ней с первого раза, не расстраивайтесь и уж тем более, не ругайте малыша. В 7-8 месяцев он решает важный вопрос: что происходит с предметами, когда их не видно. В его памяти запечатлевается определенный образ.
Эта игра, как ни удивительно, готовит кроху к первым разлукам. Для того, чтобы отпустить маму, ребенку нужна уверенность, что мама обязательно вернется, что она ушла не навсегда. А для этого в его памяти должен сохраниться мамин образ.
Потом можно попробовать спрятаться за каким-то укрытием и позвать малыша. Если он не смог сразу вас найти, выгляните из укрытия и снова позовите его. Ура, мама нашлась!
Какие игрушки купить малышу?
- Ваш подросший малыш по-прежнему с удовольствием занимается с погремушками. Лишать его старых игрушек слишком рано.
- Стоит купить пластмассовую или деревянную пирамидку с разноцветными колесиками разных размеров.
- У малыша должны быть мячики и другие игрушки, с помощью которых можно обеспечить ему физическую нагрузку.
- Пластмассовые или деревянные кубики разных цветов смогут занять вашего ребенка с пользой дела.
- Надо купить кукол из мягких материалов – это может быть резина, ткань или мягкая пластмасса. У кукол должны быть четко прорисованы глаза, нос, рот, ушки, чтобы малыш изучал строение человека.
- Купите игрушечное пианино или ксилофон. Музыкальные инструменты развивают у младенца двигательно-зрительную координацию, способствуют укреплению причинно-следственного мышления: нажал на клавишу – прозвучал определенный звук.
- Приобретайте игрушечные тарелки и чашки из пластмассы, по размеру подходящие малышу (диаметр должен быть приблизительно равен размеру его ладошки).
- Купите игрушки, изображающие различных животных. Они будут способствовать накоплению знаний о внешнем виде представителей фауны.
- Технические игрушки также будут очень интересны: это могут быть машинки, телефон и прочее. Если ребенок начал ходить, купите ему игрушечную коляску для кукол. Катание коляски с куклой интересно как девочке, так и мальчику.
Приведенный выше список игрушек нужен в играх, способствующих правильному развитию ребенка с 10 месяцев. Папа и мама оба должны принимать участие в занятиях с малышом. Они выполняют разные ролевые функции дома и не заменяют ребенку один другого.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что должен уметь ребенок мальчик в 10 месяцев?
С ребенком обязательно надо много гулять. На улице так много интересного для маленького человечка! Покажите ему живую птичку, кошку, собаку, цветок – пусть малыш познает многообразие окружающего нас мира.
Приложите усилия для выработки у 10 месячного малыша усидчивости
Он должен уметь удерживать внимание на одном предмете не менее 3 минут – постарайтесь сконцентрировать его внимание на одной и той же игрушке (рекомендуем прочитать: как проходит развитие ребенка в 1 месяц и что он должен уметь?)
Развивающие игры для ребёнка в 5 месяцев
Мячи. Тряпичный: с его помощью развивается хватательный навык, координация движений рук и глаз. С пупырышками поможет развить мелкую моторику. Со встроенным бубенчиком – развитие слуха. А чуть позже, в 6 месяцев малыш обычно уже сам может играть с мячом, лёжа на животе или сидя на руках у мамы.
Спрятался. Развивающая игра для ребёнка 5 месяцев «ку-ку». Мама прячется от ребёнка за свои ладошки и потом с возгласом «ку-ку», открывает их.
Попрыгаем. Малыш с удовольствием стоит на ножках, если его придерживать. Читая ему стишок, давайте ему приседать и подпрыгивать. Обязательно придерживайте ребёнка.
Называем игрушки. Протягивая разные игрушки, чётко называем их и отдаём ребёнку. Тренируется память и развиваются тактильные ощущения.
Вкладываем/выкладываем небольшие предметы из коробочки или другой тары
Для этой развивающей игры вам понадобятся разнообразные коробочки, баночки, корзиночки. Тара должна быть не слишком маленькой, чтобы рука ребенка в нее свободно помещалась, малышу должно быть удобно вкладывать в нее небольшие предметы: кубики, шарики, деревянные грибочки, да и собственно любые маленькие игрушки. Главное, нужно помнить, что если вы даете малышу игрушки слишком маленькие (меньше 3-4 см), нельзя оставлять его без присмотра!
Вот еще интересный вариант игры. Сложите несколько небольших игрушек в мешок и предложите малышу, опуская руку в мешок, доставать из него игрушки. Если вы возьмете непрозрачный мешок, появится элемент сюрприза, что очень нравится детям.
В мире эмоций
Чему можно учить ребенка, вызывая у него радостные эмоции? Да всему! В таком состоянии намного лучше усваиваются любые навыки и знания! К тому же, как уже говорилось, любая игра что-то, да развивает. Например:
- игры в прятки помогают совершенствовать логическое мышление и память;
- простейшие танцевальные занятия под музыку – координацию, чувство ритма, вестибулярный аппарат;
- щекотка различными предметами (кисточкой, перышком, шелковым лоскутком) – тактильные ощущения;
- «скачки» у папы на коленях – вестибулярный аппарат.
Главное здесь – чтобы эмоции были положительными. Тогда играть малыш будет каждый раз с удовольствием.
Как развивать речевые навыки?
У детей девятимесячного возраста интенсивно развивается речь. Лепет некоторых малышей становится более осознанным. Увидев маму или бабушку, кроха начинает говорить «ма-ма, ма-ма» или «ба-ба, ба-ба». Конечно, это касается тех детей, с которыми родители активно занимаются.
Нужно стимулировать ребенка лепетать. Маме рекомендуется много общаться с крохой, используя в своей речи простые слова. Полезно чаще употреблять «мама», «папа», «баба».
Пополнять пассивный словарный запас следует такими методами:
- показывать картинки с изображениями явлений природы, овощей, фруктов, животных, проговаривая, что на них нарисовано;
- читать крохе сказки, стишки, петь детские песни;
- все свои действия, совершаемые относительно ребенка, маме с папой надо комментировать. Желательно, чтобы речь была эмоционально окрашенной.
Занятия по развитию речи
Человек – существо социальное, и одна из важнейших потребностей – общение. Потому все родители прилагают много усилий, чтобы побыстрее научить малыша разговаривать.
Вначале детям свойственно разговаривать упрощенно, используя своеобразную лексику: “ам”, “бай-бай” и т.п. Ребенок охотно занимается словотворчеством, используя как распространенные, так и придуманные им самим “детские” слова. При этом некоторые дети так изобретательны, что удивляют не только собственных мам и пап, но и профессиональных лингвистов. А родители, в свою очередь, с гордостью делятся с друзьями фантазиями своего отпрыска.
Первый шаг – научится понимать своего ребенка. Если вы не совсем поняли свое чадо, не бойтесь ошибиться, выскажите все свои догадки. Малыш приходит в восторг, видя, что мама и папа, в отличие от других людей, понимают то, что он пытается выразить.
Его речь для родителей уже не просто набор звуков, она стала осмысленной. И ребенок очень старается, чтобы понять его было проще, пытается говорить правильно. Обязательно похвалите ребенка за его попытки, даже если они не увенчались успехом.
Оптимальный возраст для ладушек
В возрасте трех месяцев ребенок становится более внимательным, сосредоточенным. Его взгляд уже более осмысленный. Кроха любит следить за яркой игрушкой, может потянуть к ней руки. В это время рекомендуется начинать знакомить его с пальчиковой игрой.
Определенного возраста для данного развлечения нет. Игра подходит и полезна для всех детей. Многое зависит от индивидуальных особенностей, уровня развития крохи.
Сегодня известно четыре метода игры в «Ладушки»:
- подходит для детей трехмесячного возраста. Суть заключается в том, чтобы во время гимнастических упражнений либо массажа рассказывать крохе хорошо известную всем потешку «Ладушки-ладушки»;
- будет полезен для детей, которые пытаются присесть из положения лежа на животе либо уже самостоятельно и подолгу умеют сидеть. Это малыши возраста 6-8 месяцев. Ребенка надо посадить на колени, спиной к животу. Положить его ладони в свои. Начать рассказывать потешку, аккуратно хлопая руками;
- рассчитан на малышей, которые уже могут самостоятельно хлопать в ладоши. Маме нужно рассказывать стишок, а ребенок тем временем будет совершать ритмичные движения руками;
- игра с партнером. Подходит для деток старшего возраста. Суть заключается в том, чтобы хлопать поочередно в свои и в ладоши партнера. Ребенок может играть с родителями либо со сверстниками.
Не стоит переживать, если малышу уже 10 месяцев, а он до сих пор не освоил «Ладушки». Это не является признаком отклонения. Возможно, ребенку просто не нравится такая забава. Нужно заменить ее на другую пальчиковую игру.
5 месяцев
Малыш очень подвижен, он уже хорошо ворочается с боку на бок, некоторые пытаются сидеть. Движение — это то, что сейчас занимает малыша больше всего. Постройте развивающие игры на несложных физических упражнениях, во время которых вы сможете читать ему уже известные стишки, петь песенки. Например, для этого возраста хорошо подходит игра «Поехали-поехали»:
Мама ложится на диван на спину, сажает ребенка к себе на живот таким образом, чтобы его спинка опиралась на ее согнутые ноги:
Мы пошли -поехали в лесок за орехами!
По кочкам, по тропкам, по маленьким пенечкам!
Вдруг попалась ямка, Коля (Петя, Дима, Оля, Лена и т. д.) в ямку БУХ!
При этом мама слегка разводит ноги, держа малыша за ручки, таким образом у крохи пропадает опора в области спинки. На несколько секунд, не выпуская его рук, можно опустить его вниз, и снова поднять.
Больше разговаривайте с ребенком: сейчас у него активно формируется так называемая внутренняя речь — сказать он пока не может, но уже запоминает, как это должно звучать. Чаще показывайте малышу разные предметы и громко и разборчиво называйте их. Поощряйте лепет, ведь сейчас самое время перейти от гуления к эмоциональному лепету.
Веселые тарелочки
Нужно: 5-6 тарелочек (лучше разноцветных) из дерева или пластмассы.
Это упражнение должно научить ребенка правильно брать предметы, противопоставляя большой палец указательному (так называемый пинцетный захват).
Вы подвигаете поближе к ребенку стопочку тарелочек, снимаете верхнюю и протягиваете ему. Когда малыш потянется ручкой, чтобы взять тарелочку из ваших рук, проследите, чтобы он сделал это правильно: большой палец должен оказаться сверху тарелочки, а остальные четыре – снизу
Если ребенок пытается взять тарелочку кулачком за край, осторожно поправьте его пальцы. Рассмотрите вместе с малышом тарелочку, обсудите ее форму, цвет, размеры, поверхность (гладкая, шероховатая) и т.д
Затем передайте ему следующую тарелочку. Закончив изучение тарелочек, снова сложите их в стопку, а стопку придвиньте к ребенку – пусть возьмет их по одной и разбросает вокруг. В конце занятия соберите стопку в последний раз, предложив ребенку положить сверху 1-2 тарелочки.
Для развития речи
Как только ребенок начинает понимать большинство обращенных к нему слов и выучивает первые слова для ответа, у него возникает множество речевых потребностей: в диалоге, в возможности высказаться и уверенности, что его обязательно выслушают и услышат. Малыш ощущает недостаточность своего словарного запаса для выражения всех своих нужд – и стремится его пополнять. Классический способ помочь ему – использовать в играх, показывать и называть ему фигурки животных, картинки, карточки и фото с изображениями различных предметов. Тогда до двух лет он существенно расширит свой лексикон и разовьет речевые способности.
Как играть с шестимесячным ребенком
С шестого месяца жизни ребенка его досуг начинает активно меняться. Он все меньше времени проводит во сне, больше бодрствует и не желает проводить время в кроватке. Кроха начинает учиться вставать на ножки, сидеть и ползать, а значит теперь в его распоряжении находится пространство всей комнаты или по крайней мере манежа. Главной задачей каждых родителей при этом является обеспечение безопасность малыша и в то же время нужно предоставить ему безопасный и свободный простор для перемещения.
Для игр лучше подготовить более безопасное пространство. Например, расстелить на полу теплый плед, положить на него несколько ярких погремушек, резиновых зайчиков и прочее. Ребенка положить на плед на животик. Тем более, что в этом возрасте ребенок начинает пытаться ползать. Некоторые родители хотят проскочить этот этап развития, считая, что ползающие дети позднее начинают ходить. На самом деле умение ползать позволяет ребенку не только увлекательно проводить время во врем игр, но и положительно влияет на развитие мышц спины.
С возрастом у детей начинает развиваться память и внимание. Поэтому игры с шестимесячным малышом должны быть направлены не только на развитие двигательной активности, но и на развитие логики, мышления и памяти
Однако проводить полноценные занятия с крохой вряд ли получится, все задания следует давать ребенку только в игровой форме.
У шестимесячного ребенка уже достаточно развиты слух и зрение, поэтому играя с ним, важно напевать песенки, проговаривать коротенькие стишки и потешки, рассказывать ему сказки. Кроха хорошо реагирует на предметы, пропавшие из поля его зрения
Активная игра с мячом или с каким-либо другим подходящим предметом, который способен катиться по полу, вызывает у малыша огромный восторг. Кроха старается все пощупать, попробовать на зуб, поэтому материал и фактура предметов, которых он касается, должны быть разнообразными. Это поможет развивать мелкую моторику пальцев рук, а значит, ускорит развитие речи ребенка.
Существует несколько видов игр для ребенка 5 месяцев, в которые он может играть вместе с родителями.
Возьмите любимую игрушку ребенка, вытяните перед его лицом на расстоянии 30-40 сантиметров. Подвигайте ею со стороны в сторону, чтобы ребенок учился следить взглядом за предметом.
Игра в прятки. Покажите ребенку игрушку, убедитесь, что он зафиксировал на ней взгляд. Накройте игрушку платком или чашкой. Попросите малыша найти игрушку
Эта игра учит кроху искать предмет, развивает внимание и память.
Играйте с крохой в речевые игры «ку-ку», «ладушки», «сорока» и прочие. Они способствуют развитию речевого аппарата.
Положите перед малышом несколько разных игрушек, которые можно легко взять в руку
Попросите ребенка взять, к примеру, погремушку, или зайчика. Это занятие развивает память, логику и мелкую моторику.
Регулярно играя с малышом и занимаясь с ним развивающими заданиями, родители могут заметить улучшение его показателей общего психо-физического развития, моторики, отметить, что движения малыша стали более осознанными.
Важно помнить, что, играя с ребенком, нужно давать ему пробовать на ощупь различные материалы и текстуры, это поспособствует развитию моторики, позволит определять на ощупь различные предметы. Сначала можно учиться на твердых предметах: печенье, хлеб, сушка, морковь, погремушка, текстильные игрушки из различных материалов
Когда малыш научится хватать твердые предметы, можно предложить ему другие консистенции и структуры. Такие занятия довольно увлекательны и полезны для детей 6 месяцев.
На пороге речи: учимся говорить и понимать взрослого
В первый год после появления на свет формируются центры мозга, отвечающие за речь, поэтому 12 месяцев жизни ребенка являются фундаментом речевого развития.
Можно сочинять четверостишия о ребенке и бесконечно ему их рассказывать. Несколько словесных игр:
- Где. Спрашивать, где лампа, стол, стул. Сначала придется отвечать самому, затем ребенок будет их показывать.
- Кто как кричит. Спрашивать и самим отвечать. Делать это весело.
- Обо всем и ни о чем. Ты кто? Ребенок. А кто я? Мама. Ты – маленький. А я какая? Большая.
Важно озвучивать каждое свое действие. Можно сочинять сказки про окружающие предметы
Дайте возможность детям говорить. Общайтесь с ними медленно, чтобы они могли видеть артикуляцию звуков.
Знакомые игрушки
Игра полезна для развития внимания. Посадите на диван две знакомые игрушки, а потом добавьте новую. Назовите ее и попросите ребенка показать все игрушки, которые он уже знает. А затем пусть покажет новую. Не забудьте похвалить ребенка. В следующий раз игрушки поменяйте местами.
Катаю мяч
Сядьте напротив ребенка и покатите по полу к нему мяч. Затем попросите его повторить ваши действия. Мяч можно бросать и ловить. В процессе игры нужно постоянно давать детям поручения.
Эмоциональное развитие ребёнка в 7 месяцев
К восьмимесячному возрасту у младенца уже будет иметься эмоциональная привязанность к маме или другому взрослому, с которым он проводит большую часть своего времени. Такая привязанность означает, что у малыша теперь есть человек, который для него особенный и значит больше других, что абсолютно нормально. Нарушать эту привязанность крайне нежелательно, чтобы не навредить психологическому спокойствию младенца.
Чем характерно эмоциональное развитие в этом возрасте:
- реакция на настроение взрослых – если вокруг смеются, малыш тоже будет смеяться;
- интерес к другим детям в виде лепета, смеха, наблюдения;
- активная заинтересованность в играх-потешках;
- желание получить больше внимания взрослых;
- привязанность к близким.
Предлагая развивающие игры для детей 7 месяцев, не забывайте показывать собственные эмоции на разные действия и хвалите малыша, подчёркивая, за что именно он получает похвалу. Когда человек, к которому младенец наиболее привязан, хвалит его, это для малыша огромное удовольствие. Поэтому кроха будет стараться повторять те действия, за которые его похвалили, и заинтересованность в диалоге возрастает.
Одевание
Начинайте привлекать младенца к процессу одевания, вызывая положительные эмоции. В процессе всегда улыбайтесь, разговаривайте в положительных интонациях, читайте стишки. После того как ребёнок одет, похвалите его, можно не только словесно, но и объятием, поцелуем.
Не забывайте, кроха чутко реагирует на настроение взрослых и подражает им. Если в момент одевания вы раздражены, с очень большой вероятностью малыш будет капризничать и плакать.
Потягушечки
Один из видов детской гимнастики – игра «потягушки». Делать лучше всего после сна, с чтением короткого стишка или просто озвучиваний действий на радостных, позитивных интонациях. Действия самые простые: малыш лежит на спине, а вы поочерёдно разводите его руки в стороны, подымаете их вверх вдоль головы крохи, двигаете ножками ребёнка.
Развитие мелкой моторики
Что нужно 9-месячному ребенку из игрушек? В этот период малыши уже многое осознают, знают названия предметов, способны отвечать на команды
Поэтому родителям важно подбирать приспособления, которые позволят развивать мелкую моторику пальцев. Отличным решением здесь выглядят такие игрушки для 9-10 месячного ребенка, как мозаики, несложные конструкторы, всевозможные кубики
При этом не стоит оставлять собственное чадо с такими предметами одного. Малыш непременно попробует игрушку на зуб, что может привести к удушению мелкими частями.
На 9 месяце жизни ребенок не только узнает окружающих, но способен ориентироваться в помещении, реагировать на названия предметов домашнего интерьера. Если попросить его показать, где находятся игровые кубики либо пирамидки, ребенок при правильном построении вопроса, способен указать на нужный объект.
Двигаемся больше!
Движения у девятимесячного ребенка много не бывает. Но помимо просто движения можно развивать у него и координацию, и вестибулярный аппарат, и чувство ритма:
- Толкатели. Посадите ребенка перед собой. Возьмите яркий мячик и толкните его по полу, чтобы кроха мог его поймать. Попросите, чтобы он толкнул мячик вам. Конечно, с первого раза у него не получится ювелирно точной передачи, но со временем он всему научится. Помогите ему на первых порах, ловя мячик.
- Преграды. На прогулке старайтесь гулять там, где у малыша будет больше возможностей преодолевать преграды: перешагивать кочки, камешки, залезать на ступеньки, пни, бордюры. При этом всегда хвалите, какой у вас ловкий карапуз!
- Тянучки. Сядьте напротив ребенка, вложите ему в ручки яркий шарф (платок, пояс) и немного потяните, чтобы малыш ответил тем же. Посоревнуйтесь в перетягивании. Сделайте так, чтобы маленький «тянучка» победил. Вот какой сильный!
- Топтыгин. Положите ребенка на спину, чтобы его согнутые в коленках ножки могли упереться в спинку дивана. Включите веселую, ритмичную музыку, возьмите малыша за ножки и начинайте притопывать ими в такт по спинке дивана. Постепенно ослабляйте свои усилия, чтобы кроха начал притопывать сам.
Развиваем активную речь
Приближаясь к концу нашей беседы о развитии детей в возрасте 7 месяцев, упомянем о том, что еще задолго до того, как малыш осознанно начнет говорить, его голосовой аппарат уже находится в стадии активного формирования. Мозговая деятельность также направлена на подготовку к навыку речи.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что должен уметь ребенок в 7 месяцев и каким должно быть его развитие?
До 5-6 месячного возраста ребенку можно говорить абсолютно любые вещи и весомое действие имеет лишь интонация, ласковая и эмоционально окрашенная, чтобы добиться оживления со стороны малыша. С возраста 6 месяцев задача взрослого – произносить как можно больше различных звуков, слов, с многократным их повторением, чтобы добиться не только активного слушания, но и подражательности.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: гимнастика для ребенка с 7 до 9 месяцев
- Рекомендуется чаще разговаривать с малышом, позволять ему при необходимости дотрагиваться до вашего рта в процессе говорения. При этом стоит пользоваться короткими фразами, называть и описывать все, что встречается на его пути.
- Звуки и звукоподражательные конструкции – именно то, что стоит активно использовать в этом возрасте. Именно они станут одними из первых слов и осознанных звуков вашего ребенка. Читая книжки о животных, играя в зверюшек и птичек, не забывайте почаще повторять, кто как говорит, например: «Собачка лает: гав-гав. Поросенок хрюкает: хрю-хрю и т.д.».
Звукоподражание можно использовать не только для животных и птиц, активно озвучивайте все окружающие малыша предметы. Например, часики тикают «тик-так», зайка скачет «прыг-скок», барабан стучит «бам-бам», кукла упала «бух». Чем чаще вы будете повторять такие звуки, тем быстрее малыш освоит начальные формы речи и скажет свое первое слово.
Самостоятельное развитие малыша можно организовать и на более профессиональном уровне. Если вы не знаете, чему учить вашего кроху в этом возрасте, обратитесь за помощью к специалистам. Множество видео уроков, а также подробные статьи с фото-упражнениями помогут сделать ваши занятия дома полезными и очень интересными.
Теперь вы знаете, в какие игры стоит играть с ребенком в 7 месяцев (подробнее в статье: особенности развития ребенка в 7 месяцев). Скорее приступайте к веселым и полезным играм вместе с вашим карапузом. Будьте с нами и скоро вы узнаете, чем занять малыша 8 месяцев (подробнее в статье: особенности развития ребенка в 8 месяцев). До встречи!
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какие навыки должны быть у ребенка в 8 месяцев?
Топ-8 игрушек для детей 3 лет
Психологи считают, что для детей в большей мере полезны игрушки, в игре с которыми задействуется воображение. То есть, выбирая между говорящей куклой и обычной, стоит отдать предпочтение второму варианту. Лучше будет, если ребенок сам придумает диалог, сможет менять его в зависимости от игрового сюжета.
Конечно, музыкальные игрушки имеют место быть. Различные летающие экземпляры, машины на радиоуправлении интересны и вызывают восторг у детей. Но по большей части они подходят для развлечения, а не для развития. Читайте далее список актуальных развивающих игрушек для детей 3 лет.
Конструкторы и мозаика
Такие игрушки однозначно полезные. Они тренируют мелкую моторику, усидчивость, ориентацию в пространстве, положительно влияют на речь, воображение и мышление малыша. Тем более что вариаций конструкторов существует множество:
- магнитные;
- блочные;
- кубики;
- на присосках;
- в виде липучек;
- в виде сот;
- с болтами и гайками.
Фигурки людей, животных, сказочных существ
С помощью таких игрушек можно учить названия или разыгрывать различные сюжеты, развивающие воображение и знакомящие малыша с нормами поведения в социуме.
Для возраста 3 лет актуальны такие персонажи:
- домашние и дикие животные;
- пупсы;
- куклы женского и мужского пола;
- любимые персонажи сказок, мультфильмов.
Причем неправильно полагать, что куклы – лишняя игрушка для мальчиков. Одна или две принцессы найдут применение в игре, где малыш будет рыцарем. Через игру в куклы проще объяснить, как правильно вести себя с девочками, что они слабее, почему им нужно уступать и помогать.
Головоломки
В 3 года становятся актуальными логические игры. Они тренируют смекалку, речь, все виды мышления.
Вот перечень самых популярных игрушек-головоломок:
- журнал с наклейками, которые нужно приклеить на определенные места;
- пазлы с 8–16 элементами: деревянные, кубиками, картонные, 3D;
- матрешка;
- сортеры;
- шнуровки;
- детское лото, домино, другие настольные игры;
- лабиринты.
Транспортные средства
Подобные игрушки развивают логическое мышление, воображение, мелкую моторику рук. Они учат пространственной ориентации, а у мальчиков пробуждают интерес к механике.
Детям 3 лет интересны такие транспортные средства:
- коляски для кукол (для девочек);
- гоночные машины, трек, паркинг (для мальчиков);
- поезд с железной дорогой;
- строительная техника;
- спецмашины: пожарная, полицейская, скорая.
Игрушки для улицы
Для трехлетнего ребенка важно много времени проводить на свежем воздухе. Поэтому у него должно быть достаточно игрушек для улицы
Какие из них лучшие?
- Мячи.
- Велосипед.
- Трехколесный самокат.
- Беговел.
- Набор для песочницы.
- Мыльные пузыри.
- Цветные мелки.
Игрушки для творчества
Занятия творчеством не только тренируют фантазию. Они способствуют лучшей концентрации внимания, улучшают память, совершенствуют мелкую моторику и речь малыша.
Для трехлетки особенно интересными покажутся:
- раскраски;
- альбом и цветные карандаши, фломастеры;
- цветная бумага и клей;
- кисточка и краски (гуашь, акварель медовая, пальчиковые);
- пластилин и тесто для лепки;
- тематические наборы (например, для раскрашивания фигурки из гипса).
Обучающие игрушки
В 3 года ребенка можно знакомить с буквами, счетом, геометрическими фигурами, оттенками цвета.
Для интеллектуального развития подойдут следующие игрушки:
- детские планшеты и плакаты с азбукой;
- обучающий телефон, ноутбук;
- карточки и детские энциклопедии;
- магнитная доска с алфавитом.