Что нужно знать родителям о развитии творческого воображения у детей в дошкольном возрасте?

Воображение ребенка и возраст

В качестве иллюстрации, рассмотрим развитие воображения у ребенка дошкольного возраста на разных временных этапах и его особенности.

От 2.5 до 3 лет

До этого времени малыш «наблюдал», накапливал знания (в т. ч. и языковые), умения и навыки. И вот теперь настал его час!

Если показать ребенку принцип игры «в куклы», «машинки», «магазин», «больницу» и прочее, фантазия получит первый толчок к развитию.

Малыш сначала будет проигрывать уже знакомые ситуации, а потом вносить в них свой эмоциональный настрой (радость, удивление, злость и т. д.).

Пример ролевой игры на видео:

До 5 лет

Развитие продолжается.

Тем не менее, малыш должен точно понимать, где реалистичная история, а где волшебная сказка.

До 7 лет

Очень важный и ответственный для родителей этап. Именно сейчас, когда ребенок заканчивает детский сад, на него возложена ответственность по подготовке к школе, а далее – новый коллектив, новые правила, новые высокие требования.

При этом воображение развито настолько, что достаточно, какого либо предмета, чтобы построить вокруг него целый мир.Мир, в котором будут свои правила, свои критерии «хорошо» и «плохо», в нем не будет психологического давления и слов «ты должен».

В контексте вышесказанного интересен подход детских психологов к такому явлению, как «воображаемый друг». Обычно родители страшно пугаются, столкнувшись с таким «другом» своего ребенка, и начинают усиленно принимать меры к его ликвидации.

С другой стороны психологи уверяют, что воображаемый друг 5-летнего ребенка это не то же самое, что и такой же друг у 40-летней женщины. Но это уже тема для отдельного разговора. А мы возвращаемся к развитию воображения дошкольников.

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

Особенности формирования воображения в детском возрасте состоят в том, что оно не развивается само по себе. Для активизации мозговой активности детей ДОУ нужны специальные приемы. Кроме того, развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста зависит от образа жизни малыша, его увлечений, навыков, подхода родителей к воспитанию.

А Развитие воображения у дошкольников похоже на работу над образным мышлением. Отличие в том, что специфика этих процессов разная. Вы не спрогнозируете, что влечет за собой развитое воображение. Результат непредсказуем, но отрицательным его назвать нельзя.

Б Методики, которые применяются в ДОУ, проводятся опытными педагогами, которые доброжелательно настроены к детям, имеют большой опыт работы и умеют мотивировать ребят, чтобы упражнения, приемы и игры дали ощутимый результат.

В Фантазии – лучшее средство для развития воображения. Разрешайте малышу фантазировать во время, игры, прогулки, общения или уборки, фантазируйте вместе с ним. Поощряйте дошкольника за новые фантазии, но учитывайте индивидуальные особенности. Если он придумывает вещи, которые вам не нравятся, это не значит, что его воображение не развивается.

Для активизации творческих способностей используйте такие приемы:

  • При рисовании активизируется творческое развитие, малыш придумывает фантазии и воплощает их на бумаге;
  • Поделки из бумаги, пластилина, полиэтилена или природных материалов тоже включают фантазии у детей;
  • Игры со сказками дадут результат, если вы заинтересуете детей, чтобы они фантазировали, продолжая начало сказки, которую вы расскажете;
  • Упражнения в ДОУ выбирайте интересные для детей. Один из вариантов игры: предложите ребятам ассоциировать себя с животным. Пусть они объяснят, почему это животное их заинтересовало;
  • Развивайте фантазии детей с помощью такой игры: предложите малышам нарисовать несуществующее животное или растение. Пусть они придумают ему имя, расскажут о нем;
  • Никакая методика развития детского воображения не обходится без картинок. Время от времени просите детей составлять рассказы по картинкам, используя только свои фантазии.

Игры и приемы в ДОУ проводите регулярно. На каждом занятии заинтересовывайте ребят, придумывайте новые игры, изучайте специальные методики, которые учитывают особенности раннего возраста.

Особенности развития воображения в дошкольном возрасте

В отличие от других познавательных процессов, воображение пробуждается примерно в 3 года. Примерно за пять лет ребенок проходит несколько стадий развития воображения: от простейших представлений с опорой на игрушку и предмет до осознанного планируемого фантазирования. Образы, роли и сюжеты постепенно становятся все более детализированными и осмысленными.

Как воображают дети 3-4 лет

Деятельность, связанная с придумыванием, активизируется в 3 года и опирается на предметы, которые становятся базой для фантазии.

На первых порах важно, чтобы предмет «якорь» имел сходство с вымышленным объектом. Но замысел игры малышей неустойчив

Как только ребенок отвлечется, он уже не вспоминает, в каких ролях только что выступали окружающие предметы.

В этом возрасте замысел чаще проявляется после действия. Например, малыш может хаотично чертить на листе бумаги или складывать кубики, увлекшись непосредственно процессом. И только заданный родителями вопрос побуждает его назвать то, что он нарисовал или построил.

Характеристики воображения пятилеток

К 5 годам фантазии возникают не только спонтанно. Работа воображения уже может строиться пошагово: появился замысел – тут же дошкольник его реализует, следующий шаг часто выполняется на основе предыдущего.

Кастрюля, оставленная на плите, побуждает начать играть в повара, мамин светлый халат превращает малыша в доктора, а весы – отличный повод сделать в комнате магазин.

Также данный возраст – период для бурного роста словесной формы проявления воображения. Видя картинку, дошкольник придумает историю о том, что происходит на ней сейчас. Но, подчас, запечатленного момента мало: воображение подсказывает, что было «до» и «после». Для этого нужны новые герои, которые вводятся в повествование для создания целостной истории о нарисованных персонажах.

Подобное достраивание обычно возникает, если ребенка взволновало изображение. Его фантазия стремится унять это волнение путем создания полноценной сказки, где есть добрые персонажи, а могут быть и антагонисты.

Особенности воображения у старших дошкольников

6-7 лет – период активного развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Достаточно любой внешней опоры, то есть, слова, фильма, картинки, вида на улице, чтобы фантазия заработала

Формируется замысел, который может удерживать внимание несколько дней

Дошкольник способен самостоятельно придумать игру, поместив место действия в любую реальность или время. Он сам и его друзья наделяются ролями, но отличие от взрослого театра заключается в том, что в игре сюжет и действия постоянно меняются под влиянием новых решений.

Изначально общая идея обрастает деталями, а любой внешний фактор – стимул для появления побочных линий в сюжете и возникновения новых героев. Придуманный мир – отличная площадка для игр, и старшие дошкольники могут погружаться в него, постепенно добавляя содержательности, дорисовывая необходимые детали и черты выдуманной природе и местному населению.

Именно в этот период появляются довольно устойчивые мечты, закладывается база для развития творческих способностей дошкольников, стремления мыслить нестандартно.

Как развивать творческое воображение у детей

Существует много приемов и методов развития воображения у дошкольников — на материале игр, рисования, сочинения сказок самими детьми.

«Системно-векторная психология» Юрия Бурлана обращает внимание на значение чтения детям произведений художественной литературы для развития у них воображения, а также на то, как это эффективнее делать. Данный способ — почитать своему ребенку нужную книжку — доступен каждому родителю

Казалось бы, нет ничего трудного. Однако на некоторых моментах стоит заострить внимание.

Важно, чтобы совместное чтение (когда родитель читает ребенку книжку) было систематическим, лучше — в какое-то определенное время, например после ужина или перед сном. Иногда ребенок сам просит почитать ему понравившуюся историю или сказку, но, кроме этого, родитель может выбрать и новое произведение, подходящее малышу по возрасту

Чтобы дошкольник внимательно слушал, нужно заинтересовать его, эмоционально вовлечь в процесс восприятия. Для этого чтение должно быть интонационно выразительным: в какие-то моменты таинственно завораживающим, в какие-то — динамичным, а в другие — спокойным, неторопливым (все в зависимости от развития сюжета). Если в истории, сказке есть диалоги между героями, желательно читать их, изменяя голос (у каждого персонажа — свой тембр, выразительная манера говорить) — так, чтобы по особенностям голоса (на слух) можно было догадаться, кто это из героев. Ребенок, эмоционально вовлеченный в чтение (слушание сказки), очень активно сопереживает персонажам, отождествляет себя с положительными героями — и тогда ярче и полнее представляет в воображении все, что происходит по сюжету.

При выборе книги для чтения немаловажно, чтобы она была с красивыми, крупными и эмоционально выразительными, но не агрессивными иллюстрациями. Это тоже помогает ребенку сосредоточиться на содержании и воссоздать в своем воображении всю историю

Для дошкольников характерно играть в героев любимых сказок, драматизируя особенно яркие эпизоды, в центре которых — главный персонаж. Ребенок исполняет его, представляет себя в его образе: экспрессивно произносит реплики, имитирует действия своего героя. Если этого не случается спонтанно (по инициативе самого ребенка), можно предложить ему поиграть в такую игру (театр), предварительно спросив, какой из эпизодов ему понравился больше всего. Такое действенное проигрывание дополнительно обогащает воображение, развивает его.

Совместное чтение активно развивает не только воображение, но и эмоциональную сферу ребенка, его способность к сопереживанию, отзывчивость на чувства других людей, расширяет его представления о человеческих взаимоотношениях, укрепляет эмоциональную связь родителя с ребенком, взаимное доверие. А также готовит основу для развития любви к чтению, значение которого трудно переоценить для развивающейся психики ребенка.

Об этом и многом другом можно узнать на бесплатных лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь здесь.

Воображение бывает двух видов — воссоздающее и продуктивное (творческое).

Название, принятое в детской, возрастной психологии.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — С. 65

Автор Елена Горшкова, педагог-психолог
Корректор Алла Антипина

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

30 Сен, 2018

Просмотров:

2116

Теги: Всё о детях психология

Книги для развития воображения детей(для родителей)

Название книгиАвтор книги
Дошкольная психология.Урунтаева Г.А.
Развитие воображения у детей: популярное пособие для родителей и педагогов.Субботина Л.Ю.
Развитие творческого воображения у детей.Соловей Л.Б.
Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание.Синельников В.
Вниз по кроличьей норе: метаморфоза и нонсенс в детском воображении // Вопросы психологии.Сапогова Е.Е.
Психология дошкольника. Хрестоматия.Г.А. Урунтаева.
Игровые площадки фантазии // Дошкольное воспитание.Пройслер О.
Фантазии и реальность.Петровский А.В. и др.
Развитие воображения у детей второго года жизни // Дошкольное воспитание.Палагина Н.
Психология дошкольника.Мухина В.С.
Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание.Кудрявцев В., Синельников В.
Развитие воображения // Дошкольное воспитание.Кравцова Е.
Воображение и его роль в познании.Коршунова Л.С.
Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада.Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко.

Особенности воображения у детей дошкольного возраста

Специалисты считают, что воображение на пути своего становления проходит три стадии:

  • непроизвольные фантазии, связанные с вымышленными событиями и героями (сказки);
  • формирование образов ради поставленной задачи;
  • способность полностью контролировать процесс, обеспечивающий творческую деятельность.

Первая половина периода дошкольного детства характеризуется репродуктивным воображением, когда ребенок лишь воспроизводит действительность и полученные от взаимодействия с ней впечатления в виде образов. Представления могут строиться на основании восприятия реальности, во время или после прослушивания сказок, просмотра мультфильмов. Детям до 3 лет нужно предоставить возможность для игр, во время которых ребенок будет активно фантазировать, что положительно скажется на дальнейшем развитии воображения. 3-телний малыш уже может выразить словесно возникающие образы.
На следующем этапе происходит представление действий и предметов с целью достижения конкретной задачи. Это продолжается до 5 лет. В старшем школьном возрасте ребенок развивает воображение и воссоздает образы, когда участвует в сюжетно-ролевых играх. Когда человек еще немного повзрослеет, фантазия становится управляемой, а представления строятся уже на произвольной основе, опережая план достижения цели, тем самым подготавливая почву для действий.Ключевую роль в развитии целенаправленного воображения играет взрослый, именно он побуждает ребенка к деятельности, требующей создания образов. Уже после дети могут сами выстраивать план и намечать способы его реализации. Особенно часто подобное наблюдается в коллективных играх, где необходимо, чтобы участники тесно взаимодействовали друг с другом.
Фантазия помогает ребенку выявить основные закономерности окружающей действительности, является условием для развития личности человека и реализации его возможностей в творчестве. Словесное описание образа может быть вполне реалистичным, а персонажи наделены существующими в жизни чертами и характерами.Если развитие воображения происходит нормально, то к 5-7-летнему возрасту ребенок способен создавать целые галереи образов, миры, в которых живут герои с типичными качествами, дающими им право поступать так или иначе в различных ситуациях. Дети могут придумывать воображаемых напарников, а затем действовать с ними вместе во время игры.
Позднее наступает момент, когда человек осуществляет переход к творческой деятельности, а умение фантазировать все больше подчиняется интеллекту. Развивать воображение на каждой из стадий позволяют специально разработанные методики.

Шагаем по ступенькам воображения

К сведению родителей! Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития воображения у дошкольников. Постарайтесь не пропустить этот важный момент в жизни ребенка.

Чтобы правильно развивать воображение у детей, способствовать положительному фантазированию, важно знать, что их формирование идет поэтапно. Каждый возрастной период имеет индивидуальные особенности воображения и его развитие требует особых подходов

Вот как «шагает» по возрастным ступенькам развитие воображения в дошкольном возрасте:

Совсем маленьких деток (примерно от двух до четырех лет) во время фантазийных действий характеризует отступление от реальности, так как они еще плохо знакомы с законами окружающего мира, не научились критически относиться к воображаемому действию, плохо сопоставляют его с реальным. Образы воображения неустойчивы, мало осознанны, что ярко проявляется в игре: вот только что стул был автомобилем, а теперь стал самолетом. Младшие дошколята пока не умеют планировать свою деятельность, поэтому воображение носит кратковременный характер, чаще даже хаотичный. Например, малыш, начиная рисовать домик, тут же переходит к другой задумке: это уже не домик, а машина или заборчик.

Воображение в среднем дошкольном возрасте выделяется тем, что ребенок берет на себя определенную роль и долго может не выходить из нее. Хотя в какие-то моменты может отвлечься от задуманного. Пока требуется опора на наглядность, чтобы на ее основе задумать новый образ: медицинский набор натолкнет на мысль поиграть в «доктора», кубики – построить сказочный дом. У детей на основе быстрого накопления опыта возрастают творческие проявления не только в игре, но и в лепке, рисовании, речи.
Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста будет отличаться от предыдущих возрастных периодов самым главным – оно становится целенаправленным. Ребенок начинает ставить цель и следует ей при создании новых образов, ищет способы ее осуществления. Например, обсуждая со сверстниками сюжет игры «Магазин», старшие дошкольники обо всем договариваются

Важно все: где они будут играть (на прогулке); что потребуется для игры (игрушки и предметы – заместители), кто будет исполнять роли, что для замещения реальных предметов нужно подобрать (камешки, травинки, песок, листики). Или дети начинают играть в «Больницу» с определения места, где будет принимать доктор, кто придет лечиться, если не хватает какого-то оборудования, тут же придумывается предмет замещения, даже не похожий на больничный инструмент (палочка, кубик, карандаш)

Характерно то, что игра может длиться до нескольких дней, дети по ходу придумывают новые действия и образы.
К началу школьного этапа жизненный опыт у детей возрастает, знания об окружающем мире увеличиваются и, соответственно, воображение становится более обогащенным. Ребятишки могут уже сами придумывать сценарии игр, творческих постановок по мотивам произведений, выполнять творческие работы по лепке, рисованию, аппликации, сочинять стихи и песенки, что способствует дальнейшему формированию творческого мышления и воображения

На что обратить внимание! Фантазии детей необходимо поощрять, обогащать подсказками, примерами из литературы, фильмов, рассматриванием картинок, направляя их в нужное русло, так как они являются основой развития творческого мышления ребятишек

Виды воображения

Чтобы правильно организовать работу по развитию воображения у ребенка, родителям также надо иметь представление о видах воображения. В психологии выделено два главных вида, которые зависят от способа формирования новых образов.

  • Воссоздающий – основной вид воображения, присущий практически всем детям. При нем новый образ составляется на основе имеющихся знаний, например, ребенок внимательно прослушал сказку, рассмотрел картинки, услышал интересную историю, самостоятельно прочитал книгу – придуманный образ в виде дополнительного героя, новой концовки, добавления деталей – готов!
  • Для второго вида – творческого – характерны детские фантазии, когда дошкольник может уже не опираться на наглядность, а придумывать образы мысленно. Этот вид – наиболее важный, так как он является основой для творческого мышления. В отличие от воссоздающего творческое воображение необходимо целенаправленно развивать при помощи специальных приёмов.

Методические рекомендации для педагогов-психологов и воспитателей ДОУ «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста»

Организация: МБДОУ ДС КВ № 3

Населенный пункт: Краснодарский край, г. Темрюк

Введение

Воображение, это очень важный психический процесс, который свойственен только человеку. Процесс воображения направлен на отражение окружающего мира человека и создание им новых образов. Существует несколько разновидностей воображения. Я бы хотела остановиться на творческом воображении. Ведь именно оно помогает человеку самостоятельно создавать новые образы, идеи, необходимые для других людей и общества в целом, и которые, в последствие перерабатываются и воплощаются в интересные конкретные продукты деятельности.

Если представить, что человек не обладал бы фантазией, то мы лишились бы огромного количества научных открытий, прекраснейших произведений искусств, носили однообразную мрачную одежду. Наши дети не услышали бы интересные сказки, не смогли бы поиграть в игры, а школьники не смогли бы в полной мере усвоить школьную программу.

На протяжении многих лет, работая в детском саду, я пришла к выводу, что педагоги уделяют мало внимания развитию воображения у детей в целом и творческому воображению в частности, преподнося воспитанникам уже готовый продукт для воспроизведения

К сожалению, и родители не уделяют должного внимания развитию такого важного психического процесса, как воображение, стараясь, все усилия бросить на развитие памяти, внимания и мышления ребенка. Они не учитывают, что именно воображение, в школьном возрасте, помогает находить нестандартные решения, писать сочинения, рисовать и лепить

Учитывая тот факт, что благоприятным возрастным периодом для начала развития творческого воображения является старший дошкольный возраст, считаю актуальной проблему начала развития такого важного психического процесса именно в детском саду, с детьми старшего возраста.

Автором разработаны и апробированы эффективные приемы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Цель

Повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса с воспитанниками с помощью внедрению в педагогическую практику наиболее эффективных приемов развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

– оказать методическую помощь педагогам-психологам ДОУ и воспитателям по вопросам развития творческого воображения у старших дошкольников;

– повысить мотивацию у педагогов в овладении теоретических и практических знаний в развитии воображения в целом.

Ожидаемый результат:

– овладение опытом проведения игр и упражнений с детьми, направленными на развитие творческого воображения у дошкольников;

– использование этого опыта в практической деятельности с детьми;

– самостоятельное преобразование и дополнение готовых игр новыми интересными и полезными элементами, для достижения их большей эффективности.

Основная часть

Для развития творческого воображения педагогам дошкольных учреждений следует применять в работе разнообразные методы и приемы. Есть несколько действенных приемов развития творческих способностей ребенка, а также его мыслительной деятельности. Это занятия прикладной деятельностью, занятия литературой, дидактические игры, развитие кругозора, занятия искусством, музыкой, танцами

Так как ведущая деятельность в дошкольном детстве – игра, приоритетное внимание должно уделяться развивающим играм и упражнениям

Проведенный в работе анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил подобрать серию развивающих игр, направленных на развитие воображения дошкольников.

Практика показывает, что неоднократное использование одной и той же, пусть даже интересной, игры, отрицательно сказывается на внимании ребенка, его увлеченности процессом. На каждом занятии с детьми я ставлю своей целью, развивать различные психические процессы, мне необходимо мотивировать их на деятельность, и, желательно, самостоятельную. Так возникла идея преобразования традиционных игр, дополняя их новыми интересными элементами, чтобы вызвать детский интерес и, тем самым, мотивацию к деятельности.

Используя в своей работе такие «преобразованные» игры, я пришла к выводу, что вместе с развитием, например, внимания и памяти, развивается еще и воображение, и творческое мышление, а так же решаются и некоторые эмоциональные проблемы у ребенка. Поэтому я систематизировала игры и упражнения по определенным направлениям: развивающие игры и коррекционно-развивающие.

1. Развивающие игры, направленные на развитие внимания, памяти, творческого мышления, и творческого воображения.

Дьяченко о воображении ребенка

О.М. Дьяченко – автор книги «Развитие воображения дошкольника». Дьяченко посвятила ее проблемным сторонам в работе над детским воображением. В книге Дьяченко описала особенности творческого развития детей, которые связаны с возрастом, подробно осветила динамику развития человека. Также Дьяченко описала игры и упражнения для работы с дошкольниками, которые при регулярном использовании помогут устранить проблемы с творческим развитием.

Дьяченко разработала методику, которая активизирует творческие способности малышей. Она пришлась по вкусу как родителям, так и преподавателям в дошкольных заведениях.

Плюсы развитого детского воображения

  • желание узнавать новое, искать ответы на свои вопросы;
  • умение придумывать, фантазировать, сочинять «на ходу». Живой, подвижный склад ума, активность в любой деятельности;
  • умение видеть банальные вещи под необычным ракурсом;
  • развитая интуиция, способность угадывать;
  • проявление инициативы;
  • умение использовать опыт – применять полученные ранее в другой деятельности навыки и умения;
  • решение задач новыми способами.

Эти свойства личности имеют одну основу – работу воображения и креативного мышления. Чем чаще ребенок фантазирует, чем больше он играет, занимается созидательной деятельностью, задатки перерастают в способности, творчество становится частью жизни ребенка в дошкольном возрасте.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий