В чём проявляется нарушение внимания
Различные нарушения внимания напрямую связаны со свойствами внимания. Их всего семь.
Устойчивость — это способность ребенка направлять свое внимание на какие-то предметы или действия, не переключая его.
Концентрация — умение не отвлекаться на посторонние звуки, шорохи и тому подобные раздражители во время собственной сосредоточенной деятельности. Например, дошкольник рисует и вдруг слышит звуковой сигнал о получении смс. Ребенка с развитой концентрацией внимания это не отвлечёт — он будет продолжать рисовать.
Сосредоточенность — это способность удерживать внимание на одном объекте или виде деятельности при отвлечении от всего остального, касающегося этой темы. Сосредоточенность очень похожа на концентрацию, но считается навыком более глубинного анализа и направления внимания на важные мелочи
С этими свойствами внимания связаны следующие его нарушения:
- недостаточность концентрации внимания, при которой ребенку трудно не отвлекаться на посторонние раздражители;
- недостаточная избирательность, при которой малыш не может сконцентрироваться на нужном объекте или занятии;
- недостаточная произвольность, при которой дошкольнику сложно по требованию сосредоточиться;
- рассеянность — другими словами, неспособность сконцентрироваться на объекте деятельности.
Распределение — это способность помещать в своё внимание не один объект, а несколько. Например, узнав о том, что деревья бывают хвойные и лиственные, дошкольники способны удерживать в голове несколько названий тех и других.. Неумение одновременно выполнять несколько дел, а иначе плохая распределяемость — еще одно нарушение внимания
Неумение одновременно выполнять несколько дел, а иначе плохая распределяемость — еще одно нарушение внимания.
Переключаемость — это свойство внимания особенно ярко проявляется в школе. Например, учитель что-то говорит, а потом просит посмотреть в учебник или на доску и переписать предложение.
Дети с плохой переключаемостью внимания будут и дальше слушать, что говорит учитель, им сложно «вдруг» переключиться с одного вида деятельности на другой, то есть со слов учителя на книгу или доску.
Предметность — это умение переводить внимание на конкретный фокус предмета. Например, узнав, что два плюс два будет четыре и увидев под примером картинку с яблоками, ребёнок с развитой предметностью сразу поймёт что 2 + 2 = 4 относится не только к числам и яблокам, но и к морковкам, и к любым другим предметам.. Объем внимания — это то количество предметов или процессов, на которых ребёнок может одновременно сфокусироваться
Как показывают последние исследования, объём внимания ребёнка — это 4-6 предметов.
Объем внимания — это то количество предметов или процессов, на которых ребёнок может одновременно сфокусироваться. Как показывают последние исследования, объём внимания ребёнка — это 4-6 предметов.
Маленький объём внимания — невозможность сконцентрироваться на нескольких объектах, удерживать их — ещё одно нарушение внимания, которое непременно вызовет у ребёнка трудности при обучении в школе.
Лабиринты для дошкольников
Начинать работать с лабиринтами можно уже с 3-4 лет. Для малышей интересно будет не просто пройти лабиринт, а помочь кому-нибудь, например, какому-нибудь животному или насекомому преодолеть трудность запутанного пути и достичь цели. Так игра превращается в полезное упражнение. А если потом ребенок еще имеет возможность раскрасить героя маленького приключения, то это добавляет дополнительную мотивацию.
Примеры страниц из моей книги О. Наумова «Лабиринты для детей. Простой уровень 4+»
В книге 50 лабиринтов и все они различной структуры, формы и сложности.
Книга рекомендована детям с 4 лет. Но советую ориентироваться на своего ребенка. Задания построены по системе «от простого к сложному».
Поймай слово
Упражнение на развитие концентрации и переключения внимания.Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т. д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала.В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т. е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение.
С чего начинается развитие внимания
Несмотря на то, что внимание детей дошкольного возраста носит пассивный характер, возрастающий опыт и знания малыша об окружающем мире позволяют ему многие действия совершать автоматически. В связи с этим совершенствуется распределение внимания, когда чадо может оперировать уже несколькими объектами без волевого усилия. Тематический материал:
Тематический материал:
- Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста
- Упражнения для развития памяти у детей 6-7 лет
Под руководством родителей ребёнок учится сосредотачиваться на занятии, даже когда ему неинтересно. Отличным средством при этом становится речь. Дети старшего дошкольного возраста часто проговаривают инструкцию вслух при выполнении задания.
Давая указания своему чаду, следите, чтобы они были логичными и понятными ребёнку. Постарайтесь вовлечь его, освещая привлекательные стороны объекта.
Учите детей с детства подмечать необычные особенности предметов и явлений. Возрастающая любознательность и совершенствование мыслительных процессов позволяют дошколёнку лучше концентрироваться на заинтересовавшем предмете.
Вниманием детей 4-5 лет управляет взрослый при помощи речи или жестов («Будь внимательнее!», «Посмотри, какая птичка!»). В старшем дошкольном возрасте, дети управляют своим вниманием при помощи своей речи. Таким образом они планируют свою деятельность, задают ей конечную цель
Это даёт толчок к развитию произвольного внимания
Таким образом они планируют свою деятельность, задают ей конечную цель. Это даёт толчок к развитию произвольного внимания.
Краткая инструкция по развитию внимания
Помимо проговаривания и повторения, способствующих активизации понимания и принятию задания, можно обучать детей сознательному направлению внимания на конкретные объекты и явления. На этапе просмотра иллюстраций можно предложить ребенку отыскать любимого сказочного персонажа, самое высокое здание, знакомое животное и т.д. В ходе прогулки малыш может попытаться найти автомобиль заданного цвета или дерево конкретной породы (тополь, ива, клен, каштан и т.п.). Услышанное и увиденное подлежит обязательному обсуждению. Также кроха проявит интерес к следующим упражнениям:
- Выбору идентичных предметов из совокупности представленных;
- Нахождении отличий;
- Раскрашивании картинок определенными цветами;
- Прохождении нарисованных лабиринтов;
- Озвучивании изменений, произошедших за период пребывания ребенка с закрытыми глазами (перемещение или исчезновение одной из игрушек и т.д.);
- Запрету на выполнение заранее оговоренного движения (другие движения можно выполнять после соответствующей команды взрослого);
- Соотнесению предметов с предложенными категориями (живое/не живое, летает/не летает, съедобное/несъедобное и т.п.);
- Перерисовыванию рисунков и узоров по клеточкам;
- Графическому «диктанту», представляющему собой вычерчивание узора на листе в клеточку под диктовку одного из родителей (педагога, бабушки) путем озвучивания соответствующих указаний: три клетки влево, одна клетка вниз и т.д. Рисунок желательно проработать заранее;
- Предоставлению ответов на вопросы, в которых не содержатся определенные слова (к примеру, «да» или «нет»);
- Вычеркиванию (подчеркиванию, обведению в кружок и т.д.) определенных символов (кругов, треугольников, квадратов, букв алфавита и т.д.);
- Прислушиванию к звукам, раздающимся вне пределов комнаты или на улице, с целью описания сопровождающего их действия (проехал автомобиль, гавкнула собака, стекает вода с крыши, хлопнули двери и т.п.);
- Игре в «Пуговички», для которой потребуются два одинаковых набора пуговиц и несколько листов бумаги. Суть игры определена следующими правилами. Один из участников выставляет три пуговицы. Задача второго игрока заключается в запоминании особенностей задействованных предметов и мест их расположения. После накрывания пуговиц этот участник воспроизводит увиденное на имеющемся в его распоряжении игровом поле, в качестве которого выступает лист бумаги. Успешный результат предполагает усложнение игры за счет сокращения выделяемого на осмотр времени и увеличения количества пуговиц.
Игры для младших дошкольников на развитие внимания
Малышам от 3-х до 4-х лет все еще трудно сосредоточить внимание на речи и словесных упражнениях.Поэтому в развитии внимания нужно задействовать зрительное восприятие. Следует также учитывать, что способом познания у младших дошкольников выступает наглядно-действенное мышление
Дети в этом возрасте могут разглядывать картинки, повторять действия, сравнивать предметы. Именно такие игры подойдут им для тренировки внимания.
Строй, как я! Возьмите два набора кубиков разного цвета (не более 5-ти). Сядьте рядом с малышом, взяв один набор себе, а второй разложив перед ребенком. Постройте простенькую конструкцию из своих трех-четырех кубиков. Предложите малышу построить так же
Если дошкольник справился, но без учета цвета, обратите его внимание на этот факт. Похвалив малыша, побудите его выполнить еще раз
По мере того, как ребенок справляется, усложняйте конструкции и добавляйте новые геометрические формы (конус, цилиндр…)
Чего не хватает куклам. Посадите три куклы в ряд. Скажите, что они собираются кушать. Поставьте перед двумя куклами по тарелке, еще двум положите по ложке, и также поставьте две чашки. Все расположите так, чтобы для каждой куклы было выделено два предмета. В сторонке должны стоять предметы посуды, как нужные, так и лишние. Спросите ребенка, чего не хватает первой кукле, второй… Пусть ребенок дополнит «сервировку».
Что потеряли? Нарисуйте простенькую сюжетную картинку: дом, дерево, солнышко, облако и пр. На отдельном листе примерно повторите основу рисунка из трех основных элементов. Далее спрашивайте у малыша, что еще нужно добавить, сравнивая оба рисунка.
Формирование внимания
Психологи выделяют 6 стадий развития внимания у детей.
- Рассеянное (от 0 до 1 года). Дети способны отвлечься на любой шум или новую игрушку.
- Фиксированное (1-2 года). Малыш, занятый своим делом, настолько им поглощен, что не замечает ничего вокруг.
- Гибкое одноканальное (2-3 года). Может прекратить свое занятие, услышав обращение к себе, но очень быстро к нему вернется.
- Сложившееся одноканальное (3-4 года). Дети могут переключаться с одного процесса на другой, прерывать свои занятия, затем вновь к ним возвращаться.
- Двухканальное непродолжительное (4-5 лет). Ребенок получает способность делать два дела одновременно – к примеру, играть и слушать, что ему говорит мама. При необходимости выполнить сложное действие способен сконцентрироваться именно на нем.
- Сложившееся двухканальное (5-6 лет). Может одновременно делать два дела, именно поэтому тренировки внимания следует начинать с этого возраста.
Знание этих этапов поможет родителям лучше понять ребенка.
Особенности внимания детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст отличается значительными переменами во всех разновидностях и свойствах внимания. Несмотря на преобладание пассивного внимания, малыш уже способен манипулировать несколькими предметами одновременно: многие его действия приобретают характер автоматизма, в связи с чем повышается возможность рассредоточения.
Способность сосредотачиваться у малыша в дошкольном возрасте увеличивается, что позволяет ему под руководством взрослых выполнять необходимую работу даже тогда, когда она ему не особо интересна. Если непоседа понимает, что дело необходимо довести до конца, он старается не отвлекаться. Развитие любознательности и познавательных процессов определяют способность сосредотачиваться, концентрироваться на заинтересовавшем объекте. Например, дошкольник может долго наблюдать за аквариумными рыбками, пытаясь найти особенности в каждой из них.
Действия четырех-пятилетнего малыша направляются взрослыми: кроха все чаще слышит фразы «Будь внимательным», «Смотри внимательно»
Стараясь выполнить наставления взрослых, малыш учится управлять вниманием
С овладением средствами управления развивается произвольное внимание. В младшем возрасте эти средства носят внешний характер (фраза взрослого, указывающий жест)
В старшем возрасте появляются новые особенности: подобным средством управления становится речь самого малыша, приобретающая планирующую функцию. Например, собираясь в зоопарк, кроха говорит: «Первым делом я посмотрю на слона, а затем пойдем к медведям». Задавшись целью, малыш заранее намечает объект, а после внимательно его осматривает и оценивает особенности. Таким образом ребенок начинает осознавать и понимать значение и конечную цель предстоящей деятельности, что дает толчок развитию активного внимания.
Кроме этого, развитие внимания у дошкольников зависит от знакомства с нормами и правилами поведения, началом формирования воли. К примеру, крохе хочется поиграть с друзьями, но родители просят его помочь накрыть на стол. Маленький помощник сосредотачивает свои силы на том, чтобы расставить столовые приборы
Незаметно его увлекает это занятие, и применение воли для удержания концентрации уже не нужно – произвольное внимание сменяется послепроизвольным
Основные принципы развития внимания у ребенка
Внимание играет немаловажную роль в развитии дошкольника. Как развить у ребенка внимательность? Для этого разработано несколько базовых принципов:
Постепенное усложнение поставленных задач
Если дошкольник получает какое-либо непростое задание, чаще всего ему не удается выполнить его с первого раза. Следует учесть особенности внимания детей этого возраста и разделить предложенное задание на несколько упрощенных этапов. Для каждого этапа необходимо подготовить подробную словесную инструкцию, с помощью которой кроха наверняка справится с поставленной задачей. Со временем нужно усложнить действия и увеличить их объем. Обдумывая инструкцию, ребенок пытается перевести ее в самоприказ – проговаривает вслух или про себя запланированные действия.
Удержание инструкции в памяти
Многократное проговаривание (взрослым или самим ребенком) полученной инструкции – залог того, что малыш запомнит заданный алгоритм действий и сам сможет контролировать их выполнение. Если что-то пойдет не так, следует провести дополнительный инструктаж. Словесное повторение задачи закрепляется осуществляемыми действиями.
Формирование самоконтроля
При выполнении задания малыш дошкольного возраста время от времени сам себя проверяет, объясняя себе или окружающим, что нужно сделать. К примеру, дошкольник рисует орнамент, сравнивает его с рисунками других детей, находит неточности и исправляет их. Дополнительным стимулом может стать одна из особенностей детской психологии – желание посоревноваться (победитель, выполнивший задачу самостоятельно и без ошибок, поощряется).
Польза упражнений
Родители должны помнить, с какой целью проводятся занятия, проявлять терпение и доброжелательность по отношению к малышу. Упражнения проводятся в игровой форме в дружелюбной атмосфере. Не зацикливайтесь долго на одном задании, иначе ребенок быстро потеряет интерес к упражнениям. Если ребенок терпит неудачу, не ругайте его, а наоборот, мотивируйте для лучших результатов.
Упражнения на внимание, которые мы вам предложили, разработаны опытными детскими психологами, нейропсихологами и педагогами-дошкольниками. Они посвятили долгие годы своей профессиональной деятельности изучению и диагностике внимания дошкольников и младших школьников
Регулярные упражнения с детьми помогут им справиться с рассеянностью, невнимательностью и положительно повлияют на их интеллектуальное развитие в целом.
Игры и упражнения на развитие внимания
С раннего возраста можно использовать обучение через игры
Они позволяют вызвать интерес у ребенка и на долгое время удерживать внимание. Существуют разные игры на развитие внимания у детей
Лабиринт
Простая и увлекательная игра требует концентрации внимания. Цель упражнения – отыскать выходы из запутанных тропинок и коридоров. Но чтобы усложнит задачу, нельзя проводить линии пальцем или карандашом. Ходы нужно проводить глазами.
Муха
Для игры начертите поле 5*5 , в верхней части напишите буквы, а слева цифры. В средней клетке нужно изобразить муху и все движения будут начинаться с этой точки. В этой игре ведущий должен задавать направление мухи на протяжении 30 секунд, по клеткам вправо, влево, вверх, вниз. Ребенок должен проследить перемещения мухи и сказать, на какой клетке она приземлится. Для усложнения игры, муху можно выводить за пределы поля.
Поиск отличий
Нужно отыскать отличия между двумя одинаковыми изображениями. Таких картинок много в интернете, сначала не стоит подбирать слишком детализированные изображения. Простые картинки подойдут для детей младших классов. А для школьников старших классов можно подбирать изображения с обилием мелких деталей. Занятие тренирует способность концентрироваться сразу на нескольких предметах.
День наоборот
Ребенок вспоминает свой день, но события рассказывает в обратном порядке
Важно вспомнить все моменты прошедшего дня и даже все детали
Снежный ком
В эту игру можно играть всей семьей. Первый игрок должен назвать слово, а второй проговаривает это слово и называет свое. Следующий участник называет эти слова и произносит свое. В результате формируется большая цепочка из слов
Такая игра тренирует не только внимание, но и память
Исключения
Простая игра способствует развитию вниманию и повторению информации, которая уже была усвоена. Взрослый должен выбрать определенную категорию слов. Например, животных. Затем нужно перечислять названия зверей и между ними произнести название какого-нибудь растения. Ребенок должен среагировать на слово и хлопнуть в ладоши.
Затем можно сменить категорию. В такую игру могут играть сразу несколько человек.
Корректор
Подготовьте картинки с разными геометрическими фигурами и разного цвета. Ребенок должен посмотреть на них и назвать все цвета и формы. После попросите вычеркнуть фигуры определенной формы и цвета. Такие задания способствуют улучшению внимания и усидчивости.
Лабиринты для младших школьников
Следующая книга О. Наумова «Лабиринты для детей. Средний уровень 7+» содержит лабиринты среднего уровня сложности и рекомендована детям с 7 лет. Хотя для первоклассников будет интересен и предыдущий вариант.
Лабиринты среднего уровня (их в книге тоже 50) уже удобно использовать не только для развития вышеперечисленных навыков и умений, но при совершенствовании техники чтения ребенка и развития навыков скорочтения. Для этого, напомню, ребенок проходит лабиринт только глазами, не используя палец или карандаш.
Для ребят еще постарше или же для тех, кому лабиринты среднего уровня даются уже легко, есть 50 достаточно сложных для прохождения лабиринтов. Они также разнообразной формы, структуры и все более усложняются к концу книги. Их вы найдете в книге О. Наумова «Лабиринты для детей. Сложный уровень 9+»
Хорошо развивают внимание также следующие упражнения:
- Найди ошибки на рисунке;
- Дорисуй недостающие элементы;
- Найди два одинаковых предмета.
Все представленные тренировочные упражнения прекрасно развивают внимание ребёнка. Они часто используются в работе с дошкольниками и младшими школьниками
Чередуйте упражнения и периодически возвращайтесь к тем заданиям, которые вызывают у ребенка затруднения. Главное, делать это регулярно. Кроме упражнений хорошо ещё использовать различные игры для развития внимания.
Рекомендую еще пособия для подготовки детей к школе Скоро в школу
Приемы повышения внимания
Мы убедились в том, что для дошкольников особое значение имеет развитие способности сосредоточиться. И родителям следует тренировать детей, используя ненавязчивую игровую форму. Выделим несколько хитростей и приемов, которые можно использовать.
Поддержание интереса. Используя игровые формы, можно добиться того, что ребенок будет заниматься с огромным удовольствием, и, соответственно, внимательно.
Придерживаться длительности занятий
Так, изучая с ребенком 4 лет цифры, нужно понимать, что малыш способен удерживать внимание не более 20 минут, поэтому лучше уложиться с учебным материалом в эти рамки.
Любимые персонажи и игрушки также помогут не утратить интерес, а потому – послушать и воспринять то, что сообщает родитель.
Показывать пример. Можно пояснить ребенку, что если он внимателен, старается выполнять задание родителей, то результат (например, башня из кубиков) получится гораздо лучше, чем если бы он работал не сосредоточившись, кое-как.
Чтение и внимание взаимосвязаны, поэтому для улучшения второго можно научить ребенка первому
Пока малыш только знакомится с буквами, мама может читать ему интересные сказки и истории. После обязательно нужно обсудить прочитанное, прося пересказать, задавая вопросы. Это поможет узнать, насколько кроха внимательно слушал.
Если малыш плохо сосредотачивается и очень далек от своей возрастной нормы, то возможно, у него неглубокое дыхание. Исправить ситуацию помогут надувание воздушных шаров, мыльные пузыри, игра на дудочке или свисток. Кроме того, исследования доказали, что для детей очень полезны прогулки на свежем воздухе, активные спортивные игры.
Кратко о развитии внимания у детей
Внимание — это психологический процесс сосредоточения сознания на каком-либо объекте. Благодаря ему человек из общего информационного потока улавливает наиболее нужную и важную для себя информацию
Развивать этот навык нужно в раннем возрасте, когда ребенок ходит в детский сад. C этой целью используют игры для развития внимания, ведь благодаря этому методу воздействия мозг легче воспринимает и запоминает нужный материал.
Виды внимания
Поскольку внимание имеет избирательную направленность, его делят на следующие виды (в зависимости от уровня волевой регуляции):
- Непроизвольное — не зависящее от усилий воли и возникающее спонтанно как ответная реакция на внешний раздражитель (резкий звук, свет и пр.). Человек моментально реагирует на такой возбудитель, ему не нужно для этого напрягаться.
- Произвольное — концентрация на действии или предмете, которая достигается благодаря волевым усилиям: изучение нового материала, запоминание и т. д.
- Послепроизвольное — увлеченность действием, которая возникает в процессе выполнения задачи.
Дети начинают использовать произвольное внимание после достижения 4-5 лет. Формированию этого навыка предшествует развитие некоторых качеств личности ребенка, в частности психологических
К ним относятся осознанное восприятие окружающей реальности и происходящих в ней событий, умение анализировать опыт прошлого, использовать речевые навыки.
От степени владения речью зависит уровень восприятия
Чем он выше, тем быстрее развивается произвольное внимание. Пока ребенок не начал ходить в школу, у него доминирует непроизвольный вид
Кроме того, внимание классифицируется по умственной, физической и сенсорной активности:
Интеллектуальное — нацелено на улучшение протекания умственных процессов (мышления, воображения, запоминания). Благодаря ему человек легко запоминает и воспроизводит информацию, создает в своем воображении четкие образы, абстрактно мыслит. Этот вид внимания наименее изучен, т. к. его трудно отследить и измерить.
Моторное — нацелено на действия и движения, позволяет контролировать и упорядочивать их, в особенности тогда, когда деятельность требует четкости и точности выполнения операций.
Сенсорное (работа органов чувств) — формируется при воздействии разных объектов на органы чувств. Отвечает за эмоции, которые возникают при взаимодействии с внешними раздражителями, и делится на зрительное, обонятельное и слуховое
Наиболее изучено зрительное внимание, т. к
оно поддается измерению и сопоставлению.
Какие свойства нужно развивать
Существует 6 свойств человеческого внимания, которые следует развивать, т. к. нарушение хотя бы одного из них может негативно отразиться на жизнедеятельности:
- Объем — влияет на способность концентрироваться одновременно на выполнении нескольких задач, удерживать их в сознании.
- Устойчивость и концентрация — позволяют не отвлекаться на посторонние раздражители во время выполнения какого-либо действия.
- Избирательность — умение сконцентрироваться на одном предмете, доводить начатое дело до конца.
- Распределение внимания — способность сосредотачиваться на выполнении нескольких задач, при этом не упуская из виду ни одну из них. Это самый сложный навык при развитии внимания.
- Переключение — умение быстро и без усилий переключаться с одного предмета на другой, не зацикливаться на одном действии (гибкость мышления).
Если ребенку сложно концентрироваться на одном действии, его внимание постоянно блуждает, он плохо запоминает изученный материал, то следует выбрать упражнения на развитие внимания
Основные принципы развития внимания у ребенка
Внимание играет немаловажную роль в развитии дошкольника. Как развить у ребенка внимательность? Для этого разработано несколько базовых принципов:
Постепенное усложнение поставленных задач
Если дошкольник получает какое-либо непростое задание, чаще всего ему не удается выполнить его с первого раза. Следует учесть особенности внимания детей этого возраста и разделить предложенное задание на несколько упрощенных этапов. Для каждого этапа необходимо подготовить подробную словесную инструкцию, с помощью которой кроха наверняка справится с поставленной задачей. Со временем нужно усложнить действия и увеличить их объем. Обдумывая инструкцию, ребенок пытается перевести ее в самоприказ – проговаривает вслух или про себя запланированные действия.
Удержание инструкции в памяти
Многократное проговаривание (взрослым или самим ребенком) полученной инструкции – залог того, что малыш запомнит заданный алгоритм действий и сам сможет контролировать их выполнение. Если что-то пойдет не так, следует провести дополнительный инструктаж. Словесное повторение задачи закрепляется осуществляемыми действиями.
Формирование самоконтроля
При выполнении задания малыш дошкольного возраста время от времени сам себя проверяет, объясняя себе или окружающим, что нужно сделать. К примеру, дошкольник рисует орнамент, сравнивает его с рисунками других детей, находит неточности и исправляет их. Дополнительным стимулом может стать одна из особенностей детской психологии – желание посоревноваться (победитель, выполнивший задачу самостоятельно и без ошибок, поощряется).
Игры на внимание для детей среднего дошкольного возраста
Пятилетний ребенок знает и умеет гораздо больше младшего дошкольника. Он имеет словарный запас от 2 тыс. слов, понимает количественные и качественные соотношения (больше – меньше, сильнее – слабее), воспринимает словесные инструкции
Соответственно, расширяется диапазон игр и упражнений на внимание для дошкольников
Упражнения с опорой на зрительные сигналы
- Обед для Матрешек. Подготовьте набор колечек от пирамидки и набор разных по размеру палочек. Они будут выполнять роль столовых приборов для матрешек. Поставьте перед ребенком задачу подобрать каждой матрешке «тарелку» и «ложку» в соответствии с ее ростом.
- Каждому предмету свое место. Разложите в два ряда 6 или 8 мелких предметов. Пусть дошкольник внимательно посмотрит, какие предметы и где они находятся. Ребенок отворачивается и считает до трех. За это время взрослый меняет местами 2-4 предмета. Ребенку предстоит вновь вернуть все на свои места.
- Хозяюшка. Смешайте в одной мисочке фасоль, горох и гречневую крупу (по ложке каждого составляющего). Ребенку предстоит рассортировать содержимое. Точно также можно смешать пуговицы круглой, квадратной и треугольной формы, чтобы потом дошкольник разложил их на три кучки. Кроме развития внимания, такое упражнение способствует тренировке мелкой моторики.
- Внимательный покупатель. Подготовьте несколько рисунков, состоящих из одних линий. Но линии не хаотичны. Они являются контурами изображений овощей и фруктов. Заинтригуйте дошкольника тем, что он пришел в овощной магазин, в котором нет витрин. Продавец продаст только те фрукты и овощи, которые ребенок найдет на рисунке. Пример рисунка:
Игры на слуховое внимание для дошкольников
- Именины. Сообщите ребенку, что у куклы день рождения, и скоро придут гости поздравить именинницу. Выбираете 5-6 игрушек (это и есть гости), придумывая каждому имя. Ребенок рассаживает гостей вокруг импровизированного стола и угощает всех чаем, обращаясь к каждому по имени.
- Слушай хлопки! Договоритесь с детками, что они примут определенную позу, услышав хлопки. 1 хлопок – превращение в лягушку, присев на корточки и прикоснувшись руками к полу; 2 хлопка – превращение в аиста, стоящего на одной ноге; 3 хлопка – произвольная ходьба. Дети свободно двигаются по комнате и выполняют команды, прислушиваясь к хлопкам.
Другие дидактические игры для среднего дошкольного возраста
Существуют разные дидактические игры, призванные развить память и внимательность ребенка.
«Лови — не лови»
Игроки становятся в круг. Им выдают 2 мяча — темный и светлый. Они перебрасываются ими по очереди. При этом светлый мяч нужно ловить всегда, а темный — только тогда, когда его бросают молча. Если же произнесли «лови», то делать этого нельзя. Тот, кто его поймает, выбывает из игры.
В центре круга стоит ведущий и подбирает мячи, которые упали внутри. Игру останавливают, когда остаются 2 победителя.
«Съедобное — несъедобное»
В эту игру можно играть как вдвоем, так и большой группой. Участники становятся в круг. Один бросает другому мяч, называя какой-либо предмет. Если он съедобный, то мяч нужно поймать. Если же нет — отбить. Далее, если игрок угадал, он бросает мяч следующему и загадывает слово. Игра продолжается до тех пор, пока не останутся 2-3 участника.
«Зеваки»
Дети становятся в круг и берутся за руки. Под ритмичную музыку начинают двигаться в одном направлении. По команде ведущего «стоп» они останавливаются, 4 раза хлопают в ладоши, разворачиваются на 180° и начинают маршировать в другую сторону.
Направление меняют после каждого сигнала. Если ребенок запутался, он выходит из игры и садится на стул. По окончании в команде остаются 2 человека.
Тесты и методики диагностики внимания
Тестов на определение внимательности множество. Применять их можно выборочно или использовать сразу несколько методов.
Обратите внимание! Лучший результат ваш ребенок покажет в первые 15 минут. Далее его внимание начнет снижаться и станет рассеянным
Поэтому не стоит тратить на это много времени.
Стоит понимать, что ребенок дошкольного и школьного возраста не будет ничего делать по указке. Поэтому тест должен проводиться в непринужденной игровой форме.
Занятия на внимательность
В настоящее время стоит присмотреться к двум видам диагностики:
Тест Мюнстерберга на внимание;
Тест Бурдона на внимание.
Изучение избирательности внимания по Мюнстербергу
Чаще всего этот тест проводят для определения подготовки ребенка к школьному образованию, при переходе из младшей в среднюю школу, при изучении сложности обучения и на выявление профессиональной ориентации учащихся
Методика Мюнстерберга на внимание представляет собой набор букв, написанных без пробелов, выделений, одним шрифтом и стилем. Учащемуся предлагают найти определенное количество слов, потратив на это как можно меньше времени
Тест Мюнстерберга на восприятие и внимание помогает качественно решить задачу, во время которой создается модель определенной деятельности. При этом ребенок должен сосредоточиться на необходимом объекте, осознать, найти его, несмотря на имеющиеся вокруг помехи
Тест Мюнстерберга
Автор изобрел этот метод еще в начале двадцатого века и он эффективно используется уже несколько десятилетий.
Корректурная проба или тест Бурдона
При проведении этого теста также выдается бланк, на котором выписано произвольное количество букв в несколько рядов. Тестируемому дается задание вычеркивать определенные буквы, предлоги или слоги. Может быть дано задание одну букву вычеркивать, а другую — подчеркивать. Оно проверяет распределение внимания. При этом учащийся должен останавливаться по команде (например, через каждые 60 секунд) и считать количество вычеркнутых букв или слогов.
Результат исследования проверяется по количеству незачеркнутых букв, используемому времени или просмотренным знакам. Таким образом проверяют следующие виды внимания:
- Концентрация.
- Устойчивость.
- Переключаемость.
По имеющимся формулам высчитываются баллы, которые служат для оценки внимательности испытуемого.
Тест Бурдона
Выводы
Развитию внимательности ребенка нужно уделять немало времени, но по рекомендациям тренировки распределения внимания должны проходить в шуточном, игровом ключе. Ведь игра, помимо того что радует и привлекает к себе малышей, приносит им огромную пользу.
Мы описали простые способы развития внимательности у ребенка, которыми можно заниматься самостоятельно
Однако, воспитание своего ребенка важно доверять и детским центрам развития. Высококвалифицированные специалисты наших центров детского развития подберут особый подход к каждому ребенку
У нас проводятся как общеобразовательные занятия, так и специализированные. В основе всех занятий с детьми лежит опыт психологии и педагогики. Хотя главным ингредиентом, конечно, является безусловная любовь к детям.