Особенности возраста
Для разных возрастных групп разработаны определенные стандарты, позволяющие отслеживать динамику развития речевого аппарата.
Развитие речи у детей 1-2 лет
Особенность этого возраста – активное формирование экспрессивной речи. Показателем развития выступает понимание малышом обращенных слов. В 1 год пассивный словарь гораздо шире активного. Малыш применяет слова для обозначения простых действий или предметов. К двум годам он начинает говорить фразами. Он активно применяет жесты и мимику, что придает его речи эмоциональную окраску. Но произношение пока не отличается четкостью.
Словарь в большинстве состоит из существительных. Постепенно ребенок начинает осваивать глаголы и прилагательные. К двум годам малыш использует речь как основной инструмент общения.
Читайте так же: что должен уметь ребенок в 1 год и 2 года
Развитие речи у детей 2-3 лет
В этом возрасте происходит активное расширение запаса слов. В словаре появляются предлоги и местоимения. Ребенок использует прилагательные для характеристики предметов, например, круглый, теплый, красный. Пока рано требовать от малыша правильного применение грамматических норм, он нередко ошибается с падежами, числами и родами. Одновременно улучшается произношение, благодаря чему даже посторонние понимают речь ребенка.
Читайте так же: что должен уметь и знать ребенок в 3 года
Развитие речи у детей 3-4 лет
В этом возрасте малыши используют фразы из нескольких слов. Они могут назвать свое имя и пол, определить характеристики простых объектов – игрушек, предметов мебели, продуктов и частей тела.
В трехлетнем возрасте ребенок уже способен воспринимать сказки и рассказы. Также он может сам рассказать об увиденном, используя несколько простых предложений. Но даже хорошо развитый речевой аппарат не исключает недостатков в виде неправильного произношения некоторых звуков.
Читайте так же: что должен уметь и знать ребенок в возрасте 4-х лет
Развитие речи у детей 4-5 лет
Запас слов в этом возрасте включает разные части речи. Ребенок использует обобщения и антонимы. Вместе с родителями малыш может пересказать сказку. «Маленькие почемучки» осваивают структуру сложных предложений, состоящих из двух простых грамматических основ. В пятилетнем возрасте речь практически полностью сформирована, небольшие сложности могут наблюдаться только со звуками «р» и «л».
Читайте так же: что должен уметь и знать ребенок в 5 лет
Развитие речи у детей 5-7 лет
Дошкольный возраст характеризуется существенным расширением словарного запаса. Ребенку не составляет труда назвать более 5 характеристик предмета, Шестилетние дети понимают закономерность изменения слов, а также легко сочетают их в предложении. Для составления фразы используют все части речи.
Хорошее развитие речи дошкольников позволяет с легкостью пересказывать сказки, а также делиться собственными переживаниями. Первоклассник не испытывает сложности с использованием звуков. Исключение составляют труднопроизносимые или малознакомые слова. Его речь достаточно плавная, в ней отсутствуют пропуски.
Читайте так же: что должен уметь ребенок в 6 лет и 7 лет
Нормы развития речи в 3 – 4 года
У каждого свой темп формирования навыков, в том числе разговорных. Но есть понятие нормы, которому должно соответствовать большинство деток в 3 – 4 года. Назовем принятые параметры:
- Знает, произносит свои данные (фамилию, имя, отчество);
- Знает и говорит имена родителей, бабушек, дедушек, друзей;
- Может описать, что увидел в мультике, на улице;
- Сформировано образное мышление;
- Говорит простыми фразами, прослеживается тенденция к овладению более сложными конструкциями;
- Обобщает названия вещей по группам: посуда, игрушки, одежда, еда;
- Понимает и находит признаки предметов;
- Понимает и озвучивает действия;
- Может непоследовательно пересказать сказку, историю;
- Управляет силой голоса — говорит тихо, громко и шепотом.
Таковы особенности развития речи у детей 3 – 4 лет. О задержке говорят, если малыш даже не приблизился к овладению навыками. Если он у вас не по всем показателям соответствует норме, это не говорит о дефекте
Но внимание этому вопросу уделите
Развитие речи детей 4-5 лет
У детей пяти лет связная речь становится более разнообразной и красочной.
В этом возрасте дети более чисто и чётко произносят шипящие звуки , , большинство детей начинают верно произносить звук и более сложные , . Дети пятого года жизни способны узнавать звук в слове, также могут подобрать несколько слов с заданным звуком. Способны различать слова, отличающиеся одной фонемой: почка-бочка.
Словарный запас увеличивается к пяти годам до 3000 слов. В этом возрасте ребёнок способен связно рассказать о каких либо событиях, составить рассказ по серии сюжетных картинок. Пересказать короткий текст, хорошо ему знакомый.
Упражнения на развитие логико-математического мышления
Эти несложные игровые приемы ведут к формированию логического мышления у ребенка. В одно занятие можно включать произвольное количество игр, приведенных ниже. Следует ориентироваться на эмоциональное и физическое состояние малыша. Если он чувствует себя хорошо, допускаются длинные занятия. Они состоят из таких упражнений:
- Осваиваем пространство и время. Возьмите любую игрушку, спрячьте и предложите малышу отыскать ее. Следует ориентировать ребенка подсказками, например, «Давай посмотрим в шкаф/под стол/покрывало, может, мишка там?»
- Различаем время суток. Игра подойдет трехлетним детям. Задача упражнения – научить ребенка различать утро и день, вечер и ночь, а также такие понятия, как сегодня, вчера, завтра. Лучше говорить о времени в течение дня, например, за завтраком расскажите ребенку, какое сейчас время суток, а перед сном – спросите, что он делал утром, днем и перед тем, как пойти в кровать.
- Учимся сортировать. Сортировать по схожести можно что угодно: пуговицы, крупу, заготовки из цветной бумаги, овощи, фрукты. Например, можно усадить 2 игрушки (обезьянку и кролика) и «накормить» их подходящими продуктами.
- Учимся считать. Начинать освоение математики лучше не с цифр, а понятных ребенку вещей. Считайте предметы вокруг себя (ступеньки лестницы, шаги, пальчики, игрушки). Научите малыша показывать на пальцах свой теперешний возраст и сколько ему исполнится.
- Складываем пазлы. Пока для двухлетки это сложное задание. Без помощи мамы тут не обойтись. Ориентируйтесь на возраст малыша и не берите многокомпонентные пазлы. Подойдут картинки из 2-6 частей. Из двух вариантов «сложный пазл – помощь мамы» и «простой пазл, но самостоятельно» – выбирайте второй.
- Учимся сравнивать. Уже в 2 года ребенок готов к такой игре, как «много-мало». Разложите перед малышом 2 кучки пуговиц, пусть сориентируется, где их больше, а где – меньше.
- Сопоставляем предметы. Такое упражнение просто делать, читая книги. Задайте ребенку вопросы «кто что ест», «где чей хвостик», опираясь на картинки.
- Ищем фигуры по 2 признакам. Сделайте бумажные заготовки двух разных цветов, и разных по размеру. Попросите ребенка найти схожие пары.
Упражняемся, играя
Какие занятия нужно проводить с детьми, чтобы помочь им освоить все эти навыки? Конечно, игровые. Это самый доступный и интересный для малыша вид деятельности. Для каждого отдельного навыка можно подобрать свои игры. При этом специально покупать дорогие пособия или игрушки не обязательно.
Для развития логики полезно собирать простые пазлы (3–4 детали), находить отличия на картинках, объединять предметы в группы не только по очевидным признакам (посуда, одежда), но и менее понятным с первого взгляда (например, по признаку «красное» можно объединить мяч, кубик, кружку, божью коровку, машину). Также можно вычленять лишний предмет из группы. Тогда здесь лишней, к примеру, окажется божья коровка, потому что она живая. Подумать ребенка заставит и упражнение, в котором нужно определить, какому предмету какой контур на бумаге соответствует (прикладывать нельзя). Полезно расставлять несколько предметов по размеру – от большего к меньшему и наоборот
Вариант: расставить кастрюли-сковородки и отдельно сложить крышки от них – пусть малыш подберет каждому свою «шляпу».
Память и внимание тренирует, например, такое упражнение: назвать с закрытыми глазами все, что находится на столе, а потом открыть глаза и определить, какой предмет исчез. Или определить, что изменилось на картинке (дорисовала мама), пока малыш не видел
Можно дать ребенку запомнить несколько предметов, а затем, когда он закрыл глаза, добавить еще один – пусть найдет новый. Можно предложить ребенку картинки с ошибками (зеленый гусь, корова с крыльями, заяц ест мышь и т. д.) – пусть укажет, в чем подвох.
Упражнения для развития навыка правильного употребления форм слов могут быть следующими. Перемещение предмета (на стол, под, перед, за, над), когда малышу нужно проговаривать: мяч лежит на столе, мяч лежит под столом и т. д. Упражнения на сравнение предметов по количеству: один, мало, много (у тебя много конфет, а у меня мало; на столе много яблок, а у меня одно). Полезной будет игра, когда малышу предлагают полно отвечать, каким предметом из лежащих перед ним что можно делать (карандашом я рисую, в шапке пойду гулять). Еще вариант: взрослый описывает один из стоящих перед ребенком предметов или игрушек, а он должен догадаться, о чем речь (у нее пушистый рыжий хвост, маленькие лапки, она любит орешки, ее домик – дупло в дереве).
Выразительность речи, сила голоса, интонация. Эти навыки прекрасно отрабатываются при ролевом обыгрывании различных народных сказок («Три медведя», «Теремок»). Взрослый читает ребенку сказку выразительно, меняя интонацию и силу голоса, потом просит ребенка озвучить одного из персонажей, затем – другого (Михайла Потапыча, Настасью Петровну, Мишутку, Машеньку). Пусть малыш по тону голоса угадает, фразу какого героя прочел взрослый. Затем можно поменяться ролями с ребенком. Силу голоса можно тренировать, объяснив крохе, что колокольчик звенит громко, а лист с дерева падает совсем тихо. Увидев колокольчик, он должен говорить что-то громко, увидев лист – тихо.
Разные формы речи. Диалоговая речь развивается непосредственно при общении взрослого с малышом. Отвечая на вопросы, кроха постепенно научится строить и более развернутые предложения-ответы, и собственные вопросы. Монолог – это, прежде всего, рассказ ребенка о чем-то, что с ним произошло или особенно заинтересовало. Чем чаще его расспрашивать об этом, тем быстрее он научится строить связный и полный рассказ. Описание легче всего освоить, рассказывая, что изображено на рисунке, картине, что видно из окна, что происходит в песочнице во время прогулки.
Особенности развития речи детей 3-4 лет
Речь в 4 года продолжает совершенствоваться. Появляются рассуждения о предметах и явлениях. Дошкольник интересуется окружающим миром, заводит новых друзей и общается с родственниками. Ребенок начинает формулировать вопросы, ответы на которые он не может получить самостоятельно.
Активный и пассивный словарь
Речь развивается настолько, что количество произносимых слов увеличивается в 2 раза. Активный лексикон включает до 2 тыс. наименований предметов и явлений. Ребенок не только запоминает произносимые взрослыми фразы, но и пытается создавать собственные. Усвоение понятий происходит в игровой форме (дети пробуют переставлять местами слоги и буквы). Словарный запас включает:
- названия предметов (ребенок различает предметы, выполняющие одинаковые функции, например вилку и ложку);
- названия животных (дошкольник должен знать, какие звери являются дикими, а какие могут проживать в домашних условиях);
- названия явлений природы (ребенок отличает снег от дождя, облако от тучи).
При освоении новых слов дошкольники выявляют связи между предметами, явлениями и их наименованиями. Дети начинают осмысленно воспринимать компоненты родного языка.
Грамматика речи трехлетних детей
Речь в 3-4 годика содержит словосочетания и короткие предложения. К концу четвертого года формируются сложные конструкции, например, предложения, содержащие несколько подлежащих и сказуемых. Например, «начался дождь, поэтому я взял зонтик». Появляются прилагательные, с помощью которых дошкольник описывает признаки предметов. Активно используются числительные, местоимения и другие речевые средства, ранее не применявшиеся.
Ребенок в 3 года произносит короткие предложения.
Речь нельзя считать совершенной. Могут возникать проблемы при использовании падежей и множественного числа. Допускаются ошибки в согласовании существительного и прилагательного. Неправильно производится склонение глаголов по лицам и числам.
Звукопроизношение
По мере роста ребенка укрепляется мышечный аппарат лица и гортани, произношение звуков улучшается. Дошкольнику удается воспроизводить слова, состоящие из 6-8 букв и имеющие двойные согласные. В 3-4 года могут наблюдаться такие ошибки в произношении звуков:
- использование свистящих согласных вместо шипящих (език-ежик, сиска-шишка);
- неправильное произношение звуков ч и ц (тяска — чашка);
- выпадание звуков р и л или их замена другими звуками (выба-рыба, вожка-ложка).
Заметив подобные нарушения, родитель должен обратиться к логопеду. Специалист расскажет о возрастных особенностях речи и способах их коррекции. Звукопроизношение некоторых детей старше 3 лет не имеет выраженных нарушений. Допускается перестановка слогов в длинных словах. Эти трудности исчезают к 5 годам.
В речи малыша присутствует интонация, наблюдается подражание взрослым. Ребенок может выразительно прочитать стихотворение или рассказ. Темп речи дошкольник регулировать неспособен, он может говорить слишком тихо, громко или торопливо.
Связная речь
Малыш не может составить полноценный рассказ о произошедшем с ним событии, пересказать прочитанное или запомнить длинное стихотворение. Монолог строится с помощью задаваемых взрослыми наводящих вопросов.
Высказывания состоят из простых словосочетаний и несвязанных по смыслу предложений. Проблемы возникают и при составлении текстов по предложенным изображениям. Ребенок последовательно перечисляет действия и предметы. Например, «Здесь кошка. Она пьет молоко. Рядом собака. Она грызет кость.»
В этот период жизни дети хорошо запоминают короткие стихи или сказки.
Возможно запоминание коротких стихотворений и сказок. Многократно услышав рассказ, ребенок кратко пересказывает содержимое. Смысла незнакомых слов трехлетний ребенок не понимает, поэтому задает вопросы взрослым.
Песенки, стишки и потешки для развития речи у детей 2 — 3 лет
Это, пожалуй, самые действенные, проверенные поколениями способы общения с маленькими детьми.
Основные принципы:
- простая рифма
- повторение звуков или слов
- небольшой размер
- сопровождение жестами/действиями
Стишки-рифмовки можно рассказывать, а можно напевать, используя различные мелодии.
Основная цель потешек, пальчиковых игр, стишков:
- эмоциональный контакт с ребенком
- развитие его речевых навыков
- массаж пальчиков
- изучение частей тела
- помощь в установлении режима
Например, повторяя один и тот же стишок перед ночным сном, можно выработать у ребенка ожидание забавного стишка и понимание, что ему пора спать.
Можно придумать или выбрать из множества имеющихся потешек по одной для разных случаев:
утренние гигиенические процедуры
стишок для умывания
переодевание ребенка
стишок при переодевании
подготовка к купанию
стишок для купания
перед гимнастикой
стишок для гимнастики
массаж пальчиков
стишок для массажа пальчиков
перед сном
стишки на ночь
Порадуют малыша и будут полезными и классические потешки «ладушки», «петушок-гребешок», «коза рогатая», «сорока белобока» и многие другие.
Что должен уметь ребенок
- пытается выполнять, но есть ошибки, неточности, сложности;
- хорошо выполняет;
- делает автоматически.
Физические навыки:
- Бегать с разной скоростью, на ходу меняя направление движения без убавления темпа. Во время бега огибать или перепрыгивать небольшие препятствия, практически не падать;
- Прыгать на 1 или 2 ногах вверх, вперед, в стороны;
- Ходить задом наперед;
- Лазать самостоятельно по турникам вверх и вниз, висеть на перекладине на 1 и 2 руках, спрыгивать, приземляясь на полусогнутые ноги;
- Играть с мячом: бросать 1 и 2 руками вперед, назад, в стороны, вверх, из за головы, ловить 1 и 2 руками с расстояния 3 метров. Пытаться отбивать мяч об землю 1 рукой. Ловить мяч после отскока от стены;
- Уверенно ходить по узкой доске, бордюру, наклонной плоскости, сохраняя равновесие;
- Ездить на трехколесном велосипеде, самокате. К 4-м годам можно начинать учить кроху кататься на коньках, лыжах;
- Самостоятельно подниматься по лестнице вверх без опоры на поручень, спускаться вниз, чередуя ноги, иногда используя приставной шаг;
- Стоять на одной ноге 15-30 секунд, не падая;
- Ходить на цыпочках, носочках, внутренней и внешней стороне стопы;
- При помощи взрослого делать кувырок вперед;
- Лежа на спине удерживать поднятые вверх ноги в течение 5-15 секунд;
- Запрыгивать и спрыгивать с небольшой лавочки, бордюра, ступеньки;
- Пролазить под веревкой или палкой, установленных на высоте 40 см.
Бытовые навыки:
- Ест и пьет сам, старается делать это аккуратно. Уверенно пользуется ложкой и вилкой;
- Одевается и раздевается, развязывает шнурки, расстегивает и застегивает пуговицы, застежки. Может самостоятельно надевать колготки, нижнее белье, кофты с длинными рукавами. Затруднение вызывает завязывание шнурков, удобнее приобретать обувь на липучках;
- Выполняет основные гигиенические процедуры без напоминания:
- моет руки после прогулки и посещения туалета, перед едой;
- чистит зубы;
- моется сам, под контролем взрослого и т.д.
- Следит за собственной опрятностью;
- Собирает игрушки перед сном, достает необходимые принадлежности для рукоделия;
- Выражает активное желание помочь по дому, может вытирать пыль, поливать цветы, помогать мыть посуду, готовить пищу, подметать;
- Умеет пользоваться ножницами, канцелярскими принадлежностями, правильно держит ручку или карандаш;
- Старается беречь игрушки, книжки, одежду.
Интеллектуальные навыки:
Считает до 5 и обратно на пальцах, знает цифры до 10;
Хорошо ориентируется в понятиях 1 — много, много — мало, высоко — низко и т
д.;
Знает основные цвета спектра и их оттенки;
Ориентируется в основных геометрических фигурах, находит их очертания в окружающих предметах;
Может сравнить предметы между собой по предложенным признакам;
Находит и объясняет несоответствия на 2-х картинках;
Складывает пазл на 12 -18 деталей, разрезную картинку до 10 деталей;
Находит лишнее в группе предметов, объясняет свой выбор;
Запоминает последовательность предметов, слов, движений, по просьбе может воспроизвести заданную очередность без ошибок;
Концентрирует внимание на одном задании до 5-ти минут, может заниматься интересным занятием самостоятельно до 30-ти минут;
Знает много домашних, диких животных. Может рассказать, где они живут, что едят, как называются детеныши разных видов животных;
Знает и показывает в книжке до 10 птиц, рыб, насекомых;
Ориентируется в видах растений, знает названия до 10 чаще всего встречающихся в вашем регионе деревьев, кустов, цветов, грибов и т
д.;
Знает и различает употребляемые фрукты, овощи, ягоды, может рассказать, какие они на вкус;
Отличает основные виды материалов (пластик, дерево, камень), может определить на ощупь, из чего сделан предмет;
Ориентируется во временах года, суток. Может объяснить, чем отличается осень от весны, зима от лета, утро от вечера;
Знает основные явления природы, может схематически нарисовать дождь, грозу, ветер, солнце;
Знает, кем работают родители, основные профессии. Может высказываться о желаемой профессии для себя;
Отличает разные виды транспорта, марки машин;
Может рассказать, чем отличается город от деревни, море от реки, лес от луга.
Некоторые дети к 4-м годам готовы приступить к изучению букв
Художественно-творческое развитие ребенка 3-4 лет
- Рисование. Предложите крохе поработать с красками при помощи пальчиков, кисточек, губки, штампов. Покажите, как нарисовать рисунок карандашами, фломастерами, мелками. Очень полезны занятия рисованием песком;
- Аппликации. Создайте с ребенком поделку из бумаги, ваты, природных материалов (шишки, веточки, листочки);
- Лепка. К уже известным тесту и пластилину можно добавить глину. Предложите лепить простые фигурки животных, предметы мебели, человечков;
- Конструирование. Стройте дома и гаражи, мебель и поезда;
- Вырезание. Для работы с бумагой предложите ребенку использовать специальные детские ножницы. Покажите, как вырезать снежинку, солнышко, тучку. Научите вырезать по контуру;
- Оригами. Создание объемных фигур без использования ножниц и клея — хороший способ развития фантазии и мелкой моторики. В 3-4 года ребенок может складывать лист бумаги пополам, загибать уголки по примеру;
- Плетение из бусин. Покажите, как можно создавать различные композиции, нанизывая бусины на нить, сплетая их между собой.
Как развивать речь ребенка в 3 года
Очевидно, что малыш нуждается в помощи, чтобы полноценно овладевать речью. Рассмотрим некоторые доступные способы и методы развития речевых навыков в младшем дошкольном возрасте.
Наша речь характеризуется многочисленными ассоциативными связями. Нужно это использовать, чтобы помочь дошкольнику усвоить больше слов и активнее включать их в свои высказывания.
Лингвисты поясняют, что каждое понятие обязательно имеет связанный с ним набор слов, и этот набор называют ассоциативным полем. Родители могут оказать эффективную помощь дошкольникам в присвоении таких полей
Обратил ребенок внимание на котика или собаку – поспрашивайте его, каков этот кот или песик. Даже трехлетний малыш будет подбирать слова, чтобы их описать. Взял ребенок яблоко – поинтересуйтесь, какое это яблочко
Взял ребенок яблоко – поинтересуйтесь, какое это яблочко.
Много ассоциативных связей заложено в сказках. Доступные для понимания детками сюжеты содержат интересные и легко запоминающие словосочетания. Послушав сказочные истории, младшие дошкольники так и повторяют: «яичко не простое, а золотое», «жили-были», «колобок-колобок, я тебя съем» и подобные устойчивые выражения. Сказки содержат огромный потенциал для развития речи детей (Возможности сказки).
Полезно использовать пальчиковые игры для детей. Физиологи аргументировано доказали, что уровень развития речи детей зависит от степени развития мелкой моторики.
Упражнения с карточками
Речевая и мыслительная деятельность ребенка активизируется уже при обычном рассматривании картинок. Если же ввести специальные упражнения, полезность рассматривания усилится.
Подготовьте набор карточек с изображением одежды, посуды, еды, людей, животных, транспорта, мебели и примерных групп, доступных для понимания 3-4-летним ребенком. Этот набор можно использовать в различных вариациях для занятий с детьми.
Упражнение 1. Очень простое и такое полезное занятие: показывайте ребенку картинку, а он пусть называет, что на ней изображено. Благодаря данному упражнению будут прочнее усваиваться понятия, поскольку задействуется зрительное восприятие, а также тренируется произношение.
Упражнение 2. Разложив перед дошкольником два десятка карточек, предложить ему выбрать те, где изображено «то, что мы надеваем на себя», или «то, что бывает на кухне», или выбрать «зверушек», «машины» и т.д.
Имейте в виду, что трехлетний ребенок с таким заданием самостоятельно не справится. Первое время составляйте подборки вместе, сопровождая ход вопросами и рассуждениями. Четырехлетним такое задание уже должно даваться легко, и дети без подсказок должны уметь создавать группы изображений.
Упражнение 3. Выберите 2-3 карточки похожих по форме или цвету изображений (например, яблоко и мячик). Побуждайте ребенка рассуждать, чем они похожи между собой. Данное упражнение также станет первым шагом в развитии логического мышления.
Созревание мозга и речевых функций взаимосвязано. Это еще одна важнейшая причина, почему развивать речь ребенка нужно своевременно. Любая задержка в формировании речи замедляет развитие дошкольника.
Взрослым важно помнить, что освоение родного языка в 3-4 года – это настоящая работа для ребенка! Ему приходится повторять за взрослыми и запоминать ежедневно много слов. Огромное значение для речевого развития ребенка имеет наличие аудитории. Его должны слушать
Если старшие внимательны к разговору ребенка, он будет говорить все охотнее, овладевая основными грамматическими формами родного языка. В таких условиях прогресс в развитии речи малыша будет ощущаться еженедельно
Его должны слушать. Если старшие внимательны к разговору ребенка, он будет говорить все охотнее, овладевая основными грамматическими формами родного языка. В таких условиях прогресс в развитии речи малыша будет ощущаться еженедельно.
Полезно ознакомиться: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
Признаки речевого дизонтогенеза
У детей с нарушениями речи наблюдаются следующие признаки:
- ребенок не говорит или общается простыми фразами;
- отсутствие или низкая потребность в общении;
- односложные ответы на вопросы;
- наличие эхолалий;
- нарушения слоговой структуры;
- затруднения при составлении развернутого высказывания;
- наличие большого количества звукоподражательных комплексов;
- при общении используются невербальные средства – мимика и жесты;
- затруднения в понимании простых инструкций.
Чем раньше будет оказана логопедическая помощь, тем проще будет привести речевое развитие ребенка к норме. Дети 3-4 лет уже начинают осознавать свой речевой дефект и могут испытывать психологический дискомфорт, что приводит к нежеланию общаться и агрессивным реакциям.
Кроме речевой, у такой категории детей может быть неврологическая симптоматика:
- гиперактивность – ребенок слишком активный, расторможенный;
- гипоактивность – медлительность, заторможенность в движениях;
- плохо выполняет действия, связанные с тонкими дифференцированными движениями пальцев (застегивание пуговиц, работа с ножницами и т. д.);
- трудности в овладении навыками самообслуживания;
- затруднения в концентрации внимания;
- малыш не может слушать длинные сказки и рассказы – ему становится неинтересно;
- не принимает участие в сюжетно-ролевых играх – не понимает и не принимает правила игры.
Неврологическая симптоматика может сочетаться со сложным речевым расстройством. Если у малыша присутствует большая часть перечисленных проявлений, то необходима помощь логопеда.
Что делать маме с папой?
Как же родители могут помочь дошкольнику в освоении премудростей родного языка? В первую очередь, как уже было сказано выше, не стесняйтесь беседовать с ребенком. Разговаривать можно на любые темы, но лучше использовать при этом простые, понятные слова. Малыш как губка впитывает все, что вы делаете и говорите, и стремится подражать вам.
Неплохим развивающим вкладом в речь ребенка станет совместное чтение книг, разучивание стихов и песен. Не стоит проводить обучение в виде долгих лекций — играйте с ребенком, общайтесь с ним
Ваши внимание и забота значат для него куда больше, нежели диплом по педагогике
Разучивайте вместе с ребенком старшего дошкольного возраста скороговорки, соревнуйтесь, кто больше знает их и сможет повторить. Разучивая скороговорки, вы стимулируете деятельность артикуляционного аппарата, способность различать похожие звуки и их комбинации на слух. Чаще играйте в загадки — необходимость узнавать определенное слово через его описание разовьет у ребенка логическое и образное мышление.
Играйте с малышом в рифмы, сочиняйте простенькие стишки, вслух сравнивайте различные предметы, предлагайте и ребенку сравнить и описать их. Разучивайте новые слова, сочиняйте вместе с ребенком сказки и истории. Это поможет ему связно выражать свои мысли и правильно составлять предложения.
Речь и чувство ритма
Незаменимым помощником в развитии речи станет для вашего ребенка чувство ритма
Просто двигаться под музыку, попадая в такт, петь, читать стихи очень важно для психофизиологического развития маленького человека
Читайте с ребенком стихи. Как правило, дошкольники с удовольствием повторяют сказки Чуковского, Барто. Их простая, но в то же время очень ритмичная структура, звуковые особенности, построенные на повторении групп определенных звуков, окажутся полезны для артикуляции. Не нужно механически заучивать непонятные ребенку стихотворения. Выберите вместе что-нибудь, что будет интересно для ребенка. Особенности речевого развития дошкольников предполагают, что дети с удовольствием запоминают и лучше усваивают ту информацию, которая им интересна. Попросите ребенка самостоятельно подобрать рифмы, закончить строчку за вас. Вот, к примеру, игра-стихотворение «Добрый слон», прекрасно подходит для такой задачи:
Жил на свете добрый слон.
Сочинял рассказы он.
Книжки добрые писал,
И друзьям их раздавал.
В рифмы он любил играть,
Чтоб с друзьями не скучать.
Вот картина, вот… (машина, корзина и т.д.),
Вот ромашка, вот… (букашка),
Вот мой домик, вот твой (сомик, томик),
Вот и пушка, вот и (кружка, мушка, лягушка и т.д.),
Вот вам пышка, а вот (книжка, мышка…),
Вот сосед, а вот (кларнет, обед, омлет).
Чтоб и нам не заскучать — станем рифмы подбирать!
Играть можно долго — насколько хватит фантазии вам и ребенку.
Можно играть с ребенком в профессии, предлагая самому подставить нужные слова по смыслу и звучанию: например, учитель — учит, строитель — строит, водитель — водит, а вот врач — совсем не врет, а лечит! Пользуясь случаем, расскажите ребенку об однокоренных словах.
Формирование словарного запаса
Словарный запас человека делится на активный и пассивный. Активный словарный запас составляют те слова, которые человек использует в речи постоянно. Пассивный словарный запас ему знаком, но в речи используется крайне редко или не используется совсем.
Словарный запас является одним из ключевых показателей развития речи у детей дошкольного возраста. Как расширить лексикон ребенка? Главную роль здесь играет, конечно, чтение. В процессе чтения ребенок усваивает новые слова и речевые ситуации, в которых эти слова можно использовать.
Если вы будете стараться не только читать малышу, но и чаще обсуждать с ребенком прочитанное, то некоторые слова можно перевести из пассивного словарного запаса в активный. Попросите ребенка пересказать прочитанное, вспомнить, какими словами в рассказе или сказке характеризуется какой-то предмет или действия, придумать свои определения. Придумав простое предложение, попросите ребенка дополнить его. Придумывайте вместе с ребенком продолжение понравившихся сказок и историй, развивая речь и фантазию.
Еще одним эффективным способом расширить словарный запас дошкольника является заучивание стихов. Стихи являются как тренировкой для памяти, так и прекрасным средством для заучивания новых слов. К шести годам активный лексикон дошкольника должен насчитывать не меньше 3000 слов.