Когда начинать беспокоиться
Будущие нарушения в развитии речи можно выявить уже в первые месяцы жизни. Педиатры определяют задержку речевого развития по следующим признакам:
- к концу первого месяца жизни ребёнок не кричит, когда испытывает дискомфорт;
- в четыре месяца не отвечает улыбкой на ласковые слова и взгляды;
- к пяти месяцам не произносит отдельные звуки, не ищет глазами вещи, на которые ему указывают;
- в семь месяцев не произносит отдельные слоги;
- в девять месяцев не говорит простейшие слова из повторяющихся слогов: «мама», «папа», «ляля»;
- к десяти месяцам не осваивает речевые жесты — кивок и мотание головой, не машет ручкой на прощание;
- к году не освоил ни одного слова, не реагирует на простые просьбы: «иди сюда», «дай игрушку»;
- к двум годам не может указать на предмет, о котором его спрашивают, не различает понятия «большой — маленький».
Диагноз «задержка речевого развития» ставится только детям старше двух лет. Если ребёнку диагностировали ЗРР, ему необходима комплексная поддержка специалистов:
- Отоларинголог проверит слух: возможно, малыш плохо слышит, поэтому и не учится говорить.
- Невропатолог установит, нет ли органических повреждений центральной нервной системы и коры мозга. По статистике у 95,5% детей дошкольного возраста с проблемами развития речи также есть проблемы по части неврологии.
- Психолог выяснит, в каком состоянии находятся психика и интеллект ребёнка, при необходимости направит к логопеду, коррекционному педагогу или психиатру.
- Логопед проведёт диагностику и подберёт упражнения для развития речи.
Отставание в речевом развитии приводит к тому, что кругозор ребёнка не расширяется, поскольку он не задаёт вопросов. Детям с плохо развитой речью труднее воспринимать абстрактные понятия, обобщать, сравнивать и анализировать
Они испытывают трудности с усидчивостью и вниманием — им трудно исполнять словесные инструкции. Кроме того, проблемы с речью возводят стену между ребёнком и окружающими людьми — он становится замкнутым, обидчивым, неуверенным в себе
В запущенном виде нарушения речевого развития могут стать причиной нарушений мышления. Поэтому чем раньше будет оказана помощь, тем лучше.
Игры на развитие речи дома
Предлагаем комплекс упражнений. Они проводятся в форме игры:
- Дни недели. Называем дни недели, хлопаем в ладоши — один хлопок на один слог. Потом родитель просто хлопает, а ребята угадывают день недели;
- Слушаем слова. Взрослый выбирает тематику, например «Ферма», и 3 слова на эту тему (корова, морковь, поле). Далее сочиняет историю с этими словами. Задача — каждый раз, когда взрослый говорит одно из трех слов, подпрыгивать;
- Рифмуем. Взрослый выбирает любое слово, придумывает рифмы к нему. Потом описывает его, не называя. К примеру, «велосипед» — «то, что посылают дедушке с бабушкой в письме» («привет»). Дошкольники должны угадать его;
- Если я… Взрослый придумывает фразы, которые начинаются на «Если я…», а дети должны их закончить. «Если я лягу спать в одежде», «Если я не съем кашу», «Если я вдруг стану большим»;
- Яблочная эстафета. Понадобятся яблоки со спичкам. В фрукты втыкают спички и дают малышу. Он должен вынимать по спичке, описывая яблоко: красное, наливное, круглое, спелое;
- Часть и целое. Для игры нужен мячик. Взрослый бросает его малышу, называет деталь какого-то предмета (крыло, экран, руль). Дошкольник должен сразу сказать, к какой вещи относится деталь и бросить мячик обратно;
- Договори слово. Понадобится мячик. Взрослый бросает его ребенку, говорит начальный слог любого слова. Задача дошкольника — договорить слово, кинув мячик обратно;
- Противоположности. Изучаем антонимы. Родитель говорит слово (сладкий, большой), а чадо говорит обратное по значению (кислый, маленький). С мячом играть еще интереснее;
- Сто вопросов. Папа или мама берет несколько предметов, которые хорошо известны чаду. Например, книгу, вилку, банан, игрушку. Еще понадобится 50 фишек. Игра заключается в том, что дитя задает вопросы относительно каждой вещи. Они могут быть самыми невероятными. За каждый вопрос малыш получает фишку. Играть можно и одному, но в компании из нескольких человек интереснее;
- Бессмыслица. Родитель рассказывает про разные приставки — не-, мини-, макси-, анти-, архи-. Нужно убедиться, что ребенок все понял и запомнил. Потом называет любое слово, а дошкольник к нему должен добавить приставку из перечисленных и рассказать о том, что получило новое название. К примеру, антисобака: какая она, где она живет, что любит, как выглядит. Если играет несколько ребят, взрослый «раздает» каждому одну приставку, а затем говорит слово — каждый участник добавляет к нему свою приставку.
В играх может принимать участие как один малыш, так и несколько его друзей (до 6-ти человек). Чем больше людей, тем веселее.
Особенности развития речи 5 – 6 лет
Все компоненты речи в этом возрасте совершенствуются, ведь они необходимы для дальнейшего школьного обучения.
Фонетика: произношение звуков
Ребенок 5 лет готов выговаривать правильно все звуки. Но некоторым детям все еще не даются шипящие и «р» (его заменяют на «л»). Причем изолированно они могут правильно произносить «р», а в словах — нет. Даже те элементы, которые они говорят всегда правильно, могут «хромать» в словах со сложной слоговой структурой.
Характерная особенность развития речи ребенка 5 лет — он замечает, как говорят друзья и свои собственные ошибки, то есть появляется критичность.
Словарный запас дошкольников
Он насчитывает от 2500 до 3000 слов. Словарь дополняется обобщающими словами.
Еще одна особенность развития речи 5 – 6 лет— детки оперируют многими понятиями. Могут назвать природные явления, предметы быта, времена года, профессии, виды транспорта, животных (домашних-диких), птиц, фрукты-овощи.
Причем они имеют представление о том, к примеру, как выращивают фрукты, овощи, какие изменения происходят при разных сезонах, о том, какие животные обитают в лесу, а какие на ферме. Ориентируются в пространстве, знают названия месяцев, дней недели, праздников, правила дорожного движения для пешеходов.
Им нравится рассуждать о том, что они видят, о происходящем. Общение способствует развитию речи, и наоборот.
Простые слова они говорят правильно, не меняют и не пропускают слоги. Но вот сложные или малознакомые слова могут искажать.
Грамматический строй речи
В большинстве случаев детки говорят распространенными простыми предложениями, но появляются сложные. Предложения становятся более оформленными грамматически — в них присутствуют основные части речи.
Появляются собирательные существительные (детвора, белье, листва), прилагательные, которые обозначают свойства и состояние вещей (обледенелый, застывший). Детям доступны абстрактные понятия (душевный, милый, добрый).
Выделяют такие особенности развития речи 5 – 6 лет: ребята правильно применяют предлоги, спрягают существительные по падежам и числам, согласовывают существительные с числительными (три снегиря, пять шоколадок), образуют притяжательные прилагательные (мамин, лисий).
Ребята могут неправильно употреблять существительные в именительном, родительном падежах во множественном числе (карандаш — много карандашов) и приставки с пространственным значением (подошел, зашел, вошел). Это считается нормой развития речи в этом возрасте.
Связность речи
Дошкольники говорят вполне связно, последовательно и логично. Они могут составить рассказ по картинке или серии иллюстрацией, пересказать небольшую историю или сказку объемом 50 предложений. Могут вести монолог, оперируют фразами. У них достаточно сформированы речевые навыки, чтобы точно выражать свои мысли, желания, делиться впечатлениями.
Норма развития речи у ребенка 6 лет
В этом возрасте характерны следующие особенности:
- Словарный запас включает до 3000 слов, они запоминаются на лету;
- Дети выговаривают все звуки;
- Артикуляционный аппарат полностью сформирован;
- Словотворчество «отмирает»;
- Умеют управлять своим голосом — тональностью, громкостью;
- Доступен простой звуковой анализ: могут найти звук в слове и подобрать слова, которые начинаются на него;
- Оперируют обобщающими словами, разными категориями (посуда, транспорт, времена года, животный мир);
- Развитие связной речи 5 – 6 лет.
Занимайтесь с ребенком. Разговаривайте много, ведите диалог, отвечайте на вопросы, читайте и обсуждайте книги, фильмы — все это способствует развитию речи. Эффективны упражнения, которые вы можете выполнять дома.
Особенности развития речи до 7 лет
Психика человека развивается постепенно. Поэтому для формирования каждой функции нужно время. Родителям нужно контролировать процесс, так как любые отклонения могут быть признаком умственной отсталости или ЗПР.
Для чего нужны нормативы
Временные рамки появления разных навыков позволяют своевременно выявлять нарушения развития. Так умственная отсталость может проявляться с раннего возраста — это выражается в запоздалом формировании определенных двигательных навыков.
Речь тоже развивается поэтапно. Поэтому нужно отслеживать ее состояние. В раннем возрасте детям допустимо неправильно произносить звуки, но после пяти лет они должны уже хорошо говорить.
Нормы развития позволяют выявлять любые отклонения. Правильная постановка диагноза дает возможность выстроить грамотную работу с малышом.
Нормы развития для 3-7 лет
В младшем дошкольном возрасте происходит формирование группы свистящих («С», «Сь», «З», «Зь») и шипящих («Ш», «Щ», «Ч», «Щ»). К четырем годам активный словарь может достигать 4 тысяч слов.
Важно! Оценивать нужно все стороны речи: лексику, грамматику, синтаксис и другие. Постепенно ребенок все больше пользуется конструкцией «Я сам», поэтому ему нравится многое делать самостоятельно
Он изменяет слово по числу, падежам, применять простые предлоги и прилагательные
Постепенно ребенок все больше пользуется конструкцией «Я сам», поэтому ему нравится многое делать самостоятельно. Он изменяет слово по числу, падежам, применять простые предлоги и прилагательные.
Речь ребенка в 5 лет может характеризоваться появлением связного монолога. В речи преобладают сложные предложения. В подготовительной группе детского сада начинают подготовку к чтению и письму.
Психологические особенности
Речь является основой для формирования мышления. Именно через нее появляются первые представления об окружающем мире. По мере ее появления ребенок осваивает анализ и синтез.
К началу преддошкольного периода дети вполне осваивают коммуникативную функцию речи. Они общаются друг с другом, могут менять темы беседы и обсуждать разные проблемы.
В этом возрасте многие действия ребенок может оречевлять — это нормальный этап развития. Малыш проговаривает себе инструкцию и начинает следовать ей — это позволяет ему освоить планирование.
Любая трудовая и целенаправленная деятельность формируется постепенно
Понимание особенностей развития речи у детей до школы позволяет сделать занятия эффективными и полезными.
Как оценить динамику
Для диагностики в домашних условиях можно использовать литературу для логопедов. Распространённое пособие — это Иншакова «Альбом для логопеда», где собраны все материалы для оценивания каждой стороны речи.
Важно! Результаты обследования лучше фиксировать письменно. Необходимо взять все части книги и выполнить задания вместе с ребенком
Можно использовать Н.В. Нищеву «Речевая карта ребенка» или Л.Кривощапову «Диагностический материал для обследования речи»
Необходимо взять все части книги и выполнить задания вместе с ребенком. Можно использовать Н.В. Нищеву «Речевая карта ребенка» или Л.Кривощапову «Диагностический материал для обследования речи».
Стоит обратить внимание на те задания, которые вызывают затруднения у малыша