Особенности речи в младшем дошкольном возрасте
Особенности речи в младшем дошкольном возрасте заключаются в различных стадиях развития речи малыша.
1-я стадия: крик
Малыш кричит, когда хочет сообщить о проблеме, привлечь внимание к себе. Постепенно крик становится средством общения, первым способом вести диалог
К третьему месяцу и кроха учится менять интонацию криков, по которым внимательные родители могут понять, чем вызвано недовольство: ребёнок ворчит, канючит, у него что-то болит, он хочет кушать и т. д.
2-я стадия: гуление. Гуление – это звуковые вариации: протяжно произносимые «агу», «агы», «гы», «гэ» и т. д
При этом виде речи тоже важно взаимодействие. Произнося звуки нараспев, малыш ищет контакта и пытается построить диалог
Родителям следует вступать в контакт с ребёнком, отвечать на понятном ему языке, вводя в речь первые слова. Ребёнок будет пытаться подражать вам.
3-я стадия: лепет. Когда малышу исполнится 6-7 месяцев, он начнёт произносить первые слоги: «ба», «па», «ма» и др. Постепенно они будут повторяться многократно, что будет предшествовать появлению первых слов.
4-я стадия: первые слова
Ближе к году важно помочь ребёнку сказать первые слова. Нужно больше читать вслух, все предметы вокруг называть, комментировать все действия
На этой стадии логопеды рекомендуют тренировать мышцы щёк и губ – с помощью свистулек, губных гармошек и мыльных пузырей, а также специальной артикуляционной гимнастики (попросту говоря, строить рожи и изображать эмоции).
Важный момент развития речи младших дошкольников – появление звукоподражательных, упрощённых слов («ав-ав», «ляля», «бибика» и др.). Пока ребёнку сложно произнести слова правильно, но впоследствии с вашей помощью он научится называть предметы и действия верно.
Приёмы, методы, способы
Бывает так, что малышу уже и пришло время заговорить, а этого никак не происходит? Что делать? Рекомендуем воспользоваться специальными приёмами для развития речи и методами активизации речи:
- «Говорю сам с собой». Когда Вы рядом с малышом, но заняты своими делами, говорите вслух, что вы делаете. Это будет такое пассивное общение с малышом. Говорите не спеша, но чётко, короткими фразами.
- «Параллельный разговор». Теперь вы описываете то, что делает ребёнок, что он видит и слышит, что может чувствовать, к чему прикасаться. Так вы подсказываете малышу нужные слова.
- «Я тебя не понимаю». Этот метод – провокация. Он заключается в том, что взрослый игнорирует невнятные звуки ребёнка и не спешит на помощь. При угадывающейся просьбе ребёнка достать ему игрушку, подайте ему не ту и уточните, какую именно: кубик, машинку, мишку? Так вы будете побуждать его к речевой активности.
- «Расширяем». Всё что скажет малыш, повторяйте и расширяйте. К примеру, малыш скажет «каша». Вы: «Вкусная каша, сладкая. Бери ложку, кушай кашу». Отвечая малышу распространёнными предложениями, детально описывая действия, повторяя, вы создадите благодатную почву для овладения связной речью.
- «Приговариваем». Народные песенки, потешки, пословицы и поговорки доставляют малышам большую радость. Так младшие дошкольники улавливают ритм речи, вслушиваются в звуки и слова, постепенно осознавая смысл сказанного. Огромное количество устных народных произведений создано и для развития двигательной активности детей, что непосредственно связано с речевым развитием. Образность помогает запомнить слова и побудить к говорению.
- «Его выбор». Позволение ребёнку самостоятельно делать выбор напрямую связано с активизацией его речи: «Тебе налить целый стакан компота или половину?», «Пойдём гулять или побудем дома?», «Будешь играть с машинкой или поездом?».
- «Занимаемся творчеством». Когда ребёнок может изучать большое количество разнообразных материалов, это очень хорошо для развития разнообразных сфер: тактильных ощущений, творчества, мелкой моторики рук и, конечно, речи. Не бойтесь давать ему изучать различные материалы, пробуйте вместе создавать поделки из них, проговаривайте все ваши действия. Рисование, лепку и аппликацию легко превратить в занятие по развитию речи, начав вместе с ребёнком сочинять рассказ-описание получившегося «шедевра».
- «Имитация». Чаще играйте с малышом в игры, где можно представить себя в виде какого-то предмета и придумать, что может делать этот предмет. Уже в три года ребёнок будет способен представить себя машиной, птичкой или самолётом и с радостью будет пытаться вместе с родителями описывать всё, что может происходить.
- «Ролевые игры». Научите малыша выполнять элементарные сюжетно-ролевые действия. Например, играть в телефон, когда ребёнок понарошку будет звонить сказочным персонажам. Такая игра будет способствовать стимулированию речи и коммуникативных навыков малыша, формированию его уверенности в себе, фантазии.
- «Музыкальные игры». Активизировать речь малыш можно, предложив ему участвовать в музыкальных играх, подпевать и пританцовывать. Младшие дошкольники приходят в восторг от народных игр или детских песенок, слова которых начинают повторять.
Речь детей 3-4 лет
У 3-4-леток речь развивается довольно-таки быстро. Обычно, ребёнок к трём годам практически усваивает родной язык. Словарь трёхлеток растёт с каждым днём: в месяц в их обиход входит до 100 новых слов. Четырёхлетний ребёнок уже имеет словарный запас из около 2 тысяч слов. У детей этого возраста становится лучше звуковое оформление слов, фразы звучат более развёрнуто. Следует отметить, что не все дети развиваются одинаково. У некоторых ребятишек отмечается некоторое отставание в речи: они говорят нечётко, слова и отдельные звуки произносят неверно. Дети частенько сокращают слова, пропускают и переставляют звуки и слоги. Речь трёхлетних детей однотипна и проста. Однако уже в таком раннем возрасте детишки проявляют интерес к словам.
Что влияет на развитие речи?
Развитие речи у детей зависит от следующих факторов:
Слуховое внимание. Существует несколько видов слуха, в том числе, речевой и музыкальный
Слишком стремительное развитие первого замедляет формирование второго. Для достижения баланса родителям нужно петь малышу и включать музыку.
Моторное развитие. Оно напрямую связано с языковым развитием. Поэтому игры должны задействовать тело, в особенности мелкие мышцы и органы чувств. Это поможет ребенку быстрее освоить речевую функцию.
Интеллектуальный рост. Часто малыш произносит фразы, не имеющие смысла для родителей. Не стоит воспринимать их как свидетельство невысокого интеллекта. Ребенок пытается выразить свои эмоции и желания, используя имеющийся словарный запас. Специалисты не рекомендуют помогать ему, исправляя ошибки, ведь это препятствует естественному развитию речевого аппарата.
Эмоциональная составляющая. Процесс развития речи во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми. Если контакт есть, малыш старательно повторяет слова и действия родителей, что способствует раннему формированию речевой функции. Дети, лишенные эмоциональной взаимосвязи, значительно отстают в этом вопросе.
Общение. Речь – это не только выражение эмоций и желаний. Чтобы развивать ее, малыш должен постоянно общаться. Именно так он увеличивает словарный запас и совершенствует речевые функции.
Правила развития речи
Двух одинаковых детей не существует. Поэтому не стоит сравнивать своего малыша с соседскими ребятами, которые еще в полгода сказали первое слово. Одновременно нельзя сбрасывать со счетов, что на развитие речи детей раннего возраста значительно влияет окружающая среда. Поэтому необходимо придерживаться следующих правил:
Младенческий возраст – не помеха для разговоров с малышом. Ведь формирование речевых функций начинается задолго до произношения первых слов. Малыш воспринимает невербальные сигналы в виде улыбки, интонации, что в дальнейшем способствует формированию вербального общения.
Оставить красноречие на потом. Раннее детство – не лучший период для произнесения пространных монологов. Малышу сложно воспринимать длинные предложения. Чтобы ребенок быстрее освоил речь, она должна состоять из простых фраз, доступных его пониманию.
Демонстрация практического применения речи. Малышу нужно показать, как действует слово. Хорошее упражнение – отдать ребенку заинтересовавший предмет в ответ на его просьбу. Это наглядно покажет взаимосвязь между речью и действием.
Развитие моторики
Причем нужно уделять внимание не только мелкой моторике, представленной занятиями по лепке, играми с мозаикой и шнуровкой. Не менее важный момент – развитие крупной моторики
Поэтому при возможности нужно отдать ребенка на танцы или спорт.
Пение. Проще всего осваивается мелодичная речь. Чем чаще мама использует потешки или частушки, тем быстрее малыш начнет говорить. При этом наличие слуха необязательно, ребенок воспринимает певучий мотив.
Реакция на речь малыша. «Продуктивность» мамы зависит не от количества времени, проведенного с ребенком. Определяющий фактор – наличие двусторонней связи. Мама, целый день не выпускающая из рук смартфона, уделяет малышу меньше времени, чем женщина, полностью посвятившая 1 час играм, чтению или другому совместному времяпрепровождению.
Поощрение фантазии. Необходимо приветствовать желание малыша к сочинению сказок и историй, героями которых выступают домашние любимцы, игрушки или мультяшные персонажи. Можно подтолкнуть ребенка, задавая ему вопросы: а что произойдет, если собака попадет на необитаемый остров? Мама должна демонстрировать интерес к рассказу, улыбаясь и кивая малышу.
Соблюдение последовательности действий. Для успешного освоения навыка важна регулярность занятий. Лучше каждый день читать с ребенком по полчаса сказку, чем раз в неделю посвящать этому занятию несколько часов. Чередование разных инструментов (чтения, пазлов, логических игр) способствует лучшему усвоению материала
Важно задействовать как можно больше органов чувств малыша. Такой подход обеспечит гармоничное развитие речи.
Больше всего времени с детьми проводит мама. Поэтому при появлении сомнений относительно правильности развития речевых функций лучше сразу обратиться к специалисту – психологу или логопеду. Однако не стоит быть слишком требовательной и ждать от малыша действий, к которым он еще не готов.
Малые средства фольклора в развитии речи
Чтобы развивать звуковую речевую культуру, применяются игры, а также специальные упражнения, разный речевой материал: звукоподражательства, поговорки, потешки, стишки, скороговорки, рассказы, инсценировки, сказки и наглядные материалы.
Потешки – это фольклорный жанр малой формы.
Большое значение для формирования младших дошкольников играют потешки. Потешки своеобразны, что представляет ценность для детей. Они активизируют воздействие речевого потока на детей
Дети начинают выделять речь из других звуковых сигналов, сосредотачивают на ней внимание
Простые рифмы, множество раз повторяющиеся слова, эмоции – все это заставляет ребенка слушать и самостоятельно повторять слова. Слова и звукосочетания, напевность – все это делает речь музыкальной. С помощью потешек дети формируют речевой слух, учатся произносить звуки правильно.
Детские потешки наделены тонким педагогическим смыслом. Они позволяют решить несколько задач:
- развивают звуковую культуру дошкольников. Потешки очень лаконичны и довольно забавны. Они хорошо формируют речевой слух детей, их способность слушать и различать звуки, которые близки по звучанию. Они формируют в них плавность речи и ритмичность, учат делать речь более выразительной и формируют ее интонацию;
- они обогащают словарь. Произведения фольклора включают в себя множество ярких и красочных картинок, что дает возможность обогатить детский запас слов. Если часто прослушивать их, это поможет усваивать новые словесные формы, которые обозначают предметы. По мере того, как накапливаются подобные речевые образцы, в дальнейшем осуществляется переход к языковым обобщениям. Все это дает возможность запоминать слова, активно их употреблять. Еще ценность потешек заключается в том, что слово соединяется с действиями детей. Содержание потешек обогащено глаголами. Используя их, дети демонстрируют свои действия, которые обозначаются словами, что побуждает их связывать слова с действиями;
- развитие грамматического речевого строя;
- развитие диалогической речи;
- формирование монологической речи;
- формирование мелкой моторики.
Таким образом, речь младших дошкольников тесно связана с их практической деятельностью, в процессе которой или по поводу которой они общаются с ровесниками и взрослыми. Так как общение носит в основном ситуативный характер, речь принимает специфическую ситуативную форму, выражающуюся в ситуативной диалогической речи.
Речь младших дошкольников обычно осуществляется непроизвольно, так как она формируется в относительной зависимости от общения и не считается главным видом деятельности ребенка.
Особенности возраста
Для разных возрастных групп разработаны определенные стандарты, позволяющие отслеживать динамику развития речевого аппарата.
Развитие речи у детей 1-2 лет
Особенность этого возраста – активное формирование экспрессивной речи. Показателем развития выступает понимание малышом обращенных слов. В 1 год пассивный словарь гораздо шире активного. Малыш применяет слова для обозначения простых действий или предметов. К двум годам он начинает говорить фразами. Он активно применяет жесты и мимику, что придает его речи эмоциональную окраску. Но произношение пока не отличается четкостью.
Словарь в большинстве состоит из существительных. Постепенно ребенок начинает осваивать глаголы и прилагательные. К двум годам малыш использует речь как основной инструмент общения.
Читайте так же: что должен уметь ребенок в 1 год и 2 года
Развитие речи у детей 2-3 лет
В этом возрасте происходит активное расширение запаса слов. В словаре появляются предлоги и местоимения. Ребенок использует прилагательные для характеристики предметов, например, круглый, теплый, красный. Пока рано требовать от малыша правильного применение грамматических норм, он нередко ошибается с падежами, числами и родами. Одновременно улучшается произношение, благодаря чему даже посторонние понимают речь ребенка.
Читайте так же: что должен уметь и знать ребенок в 3 года
Развитие речи у детей 3-4 лет
В этом возрасте малыши используют фразы из нескольких слов. Они могут назвать свое имя и пол, определить характеристики простых объектов – игрушек, предметов мебели, продуктов и частей тела.
В трехлетнем возрасте ребенок уже способен воспринимать сказки и рассказы. Также он может сам рассказать об увиденном, используя несколько простых предложений. Но даже хорошо развитый речевой аппарат не исключает недостатков в виде неправильного произношения некоторых звуков.
Читайте так же: что должен уметь и знать ребенок в возрасте 4-х лет
Развитие речи у детей 4-5 лет
Запас слов в этом возрасте включает разные части речи. Ребенок использует обобщения и антонимы. Вместе с родителями малыш может пересказать сказку. «Маленькие почемучки» осваивают структуру сложных предложений, состоящих из двух простых грамматических основ. В пятилетнем возрасте речь практически полностью сформирована, небольшие сложности могут наблюдаться только со звуками «р» и «л».
Читайте так же: что должен уметь и знать ребенок в 5 лет
Развитие речи у детей 5-7 лет
Дошкольный возраст характеризуется существенным расширением словарного запаса. Ребенку не составляет труда назвать более 5 характеристик предмета, Шестилетние дети понимают закономерность изменения слов, а также легко сочетают их в предложении. Для составления фразы используют все части речи.
Хорошее развитие речи дошкольников позволяет с легкостью пересказывать сказки, а также делиться собственными переживаниями. Первоклассник не испытывает сложности с использованием звуков. Исключение составляют труднопроизносимые или малознакомые слова. Его речь достаточно плавная, в ней отсутствуют пропуски.
Читайте так же: что должен уметь ребенок в 6 лет и 7 лет
Направления развития речи у младших дошкольников
Среди основных направлений работы в области развития речи во второй младшей группе необходимо выделить следующие действия:
- Расширять словарный запас ребенка,
- Развивать звуковую культуру речи,
- Развивать грамматический строй речи,
- Совершенствовать связную речь (монологическую и диалогическую)
- Улучшать образную речь.
Основные формы должны быть представлены организацией образовательных ситуаций и общения. Воспитатель должен организовать образовательные ситуации. Это может быть процесс рассматривания картин, игрушек, чтение рассказов и сказок, разучивание стихотворений.
Цель занятий состоит в обучении детей умению составлять рассказ, рассказывать сказку, обыгрывая их. В процессе ребенок учится задавать вопросы и пересказывать услышанное содержание, составляет уже свой рассказ на основании услышанного содержания.
Образовательная ситуация организуется воспитателем в любой режимный момент, включая утро, вечер, время прогулки. Она может быть проведена как с одним ребенком, так и с несколькими детьми (одна ситуация повторяется несколько раз с разными детьми).
Ситуации общения часто могут возникать спонтанно. При этом педагог должен видеть и поддерживать их, стараясь уловить смысл высказывания ребенка, которое состоит иногда из одной или двух коротких фраз. Далее своими вопросами воспитатель побуждает ребенка к диалогу или помогает ему высказаться более полно.
Проведение ежедневных пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики, речевых игр, развитие мелкой моторики, разучивание скороговорок способствует развитию речи детей.
Развиваем речь по картинкам
С младшими дошкольниками полезно заниматься развитием речи по картинкам. Дома необходимо иметь несколько комплектов развивающих карточек по разным тематикам, а также красочные иллюстрированные детские книги.
Метод 1. Звукоподражание. Рассматривая иллюстрации с изображениями животных и птиц, покажите, как «говорит» та или иная зверюшка и попросите ребёнка повторить. В следующий раз имитируйте звуки животных и просите показать на картинке и ответить, кому принадлежат звуки.
Метод 2. Обогащение словарного запаса. При просмотре ярких картинок, спрашивайте малыша:
- Какого цвета?
- Кто какой? (сравнения и противоположности)
- Кто чья мама?
Детям трёх-четырёх лет уже можно предлагать составлять небольшие рассказы по картинкам или знакомые сказки.
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
Воспитатели проводят словарную работу и выбирают определенные приемы и методы
Здесь важно учесть, что от того, насколько хорошо ребенок будет знать объект (действие, качество и т. п.), будет зависеть понимание и использование им в речи соответствующих слов, которые обозначают предмет
Вместе с фактом неповторимого увеличения словаря (в 2-3 года он растет в 3-4 раза, а далее пополнение происходит значительно медленнее и относительно равномерно) речь детей в этот период можно характеризовать еще одной важной особенностью. В это время начинается стадия освоения родного языка, включая процесс овладения его грамматической структурой
Замечание 2
Младший дошкольный возраст представляет собой самый благоприятный период для усвоения речи, когда растет речевая активность и увеличивается словарь, удлиняются и становятся более сложными речевые высказывания. Слова и словосочетания превращаются в рассказы, происходит совершенствование их грамматического оформления, растет роль речи в качестве средств регулирования поведения, а также происходит формирование звуковой культуры речи.
Дети в этом возрасте уже хорошо знают и правильно называют предметы из своего ближайшего окружения (например, игрушки, одежду, мебель, посуду). Они более широко начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги.
У младших дошкольников также появляются зачатки монологической речи. Так, с небольшой помощью взрослых малыш уже способен передавать содержание хорошо знакомых сказок, читает наизусть небольшие четверостишия.
В 3-4 летнем возрасте происходит особенно быстрое развитие речи. Как правило, к этому возрасту ребёнок практически усваивает свой родной язык, поскольку его активный словарь растет не по дням, а по часам (рост примерно сто новых слов в месяц). Если в трехлетнем возрасте детям для общения требуется только несколько сотен слов, то в 4 года это количество достигает 1500 – 2000 слов. Ученые отмечают, что для повседневного общения взрослые в семье используют в среднем 3 – 5000 слов.
Структура работы по формированию речи у детей
В структуре работы по формированию речи дошкольников младшего возраста можно применять эти формы работы в комплексе, так как это дает возможность решать задачи более качественно. При этом довольно эффективными считаются ситуации образовательного характера, а также ситуации общения, которые также используют на практике развития речи детей в процессе совместной деятельности и в режимных моментах. Эта форма взаимодействия дает возможность применять дифференцированный подход к дошкольникам и во многом индивидуализировать образовательный процесс, делать его ориентированным на личность.
Главной речевой функцией в этом этапе является сообщение информации, установление и поддержание социальных связей, воздействие на других людей.
Учитывая развитие игровой деятельности, переход от индивидуальных и предметно-манипулятивных игр к ролевым совместных играм, появляются новые потребности в осуществлении коммуникаций, что приводит к появлению иных способов включения речевой активности в ситуативную структуру предметной деятельности.
Появляются иные виды высказываний: ребенок начинает комментировать, корректировать, планировать. Так речь приобретает свойства инструмента планирования и средства организации деятельности, а также способа согласовывать действия с партнером.
При этом речевые действия еще пока не считаются скоординированными. Дети могут говорить вслух, при этом даже не обращают внимания на то, что говорит сосед.
Количество глаголов, которые используются в повелительном наклонении, понижается. Меняется и соотношение личных и указательных местоимений. Все чаще используются именно указательные.
Вместе с прилагательными, обладающими атрибутивными свойствами, используются прилагательные эмоционального и эстетического характера. Уже с трех лет дети используют сослагательную речь. А в четыре года у них появляются первые признаки косвенной речи.
Темпы освоения речи у детей очень высокие. Ежегодно ребенок получает множество приобретений. При этом процесс растягивается по времени, так как получаемые умения достаточно непрочны, у каждого может быть индивидуальный темп развития и свои способы овладения языком.
Когда развивается речь ребенка?
Речевое развитие каждого малыша глубоко индивидуально. Поэтому специалисты в данном случае не устанавливают строгих норм
Для определения уровня развития принимается во внимание количество слов, используемых малышом для общения и его пассивный словарный запас. Речь идет о словах, которые знает ребенок
Если он не разговаривает, но при этом понимает речь взрослых, то нет причин беспокоиться.
Условные стандарты, разработанные для раннего и младшего дошкольного возраста, предусматривают следующее:
- Крик в возрасте от одного до трех месяцев.
- Протяжные звуки и смех в период от 3 месяцев до полугода.
- Лепет (произношение простых слогов) – 6 месяцев.
- Подражание звукам – 7-8 месяцев.
- Первое слово – 9-11 месяцев. Как правило, это сочетание простых звуков, например, ма-ма или ба-ба. Первое слово необязательно будет узнаваемым. Нередко оно представляет собой набор звуков. Но от обычного лепета его отличает повторение малышом при схожих обстоятельствах. Так, заведя собаку ребенок может сказать «бака». В раннем возрасте допускается такое сокращение привычного слова. Главное – чтобы малыш использовал его для обозначения конкретного объекта. Для ускорения развития родителям нужно избегать применения «детского» языка. Так, вместо «бибики» нужно говорить машина.
- Составление первых фраз в возрасте от 1 года до 1,5 лет. Это следующий этап психоречевого развития. В возрасте 1-2 лет ребенок использует уже несколько слов. Еще через год он добавляет глаголы и предлоги.
- Увеличение длины фраз. В возрасте от 2 до 3 лет малыш начинает употреблять вопросительные слова. Он уже способен запомнить простой стишок или потешку.
- Появление внятной речи, которую способен понять посторонний человек, происходит в 3-4 года. Фразы увеличиваются, в среднем они состоят из 2-4 слов.
- Пятилетних детей называют почемучками за их активное желание познать мир, из-за чего они постоянно задают множество вопросов. При отсутствии фразовой речи желательно проконсультироваться с профессионалом. Специальные занятия позволят скорректировать имеющиеся недочеты и заложат фундамент для полноценного развития речевого аппарата.
О возможной задержке психоречевого развития говорят следующие обстоятельства:
- сложности с пережевыванием пищи;
- отсутствие визуального контакта;
- невнятная речь;
- обильное выделение слюны;
- отсутствие адекватной реакции на высказанную взрослыми просьбу из-за ее непонимания.
При наличии таких симптомов или значительном расхождении с приведенными выше нормативами желательно проконсультироваться со специалистом. Он поможет определиться с причинами задержки развития и составит план действий на будущее. Проблемами нарушения речевого аппарата занимаются психологи, логопеды и неврологи.
Особенности развития речи детей 3-го года жизни
К 3-м годам произносительная сторона речи у детей ещё недостаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением нескольких согласных. Отсутствие большинства звуков сказывается на произношении слов, отчего речь детей недостаточно чистая и внятная. Для этого возраста не всегда могут правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, например не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и в то же время говорить тихо, когда этого требует ситуация (при подготовке ко сну, во время приёма пищи).
К 3-м годам некоторые дети могут усвоить и правильно произносить большинство звуков родного языка, кроме р и шипящих, и даже произносить все звуки. У некоторых детей, наоборот, возможны задержки в формировании произносительной стороны речи: например, в 3 года ребёнок заменяет шипящие твёрдые свистящие звуки звуками ть, дь, неправильное формирование отдельных звуков (межзубное или призубное произнесение с, з, нечёткая речь с неправильным произношением большинства количества звуков и даже полное отсутствие речи).
На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребёнком словаря. Увеличивается число называемых предметов не только быта, но и тех, которыми малыш часто (но не постоянно) пользуется; в своих высказываниях он употребляет почти все части речи; овладевает элементарным грамматическим строем родного языка (усваивает падежные окончания, некоторые формы глаголов с 2,5 лет), начинает согласовывать прилагательные с существительными, удлиняет простые предложения, пользуется бессоюзными сложносочиненными предложениями и ситуативной речью. В общении со взрослыми малыш все реже и реже используют в своей речи звукоподражательные слова, однословные предложения.
Одновременно с развитием речи развивается мышление, память, воображение ребёнка. В процессе игры он редко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами.
В этом возрасте велика склонность детей к подражанию, что является благоприятным фактором для развития активной речи ребёнка. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш не только запоминает их; упражняясь в правильном произнесении звуков и слов, он укрепляет артикуляционный аппарат.
Чего надо избегать родителям?
Не сюсюкать, не лепетать, подстраиваясь под речь ребенка («Вовочке бо-бо», «Машенька будет ням-ням»). Подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки. Не заучивать слишком трудные для произносительных возможностей ребенка стихотворений. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправильности произношения закрепляются и даже приумножаются.
Ошибки родителей и как из избежать
Мамы, папы, бабушки, дедушки в общении с ребенком допускают некоторые ошибки. Впоследствии они могут тормозить развитие речи чада или формировать неправильное восприятие и усложнить процесс овладения родным языком.
Вот эти ошибки:
Считать, что дитя ничего не понимает. Даже в грудничковый период формируется пассивный словарь, они учатся реагировать на обращение к ним. Иначе откуда ребенок, который не общался ни с кем, кроме родственников, вдруг «выдает» бранные слова, например? Говорили так при малыше? Не удивляйтесь;
Подражать «детской» речи. Сюсюканье, уменьшительно-ласкательные формы слов только усложняют их восприятие, мешают нормальному развитию речи. Крохе проще запомнить, а потом сказать слово «мяч», чем «мячик». Но и упрощать слова тоже не стоит. Если хотите, чтобы дитя начало говорить правильно, говорите с ним правильно с самого начала;
Говорить много
Для нормального развития речи важно говорить с малышом. Но не используйте витиеватые обороты, сложные слова
С крохами 1 – 3 лет говорите простыми предложениями. При общении учитывайте уровень развития речи детей по возрастам;
Не разговаривать вообще. Ребятам с дефицитом общения в раннем детстве часто диагностируют речевые и психические отклонения;
Не объяснять. Объясняйте значение слов. Еще правильнее — продемонстрируйте наглядно. Сказать, «яблоко — это фрукт» и показать реальное яблоко или на картинке. С первых месяцев жизни носите дитя на руках и показывайте ему все, что оно видит вокруг: предметы быта, деревья, машины, кошек, собак, птиц на улице — и называйте их. Это лучше всего развивает ваше чадо;
Говорить невнятно, быстро. Когда говорите с дочкой или сыном, обязательно повернитесь к нему лицом, чтобы он видел ваши губы
Говорите четко, членораздельно, акцентируя внимание на артикуляции, не «комкайте» слова — по-другому ваше дитя просто не поймет, откуда берутся звуки и как их произносить. Работайте над своей дикцией, темпом разговора.
Лучший способ общения с малышом — как со взрослым. Спокойным голосом, но с доброжелательной и ласковой интонацией. Именно такое обращение мамы и папы способствует формированию правильной речи у их сына или дочки.
Советы логопедов родителям
Часть рекомендаций мы дали выше. Но есть еще несколько.
Во-первых, проверьте, не входит ли ваше чадо в зону риска по задержке речевого развития. Это детки, у которых имеются перинатальные поражения центральной нервной системы и другие неврологические проблемы, родовые травмы, частые болезни в первый год жизни, поствакцинальные осложнения — на фоне таких проблем речь может формироваться медленнее.
Во-вторых, обратите внимание, когда дитя впервые начало гулить, сказало первые слоги, слова. Если намного позже установленной нормы, проконсультируйтесь с логопедом или неврологом
В-третьих, когда малышу исполнится 2 – 2,5 года, покажите его логопеду. Особенно если он в зоне риска. Это позволит вовремя выявить возможные проблемные точки в развитии речи и устранить их.