Виды словосочетаний
Существует большое количество скороговорок для развития речи у детей и взрослых. Они различаются по нескольким критериям:
- степени сложности;
- продолжительности;
- возрастной критерий.
Чаще всего в быту люди сталкиваются с короткими стихами народного происхождения. Русские скороговорки для развития речи широко распространены в стандартной литературе и легко запоминаются. Малышам для изучения обычно предлагают для изучения скороговорки сказочного содержания.
Они подходят и взрослым на начальном этапе занятий. Длинные и сложные скороговорки можно найти в специальных методических пособиях. Их применяют при профессиональной подготовке. Отдельно разработаны словосочетания для тренировки отдельных звуков и скорости воспроизведения.
Скороговорки – что это?
Скороговорка – наивный и примитивный текст, в котором сочетаются запутанные и трудные сочетания слогов и слов. Часто их путают с пословицами. Но пословицы и поговорки несут в себе житейскую мудрость и опыт. Скороговорки же не столь глубоки по смыслу – предназначены они для тренировки дикции и устранения дефектов речи. Смешное содержание позволяет быстро запомнить скороговорки – ежедневные занятия будут веселыми.
Перед началом занятий нужно объективно оценить проблемные звуки в речи. Каждая скороговорка предназначена для улучшения конкретного сочетания звуков. Поэтому проанализировав речь, можно направить усилия на проблемные звукосочетания.
При помощи скороговорок улучшают дикцию, артикуляцию, темп речи. Люди, которые от природы говорят быстро, должны произносить трудноговорки медленно, четко выделяя каждый звук.
Самая длинная и многосложная скороговорка – Лигурия. Это логический рассказ, который составлен из популярных трудноговорок. Ее используют для постановки дикции дикторам.
В четверг 4-го числа, в 4 с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары 2 этих вора дрова воровали; но грех — не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, 2 дрова, 3 дрова – не вместились все дрова, и 2 дровосека, 2 дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и 3 ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, – перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа — ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять 5 ребят съели 5 опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да 1666 пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.
Скороговорки для тренировки дикции у журналиста
Журналист, выступающий на радио и телевидении, просто обязан говорить четко и понятно
Для этого ему как никому другому особенно важно тренировать свою речь с помощью скороговорок. Кстати, когда освоите предложенные, рекомендую поупражняться на Лигурии
Бригада ремонтников отремонтировала Арбатско-Покровскую линию метрополитена.
Красавица Сара причесала гусара. Причесала Сара усатого гусара.
Боря борщ варил, да недоварил. Боря борщ солил, да недосолил. Толя борщ варил, да переварил. Толя борщ солил, да пересолил.
Корили Кирилла: «Не дразни гориллу!» Корили гориллу: «Не дразни Кирилла!»
Чиполлоне взглянул на Чиполлино и вздохнул: «Горе луковое!»
Дрессировщик дрессировал выдру. Дрессировал, дрессировал и выдрессировал!
В апреле ребята рисовали акварелью. Акварель в апреле тает от капели.
Варвара нарвала в овраге травы, а наврала, что не рвала.
Расстроенный настройщик настраивал расстроенный рояль. Настраивал, настраивал да никак не перенастроил, потому что сам расстроен.
На мели мы лениво налима ловили. Для меня выловили линя.
Скороговорка «Лигурия» полная версия текста
Ниже представлен весь текст лигурийской скороговорки. Она очень длинная и достаточно сложная. Справиться с ней с первого раза бывает крайне трудно, поскольку здесь ещё немаловажную роль играют ударения.
В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурИйский регулировщик регулировал в ЛигУрии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вЫлавировали. А потом протокол про протокол протоколом запротоколировал. Как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовАл, да не дорапортовАл дорапортОвывал, да так зарапортовАлся про размокропогОдившуюся погоду что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой:
Не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардИр из БрАнденбурга — бомбами забомбардирУет за то, что некто чернорЫлый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл.
Но на самом деле турка не был в деле, Да и Клара-краля в то время крАлась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет. А потом на дворе дЁготниковой вдовы Варвары два этих вОра дрова воровали. Но грех — не смех — не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, — вот и не до бомбардИра ворАм было, и не до дЁготниковой вдовы, и не до дЁготниковых детей. Зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова, и два дровосека, два- дровокОла- дроворуба для расчувствовавшейся Варвары вЫдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
Цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сам овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки- скок, Сеньку- в бок, Соньку- в лоб, все- в сугроб, а Сашка только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе саше нашел.
Сонька же — Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки — аккурат в медовик, но ей не до медовика — Сонька и с ватрушками во рту пономарЯ перепономарИт, — перевЫпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола — Фролу на Лавра навралА, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что — вАхмистр с вАхмистршей, рОтмистр с рОтмистршей, что у ужа — ужата, а у ежа- ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверикА чечевицы без червотОчины, и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогОм из сыворотки из-под простокваши, — о всем о том около кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин — зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал:
Как все колокола не переколоколовАть, не перевЫколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка — не пытка.
Скачать скороговорку «Лигурия» можно по этой ссылке.
Скороговорки для развития речи и дикции
Красивая речь и ясная дикция для ребенка – важный фактор. Именно эти скороговорки научат вашего ребенка красиво говорить. Проговаривайте их сначала беззвучно, но артикулируя, потом шепотом, дальше – вслух. Вначале медленно, а дальше в быстром темпе.
Но не забывайте про точность произношения отдельных слов и звуков, чтобы ребенок понимал о чем речь.
Для развития речи
- Столы белодубовые, гладко-тесо-выструганные;
- Окул бабу обул, да и Окула баба обула;
- Водовоз вез воду из-под водопровода;
- Не видно – ликвидны акции или не ликвидны;
- На горе Арарат корова рогами горох собирала;
- Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня;
- У осы не усы, не усищи, а усики;
- Стоит, стоит у ворот бык тупо-губо-широкорот.
- Толком толковать, да без толку расперетолковывать.
- Торопке порка не впрок. Торопке корка впрок;
- Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!
- Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
Как правильно работать со скороговорками
Сейчас скороговорки в своей работе активно используют логопеды. Но это совсем не значит, что родители не могут заниматься с ребёнком самостоятельно. И при этом совсем не обязательно, чтобы у ребёнка наблюдались проблемы с речью. В любом случае дополнительная тренировка речевого аппарата лишней не будет.
Когда уже можно начинать учить скороговорки? Да практически в любом возрасте. Как только ребёнок научился более-менее говорить, ему уже можно зачитывать эти короткие и весёлые стишки. Сначала все слова надо проговаривать очень чётко и медленно, чтобы ребёнок понял, как правильно нужно произносить слова. Постепенно малыш втянется в процесс и начнёт повторять скороговорки за мамой или папой, а потом уже будет рассказывать их без особого труда, причём по памяти.
Кстати, заставлять маленького человечка повторять скороговорки не стоит. Он и сам это начнёт делать, как только поймёт суть игры. При этом задача родителей создать весёлую атмосферу. Тогда малыш быстрее втянется в процесс. А чтобы ребёнку было ещё интереснее, его можно попросить делать хлопок после произнесения каждого слога или «отстукивать» слоги мячиком.
Но это всё общие правила. Если же перейти от слов к практике, то работу со скороговорками можно разбить на несколько отдельных этапов:
Выучить скороговорку. Для этого её надо произносить медленно, чётко проговаривая как гласные, так и согласные звуки
Важно, чтобы ребёнок не просто запомнил все слова стишка или фразы, но и научился повторять их абсолютно правильно.
Правильная артикуляция. После завершения процесса заучивания можно переходить к следующему – безголосому этапу
Для этого надо также медленно и чётко повторять скороговорку, но беззвучно. При этом артикуляционный аппарат (язык, губы и зубы) должны работать. Задача данного упражнения добиться правильной артикуляции.
Шептание. Этот этап тоже не требует быстрого произношения. В данном случае проговаривать скороговорку нужно шёпотом. При этом задача родителей – отследить, чтобы ребёнок именно шептал, а не «шипел». Все слова должны произнеситься чётко и разборчиво.
Медленное повторение. Теперь можно и приступить к повторению скороговорки по памяти в полный голос. Однако торопить ребёнка не следует. Пусть сначала научится проговаривать заданную фразу медленно, но качественно.
Интонационные изменения. Это один из самых весёлых этапов. Ребёнку надо предложить проговаривать скороговорку с разными интонациями, например: в вопросительной или восклицательной формах, весело или грустно, задумчиво или агрессивно, напевая или на разные голоса. Детям нравится такая игра. Кстати, на этом этапе скорость произношения тоже не важна. Главное, научить ребёнка пользоваться своим голосом.
Непосредственно скороговорка. И вот только теперь можно приступать к быстрому проговариванию. Тут заданий можно придумать очень много, например: кто быстрее проговорит скороговорку без ошибок или повторить фразу без запинки три-четыре раза подряд и т.д.
Картотека чистоговорок для детей — для развития речи
Картотека чистоговорок для детей — для развития речи
Картотека чистоговорок для детей — для развития речи:
- СУ – СУ – СУ — погуляем мы в лесу
- СУ – СУ – СУ — воздух свеженький в лесу
- АТЬ – АТЬ – АТЬ – в лесу легко дышать
- АТЬ – АТЬ – АТЬ – в лесу мы будем отдыхать
- АТЬ – АТЬ – АТЬ — лес нам надо охранять
- РЕВЬЯ – РЕВЬЯ – РЕВЬЯ — высокие деревья
- ОЩА-ОЩА-ОЩА- березовая роща
- РЕЗА – РЕЗА – РЕЗА — белая береза
- ОЗЫ – ОЗЫ – ОЗЫ – много веток у березы
- ОЛ-ОЛ-ОЛ — у березы белый ствол
- ХА – ХА – ХА — ветвистая ольха
- ОЛКА – ОЛКА – ОЛКА — изогнутая елка
- СИНА – СИНА – СИНА — вот дрожит осина
- СИНА-СИНА-СИНА — дрожащая осина
- НА-НА-НА — высокая сосна
- СНА-СНА-СНА — пахучая сосна
- СНЫ – СНЫ – СНЫ – побеги у сосны
- НЫ – НЫ – НЫ – шишки у сосны
- БЫ – БЫ – БЫ – коренастые дубы
- ДЕЙ – ДЕЙ – ДЕЙ – на дубе много желудей
- ХА – ХА – ХА — тонкая ольха
- РЕНЬ – РЕНЬ – РЕНЬ – ароматная сирень
- УСТ – УСТ – УСТ – боярышника куст
- ИН – ИН – ИН – маленький жасмин
- СИНА – СИНА – СИНА — дрожащая осина
- СНА – СНА – СНА — пахучая сосна
- ОЛКА – ОЛКА – ОЛКА — колюченькая елка
- БЫ – БЫ – БЫ — коренастые дубы
- ЛЕНЫ – ЛЕНЫ- ЛЕНЫ – подрастают клены
- ИНА – ИНА- ИНА – тонкая рябина
- ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ – высоки все тополя
- ТВА – ТВА – ТВА — мягкая листва
- ПАДА – ПАДА – ПАДА – осень время листопада
- АТЬ – АТЬ – АТЬ — будем листья собирать
- АЗУ – АЗУ – АЗУ — лист поставим в вазу
- РЕЗЫ – РЕЗЫ – РЕЗЫ — этот лист с березы
- АНА – АНА – АНА – листики каштана
- ШУ – ШУ – ШУ — листик с клена засушу
- ВЫ – ВЫ – ВЫ — все деревья без листвы
- ВЕР – ВЕР – ВЕР — из листиков ковер
- РА – РА – РА – на стволе кора
- ОРНИ – ОРНИ – ОРНИ – у деревьев корни
- ИКА – ИКА – ИКА — поспевает голубика
- ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ — аромат малины
- ИКУ – ИКУ – ИКУ — ищем костянику
- ИКУ-ИКУ-ИКУ- собираем голубику
- ИКУ – ИКУ – ИКУ — собираем землянику
- ПЯТА – ПЯТА – ПЯТА — на пеньке опята
- ГИ – ГИ – ГИ – ты природу береги
- ВИК – ВИК – ВИК — вырос боровик
- ЛЯТА – ЛЯТА – ЛЯТА — мокрые маслята
- БЫ – БЫ – БЫ — белые грибы
- ОЙ – ОЙ – ОЙ — грибочек под сосной
- ОР – ОР – ОР — конопатый мухомор
- АНКА – АНКА – АНКА — бледная поганка
- ОР – ОР – ОР — ядовитый мухомор
- ОЛКИ – ОЛКИ – ОЛКИ — по лесу рыщут волки
- ЧАТА – ЧАТА – ЧАТА — голодные волчата
- ОЛКИ – ОЛКИ – ОЛКИ — убежали волки
- РА – РА – РА — для волчат нора
- СА – СА – СА — рыжая лиса
- ТЫ – ТЫ – ТЫ — хвост пушистый у лисы
- СУ – СУ – СУ — не боимся мы лису
- СЕ – СЕ – СЕ — кушать хочется лисе
- ВЕДИ – ВЕДИ – ВЕДИ — косолапые медведи
- ВЕДЬ – ВЕДЬ – ВЕДЬ — вот идет медведь
- ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА — смешные медвежата
- ЖАТА-ЖАТА-ЖАТА — играют медвежата
- БЫ – БЫ – БЫ – медвежонок ест грибы
- АЯЦ – АЯЦ – АЯЦ — трусоватый заяц
- ЧАТА – ЧАТА — ЧАТА — глазастые зайчата
- ЧАТА – ЧАТА – ЧАТА — трусливые зайчата
- СУ – СУ – СУ — белочка живет в лесу
- РЕХ – РЕХ — РЕХ — бельчонок грызет орех
- ЛО – ЛО – ЛО — у белки теплое дупло
- ЖИ – ЖИ – ЖИ — в траве бегают ежи
- ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА — засыпают все ежата
- ЖИ – ЖИ — ЖИ — колючие ежи
- ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА — ищут гриб ежата
- ЖУ – ЖУ – ЖУ — молока дадим ежу
- ЖАТ – ЖАТ – ЖАТ – ежиха ищет ежат
- ОСИ – ОСИ — ОСИ — по лесу бродят лоси
- ОСЬ – ОСЬ – ОСЬ – очень сильный лось
- ОЛЬ – ОЛЬ — ОЛЬ — лоси любят соль
- СЯТА – СЯТА — СЯТА — длинноногие лосята
- ГА – ГА — ГА — у лося есть рога
- ЛЕНИ – ЛЕНИ — ЛЕНИ — гордые олени
- ГА – ГА – ГА – у оленя большие рога
- НЯТА – НЯТА – НЯТА — убегают оленята
- ВУ – ВУ – ВУ – зубры жуют траву
- СЯТА – СЯТА – СЯТА – смелые рысята
- РЫ – РЫ – РЫ – трудятся бобры
- РОВ – РОВ – РОВ – хатка для бобров
- РЯТА – РЯТА – РЯТА – мокрые бобрята
- УЛИ – УЛИ – УЛИ – грациозные косули
- УЛИ – УЛИ – УЛИ – пятнистые косули
- ШАТА – ШАТА – ШАТА – серые мышата
- СЫ – СЫ – СЫ – мышонок боится лисы
Скороговорки на букву р
Скороговорка на букву Ш
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
Карасёнок
Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!
Сложные скороговорки
Самые сложные скороговорки для детей. Известные скороговорки для развития дикции, которые нужно попробовать выучить наизусть и произносить без запинки.
Скороговорка про китайцев
Жили-были три китайца – Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,
И еще три китаянки – Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.
Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,
Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.
Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах,
у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах,
у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.
Чего нет
Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса – нет и вопроса.
Пир у Киры и Фиры
У Киры и Фиры
В квартире был пир:
Факир ел зефир и
Кефир пил Факир.
А Фира и Кира
Не пили кефира,
Не ели зефира –
Кормили факира.
Ежевика и земляника
Ежели вы не жили возле ежевичника,
но ежели вы жили возле земляничника,
то значит земляничное варенье вам привычное
и вовсе не привычное варенье ежевичное.
Ежели вы жили возле ежевичника,
то значит, ежевичное варенье вам привычное,
и вовсе не привычное варенье земляничное.
Но ежели вы жили возле ежевичника,
и ежели вы жили возле земляничника
и ежели вы времени на лес не пожалели,
то значит, преотличное варенье ежевичное,
варенье земляничное вы ежедневно ели.
Английские скороговорки с переводом
Чтение скороговорок на английском развивает речь в плане произношения необычных для русского языка сочетаний букв. Скороговорки на английском языке с переводом рассчитаны на детей старше 6 лет, изучающих иностранный язык.
Сурок
How much wood would a woodchuck chuck
if a woodchuck could chuck wood?
Сколько дров бросил бы сурок,
если бы сурок мог бросать дрова?
Зоопарк
Can you imagine an imaginary menagerie manager
managing an imaginary menagerie?
Ты можешь вообразить воображаемого руководителя зоопарка,
который руководит воображаемым зоопарком?
Устрица
Any noise annoys an oyster
but a noisier noise annoys an oyster most.
Любой шум раздражает устрицу,
но более шумный шум раздражает устрицу ещё больше.
Ракушки
She sells sea shells at the sea shore,
the shells she sells are the sea-shore shells, I’m sure.
Она продаёт морские ракушки на берегу моря,
ракушки, которые она продаёт — это морские ракушки, я уверен.
Современные скороговорки
Детские наиболее современные скороговорки для общего развития речи. Предполагают не только заучивание наизусть, но и произношение на скорость.
Кто хочет разговаривать
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Лото
Граф Тото играет в лото,
а графиня Тото знает про то,
что Граф Тото играет в лото,
если бы граф Тото знал про то,
что графиня Тото знает про то,
что граф Тото играет в лото,
то б граф Тото никогда бы в жизни
не играл бы в лото.
Галки
Однажды галок поп пугая,
в кустах увидел попугая.
И говорит тот попугай:
«Пугать ты галок, поп, пугай,
но галок поп в кустах пугая,
пугать не смей ты попугая».
Особенности упражнений
История чистоговорок относит их к народному фольклору. Быстрые фразы были придуманы для игр и забавы. Раньше люди собирались по вечерам и организовывали себе досуг песнями, танцами, рассказами и быстрым проговариванием скороговорок. Поэтому быстрые фразы можно отнести к шуточному увеселительному жанру. Самые первые произведения скороговорок были опубликованы в 1862 году Владимиром Далем, именно он определил чистоговорки как учебный развивающий термин. В свою очередь, русский ученый в своем пособии выделил около 50 чистоговорок, они были направлены на образовательный процесс для детей.
Ребенок дошкольного возраста
Когда вы только будете учить своего ребенка дошкольного возраста выговаривать скороговорки, вы должна проговаривать все слова очень медленно. Так вы сможете объяснить малышу, что все слова должна выговариваться очень четко и ясно, что торопиться не следует и фразу нужно произносить очень медленно. Выполняя эти простые правила, малыш 4-6 лет научится произносить слова полностью, не глотая окончания и не торопясь.
Детские скороговорки
Разучивание чистоговорок также имеет значение в обучении детей 4-6 лет слушать то, что им говорят взрослые
Фраза завладеваем вниманием ребенка, и малыш учится концентрироваться. Это очень полезный навык, который понадобиться чуть позже в школе, а также и в дальнейшей жизни
Постоянное произнесение то одной, то другой чистоговорки позволяет научить ребенка не отвлекаться в процессе обучения, концентрироваться на отдельном слове, воспринимать смысл произнесенных слов, а также развивать образное мышление и придумывать ассоциации к каждому виду скороговорки. Постарайтесь превратить для ребенка дошкольного возраста разучивание скороговорки в развлечение или смешную игру для всей семьи.
Приведем в пример несколько вариантов чистоговорных фраз для детей-дошкольников:
Школьники
Детки в рамках школьного образования иногда разучивают несколько чистоговорок. Но школьных знаний в этом вопросе обычно не хватает, поэтому, возможно, стоит заниматься со школьником дополнительно, разучивая разные интересные и забавные скороговорки. Это очень полезно для развития дикции и речи у детей школьного возраста.
Чистоговорки про одежду
Все это полезно для ребенка 7-12 лет, так как в рамках школьного образования развития этих функций происходит по минимуму. И очень зря, так как обычно у детей 7-12 лет совершенно не возникает проблем с диктантами, если они производят тренировки дикции при помощи скороговорки.
Все скороговорки состоят из слов, которые имеют в себе много одинаковых звуков и из-за этого фразу очень трудно выговорить. Практически все чистоговорки имеют какой-то забавный сюжет или же просто насмешливо-веселую форму.
Как правильно разучивать скороговорки с детьми возраста 7-12 лет:
- Сначала очень медленно прочитайте текст фразу малышу.
- Обсудите все ли понятно по смыслу, попробуйте использовать разные интонации для произнесения фразы.
- Попробуйте вместе произнести фразу. Если она короткая – произносите на одном дыхании.
- Как только малыш усвоил текст, просите его повторять произносимое чуть быстрее.
- Можете устроить соревнование, кто произнесет текст правильно.
Можете не переживать, что школьник не захочет учить ту или иную скороговорку. На самом деле это увлекательное и простое занятие, дети 7-12 лет любят делать что-то, чего не умеют другие. Возможно, ваш школьник один из всего школьного коллектива сможет быстро и правильно произносить чистоговорную фразу, которую все учат в рамках школьной программы. Это будет результатом вашего развития речевого аппарата своего малыша.
На букву Л
Вы можете найти интересные и простые скороговорки, которые подходят для деток 5-12 лет, в которых происходит тренировка произнесения буквы «Л». Каждая их этих фраз интересна по своему.
Скороговорки на букву Л.
https://youtube.com/watch?v=JkGQvS-Gnss
На букву Р
Начинать правильно произносить буквы «Р» нужно начинать учить деток как можно раньше, можно даже начать с 2-3 лет. Ранее развитие речевого аппарата будет очень полезно малышу и поможет избежать в будущем, в 7-12 лет проблемы косноязычия.
Итак, интересные и полезные скороговорки для развития речи и дикции у детей на букву «Р».
Скороговорки на букву Р
https://youtube.com/watch?v=Ban7KqO0pKI
Смешные скороговорки
Развитие речи у детей 5-7 лет должно стать приоритетным заданием родителей, но не все дети хотят разучивать скороговорки, поскольку считают их скучными. В таком случае нужно брать на вооружение смешные развивающие скороговорки и превращать весь процесс в интересную игру, наподобие считалок. При этом необходимо помнить, что скороговорки должны соответствовать возрасту малыша, ведь они помогают формированию восприятия внешнего мира.
Маме с папой можно начинать проговаривать скороговорки в виде стишков на ночь деткам до года, тогда они с интересом будут стремиться их повторять, как только начнут разговаривать.
Порядок работы со скороговорками для детей и взрослых
Сначала возьмите для проработки короткие, зарифмованные, легкие для восприятия фразы. Когда вы начинаете их изучать с вашим ребенком, то лучше всего читайте сначала по слогам, потом целые слова, а в конце всё целиком. Если же не получается, то не ругайте ваше чадо.
Оставьте занятия на некоторое время. Постепенно возвращайтесь к ним. Впоследствии у него начнет всё получаться. В этот момент вы должны похвалить ребенка, это придаст ему уверенности в себе и разовьет ещё больше желания.
Что касается взрослых и деток постарше, то на первом этапе следует поработать с шипящими и глухими звуками. Напомним, что это «п», «т», «ш», «с».
Второй этап подразумевает работу со свистящими и звонкими «ц», «ч» и «ш».
И напоследок работа с третьей группой – с сонорными звуками «м», «н», «л», «р».
Проследите за собой, запишите на диктофон и прослушайте. Когда вы заметите с какими буквами и звуками у вас наблюдаются ошибки, возможно наличие дефектов, с ними и работайте больше.
Враги красивой речи
Речь – это отражение уровня культуры человека. Под понятием «красивая речь» чаще всего понимается грамотная речь. На сегодняшний день проблема стилистических речевых ошибок у детей очень актуальна.
Засоряют речь и портят общее впечатление о человеке:
Слова – паразиты – «типа», «как бы», «э» и прочие вариации являются речевым мусором. Они затрудняют восприятие излагаемой информации. Возникновение данной проблемы связано с нехваткой словарного запаса и неумением формулировать свои мысли. Профилактикой проблемы является чтение художественной литературы и беседы с ребенком на разнообразные темы
Если слова-паразиты уже поселились в речи юного оратора, важно помочь ему строгим контролем и акцентированием внимания на проблеме;
Нецензурная брань – дети копируют модель поведения взрослых. Часто она далека от идеала
Иногда можно услышать разговор ребенка буквально пышущего разнообразием нецензурных слов. Необходимо внимательно следить, чтобы в семье не использовалась брань. Если ребенок повторил услышанное на улице слово, надо объяснить ему что использование его не подходит для воспитанного человека;
Сленг – использование жаргонных слов частое явление в общении детей. Важно объяснить ребенку, что эти слова не украшают его речь.
Сложные скороговорки
- Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
- Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
- Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
- В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
- Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
- Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
- Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
- Работники предприятие приватизировали-приватизировали, да не выприватизировали.
- Сиреневенькая зубовыковыривательница.
- Флюорографист флюорографировал флюорографистку.
- Я — вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.