Последствия ишемии
{banner_banstat2}
При небольшом участке некроза тканей головного мозга или микроинсульте справа прогноз для жизни пациента благоприятный: неврологические изменения минимальны, не криминально нарушают функции мозга. Исключением является ишемия ствола, поскольку здесь сконцентрированы жизненно важные центры – дыхательный и сердечно-сосудистый. Поэтому даже микроинсульт ствола мозга практически в 100% заканчивается смертью в первые часы.
Остальных пациентов ждет инвалидность, поскольку, они, хотя и не прикованы полностью к кровати, утрачивают даже небольшую способность адекватно, в полном объеме воспринимать окружающую действительность, понимать, что с ними происходит, способность мыслить логически. У левшей – все, наоборот. Для них последствия правостороннего инсульта аналогичны ишемии левого полушария у правшей.
Основные последствия представлены в таблице. Надо понимать, что последствия ишемического инсульта со временем при полноценном лечении уменьшаются. Около четверти пациентов, которые не достигли 55 лет, при микроинсульте полноценно восстанавливаются без видимых признаков каких-либо неврологических нарушений.
При этом, сколько функций будет реабилитировано за первых два года после микроинсульта, столько их и останется до конца дней. Нервные клетки практически не восстанавливаются.
Итог инсульта справа | Последствия микро и макро ишемического инсульта |
Полный паралич левой стороны туловища | Минимизированы движения левых конечностей, положение – полусогнутое, пациент способен сидеть, но без посторонней помощи не способен ходить, брать предметы рукой (гемиплегия) |
Дисбаланс чувствительности слева | Усиливается болевой, температурный порог (гипестезия) |
Утрачивается чувство пространственного расположения рук и ног | |
Расстройства психики | Снижается критика, возникает дурашливое поведение, речь становится неадекватной, человек – агрессивным |
Снижение памяти | Пациенты помнят прошлое, но забывают о том, что делала час назад, возможна временная полная амнезия, дезориентации в пространстве и времени |
Расстройства зрения слева | Снижение зрения вплоть до слепоты, двоение, поворот головы и левого глаза влево |
Если участок некроза головного мозга большой (массивный инсульт), прогноз неутешительный: до 70% пациентов погибают в первые несколько дней, другие становятся глубокими инвалидами. Последствиями становятся:
- стойкий паралич: пациенты не могут даже сидеть;
- мозговая кома;
- полное отсутствие критики и мышления;
- расстройства глотания.
Фонетическая часть речи
При стертой дизартрии страдает, прежде всего, произношение звуков, из-за чего речь таких людей не совсем понятна для восприятия. Однако встречаются такие формы заболевания, при которых речевые дефекты весьма скромные и на первый взгляд не различаются.
При данной патологии наблюдается смешение, искажение, замена или пропуск отдельных звуков. В первую очередь страдают те из них, которые требуют в своем произношении вмешательства кончика языка. Самый показательный признак, диагностируемый в 80% случаев, это искажение произношения звука , в 65% случаев страдает звук . Они заменяются ребенком на более простые в произношении звуки или .
Распространено также межзубное произношение шипящих и свистящих, например, , , , , и оглушение звонких звуков.
Интересно то, что если эти звуки произносятся человеком изолированно, то сложностей в этом не возникает. Но стоит включить их в речь, контроль теряется, и их произношение искажается. То есть, таким людям сложно поставить их на автоматическое воспроизведение.
Установлено, что большинство детей со стертой формой дизартрии не используют в обиходе много стандартных слов, путают близкие по произношению слова, при сочетании нескольких согласных в слове, опускают их.
Речь дизартриков с легкой степенью расстройства смазанная и не совсем разборчивая.
Стоит ли переучивать леворуких детей?
Чтобы предотвратить даже такие сомнения, еще раз хочется напомнить, что речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга. Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать биологическую природу ребенка.
Следует понимать, что, заставив ребенка писать правой рукой, мы не в силах изменить ведущее полушарие.
Поэтому следствиями переучивания могут стать: нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием — это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.
У переученных левшей возможны различные неврологические проявления: нарушение аппетита и сна, страхи, энурез (недержание мочи), тики, заикание, нарушение пищеварения, раздражительность, резкая смена настроения, укачивание в транспорте.
Отдельно изучались проявления неврозов у леворуких детей:
Астенический невроз. Симптомы этого вида невроза проявляются в следующем: повышенная утомляемость, истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности
Физически дети активно могут работать только на первых двух уроках, а потом пробудить их внимание очень трудно, но зато возникает двигательная расторможенность. Приготовление уроков дома обычно затягивается, а результаты бывают неудовлетворительными
С особыми трудностями выполняются письменные задания. Почерк неустойчивый (буквы разной величины, разного наклона, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов, исправлений).
Невроз навязчивых состояний. Этот вид невроза проявляется в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием в дальнейшей жизни. Если родители заставляют детей выполнять все действия правой рукой, те обычно слушаются и стараются, хоть это плохо получается. Родители очень часто видят в этом непослушание, каприз, упрямство и наказывают. У таких детей появляется тревожное ожидание неудачи, а в дальнейшем — навязчивые мысли о своей неполноценности. Таких детей довольно часто беспокоят школьные страхи перед неудачами, перед письменными работами.
Невротический энурез. В большинстве случаев отмечается только ночной энурез, но он может проявляться и днем. Энурез вызывает чувство вины, страх перед наказанием. Еще больше снижается работоспособность, ребенок не может сосредоточиться, образуется замкнутый круг.
Невротические тики. К тикам относят: мигание, облизывание губ, сморщивание лба, подергивание носом. Такие явления редко вызывают волнение и беспокойство родителей. Ребёнок не контролирует эти движения. Тики непосредственно не связаны с выполнением заданий правой рукой, но усиливаются, когда ребёнок устает, нервничает.
Легастения
Возможно, что для изучения и описания эволюции и миграции языков фонетика является вполне достаточным инструментом. Однако в сфере практической детской педагогики современная фонетика не только не разрешает многих проблем речевой коррекции и обучения грамоте, но наоборот, часто усугубляет эти проблемы. Методисты всё более изощряют и оттачивают свои разработки в соответствии с принятыми концепциями, а практическая результативность этих новейших разработок всё более и более падает. Европейцы с недоумением взирают на то, как из года в год ухудшается статистика по легастении.
(Легастения — общее понятие для дислексии и дискалькулии — дидактическое заболевание, при котором интеллектуально здоровые люди обнаруживают серьезные проблемы при обучении чтению и письму.)
Число легастеников в англо- и франкоязычных странах превышает 9% от населения. Еще недавно в Германии эта цифра равнялась 6%. По актуальным данным Dislexieverband среди 7,8 млн. германских детей в возрасте от 6 до 15 лет официально признано легастениками/дислексиками 1,8 млн.
В России насчитывается всего лишь 3% легастеников, причем заболевание это проявляется не в столь крайней форме, как на Западе — хоть и с большими проблемами, но русскому чтению оказываются обучаемы почти все российские дети, не страдающие интеллектуальными отклонениями.
В это же время в Японии число легастеников равно нулю. Западные исследователи пытаются объяснить этот факт тем, что японская письменность приближена к рисункам и вследствие этого воспринимается правым полушарием мозга. Однако в Израиле и в Арабских Эмиратах буквы ни в коей мере не являются рисунками, и все же легастения в Израиле проявляется лишь в тех случаях, когда обучение детей-иммигрантов чтению начинается не с иврита, а с русского или с английского языков. Налицо прямая взаимосвязь между возникновением легастении и традиционной для Запада фонемо-буквенной методологией обучения.
Слуховые ощущения и психика человека
Изучение слуха и голоса человека доказали, что его головной мозг, психика, сознание и нервная система тесно связаны между собой. Например, если левая височная извилина мозга будет поражена, то индивид перестанет понимать речь или ее потеряет.
О том, насколько сложно устройство слухового аппарата было рассказано выше. Поэтому он так чутко реагирует на нервные нарушения. Множество проблем со слухом возникает даже не в связи с нарушениями в нем самом (или мозге), а как следствие заболевания нервной системы. Так, данная патология может сделать человека глухим, а его исцеление будет внезапным благодаря гипнозу.
Большое значение звуки играют и в деятельности человека, стимулировать или тормозить ее, успокаивать, вызывать усталость, скуку.
Определенные звуки способны вызывать у людей разные эмоции, настроение:
- шелест листьев или шум дождя – легкую грусть;
- вой ветра – тревогу;
- рычание собаки и шипение змеи – сигнал опасности;
- гром салюта – приподнятость, ощущения праздника;
- топот детских ножек или шаги любимого человека – радость;
- шелест купюр в банкомате – удовлетворение;
- красивая мелодия – умиротворение, а если грустная, то даже может дойти до слез и т. д.
Если шум достигает высокого уровня, он влияет на психику, нервную систему отрицательно:
- повышает расход энергии;
- увеличивает напряжение мускулов;
- ускоряет утомляемость;
- усиливает тревожность;
- делает человека раздражительным.
Такое же влияние оказывают постоянно меняющиеся беспорядочные и высокочастотные звуки.
Музыка, наоборот, помогает выполнять повторяющиеся несложные задания. Наверное, потому мы ее и включаем, когда убираем квартиру. Определенные мелодии заставляют сосредоточиться, достаточно вспомнить роль военных оркестров, другие – создать романтическую обстановку или очень веселую.
А для организации серьезной продуктивной работы лучше устранить посторонние звуковые эффекты.
Устройство слуха
Слух, голос и речь тесно взаимосвязаны. Если, например, потеря слуха произошла в доречевом периоде, человек так и не научится говорить. При остаточном слухе человек может получить речевые навыки с помощью слухового аппарата, усиливающего звук настолько, чтобы его можно было услышать.
Как устроен слух:
- Наружное ухо.
- Среднее ухо.
- Барабанная перепонка между наружным и средним ухом.
- Внутреннее ухо.
- Слуховые проводящие пути.
Вот простая иллюстрация:
А теперь более сложная:
Улавливаемые наружным ухом звуковые волны, ударяют в барабанную перепонку и заставляют ее вибрировать. Колебания передаются в среднее ухо. В свою очередь, внутреннее ухо состоит из двух компонентов. Первый компонент – это преддверия и полукружные каналы, которые отвечают за чувство равновесия и положения тела в пространстве, из-за чего данный элемент часто обозначают как «орган равновесия».
Второй компонент внутреннего уха – это так называемая улитка, заполненная жидкостью, которая вибрирует под воздействием волновых колебаний. Внутри улитки находится специальный орган (кортиев орган), который непосредственно отвечает за слух. Он содержит около 30 тысяч клеток, улавливающих звуковые колебания и передающих сигнал к слуховой зоне коры головного мозга. Каждая клетка настроена на определенную частоту, и, если часть из них погибнет, человек перестанет слышать звуки на той частоте, за которую отвечали погибшие клетки.
Также стоит подробнее рассказать про слуховые проводящие пути. Это группа нервных волокон, отвечающих за передачу нервных импульсов от улитки к слуховым центрам, расположенным в височных долях головного мозга. В головном мозге происходит обработка и анализ комплексных звуков (речь, мелодия, песня). Скорость передачи аудиосигнала от наружного уха к центрам мозга происходит за 10 миллисекунд.
Представление о том, как устроен слух, как мы слышим звуки позволяет лучше понять, что такое музыкальный слух и как его развить. Большинство из нас слышали выражение, что «неработающие органы атрофируются». Это в полной мере относится и к элементам устройства человеческого слуха.
Чем большее количество клеток из тех 30 тысяч, улавливающих звуковые колебания и передающих сигнал к слуховой зоне коры головного мозга, вы заставите работать, тем более тренированным будет ваш слух. Если вы будете слушать звуки на разной частоте, со временем вы потренируете каждую клеточку кортиева органа. Они начнут быстрее реагировать на «свою» частоту.
Соответственно, нервные волокна, которые отвечают за передачу нервных импульсов от улитки к слуховым центрам, будут быстрее передавать максимально точную информацию к слуховым центрам, расположенным в височных долях головного мозга. А обработка и анализ комплексных звуков с каждым разом будут все детальнее и эффективнее.
А сейчас подведем итоги урока. Сегодня вы изучили физику звука, физику и анатомию голоса, а также узнали, как работает голос и что общего в развитии голоса и речи. Вы узнали, что основными физическими характеристиками звука являются высота, сила и звуковой спектр, а также познакомились с устройством голосового аппарата, органов слуха и поняли, как происходит звукоизвлечение и голосообразование.
Закрепите полученные знания при помощи теста, после чего мы ждем вас на следующем уроке!
Правое полушарие головного мозга и его функции
Специализацией правого полушария головного мозга является интуиция и восприятие невербальной информации, то есть данных выражающихся в мимике, жестах и интонации собеседника.
Примечательно, что люди с развитым правым полушарием способны проявлять свои способности в тех или иных видах искусства: живописи, лепке, музыке, поэзии. Это объясняется тем, что они способны мыслить пространственно, не зацикливаясь на малозначимых событиях в жизни. Их фантазия богата, что проявляется при написании картин и музыкальных произведений. Еще о таких людях говорят: «Витает в облаках».
Люди с развитым правым полушарием также обладают рядом характерных черт:
Они излишне эмоциональны, при этом их речь богата эпитетами и сравнениями. Нередко такой оратор проглатывает звуки, стараясь как можно больше внести смысла в произнесенные слова.
Люди с развитым правым полушарием целостны, открыты, доверчивы и наивны в общении с окружающими, но в то же время их легко обидеть или задеть
При этом они не стесняются своих чувств — могут плакать или приходить в гнев за считанные минуты.
Действуют по настроению.
Правополушарные люди способны находить нестандартные пути решения поставленных задач, это объясняется тем, что они рассматривают всю ситуацию в целом, не заостряя внимание на чем-то одном.
Влияние речевого слуха на обучение
Речевой слух – это способность различать, анализировать и интерпретировать звуки речи. Он играет важную роль в процессе обучения и усваивания знаний. Взаимосвязь между речевым слухом и обучением проявляется в нескольких аспектах:
Развитие языковых навыков: Речевой слух является основой для развития навыков говорения, чтения и письма. Способность правильно воспринимать и различать звуки речи позволяет лучше понимать произношение слов, строить правильные предложения и избегать ошибок в письме. Развитие речевого слуха помогает развивать языковые навыки и повышает эффективность обучения.
Активное слушание: Речевой слух позволяет активно слушать и анализировать речь других людей. Это важный навык в обучении, так как позволяет лучше понять уроки, лекции или объяснения преподавателя. Активное слушание также способствует развитию памяти и концентрации внимания.
Различение и узнавание звуков: Речевой слух помогает различать и узнавать звуки речи, а также отдельные звуки в словах. Это позволяет лучше преодолевать затруднения в процессе чтения и письма, особенно при работе с новыми или незнакомыми словами.
Развитие фонематического слуха: Фонематический слух – это способность различать и манипулировать звуками речи. Развитие данного навыка позволяет лучше понимать фонетическую структуру языка, особенно в случае изучения иностранного языка. Речевой слух является важным компонентом развития фонематического слуха.
Формирование правильного произношения: Речевой слух помогает различать звуки речи и правильно их произносить. Способность слышать и анализировать звуковую структуру слов позволяет улучшить и совершенствовать произношение
Это особенно важно при изучении иностранных языков, где произношение может отличаться от родного языка.
Таким образом, речевой слух играет важную роль в обучении и развитии языковых навыков. Развитие речевого слуха способствует лучшему пониманию речи, повышает эффективность обучения и формирует правильное произношение слов
Поэтому важно уделять внимание развитию речевого слуха у детей и взрослых, чтобы обеспечить успешное обучение и развитие языковых навыков
Речевой слух и его связь с музыкальным слухом
Речевой слух является важным аспектом развития речи и коммуникации. Это способность распознавать и интерпретировать звуки речи, а также умение различать и понимать их.
Музыкальный слух имеет свои особенности, но все же существует некоторая связь с речевым слухом. Оба эти типа аудиального восприятия основаны на способности различать и анализировать звуки.
Развитие речевого слуха играет важную роль в формировании правильной артикуляции и произношения. Люди с хорошо развитым речевым слухом легче различают звуки речи, улавливают мелодию речи и способны более точно и четко произносить слова.
Ведущая роль в развитии речевого слуха принадлежит речи окружающих нас людей. С раннего детства дети воспринимают и анализируют звуки, которые их окружают, что способствует развитию речевого слуха.
Самостоятельное развитие речевого слуха также возможно. Существует множество различных упражнений и игр, которые помогают тренировать речевой слух. Это может быть прослушивание и повторение звуков, слуховая дискриминация, анализ ритма и мелодии речи.
Музыкальный слух, как и речевой слух, имеет свои особенности и требует отдельного внимания. Однако, развитие речевого слуха может положительно сказаться на развитии музыкального слуха.
Музыкальный слух включает в себя способность распознавать и интерпретировать мелодии, ритмы, гармонию и звуковые высоты. Развитый речевой слух может помочь в распознавании и интерпретации звуковых высот и мелодий, а также понимании ритма и музыкальной фразы.
Интересные факты: у людей с развитым речевым слухом часто наблюдается и высокое музыкальное чутье. Они могут легко считать музыкальные такты, улавливать мелодии и быстро запоминать музыкальные композиции.
Речевой слух | Музыкальный слух |
---|---|
Распознавание и понимание звуков речи | Распознавание и интерпретация мелодии, ритма, гармонии и звуковых высот |
Помогает в формировании правильной артикуляции и произношения | Помогает в распознавании и интерпретации музыкальной фразы и ритма |
Может быть развит самостоятельно или с помощью упражнений | Также может быть развит самостоятельно или с помощью упражнений |
Связь с музыкальным слухом | Связь с речевым слухом |
В заключение, речевой слух и музыкальный слух имеют некоторую связь и взаимодействие. Развитие речевого слуха способствует развитию музыкального слуха, а развитый речевой слух может помочь в распознавании и интерпретации мелодий, ритма и звуковых высот. Оба эти типа слуха важны для полноценной коммуникации и активного восприятия звукового пространства.
Последние новости центра
624
28.11.2023
Повышении цен с января 2024 года
Уважаемые родители,
Сообщаем вам о предстоящем повышении цен на наши услуги с 1…
362
28.11.2023
Праздничные дни в новогодний период
Уважаемые родители,
Сообщаем вам, что с 31 декабря по 7 января наш центр будет …
587
28.09.2023
Проведение технических работ
Уважаемые клиенты!
Сообщаем вам о временном закрытии нашего центра с 30 сентябр…
437
14.09.2023
Ведется запись на онлайн-диагностику
Новая услуга центра
Ведется запись на онлайн-диагностику к ведущему логопеду и …
867
25.05.2023
Обновленные правила центра
Уважаемые посетители центра патологии речи и нейрореабилитации Анны Семкиной, ин…
813
27.04.2023
Открытие нового центра в Москве!
Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о скором открытие нового…
487
27.04.2023
График работы центра в майские праздники
Уважаемые родители и посетители центра, информируем вас о графике работы центра …
Функциональная дислалия
Если речевой аппарат в порядке, а проблемы со звуками есть, налицо функциональная дислалия.
Причины функциональной дислалии:
- Неправильные образцы звучащей речи. Иногда родители (бабушки, тетушки, воспитатели) в
буквальном смысле начинают сюсюкаться с ребенком повторяя их неправильное произношение, что
закрепляется в памяти ребенка и в дальнейшем регулярно воспроизводится. - Часто бывает, когда хорошо говорящий ребенок начинает ходить в детский сад с менее развитыми в
речевом плане детьми, тогда в его речи может наблюдаться регресс — пропадают усвоенные звуки, и
даже целые слова и фразы. В некоторых случаях родители сами имеют дефекты речи, не могут
правильно и четко произносить слова. В этом случае у детей также возникает сложность с
закреплением правильного произношения; - У детей с ранним изучением иностранного языка фонетические особенности двух языков
смешиваются, и ребенок в русских словах произносит звуки, свойственные другим языкам; - «Педагогическая запущенность», когда ребенка не поправляют, оставляют незамеченными ошибки в
его речи
Для исправления нарушений, вызванных функциональной дислалией, ребенку необходимо как
можно чаще слышать правильную четкую речь. Если родители сами не говорят чисто, то у ребенка
должна быть соответствующая среда — другие взрослые, логопед. Хорошо в этом случае
прослушивать аудио сказки и стихи, записанные профессиональными актерами, дикцию которых
можно считать образцом. Более точную программу по исправлению речи сможет подобрать врач-
логопед.
Ребёнок с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не
звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями
взрослых.
Техники тренировки речевого слуха
Развитие речевого слуха является важной составляющей процесса изучения и совершенствования языковых навыков. Хороший речевой слух позволяет легко и точно воспринимать речь на слух, различать отдельные звуки и выразительные особенности произношения
Вот несколько эффективных техник, которые помогут вам тренировать и развивать речевой слух:
- Слушайте музыку и аудиозаписи на языке, который вы изучаете. Прослушивание песен и записей на целевом языке помогает улучшить восприятие речи на слух, особенно в том случае, если текст песни или записи доступен. Попробуйте послушать песню с текстом и попытайтесь услышать и понять каждое слово.
- Смотрите фильмы и сериалы на языке, который вы изучаете. Визуальные образы помогают связать звуки и слова, делая процесс восприятия речи более интересным и запоминающимся. Постепенно увеличивайте сложность фильмов и сериалов, сначала с субтитрами, а затем без них.
- Постепенно увеличивайте сложность материалов. Начните с простых аудиозаписей и постепенно переходите к более сложным. Это поможет вашему слуху адаптироваться к различным речевым ситуациям и акцентам.
- Практикуйтесь в прослушивании и повторении. Найдите аудиозаписи, где изучаются отдельные звуки и звукосочетания языка, и повторяйте за ними. Подражайте произношению носителей языка и старайтесь воспроизводить звуки с такой же интонацией и ритмом.
- Участвуйте в разговорах и диалогах. Регулярная практика разговорной речи помогает улучшить способность воспринимать и понимать речь на слух. Общайтесь с носителями языка или проводите собственные тренировочные диалоги, участвуя в различных речевых ситуациях.
- Используйте аудиоприложения и онлайн-ресурсы. Существуют множество приложений и онлайн-ресурсов, предназначенных для тренировки речевого слуха. Они содержат различные упражнения и задания, которые помогут вам улучшить слух и развить восприятие речи на слух.
Помните, что развитие речевого слуха требует времени и постоянной практики. Регулярно тренируйте свой слух и постепенно вы заметите значительные улучшения в своей способности воспринимать и понимать речь на слух.
Важность речевого слуха
Речевой слух играет огромную роль в развитии речи, коммуникации и языковых навыков у человека. Владение этим навыком позволяет нам воспринимать, понимать и произносить слова правильным образом.
1. Развитие речи: Речевой слух помогает нам определять звуковую структуру слов и предложений, что является основой для правильного произношения. Благодаря речевому слуху мы можем услышать различия между звуками и узнавать их место в словах.
2. Понимание речи: Речевой слух позволяет нам различать звуки, интонацию и ритм, которые используются при общении. Благодаря этому навыку мы можем понять истинное значение слов и предложений, а также воспринять эмоциональный оттенок высказывания.
3. Изучение иностранных языков: Речевой слух очень важен при изучении иностранных языков. Он помогает нам различать звуки, акценты и интонации в других языках, что позволяет лучше понять и воспринять новую речь.
4. Общение: Речевой слух играет большую роль в общении с другими людьми. Благодаря ему мы можем слушать и понимать собеседника, реагировать на его высказывания и поддерживать диалог.
5. Аудирование: Речевой слух необходим для успешного аудирования. Он позволяет нам понять и запомнить информацию, которую мы слышим, такую как лекции, аудиокниги, радиопередачи и т.д.
6. Развитие музыкальности: Речевой слух помогает развить музыкальные способности человека. Он позволяет нам слышать и понимать музыкальные звуки, ритмы и мелодии, а также использовать свой голос как музыкальный инструмент.
В целом, речевой слух является неотъемлемой частью нашей коммуникации и способности воспринимать речь окружающих нас людей
Развитие и поддержание этого навыка важно для успешного общения и улучшения нашего языкового опыта
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
Развитие речевого восприятия находится в тесной связи с формированием речи. Ощущения, связанные с работой органов артикуляции, совершенствуют преставления о фонемах. По мере развития восприятия ребенок начинает анализировать правильность произношения, выявлять и исправлять ошибки.
Положительное влияние на формирование слуха и речи оказывают игры. Например:
- «Испорченный телефон». Дети садятся в ряд. Первый игрок придумывает слово и шепчет его на ухо соседу. Тот передает услышанное дальше. Последний в цепочке называет слово вслух. Цель игры – правильно услышать и передать сказанное.
- «Волшебное зеркало». Ребята выбирают ведущего. Он подходит к одному из игроков на выбор и произносит: «Ну-ка, зеркальце, смотри, все нам верно повтори! Встану я перед тобой, а ты повторяй за мной». Дальше он делает движение и говорит короткую фразу. Игрок должен в точности все повторить. Если ошибается, выбывает из игры, нет – становится ведущим.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА И ДЫХАНИЯ
Правильное речевое дыхание – неотъемлемый компонент выразительной речи. Чтобы свободно говорить фразами, нужно уметь делать короткий вдох и плавный продолжительный выдох. Дети, не владеющие дыханием, «захлебываются» на полуслове, теряют звучность голоса, комкают слова. Страдает произношение, а вместе с ним не развивается речевой слух.
Для формирования фонематического слуха проводятся занятия, в том числе на развитие речевого дыхания. Пример упражнения:
«Пузыри». Дети повторяют за взрослым стихотворение и одновременно машут кистями к себе: «Эй, мышонок, посмотри, мы пускаем пузыри». В следующей части стишка, перед тем как назвать цвет, нужно сильно надуть щеки и быстро выдохнуть: «Синий, красный, голубой, – выбирай себе любой!»
В норме ребенок 2–3 лет может на выдохе произнести 2–3 слова, 3–4 лет – 3–5 слов, 4–6 лет – 5–6 слов.
Игры на развитие слухового внимания для самых маленьких и даже неговорящих детей
Игра «Отгадай что звучит»
Для игры потребуются детские музыкальные инструменты, например, барабан, дудочка, бубен или любые другие игрушки, которые производят характерные звуки, например, погремушка, трещотка, колокольчик. Игрушки и звуки которые они издают должны быть знакомы малышу. Если это новая игрушка, то перед началом игры обязательно покажите её малышу, дайте её потрогать и послушать как она звучит.
Как играть: Мама или папа за ширмой (так чтобы малыш не видел какая игрушка у них в руках) звенит колокольчиком, трещит трещоткой или другой игрушкой и предлагает малышу отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть яркими и контрастными, такими, чтобы ребенок мог их отгадать. Если дома нет ширмы, или вы играете на улице, можно просто предложить малышу отвернуться или сесть спиной к взрослому.
Игра «Хорошая погода»
Для игры нам потребуется детский зонтик, бубен или погремушка, которая издает характерный громкий звук.
Как играть: Мама или папа говорят малышу, что он идёт на прогулку. Сейчас погода хорошая, светит солнце и он может ходить, бегать, веселиться, но если малыш услышит звук бубна, значит пошёл дождик и он должен со всех ног бежать и прятаться под зонтик. Объясните малышу, что он должен внимательно слушать бубен и в зависимости от того звучит он или нет, гулять или прятаться. Эта игра очень весёлая и очень нравится малышам.
Игра «Угадай кто кричит»
Если раньше для этой игры родителям нужно было найти картинки животных и подражать их голосам, то теперь всё стало намного проще. В любом книжном или детском магазине можно купить говорящую книгу голоса животных.
Как играть: Малыш вместе с родителями рассматривает картинки и слушает как разговаривают животные. Затем мама или папа не показывая картинки просят малыша послушать голоса животных и угадать кто пришёл к нему в гости.
Игра «Жмурки»
Вариант игры для самых маленьких: Для игры нам понадобится колокольчик. Малыш закрывает глаза, а мама или папа тихонько встает в стороне от малыша и звенит в колокольчик. Малыш должен не открывая глаз повернуться в сторону взрослого и показать рукой откуда доносится звон.
С малышами постарше можно играть в классические жмурки, когда малышу завязывают платком глаза и он должен поймать взрослого, который привлекает внимание малыша хлопая в ладоши
Игра «Иди или беги»
Для игры нам понадобится бубен или погремушка, которая издаёт характерных громкий звук. Под тихих звук бубна малыш идёт по кругу на носочках, под громкий — идёт шагом, а под очень громкий — бежит.
Как себя защитить
Профилактические меры, позволяющие избежать потери слуховых ощущений, не слишком трудные. Следует всего лишь соблюдать ряд правил:
своевременно лечить заболевания ушей, а также горла и носа – инфекция с них может попасть внутрь ушного канала;
не слушать очень громкую музыку (особенно в наушниках);
постараться избегать агрессивных шумов, но если это невозможно, то целесообразно воспользоваться специальными вкладышами – берушами;
чистить уши очень осторожно, ватные палочки нельзя вводить слишком глубоко – они предназначены для наружного применения;
не чесать в ушах первым, что попадется под руку;
правильно питаться, насыщайте рацион полезными продуктами, содержащими микроэлементы и витамины;
любые лекарства следует принимать только по назначению врача;
постарайтесь, чтобы в уши не попадала вода. Для этого существуют гипролаги, изготовленные из особого материала и повторяющие форму слухового прохода
Воду они не пропустят, но звуки слышать позволяют.
не запускайте простудные заболевания;
периодически проводите время в полной тишине.
Если все-таки проблемы со слухом возникли, то сразу же обратитесь к ЛОР-врачу. Чем быстрее вы это сделайте, тем выше шанс полного выздоровления.
Как развивается речевой слух у дошкольников?
Формирование речевого слуха у детей происходит еще в дошкольном возрасте. Этот период характеризуется активным усвоением разговорного языка, формированием и всесторонним развитием речи. Раннее обучение родному языку – главное условие в решении задач умственного и нравственно-эстетического воспитания. И чем раньше начать обучение речевому развитию, тем проще ребенку в дальнейшем будет пользоваться правилами родного языка.
У развития речевого слуха есть несколько задач:
- Воспитание звуковой культуры речи.
- Расширение словарного запаса и его активизация.
- Формирование грамматического построения речи.
- Привитие навыков связной речи.
Все эти задачи должны решаться в дошкольном возрасте. Однако на каждом этапе методика обучения меняется, а содержание речевой работы усложняется. Кроме того, в каждой задаче есть свой круг проблем, которые нужно решать своевременно. Ведь если не делать этого, неправильное развитие речи приведет к сложностям в воспитании и обучении, нарушится психическое развитие ребенка, что включает и память, и мышление, и воображение.
Владеть языком – значит, уметь общаться с людьми, понимать общество. В возрасте 2-х лет речевой слух развит недостаточно – малыш произносит отдельные слоги и звуки. Однако речи как таковой еще нет.
К 3 годам малыш все еще плохо говорит, он меняет слоги в словах, путает звуки, сокращает слова или пропускает в них фрагменты. К четырем годам удлиняется структура слов с большим количеством слогов. Порой заметна замена звуков. В 5-6 лет дошкольник говорит четко, воспроизводит правильную структуру слов.
Но все это возможно, если у малыша хорошо развит речевой слух. В противном случае у детей определяют нарушение формирования произношения из-за дефектов воспроизведения и восприятия фонем. Более того, недоразвитие фонематического слуха приводит к невозможности совершать звуковой анализ слов.
Развитие речевого фонематического слуха у дошкольников осуществляют посредством дидактических игр, различных упражнений, занятий. Конечно, лучше, если этим будут заниматься педагоги. Но и родительская работа будет к стати. Но главное, если есть проблема с речевым слухом ребенка, не стоит пускать ее на самотек – серьезно займитесь ее решением самостоятельно или с помощью педагогов.