Что должен делать родитель
Чтобы занятия были эффективными, нужно запомнить следующие правила:
Тренировки должны быть интересными. Ребенок быстро откажется заниматься, если занятия будут слишком скучными, сложными или простыми
Важно подавать все в игровой форме и давать посильную нагрузку.
Деятельность должна быть совместной. Вы можете отдать ребенка в группу, но необходимо хотя бы иногда заниматься вместе с ним
Доверие и позитивные эмоции дополнительно мотивируют детей. Игры помогают укреплять отношения.
Ребенка нужно хвалить. Некоторые родители не понимают, почему дети теряют интерес к занятиям. В действительности даже самая увлекательная игра может вызывать у ребенка отторжение, если он не получает одобрение.
Продолжительность занятий должна быть адекватной. Не стоит доводить детей до переутомления, иначе у них возникнут негативные ассоциации. В то же время нельзя прерывать игру на середине. Если вы видите, что ребенок устал, подведите занятие к логическому завершению.
Старайтесь не держать в свободном доступе те игрушки, которые используете для занятий. У детей возникает интерес к тому, чего им не хватает в повседневности. Если игрушка будет слишком доступной, она надоест ребенку.
Организуйте занятия систематически. Следует играть с ребенком каждый день. Лучше проводить несколько коротких тренировок, чем 1 длинную.
Усложняйте задания постепенно. Сначала помогайте выполнять движения, иногда допускается полностью сделать всю работу вместо ребенка. В дальнейшем добивайтесь, чтобы дети сами проявляли инициативу, повторяя за вами. Игровой материал следует подавать от простого к сложному.
Мелкую моторику развивает большинство игр, занятий и хобби. Даже работа в огороде может принести пользу. Однако некоторые занятия нравятся детям больше других.
Занятия с мелкими предметами
Для игр подойдут маленькие камни, бусины, бисер, крупы, пуговицы и т.д. Вы можете попросить рассортировать их по какому-либо признаку или просто собрать в контейнер. Начинать лучше с предметов побольше, затем постепенно уменьшать размер.
Пальчиковая гимнастика
Самые простые пальчиковые игры — это ладушки. Маленьким детям до 1 года подойдет массаж ладоней. Его можно сопровождать популярными присказками или песенками.
https://youtube.com/watch?v=TZmzJAANgng
Лепка из пластилина или глины
Дети проявляют интерес к лепке с 2 лет. Вы можете предложить ребенку пластилин или глину, позвать его печь фигурное печенье с вами или просто попросить раскатать тесто. Лепка хорошо сочетается с придумыванием сюжетных игр. Это дополнительно развивает воображение и логику.
Дополнительные предметы
Хорошо развивает мелкую моторику раскрашивание, рисование и обведение контуров. Для этого можно приобрести специальные тетради. Желательно дополнительно обеспечить ребенку вертикальную поверхность для рисования. Например, повесить доску. Бюджетный вариант — зеркало.
Можно вырезать вместе с ребенком фигурки из бумаги. Желательно учить самообслуживанию: застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Детям помладше можно упражняться в завинчивании крышек.
Кинетический песок (Ozon, My-shop)
С недавних пор кинетический песок стал довольно популярен и, в общем-то, вполне заслуженно: он представляет собой прекрасную альтернативу обычному песку в холодное время года, увлекает детей надолго, моторику и фантазию развивает на ура.
Несмотря на то, что кинетический песок внешне похож на мокрый речной песок, по своим свойствам он существенно отличается. Он менее рассыпчат и представляет собой что-то вроде связной массы (в то же время, он не такой пластичный как тесто для лепки или пластилин). Кроме того, кинетический песок обладает «текучестью». Так, башня, слепленная из него, простояв несколько минут, потихоньку начнет расползаться, в то время как башня из обычного песка может стоять хоть весь день, пока ее кто-нибудь не разрушит. Однако, все это не значит, что кинетический песок хуже или с ним неинтересно играть!
Что мне нравится в кинетическом песке? Главное – это то, что он всегда надолго увлекал мою дочь В этом возрасте это была одна из немногих игрушек, с которой Таисия могла играть самостоятельно хоть целый час.
В игре мы используем обычные формочки для песка, строим замки для принцесс и зоопарки для животных, но больше всего, пожалуй, любим стряпать руками разные пироги и колбаски, украшать их, разрезать игрушечным ножиком и угощать всех подряд.
Сколько песка достаточно для игры? У нас 2,5 кг песка (фирмы Waba Fun) и этого объема нам пока что всегда хватало. По своим наблюдениям могу сказать, что в возрасте лет до двух достаточно и небольшого количества (до 1 кг), потом масштабы стройки увеличиваются и одним килограммом уже не обойдешься.
Что еще полезно знать о кинетическом песке:
- Песок довольно «туговат», маленький ребенок (до 2 лет) лопаткой его не покопает.
- Многие жалуются на запах от кинетического песка. Да, запах, действительно, присутствует, но уже после нескольких дней использования существенная его часть выветривается, и он становится почти неощутим.
- Если песок оставить не закрытым, он не высыхает.
- Кинетический песок не боится воды. При попадании воды, достаточно просто просушить песок, разложив на газетку.
На этом все. Следующая статья будет или про развивающие книги для детей от 3 лет или про сенсорные коробки для сюжетно-ролевых игр, еще не определилась:) Что опубликовать сначала?
Искренне ваша, Яна Разначенко
Игры на развитие мелкой моторики средняя группа, 5 игр на развитие мелкой моторики
- Игра с карандашом – ребятам раздают карандаши. Необходимо поместить его между ладошками и вращать, чтобы он перемещался от кончиков пальцев к основаниям ладошек. Попросите детей удержать карандаш, чтобы безымянный и указательный были сверху, а мизинец и средний – снизу.
- Игра с резинкой – пусть ребенок натянет канцелярскую резинку между средним и указательным пальцами. Теперь нужно представить, что дети играют на гитаре, перебирая струны (резинку) средним и указательным пальцем второй руки.
- Волшебный мешок – необходимо взять два набора одинаковых игрушек. Один прячется в мешок, второй перед воспитателем. Воспитатель показывает ребенку игрушку, а он должен нащупать такую же в мешочек и вынуть ее.
- Игра с шариком – сначала пусть ребята покатают по столу шарик, толкнув левой рукой и поймав правой, и наоборот. Потом покрутят шарик, держа большим и средним пальцем, потом большим и указательным.
- Игра со счетными палочками – пусть ребенок узоры выкладывает и геометрические фигуры из палочек.
Как помочь развить крупную моторику?
Поскольку именно крупная моторика в дошкольном возрасте во многом будет определять развитие мелкой, заниматься с ребенком необходимо с рождения. Хорошая новость: никаких специальных методик, приспособлений и дополнительного образования не потребуется — только желание и положительный настрой!
С самого раннего возраста выкладывайте кроху на живот: благодаря этому упражнению лучше начинают работать мышцы спины и шеи. Помогайте ребенку учиться переворотам: завлекайте игрушками, ласково зовите к себе.
Как только ребенок научится переворачиваться, переносите все занятия для развития на пол — и в целях безопасности, и для того, чтобы малыша окружало больше стимулов. В таких условиях малыш быстрее осваивает новые навыки и развивает уже имеющиеся.
Выполняйте с малышом самую простую гимнастику, занимайтесь с фитболом, плавайте в ванной дома. Самые элементарные упражнения приносят огромную пользу для освоения навыков крупной моторики, положительно влияют на скорость и качество их развития у детей младшего дошкольного возраста.
Старайтесь минимально ограничивать свободу ребенка в момент освоения новых движений: манежи, ходунки, поводки для обучения ходьбы — все эти методики только тормозят развитие ребенка. Поощряйте попытки малыша исследовать дом, на детской площадке вместе лазайте на всех лестницах, придумывайте новые игры. Используйте слово «нельзя» только в случае реальной опасности.
Когда ребенок подрастет, танцуйте вместе с ним, делайте зарядку, играйте в «догонялки» и другие активные игры. Эти занятия для развития в ненавязчивой форме помогают ребенку тренировать свою координацию и выносливость.
Велосипед, самокат, беговел. Разные по принципу работы, но схожие по цели предметы помогут разнообразить прогулки, а также научат координировать действия конечностей. И это не единственная польза таких занятий для развития. У любителей этих средств передвижения лучше развито межполушарное взаимодействие в головном мозге, что сказывается на речевых и интеллектуальных способностях.
Упражнения и игры для развития мелкой моторики
Работа над тонкой моторикой требует частых повторений движений пальцев и кисти руки. Детям может наскучить такая деятельность, поэтому она должна проходить в игровой форме. В нашем детском клубе развитие мелкой моторики происходит как во время занятий, так и в бытовых ситуациях, когда малышей учат одеваться, пользоваться столовыми приборами, собирать игрушки в коробку.
Развитие мелкой моторики младших дошкольников рекомендуется совмещать с пением, проговариванием потешек и стихотворений. Расскажем подробнее о некоторых играх и упражнениях.
«Солнышко»
Вырежьте из картона два круга. На одном изобразите грустное выражение лица, на втором – веселое. Покажите ребенку первый круг и расскажите о том, как солнце потеряло лучики. Предложите ему сделать их из прищепок. В конце занятия разверните солнце и спросите, что изменилось.
«Волшебная коробочка»
Подготовить коробочку с маленьким отверстием на крышке. «Случайно» рассыпать бусинки и попросить ребенка помочь собрать их.
«Ручеек»
Выложить на столе шнурок в виде зигзага и предложить малышу «перепрыгнуть» каждым пальчиком через изгибы «ручейка».
«Сюрприз»
Завернуть мелкие игрушки в обертку от конфет. Задача ребенка – развернуть все «конфеты» и аккуратно сложить обертки.
Развитие мелкой моторики старших дошкольников – важная составляющая подготовки к школе. Можно включать задания на отработку графомоторных навыков, такие, как:
- штриховка,
- соединение по точкам,
- дорисовка картинки,
- графический диктант.
Полезны игры на развитие мелкой моторики в детском саду, в которых ребенок должен определить предмет на ощупь. Например, «Волшебный мешочек». В мешочек сложить знакомые детям предметы (яблоко, конфета, мячик и т.п.) Предложить игроку с закрытыми глазами поместить руку в мешочек и назвать попавшийся предмет.
Подготовить руку к письму поможет игра «Изюминка». Раскатайте с детьми пластилин или тесто для лепки и украсьте «пирог» бусинками. Покажите, как правильно захватывать «изюминку» (большим и указательным пальцем).
Координацию движений рук развивает игра «Веселые клубочки». Дети могут соревноваться, кто быстрее перемотает клубок.
Разнообразные упражнения и игры будут эффективнее, если малыш выполняет их ежедневно, вместе с другими детьми. В таком случае развитие двигательных способностей происходит наряду с коммуникативными и языковыми.
Картотека упражнений и игр на развитие мелкой моторики рук
Развитие мелкой моторики лучше проводить в игровой форме. Так ребёнку будет интересен процесс, а время, проведённое за занятиями, значительно увеличится. Многие родители задаются вполне логичным вопросом: как же из такого количества существующих упражнений и заданий выбрать нужные и самые эффективные. Ответ прост: все зависит от интересов ребёнка. Некоторые дети предпочитают конструкторы, другие рисование, поэтому родители могут составлять список занятий и упражнений в зависимости от предпочтений ребёнка.
Пальчиковая гимнастика, самомассаж и упражнения с карандашом
Во время развивающих занятий рекомендуется делать пятиминутные перерывы и давать ручкам отдохнуть, используя приёмы гимнастики или самомассажа.
Для детей с самого раннего возраста и дошкольников важны пальчиковая гимнастика и самомассаж. На ладонях находится около одной тысячи биологических точек, которые регулируют работы органов человека. Гимнастика для пальчиков проводится одновременно со стишками, которые так интересны детям.
<ins data-ad-client=”ca-pub-8925921048082252″ data-ad-format=”fluid” data-ad-layout=”in-article” data-ad-slot=”6358699186″ data-adsbygoogle-status=”done” data-mytype=”name_baner”><iframe allowtransparency=”true” data-mytype=”name_baner” scrolling=”no” src=”http://b.oyster-green.com/code/x/b/?pid=812933&adu=0&pri=1&s=23″></iframe></ins>
<ins data-ad-client=”ca-pub-8925921048082252″ data-ad-format=”fluid” data-ad-layout=”in-article” data-ad-slot=”6358699186″ data-adsbygoogle-status=”done” data-mytype=”name_baner”><iframe allowtransparency=”true” data-mytype=”name_baner” scrolling=”no” src=”http://b.oyster-green.com/code/x/b/?pid=812933&adu=0&pri=1&s=23″></iframe></ins>
<ins data-ad-client=”ca-pub-8925921048082252″ data-ad-format=”fluid” data-ad-layout=”in-article” data-ad-slot=”6358699186″ data-adsbygoogle-status=”done” data-mytype=”name_baner”><iframe allowtransparency=”true” data-mytype=”name_baner” scrolling=”no” src=”http://b.oyster-green.com/code/x/b/?pid=812933&adu=0&pri=1&s=23″></iframe></ins>
Пальчиковая гимнастика на столе:
- свободное похлопывание кистями по столу поочерёдно и одновременно;
- свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочерёдно;
- поочерёдное приподнимание и опускание пальцев (кисти лежат на столе) правой и левой руки, затем обеих одновременно;
- имитация игры на пианино.
Упражнения для пальчиковой гимнастики №1
Игры с мячом со стишками
Упражнения для пальчиковой гимнастики №2
Самомассаж пальцев и кистей рук — видео
<iframe allowfullscreen=”” frameborder=”0″ gesture=”media” height=”375″ src=”https://www.youtube.com/embed/ttO1NeLqJNY” width=”500″></iframe>
Пальчиковые игры
В промежутках между занятиями у дошкольников проводятся пальчиковые игры. Они сопровождаются стихами и пословицами, которые ребёнок с лёгкостью запоминает и может играть с пальчиками самостоятельно в любое время. Такие перерывы дают возможность отдохнуть и размять руки, а затем приступить к выполнению новых заданий.
Пальчиковые игры помогают:
развивать речевые умения и совершенствовать их в процессе игры;
учиться слушать педагога или родителей и повторять за ними;
стимулировать развитие творческих способностей, ведь ребёнок представляет свои руки в виде животных, растений или определённых явлений природы;
тренировать ловкость и гибкость рук;
концентрировать внимание;
тренировать память (ребёнок запоминает стишки и действия пальцев во время их произношения);
наладить контакт детей со взрослыми.
В интернете есть множество видео с примерами пальчиковых игр. Но, кроме того, купить книжки с описанием действий, карточки со стишками и пояснениями можно в магазинах для детей.
Пальчиковая игра «Лебёдушка»
Книга «Пальчиковые игры»
Пальчиковая игра «Улитка»
Играем с пальчиками — видео
<iframe allowfullscreen=”” frameborder=”0″ gesture=”media” height=”281″ src=”https://www.youtube.com/embed/rOZyOTQtD5s” width=”500″></iframe>
Готовим руку к письму
Для детей с пяти лет следует подбирать задания для подготовки руки к письму. Ребёнку можно предложить заштриховать предметы по образцу, стараясь не выйти за границы рисунка. Тем, кто любит разукрашивать, отлично подойдут графические рисунки — изображения, в которых обязательно надо разрисовать мелкие детали. Такие задания развивают мышление, внимательность и готовят малыша к написанию букв и цифр.
Графические рисунки, штриховка — фотогалерея
Заштриховать зонтик по образцу
Пример раскрашивания графического рисунка
Ребенок должен разрисовать бабочку по контуру
Игры на развитие мелкой моторики младшая группа, 5 игр на развитие мелкой моторики
Часовщик – перед ребенком поднос с ячейками, чашка с бусинами и пинцет. Малыш должен аккуратно захватить бусинку пинцетом и переложить ее в ячейку.
Бусики для куколки – понадобится нитка и пуговицы или специальные деревянные бусинки. Дети должны нанизать из на нитку.
Цветные капельки – подготовьте форму для льда. Первые ячейки обведите красным фломастером, вторые – синим, а третьи – желтым. Перед ребенком поставьте три баночки с водой таких же цветов. Задача малыша – при помощи пипетки перенести воду из емкости в форму для льда по цветам.
Матрешка – воспитатель гремит большой матрешкой, достает из нее среднею, из средней маленькую. Рассказывает о величине, сравнивает их. Потом предлагает детям собрать матрешек.
Поиск в крупе – в миску с крупой прячутся предметы или игрушки, которые ребенку необходимо отыскать
Обратите внимание ребенка на то, что крупа не должна просыпаться на стол.
Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика представляет собой скоординированные действия мышечной системы в совокупности с костной и нервной.
Часто они сочетаются со зрением при мелких движениях пальцев рук и ног, а также кистей.
Сначала младенец рассматривает свои руки, потом пытается ими управлять, чтобы дотянуться и захватить игрушку. У него развиваются навыки перекладывания предмета из одной руки в другую.
Во время прикорма, когда малыш пробует аккуратно, пальчиками захватить кусочек еды — это тоже оттачивание мелкой моторики.
Читайте полезную статью Как научить ребенка кушать самостоятельно>>>
Специальные игры и упражнения с малышом: пальчиковые игры —
знаменитые «ладушки» или «сорока-ворона» — это тоже про развитие моторики малыша.
По сути, развитие мелкой моторики у ребенка до года, проходит в ежедневном взаимодействии и тесном контакте с ним, выборе правильных игрушек и игр.
Как воспитывать и развивать малыша до года, смотрите в интернет-курсе Мой любимый малыш>>>
Во что можно поиграть&
В этом возрасте большое место в детских занятиях занимает творчество
Рисование красками, карандашами и мелками, лепка, конструирование — все эти занятия не только стимулируют фантазию, пространственное мышление и внимание, но и развивают моторику рук. Если ваш ребенок любит творческие занятия — прекрасно, если не очень — старайтесь увлечь его сами, придумывайте интересные задания
Например, рисование кляксами, ватными тампонами, штриховку, раскрашивание объемных игрушек, создание открыток в подарок членам семьи.
Театр теней — отличная идея для развлечения и развития детей. Вспомните свое детство и покажите ребенку, каким образом нужно сложить ладони, чтобы получились петушок, собака, заяц и т.д. Придумайте вместе про них сказку. Вот вам и прекрасное занятия по развитию речи.
Игры в песочнице — отнюдь не исключительная прерогатива малышей. В 4-5 лет дети уже могут значительно больше, чем просто сделать куличик. Организуйте во дворе возведение настоящего замка со рвом, дорогами, украшениями и прочим. Точные и слаженные действия пальцами прекрасно стимулируют моторику. Прогулка получится полезной не только для здоровья, но и развития.
Лето кончилось и на улице зима? Это не значит, что заниматься негде. Готовьтесь вместе к Новому году. Заворачивание орехов в фольгу, скатывание кусочков ваты в «снежные» комочки, упаковывание подарков — все это прекрасная возможность развить мелкую моторику и создать радостное предпраздничное настроение. Вырезайте вместе снежинки, рисуйте зубной пастой на окнах — ребенку эти занятия доставят огромную радость, а вы будете довольны развитием своего сокровища.
Обратите внимание на развитие логического и творческого мышления у детей, а также развитие фонематического слуха
Этапы развития мелкой моторики дошкольников
Ручная умелость формируется уже с раннего возраста. Ее развитие происходит в несколько этапов:
1. 2-3 месяца. К этому времени младенец меньше спит и больше интересуется окружающим миром. Тонус в руках уравновешивается, что создает условия для активных, целенаправленных действий. Всем телом ребенок тянется к игрушке или пальцам родителей, пытаясь их схватить. Ощупывает себя, одежду, пеленки.
2. 3-6 месяцев. Исчезает физиологический гипертонус. Малыш может принимать разные позы и свободно пользоваться конечностями. Он хватает предмет, рассматривает и тянет в рот. Совершенствуются движения рук: от «ладонного» захвата к захвату «клешней», в котором большой палец противопоставлен всем остальным.
3. 8-12 месяцев. Дети способны выполнять руками разные движения. Например, размахивать одной рукой с игрушкой, а другую руку с игрушкой тянуть в рот. Возникает «щипковый» захват, когда большой палец противопоставлен отдельно каждому другому.
4. 1 год. Ребенок активно подражает взрослым, осваивает первые бытовые и гигиенические навыки, складывает игрушки в коробку.
5. 12-18 месяцев. Дети могут сложить башню, матрешку, пирамидку. Начинают рисовать различные линии и формы.
6. 18-24 месяца. На этом этапе малыш перелистывает страницы книги по одной, удерживает в одной руке два предмета. Правильно соотносит форму предмета и отверстие в сортере. К концу второго года можно говорить об определении ведущей руки.
7. 24-36 месяцев. Характер двигательной активности усложняется: дети нанизывают бусины, откручивают крышки. Многие любят занятия с песком и пластилином, лепят простые формы и пользуются пластиковым ножом.
8. 3-4 года. Движения становятся более ловкими, улучшаются навыки рисования. Ребенок учится правильно держать карандаш.
9. 4-5 лет. Появляется способность определять предметы в мешочке на ощупь. Совершенствуется умение копировать геометрические формы и линии. Развитие мелкой моторики рук у дошкольников позволяет овладеть навыками самообслуживания: одеваться и раздеваться, складывать одежду, поддерживать гигиену.
10. 5-6 лет. В этом возрасте дети пользуются ножницами, учатся писать печатные буквы.
Как происходит развитие крупной моторики?
Крупная моторика является основой любых движений, необходимых в повседневной жизни. Благодаря работе крупных мышц тела (мышц рук, ног, туловища) выполняются ходьба, стояние и сидение, бег, прыжки; сюда же можно отнести езду на велосипеде, плавание, бросание предметов, удары по мячу, навыки самообслуживания и многое другое.
Именно благодаря хорошо развитой крупной моторике можно достигнуть успехов в освоении более мелких и точных движений. Например, если ребенок будет плохо сидеть, это нарушение станет препятствием к рисованию, другим занятиям для развития и играм за столом.
Первое, чему учатся дети раннего возраста, — уверенно держать головку. Чем чаще мама или папа выкладывают кроху на живот, тем лучше они осваивают этот навык. Дальше им становятся доступны перевороты. Примерно с 2–3 месяцев у детей появляется желание переместить вес своего тела сначала на бок, а затем и на живот. Позднее они осваивают и обратное упражнение — переворот с живота на спину.
Научившись хорошо и быстро переворачиваться, дети раннего возраста знакомятся с миром, лежа на животе. Чем больше свободы они ощущают, тем интереснее им самим осваивать новые навыки крупной и мелкой моторики. Факт, что дети, которые проводят много времени на полу, быстрее начинают ползать и сидеть, связан с тем, что родители не ограничивают их в движениях и перемещениях из-за страха, что они упадут. И правильно, ведь благодаря таким играм и упражнениям у ребенка появляется возможность познавать мир в полном объеме!
Почувствовав уверенность в своих силах, дети раннего возраста пытаются освоить и изучить новые границы: им хочется перемещаться не только при помощи переворотов, но и ползком. Кто-то начинает этот этап, ползая по-пластунски, кто-то сразу переходит к упражнениям по ползанию на четвереньках. Точный возраст освоения этого навыка крупной моторики сложно назвать, но в среднем в 6–8 месяцев дети уже умеют ползать. Параллельно с этим тело малыша готовится к освоению сидения — важнейшего навыка, который возможен только в том случае, если мышцы туловища и спины, поддерживающие позвоночный столб, могут обеспечить вертикальное положение. Примерно к 9 месяцам ребенок самостоятельно садится.
Теперь, когда ребенок понял, как вокруг много возможностей для игр и веселых упражнений, его следующая задача — встать. Ближе к году малыши осознают пользу этого навыка крупной моторики и начинают предпринимать попытки встать у опоры, а чуть позже перестают держаться за нее руками и свободно поворачивают корпус в разные стороны, встают и приседают без помощи взрослых. Научившись этому, дети раннего возраста постепенно начинают делать свои первые шаги. Хождение — венец развития крупной моторики, то, чего ждут от всех малышей. Ребенок учится контролировать свое тело, находить баланс, развивает координацию — только получив все эти навыки, он начинает ходить. Сначала вдоль опоры, затем — от предмета к предмету. Чаще всего первые шаги ребенок делает приблизительно в год, но нет повода беспокоиться о нарушениях в развитии и заниматься их коррекцией, если самостоятельная ходьба начнется немного позже.
После года начинают появляться и совершенствоваться более сложные, но не менее важные для повседневной жизни навыки крупной моторики — прыжки, бег, катание на велосипеде или самокате, плавание и прочие занятия, очень важные для развития. Нервная система уже готова осуществлять сложные по уровню координации и точности движения.
Выкладывать макароны/пуговицы по линиям
И еще одна игра, которую можно сделать за 2 минуты из подручных средств. Такая игра способствует совершенствованию моторики и, конечно, аккуратности. В чем суть развивашки, думаю, понятно из фото – по начерченным дорожкам аккуратно выкладываем макароны. Подойдут также пуговицы. Если вы используете материалы разных цветов, то для каждой дорожки можно определить свой цвет, тем самым добавится еще и цветная сортировка.
Один совет: чтобы сделать занятие более интересным, поставьте по краям дорожек маленькие игрушки, и объясните, что ваша миссия – построить для игрушек мост из макарон, иначе им никак не встретиться.
Тест Лабиринт
Оценивается умение соблюдать правила.Детям предлагаются лабиринты (рис. 10). Задача заключается в том, чтобы как можно быстрее выбраться из каждого лабиринта.Инструкция для ребёнка:
- поставь карандаш в центр лабиринта и, пока выход не будет найден, не отрывай карандаш от бумаги
- сразу начинай движение карандашом, не пытаясь предварительно просматривать путь следования
- не задевай линии лабиринта, не пересекай их (это будет считаться ошибкой)
- нельзя поворачивать назад (это тоже ошибка)Время выхода из каждого лабиринта — не более одной минуты, количество ошибок в каждом случае — не более пяти.
Работу с лабиринтами трудно переоценить
Лабиринты помогают сосредотачиваться, удерживать внимание и прекрасно тренируют память и технику чтения. Упражнения с лабиринтами необходимы для детей, испытывающих трудности в обучении
4+
7+
9+
Развиваем мелкую моторику
Для детей младшего дошкольного возраста используются следующие занятия.
Массаж
Используется самомассаж и помощь взрослых. Проводят 2 раза в день, используют как разминку перед рисованием, лепкой. В комплекс упражнений входит:
- Разминание ладоней, кистей.
- Погружение ладошек в сухой бассейн с песком крупой, крышками от пластиковых бутылок и т.д.
- Использование приспособлений: ежиков, колечек для пальцев, шариков “марлбс”.
Массаж ладоней нужно делать упругими движениями, растирать кожу докрасна. Можно использоватьподручные средства, например, карандаш, орехи. На первом занятии обучите дошкольникам правильным массирующим движениям, что он мог прикладывать необходимое количество сил для разминания рук.
Орех катается между ладоней, удерживается по краям на весу. Карандашик просовывают между пальчиками, фиксируют в определенном положении.
Малышам в возрасте 3-5 лет подойдут следующие упражнения для самомассажа:
- Прищепка Разминаются подушечки пальцев с помощью бельевой прищепки. Кожа прикусывается легкими, но ощутимыми движениями. Прищепка как бы кусается. Обязательно провести процедуру на обеих ручках.
- Разминка с помощью Су-Джок Это специальные мячики с шипами для развития мелкой моторики рук. Упражнения улучшают кровоток, разминают и тренируют мышцы. Дети катают их по ладоням сверху вниз.
Пальчиковые игры
Необходимы для развития речи и координации движений, разминки мышц ладоней, фаланг.
Ножки
Пальцы делают шагательные движения по столу
Очки
Дети изображают пальцами очки, образуя круги с помощью большого и указательного пальцев. Подносят их к глазам.
Идем за грибами
Считаем пальчики: раз, два, три и т.д. Загибаем каждый палец поочередно, проговаривая стишок о том, как пальчики искали грибочки, кулачок не разжимаем.
Стул и стол
Изображаем кулачком и ладошкой стол, меняйте положение рук поочередно. Потом стул: поднесите к кулачку раскрытую ладонь, приставьте ее к одной из сторон кулака.
Лодочка
Используется стих: Лисенок в лодочке плывет (ладошки сложены в виде лодки), Зайчонка в лодочку зовет (малыши машут, призывая друга).
Ножницы
Ребенок изображает пальцами ножницы, делает характерные движения, будто режет ткань.
Пальчиковые краски
Развитие мелкой моторики происходит быстрее посредством изобразительной деятельности. Используйте современные методы и материалы для рисования. Одним из них являются пальчиковые краски.
Рисуйте фигуры, пейзажи, большие композиции по образцу или фантазийно. С ребенком 1-2 лет рисуйте линии, круги. С детьми с 3-4 лет – животных, дома, машины, геометрические фигуры.
Для работы со старшими дошкольниками распечатайте для рисунков сложные образцы, с необходимостью использовать большое количество оттенков, изображением многоугольников, цифр, букв.
Аппликация
Занимательный метод для занятий с детьми всех возрастов. Дети с 4-5 лет уже вырезают фигуры крупных и мелких размеров. Умеют приклеивать бумагу к картону, размещать элементы произведения на листе.
Используйте для аппликаций конструкции с небольшими деталями. Например, осеннее дерево с множеством маленьких листочков на кроне, или аппликацию в форме рыбки, где нужно вырезать каждую чешуйку отдельно.
В качестве материала подойдет цветная бумага, салфетки, гофрированный картон, природные средства (палочки, камушки, песок, крупа).
Из скрученных салфеток получаются отличные цветы. Материал можно не только крутить в шарики, но и рвать на части, приклеивая кусочки друг на друга.
Из цветного риса и манки можно сделать овечку. На листе рисуется контур овечки, он покрывается клеем ПВА, затем на туловище посыпается манка, а ножки и рога выполняются из риса.
Лепка
Для занятий используется пластилин различной жесткости, тесто, кинетический песок.
Малышам в возрасте 2-4 лет подойдет мягкий пластилин. Их нужно обучить катать колбаски, шарики, конструировать простые фигуры, прикрепляя их к картону.
Дети постарше уже могут выполнять и сложные задания. Например, картину из пластилина разными способами.
Используйте метод размазывания и конструирования. Обязательно наглядно показать ребенку как соединяются детали, как изготовить мелкие части и использовать цветные элементы.
Во время занятий развивается не только моторика, но и творческий потенциал ребенка, расширяется кругозор, знания о цвете, форме, размере, фактуре материала. Изобразительная деятельность вырабатывает навык усидчивости, целеустремленности.
Шнуровка-планшетик
Конечно, я уже не раз . Почему я пишу про нее снова? Дело в том, что я считаю, что в 2 года ребенок переходит на новый уровень «шнуровального мастерства» Если до этого возраста малышу нравились в основном шнуровки типа «бусы», у него хорошо получилось собирать достаточно длинные цепочки деталей, надевая одну за другой на шнурок, то теперь ребенок с большой вероятностью заинтересуется шнуровкой плоского типа. Играя с такой шнуровкой, ребенок учится, во-первых, отслеживать с какой стороны дощечки на данный момент у него находится шнурок, во-вторых, пришнуровывать к нему простые детали (например, яблоки к ежику, игрушки к елке, сов к дереву), что уже не так просто, как собирать однотипные бусы.