Дидактические игрушки и их роль в процессе работы над моторикой
Любая дидактическая игрушка призвана к обучению, но она должна быть красочной, привлекающей внимание и желание с ней играть. ТОП-10 самых популярных дидактических игрушек для мелкой моторики:
ТОП-10 самых популярных дидактических игрушек для мелкой моторики:
- Развивающие коврики. Имеют разную поверхность: «трава», «шипы», «жесткие камни», «мягкие камни», «шишки» и др. Заинтересуют ребенка и музыкальные коврики, где прорисованы шаги и дорожки. Для детишек постарше можно найти коврики, которые собираются как пазлы. На них зачастую есть буквы или цифры.
- Фигурки на магнитах. Поверхность холодильника — это замечательное и любимое «поле действий» для маленького исследователя. Магнитиков на холодильники много, выбирать их можно по возрастам малыша. Совсем маленькие детишки начнут развивать навык передвижения магнитов, узнавать названия животных. Ребяткам постарше интересно изучать буквы и цифры, выстраивать слоги и слова.
- Тесто для лепки или полимерная глина. Здесь ребенок самовыражается. Лепка массирует кончики пальцев, улучшает тактильную чувствительность, развивает фантазию. Ребенок учится лепить геометрические фигурки. Маленьким деткам не рекомендуется давать обычный пластилин, для них продаётся специальный — «тесто для лепки».
- Кинетический песок. Состоит из кварцевого песка и синтетической добавки Е900. Он абсолютно безопаснный, более пластичный, чем обычный, не пересыхает и не прилипает к рукам. Из него можно строить фигуры, замки и многое другое. Песок бывает разных цветов.
- Мольберты и доски для рисования. Рисовать любят все дети независимо от умения. Есть мольберты 2 в 1 с доской для мелков и магнитной доской, на которой рисовать можно фломастерами и тут же стирать.
- Гриб-винт. Очень простая игрушка, на которой можно проследить весь процесс вкручивания гриба со шляпкой-винтом в ножку с отверстием. При этом прекрасно тренируется ловкость рук, укрепляются мышцы кисти и запястья. Для детей постарше можно купить конструкторы, где с помощью мелких болтов и гаек можно собирать машинки, дома, самолеты и многое другое.
- К 3 годам интерес вызывает мозаика. Для начала ребенку нужно показать, как строить домик, цветочек, в дальнейшем он порадует вас собственными изобретениями, которые поначалу могут и не представлять собой что-то определенное. Можно добавить пазлы. Начинайте с небольшого количества элементов (от 6 штук), крупных по размеру.
- Шнуровки. Помогают развить усидчивость, логику, улучшают глазомер и гибкость кисти. Начинать можно уже после года, например, надевать разноцветные макароны на нитку или деревянные игрушки, пришивать пуговицу (с деревянной иглой), пытаться по-разному шнуровать (стежки, крестик).
- Конструктор типа Lego. Эта игрушка вызывает восторг у малышей любого возраста. Пользы от нее много — она тренирует навык моделирования и конструирования, креативность, память, наблюдательность и внимательность. Игра яркая, привлекательная. Конструирование — самый простой способ развития у ребёнка пространственного мышления, моторики, творческих способностей и произвольных действий. В коллекции Lego самые разные модели — от пожарных и скорых машин, катеров до целых островов и городов.
- Пальчиковый театр. Эта игрушка поможет развить все пальчики на обеих руках, укрепит кисть (что подготавливает к письму), улучшит воображение, мышление, память, стимулирует речевой аппарат, поможет лучше ориентироваться в пространстве.
Как видите, игр, игрушек и заданий для развития мелкой моторики рук у детей огромное множество. Помните, чем развитее руки, тем умнее ваш ребёнок.
Знакомясь с миром, малыш трудится, а не пассивно созерцает. Этим он закладывает для себя основу первых знаний. Не ругайте его при неудачах, и не ставьте в пример других. У него все тоже получится.
Когда можно начинать занятия на развитие мелкой моторики
Детские психологи рекомендуют начинать занятия на мелкую моторику с 7-8 месячного возраста ребенка. Сначала вполне будет достаточно массажа ладошек. Знакомые всем нам с детства потешки «Ладушки», «Сорока-ворона» являются не чем иным, как массажем для кистей рук. Притом такой массаж эффективен не только для развития мелкой моторики, но и в качестве тонизирующей, оздоравливающей процедуры. Как известно, за каждый пальчиком «закреплен» какой-либо орган. Поэтому массаж на руке может благоприятно влиять на работу определенных органов. До возраста 7 месяцев малышу можно давать специальные игрушки с массажным эффектом. Под это определение хорошо подходят так называемые «грызунки», то есть прорезыватели для зубов. Они изготавливаются из безопасного мягкого пластика или силикона и имеют множественные мелкие зазубринки и маленькие шипы. Когда ребенок грызет такую игрушку, он массирует не только десны, но и свою ручку, которой держит прорезыватель.
Подсознательная потребность в развитии мелкой моторики наблюдается у детей в младенческом возрасте. Наверняка вы сталкивались с такой потребностью, когда замечали, что ваш ребенок тянет ручки в рот, сосет или кусает пальчики. Не стоит одергивать ребенка и пытаться запретить ему это делать, боясь этой «нехорошей привычки». Если малыш чувствует себя спокойно, уверенно, у него нет неврологических расстройств, то переживать не стоит. С возрастом малыш сам отучится от этого, но пока потребность тянуть ручки в рот существует, не отбивайте ее у малыша. Кстати, таким образом дети массируют не только ручки, но и язычок, что в скором времени обязательно скажется положительно на формирование речи.
С детьми более старшего возраста уже можно играть в игры на развитие мелкой моторики и проводить специальные занятия.
«Пальчиковые» игры
«Пальчиковые» игры представляют собой своеобразную инсценировку каких-либо историй, чаще всего, рифмованных, с использованием пальцев. Начинать играть в такие игры можно даже до одного года, а затем продолжать, немного усложняя движения пальцев. Играть же можно вплоть до окончания младшего школьного возраста.
Большинство таких игр подразумевает использование двух рук, благодаря чему дети начинают разбираться в том, что такое «вниз», «вверх», «влево», «вправо» и т.д. Для получения наибольшего эффекта, эти упражнения для пальцев необходимо выстраивать таким образом, чтобы попеременно менялись напряжение, расслабление, сжимание и разжимание кистей рук, а также были задействованы изолированные движения всех пальцев.
Мелкая моторика детей в младшем школьном возрасте
В начальных классах дети практически в совершенстве владеют мелкой моторикой рук и способны совершать такие же точные и ловкие движения, как взрослые. Для чего еще нужно развивать мелкую моторику у школьников? В возрасте 7–8 лет они могут рисовать четкие прямые линии, вырезать мелкие детали, пользоваться ножом, пришивать пуговицы. Однако в начале школьного пути ведущая кисть у ребенка быстро утомляется, поэтому у него не всегда получается одинаково красиво писать и рисовать. Со временем и практикой рука становится выносливее.
Важно
В этом возрасте дети совершают много однотипных движений пальцами, из-за чего может возникнуть перенапряжение одних мышц, тогда как другие будут не задействованы. Это связано не только с обучением письму (когда ребенок постоянно держит ручку или карандаш), но и с активным использованием гаджетов. Поэтому педиатры рекомендуют в этом возрасте чаще практиковать разнообразные упражнения для пальцев обеих рук.
Что развивает мелкую моторику у детей в младшем школьном возрасте?
- Помощь родителям в приготовлении блюд из теста, лепка из пластилина или глины — особенно полезно месить материалы двумя руками.
- Организация театра теней, сделанного при помощи собственных пальцев.
- Рисование двумя руками одновременно.
- Игры, в которых задействованы все пальцы. Например, пытаться набрать в руки как можно больше счетных палочек или спичек, поднимая их по одной и не теряя тех, что уже в руках.
Часто задаваемые вопросы:
На что влияет мелкая моторика для человека?
Зависит от возраста ребенка. Например, в первые годы жизни уровень развития мелкой моторики напрямую связан с речевыми способностями. В этом случае тренировка тонких движений рук помогает стимулировать развитие речи
По мере взросления ребенка занятия, где задействована моторика пальцев, продолжают оказывать благотворное влияние на умственную активность, помогая развивать внимание, воображение, креативность, дисциплину. В более зрелом возрасте развитая мелкая моторика не только полезна для интеллекта, но и помогает снизить последствия стресса
Как мелкая моторика пальцев влияет на развитие речи ребенка?
Зоны точных движений и речи в головном мозге человека находятся рядом. Импульсы, поступающие при выполнении мелких движений, стимулируют развитие речевых зон.
До скольких лет развивается мелкая моторика?
Всю жизнь. Однако в дошкольном детстве этот процесс протекает быстрее и продуктивнее, чем в более поздние периоды
Поэтому так важно уделить внимание ее развитию в первые годы жизни малыша
Чем мелкая моторика отличается от крупной?
Мелкая моторика — это точечные движения, выполняемые небольшими мышцами кистей рук, которые требуют хорошей зрительно-моторной координации. Крупная моторика — это движения, где задействованы большие мышцы тела, они помогают передвигаться в пространстве, поддерживать положение, менять направление.
Почему эффект от упражнений на развитие мелкой моторики не всегда заметен?
Многое зависит от состояния здоровья нервной системы и опорно-двигательного аппарата ребенка, а также от того, используются ли во время упражнений все пальцы руки. Большинство игр и тренировок задействует лишь большой, указательный и средний пальцы, хотя импульсы в кору головного мозга должны поступать и от остальных
В занятиях с детьми старше 2 лет особенно важно задействовать безымянный палец и мизинец. Для достижения эффекта от развития мелкой моторики нужно использовать изолированные движения каждого пальца, а также чередовать сжатие, растяжение и расслабление мышц
В этом поможет грамотная пальчиковая гимнастика.
Примеры пальчиковых игр
Итак, развитие мелкой моторики рук у детей 3 – 4 лет начинают с самых простеньких игр:
- Активно потрите ладошки, попросите малыша сделать то же самое.
- Покажите ребенку, как приветствуют друг дружку родные братцы – одноименные пальцы на ваших руках: прикасайтесь поочередно друг к другу мизинцами, безымянными, средними, указательными и большими пальцами, говоря малышу, что так братики здороваются. Пусть он попробует повторить.
- Пусть малыш представит, что его указательный и средний пальцы – это ножки, которые топают по тропинке (например, в лес за сладкой земляникой). Его пальчики должны точно шагать по поверхности стола.
- А теперь пусть превратится в старенькую бабушку (дедушку), которые плохо видят. Доктор прописал им очки (большими и указательными пальчиками ребенок изображает очки, поднося их к глазам).
Немного позже, когда малыш привыкнет к таким упражнениям, можно начинать игры с небольшими стишками, постепенно добавляя все более длинные стишки и сложные движения.
Лодочка
Зайчиха в лодочке плывет (ребенок складывает ладошки в форме лодочки),
Зайчонка плыть с собой зовет (малыш машет руками зовущими жестами).
Котик
Как больно кусается котик-малыш,
Решил он, что видит не пальчик, а мышь!
Но я ведь играю с тобою, малыш,
А станешь кусать, я скажу: «Ну-ка, брысь!»
Выполняя эту игру, мама берет старую прищепку с расслабленным механизмом зажима, чтобы она больно не прихватывала, и по очереди «кусает» каждый пальчик ребенка.
Загибалки
Суть этой игры в том, чтобы по очереди загибать каждый пальчик на ручке малыша. Для этого можно использовать самые разные потешки. Например, такие:
Этот пальчик — папочка.
Этот пальчик — мамочка.
Этот вот — дедулечка.
Это вот — бабулечка.
Ну а этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья!
(Начинать счет нужно с большого пальчика, чтобы закончить мизинчиком)
Этот брат нашел грибок.
Это резать стал его.
Это братец жарил гриб.
Этот только ел и ел,
Посмотри, как потолстел!
(Счет, наоборот, начинают с мизинца, чтобы закончить большим пальчиком).
Усложняемся
Следующие несколько игр содержат более сложные движения, которые ребенок сможет освоить, научившись простым упражнениям.
Улиточка
Эй, улиточка, тук-тук (положите на поверхность стола левую руку, сжатую в кулак – это будет улитка, правой рукой при этом постучите по «улитке»),
Ну-ка, покажи рога (одновременно из левого кулака медленно показываются «рожки» — указательный и средний палец),
Дам тебе за то я хлеба (обе руки вытягиваются, предлагая угощение),
Ну, а хочешь – молока (ладони складываются в форме чашечки).
Попросите малыша повторять за вами. Проделайте упражнение, поменяв руки.
Зайчишки
Прыгал заюшка косой (правая рука изображает зайку – она сжата в кулак, а указательный и большой пальцы играют роль ушек)
Под зеленой, под сосной (все пальцы левой руки выпрямляются и растопыриваются, изображая дерево).
Рядом, под другой сосной (дерево изображает правая рука)
Прыгал заюшка другой (теперь зайкой становится левая рука).
Как и ранее, пусть малыш повторяет за мамой.
Существует еще один вид пальчиковых игр, которые наверняка понравятся деткам этого возраста. Это игры с пальчиковыми игрушками. Веселые потешки проигрываются при помощи «кукольного театра», в котором используются не совсем обычные игрушки. У них существуют отверстия для просовывания пальчиков в районе ножек, ручек, рожек, ушек животных. Пальчикам придется топать, хватать или здороваться, шевелить ушками (например, как зайка), бодаться (бычок или барашек).
Сегодня можно приобрести и разнообразные книжки с подобными отверстиями в картинках. В книгах картинки обычно уже сопровождаются соответствующими стишками, останется только проиграть эти простые сюжеты.
Развивать мелкую моторику рук у младших дошкольников необходимо. И делать это можно ненавязчиво, весело и увлекательно, помогая малышу совершенствовать ловкость, гибкость и умелость пальчиков, что влияет на многие аспекты развития ребенка.
Нарушения мелкой моторики
Занимаясь с ребенком, всегда следите за тем насколько он правильно понял поставленную задачу и насколько корректно он ее выполняет. Нарушения мелкой моторики могут свидетельствовать о серьезных заболеваниях и проблемах в развитии ребенка. Конечно, любой диагноз вправе ставить только квалифицированный доктор, но родители должны следить за симптомами.
Среди нарушений мелкой моторики выделяют три основных типа:
- Неправильная подача сигнала при выполнении действия. Характерно при инсульте, травмах головы.
- Неправильная передача сигнала. Характерно при болезни Паркинсона.
- Нарушения в выполнении и приеме сигнала. Характерно при травмах конечностей, ДЦП, низкой степени развития ловкости.
Также при аутизме, дизартрии, у детей с синдромом Дауна наблюдаются нарушения мелкой моторики. Если вас что-то беспокоит, вы считаете, что моторика у вашего ребенка развита плохо, то проконсультируйтесь с детским доктором. Любите своих детей и помните, что они нуждаются в вас каждую минуту.
Развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет
В возрасте 3 лет многие дети уже легко могут говорить то, что хотят донести до окружающих. Однако, большинство из малышей говорят не очень четко и не всегда понятно. Встречаются и такие дети, которые к трем годам еще совсем ничего не говорят или произносят не более 20 слов. Не стоит переживать, если к данной категории относится и ваш ребенок. В случае, когда у вашего малыша нет неврологических заболеваний, не было сильного испуга и т.п., он сможет быстро догнать в речевом развитии своих сверстников, а речь его не будет отличаться от речи того ребенка, который стал разговаривать до 2 лет. Уделите больше внимания развитию мелкой моторики, и ребенок заговорит быстрее.
Способов ее развития много. Вы можете использовать их все, каждый день придумывая для своего ребенка новое занятие:
Массаж. О массаже мы уже немного поговорили, но хочется отметить, что он показан не только младенцам до года. Детям 3-4 лет массаж рук будет полезен, особенно при отставания развития речевого аппарата. Делать такой массаж можно самостоятельно, без привлечения специалистов. Так, нужно размять у ребенка каждый пальчик, слегка пощекотать его. Кулаком своей руки слегка надавливать на ладошку ребенка, разминая ее таким образом, а также помассировать руку до локтя.
Лепка. Одно из самых эффективных занятий на развитие мелкой моторики у детей разных возрастов. Современные материалы для лепки достаточно разнообразны, поэтому ваш ребенок точно не заскучает за таким занятием. Так, лепить можно из пластилина, полимерной глины, специального соленого теста, а также играть с кинетическим или обычным песком. Занимаясь лепкой, ребенок не только развивает подвижность пальчиков, из гибкость и ловкость, но и получает прекрасную возможность самовыражения в творчестве.
Игры с крупами. Детям 3-4 хорошо подходят игры с крупами, фасолью или сырыми макаронами. Материал можно перебирать, собирать, нанизывать на нитку или вдавливать в пластилин для какой-нибудь поделки
Внимание! Никогда не оставляйте ребенка одного, если даете ему играть с мелкими предметами. Занятия с ними под вашим присмотром будут оказывать благоприятный эффект
Но недосмотр может привести к плачевным результатам, если ребенок решит взять рабочий материал в рот и подавится. Всегда помните об этом!
Гимнастика для пальцев. Гимнастику можно отнести к категории массажа. Однако, она отличатся тем, что ее ребенок может выполнять сам. Одна из самых распространенных гимнастик раньше выполнялась в школах и звучала так: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали. А сейчас мы отдохнем и опять писать начнем». В процессе произношения дети собирают пальчики в кулак и расправляют их несколько раз подряд. Вы можете придумать вместе с малышом свою речевку для гимнастики и выполнять ее каждый день.
Занимаясь играми на мелкую моторику, не ждите мгновенного результата. Здесь важна последовательность и обязательность выполнения упражнений каждый день. Занимайтесь постоянно, и тогда результат будет положительным.
Сегодня мы поговорим о важной роли развития общей (крупной) моторики для будущего школьника.Что такое общая или крупная моторика?
Это те двигательные навыки, которые требуют включения мышц и движений всего тела для выполнения таких функций, как поддержание положения стоя или сидя, ходьба, бег, прыжки, навыки ухода за собой (например, ребёнку некоторое время нужно удержаться на одной ноге не падая, если ему нужно надеть брюки). Они также включают в себя зрительно-моторную координацию, необходимую для взаимодействия с различными предметами (например, умение бросать или ловить мяч).
Общие моторные навыки оказывают влияние не только на множество повседневных дел, с которыми сталкивается ребёнок, но и на то, как будет проходить его день в школе. Эти навыки становятся базой для выносливости ребёнка, необходимой для того, чтобы справиться с школьным распорядком (возможность удержаться несколько уроков сидя за партой, перемещаться по школе, носить тяжёлый школьный рюкзак).
Недостаточность крупной моторики приводит к тому, что ребёнок находится в постоянной борьбе, затрачивая слишком много усилий для преодоления действий, которые для взрослого кажутся очень лёгкими.
Развиваем мелкую моторику домашним хозяйством
Сейчас в магазинах очень много игрушек для развития детской моторики, но освоенные игры часто надоедают. Как же сделать так, чтобы ваш малыш развивался постоянно?
Есть маленькая хитрость – пусть он вам помогает по дому. Ведь детки любят подражать взрослым и с удовольствием помогут им во взрослых делах, а непослушные пальчики получат необходимую тренировку. Попросите его:
снять кожицу с картофеля, сваренного в мундире. Очистить яйцо от скорлупы, а цитрусовые – от кожуры;
- вытащить из расколотой скорлупы грецких орехов ядро, отшелушить пленку с жареного арахиса;
- убирать пальчиками крошки со стола, помочь собрать с пола мелкие предметы: горошинки, пуговки, бусинки;
- закрутить отвёрткой шуруп;
- перебрать различные крупы;
- лепить манты, пельмени, печенье;
- перебрать ягоды;
- помыть овощи и посуду, но постарайтесь перемывать её только тогда, когда ребёнок не видит, чтобы труд малыша в его глазах не обесценился,
- развязать пакеты из магазина;
- прополоть огород;
- пересадить рассаду, которую не жалко;
- собирать вместе с вами ягоды;
- собирать инвентарь для поделок: шишки, жёлуди, листочки;
- открывать двери и почту ключиком;
- самостоятельно одеваться и раздеваться, расшнуровывать и зашнуровывать обувь;
- заплетать косы себе, маме, сестре;
- вешать бельё, пользуясь прищепками;
- комкать и отрывать бумагу для обуви, которую убираете на зиму;
- отвинчивать пробки;
- точить карандаши точилкой;
- найти край скотча и отклеить;
- достать предметы из-под шкафа и других узких пространств, куда ваша рука не влезет;
- аккуратно листать книжки;
- чистить расчёску,
- убирать катышки с одежды пальчиками;
- нанизывать бусинки;
- сортировать пуговички;
- сматывать пряжу;
- помогать набивать наполнителем (синтепоном) самодельные игрушки.
Делаем песочные дорожки и песочные картины
Когда я первый раз предложила дочери сделать песочную дорожку (вернее у нас это были дорожки из манки ), я даже не ожидала, что она так заинтересуется. А она с удовольствием подхватила идею и принялась увлечено насыпать дорожки между бегемотом и слоном, между зайцем и его домиком… В общем, ее было не остановить
Задача ребенка в этой игре – помочь зверушкам добраться до какой-то цели, сделав им настоящую насыпную дорожку. Границы дорожки вам нужно будет заранее нарисовать или выложить из счетных палочек / спичек. Ну а ребенок уже будет заполнять все дорожки «песочком», предварительно намазав их клеем (клей – по вашему желанию, можно и без него). На роль песочка лучше всего подходит манка. Или, если у вас есть цветной песок, можно использовать его.
Что такое мелкая моторика
Мелкая моторика — это скоординированные действия кистей и пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной, зрительной и мышечной системами. Другими словами, это способность манипулировать маленькими по размеру предметами, при которой задействованы только мелкие мышцы организма.
Не стоит путать понятия мелкой и крупной моторики, сенсорики. Они взаимосвязаны, развиваются в организме ребёнка параллельно, но отличаются друг от друга:
- крупная моторика — это движения крупных мышц организма, основа физического развития ребёнка: ходьба, прыжки, повороты тела, бег и другие активные действия;
- сенсорика — это восприятие окружающего мира через ощущения (тактильные, зрительные, вкусовые, слуховые), благодаря которому у ребёнка формируются навыки и предпочтения, он имеет представление о различных предметах, явлениях и действиях.
Учёные доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка, поэтому мелкой моторикой необходимо заниматься с самого рождения малыша
Ум ребёнка — на кончиках его пальцев.
В. А. Сухомлинский, педагог
Это не просто фраза, а научно доказанный факт. Именно на кончиках пальцев расположено огромное количество нервных окончаний, импульсы через которые подаются в головной мозг, где информация обрабатывается, дополняется данными различных рецепторов: зрительных, слуховых, обонятельных. И только потом ребёнок воспринимает целую картинку, предмет или действие. Педагоги вместе с известными учёными доказали, что развивая мелкую моторику, малыш быстрее учится говорить, писать, логически мыслить. Поэтому заниматься с ним рекомендуется с раннего возраста.
Мелкая моторика для развития речи и других навыков
- Умение управлять руками — основа овладения навыками, которые необходимы ребёнку в повседневной жизни.
- Мелкая моторика нужна для развития важнейших психических процессов: памяти, восприятия окружающего мира, мышления, логики, внимания и речи.
- Уровень развития мелкой моторики — один из главных показателей готовности к обучению ребёнка в школе.
Мелкая моторика начинает развиваться уже с рождения: сначала малыш рассматривает свои руки, потом учиться сжимать и разжимать пальцы, управлять ими, чтобы схватить игрушку или находящийся рядом предмет. По мере взросления он понимает, как правильно держать кисть или карандаш, учится рисовать, а ближе к 6–7 годам пробует писать. Конечно, некоторые моменты ребёнок сможет изучить сам, т. к. все дети любознательны и проявляют интерес к незнакомым предметам. Однако учёные и педагоги настаивают, чтобы родители занимались с ними посредством специальных игрушек и заданий, выполняли упражнения, способствующие совершенствованию мелкой моторики рук.
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов начинается с развития движения рук, пальцев и кистей — это доказанный учёными факт. Поэтому, чтобы мозг ребёнка развивался, необходимо тренировать его руки. Кроме того, вся дальнейшая жизнь будет требовать координированных движений, необходимых для рисования, письма и выполнения множества других действий.
Совершенствование мелкой моторики развивает мозг ребёнка и готовит его к выполнению повседневных действий
Недостаток развития мелкой моторики может привести к таким последствиям для малыша:
- отсутствие интереса к рисованию, лепке и другим видам деятельности;
- сложности с адаптацией к образовательному процессу в школе: ребёнок хуже воспринимает новый материал, плохо читает, поэтому темп обучения ему кажется слишком быстрым и сложным;
- недостаточное развитие творческих способностей, мышления и внимания;
- неспособность ровно провести прямую линию, правильно запоминать и писать цифры или буквы;
- если попросить его нарисовать картинку, он в большинстве случаев не может правильно разместить предметы на пространстве листа, ему не хватает фантазии, нет разнообразия цветов и чёткого сюжета;
- такие дети позже начинают говорить, у многих наблюдаются дефекты речи, которые сложно поддаются корректировке даже во время занятий со специалистами.
На что влияет мелкая моторика — видео
<iframe allowfullscreen=”” frameborder=”0″ height=”281″ src=”https://www.youtube.com/embed/4P1Sje44yRY?feature=oembed” width=”500″></iframe>
Игрушки для развития мелкой моторики у детей
Сегодняшним детям можно по-доброму позавидовать. Огромное количество развивающих игрушек на все случаи жизни помогают всестороннему развитию маленького человечка. Для мелкой моторики существует огромное количество конструкторов, от простых пластиковых кубиков до Лего с мельчайшими детальками. Подберите своему чаду подходящий по возрасту комплект, и он с удовольствием начнет возводить дома и строить замки, тем самым развивая свои ручки.
Хорошо развивают пальчики крохи специальные крупные пазлы для самых маленьких (доска Сегена). Собирая игрушку, малыши не только развивают руки, но и тренируют логическое мышление.
Подарите малышу кубик-сортер с отверстиями, в который вставляются разные предметы, например, формочки для игры в песочнице. На каждой грани имеется выемка, в которой поместится только определенная игрушка.
На прилавках магазинов вновь появились красочные матрешки. Еще наши мамы развивали нас с помощью этой замечательной игрушки. Такой подарок доставит много радости и принесет пользу вашему малышу.
В детстве все любят слушать сказки. Если приобрести или смастерить игрушки для кукольного театра с любимыми персонажами, малыш с удовольствием оденет их на руку, заставляя кукол двигаться.
Помните! Развитие речи у ребенка напрямую зависит от мелкой моторики. Бывает, что малыш не может объяснить взрослым чего хочет, поэтому капризничает и нервничает. Чем быстрее малышок научится правильно говорить, тем комфортнее ему будет в яслях или детском саду.
Развивая у малыша мелкую моторику, не стоит силой заставлять его выполнять те или иные действия. Все занятия должны проходить в легкой игровой форме и доставлять малышу радость.
Мелкая моторика, что это?
Мамы, папы и бабушки малышей должны знать — мелкая моторика получила название не по причине того, что она не очень важна при развитии ребенка, а потому, что отвечает за работу мелких мышц. Умение обращаться с мелкими предметами в раннем детстве благотворно сказывается на дальнейшем умственном и физическом развитии.
Развитая мелкая моторика у ребенка помогает ему хорошо обращаться с ручкой, карандашом или кистью, пользоваться ножницами, швейной иглой и другими мелкими предметами. Такой малыш быстро учится завязывать шнурки или застегивать пуговки. Для работы с мелкими предметами маленькому человечку потребуется хорошая координация, за которую отвечает один из разделов головного мозга.
Развивая у малыша мелкую моторику, вы тем самым способствуете развитию его интеллекта и способности к учебе.
Ребенок хорошо управляет движениями кистей рук и пальчиков, когда костно-мышечная и нервная системы находятся в полной гармонии.
Играем с магнитным лабиринтом
Ну и еще парочка интересных игрушек, которые сгодятся в возрасте от 2,5 лет
Во-первых, это магнитный лабиринт (Ozon, My-shop, KoroBoom). Не хочется повторять избитое «развивает мелкую моторику», но это так Ребенок учится проводить шарики по лабиринту с помощью магнитной палочки. При этом палочку нужно держать строго вертикально и плотно прижимать к поверхности лабиринта, а это непросто. Шарик будет отцепляться, а палочка не захочет поддаваться, так что малышу надо будет приложить все усилия.
Встречаются разные лабиринты. Некоторые построены так, что все шарики нужно привести в какое-то одно «финишное» место, в других – таких мест несколько, а некоторые вообще предполагают игру с соперником (например, футбол) и содержат сразу две палочки для игры.