Что такое логическое мышление
Логическое мышление — это мыслительный процесс, когда человек рассуждает последовательно, без противоречий. Этот тип мышления позволяет здраво оценить текущую ситуацию — он включает в себя навыки думать, опираясь на реальные факты и аргументы.
Логика изучает формы и законы мышления, ход умозаключений. У этой науки есть основные понятия и законы, которые позволяют разобраться в любой ситуации и решить задачу с точки зрения рациональности — без эмоционального подтекста, который затуманивает разум.
Логическое мышление очень важно, как для взрослых, так и для детей — этот навык помогает:
- Найти быстрый и эффективный способ достижения поставленных целей.
- Быстро находить выход из разных жизненных ситуаций.
- Заранее просчитывать ходы и действия оппонентов и конкурентов, чтобы иметь возможность обойти их: например, в бизнесе или на работе.
- Грамотно выражать свои мысли.
- Работать с фактами.
- Находить оптимальные и лучшие варианты решения проблем.
- Трезво оценивать текущие события, не поддаваясь эмоциям.
- Влиять на людей, приводя весомые аргументы и факты.
- Делать выводы на основе постоянного самоанализа и поиска ошибок.
Конструирование
Игры с конструктором помогают развивать двигательные навыки, мелкую моторику и творческое мышление. Создание построек по схемам, воспроизведение задумок в реальности развивают пространственное и структурно-логическое мышление.
Хорошо бы находить время на совместные занятия с ребёнком и в таком формате. С помощью кубиков можно создавать очень занимательные задания.
Лего поможет изучить многие математические понятия.
Математика очень тесно связана с логикой, поэтому не забывайте о математических играх для детей.
Ну и, конечно же, игра Танграм — великолепно развивает логическое и пространственное мышление детей.
Очень интересная и полезная книга «Танграм в загадках».
У всех детей вызывает восторг удивительный лист Мёбиуса.
Логика по возрастам
У детей 2-3-летнего возраста идет активное развитие мелкой моторики. Нужно предлагать им веселые логические задания — сортировать предметы по цвету, форме, размеру или материалу. Можно выделять карточки с изображениями по одному или нескольким общим признакам — фрукты-овощи, одежда-обувь, составлять картинку из частей — пазла или из кубиков
Важно рассматривать картинки с сюжетами и придумывать по ним короткие рассказы: что делают дети, взрослые на картинках
С трех до пяти лет важно заниматься с конструкторами, мозаикой или пазлами, помогать ребенку формировать логический синтез целого из частей. Можно попросить его собирать из деталей фигурки животных, машин, других предметов
Можно предлагать исключение из ряда предметов лишнего, повторять логические цепочки — рисовать фигуры по образцу, собирать из карточек логические ряды, добавлять в ряд недостающие предметы. Очень полезны для развития логики загадки — как обычные, так необычные. Помогают развитию логики картинки-раскраски, они должны меняться со временем от простых к сложным, где много деталей. Можно предлагать практические задания — найти хвостик мышке, найти заплатку к платью и т.д.
В возрасте шести-семи лет тренируйте образное мышление детей и решайте задачки в уме, играйте с ребенком в шашки и шахматы, собирайте сложный конструктор и головоломки
Важно давать задания на изучение окружающего мира, устанавливать с ребенком причинно-следственные связи в природе, моделировать события ближайшего будущего
Как способствовать формированию словесно логического мышления ребенка
Особенности формирования словесно логического мышления в дошкольном возрасте заключаются в активном становлении категориального строя мыслительных процессов. Абстрактные понятия, которые все больше наполняют лексический словарь ребенка, приобретают конкретность и помогают ему формулировать суждения. Оперируя суждениями, детский мозг приходит к умозаключениям и выводам.
Начальный этап развития логического мышления у младших дошкольников отличается скудностью обоснований и аргументации. Пятилетние дети уже способны объяснять некоторые свои суждения, но они чаще ссылаются на случайные обобщения.
В рассуждениях старших дошкольников прослеживается более глубокое понимание многих закономерностей, но им также не всегда удается абстрагироваться от несущественных признаков в своих умозаключениях. На умение выделять существенные признаки опирается обобщение и классификация, это необходимый навык для школьного обучения.
Что следует развивать
В младшем дошкольном возрасте только проявляются начальные попытки логических рассуждений. Малыш нуждается в расширении понятийного словарика.
На этой стадии развития важно пополнять лексический запас ребенка, поясняя, что значит то или иное слово. Для развития мыслительных операций оперируют только реальными предметами («Чем похожи стол и стул?», «Положи на тарелку только фрукты»)
Средний дошкольный возраст отличается бурным развитием образного мышления, поэтому логические операции лучше всего тренировать, применяя соответствующие картинки. Это стадия активного формирования суждений. Необходимо следить за истинностью суждений, пояснять ребенку, если он ошибается, какие признаки нужно учитывать, и помогать ему сформулировать верное суждение.
Старший дошкольник не только активно использует формы и операции логического мышления, но и предварительно планирует свою деятельность: намечает логическую последовательность, что за чем он будет выполнять, обустраивает место для сюжетной игры и даже подключает коллективное планирование.
Предшкольный этап важен для расширения осведомленности и формирования навыков усвоения информации (см. Что ребенок должен знать к 1 классу). Следовательно, в этом возрасте должен постоянно появляться новый материал, на котором дошкольник практикует свои умения анализировать, обобщать, классифицировать и логически рассуждать.
Развитие логического мышления
Дети уже в раннем дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием размеров, форм, цвета предметов, находящихся вокруг. Восприятие окружающего мира идет без специальной подготовки. Однако, если усвоение происходит интуитивно, оно чаще всего бывает неполноценным, поверхностным.
Развитие логики и мышления является неотъемлемой частью успешной подготовки ребенка к школе и его гармоничного развития.
Старший дошкольный возраст знаменуется началом появления знаково-символической функции сознания
Этот период обретает важность в целом для умственного развития, для формирования готовности к школьному обучению
Для обозначения предметов, последовательностей, множеств принято использовать знаковую символику, с чем и знакомят детей в период подготовки к школе. Малыши активно ее принимают.
Особенно, если такие модели придумывать сообща, акцентируя внимание на использовании обозначений не только словами, но и графически (например, в одну группу предметов попадают не только прямоугольники, но и другие фигуры, у которых 4 угла, делается акцент на число “4”).
Аналогии
Задания на нахождение смысловых связей трудно выполнять детям с плохо развитым логическим мышлением и маленьким словарным запасом. Одновременно выполнение подобных упражнений будет способствовать и обогащению словаря ребёнка, и развитию логики.
Как выполнять?Надо выявить отношения между первыми двумя словами. Затем во второй паре найти аналогичную связь.
Например: пятница/воскресенье, вторник/ (среда, четверг, суббота, воскресенье)
Разбираем: «пятница — воскресенье» какая связь? Это дни недели, идущие через день. Во второй паре к слову «вторник» подойдёт «четверг». Он тоже приходит через день после вторника.
Бежать/ стоять Кричать/(Вопить, орать, ученик, звать, молчать)
Театр/ зритель Библиотека/ (Слушатель, книги, стеллажи, читатель)
Железо/ кузнец Дерево/ (Стол, шкаф, столяр, доска, рубанок)
Ель/ стол Дуб/ (Дерево, доски, шкаф, пила, шлифовальная машинка)
Пароход/ пристань Поезд/ (Проводник, рельсы, купе, вокзал, вагон)
Машина/ мотор Яхта/ (Море, парус, капитан, палуба, рулевой)
Глаза/ очки Нога/ (Ходьба, обувь, костыль, перевязка, носки)
Паровоз/ вагоны Конь/ (Копыта, телега, скачки, дорога)
Иголка/ острие Бритва/ (Парикмахер, лезвие, борода, усы, лицо)
Музыка/ оркестр Пение/ (Песня, хор, музыкальная школа, певец)
Коровы/ стадо Волки/ (Нападение, охота, стая, серые, вожак)
Рожь/ поле Яблоня/ (Яблоки, урожай, сад, садовник, сок)
Гора/ пещера Дерево/ (Сад, дупло, лес, ветки, ствол)
Дом/ этажи Лестница/ (Дом, перила, ступени, ходить, подъём)
Число/ цифры Слово/ (Листы, книга, тетрадь, буквы, чтение)
Болезнь/ лечение Поломка/ (Машина, мотор, ремонт, слесарь, автомойка)
Прохлада/ мороз Голубой/ (Синий, небо, фиолетовый, красный)
Враг/ недруг Рынок/ (Покупатель, базар, прилавки, продавцы)
Малина/ ягода Математика/ (Учебник, учёный, наука, ученик, школа)
Растение/ семя Утка/ (Птица, пруд, утята, крякает, яйцо)
Год/ весна Жизнь/ (Человек, юность, длинная, весёлая)
Глава/ книга Квартира/ (Новая, балкон, трёхкомнатная, дом)
Голод/ тощий Труд/ (Тяжёлый, усталый, в поле, на заводе)
Фильм/ экран Опера/ (Занавес, театр, сцена, артисты, оркестр)
Понедельник/ вторник Воскресенье/ (Неделя, понедельник, календарь, суббота, послезавтра)
Вторник/ четверг Воскресенье/ (Среда, вторник, пятница, вечер)
Утро/ ночь Зима/ (Весна, осень, год, лето, неделя)
Шар/ круг Куб/ (Фигура, квадрат, кирпичик, конструктор)
Коза/ животное Хлеб/ (Печка, пища, форма, тесто, булка)
Голос/ эхо Лицо/ (Отражение, зеркало, чистое, красивое)
Использование дошкольниками средств логического мышления
Чтобы речь стала полноценным средством развития логического мышления у детей дошкольного возраста, им необходимо разобраться в том, как слово связано с определенными предметами, явлениями, их признаками и качествами. А для этого нужно освоить формы логического мышления.
Ребенку необходимо понять смысловое содержание слова (что такое картина, двери, растение и т.д.), научиться высказывать свои мысли и делать определенные выводы («Деревья выше других растений», «Чтобы двери открылись, их нужно толкнуть»).
Формы логического мышления
Дети дошкольного возраста используют три основные формы логического мышления:
- понятие
- суждение
- умозаключение
Понятие раскрывает смысловое содержание слова или словосочетания, отражая связи, отношения и существенные признаки предметов и явлений. Усвоив определенное понятие, ребенку не приходится каждый раз задумываться, что же оно означает. Сложность в этом отношении доставляют абстрактные понятия, которые еще не доступны ребенку (народ, сообщество, прогноз и пр.)
Суждение также отражает связи и отношения между объектами, но с выражением субъективного мнения говорящего. По этой причине суждения бывают истинными и ложными.
В тех вопросах, которые дошкольнику близки и понятны, он может рассуждать логически верно. Но большая часть суждений ребенка далека от истины, так как его предположения основываются на недостаточных знаниях и малом опыте.
Умозаключение требует нескольких суждений, на основе которых можно получить вывод. Дошкольники чаще всего выдают умозаключения, отталкиваясь от известных им аналогий, поэтому могут заблуждаться в своих выводах («Курица летает, потому что у нее есть крылья»).
Мыслительные операции
К средствам логического мышления также относятся мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Наглядные логические операции наблюдаются уже в предметной деятельности. Когда малыш выполняет простейшие упражнения на стадии наглядно действенного мышления – собирает пирамидку, складывает детали в коробочку, – ему приходится сравнивать, анализировать, выделять главное и второстепенное. Действия ребенка приобретают результативность, если он верно выполняет мыслительные операции.
Охарактеризуем кратко, как работают операции логического мышления в дошкольном возрасте.
Анализ – выделение частей целого объекта и мысленное раскладывание на составляющие применяется в любой деятельности. Данная мыслительная функция помогает ознакомиться с предметом; подсказывает, с чего начать рисунок, и что нужно изобразить; смоделировать условия для сюжетной игры и распределить роли.
Синтез – представление целостного объекта на основе отдельных частей. Синтез тесно переплетен с воображением и конструированием. Ребенок представляет образы и фантазирует, собирая детали и отдельные признаки в единое целое.
Обобщение – объединение объектов, основываясь на существенных признаках. Первые обобщения ребенка связаны с орудийными действиями. Выбирая палочку или щепку в качестве ложки, чтобы «покормить» куклу, дошкольник ориентируется на внешний вид ложки, ее размеры и удобство в использовании. Он обобщает признаки и находит предмет-заместитель. Используя подобные заместители в сюжетных играх, дети обязательно их называют, то есть, обозначают понятие, известное всем.
Сравнение – установление, в чем сходны объекты, и чем они различаются. Операции сравнения дошкольник подвергает любую поступающую и новую для него информацию
Ему важно понять, что он уже знает о только что увиденном или услышанном. Там, где ребенок затрудняется выстроить цепочку рассуждений самостоятельно, он задает ряд уточняющих вопросов («Сосна как елка, только с длинными иголками
А ее иголки опадают на зиму, как листочки?»).
Классификация – выделение класса объектов, опираясь на существенные признаки, — наиболее сложная операция для дошкольников, поскольку требует не только выявления характерных признаков, но и абстрагирования от несущественных. Часто ребенок выполняет поисково-исследовательскую мысленную работу, чтобы разделить по группам, классифицировать объекты или информацию.
Каждая из мыслительных операций помогает ребенку развивать логику и постигать закономерности окружающей действительности.
Примеры упражнений на логику
Началом к обучению логическому мышлению карапуза послужат лепка и рисование. Немаловажную роль играет общение с ребенком вне классического занятия: дома или во время прогулки. Порой мы не замечаем сами, как часто объясняем действия окружающих, природные явления, описываем предметы и их назначение. Такие импровизированные уроки служат базисом развития логики у детей.
В возрасте 3-4 лет уделите внимание настольным играм. К подбору упражнений подойдите обстоятельно
Основные принципы развития логики в этом возрасте – разнообразие, смысловая наполненность и игровая форма деятельности.
Наибольшую популярность среди детей завоевали следующие задания.
- Задания на соотнесение картинок одного рода. Например, «Найди пару».
- Составление слова из группы букв. Например, «Звездный час».
- Игра «Найди три отличия».
- Найти лишний предмет, отличающийся от других по свойствам. Например, «Третий лишний».
- Разрезать известную малышу геометрическую фигуру на крупные фрагменты и попросить собрать этот пазл.
- Игра «Отгадай загадку».
- Игра «Съедобное-несъедобное».
Для детей возраста 5-7 лет занятным покажется решение логических задач для дошкольников. Приведем несколько примеров заданий с ответами.
Собаке привязали колокольчик к хвосту. Как ей нужно двигаться, чтобы не слышать его звона?
(Никак).
Шарику надели ошейник и нацепили поводок длиной 10 метров, но Шарик прошел в нем 200 метров. Как ему это удалось?
(Он шел вместе с хозяином).
Маша и Лиза захотели порисовать. Одна из них рисовала карандашом, другая – мелками. Маша рисовать мелками не захотела. Чем рисовала Лиза?
(Мелками).
Двое мальчиков ели яблоки. Вите попалось неспелое и желтое, Коле – желтое и сладкое. Что общего было между яблоками ребят?
(Желтый цвет).
Лошадка, коровка и козочка жили в трех разных домиках. Лошадка жила не в синем и не в красном. Козочка жила не в синем и не в зеленом. В домиках каких цветов жили зверята?
(Лошадка жила в зеленом, козочка жила в красном, коровка жила в синем).
- Настя, Таня и Оля – подружки. Настя выше Тани, Таня выше Оли. Кто из подруг самый высокий? Кто из подруг самый низкий? (Настя выше всех, Оля ниже всех).
- На столе лежит груша. Ее разрезали на 4 части. Сколько груш теперь лежит на столе?
(Одна).
На полянке в лесу росли 2 елки. У каждой елки по 3 ветки. На каждой ветке по 1 мандарину. Сколько мандаринов росло на елках?
(На елках мандарины не растут).
Папу Егора зовут Николай Анатольевич, а дедушку – Александр Николаевич. Какое отчество у мамы Егора.
(Александровна).
Решение нестандартных задачек на логику в старшем дошкольном возрасте – легкий способ развития логического мышления. Систематические занятия станут хорошим подспорьем в подготовке к освоению школьной программы. Со временем вы повысите сложность игровых упражнений, чем немало подогреете интерес к их выполнению.
Резюме
Возможно, вас удивит, что ребёнок легко справляется с логическими задачами, которые казались вам трудными, и предлагает решения, о которых вы не подозревали. Дело в том, что детское мышление ещё не подвержено шаблонам и стереотипам
Важно помочь ребёнку сохранить эту пластичность ума. Чем раньше он начнёт развивать логику, тем легче ему будет учиться в дальнейшем.
В начальной школе «Фоксфорда» мы уделяем внимание логике с первого класса. Программа 1-4 классов включает курс алгоритмики, на котором дети учатся решать логические задачи, ребусы и головоломки, а в более старшем возрасте осваивают азы информатики и программирования
Такие занятия отлично развивают логическое мышление и позволяют овладеть навыками одной из самых востребованных профессий.
Пара советов напоследок:
- Не ограничивайтесь только точными науками. Играйте с ребёнком в творческие игры: предложите нарисовать предмет по описанию его свойств, или составить рассказ, используя заданные словосочетания. Такие занятия не только тренируют логическое мышление, но и развивают фантазию и помогают ребёнку раскрыть творческий потенциал.
- Не стоит заниматься развитием логики ребёнка слишком серьёзно. Лучше превратите занятия в игру. В будущем вашему сыну или дочери придётся решить немало по-настоящему серьёзных задач и находить выходы из непростых ситуаций. А пока пусть учится справляться с трудностями в игре.
Настольные логические игры и головоломки
Настольные игры – отличный способ развивать не только логическое мышление, но и усидчивость. Дети учатся размышлять и планировать, обдумывать каждый ход и составлять стратегию действий.
Сегодня производители детских товаров предлагают огромнейший выбор таких игр, среди которых можно выделить, игры типа кирпичиков или уголков, где требуется сложить определенную заданную фигуру по образцу из кирпичиков. Наподобие игры в кирпичики, можно выделить игру фанты – где нужно постараться построить башню, вытаскивая по одному брусочку, при этом стараясь сохранить равновесие. К настольным играм можно также отнести лото и домино.
Среди всех доступных игр из подручных средств можно отнести и игры со спичками: например, попросить ребенка решить несложные задачи с помощью них:
- сложить 2 треугольника из пяти спичек;
- сложить из 16 спичек 5 квадратов и спросить ребенка, какие 4 спички нужно убрать, чтобы осталось 3 равных квадрата;
- можно просто дать ребенку коробок спичек и попросить сложить из них все буквы алфавита или разные слова.
Однако, используя такие материалы как спички, важно провести с детьми профилактическую беседу про правила пожарной безопасности. А лучше всего использовать вместо спичек счетные палочки
Головоломки – это тоже увлекательные и полезные игры на развитие логики. Среди таких игр можно выделить логический шар – лабиринт – это сфера, состоящая из лабиринтов и дорожек, через которые нужно провести шарик разными способами. Такая игра отлично вырабатывает усидчивость и логику. К головоломкам также можно отнести и классический кубик Рубика. В 6-7 лет дети, как правило, уже способны его собрать.
Как книги помогают развить логику у детей?
Даже когда ребенок не умеет читать, уже можно развивать у него логику путем чтения специальных сказок с вопросами. Если ребенок положительно относится к чтению, то начинать развивать его мышление можно уже с 2-3 лет. Стоит отметить, что через народные сказки можно передать ребенку не только элементарные навыки логического мышления (причина-следствие), но и научить его фундаментальным понятиям, таким как добро и зло.
Если вы используете книги с картинками, это очень хорошо влияет на словесно-логическое мышление ребенка, у которого сформировано образное мышление. Дети сопоставляют услышанное с изображениями, стимулируют свою память и улучшают словарный запас.
Детям от 3 до 5 лет будет интересно почитать загадки и ребусы. Обучение нужно проводить в игровой форме. Некоторые к 5 годам уже могут самостоятельно читать, поэтому им вдвойне полезнее будет поработать над загадками.
Для детей постарше есть специальные учебники по логике, сборники задач. Попробуйте вместе с ребенком разгадать некоторые из них. Совместное времяпровождение сблизит и даст отличные результаты.
Как развить логическое мышление у детей?
В отечественной школе в разное время практиковались 3 подхода к формированию мыслительных способностей.
- Первый подход – преподавание отдельного курса в школе. В русской дореволюционной классической гимназии был элементарный курс формальной логики, отменённый после событий 1917 года. Но умные люди были нужны. В 1946 году его попытались возобновить в старших классах, но безуспешно: не было специалистов, учебников.
- Второй подход прямо противоположен: нет необходимости специально обучать школьников логическим знаниям и навыкам. Это ближе к нам. Каждый учебный курс имеет внутреннюю логику. Обучаясь, учащийся выполняют целую систему операций логического мышления: сопоставляет и обобщает факты, делает выводы, проверяет их, выделяя главные и второстепенные связи, рассматривает вещь с нескольких сторон и т. д. Это в идеале. А как в действительности? Всё не так просто. Самостоятельно усваивают образцы логического мышления из учебного материала наиболее подготовленные единицы. Основной массе учитель должен разъяснить специально. В противном случае эти ученики подвигаются в развитии логики крайне медленно, с большими пробелами. Всегда ли у учителя получается?
- Третий подход, забытый нынче, предложен К. Д. Ушинским: начинать формирование логического мышления с детства на примерах родной природы. Самый подходящий для современного образования, но практически не применяемый.
Что предлагал К. Д. Ушинский?
Переведем на современный возраст.
Дошкольники
- Учить детей классифицировать предметы – относить каждый из них к определённой «семейке» (группе). Дошкольники инстинктивно стремятся упорядочить, классифицировать этот мир, чтобы как-то в нём ориентироваться. Они задают вопросы: «А птицы – звери?»; «А мой шарфик – тоже одежда?»
- Учить отыскивать, пересчитывать и излагать по порядку признаки предметов, находящихся перед глазами (продолжить это в школе), а затем сравнивать несколько знакомых им предметов, находя различие и сходство.
Младшие школьники
- Продолжаем находить сходство и различия при сравнении предметов. Так ученики смогут осознать, что есть сравнение и научатся размещать предметы по родам и видам.
- Итоговым заданием в младшей школе Ушинский считал формирование понятий: явление, цель, причина, следствие, назначение.
В помощь педагогам и родителям Ушинский создал специальное пособие «Первые уроки логики». Оно есть в интернете в старом издании замечательной книги Константина Дмитриевича «Детский мир и хрестоматия». Приведу в пример рассказ из «Первых уроков логики».
После этого сравнения отец с сыном рассуждают на тему: что такое различие и сходство. И так далее.
В современном обучении такой подход не приветствуется. В некоторых курсах структура вообще не просматривается. Достаточно сравнить «Природоведение» советских времён и современную нарядную книжку Плешакова. Первое – это система, второе – набор рассказов о том о сём происходящем в природе. Первое учит, второе – по существу книжка для дополнительного чтения. Откуда же возьмётся логическое мышление даже у совсем неглупых ребят?
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Развитие логического мышления“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логическое мышление
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Материал к занятию: волшебный цветок с заданиями; таблицы, рисунки с геометрическими фигурами на каждого ребенка, простой карандаш, счетные палочки.
Ход
I. Вводная часть
Ребята, давайте улыбнемся, поздороваемся и подарим друг другу хорошее
настроение.
«Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок.
Здравствуй, утро, здравствуй, день,
Нам здороваться не лень».
Ребята, вы любите путешествовать? (Да)
Мы сегодня отправимся в страну логических задач. А поможет нам в этом волшебный цветок.
(показываю)
Вы готовы? (Да)
II. Основная часть
Тогда в путь. Отрываем лепесток с цифрой 1.
1. Разминка.
Сколько ушей у двух мышей? (4)
Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? (2)
Сколько дней в неделе? (7) Какие выходные? (суббота, воскресенье)
Сколько орехов в пустом стакане?
(нисколько)
Если съесть сливу, что останется? (косточка)
Молодцы!
2. Отрываем лепесток с цифрой 2.
Посмотрите внимательно на рисунки и найдите 5 отличий.
(На мольберте 2 нарисованных снеговика)
Хорошо, все отличия нашли быстро. Сейчас идем за волшебные столы.
3. Отрываем лепесток с цифрой 3. А здесь, ребятки, для вас загадки.
1) В класс вошла Маринка,
А потом Иринка,
А потом пришел Игнат.
Сколько стало всех ребят? (3)
2) Пять котят и мама кошка
Сколько кошек на окошке? (6)
3) Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может посчитать? (4)
4) На елке росли 3 груши и 2 банана. Сколько фруктов росло на елке (На елке фрукты не растут.)
4. Отрываем лепесток с цифрой 4. (на мольберте таблицы)
Внимательно посмотрите и ответьте:
Какая из геометрических фигур лишняя и почему? (прямоугольник, так как у него есть углы)
Какой шарик забыл клоун дома (Желтый)
Какие предметы спрятаны в рисунке? Какой из них лишний? (Чайник, стакан,чашка с блюдцем, тарелка, нож, расческа)
–Лишняя расческа.
Молодцы! Вы очень внимательные и быстро решили ребусы.
5. Отрываем лепесток с цифрой 5. Минутка для отдыха.
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо,
Смотрит вверх, смотрит вниз
Вдруг присела на карниз
И с него свалилась вниз.
6. Отрываем лепесток с цифрой 6.
И превращаемся в художников.
Какие геометрические фигуры вы знаете? (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал).
Возьмите листы с геометрическими фигурами. И поиграем в игру «Преврати геометрические фигуры в предметы».
Дорисуйте фигуры так, чтобы получились предметы.
У кого что получилось? (Дети объясняют)
Из вас получились отличные художники.
7. Отрываем последний лепесток и превращаемся в строителей.
Я буду читать стихи, а вы будете выкладывать из счетных палочек фигуры, о которых пойдет речь.
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его (Квадрат).
Сколько нужно палочек, чтобы выложить квадрат? (4)
Три стороны и три угла.
Кто я? (Треугольник)
Чем отличается квадрат от треугольника?
(Количеством сторон и углов)
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На крыльцо, на колесо.
(Круг)
А можно выложить круг из палочек? Почему?
Лепестки все сорваны, и пора возвращаться в детский сад.
III. Заключительная часть
И закончить я хочу словами из стихотворения:
Без математики, друзья,
Никак нам не прожить:
Ничто не сможем посчитать,
Ничто нельзя сравнить.
Нам математика дана
Уж много сотен лет.
Ведь даже мамонтов считал
Древнейший человек.
«Хвала науке из наук!»
Мы скажем не тая.
И потому учить ее
Обязанность твоя.
Работа с закономерностями
Закономерность может быть скрыта в рисунках, между числами, буквами, любыми элементами ряда.
Чтобы научиться правильно находить закономерность действуем по следующему алгоритму:
- Внимательно смотрим на ряд чисел, фигур, животных, предметов.
- Пробуем догадаться, на чем основана закономерность – по какому правилу расположены элементы.
- Пробуем определить тип закономерности.
- Проверяем наши предположения одно за другим, чтобы увидеть какое правило соблюдается.
- Убедившись, что «задуманное» правило соблюдается, мы сможем точно назвать следующие элементы ряда.
Примеры закономерностей с числами:
2, 5, 8, 11, 13, …
3, 4, 7, 8, 11, 12, …
99, 10, 88, 20, 77, …
4, 16, 5, 25, 6, …
Для детей 5-9 лет прекрасно подойдут раскраски с логическими закономерностями.