Развитие личности детей дошкольного возраста: рекомендации родителям

Виды самопознания

Процесс познания себя происходит последовательно, при прохождении следующих этапов:

  • поиск и нахождение какого-либо качества личности;
  • фиксирование его в сознании;
  • анализ, оценка и принятие.

Различают следующие виды самопознания, соответствующие способам его реализации.

  • Наблюдение за собой, мыслями, поведением.
  • Анализ по отношению к предметам и характеристикам, обнаруженным при самонаблюдении. Устанавливаются связи между причинами и следствиями.
  • Сравнение себя с другими, сопоставление с эталонами.
  • Моделирование собственной личности путем отображения характерных черт и отношений.
  • Обнаружение противоположностей качеств и осознание их.

Путь самопознания приходит к последнему этапу в стадии проанализированных характеристик. Ведь качества могут включать в себя как хорошие, так и плохие стороны. Принято также разделять процесс на три основных вида:

  • аналитический, относящийся к функции ума и ментальности;
  • творческий, в котором выражаются чувства;
  • духовный, выражающий концепцию, что самопознание – путь к просветлению.

Применение той или иной разновидности зависит от позиции, взглядов и мировоззрения. Этапы самопознания в виде вышеперечисленных способов помогают понять свой внутренний мир. А также познавать людей.

Особенности формирования самооценки

Специалисты подтверждают, что дошкольный возраст – это период, когда малыш начинает анализировать свое поведение. Появляются возможности реалистично оценивать свои поступки, затем соотносить их с мнением окружающих. Под влиянием взрослых дошколенок складывает представление о своих способностях, изучает социальные ценности, проводит сравнение между своими действиями и действиями других людей. На этих факторах складывается та или иная самооценка ребенка. Для помощи своему ребенку родителям необходимо узнать подробнее, что влияет на формирование самооценки:

  • Мнение взрослых – чем меньше ребенок, тем выше авторитет взрослого. Отсутствие жизненного опыта заставляет малыша полностью доверять словам родителей, поэтому критика по поводу своего поведения не воспринимается всерьез. Родители! Дети принимают близко к сердцу все слова близких. Как бесконечная похвала оказывает отрицательное влияние на ребенка, так и постоянная критика лишает дитя возможности реально оценивать собственную личность.
  • Определенный жизненный опыт – у детей старшего дошкольного возраста восприятие оценок родителей становится более осознанным. Накапливается индивидуальный опыт, который помогает дошкольнику прислушиваться к мнению окружающих и в соответствии с ними оценивать свои действия. Некоторые родители, представляя себе, каким вырастет малыш, предъявляют завышенные требования. Часто эти представления отличаются от физических, умственных способностей ребенка. Родители! «Завышенные стандарты» формируют у чада неуверенность, детскую застенчивость, что принижает его самооценку. Помните, что ваш ребенок – неповторимая личность.
  • Общение между ровесниками играет важную роль для становления самооценки. При выполнении совместной деятельности у детей проявляются способности, которые зачастую скрываются при общении со взрослыми: умение придумывать игры, распределять роли, знакомиться, устанавливать контакты. Коллективное общение снижает детский эгоцентризм, способствует установлению адекватной самооценки. Успех ребенка среди сверстников повысит его самооценку.
  • Уровень умственного развития – используя сверстников как «сравнительный материал», ребенок учится давать оценку поступкам других детей, наблюдая за ними со стороны, в дальнейшем он сможет адекватно относиться к своим. Родители! Научите ребенка критически оценивать свои поступки.

Личность – человек – индивидуальность

Еще не так давно, в ту самую незабвенную советскую эпоху о личности почти не говорили. Растили ребенка, готовили гражданина великой страны, частичку общества. Да, именно воспитание общества было основной целью. Сегодня же именно она – центр педагогии и психологии. И слово-то модным стало, только ленивая мама не упомянула о том, какая интересная “личность” – ее дитя. Так что это такое?

Есть три основных понятия: человек, личность, индивидуальность. Многие уверены, что по сути это одно и то же. Но это не совсем так.

Человек – Это определение. Понятие, которое указывает на принадлежность особи к человеческому роду. Человек – уникальное создание. Это единство биологического и социального начала. С одной стороны, он – существо биологическое, а с другой социальное. Потому он зависит от физиологических законов и от социума.
Личность. Вот предмет нашей беседы

Это самое важное в человеке, его духовное наполнения, его социальный признак. Это то, чем является человек. Его отношение к обществу и социальный статус – это личность

Иными словами, если “человек” – это сосуд, то “личность” – его содержимое
Индивидуальность – Набор тех особенностей, которые отличают личность от других. Темперамент, физические данные, ум, характер, взгляды, менталитет, эмоциональность и жизненный опыт. Индивидуальность – первый признак личности.

Его отношение к обществу и социальный статус – это личность. Иными словами, если “человек” – это сосуд, то “личность” – его содержимое
Индивидуальность – Набор тех особенностей, которые отличают личность от других. Темперамент, физические данные, ум, характер, взгляды, менталитет, эмоциональность и жизненный опыт. Индивидуальность – первый признак личности.

Психологи и педагоги ставят своей задачей выявлять наиболее эффективные условия для полноценного гармоничного формирования личности. Под формированием мы понимаем социальное, профессиональное, культурное и физическое развитие. Сюда же входит культивирование способностей (музыкальные, художественные, управленческие) и личностных качеств (воля, терпение). За показатель уровня развития мы принимаем развитость.

Функция личности лежит в освоении опыта, во включении человека в общественную систему отношений. Иными словами – человек формируется, проявляется и существует в обществе, являясь его составляющей.

Развитие психики ребенка от 1 года до 3 лет

Детская психика в год подвергается сильному влиянию родителей. Малыш стремится все повторять и подражать

На этом этапе, внимание родных имеет большое значение и способствует полноценному развитию малыша. Примерно в год ребенок стремится что-то говорить и у него хорошо развиты связи с предметами, которые он часто держит в руках

В два года – это уже личность, активно заявляющая о себе. Познание мира для малыша происходит в виде игры. 

Развитие психики ребенка в 2-4 года предполагает появление социальной позиции. Родители не должны лишать малыша внимания и помощи, когда это требуется. Иначе он может замкнуться в себе. В три года может появиться детский кризис. Малыш желает во всем проявлять самостоятельность. Таким образом, он доказывает, что он взрослый. Нельзя ругать ребенка, если в процессе познания мира, он что-то сломает. 

Развитие самосознания, самооценки

В этих процессах роль родителей и семьи в целом огромна. Ребенок смотрит на взаимоотношения родителей и использует эту информацию в качестве «фундамента» для формирования собственной системы ценностей. Кроме того, мальчики нередко берут пример со своих отцов, девочки – с матерей, подражая им. Если родители излишне строги к крохе, у него возникнет низкая самооценка, неверие в собственные силы.

Напротив, гиперопека и стремление потакать всем капризам – причина завышенной самооценки, неоправданно высокого представления о собственной значимости. И такому малышу в дальнейшем будет очень трудно адаптироваться. Так, в школе из всеобщего любимца он неожиданно станет самым обычным ребенком.

Семья, в которой использовалась «политика невмешательства», станет базисом для появления сильной и независимой личности, которая привыкла добиваться всего своими силами, но не способная на сострадание, чувства, сопереживания. Конечно, бывают и исключения, обусловленные характером и темпераментом малыша, но, как правило, влияние семьи очень сильно.

Наиболее продуктивным типом семейных отношений является сотрудничество, благодаря которому ребенок становится искренним, отзывчивым и трудолюбивым.

Влияние социума

Для малыша до 2 лет особое значение имеет лишь его семья и немногочисленное ближайшее окружение – друзья, няни. Однако чем старше он становится, тем с большим количеством членов общества ему приходится контактировать. Сначала это ровесники, с которыми он играет на детских площадках, потом – воспитатели и другие дети в группе. Увеличивается число правил, которым необходимо следовать.

Появляются первые друзья, которые также оказывают свое влияние на личностное развитие дошкольника. Родителям необходимо всегда быть рядом, быть готовыми помочь, не навязывая свою позицию.

Развитие самосознания, самооценки

В этих процессах роль родителей и семьи в целом огромна. Ребенок смотрит на взаимоотношения родителей и использует эту информацию в качестве «фундамента» для формирования собственной системы ценностей. Кроме того, мальчики нередко берут пример со своих отцов, девочки – с матерей, подражая им. Если родители излишне строги к крохе, у него возникнет низкая самооценка, неверие в собственные силы.

Напротив, гиперопека и стремление потакать всем капризам – причина завышенной самооценки, неоправданно высокого представления о собственной значимости. И такому малышу в дальнейшем будет очень трудно адаптироваться. Так, в школе из всеобщего любимца он неожиданно станет самым обычным ребенком.

Семья, в которой использовалась «политика невмешательства», станет базисом для появления сильной и независимой личности, которая привыкла добиваться всего своими силами, но не способная на сострадание, чувства, сопереживания. Конечно, бывают и исключения, обусловленные характером и темпераментом малыша, но, как правило, влияние семьи очень сильно.

Наиболее продуктивным типом семейных отношений является сотрудничество, благодаря которому ребенок становится искренним, отзывчивым и трудолюбивым.

Влияние социума

Для малыша до 2 лет особое значение имеет лишь его семья и немногочисленное ближайшее окружение – друзья, няни. Однако чем старше он становится, тем с большим количеством членов общества ему приходится контактировать. Сначала это ровесники, с которыми он играет на детских площадках, потом – воспитатели и другие дети в группе. Увеличивается число правил, которым необходимо следовать.

Появляются первые друзья, которые также оказывают свое влияние на личностное развитие дошкольника. Родителям необходимо всегда быть рядом, быть готовыми помочь, не навязывая свою позицию.

Самоценный период

Считая своих детей недостаточно взрослыми, родители не работают над их самооценкой. А между тем о самоценности дошкольного детства говорил А. В. Запорожец. В период становления личности, начинающийся в 2-3 года, ребенок нуждается в том, чтобы получить информацию о себе самом. Часто информация, полученная в первые несколько лет жизни, настолько оседает в сознании и подсознании, что не покидает человека всю жизнь.

Родители могут возразить: проходящий самоценный период ребенок еще слишком мал для того, чтобы ему можно было дать объективную оценку. С возрастом люди меняются до неузнаваемости. Но задача мамы и папы состоит не в том, чтобы провести анализ личности и вынести суровый справедливый вердикт. Помня о самоценности дошкольного детства в период подготовки к школе, они должны создать в глазах ребенка положительный образ его самого. Детям еще не известны критерии добра и зла. Они усвоят их в процессе социализации. Несмотря на врожденные наклонности, ребенок до определенного возраста остается в неведении относительно того, что такое добро, зло, справедливость, несправедливость. Основным представлением о самом себе остается образ, созданный родителями.

Объективное отношение к своей личности — редкое явление. Большинство людей или превозносят себя над другими, или занижают свои достоинства. Своевременная корректировка самооценки поможет относиться с уважением к себе и окружающим.

Post Views: 37 015

Игра, как основной метод развития личности дошкольника

Развитие ребенка осуществляется в ходе его воспитания и разнообразных видов деятельности, которые он выполняет. Среди них можно выделить следующие основные:

  1. Игровая деятельность.
  2. Бытовой труд. Сюда входят разнообразные бытовые операции, которые доступны для выполнения ребенком.
  3. Занятия взрослого с ребенком. Педагоги и родители организуют специальные занятия, упражнения и задания для выполнения детьми, ориентированные на их обучение и развитие.
  4. Соблюдение режима дня. Ребенок выполняет определенные действия, в течение дня, которые отражают режимные моменты: умывание по утрам, чистка зубов, питание, сон.

Игровая деятельность становится приоритетным направлением деятельности в силу своей привлекательности для ребенка.

Игра оказывает важное воздействие на развитие ребенка. Она реализуется за счет моделирования ребенком различных направлений деятельности взрослых в своем воображаемом мире

Это способствует развитию творческого мышления и раскрытию талантов ребенка.

Как и любая другая деятельность, игровая развивается по мере развития ребенка. С переходом ребенка на новый возрастной этап развития происходит и изменение игры. Если в младшем школьном возрасте, дети предпочитают играть в одиночку, игры длятся не долго (не более 20 минут), а их содержание базируется на копировании поведения взрослых, то в среднем дошкольном возрасте, дети уже начинают принимать участие в групповых играх, стремятся смоделировать в игре взаимоотношения взрослых, выполняют половые роли. В этот период, игры уже строятся по конкретным правилам, которые дети стремятся соблюдать. Происходи развитие творческих направлений деятельности. особенно активно, дети стремятся заниматься художественным творчеством.
В старшем дошкольном возрасте, игры становятся более длительными и сложными. Дети формируют игровой сюжет, поддержание которого может требовать реализации игры в течение нескольких дней. В играх, дети начинают опираться и воспроизводить морально-этические нормы поведения, происходит развитие художественной деятельности, развивается конструирование, простейшие трудовые навыки. В этом возрасте игры помогают развивать практическое мышление ребенка, развивают его логику.

В процессе игровой деятельности формируются стороны психики ребенка, которые помогают в дальнейшем эффективном развитии его личности.

В игре, ребенок учится саморегуляции и самоконтролю своих действий и своего поведения. Кроме того, игра закладывает основы коллективной деятельности, формирует чувство коллективизма, развивается коллективное мышление.

В игровой деятельности происходит передача знаний и культуры от взрослого к ребенку. Это обуславливает необходимость игровой деятельности для развития детской личности.

Как воспитывать малышей 2 лет

Воспитание двухлетки выглядит просто только для тех, кто никогда не имел дела с этим беспокойным возрастом. А вот мамы и папы очаровательных карапузов знают обо всех сложностях и затруднениях на собственном опыте. Для двухлетних малышей характерны истерики, капризы и упрямство, которые частенько доводят взрослых до настоящего отчаяния. Для ребенка в этот период значение имеют лишь собственные чувства и желания, а не доводы родителей, пусть даже и самые разумные. Особенно нелегко смириться с подобным упрямством тем, кто уверен, что дети всегда должны слушаться старших.

С малышом в этом возрасте невероятно сложно договориться. Он может капризничать по любому поводу, закатывать истерики в попытках добиться своего и упрямо отталкивать любые попытки мамы и папы помочь ему. Взрослые в таких ситуациях нередко чувствуют себя беспомощными и не понимают, что же происходит с их чадом и как с ним себя вести.

Двухлетние детки уже довольно неплохо управляются со своим телом. По крайней мере, их двигательных навыков хватает на то, чтобы дотянуться до желаемой вещи или открыть приглянувшийся шкафчик. Стремительно развивается и речь ребенка, растет его активность в познании окружающего мира

Здесь родителям очень важно понять, что малыш ни в коем случае не хочет сделать что-то назло. А все капризы и упрямство – это малоприятный, но необходимый этап взросления, с которым нужно просто смириться и переждать

Влияние посторонних

Родителям следует помнить о том, что на развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте влияют не только близкие родственники. Делать это могут и посторонние люди:

  1. Взрослые. Это могут быть соседи, знакомые семьи и т. д. Если ребенок ходит в детский сад, большую часть дня он проводит с воспитателем. Методики некоторых педагогов далеки от педагогической науки. Не учитывая особенностей детской психики, воспитатель время от времени унижает детей. Каждый ребенок реагирует на унижение по-своему. Для кого-то слова педагога ничего не значат. Другие дети протестуют, пытаются доказать, что они не такие, какими их считает воспитатель. Третья категория мысленно соглашается со взрослым человеком, считая его авторитет абсолютным. Родителям необходимо отслеживать, какие приемы применяет педагог для воспитательных целей. Если тот или иной прием оказывает негативное воздействие, нужно постараться перевести сына или дочь в другую группу.
  2. Дети. Ребенок еще не научился лгать. Он говорит то, что думает. К общению детей необходимо применять диагностический подход. Когда дошкольники играют, взрослым следует находиться поблизости и наблюдать за ними. Такая скрытая диагностика поможет определить, на каком уровне находится развитие самосознания в дошкольном возрасте, какие отношения установились между товарищами. Не следует грубо вмешиваться в игру, навязывать свои правила и пытаться повлиять на повышение самооценки одного из игроков. Для большинства детей такое вмешательство неприемлемо. Отношения должны строиться на основе доверия, а не авторитарности. Необходимо попросить разрешения присоединиться к игре. Взрослый может влиять на отношения детей только после того, как вошел в роль.

Условия развития

Развитие личности – сложный процесс, который подчиняется определенным закономерностям, но при этом происходит индивидуально. Поэтому задача родителей довольно сложна – помочь ребенку найти свой путь, но не навязывать ему свои стремления, свои интересы.

В 3–4 года ребенок вступает в новый для него период, начинает посещать детский сад, в его воспитании принимают участие теперь не только родители, но и педагоги. При этом если своевременно малыш не был подготовлен к такой перемене, у него возникнет так называемый «кризис трех лет», через который проходит огромное число детей.

Оказавшись среди ровесников, кроха попадет в новую для него среду. В этом периоде принято выделять три стадии:

  1. Адаптация. Проще говоря, привыкание к новым особенностям поведения и режиму дня.
  2. Индивидуализация. Каждый малыш находит что-то свое, пытается выделиться из числа ровесников, используя для этого либо свои достижения, либо же проказы и баловство.
  3. Интеграция. Ребенок пытается выразить свою уникальность, при этом взрослые готовы его таким принять.

Очень часто малыш подражает, как своим родителям, так и ровесникам, героям прослушанных сказок и просмотренных мультфильмов

Ребенок в силу своей возрастной специфики еще не способен многого понять, поэтому родителям важно вовремя пояснить ему нормы поведения и необходимость их соблюдения

Особенности адекватной самооценки

Эстетическое воспитание

Огромную роль в личностном развитии играет воспитание эстетических чувств, которому важно уделить особое внимание. Необходимо научить ребенка понимать, ценить и создавать произведения искусства, прекрасное. При этом «прекрасное» не совпадает с понятие «красивое», это может быть нечто гармоничное, возвышенное, духовное

При этом «прекрасное» не совпадает с понятие «красивое», это может быть нечто гармоничное, возвышенное, духовное.

Задачи эстетического воспитания дошкольника:

  • развитие у него способности к восприятию, то есть возможность замечать прекрасное в природе, искусстве, повседневности;
  • формирование эмоциональной оценки;
  • развитие потребности получать эстетическое наслаждение;
  • становление художественного вкуса, идеалов.

В итоге ребенок должен стать гармоничной личностью, готовой если не создавать собственные произведения, то хотя бы оценивать чужие творения.

Методы

Чтобы развивать в дошкольнике эстетические чувства, следует использовать всю совокупность методов:

  • личный пример;
  • посещение экскурсий, театра, выставок;
  • занятия в кружках и секциях художественной направленности.

Воспитание музыкального вкуса

Оно начинается с самого раннего детства, когда мама, укладывая малыша спать, напевала ему колыбельные. Далее необходимо приобщать ребенка к классической музыке, а при возникновении желания – научить его играть на музыкальном инструменте.

Другие направления

Развивать художественный вкус следует при помощи рисования, которое интересно большинству детей дошкольного возраста

При этом важно использовать различные техники:

  • рисовать красками (акварель, гуашь, пальчиковые);
  • мелками;
  • карандашами;
  • фломастерами.

Полезными будут лепка, бисероплетение, участие в импровизированных театральных постановках.

С раннего действа необходимо знакомиться со сказками, произведениями классической литературы, вести с ребенком беседы по содержанию прослушанного.

Важно и подходящим образом оформить комнату (или уголок) ребенка, где обязательно должны царить гармония и уют, порядок и атмосфера любви. Общение с животными – еще один фактор развития личности, поэтому по возможности желательно завести крохе кошку, собаку или хотя бы хомяка

Они научат его ответственности, доброте, отзывчивости.

Развитие личности ребенка – важнейшая задача, стоящая перед родителями, необходимо каждый день заниматься в этом направлении, не перекладывая ответственность на сотрудников ДОУ. Только в этом случае малыш станет гармоничным, целеустремленным, понимающим красоту этого мира, способным к сопереживанию и оказанию помощи, но при этом уважающим себя и знающим свои достоинства.

Первые признаки самооценки

Исследователи установили, что самооценка ребенка начинает формироваться в первые 2-3 года жизни. Она связана с так называемым кризисом трех лет (кризис самости). Самосознание дошкольника начинает свое формирование. Малыш уже понимает, что он независимая от матери личность, и постепенно от нее отделяется. При этом детям крайне необходимо получать одобрение родителей, особенно мамы. Критика поступка воспринимается так же, как и критика личности. Если дошкольника ругают за то, что он что-то сделал неправильно, он начинает сомневаться в любви родителей к нему.

Критика деятельности ребенка трехлетнего возраста приводит к тому, что у дошкольника появляется заниженная самооценка. Если мама ругает его за то, что он плохо вымыл свою тарелку или недостаточно хорошо заправил постель, интерес к деятельности пропадает. Дети становятся замкнутыми, необщительными. Они уверены в том, что если им не удалось справиться с одной задачей, они не способны справиться и с любой другой. Появление заниженной самооценки особенно опасно, когда наступает период подготовки к школе. Успеваемость школьников, которые не уверены в себе и считают себя «плохими», будет значительно ниже, чем у их ровесников, уверенных в своих силах.

Иногда взрослые не учитывают особенностей формирования самооценки дошкольников и начинают относиться к ним как к трудным детям из-за незначительной шалости («Ты дернул девочку за косичку, ты хулиган!»). Таким образом взрослые надеются на то, что ребенок устыдится своего поступка и больше никогда не будет шалить. Вместо этого родителям следует ожидать новых шалостей. Вести себя хорошо просто нет смысла. Ярлык хулигана заставляет детей подтверждать свою репутацию.

Побудительная сфера

Дошкольное детство – период развития личности, ключевой и очень важный. Именно сейчас происходит становление основных мотивов, которые будут побуждать ребенка к деятельности. В чем же его специфика?

Появляются мотивы, связанные с тем, что ребенок стремится включиться во взрослую жизнь, стать более похожим на своих родителей или их друзей, жить, как они. Зачастую такие мотивы переплетаются с игрой, поэтому малыши часто развлекаются, играя в «Дочки-матери», «Магазин» и подобные.

Кроме того, выделим и такие мотивы:

Быть лучше ровесников, соревновательный элемент. Установление и поддержание положительных отношений со взрослыми

Ребенку крайне важно, чтобы его выделили, похвалили, порадовались его достижениям. Моральные мотивы – послушание, помощь окружающим, стремление как-то порадовать их

Мотивы учения – приобретение знаний, умений и навыков.

Для дошкольника присуще не ждать похвалы, а прикладывать определенные усилия, чтобы ее получить. Кроме того, именно в этот период возникает иерархия мотивов, их соподчинение.

Виды самооценки у детей

Принято выделять 3 типа самооценки – нормальную, заниженную и завышенную. Определить ее можно с помощью специальных тестов и личных наблюдений.

Для этого используется методика на выявление самооценки ребенка – «Лесенка». Малышу предлагают поместить себя на одну из нарисованных ступенек, объяснив, что внизу должны находиться «плохие дети», выше «хорошие», а вверху «самые лучшие». По сделанному выбору можно судить об уровне самоуважения.

Конечно, одной методики недостаточно для получения достоверной характеристики детей по самооценке. Поэтому перед тем как сделать вывод, психолог применяет еще ряд тестов и проводит беседу с малышом. Но основные признаки сформировавшегося вида самооценки заметны и в повседневной жизни. Рассмотрим их подробнее.

Нормальная

Если ребенок адекватно себя оценивает, его поведение будет следующим:

  • Не боится пробовать новые для себя занятия.
  • В сложной ситуации старается найти решение самостоятельно, но умеет обращаться за помощью, если это необходимо.
  • Может признать, что ошибся и попробовать это исправить.
  • Нормально идет на контакт с детьми, не пытается унизить младших или более слабых.

Завышенная

Такие дети переоценивают свою значимость и возможности. Завышенная самооценка у ребенка определяется по ряду характерных признаков:

  • Эгоцентризм – сосредоточенность только на собственных чувствах и желаниях.
  • Болезненное восприятие критики в свой адрес, вызывающее бурю протестов.
  • Навязчивость и привлечение внимания любыми способами.
  • Агрессивность при общении с детьми, стремление выделиться за счет унижения других, желание всегда занимать лидирующую позицию.

Заниженная

Характеристика детей с заниженной самооценкой:

  • Тревожность и неуверенность, мешающие общению со сверстниками.
  • Чрезмерная скромность и застенчивость.
  • Недоверчивость, страх быть обманутыми.
  • Обидчивость, замкнутость, желание больше времени проводить в одиночестве.
  • Отказ от занятий, вызывающих затруднения и требующих приложения усилий.
  • Настрой на негатив, выражающийся фразами «У меня не получится», «Я плохой» и т. д.

Советы по воспитанию детей: помогаем избавиться от страхов

Специалисты-психологи, которые занимаются вопросами дошкольного детского воспитания и являются авторами практических методик воспитания, утверждают, что страхи у ребенка появляются в результате недостаточности тепла от родителей, и чрезмерного количества всевозможных запретов для ребенка.

Чтобы помочь малышу о своих страхах забыть, нельзя делать следующего:

  • 1. – запирать ребенка одного в комнате;
  • 2. – бить (по рукам, лицу);
  • 3. – пугать доктором («укол сделает») или милиционером («в тюрьму посадит»), или бабаем («в лес утащит»);
  • 4. – пугать собакой, волком и прочими животными;
  • 5. – прекращать с ребенком разговаривать (например, в качестве наказания);
  • 6. – заставлять малыша неподвижно сидеть или стоять в качестве наказания.

Грамотное дошкольное воспитание детей в семье должно искоренить детские страхи, а не культивировать их. Нельзя смеяться над малышом из-за его страхов, подтрунивать, называть трусишкой, а тем более наказывать за то, что ребенок боится одиночества или темноты. Воспитание детей дошкольного возраста должно полностью исключать любое высмеивание малыша, в особенности перед другими детками или взрослыми.

Если ваш ребенок боится какого-то конкретного персонажа, сказочного или настоящего — Бабу-Ягу, к примеру, Лешего или Домового, доктора — поиграйте с малышом в сказочных героев, или больничку, покажите нестрашными и добрыми представителей его волнений. Такое дошкольное воспитание детей непременно поможет справиться со страхами.

Хороший метод, рекомендуемый программами воспитания дошкольников, — вместе с ребенком нарисовать его страхи на бумаге, а потом сжечь, просто скомкать и выбросить, или даже «отравить на Луну», привязав к воздушному шару.

Многие детки боятся темноты. Советы по воспитанию детей в этом случае такие:

  • 1. – не закрывайте двери в детскую комнату слишком плотно;
  • 2. – оставляйте горящий ночник на ночь;
  • 3. – походите вместе с ребенком по темной комнате, на ощупь, находя разные предметы.

Не рекомендуется устраивать перед сном какие-то шумные или чрезмерно активные игры, читать ребенку страшные сказки, смотреть мультфильмы про злых колдунов и людоедов. Поберегите психику вашего малыша. Ему еще столько предстоит преодолеть и осилить такой долгий путь – длиною в целую жизнь!

Еще некоторые советы по воспитанию детей дошкольного возраста в семье:

Составляющие самооценки

Выделяют два компонента, лежащих в основе психологического механизма самооценивания:

  • когнитивный
  • эмоциональный

Когнитивный компонент представляет базу знаний о том, каким может быть человек, какими качествами он может обладать в принципе. Сюда же входят и нравственные характеристики, и достижения в деятельности, и то, как человек проявляется в общении.

Например, дошкольник знает, что человек может быть добрым или злым. Он примеряет к себе обе характеристики и делает вывод, что он, конечно же, добрый.

Очевидно, что 3-летний карапуз имеет настолько малый опыт в познании людей, что его представления о человеке ограничиваются тем, что ему говорят близкие. Развитие познавательных процессов ребенка и расширение круга общения постепенно сослужат ему неоценимую службу в накоплении знаний о личности.

К тому времени, когда подойдет время поступления в школу, дошкольник уже будет всесторонне информирован о личностных качествах, и много знать о том, как может проявить себя он сам в той или иной ситуации.

Эмоциональный компонент самооценки (или аффективный) накапливается благодаря общению с окружающими. Расширяется социальный круг – обогащается аффективная составляющая образа себя. Мама называет «мое счастье», «красотуля», «ласковый котенок», а чужая тетя заявила: «Какой капризный ребенок». В сознании ребенка откладывается новая характеристика. Спустя некоторое время он начинает понимать, в каких ситуациях ведет себя капризно.

Оценочные высказывания взрослых содержат эмоциональные составляющие, направляют внимание дошкольника на его поведение, благодаря чему ребенок получает модель для формирования представлений о себе

Что значит быть лидером?

Для начала родителям нужно понять, что значит быть лидером? Кто этот человек, который может воодушевить группу людей и собрать вокруг себя коллектив.

Важно понимать, что все не могут быть «капитанами» команды и не нужно стремиться навязывать ребёнку именно руководящую функцию. Важно воспитывать качества присущие лидерам, без навязывания стереотипов и реализации себя в ребёнке

Лидер – это не тот, кто идёт по головам, наплевав на чужое мнение и желания, это человек, который может привлечь внимание, владеет словом, его речь уверенна и сама по себе заставляет прислушиваться. Такой человек не боится ответственности, имеет своё мнение и готов отстаивать его. Он не боится быть новатором или первопроходцем, не только мечтает, но и ставит цели, а так же продумывает план их достижения

Он не боится быть новатором или первопроходцем, не только мечтает, но и ставит цели, а так же продумывает план их достижения

Такой человек не боится ответственности, имеет своё мнение и готов отстаивать его. Он не боится быть новатором или первопроходцем, не только мечтает, но и ставит цели, а так же продумывает план их достижения.

Конечно, стоит направлять ребёнка в положительные стороны лидерства, ведь очень легко скатиться к обычному самолюбованию, эгоизму и неоправданному самомнению.

Отсюда вытекает ещё одна характерная лидерская черта – не бояться ошибок. Промах не способен сломить, лидер умеет принимать поражение и взять из отрицательного события положительный опыт.

Дошкольное воспитание детей в семье: 6 лет

Развитие и воспитание детей в семье 6 и более лет подразумевает наличие огромного терпения и умения договариваться. Если ребенка в семье окружают забота и любовь, то в детском саду, например, или просто на детской площадке, дела обстоят несколько иначе. Сверстники зачастую далеко не так доброжелательны, как родители. А значит, нужно быть готовыми к возникновению трений, ссор, конфликтов. Несмотря на трудности во взаимопонимании, контакты с детьми остаются более предпочтительными для ребенка и интересными.

Дошкольное воспитание детей 6-летнего возраста должно включать обучающие программы для дошкольников. В этом вам поможет неиссякаемый интерес к окружающему миру всех, без исключения, деток в этом возрасте. Вам нужно приготовиться отвечать на бесконечные, повторяющиеся вопросы маленького «почемучки», стараясь найти информацию для ответа, а не отмахиваться от них.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий