Дошкольники младшего возраста
Крохи в возрасте 3–4 лет начинают самоутверждаться. Часто можно услышать от них «Я сделаю сам», «Я знаю», «Я умею». Часто это приводит к тому, что дети начинают хвастаться, восхваляться собой и тем, что делают.
В этом возрасте у ребенка развито правое полушарие мозга, что утяжеляет слуховое и наглядное восприятие, которое, в свою очередь, помогает формировать картину происходящего в единое целое.
Активно развивается мелкая и крупная моторика. Пойдет на пользу бег, разминка рук и пальчиков, прыжки, упражнения на координацию.
Память еще непроизвольна: его внимание привлекают яркие, насыщенные моменты. В 3 года у младших дошкольников прекращается активное формирование речевого аппарата, а в памяти ребенка уже отложилось около 1000 слов, смысл и значение которых он понимает
Самосознание дошкольника
К 6 годам формируется самосознание, которое достигается за счет умственной деятельности, характера. Самосознание считается основным новообразованием крохи. Поначалу дошкольник анализирует действия окружающих, сравнивает, оценивает поступки, моральное поведение, навыки.
Ребенок полностью понимает половую принадлежность. Вместе с этим происходят изменения в привычном поведении.
Дошкольник начинает осознавать себя в различных временах. Вспоминать моменты из прошлого и мечтать о чем-то в будущем.
Не менее важна самооценка. Самопознание строится на основе отношения родителей к малышу. Главное, чтобы мама и папа проявляли поддержку в любых начинаниях, были детям настоящими друзьями. Стоит почаще разговаривать с детьми на дружеской ноте, интересоваться их мнением, спрашивать совета. Малыш научится открыто высказывать мнение и не будет этого бояться.
Что влияет на развитие психики дошкольника?
Несомненно, на развитие такой сложной структуры, как психика, оказывает влияние множество различных факторов. К ним относятся, прежде всего, факторы биологические и социальные.
- Биологические факторы – это наследственность, особенности протекания беременности и внутриутробного развития малыша (наличие заболеваний, инфекций и т. д.), особенности родов (сложные, стремительные, кесарево сечение), степень доношенности ребенка на момент рождения, соответственно – степень биологического созревания всех его систем и органов.
- К социальным факторам относят, прежде всего, факторы окружающей среды: природной и социальной.Природная среда влияет на развитие ребенка лишь опосредованно. Климатические и географические условия обусловливают определенные виды трудовой деятельности, а также культуру. Это накладывает отпечаток на особенности обучения и воспитания.Социальная среда – это непосредственное влияние общества. Она оказывает существенное воздействие на психическое становление ребенка на двух уровнях. Это макро- и микросреда.
- Макросреда – это социум в широком понимании. То есть общество с его культурными традициями, уровнем развития культуры, искусства, религией, идеологией, средствами массовой информации… Ребенок включается в различные формы деятельности, познания и общения в соответствии с принятой человеческой культурой и общественным опытом. Программа психического развития формируется обществом и воплощается через систему обучения и воспитания в окружающих социальных институтах.
- Микросреда – это ближайшее окружение ребенка (его родители, семья, соседи, друзья, педагоги). Микросреда оказывает существенное влияние на ранних этапах психического развития ребенка. Именно семейное воспитание играет важнейшую роль в становлении маленькой личности. Оно определяет многие важные аспекты: особенности общения и деятельности, самооценку, творческий и интеллектуальный потенциал. Вне социальной среды ни один ребенок не сможет развиваться полноценно.
Еще одним немаловажным фактором является включенность малыша в различную деятельность – игровую, трудовую, – а также общение и учение.
Играя, дети воспроизводят характерные способы общения, а также взаимодействия людей. Игра помогает ребенку развивать свои познавательные, нравственные, личностные качества, усваивать важные социальные роли и способы деятельности, взаимодействия людей в социуме. В игре происходит социализация маленькой личности, развивается самосознание малыша, его воля, эмоции, мотивация, потребности.
Процесс психического становления неотделим от труда. Включенность ребенка в трудовую деятельность влияет на все сферы психики.
Сюжетно-ролевая игра как способ познания дошкольником окружающего мира
Особенности психологического развития дошкольника проявляются в использовании сюжетно-ролевой в качестве ведущего способа познания и приобщения к миру взрослых. Это выражается в следующем:
- Замещение объектов реального мира игрушками и иными заменителями, а также образов живых существ собственной личностью . В игре, ребенок становится тигром, выполняя его жесты и движения, имитируя звуки или выполняет роль мамы/папы, подражая их действиям в повседневной жизни. Таким образом, ребенок овладевает символами и знаками, которые активизируют развитие психических процессов и подготавливают к социальному восприятию и овладению различной социальном символикой;
- Развитие навыков группировки объектов, осуществляемой в ходе игрового действия, помогает в формировании ребенком классифицирующего восприятия и развитии интеллекта;
- В игре реализуется познание устройства окружающего мира. Это осуществляется за счет активного воздействия игры на формирование произвольного внимания и произвольной памяти. Игра требует от ребенка сосредоточенности и запоминании: правил, событий, последовательности действий и т.д.;
- Активизация воображения. Именно в игре наиболее лучше развивается воображение. Ведь игра требует от ребенка переноса реальных событий в воображаемое пространство и их проигрывание в том виде, в каком они предстают в воображении дошкольника.
Мотивы и потребности
Продолжают развиваются познавательные мотивы, мотивы стремления к самоутверждению, быть похожим на взрослого, желания сохранить хорошие взаимоотношения со сверстниками, улучшить свое положение среди них.
Главное новообразование личностного развития периода дошкольного детства – соподчинение мотивов
Благодаря этому ребенок может отказаться от увлекательного занятия в пользу более важного, хотя и менее интересного дела. Это является предпосылкой развития учебной деятельности
В старшем дошкольном возрасте ведущей является потребность в общении. От ее удовлетворения зависит эмоциональное благополучие ребенка
Общение важно как с взрослыми, так и со сверстниками. Если ребенок оказывается непринятым в группе сверстников, возникает дискомфорт, неуверенность в себе
Появляется внеситуативно-личностное общение. В его основе лежит потребность ребенка во взаимопомощи и сопереживании. Соответственно, если дошкольнику не хватает общения, остаются без внимания и другие потребности.
Проблемы, возникающие при психическом развитии дошкольника
Несмотря на стремление познавать мир, чрезмерную активность, любознательность, на пути психического развития могут возникнуть трудности:
- слабо развитое мышление (отсутствие внимательности, проблемы с восприятием учебного материала);
- личностно-эмоциональные трудности (стресс, тревога, боязнь, пассивность);
- проблемы в поведении (агрессия, скрытность, недоброжелательность, злость);
- коммуникативные проблемы (чрезмерная эмоциональность, чувство превосходства, изолированность);
- неврологические трудности (бессонница, постоянная слабость. лень).
Возможные проблемы требуют немедленного рассмотрения и поиска путей борьбы с ними.
Невзирая на то, что это может казаться серьезным и негативно отразиться на ребенке, психика детей способна самостоятельно адаптироваться и справляться с возможными трудностями, упущениями в воспитательном процессе.
Характеристика основных новообразований психики
Источником психологических новообразований дошкольника является социальная среда, предпосылками — биологические особенности организма. В качестве движущей силы психического развития выступают возникающие противоречия.
Основными новообразованиями психики в дошкольном возрасте являются следующие:
Восприятие. Ребенок овладевает новыми действиями восприятия. Он обследует объекты окружающего мира, их многообразные свойства и отношения. Формируются 3 основных вида действий восприятия: идентификация, соотнесение с эталоном и моделирование. К концу дошкольного возраста восприятие развивается в такой степени, что оно способно дать достаточно полное представление о предмете или явлении.
Появление произвольного внимания
В раннем дошкольном возрасте внимание является непроизвольным. Это означает, что ребенка привлекают непосредственно интересующие его в текущий момент предметы или люди
Внимание переключается быстро и не способно долго фокусироваться на одном предмете. По мере взросления дошкольник учится управлять вниманием, сознательно направлять его на конкретный объект. Развитие произвольного внимания тесно связано с формированием речи. С помощью планирующей речевой функции дошкольник способен заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.
Формирование произвольной памяти. В раннем возрасте память носит непроизвольный характер. Это означает, что малыши нецеленаправленно запоминают только интересные для них, эмоционально окрашенные события и явления. В среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольность памяти. Ребенок сознательно старается что-то запомнить, для того чтобы использовать эту информацию в дальнейшем.
Наглядно-образное мышление. В дошкольном возрасте происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Это осуществляется на основе развития произвольной и опосредованной памяти. Наглядно-образное мышление предполагает оперирование образами, формирующимися на основе восприятия.
Развитие произвольного воображения. Воображение как психический процесс появляется на третьем году жизни. В дошкольном возрасте происходит переход к опосредованному, произвольному характеру воображения. Оно превращается в относительно самостоятельный вид психической деятельности. К концу дошкольного возраста на смену репродуктивному воображению приходит творческое.
Самостоятельность и воля. Происходят серьезные изменения мотивационной сферы, формируется механизм соподчинения мотивов. Дошкольники способны принять решение в ситуации выбора, в то время как в раннем возрасте дети действуют импульсивно.
Самосознание. Появляются зачатки рационального самосознания. Ребенок пытается осознать образ самого себя не только с помощью эмоций, но и интеллекта. Он фиксирует свою идентичность — половую, социальную, этическую. Наиболее явно осознание себя проявляется в формировании самооценки — способности оценивать свои достижения и неудачи. Старшие дошкольники могут не просто эмоционально оценивать свои поступки, но и рационализировать их.
Примечание
Появление самосознания специалисты считают центральным новообразованием дошкольного периода.
Эмоционально-волевая сфера
У психологически здорового ребенка преобладает внутренняя душевная уравновешенность, адекватность в поведении, преобладают позитивные отношения с людьми, проявляется чувство юмора, позитивное мироощущение. Ребенок проявляет доброжелательность к окружающим людям, эмоциональную отзывчивость. Развивается эмпатия – способность сопереживать.
Дети этого возраста способны к рефлексии. Они предчувствуют реакцию окружающих на свое поведение или определенный поступок и поэтому со взрослыми могут вести себя по- разному.
В 6-7 лет также могут наблюдаться демонстративное поведение ребенка, паясничание, капризность. Это симптомы кризиса семи лет. Для этого возраста характерна эмоциональная неустойчивость и быстрая смена настроения, повышенная чувствительность. Однако родителям пугаться этого не стоит. Такие особенности эмоциональной сферы связаны с активизацией работы щитовидной железы.
Развивается и волевая сфера. Утрачивается непосредственность в поведении. Возрастает способность сдерживать свои эмоциональные реакции. Во всем начинает проявляться произвольность: в поведении, в движениях, в умении подчиняться правилам, во всех формах психической деятельности. Наиболее высоких показателей волевое действие достигает при положительной оценке деятельности ребенка взрослыми и сверстниками. К семи годам ребенок уже самостоятельно может поставить цель, составить план действий по ее достижению, принять решение, преодолеть трудности на пути достижения цели.
Значение сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника
В период дошкольного детства социальное положение, основанное на совместной деятельности малыша со взрослыми, изменяется. Кроха отделяется от взрослых, формируя собственную ситуацию, в которой стремится к самостоятельности. Однако малыш еще не может принять полноценное участие во взрослой жизни, поэтому ему необходима особая форма существования в мире взрослых. Такой формой становится сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность для дошкольников.
Сюжетно-ролевая игра предполагает следующие условия:
- Кроха берет на себя роль взрослого.
- Малыш придумывает ситуацию, замещая реальные предметы окружающего мира игрушками.
- Характер действий остается игровым, так как ребенок хоть и подражает, но полноценно работать так, как взрослый, еще не может.
В сюжетно-ролевой игре малыш воссоздает общую картину человеческого труда и способов людских взаимоотношений в реальной жизни. Он может представить себя доктором, парикмахером, кем-то из родителей. А это значительно развивает воображение, мышление, способность фантазировать.
В игре кроха старается как можно лучше проявить себя, применяет свой собственный опыт, максимально использует знания и умения. Зачастую родители ругают своего отпрыска за то, что он пригласил гурьбу друзей и устроил в квартире настоящий погром. А ведь достаточно просто научить ребенка играть. И вместо запретов и наказаний нужно выработать индивидуальные правила поведения во время игр. И сделать это таким образом, чтобы малыш не все свое время отдавал игре, но она дополняла его интеллектуальное и эмоционально-психическое развитие.
Особенности личности дошкольника
Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна
в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек
и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует
снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника
настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти
до полного изнеможения.
Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных
процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные
и моторные реакции (переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван,
закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова,
его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал,
сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д.).
Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоции
становится у части детей более сдержанным. Ребенок начинает радоваться
и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент,
но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать.
Все, во что включается дошкольник – игра, рисование, лепка, конструирование,
подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., – должно
иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится
или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен
делать то, что ему неинтересно.Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом,
формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется
в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Если
несколько желаний возникало одновременно, ребенок оказывался в почти
неразрешимой для него ситуации выбора.
Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем
дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение
в ситуации выбора. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные
побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это
становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют
роль “ограничителей”.
Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника – поощрение,
получение награды. Более слабый – наказание, еще слабее – собственное
обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно,
но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений
и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность.
Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий
ребенка, не усиленное другими, дополнительными мотивами, хотя
как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.
Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые
в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали,
подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.
Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки – других детей
или литературных героев, не умея оценить свои собственные. В среднем
дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо
от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя
из взаимоотношений персонажей сказки. Во второй половине дошкольного
детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение,
пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые
он усваивает.Самосознание формируется к концу дошкольного возраста
благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно
обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.Самооценка появляется во второй половине периода на основе
первоначальной чисто эмоциональной самооценки (“я хороший”)
и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала
умение оценивать действия других детей, а затем – собственные
действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка
умений становится более адекватной.
Еще одна линия развития самосознания – осознание своих переживаний.
В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных
состояниях и может выразить их словами: “я рад”, “я огорчен”,
“я сердит”.
Для этого периода характерна половая идентификация, ребенок
осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления
о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются
быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды;
многие девочки – аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными
в общении.
Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок
помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем:
“когда я был маленьким”, “когда я вырасту большой”.
Становление личности
Одним из важных аспектов в психологии дошкольного возраста считается процесс развития маленькой личности: ее эмоций, мотивации, самосознания.
Эмоциональная сфера.
Период дошкольного детства относительно стабилен и спокоен в эмоциональном плане: особенных вспышек или конфликтов практически не возникает, за исключением кризиса 3 лет, когда ребенок как раз осознает себя как маленькую социальную личность. Стабильному развитию эмоциональной сферы способствует развитие представлений ребенка. Представления позволяют ему переключиться с конкретной ситуации, поэтому возникающие затруднения не кажутся такими значительными. Однако сами переживания постепенно становятся все сложнее, все глубже, разнообразнее, увеличивается спектр переживаемых эмоций. Появляется, например, сопереживание другому. Ребенок учится чувствовать и понимать не только свое Я. Эмоциональную окраску приобретают все образы в представлении ребенка, вся его деятельность (а это, прежде всего, игра) насыщается яркими эмоциями.
Мотивация.
Начало становления личности связывают с формированием такого важного личностного механизма, как соподчинение мотивов. Они у дошкольника имеют разную значимость
Можно выделить мотивы самооценки (соперничество, достижение успеха), мотивы, связанные с формированием моральных, нравственных норм, и др. В дошкольные годы начинает выстраиваться индивидуальная мотивационная система ребенка, что будет иметь огромное значение для его дальнейшей успешности.
Самосознание.
Его принято считать главным новообразованием периода. Формированию самосознания способствуют активное личностное и интеллектуальное развитие. Самооценка формируется в среднем дошкольном возрасте, изначально из собственной оценки (обязательно положительной), а затем и оценки поведения других. Что характерно: малыш учится оценивать поступки, навыки или поведение сначала других детей, а затем уже свои собственные.
На этом этапе происходит половая идентификация. Дети осознают себя как представителей мужского или женского пола – девочку или мальчика, усваивают особенности внешности, одежды, характера, поведения, социальные роли разных полов. К старшему дошкольному периоду ребенок начинает воспринимать себя во времени: помнит, каким был в прошлом, осознает себя «здесь и сейчас», а также может представить, каким станет в будущем. Малыш умеет правильно выражать эти представления в речи.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
Ответственность за формирование у ребенка дошкольного возраста адекватного представления о себе лежит в большей степени на родителях. Как правило, представление о детской модели поведения формируется еще на этапе беременности, что и провоцирует выбор того или иного стиля воспитания в семье. Таким образом, характеристика ребенка дошкольного возраста формируется у родителей под влиянием их собственных представлений о том, каким он должен быть. Дети же воспринимают себя так, как это им диктуют родители. Еще одним фактором формирования личности в ДВ являются правило морали и нравственности, которые существуют в окружающем мире. Ребенок получает систему идеалов и эталонов, на которые необходимо равняться. Учитывая это, у дошкольников формируются:
- определенные планы, необходимые к выполнению;
- четкие стандарты выполнения поставленных задач;
- обобщенные и индивидуальные цели.
Психологической особенностью детей дошкольного возраста является их стремление немедленно осуществить все намеченные планы. Если эти задания являются реально выполнимыми и соответствуют текущим возможностям ребенка, достижение цели формирует позитивное самосознание. В случае, когда поставленной цели не получается достичь, дошкольник ощущает снижение самооценки, вследствие чего у него формируется негативное восприятие себя. В такой ситуации противопоказана дополнительная критика со стороны родителей. Их задача – помочь справиться с возникшей проблемой или объяснить невозможность достижения поставленных задач. Однако развитие личности в дошкольном возрасте не должно происходить и под девизом вседозволенности и восхищения ребенком. Формирование неадекватно завышенной, как и заниженной самооценки, приводит к отсутствию у детей умения реально оценивать и анализировать свои способности, а также контролировать собственное поведение и поступки.
Еще одним фактором формирования самосознания у дошкольников является опыт коммуникации со сверстниками. Если в раннем дошкольном возрасте решающую роль играет опыт родителей и других взрослых, а мнение сверстников частично или полностью игнорируется, то на последующих этапах оно приобретает все большее значение.
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста находится под влиянием группы людей, а именно сверстников. Так, ярким примером детского конформизма является отказ носить определенные вещи, которые вызывают негативную реакцию у его приятелей на детской площадке или в детсадовской группе. Старший дошкольный возраст характерен значительным расширением индивидуального опыта у ребенка, когда он уже может самостоятельно оценивать поступки и поведение других людей. Адекватное восприятие тех или иных действий возможно, только если они не противоречат собственному опыту дошкольника.
Умение формировать адекватное представление о себе, а также о поведении других членов общества – это один из первых переходных периодов в психологической характеристике дошкольного возраста. Таким образом, правильное психическое развитие детей дошкольного возраста возможно только при наличии следующих факторов:
- Оптимизации отношений между ребенком и родителями. Детям необходима атмосфера любви, уважения к его индивидуальным способностям, проявление заботы и заинтересованности его достижениями. В то же время, воспитательный процесс должен быть последовательным и в меру требовательным.
- Построения отношений ребенка с его сверстниками. При нарушениях полноценности общения с коллективом необходимо сразу же выяснить причину сложившейся ситуации и помочь ребенку уверенно чувствовать себя в группе сверстников.
- Обогащения индивидуального опыта. Накапливание опыта происходит быстрее при наличии возможностей для различных видов деятельности. Родителям необходимо обеспечить дошкольнику пространство для самостоятельных действий, с помощью чего он сможет проверить собственные умения и сформировать мнение о себе.
- Развития аналитических способностей. Посредством внутреннего анализа ребенок получает представление о причинах собственных переживаний, действий и поступков.
Задача родителей – научить дошкольника адекватно оценивать свое поведение, помогать находить ошибки и пути их исправления. Особенностью развития детей дошкольного возраста является тот фактор, что формирование положительного самосознания происходит лишь в том случае, если родители дают ребенку уверенность в успешном результате его начинаний, даже когда изначально они связаны с определенными трудностями.
Как помочь развивать психологические процессы?
Дошкольный период является важным этапов в развитии психологических процессов ребенка.
Родители должны учить ребенка планировать свою деятельность.
В этом случае необходимо использовать воображение как предпосылку для формирования у ребенка внутреннего плана.
Внешний контроль должен осуществляться посредством речи.
Чтобы развить элементы сотрудничества взрослым рекомендуется вести какую-то совместную деятельность.
Это может быть совместное выполнение какого-то простого домашнего дела или приготовление блюда
Особенно это важно для ребят 4-5 лет
Родители должны развивать у ребенка эмпатийные представления, а также побуждать его к проявлению инициативы в разных видах деятельности.
Новообразование возраста
В старшем дошкольном возрасте утрачивается непосредственность и ситуативность поведения, формируется его регуляция, ориентация на социальные нормы и требования. Все это происходит благодаря принятию новой внутренней позиции школьника. К этому возрасту у каждого ребенка уже есть пусть и небольшой, но свой жизненный опыт, у каждого сложилось свое представление об окружающем мире и своем месте в нем, у каждого свои интересы, способности и темперамент. С этим багажом он пойдет в школу. Задача взрослого сделать так, чтобы у ребенка своевременно сформировались новообразования, которые позволят ему уверенно подняться на новую ступень своего развития.
Центральным новообразованием периода дошкольного детства является готовность к школе. Это понятие обширное и включает в себя целый комплекс отдельных готовностей: коммуникативную, когнитивную, эмоциональную, личностную и технологическую. Другими словами, чтобы поступить в школу недостаточно только умственной готовности (знания цифр, букв, владения основами письма и др.). Ребенок должен быть готов и психологически. И это важнейшее условие. От того, каким будет начало школьной жизни, зависит и дальнейший успех обучении. Поэтому взрослым необходимо постараться сформировать позитивные представления ребенка о школе, заранее познакомить его со всеми особенностями школьной жизни, чтобы не было страха неизвестности и неопределенности будущего.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Личностное развитие
К 6 годам наблюдаются следующие изменения в структуре самосознания ребёнка:
- происходит осознание своего социального «Я»: осознает свое место в окружении;
- формируется внутренняя позиция: понимает свои переживания;
- складывается устойчивая самооценка.
Дошкольник начинает интересоваться, как к нему относятся люди из близкого окружения, как они его оценивают. Эмоциональное благополучие ребёнка зависит от того, совпадают ли его реальные качества и возможности («Я-реальное») с тем, каким он себя представляет в идеале, каким бы он хотел быть («Я-идеальное»). В этом важная роль принадлежит и взрослым. Родители, воспитатели порой предъявляют к ребенку завышенные требования, которые могут не соответствовать его возрастным особенностям или не учитывать его индивидуальных способностей. В итоге у ребенка создается образ, который не соответствует его реальному «Я». Из-за расхождения этих представлений может произойти потеря самоуважения, самоценности, уверенности в себе.
В этом возрасте взрослый для ребенка выступает как непререкаемый авторитет, которому он полностью доверяет и принимает его точку зрения. Дети перенимают у своих родителей систему оценок, идеалы и эталоны, на которые следует ровняться. Поэтому необходимо, чтобы они росли в любви, уважении и в условиях бережного отношения к их индивидуальным особенностям. Родители должны проявлять заинтересованность делами и успехами своего чада, разумную требовательность и последовательность в воспитании.
Для развития самосознания крайне важна активность самого ребенка. Не следует ограничивать его действия. В деятельности – в спорте, рисовании, экспериментировании – он познает себя
Родителям следует обращать внимание ребенка на результаты его деятельности, совместно анализировать их, а затем создать ситуацию успеха, чтобы сформировать уверенность в том, что он справится с трудностями
Общение со сверстниками также вносит свою лепту в развитие самосознания. Сравнивая себя со сверстниками, ребенок познаёт свои индивидуальные особенности, дифференцирует личностные качества других и самого себя и может дать им оценку.
С самосознанием неразрывно связана самооценка. Как правило, детям этого возраста свойственна высокая самооценка, которая проявляется в уверенности в себе, настойчивости в достижении цели, стремлении к успеху, дружелюбию и общительности.