Какие бывают прогулки?
Еще Г. Н. Сперанский говорил, что: «День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья»
Поэтому организация прогулок, которая в условиях детского сада ложится на воспитателя, приобретает важное значение.
Оздоровительный и развивающий потенциал прогулок в полном объеме используют редко. Чаще всего, этот вид времяпрепровождения не слишком хорошо организован и однообразен. Воспитатели ограничиваются присмотром за детьми, вместо того, чтобы задать их деятельности некий вектор, который позволит решить целый спектр развивающих и познавательных задач.
Чтобы правильно организовать деятельность детей во время прогулки, полезно вспомнить, какие типы прогулок бывают:
● Традиционный тип
Предполагает свободу действий для детей. Используется в саду чаще всего. Дети сами выбирают, во что им играть и чем заниматься. Воспитатель следит за порядком и вмешивается в конфликтных или опасных ситуациях.
● Комбинированный тип
Прогулка имеет какую-либо цель, добившись которую, ребята могут свободно играть. Иногда целевые прогулки сопровождаются выходом за территорию детского сада.
● Экскурсия или поход
Проводятся с детьми средней и старшей групп не менее одного раза в месяц. Предусматривают серьезную подготовку педагога и планирование.
Эффективность реализации прогулки любого типа полностью зависит от профессионализма и заинтересованности воспитателя. Разнообразить можно каждый тип. Рассмотрим возможные варианты на примерах.
3 игры для традиционных прогулок:
1. Мы на луг ходили.
Воспитатель: Мясоедова Любовь Владимировна, детский сад «Лесовичок», пос. Большое Село, Калининградская область.
Оборудование: мягкая игрушка «зайчик».
Правила:
Дети становятся в хоровод. Воспитатель выбирает водящего, он встает в центр круга с мягкой игрушкой в руках. Воспитатель поет:
Мы на луг ходили,
Хоровод водили,
Вот так, вот так (дети идут по кругу)
Хоровод водили.
Вот заснул на кочке (водящий садится на корточки)
Зайка в уголочке.
Вот так, вот так (дети закрывают ручками глазки)
Зайка в уголочке.
Мы его будили,
В барабаны били, (дети делают вид, что бьют в барабан).
Вот так, вот так
В барабаны били.
Разбудить хотели,
В дудочку дудели, (дети имитируют игру на дудочке и гудят).
Вот так, вот так
В дудочку дудели.
Зайка, поднимайся! (Дети машут руками)
С нами оставайся.
Вот так, вот так (дети прыгают вместе с зайчиком)
С ним оставайся.
Зайчики прыгают, шумят. Появляется второй водящий — волк. Со словами: «Я зубастый волчок, серый бочок», пытается догнать ребят. Дети убегают в домик (на скамеечку). Проигрывает тот, кого волку удалось «съесть».
2. Ляпки с мячом.
Воспитатель: Ревва Ирина Анатольевна, МДОУ детский сад № 35 «Кораблик», г. Петрозаводск, республика Карелия.
Оборудование: мяч.
Правила:
По считалке выбирается водящий:
Раз, два, три, четыре —
Мы живем в одной квартире.
Раз, два, три, четыре, пять —
Выходи искать!
Все участники становятся в круг. Водящий ударяет мячом о землю. Пока мяч летит, а водящий его ловит, дети разбегаются. Поймав мяч, водящий командует: «Стоп!». После этой команды детям двигаться нельзя. Все застывают на местах, водящий со своего места катит мяч, стараясь кого-нибудь им задеть.
Если это удалось, «осаленный» становится новым водящим, а игра продолжается. Усложнить игру можно, если водящий после команды стоп будет давать детям задание: присесть, встать на одну ножку, показать бабочек и прочее.
3. Лови — убегай.
Воспитатель: Матинина Надежда Юрьевна, МАДОУ детский сад № 13, г. Томск.
Оборудование: мяч.
Правила:
Перед игрой дети выбирают себе условный «домик» — это может быть скамеечка или беседка, просто круг на земле, нарисованный мелом.
Дети становятся в круг, выбирается водящий и занимает центр круга. Сначала он кидает ребятам мяч, называя их по имени. Ребята ловят мяч и кидают обратно. Если же «вода» кидает мяч вверх и ловит его, все дети должны успеть убежать в «домик».
Задача водящего — попытаться попасть мячом в кого-нибудь из убегающих, тот становится новым водящим. Усложнять игру можно, «обманывая» детей: водящий может несколько раз кинуть мяч детям, потом вверх, а может несколько раз подряд кинуть только вверх.
Экскурсии и походы в условиях детского сада
Учитель-логопед Алена Сергеевна Фалева, например, практикует походы за пределы детского сада, чтобы познавать окружающий мир в непосредственной с ним связке: «При изучении темы мы с детьми отправляемся в квест-путешествия, чтобы потрогать, почувствовать, посмотреть настоящие предметы и явления природы».
Продолжительность такого похода — 2-3 часа. Обычно отправляются на спортивную базу ДЮСШ в соседнем сосновом лесу. Каждый поход решает какую-то педагогическую задачу и сопровождается играми и заданиями: собрать материалы для поделок, выбрать пейзаж для рисунка в группе.
К воплощению педагогических задач привлекают родителей. Они сопровождают группу детей и организуют для них чаепитие по прибытию.
Какой бы метод ни выбрал воспитатель, важно помнить, что разнообразие — основополагающий принцип работы с детьми дошкольного возраста. Это важно не только для смены деятельности и интересного построения режима дня, но и с точки зрения нейропластичности: ведь новые нейронные связи, которые с огромной скоростью формируются у детей в дошкольном возрасте от разного рода деятельности и игр, восполнить во взрослом возрасте будет уже сложно.. Панкратова Ася.
Панкратова Ася.
Как разнообразить прогулки комбинированного типа
Прогулки комбинированного типа предполагают наличие какой-то цели, решить которую воспитатель с ребятами стремится. Такой целью может стать познавательная или трудовая активность. Иногда их можно совмещать. Так, способствовать развитию экологичного мышления, развивать у детей любовь к природе поможет популярный сейчас вид досуга — бердвочинг или наблюдение за птицами.
Цель — зафиксировать особенности внешнего вида, повадки птиц, покормить их, узнать необычные факты. Такие прогулки могут проходить после занятий по теме в группе. На занятиях стоит коснуться интересных фактов о самых обычных голубях, воронах, синичках, воробьях. Затем птиц можно попробовать нарисовать, обсудить, что дети отметили.
В качестве трудовой деятельности подойдет изготовление кормушек для птиц. Тем более, что в сети очень много «рецептов» их изготовления. Так, в группе кормушку можно изготовить, а на прогулке вывесить во дворе детского сада. Понаблюдав за прилетевшими на корм птицами, заняться игрой. Кстати, и игры можно связать с птицами.
План курсовой работы
Введение.
1. Теоретические основы организации прогулок с детьми младшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
- 1.1. Анализ современных исследований по проблеме организации прогулки в дошкольном образовательном учреждении.
- 1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста.
2. Методические основы организации прогулок с детьми младшего дошкольного возраста.
- 2.1. Педагогические условия эффективного проведения прогулок с детьми младшего дошкольного возраста.
- 2.2. Организация и методика проведения наблюдений с детьми младшего дошкольного возраста.
- 2.3. Организация двигательной активности детей на прогулке.
- 2.4. Трудовые поручения как средство трудового воспитания младших дошкольников.
- 2.5. Направления индивидуальной работы с детьми младшего дошкольного возраста на прогулке.
Заключение.
Список использованных источников и литературы.