Как разнообразить прогулки комбинированного типа
Прогулки комбинированного типа предполагают наличие какой-то цели, решить которую воспитатель с ребятами стремится. Такой целью может стать познавательная или трудовая активность. Иногда их можно совмещать. Так, способствовать развитию экологичного мышления, развивать у детей любовь к природе поможет популярный сейчас вид досуга — бердвочинг или наблюдение за птицами.
Цель — зафиксировать особенности внешнего вида, повадки птиц, покормить их, узнать необычные факты. Такие прогулки могут проходить после занятий по теме в группе. На занятиях стоит коснуться интересных фактов о самых обычных голубях, воронах, синичках, воробьях. Затем птиц можно попробовать нарисовать, обсудить, что дети отметили.
В качестве трудовой деятельности подойдет изготовление кормушек для птиц. Тем более, что в сети очень много «рецептов» их изготовления. Так, в группе кормушку можно изготовить, а на прогулке вывесить во дворе детского сада. Понаблюдав за прилетевшими на корм птицами, заняться игрой. Кстати, и игры можно связать с птицами.
Выносной материал
Для адекватного и заинтересованного освоения какой-либо деятельности детям нужны наглядные материалы, которые можно трогать, щупать и с которыми можно играть.
Таблица: наборы выносного материала в зависимости от темы прогулки
Тема | Вид деятельности | Материалы |
«Насекомые: пауки» | Наблюдение | Картинки с изображением паука, лупа. |
Труд | Небольшие коробочки для сбора семян цветов. | |
Игра | Мячи. | |
Индивидуальная работа |
| |
«Грузовой транспорт» | Наблюдение | Картинки с изображением самосвала, грузовика, бензовоза и пр. (можно из мультфильма про грузовичок Лёву). |
Труд | Веники и совки для сбора опавшей листвы. | |
Игра | Игрушечные машинки, куклы. | |
Индивидуальная работа |
| |
«Профессии: дворник» | Наблюдение | Картинки с изображением представителей разных профессий. |
Труд |
| |
Игра |
| |
Индивидуальная работа | Сачки. |
Несмотря на то, что малыши не умеют толком пользоваться лопатой, вынести её на улицу — их обязанность
Как анализировать досуг на улице
Как и любой другой вид образовательной деятельности, досуг на прогулке тщательно анализируется с целью составления методических рекомендаций для работы с конкретной группой детей. Такой мониторинг проводится, как правило, четыре раза в год: в конце осени, зимы, весны и лета.
Таблица: схема анализа прогулок в старшей группе
Аспект оценивания | План прогулки | Организация выхода | Наблюдение | Труд | Игра | Индивидуальная работа | Особенности окончания прогулки |
Компоненты |
|
|
|
|
|
|
|
Оценка от 1 до 5 (средняя за все компоненты) | Средняя оценка | Средняя оценка | Средняя оценка | Средняя оценка | Средняя оценка | Средняя оценка | Средняя оценка |
Примечания | Примечания | Примечания | Примечания | Примечания | Примечания | Примечания | Примечания |
Прогулка в старшей группе — неотъемлемый элемент ежедневного образовательного процесса. Во время досуга на улице малыши знакомятся с окружающим миром, учатся его анализировать и на основании этого делать выводы. Прививается им и любовь к родной природе. Если говорить высоким, пафосным, слогом, то дети на прогулке учатся любить родину.
3 игры для традиционных прогулок:
1. Мы на луг ходили.
Воспитатель: Мясоедова Любовь Владимировна, детский сад «Лесовичок», пос. Большое Село, Калининградская область.
Оборудование: мягкая игрушка «зайчик».
Правила:
Дети становятся в хоровод. Воспитатель выбирает водящего, он встает в центр круга с мягкой игрушкой в руках. Воспитатель поет:
Мы на луг ходили,
Хоровод водили,
Вот так, вот так (дети идут по кругу)
Хоровод водили.
Вот заснул на кочке (водящий садится на корточки)
Зайка в уголочке.
Вот так, вот так (дети закрывают ручками глазки)
Зайка в уголочке.
Мы его будили,
В барабаны били, (дети делают вид, что бьют в барабан).
Вот так, вот так
В барабаны били.
Разбудить хотели,
В дудочку дудели, (дети имитируют игру на дудочке и гудят).
Вот так, вот так
В дудочку дудели.
Зайка, поднимайся! (Дети машут руками)
С нами оставайся.
Вот так, вот так (дети прыгают вместе с зайчиком)
С ним оставайся.
Зайчики прыгают, шумят. Появляется второй водящий — волк. Со словами: «Я зубастый волчок, серый бочок», пытается догнать ребят. Дети убегают в домик (на скамеечку). Проигрывает тот, кого волку удалось «съесть».
2. Ляпки с мячом.
Воспитатель: Ревва Ирина Анатольевна, МДОУ детский сад № 35 «Кораблик», г. Петрозаводск, республика Карелия.
Оборудование: мяч.
Правила:
По считалке выбирается водящий:
Раз, два, три, четыре —
Мы живем в одной квартире.
Раз, два, три, четыре, пять —
Выходи искать!
Все участники становятся в круг. Водящий ударяет мячом о землю. Пока мяч летит, а водящий его ловит, дети разбегаются. Поймав мяч, водящий командует: «Стоп!». После этой команды детям двигаться нельзя. Все застывают на местах, водящий со своего места катит мяч, стараясь кого-нибудь им задеть.
Если это удалось, «осаленный» становится новым водящим, а игра продолжается. Усложнить игру можно, если водящий после команды стоп будет давать детям задание: присесть, встать на одну ножку, показать бабочек и прочее.
3. Лови — убегай.
Воспитатель: Матинина Надежда Юрьевна, МАДОУ детский сад № 13, г. Томск.
Оборудование: мяч.
Правила:
Перед игрой дети выбирают себе условный «домик» — это может быть скамеечка или беседка, просто круг на земле, нарисованный мелом.
Дети становятся в круг, выбирается водящий и занимает центр круга. Сначала он кидает ребятам мяч, называя их по имени. Ребята ловят мяч и кидают обратно. Если же «вода» кидает мяч вверх и ловит его, все дети должны успеть убежать в «домик».
Задача водящего — попытаться попасть мячом в кого-нибудь из убегающих, тот становится новым водящим. Усложнять игру можно, «обманывая» детей: водящий может несколько раз кинуть мяч детям, потом вверх, а может несколько раз подряд кинуть только вверх.
Как анализировать досуг на улице
Как и любой другой вид образовательной деятельности, досуг на прогулке тщательно анализируется с целью составления методических рекомендаций для работы с конкретной группой детей. Такой мониторинг проводится, как правило, четыре раза в год: в конце осени, зимы, весны и лета.
Таблица: схема анализа прогулок в старшей группе
Аспект оценивания | План прогулки | Организация выхода | Наблюдение | Труд | Игра | Индивидуальная работа | Особенности окончания прогулки |
Компоненты |
|
|
|
|
|
|
|
Оценка от 1 до 5 (средняя за все компоненты) | Средняя оценка | Средняя оценка | Средняя оценка | Средняя оценка | Средняя оценка | Средняя оценка | Средняя оценка |
Примечания | Примечания | Примечания | Примечания | Примечания | Примечания | Примечания | Примечания |
Прогулка в старшей группе — неотъемлемый элемент ежедневного образовательного процесса. Во время досуга на улице малыши знакомятся с окружающим миром, учатся его анализировать и на основании этого делать выводы. Прививается им и любовь к родной природе. Если говорить высоким, пафосным, слогом, то дети на прогулке учатся любить родину.
Сколько согласно требованиям СанПиН продолжительность прогулки в течении дня?
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Дюймовочка» с. Русский Акташ» Альметьевского муниципального района РТ/ Рус Акташы авылы муниципаль бюджет мәктәпкәчә белем бирү учреждениесе 1 нче катнаш төрдәге балалар бакчасы «Төймәкәй». — Требования к приему детей в дошкольные организации, режиму дня и учебным занятиям Уважаемые родители! Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 июля 2010 г № 91(выписки из СанПин): 12.3.
- После перенесено заболевания, а также отсутствия более3 дней ( за исключением выходных и праздничных дней), детей принимают в дошкольные организации только при наличие справки участкового врача- педиатра.12.5.
- Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4-4,5 часовПри температуре воздуха ниже минус 15* С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается.
Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15* С и скорости ветра более 15 м/с для детей 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже минус 20* С и скорости ветра более 15 м/с.12.7. Для детей 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов.12.9.
Самостоятельная деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов. При реализации образовательной программы ДОУ для детей ясельного возраста 1,5 до 3 лет планируют не более 10 занятий в неделю продолжительностью не более 8-10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня ( по 8-10 мин).12.10.
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополните5льному образованию, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе ( дети четвертого года жизни) – 11 занятий, в средней группе ( дети пятого года жизни) – 12, в старшей группе ( дети шестого года жизни) – 15, в подготовительной ( дети седьмого года жизни) – 17 занятий.
- Максимально допустимое количество занятий в первой половине дня в младшей и средней группах не должно превышать двух занятий, а с в старшей и подготовительной – трех.12.11.
- Продолжительность занятий для детей 4 года жизни – не более 15 минут, для детей 5 года жизни- не более 20 минут, для детей 6 года жизни- не долее 25 минут, а для детей 7 года жизни- не более 30 минут.12.12.
Занятия для детей среднего и старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня, но не чаще 2-3 раз в неделю. длительность этих занятий- не более 20-30 минут в зависимости от возраста детей.12.13. Занятия по дополнительному образованию ( студия, кружок, секция и т.п.) для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон.
Подвижные игры в детском саду на улице
Лето – период повышенной двигательной активности на свежем воздухе. При правильной организации подвижных игр дошкольники с удовольствием включаются в игровой процесс. Можно предложить малышам игры малой подвижности. Например, игра «Тишина» (для 3 – 5 лет). Дети идут по кругу друг за другом, проговаривая стишок.
На последних словах участники останавливаются, приседают, наклоняют голову, кладут ладошки под щечку и закрывают глаза. «Раз, два, три… Просыпайтесь, малыши!» – продолжает команду ведущий. Дети пробуждаются и активно двигаются.
Однако большая часть игровой деятельности на свежем воздухе подразумевает активные движения, разделяясь на спортивные состязания и на игры с определенными правилами. Познакомимся с некоторыми из них через описание ниже.
Игры с заданными правилами
Игры для лета в детском саду проводятся с учетом места, где располагается группа детей, и погодных условий. Особенно дети любят подвижные игры с бегом.
«Где твой домик?» (для 3 – 5 лет). Каждый ребенок выбирает себе домик. Это может быть плоский обруч, пенек, картонка, начерченный круг. Дошкольники гуляют по участку. По команде воспитателя «Где твой домик, малыш?» дети бегут на свои места. Поскольку дети маленькие, лучше не ограничивать время и давать возможность каждому участнику занять место в своем домике. Затем вновь повторить.
«Едет поезд» (для 3 лет). Воспитатель – машинист поезда. Дети – «вагончики», движутся друг за другом, держа за пояс впереди стоящего ребенка. Поезд должен доехать до станции. Воспитатель произносит слова:
Игра «Улитка» (для 5 – 7 лет). Дошкольники стоят друг за другом, сцепившись за руки. Затем идут за ведущим сначала по кругу, потом «улиткой», делая концентрические круги один в другом. Действие можно выполнять в разном темпе.
«Ощипанная курочка» (5 – 7 лет). Используются бельевые прищепки. Выбирается «курочка» («петушок»), к которой прикрепляют прищепки. Она сидит на скамеечке. По команде ведущего «курочка» начинает бегать, кудахтать, а дети пытаются отстегнуть прищепки («ощипать»). Если «курочка» сама дотронулась до кого-нибудь из участников игры, то этот ребенок становится «курочкой» («петушком»).
Игра для детей 5 – 7 лет «Один – двое – трое». Ребята бегут в разных направлениях по одному. По сигналу педагога «Двое!» они перестраиваются парами и продолжают бег. По сигналу «Трое!» – группируются в тройки. По сигналу «Один!» снова бегут по одному. Эта игра требует особой концентрации внимания.
Интересны подвижные игры с небольшим сюжетом. Например, игра «Волки и овцы» (для детей 5 – 7 лет). Двое или трое детей – волки. Остальные изображают овец. Волки «прячутся в овраге», а овцы «гуляют на лужайке и щиплют травку». По сигналу воспитателя «Волки!» исполняющие эту роль дети выскакивают и бегут за овцами, которые должны успеть добежать до пастуха (ведущего). Пойманных волки уводят в овраг.
Кроме подвижных игр можно провести игры на развитие творческих способностей, развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы. Например, «Цепи». Дети собирают одуванчики, сгибают стебель колечком и узкий конец просовывают в широкий. Потом сквозь это колечко продевают второй стебель и повторяют процесс. Так получается длинная цепь, из которой можно сделать веночек или поясок для куклы. Можно устроить конкурс на самую аккуратную или длинную цепочку.
Спортивные состязания для дошкольников
Большой интерес у детей старшего дошкольного возраста вызывает такая форма двигательной активности как спортивные состязания. Дух соперничества в этом возрасте силен.
К тому же, подобные соревнования помогают безобидно выплеснуть напряжение тем детям, чье поведение в детском саду доставляет некоторые проблемы.
Можно разделить группу на команды и провести групповые соревнования Веселые старты. С азартом дети участвуют в перетягивании каната и подобных состязаниях.
Несколько примеров:
- Эстафета «Перенеси мячик». Шарик от пинг-понга или мячик кладется в ложку, и участники команд (по одному) бегут до кегли и возвращаются назад, стараясь не уронить содержимое ложки. Эстафета передается следующему участнику. Выигрывает та команда, чьи игроки справились с заданием первыми.
- Индивидуальные состязания, когда дети соревнуются друг с другом: «Кто дальше бросит мешочек с песком» или «Кто первым добежит до кегли и вернется назад» и т.д.
- Спортивные игры. Два игрока стоят напротив друг друга. По сигналу ведущего они начинают перебрасывать мяч. Один ребенок находится между ними, пытается поймать или задеть мячик. Если ему это удается, то участник меняется местом с бросавшим.
Какие бывают прогулки?
Еще Г. Н. Сперанский говорил, что: «День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья»
Поэтому организация прогулок, которая в условиях детского сада ложится на воспитателя, приобретает важное значение.
Оздоровительный и развивающий потенциал прогулок в полном объеме используют редко. Чаще всего, этот вид времяпрепровождения не слишком хорошо организован и однообразен. Воспитатели ограничиваются присмотром за детьми, вместо того, чтобы задать их деятельности некий вектор, который позволит решить целый спектр развивающих и познавательных задач.
Чтобы правильно организовать деятельность детей во время прогулки, полезно вспомнить, какие типы прогулок бывают:
● Традиционный тип
Предполагает свободу действий для детей. Используется в саду чаще всего. Дети сами выбирают, во что им играть и чем заниматься. Воспитатель следит за порядком и вмешивается в конфликтных или опасных ситуациях.
● Комбинированный тип
Прогулка имеет какую-либо цель, добившись которую, ребята могут свободно играть. Иногда целевые прогулки сопровождаются выходом за территорию детского сада.
● Экскурсия или поход
Проводятся с детьми средней и старшей групп не менее одного раза в месяц. Предусматривают серьезную подготовку педагога и планирование.
Эффективность реализации прогулки любого типа полностью зависит от профессионализма и заинтересованности воспитателя. Разнообразить можно каждый тип. Рассмотрим возможные варианты на примерах.
Ход прогулки:
Дети парами проходят на участок.
1. Организационный момент.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?»
– спросим.
Нам ответят
: «Это.»
(осень
)
Воспитатель
: Ребята, какое сейчас время года? Какой месяц? (ответы детей)
Воспитатель
: Ребята, а как вы определили, что наступила осень
, по каким признакам? (Ответы детей)
Воспитатель
: Верно ребята. Наступили холодные дни, стало ветрено, часто идут дожди; листья на деревьях меняют цвет с зеленого на желтый, оранжевый, красный, багряный; начинается листопад; спрятались насекомые; перелетные птицы улетают на юг; ночи стали более длинными, а дни короткими; люди убирают урожай с полей, огородов и в садах; нужно одеваться теплее, когда выходишь на улицу, потому что стало холодно;
2. Основная часть.
Наблюдение деревьев осенью
.
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень – не весна
.
В. Нирович
Воспитатель
: Как изменяются деревья с наступлением осени
? (ответы детей)
Воспитатель
: Как называется явление
: «опадение осенних листьев
»
? (ответы детей)
Воспитатель
: Каких цветов бывают осенние листья
? (ответы детей)
Воспитатель
: А как вы думаете, все ли деревья изменились? (ответы детей)
Воспитатель
: Нет, не все деревья изменились. Хвойные деревья
: ель, сосна, кедр не сбрасывают хвою на зиму, а остаются такими же зелёными.
Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет
:
В шубке белой – зимой,
Вся в сережках – весной,
Сарафан зеленый – летом,
В день осенний – в плащ одета
.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
И. Семенова
Воспитатель
: Ребята как вы думаете, про какое дерево я прочитала стихотворение? (ответы детей)
Воспитатель
: Да, про берёзу. Посмотрите на берёзку. Из каких частей состоит дерево? (ствол, ветки, листья)
Какой у неё ствол? (ответы детей)
Воспитатель
: Берёза и отличается от других деревьев белым стволом. Поэтому её ещё называют белоствольной. На стволе есть чёрные горизонтальные полосы, которые называются чечевички. Через них берёза дышит.
3. Словесная игра «С какого дерева листок?»
С дуба –… дубовый,
С липы – … липовый,
С рябины – … рябиновый,
С осины – … осиновый,
С клена – … кленовый,
С березы – … березовый,
4. Трудовые поручения
Воспитатель
: Ребята посмотрите, сколько красивых листьев у нас под ногами. А давайте сейчас соберём красивые листья и цветы для гербария и осенних поделок
.
«Труд украшает человека»
,
«Без труда нет добра»
,
«Игра игрою, а дело делом»
Цель
: воспитывать умение видеть красоту, трудолюбие.
Воспитатель
: Мы с вами сказали, что наступила осень
и перелётные птицы улетают в тёплые края. Давайте и мы с вами поиграем в игру.
5. Подвижная игра «Перелёт птиц»
Цель
: Развивать быстроту бега, умение не наталкиваться друг на друга. Воспитывать дружеские отношения, желание соблюдать правила игры.
Описание игры
: На одном конце площадки находятся дети – они птицы. На другом конце – пособия, на которые можно «залететь»
(гимнастические скамейки, кубы и т. д. ,- это деревья. По сигналу воспитателя
: «Птицы улетают!»
– дети, махая руками, как крыльями, разбегаются по всей площадке; на следующий сигнал
: «Буря!»
– бегут к возвышениям и прячутся там. Когда воспитатель произнесет
: «Буря прекратилась!»
, дети спускаются с возвышений и снова разбегаются по площадке («птицы продолжают свой полет»
).
6. Сюжетно – ролевая игра «Путешествие на поезде»
Цель
: Закрепить знание детей о железнодорожном вокзале, о работе машиниста, проводника, диспетчера. Продумать маршрут путешествия. Развивать способность к замыслу, интерес к игре. Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство товарищества, положительные эмоции. (На вокзале работает буфет, кассы, медпункт. Поезд – машинист, проводник. Диспетчер объявляет отправление. Путешествуем по остановкам
: «Вокзал»
, «Зоопарк»
, «Планета улыбок»
, «Вокзал»
)
7. Индивидуальна работа
С Катей В, Полиной К, Артёмом Г, Матвеем Л, по познавательному развитию.
Дидактическая игра «Найти в каждой цепочке лишнее»
Ель, рябина, огурец, клен;
Тополь, береза, ромашка, дуб;
Рябина, черемуха, помидор, берёза;
Дуб, осина, картофель, липа.
С Егором П, Ангелиной В, Соней Ч индивидуальная работа по математическому
развитию с помощью игры «Сосчитай сколько?»
Дети считают, сколько построек на нашем участке.
8. Заключительная часть.
Ребята, что мы сегодня с вами наблюдали?
В какие игры играли?
Что интересного вы запомнили?
Выслушиваю ответы детей, хвалю их за хорошую работу. После чего выстраиваю детей парами и веду в группу
.
Зачем нужны прогулки в детском саду
Прогулки с детьми в детском саду проводятся ежедневно и направлены на достижение следующих целей:
Пребывание на свежем воздухе. Полезно для ребенка, насыщает клетки организма кислородом, способствует общему оздоровлению организма.
Физическая активность. На улице дети, как правило, не сидят, а проводят время активно – как минимум, ходят пешком и бегают. Также на улице проводится гимнастика, командные подвижные игры.
Закаливание. Прогулки на улице в любую погоду (кроме совсем критической) оказывают закаливающий эффект. Укрепляется иммунитет, дети реже болеют.
Наблюдательная деятельность. Малыши наблюдают за окружающим миром, флорой, фауной, учатся сопоставлять, анализировать и понимать природу тех или иных явлений
Важно, чтобы воспитатель помогал в этом.
Познавательная деятельность. Под руководством воспитателя дети познают окружающий мир, природу, самих себя, узнают что-то новое
Кроме чистой импровизации, у педагога также должен быть четкий план в этом направлении.
Развитие речевых и когнитивных навыков. Прогулка, как правило, совмещается с играми, чтением стихов и считалок, интересными рассказами и речевыми заданиями. Ребенок учится правильно рассказывать об окружающем мире, пересказывать, узнает названия тех или иных растений, насекомых и пр., расширяет словарный запас.
Социализация. Во время прогулки в детском саду малыши учатся общаться друг с другом, работать в команде (например, во время игр или сбора природных материалов), слушаться воспитателя.
Знакомство с основами безопасности. При прогулке за пределами детского сада дети учатся правильно переходить дорогу, быть внимательными и осторожными
Воспитатель рассказывает, на что нужно обращать внимание.
Эстетическое развитие. Дети учатся видеть красоту, а также – делать ее своими руками
Во время прогулки можно собирать гербарий, интересные природные материалы для поделок. Или по возвращении в сад зарисовать что-то из увиденного.
Задача воспитателя – организовать прогулку так, чтобы дети не просто стихийно играли, но сочетали развлекательную деятельность с познавательной, развивались физически и эмоционально, учились быть внимательными, послушными и осторожными, заботились друг о друге.