Основные критерии готовности ребенка к школе
Если внимательно проанализировать ФГОС дошкольного образования, то можно выделить основные критерии, по которым определяется готовность ребенка к школе:
интеллектуальная – умение сравнивать и обобщать, классифицировать и анализировать информацию, воспринимать речь и логически мыслить;
физическая – уровень развития всех систем организма, способный выдержать ежедневные учебные нагрузки без вреда для здоровья;
мотивационная – ребенок хочет стать школьником не потому, что в школе он найдет новых друзей, с которыми можно будет поиграть (игровой мотив), и не потому что, став первоклассником, он повысит свой социальный статус (социальный мотив), а потому что на уроках он сможет узнать что-то новое и интересное;
социальная – способность ребенка сотрудничать с другими людьми и проявлять внимание на протяжении 30-40 минут.
При условии соответствия ребенка всем этим критериям его адаптация к новым условиям обучения в начальной школе проходит намного легче и безболезненнее.
Методическое обеспечение программы
Для реализации целей программы используются пособия и материалы, утвержденные стандартами образования. Воспитателю необходимы:
- учебно-тематические конспекты, планы;
- рабочие тетради;
- прописи;
- наглядные пособия, таблица, схемы;
- счетный материал;
- мультимедийные презентации.
Обратите внимание! Дидактические материалы и необходимые пособия по творчеству могут быть изготовлены самостоятельно. Грамотный и комплексный подход при подготовке к школе помогает ребенку успешно адаптироваться в новых условиях и коллективе
Благоприятная социальная обстановка в свою очередь способствует успешному освоению знаний
Грамотный и комплексный подход при подготовке к школе помогает ребенку успешно адаптироваться в новых условиях и коллективе. Благоприятная социальная обстановка в свою очередь способствует успешному освоению знаний.
Программа для дошкольников по подготовке к школе
Часто программа подготовки детей к школе ориентируется только на обучение письму, счету и грамоте. Но такой подход может привести к тому, что при вхождении в новый коллектив ребенок начинает испытывать трудности из-за интеллектуальной пассивности. Задача педагогов — развивать интерес у ребенка к образовательному процессу. Он должен не просто научиться считать, а хотеть считать. Задачей государственных программ является развитие желания и стремления узнать что-то новое, познакомиться с новыми людьми.
Программы подготовки
Задачи и структура занятий
Целью рабочего стандарта всестороннего развития в детском дошкольном возрасте является формирование готовности к обучению, развитие интеллектуальных качеств, творческих способностей. Все это поспособствует успешному адаптированию и поможет в достижении успехов.
Основными задачами программы считаются:
- Организация процесса воспитания, развития и обучения на подготовительном этапе к школе с учетом потребностей этого возраста.
- Побуждение в ребенке желания получать знания, укрепление положительного отношения к школе.
- Формирование необходимых социальных черт будущего первоклассника, которые необходимы для благополучного прохождения адаптации.
Обратите внимание! Программа рассчитана на детский возраст от шести лет. Ее задачами является формирование в ребенке умения самостоятельно познавать мир через творчество, умение создавать новое
Структура программы включает в себя несколько предметов:
- Занимательная математика — ребенок знакомится с цифрами и арифметическими знаками, учится распознавать и соотносить цвета, сопоставлять формы и размеры. Формируются базовые умения, которые лежат в основе математических понятий.
- Большая роль на занятиях отводится изучениям слов, звуков, навыков словоизменения. Ребенок учится осваивать структуру предложений, развивается умение слушать и говорить. В процессе занятий обогащается активный и пассивный словарный запас.
- Развитие творческих и коммуникативных способностей. Этот раздел наиболее важен для «домашних» детей, которые редко посещают детский сад. В основу программы входит принцип развития умения вести себя в обществе, работать в группах. В качестве творческих навыков дети учатся развивать фантазию, умение пользоваться подручными материалами (ножницами, клеем, декоративными предметами).
Обратите внимание! Основной метод работы с дошкольниками — игра. Используются различные методики, например, игра-путешествие или игра-урок, викторина
Игровая деятельность
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате завершения года обучения по подготовительной программе к школе ребенок должен уметь следующее:
- Четко и ясно произносить слова, выделять звуки, определять место звука в слове, составлять предложения на заданную тему, пересказывать сказки и небольшие рассказы, писать элементы букв.
- Считать до десяти и обратно, уметь сопоставлять цифру с предметами, понимать арифметические знаки, решать задачи в одно действие, измерять длину предметов, используя условную меру.
- Перечислять в правильной последовательности времена года, суток, знать их признаки.
Итоговый контроль проводится в виде тестирования, а также в процессе игровой деятельности. В последний год перед школой проводится диагностика знаний детей психологом.
Проверка знаний дошкольников