Содержание документа согласно ФГОС
Определение
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — это совокупность обязательных к выполнению требований к образованию. Он учреждается федеральными органами исполнительной власти.
Одним из важнейших новых критериев ФГОС является ориентация на воспитание личности учащегося и индивидуализацию обучения. Это влияет на содержание образцового КТП.
Согласно ФГОС, календарно-тематический план обязательно должен содержать следующие разделы:
- Титульный лист: номер и название группы, ФИО педагогов, учебный год.
- Данные о детях и родителях.
- Расписание занятий.
- Сетка занятий на месяц с указанием тем и дат, когда они должны быть пройдены.
- Запланированная деятельность по охране безопасности жизни и здоровья.
- Предполагаемые формы взаимодействия с родителями.
- Ежедневное планирование деятельности.
Непосредственный учет деятельности включает в себя:
- Название разделов и тем.
- Количество часов, отведенных на прохождение данной темы или тематического блока.
- Вид учебной деятельности.
- Формы самостоятельной и контрольной работы.
- Дата проведения занятия: планируемая выставляется до занятия, фактическая — после проведения, т. к. план может меняться в связи с различными обстоятельствами. Все даты выставляются в формате принятого в данной местности календаря.
Примечание
Можно добавлять графы для домашнего задания или дополнительных примечаний и заметок.
На изображении ниже представлен примерный образец, соответствующий требованиям ФГОС.
Анализ вариативной образовательной программы дошкольного образования » Истоки».
Анализ примерной образовательной программы дошкольного образования «Истоки»
ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Издательство «Творческий Центр Сфера»
Ответственный редактор — доктор исторических наук, профессор М.Н. Лазутова, пер-
вый заместитель директора ГБНУ «Московский институт развития образования».
Авторский коллектив: Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арнаутова Е.П., Арушанова А.Г.,
Богина Т.Л., Васюкова Н.Е., Волкова Е.М., Воробьева И.Н., Давидчук А.Н.¸ Иванкова Р.А.,
Казакова Т.Г., Качанова И.А., Кондратьева Н.Л., Лыкова И.А., Обухова Л.Ф., Павлова Л.Н.,
Парамонова Л.А., Петрова В.А., Протасова Е.Ю., Родина Н.М., Рыжова Н.А., Тарунта-
ева Т.В., Тарасова К.В., Тимофеева Е.А., Трифонова Е.В., Урадовских Г.В.
Научный руководитель — доктор педагогических наук Л.А. Парамонова
от рождения до 7 лет
Обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребёнка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности.
целевой, содержательный и организационный.
Содержание программы ориентировано на три возраста: ранний — от 0 до 3 лет, младший дошкольный — от 3 до 5 лет и старший дошкольный — от 5 до 7 лет. В каждом из возрастов имеется главная генетическая задача развития, которая и предопределяет тип ведущей деятельности. Именно деятельность является фактором, развивающим психику, поэтому основная задача воспитания сводится к организации разных видов деятельности и развитию общения ребенка со взрослыми и сверстниками в каждом возрасте, что и определяет усвоение общечеловеческих ценностей.
Программа направлена на обогащение — амплификацию, а не на искусственное ускорение — акселерацию развития. В программе «Истоки» ребенок является центральной фигурой образовательного процесса. Личность ребенка имеет ряд ведущих базисных характеристик, составляющих неповторимую индивидуальность того или иного человека. Авторы программы выделяют следующее: компетентность, креативность, инициативность, самостоятельность и активность, произвольность, свобода поведения и безопасность, самосознание и самооценка.
Структура программы
Программа «Истоки» складывается из базовой и вариативной частей.
Базовая часть
В этот раздел входят:
- описание возрастных особенностей малышей;
- средние показатели развития для каждого возраста;
- основные характеристики личности дошкольника;
- направления создания предметно-развивающей среды, организации быта в ДОУ, деятельности педагогов, психолога, сотрудничества с родителями воспитанников.
Авторы программы создали обширную методическую базы для разъяснения каждого из компонентов базиса. Посмотреть перечень пособий можно здесь https://yadi.sk/i/ktUAU9ld3TAiUF
Вариативная часть
Данный раздел подразумевает свободу педагога в выборе средств для достижения поставленных целей, а также возможность корректировать содержание учебно-воспитательного процесса с учётом условий работы конкретного ДОУ. Так, например, если детский сад работает и с детьми с ограниченными возможностями, то есть реализует инклюзивный подход в образовании, то выбор приёмов на занятиях должен осуществляться с учётом этого направления (больше словесных, наглядных способов изложения материала).
Кроме того, в вариативной части даны рекомендации по составлению календарно-тематического планирования факультативных курсов исходя из специфики специализации ДОУ. К примеру, если детский сад разрабатывает проблему охраны природы в условиях города, то в старших группах может быть организован факультатив «Живой мир природы в городе и дети». Или введение курса второго языка, основ компьютерной грамотности для детских садов, в которых эти направления есть.
В вариативной части программы также даются рекомендации по факультативным курсам в детских садах
Несколько слов об организации предметно-развивающей среды
В группах и на территории детского сада должны быть созданы развивающие предметные зоны, акцентирующие внимание на природе. Например, с помощью размещения в зимнем саду плодоносящего лимонного дерева или яркого попугая в живом уголке. При этом все объекты природы должны быть размещены так, чтобы дети могли созидать, экспериментировать с ними
При этом все объекты природы должны быть размещены так, чтобы дети могли созидать, экспериментировать с ними.
Дети должны иметь доступ к объектам природы в группе
Архивы
- Сентябрь 2022 (1)
- Ноябрь 2020 (2)
- Октябрь 2020 (1)
- Май 2020 (1)
- Апрель 2020 (3)
- Март 2020 (2)
- Январь 2020 (2)
- Сентябрь 2019 (1)
- Апрель 2019 (1)
- Февраль 2019 (1)
- Январь 2019 (1)
- Сентябрь 2018 (10)
- Август 2018 (1)
- Июль 2018 (1)
- Апрель 2018 (1)
- Март 2018 (28)
- Февраль 2018 (7)
- Январь 2018 (14)
- Декабрь 2017 (6)
- Август 2017 (3)
- Июль 2017 (1)
- Июнь 2017 (1)
- Май 2017 (1)
- Январь 2017 (21)
- Декабрь 2016 (16)
- Ноябрь 2016 (20)
- Октябрь 2016 (1)
- Сентябрь 2016 (14)
- Июль 2016 (20)
- Июнь 2016 (30)
- Май 2016 (6)
- Апрель 2016 (13)
- Январь 2016 (12)
- Декабрь 2015 (11)
- Ноябрь 2015 (8)
- Октябрь 2015 (4)
- Сентябрь 2015 (8)
- Август 2015 (1)
- Июль 2015 (4)
- Июнь 2015 (7)
- Май 2015 (21)
- Апрель 2015 (2)
- Март 2015 (4)
- Февраль 2015 (3)
- Январь 2015 (24)
- Декабрь 2014 (31)
- Ноябрь 2014 (30)
- Октябрь 2014 (31)
- Сентябрь 2014 (30)
- Август 2014 (31)
- Июль 2014 (31)
- Июнь 2014 (30)
- Май 2014 (31)
- Апрель 2014 (30)
- Март 2014 (31)
- Февраль 2014 (28)
- Январь 2014 (31)
- Декабрь 2013 (31)
- Ноябрь 2013 (30)
- Октябрь 2013 (31)
- Сентябрь 2013 (30)
- Август 2013 (31)
- Июль 2013 (31)
- Июнь 2013 (30)
- Май 2013 (31)
- Апрель 2013 (30)
- Март 2013 (32)
- Февраль 2013 (28)
- Январь 2013 (31)
- Декабрь 2012 (33)
- Ноябрь 2012 (30)
- Октябрь 2012 (31)
- Сентябрь 2012 (35)
- Август 2012 (31)
- Июль 2012 (58)
- Июнь 2012 (30)
- Май 2012 (33)
- Апрель 2012 (34)
- Март 2012 (59)
- Февраль 2012 (30)
- Январь 2012 (32)
- Декабрь 2011 (17)
Достоинства и недостатки программы
Основные достоинства методики:
- Воплощение наиболее целостной тактики совершенствования личности. Индивидуальный подход к каждому ребенку.
- Способность к представлению и оценочному суждению культуры в контексте знакомства с творчеством народности, художественными произведениями, мнением об окружающем мире.
- Обучение сопереживанию и сочувствию к природному миру.
Программа «ИСТОКИ» создает необходимые условия для взаимодействия в рамках детского сада и семьи. Так, родители начинают активно учувствовать в учебно-воспитательном процессе ребенка. Методика объединяет все педагогические требования по ФГОС.
Несмотря на фундаментальные достоинства, программа также имеет ряд недостатков:
Методика акцентирует особое внимание на мире животных, лишь немногим затрагивая растения.
Принцип развития посредством продуктивной самостоятельной деятельности характеризуется недостаточной эффективностью в некоторых случаях.
Определенные линии развития могут быть несвязанными с обсуждаемым направлением и планом, которые в большей степени реализуются через совершенствование тех или иных навыков. Задачи в рамках старшей группы определяются условностями, что не позволяет получить целостное представление об окружающем мире.
Также методика неполноценно раскрывает экологическое воспитание, поскольку нравственная и познавательная конструкции не могут быть объяснены в комплексе
Также методика неполноценно раскрывает экологическое воспитание, поскольку нравственная и познавательная конструкции не могут быть объяснены в комплексе.
Программа «Истоки»
Дата добавления: 2010-08-28
Цель программы: отразить базисное содержание дошкольного образования, которое предполагает разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. Программа предусматривает амплификацию детского развития, взаимосвязь всех его сторон
Авторский коллектив: научные сотрудники центра “Дошкольное детство” им. А. В. Запорожца под руководством доктора педагогических наук Л. А. Парамоновой
В данной программе целостно определены содержание и характер современного педагогического процесса, направленного на развитие базиса личностной культуры у ребенка дошкольного возраста в детском саду.
Она реализует важнейший принцип гуманистической педагогики – диалога взрослого и ребенка, детей между собой, педагогов друг с другом, педагога с родителями
Являясь образовательной программой нового поколения, “Истоки” отражает непреходящее значение дошкольного детства, как исключительно важного, базового периода для последующего развития человека
Основная цель программы – формирование разносторонне развитой личности в возрасте от рождения до 7 лет, ее универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям ребенка; обеспечение для каждого ребенка равного старта развития; сохранение и укрепление здоровья.
Программа строится в соответствии с дидактическими принципами воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Для каждого возрастного этапа в программе выделены четыре ведущие линии развития: социальное, познавательное, эстетическое и физическое; раскрываются особенности развития этих линий в младенческом, раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте; задается иерархия основных видов деятельности (общение, предметная деятельность, игра) . Игровой деятельности, как основной в развитии личности ребенка дошкольного возраста, в программе отводится особое место. Игра пронизывает все структурные компоненты программы и ее содержание в целом.
«Социальное развитие» характеризуется общением ребенка со взрослыми (родителям и воспитателями в детском саду и семье) и сверстниками, приобретающим на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности – главные условия усвоения ребенком нравственных ценностей, национальных традиций, любви к своей семье и Родине, основа формирования его самосознания.
В «Познавательном развитии выделяются следующие задачи: расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире, формирование способов и средств познавательной деятельности, развитие способности видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем.
Эстетическое развитие» рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства (музыка, художественная литература, изобразительное искусство) . В основе художественного развития – формирование художественных способностей; детское творчество; интеграция различных видов деятельности.
В программе«Физического развития» заложены начала здорового образа жизни, физической культуры. Дети получают представления о собственном теле, учатся адекватно реагировать на изменение окружающей среды, что позволяет более сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности.
В программе выделены новые, самостоятельные разделы “Здоровье”, “Речь и речевое развитие”, “Мир, в котором мы живем”, “Природа и ребенок”, “Культура быта” и другие, которые ее существенно дополняют и обогащают. Так, в разделе “Здоровье” отражены современные представления о здоровье ребенка-дошкольника, содержатся примерные режимы дня в детском саду рекомендации по его организации. Впрограмме “Истоки” выделено базовое и вариативное содержание образования.
В базовую часть, наряду с задачами по каждому направлению развития ребенка, включены:
характеристика возрастных возможностей детей;
общие показатели развития;
базисные характеристики личности;
рекомендации по организации жизни детей в дошкольном учреждении, созданию предметно-развивающей среды, сотрудничеству детского сада с семьей, работе психолога в ДОУ.
Вариативные подходы к реализации программы предусматривают возможность корректировки содержания педагогического процесса с учетом конкретных условии работы детского сада.
—————
Поделитесь со своими друзьями в социалках:
Подробней на сайте www.v-vospitanie.ru
Программа истоки по фгос: место игры в жизни детей
Как известно, игры имеют огромное развивающее значение в жизни детей. Игровой деятельности отводится отдельное место в программе. Она считается основной в развитии и воспитании ребенка. Выделяется новая классификация игр, в которых интересно выявить инициатора.
Три класса игр выделяются:
- Самодеятельные игры, которые возникают по предложению малыша.
- Игры, авторами которых являются взрослые. Они внедряют ихсвоспитательной и образовательной целью.
- Народные забавы, которые происходят от этнических традиций. Они могут возникнуть и по предложению детей старшего возраста, и по предложению взрослых.
Каждая игра имеет свои виды и подвиды. В первый класс входят сюжетные, ролевые, отобразительные, режиссерские и театрализованные игрища, а также игры – экспериментирования. Именно самодеятельные игры прекрасным образом представляют игрища как вид размышления об окружающем мире
Они же являются важной деятельностью в дошкольном периоде
Второй класс представляет дидактические и досуговые. К ним относятся развлекательные игрища, интеллектуальные игры, праздничные, театральные забавы. Они могут быть самостоятельными, но не могут быть самодельными, поскольку выученность правил в них стоит за самостоятельностью. Они имеют большое развивающее и воспитательное значение.
С помощью таких забав усваиваются социальные нормы и правила, передаются детям знания и самое главное, они являются основой самодеятельных игрищ, в которых детки могут использовать свои полученные умения и информированность.
В третий класс входят народные игры. Они присутствуют в основе многих забав, которые относятся к досуговым и обучающим. По проведенным исследованиям, народные игрища содействуют формированию у дошкольников непринужденности поведения, сенсомоторного управления, условной функции познания, а также главных особенностей психологииэтноса, создавшего забаву.
Игры должны стать целостной составляющей формирования жизни детей в детском саду. Для их обеспечениянеобходимы не только различные игрушки, но и творческая атмосфера, организованная взрослыми, которые увлечены деятельностью с детками, но и подходящая предметная среда. Она является не только игровой средой, но и средой развития детских форм деятельности. Ни одна из них не может развиваться вне предметной среды.
В программе истоки в ДОУ задается стандарт образовательного уровня дошкольников, гарантирующий целостное и полное усовершенствование детской личности. В ней содержится как основа развития деток, так и план ее осуществления, который открывает возможности для безграничного педагогического творчества. Программа развития истоки представляет требования к формированию детской жизни в ДОУ, образованию предметной развивающей среды, совместной работе с семьей и психологической работе.
Надеюсь, смогла ответить на интересующий вопрос читательницы и представить программу истоки, применяющиеся в старших, средних, подготовительных и младших группах детского сада. Ну, а если вы планируете написать свою программу и ищите структуру или не знаете как написать вариативную часть, то пройдите в эти статьи:
- Структура написания программы: что изменилось?
- Вариативная часть программы: как правильно написать?
Приобретите книги, предложенные на сайтах, а также скачивайте пособия и тогда вы сможете более подробно сделать сравнительный анализ методов воспитания, познакомиться с предметно — пространственной средой и выявить плюсы и минусы в проекте. Удачи и успехов!
Цели и задачи Программы
Программа разработана авторским коллективом, который является лауреатом премии Правительства РФ в сфере образования за научную разработку и практическое апробирование «Системы инновационного программно-методического обеспечения дошкольного уровня образования», основа которого представлена программой «Истоки».
Замечание 1
Реализация Программы осуществляется на основании «Конвенции о правах ребенка», ФГОС ДО.
Программа направлена на обеспечение права каждого дошкольника на интеллектуальное, эмоциональное, физическое и социальное развитие на дошкольной ступени обучения и переходе к начальной школе.
Замечание 2
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста – от рождения и до 7-ми лет.
Авторы Программы выделяют несколько психологических возрастов, характеристика которых представлена в Программе:
Ранее детство – представлено двумя стадиями:
- младенчество (от рождения до 1-го года);
- ранний возраст (от 1-го года до 3-х лет);
Дошкольное детство – представлено двумя фазами:
- младший дошкольный возраст (от 3-х до 5-ти лет);
- старший дошкольный возраст (от 5-ти до 7-ми лет).
Данная возрастная периодизация, по мнению авторов Программы, позволяет педагогу увидеть индивидуальные перспективы развития каждого воспитанника.
Основные цели и задачи Программы:
- Обеспечение каждому ребенку разностороннего и полноценного развития в период дошкольного детства;
- Формирование у воспитанников базового доверия к миру и универсальных способностей в соответствии с возрастом и потребностями современного общества;
- Создание для всех воспитанников равных условий для развития;
- Учет индивидуальных возможностей, интересов и потребностей каждого ребенка.
Циклограмма лексических тем на год для всех возрастных групп
Копылова Татьяна Циклограмма лексических тем на год для всех возрастных групп
С Е Н Т Я Б Р Ь : Любимый детский сад!
Младшая -Здравствуй детский сад!
Средняя, старшая — До свидания лето!
Подготовительная — Как я отдохнул летом
Ст. — Мир дошкольников
Подг. — Мир дошкольников
Ср. -Кто нам в саду помогает
Ст. — Кто нам в саду помогает
Подг. — Кто нам в саду помогает
Все группы — Игрушки
О К Т Я Б Р Ь: Осень, осень — в гости просим
Мл. — Золотая осень
Ср. — Золотая осень
Ст. — Осень, ее признаки
Подг. — Осень, ее признаки
Мл. — Дары осени: овощи
Ср. — Дары осени: овощи
Подг. — Наш урожай
Мл. — Дары осени: фрукты
Ср. — Дары осени: фрукты
Подг. — Дары сада
Мл. — Прогулка в лес
Ср. — Прогулка в лес
Подг. — Дары леса
Все группы — Домашние животные
Н О Я Б Р Ь: Дом, в котором я живу
Все группы — Посуда
Мл. — Мамины «помощники»
Ср. — Мамины «помощники»
Ст. — Бытовые приборы
Подг. — Бытовые приборы
Все группы — Мебель
Мл. — Наша одежда
Ср. — Наша одежда
Ст. — Вещи, которые мы носим
Подг. — Вещи, которые мы носим
Д Е К А Б Р Ь: Зимушка, зима!
Все группы — Зима
Мл. — Жизнь птиц зимой
Ср. — Птицы зимой
Ст. — Зимующие птицы
Ст. — Зимующие птицы
Все группы — Дикие животные
мл. — Там, где всегда зима
Ср. — Там, где всегда зима
Ст. — Животные Арктики и Антарктиды
Подг. — Животные Арктики и Антарктиды
Все группы — Новый год у ворот
Я Н В А Р Ь : Мой организм, моё здоровье!
Мл. — Зимние забавы
Ср. — Зимние забавы
Ст. — Зимние виды спорта
Подг. — Зимние виды спорта
Мл. — Я расту здоровым
Ср. — Я расту здоровым
Ст. — Я и мое тело
Подг. — Я и мое тело
Ср. — Продукты питания
Ст. — Продукты питания
Подг. — Продукты и витамины
Ф Е В Р А Л Ь: Моя семья
Ст. — Семья и ее традиции
Подг. — Семья и ее традиции
Мл. — Мой двор, моя улица
Ср. — Мой двор, моя улица
Ст. — Моя малая родина
Подг. — Моя малая родина
мл. — Профессии пап
Ср. — Профессии пап
Ст. — Мужские профессии. Инструменты
Подг. — Мужские профессии. Инструменты
Мл. — Наши защитники
Ср. — Защитники Отечества
Ст. — Защитники Отечества
подг. — Защитники Отечества
М А Р Т: Весна идет – весне дорогу!
Мл. — Моя мамочка
Ср. — Моя мамочка
Ст. — Международный женский день
Подг. — Международный женский день
Все группы — Весна
Мл. — Птички прилетели
Ср. — Птички прилетели
Ст. — Перелетные птицы
Подг. — Перелетные птицы
Ст. — Вода и ее обитатели
Подг. — Вода и ее обитатели
Мл. — Книжки бережем!
Ср. — Книги. Знакомство с театром
Ст. — Книга и театр – наши друзья
Подг. — Книга и театр – наши друзья
А П Р Е Л Ь: Город
Мл. — Транспорт земной и водный
Ср. — Транспорт земной и водный
Мл. — Воздушный транспорт
Ср. — Воздушный транспорт
Мл. — Что такое Родина?
Ср. — Наша страна
Ст. — Наша страна
Подг. — Столица. Символика РФ
Мл. — Народные игрушки
Ср. — Музыкальные инструменты
Ст. — Музыкальные инструменты. Танцы
Подг. — Музыкальные инструменты. Танцы
М А Й: Ах, лето красное спешит!
Мл. — Что за праздник «День Победы»?
Ср. — День Победы
Ст. — День Победы
Подг. -День Победы
Мл. — Первые цветочки
Все группы — Насекомые
Мл. — Там, где всегда жара
Ср. — Там, где всегда жара
Ст. — Животные жарких стран
Подг. — Животные жарких стран
И Ю Н Ь: Здравствуй лето!
Мл. — Мы дружные ребята
Ср. — Мы дружные ребята
Ст. — Дружат дети всей планеты
Подг. — Дружат дети всей планеты
Все группы — Лето
Все группы — Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья
Анализ программы
Мониторинг проводится с целью оценки физических, интеллектуальных и личностных качеств каждого ребёнка, определённых программой по каждой образовательной деятельности. Анализ проводится с помощью:
- бесед с детьми и родителями;
- наблюдений;
- создания педагогически ситуаций.
Мониторинг может быть двух типов: низокформализованный, который проводится педагогом, работающим с детьми, по вышеперечисленным методикам сбора информации, или высокоформализованный, осуществляемый специалистом (психологом, дефектологом). В случае если оценки педагога определяют качество освоения программы на достаточном или близком к достаточному уровне, высокофомализованный метод диагностики не требуется. Наличие оценок недостаточного уровня считается основой для проведения диагностики узким специалистом с применением набора профильных тестов.
Программа «Истоки» предполагает два вида мониторинга:
- оценка промежуточных результатов;
- оценка итоговых результатов.
Если второй вид анализа проводится в последний год пребывания ребят в детском саду для оценки их готовности к школе, то первый — ежегодно под конец учебного года с помощью листа оценки.
По результатам итогового мониторинга оценивается готовность ребёнка к школе
Таблица: схема составления листа оценки по программе «Истоки»
Параметр оценки | Показатели для конкретного возраста (указаны в программе) | Уровень: достаточный (Д), близкий к достаточному (БД), недостаточный (Н) |
Физическое развитие | ||
Социально-коммуникативное развитие | ||
Познавательное развитие | ||
Речевое развитие | ||
Художественно-эстетическое |
Программа «Истоки» нацелена на формирование личности дошкольника с учётом его психологического возраста. То есть предполагает некоторые несовпадения с возрастом физическим и поэтому не просто наполняет малыша объёмами информации для последующего обучения в школе, а даёт возможность осваивать умения и навыки, способы получения знаний соответствующие возрасту ребёнка. Структура программы состоит из базового и вариативного компонента, методология выполнение каждого из которых может дополняться или перерабатываться в соответствии с образовательным направлением ДОУ. При этом неизменным остаётся требование мониторинга реализации целей и задач «Истоков», проводимого ежегодно.
Программа истоки по фгос в детском саду и её разделы
Программа истоки имеет много разделов. Это разделы речевого, физического, эстетического, познавательного, экологического, культурного, духовного, нравственного развития. Интересны также разделы о здоровье, музейной педагогики, художественного творчества, историко-географических представлений.
Так, раздел познавательного развития содержит педагогические работы об ориентации детей во внешнем мире, об их умственных способностях и познавательной деятельности.
Другой раздел программы «Мир, в котором мы живем» ставит перед собой цель формирования у деток чувства принадлежности к той или иной культуре, к событиям, которые происходят в местности, где они живут. С помощью этого раздела познавательный процесс Родины становится интересным и развивающим для детей.
Трудовая деятельность дошкольника представлена в разделах бытовой культуры, экологического развития.
Раздел «Здоровье» представляет сведения о здоровье детей и его укреплении. Полноценное и психическое развитие ребенка возможно при отличном здоровье.
В речевом разделе обращают внимание на умение детей устанавливать контакты речевым общением, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Основным видом общения является диалог
В усовершенствовании языка большая роль принадлежит словотворчеству, детских игр со звуками, смыслами, рифмами.
Главное внимание уделено познавательным интересам детей к явлениям природы. Авторы программы социокультурные истоки (общепринятое название — программа истоки) показали, что дети имеют огромные познавательные возможности
Программа, которая представлена в издании, указывает новейшие ориентиры, которые основаны на приобщении детей к истокам народной культуры России.
Программа истоки: плюсы и минусы
Рассмотрим какие преимущества имеет программа истоки.
Ценным является то, что педагогическое условие ее реализации – это хорошая экологическая осведомленность воспитателей, а также их готовность к общению с дошкольниками по природным объектам.
Здесь очень интересно представленоознакомление с насекомыми. Дети видят, как насекомые нежелательны в сельском хозяйстве и быту и взрослые борются с мухами, тараканами, молью, гусеницами. Но проявляется противоречие ребенка по отношению к природе.
Выделение на участке доу земноводных, птиц, ящериц, насекомых и диких животных, которые могут обитать в парковой среде города
При правильном подборе домашних животных на территории детсада, их наличие может принести много радости детям в их плодотворных наблюдениях, а также привить им добрые чувства и внимание по отношению к животным.
Представление основных требований к предметно-развивающей среде, содержащейприродные и социокультурные средства, которыеобеспечивают различные формы деятельности дошкольника.
Оценка и анализ
Анализ полученных результатов особо важен при оценке интеллектуальных, личностных и физических качеств ребенка, которые определяются исходя из тематической деятельности.
Такой мониторинг проводится при помощи:
- наблюдательской деятельности;
- диалога с родителями и детьми;
- создания различных ситуаций.
Анализ результатов программы «ИСТОКИ» проводится на основе выполнения плана по занятиям Анализ данных может проводиться как педагогом, так и психологом, при помощи специализированных методик. В случае, когда оценочного суждения воспитателя достаточно, профессиональный анализ специалиста может не проводиться.
При этом оценка различными психологическими тестами особо важна для профильного образования и выявления профессиональных качеств.
Оценочный лист по программе «ИСТОКИ»:
Оценка типа развития | Средняя оценка исходи из возрастной группы | Уровень: достаточный, почти достаточный, недостаточный (Д, ПД, Н) |
Социально-коммуникативное | ||
Познавательное | ||
Речевое | ||
Художественное и эстетическое | ||
Физическое |
Педагогическая программа под названием «ИСТОКИ» позволяет комплексно сформировать личность дошкольника, учитывая такие аспекты, как возраст, психологический тип мышления, способность к обучению и тому подобные нюансы. Методика разработана в соответствии со всеми правилами ФГОС и активно используется в детском саду.