Программа «Истоки»: обогащение, а не ускорение развития личности ребёнка

Содержание документа согласно ФГОС

Определение

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — это совокупность обязательных к выполнению требований к образованию. Он учреждается федеральными органами исполнительной власти.

Одним из важнейших новых критериев ФГОС является ориентация на воспитание личности учащегося и индивидуализацию обучения. Это влияет на содержание образцового КТП.

Согласно ФГОС, календарно-тематический план обязательно должен содержать следующие разделы:

  1. Титульный лист: номер и название группы, ФИО педагогов, учебный год.
  2. Данные о детях и родителях.
  3. Расписание занятий.
  4. Сетка занятий на месяц с указанием тем и дат, когда они должны быть пройдены.
  5. Запланированная деятельность по охране безопасности жизни и здоровья.
  6. Предполагаемые формы взаимодействия с родителями.
  7. Ежедневное планирование деятельности.

Непосредственный учет деятельности включает в себя:

  1. Название разделов и тем.
  2. Количество часов, отведенных на прохождение данной темы или тематического блока.
  3. Вид учебной деятельности.
  4. Формы самостоятельной и контрольной работы.
  5. Дата проведения занятия: планируемая выставляется до занятия, фактическая — после проведения, т. к. план может меняться в связи с различными обстоятельствами. Все даты выставляются в формате принятого в данной местности календаря.

Примечание

Можно добавлять графы для домашнего задания или дополнительных примечаний и заметок.

На изображении ниже представлен примерный образец, соответствующий требованиям ФГОС.

Анализ вариативной образовательной программы дошкольного образования » Истоки».

Анализ примерной образовательной программы дошкольного образования «Истоки»

ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Издательство «Творческий Центр Сфера»

Ответственный редактор — доктор исторических наук, профессор М.Н. Лазутова, пер-

вый заместитель директора ГБНУ «Московский институт развития образования».

Авторский коллектив: Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арнаутова Е.П., Арушанова А.Г.,

Богина Т.Л., Васюкова Н.Е., Волкова Е.М., Воробьева И.Н., Давидчук А.Н.¸ Иванкова Р.А.,

Казакова Т.Г., Качанова И.А., Кондратьева Н.Л., Лыкова И.А., Обухова Л.Ф., Павлова Л.Н.,

Парамонова Л.А., Петрова В.А., Протасова Е.Ю., Родина Н.М., Рыжова Н.А., Тарунта-

ева Т.В., Тарасова К.В., Тимофеева Е.А., Трифонова Е.В., Урадовских Г.В.

Научный руководитель — доктор педагогических наук Л.А. Парамонова

от рождения до 7 лет

Обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребёнка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности.

целевой, содержательный и организационный.

Содержание программы ориентировано на три возраста: ранний — от 0 до 3 лет, младший дошкольный — от 3 до 5 лет и старший дошкольный — от 5 до 7 лет. В каждом из возрастов имеется главная генетическая задача развития, которая и предопределяет тип ведущей деятельности. Именно деятельность является фактором, развивающим психику, поэтому основная задача воспитания сводится к организации разных видов деятельности и развитию общения ребенка со взрослыми и сверстниками в каждом возрасте, что и определяет усвоение общечеловеческих ценностей.

Программа направлена на обогащение — амплификацию, а не на искусственное ускорение — акселерацию развития. В программе «Истоки» ребенок является центральной фигурой образовательного процесса. Личность ребенка имеет ряд ведущих базисных характеристик, составляющих неповторимую индивидуальность того или иного человека. Авторы программы выделяют следующее: компетентность, креативность, инициативность, самостоятельность и активность, произвольность, свобода поведения и безопасность, самосознание и самооценка.

Структура программы

Программа «Истоки» складывается из базовой и вариативной частей.

Базовая часть

В этот раздел входят:

  • описание возрастных особенностей малышей;
  • средние показатели развития для каждого возраста;
  • основные характеристики личности дошкольника;
  • направления создания предметно-развивающей среды, организации быта в ДОУ, деятельности педагогов, психолога, сотрудничества с родителями воспитанников.

Авторы программы создали обширную методическую базы для разъяснения каждого из компонентов базиса. Посмотреть перечень пособий можно здесь https://yadi.sk/i/ktUAU9ld3TAiUF

Вариативная часть

Данный раздел подразумевает свободу педагога в выборе средств для достижения поставленных целей, а также возможность корректировать содержание учебно-воспитательного процесса с учётом условий работы конкретного ДОУ. Так, например, если детский сад работает и с детьми с ограниченными возможностями, то есть реализует инклюзивный подход в образовании, то выбор приёмов на занятиях должен осуществляться с учётом этого направления (больше словесных, наглядных способов изложения материала).

Кроме того, в вариативной части даны рекомендации по составлению календарно-тематического планирования факультативных курсов исходя из специфики специализации ДОУ. К примеру, если детский сад разрабатывает проблему охраны природы в условиях города, то в старших группах может быть организован факультатив «Живой мир природы в городе и дети». Или введение курса второго языка, основ компьютерной грамотности для детских садов, в которых эти направления есть.

В вариативной части программы также даются рекомендации по факультативным курсам в детских садах

Несколько слов об организации предметно-развивающей среды

В группах и на территории детского сада должны быть созданы развивающие предметные зоны, акцентирующие внимание на природе. Например, с помощью размещения в зимнем саду плодоносящего лимонного дерева или яркого попугая в живом уголке. При этом все объекты природы должны быть размещены так, чтобы дети могли созидать, экспериментировать с ними

При этом все объекты природы должны быть размещены так, чтобы дети могли созидать, экспериментировать с ними.

Дети должны иметь доступ к объектам природы в группе

Архивы

  • Сентябрь 2022 (1)
  • Ноябрь 2020 (2)
  • Октябрь 2020 (1)
  • Май 2020 (1)
  • Апрель 2020 (3)
  • Март 2020 (2)
  • Январь 2020 (2)
  • Сентябрь 2019 (1)
  • Апрель 2019 (1)
  • Февраль 2019 (1)
  • Январь 2019 (1)
  • Сентябрь 2018 (10)
  • Август 2018 (1)
  • Июль 2018 (1)
  • Апрель 2018 (1)
  • Март 2018 (28)
  • Февраль 2018 (7)
  • Январь 2018 (14)
  • Декабрь 2017 (6)
  • Август 2017 (3)
  • Июль 2017 (1)
  • Июнь 2017 (1)
  • Май 2017 (1)
  • Январь 2017 (21)
  • Декабрь 2016 (16)
  • Ноябрь 2016 (20)
  • Октябрь 2016 (1)
  • Сентябрь 2016 (14)
  • Июль 2016 (20)
  • Июнь 2016 (30)
  • Май 2016 (6)
  • Апрель 2016 (13)
  • Январь 2016 (12)
  • Декабрь 2015 (11)
  • Ноябрь 2015 (8)
  • Октябрь 2015 (4)
  • Сентябрь 2015 (8)
  • Август 2015 (1)
  • Июль 2015 (4)
  • Июнь 2015 (7)
  • Май 2015 (21)
  • Апрель 2015 (2)
  • Март 2015 (4)
  • Февраль 2015 (3)
  • Январь 2015 (24)
  • Декабрь 2014 (31)
  • Ноябрь 2014 (30)
  • Октябрь 2014 (31)
  • Сентябрь 2014 (30)
  • Август 2014 (31)
  • Июль 2014 (31)
  • Июнь 2014 (30)
  • Май 2014 (31)
  • Апрель 2014 (30)
  • Март 2014 (31)
  • Февраль 2014 (28)
  • Январь 2014 (31)
  • Декабрь 2013 (31)
  • Ноябрь 2013 (30)
  • Октябрь 2013 (31)
  • Сентябрь 2013 (30)
  • Август 2013 (31)
  • Июль 2013 (31)
  • Июнь 2013 (30)
  • Май 2013 (31)
  • Апрель 2013 (30)
  • Март 2013 (32)
  • Февраль 2013 (28)
  • Январь 2013 (31)
  • Декабрь 2012 (33)
  • Ноябрь 2012 (30)
  • Октябрь 2012 (31)
  • Сентябрь 2012 (35)
  • Август 2012 (31)
  • Июль 2012 (58)
  • Июнь 2012 (30)
  • Май 2012 (33)
  • Апрель 2012 (34)
  • Март 2012 (59)
  • Февраль 2012 (30)
  • Январь 2012 (32)
  • Декабрь 2011 (17)

Достоинства и недостатки программы

Основные достоинства методики:

  • Воплощение наиболее целостной тактики совершенствования личности. Индивидуальный подход к каждому ребенку.
  • Способность к представлению и оценочному суждению культуры в контексте знакомства с творчеством народности, художественными произведениями, мнением об окружающем мире.
  • Обучение сопереживанию и сочувствию к природному миру.

Программа «ИСТОКИ» создает необходимые условия для взаимодействия в рамках детского сада и семьи. Так, родители начинают активно учувствовать в учебно-воспитательном процессе ребенка. Методика объединяет все педагогические требования по ФГОС.

Несмотря на фундаментальные достоинства, программа также имеет ряд недостатков:

Методика акцентирует особое внимание на мире животных, лишь немногим затрагивая растения.
Принцип развития посредством продуктивной самостоятельной деятельности характеризуется недостаточной эффективностью в некоторых случаях.
Определенные линии развития могут быть несвязанными с обсуждаемым направлением и планом, которые в большей степени реализуются через совершенствование тех или иных навыков. Задачи в рамках старшей группы определяются условностями, что не позволяет получить целостное представление об окружающем мире.

Также методика неполноценно раскрывает экологическое воспитание, поскольку нравственная и познавательная конструкции не могут быть объяснены в комплексе

Также методика неполноценно раскрывает экологическое воспитание, поскольку нравственная и познавательная конструкции не могут быть объяснены в комплексе.

Программа «Истоки»

Дата добавления: 2010-08-28

Цель программы: отразить базисное содержание дошкольного образования, которое предполагает разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. Программа предусматривает амплификацию детского развития, взаимосвязь всех его сторон

Авторский коллектив: научные сотрудники центра “Дошкольное детство” им. А. В. Запорожца под руководством доктора педагогических наук Л. А. Парамоновой

В данной программе целостно определены содержание и характер современного педагогического процесса, направленного на развитие базиса личностной культуры у ребенка дошкольного возраста в детском саду.

Она реализует важнейший принцип гуманистической педагогики – диалога взрослого и ребенка, детей между собой, педагогов друг с другом, педагога с родителями

Являясь образовательной программой нового поколения, “Истоки” отражает непреходящее значение дошкольного детства, как исключительно важного, базового периода для последующего развития человека

Основная цель программы – формирование разносторонне развитой личности в возрасте от рождения до 7 лет, ее универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям ребенка; обеспечение для каждого ребенка равного старта развития; сохранение и укрепление здоровья.

Программа строится в соответствии с дидактическими принципами воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Для каждого возрастного этапа в программе выделены четыре ведущие линии развития: социальное, познавательное, эстетическое и физическое; раскрываются особенности развития этих линий в младенческом, раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте; задается иерархия основных видов деятельности (общение, предметная деятельность, игра) . Игровой деятельности, как основной в развитии личности ребенка дошкольного возраста, в программе отводится особое место. Игра пронизывает все структурные компоненты программы и ее содержание в целом.

«Социальное развитие» характеризуется общением ребенка со взрослыми (родителям и воспитателями в детском саду и семье) и сверстниками, приобретающим на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности – главные условия усвоения ребенком нравственных ценностей, национальных традиций, любви к своей семье и Родине, основа формирования его самосознания.

В «Познавательном развитии выделяются следующие задачи: расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире, формирование способов и средств познавательной деятельности, развитие способности видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем.

Эстетическое развитие» рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства (музыка, художественная литература, изобразительное искусство) . В основе художественного развития – формирование художественных способностей; детское творчество; интеграция различных видов деятельности.

В программе«Физического развития» заложены начала здорового образа жизни, физической культуры. Дети получают представления о собственном теле, учатся адекватно реагировать на изменение окружающей среды, что позволяет более сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности.

В программе выделены новые, самостоятельные разделы “Здоровье”, “Речь и речевое развитие”, “Мир, в котором мы живем”, “Природа и ребенок”, “Культура быта” и другие, которые ее существенно дополняют и обогащают. Так, в разделе “Здоровье” отражены современные представления о здоровье ребенка-дошкольника, содержатся примерные режимы дня в детском саду рекомендации по его организации. Впрограмме “Истоки” выделено базовое и вариативное содержание образования.

В базовую часть, наряду с задачами по каждому направлению развития ребенка, включены:

характеристика возрастных возможностей детей;

общие показатели развития;

базисные характеристики личности;

рекомендации по организации жизни детей в дошкольном учреждении, созданию предметно-развивающей среды, сотрудничеству детского сада с семьей, работе психолога в ДОУ.

Вариативные подходы к реализации программы предусматривают возможность корректировки содержания педагогического процесса с учетом конкретных условии работы детского сада.

—————

Поделитесь со своими друзьями в социалках:

Подробней на сайте www.v-vospitanie.ru

Программа истоки по фгос: место игры в жизни детей

Как известно, игры имеют огромное развивающее значение в жизни детей. Игровой деятельности отводится отдельное место в программе. Она считается основной в развитии и воспитании ребенка. Выделяется новая классификация игр, в которых интересно выявить инициатора.

Три класса игр выделяются:

  • Самодеятельные игры, которые возникают по предложению малыша.
  • Игры, авторами которых являются взрослые. Они внедряют ихсвоспитательной и образовательной целью.
  • Народные забавы, которые происходят от этнических традиций. Они могут возникнуть и по предложению детей старшего возраста, и по предложению взрослых.

Каждая игра имеет свои виды и подвиды. В первый класс входят сюжетные, ролевые, отобразительные, режиссерские и театрализованные игрища, а также игры – экспериментирования. Именно самодеятельные игры прекрасным образом представляют игрища как вид размышления об окружающем мире

Они же являются важной деятельностью в дошкольном периоде

Второй класс представляет дидактические и досуговые. К ним относятся развлекательные игрища, интеллектуальные игры, праздничные, театральные забавы. Они могут быть самостоятельными, но не могут быть самодельными, поскольку выученность правил в них стоит за самостоятельностью. Они имеют большое развивающее и воспитательное значение.

С помощью таких забав усваиваются социальные нормы и правила, передаются детям знания и самое главное, они являются основой самодеятельных игрищ, в которых детки могут использовать свои полученные умения и информированность.

В третий класс входят народные игры. Они присутствуют в основе многих забав, которые относятся к досуговым и обучающим. По проведенным исследованиям, народные игрища содействуют формированию у дошкольников непринужденности поведения, сенсомоторного управления, условной функции познания, а также главных особенностей психологииэтноса, создавшего забаву.

Игры должны стать целостной составляющей формирования жизни детей в детском саду. Для их обеспечениянеобходимы не только различные игрушки, но и творческая атмосфера, организованная взрослыми, которые увлечены деятельностью с детками, но и подходящая предметная среда. Она является не только игровой средой, но и средой развития детских форм деятельности. Ни одна из них не может развиваться вне предметной среды.

В программе истоки в ДОУ задается стандарт образовательного уровня дошкольников, гарантирующий целостное и полное усовершенствование детской личности. В ней содержится как основа развития деток, так и план ее осуществления, который открывает возможности для безграничного педагогического творчества. Программа развития истоки представляет требования к формированию детской жизни в ДОУ, образованию предметной развивающей среды, совместной работе с семьей и психологической работе.

Надеюсь, смогла ответить на интересующий вопрос читательницы и представить программу истоки, применяющиеся в старших, средних, подготовительных и младших группах детского сада. Ну, а если вы планируете написать свою программу и ищите структуру или не знаете как написать вариативную часть, то пройдите в эти статьи:

  1. Структура написания программы: что изменилось?
  2. Вариативная часть программы: как правильно написать?

Приобретите книги, предложенные на сайтах, а также скачивайте пособия и тогда вы сможете более подробно сделать сравнительный анализ методов воспитания, познакомиться с предметно — пространственной средой и выявить плюсы и минусы в проекте. Удачи и успехов!

Цели и задачи Программы

Программа разработана авторским коллективом, который является лауреатом премии Правительства РФ в сфере образования за научную разработку и практическое апробирование «Системы инновационного программно-методического обеспечения дошкольного уровня образования», основа которого представлена программой «Истоки».

Замечание 1

Реализация Программы осуществляется на основании «Конвенции о правах ребенка», ФГОС ДО.

Программа направлена на обеспечение права каждого дошкольника на интеллектуальное, эмоциональное, физическое и социальное развитие на дошкольной ступени обучения и переходе к начальной школе.

Замечание 2

Программа рассчитана на детей дошкольного возраста – от рождения и до 7-ми лет.

Авторы Программы выделяют несколько психологических возрастов, характеристика которых представлена в Программе:

  1. Ранее детство – представлено двумя стадиями:

    • младенчество (от рождения до 1-го года);
    • ранний возраст (от 1-го года до 3-х лет);
  2. Дошкольное детство – представлено двумя фазами:

    • младший дошкольный возраст (от 3-х до 5-ти лет);
    • старший дошкольный возраст (от 5-ти до 7-ми лет).

Данная возрастная периодизация, по мнению авторов Программы, позволяет педагогу увидеть индивидуальные перспективы развития каждого воспитанника.

Основные цели и задачи Программы:

  • Обеспечение каждому ребенку разностороннего и полноценного развития в период дошкольного детства;
  • Формирование у воспитанников базового доверия к миру и универсальных способностей в соответствии с возрастом и потребностями современного общества;
  • Создание для всех воспитанников равных условий для развития;
  • Учет индивидуальных возможностей, интересов и потребностей каждого ребенка.

Циклограмма лексических тем на год для всех возрастных групп

Копылова Татьяна Циклограмма лексических тем на год для всех возрастных групп

С Е Н Т Я Б Р Ь : Любимый детский сад!

Младшая -Здравствуй детский сад!

Средняя, старшая — До свидания лето!

Подготовительная — Как я отдохнул летом

Ст. — Мир дошкольников

Подг. — Мир дошкольников

Ср. -Кто нам в саду помогает

Ст. — Кто нам в саду помогает

Подг. — Кто нам в саду помогает

Все группы — Игрушки

О К Т Я Б Р Ь: Осень, осень — в гости просим

Мл. — Золотая осень

Ср. — Золотая осень

Ст. — Осень, ее признаки

Подг. — Осень, ее признаки

Мл. — Дары осени: овощи

Ср. — Дары осени: овощи

Подг. — Наш урожай

Мл. — Дары осени: фрукты

Ср. — Дары осени: фрукты

Подг. — Дары сада

Мл. — Прогулка в лес

Ср. — Прогулка в лес

Подг. — Дары леса

Все группы — Домашние животные

Н О Я Б Р Ь: Дом, в котором я живу

Все группы — Посуда

Мл. — Мамины «помощники»

Ср. — Мамины «помощники»

Ст. — Бытовые приборы

Подг. — Бытовые приборы

Все группы — Мебель

Мл. — Наша одежда

Ср. — Наша одежда

Ст. — Вещи, которые мы носим

Подг. — Вещи, которые мы носим

Д Е К А Б Р Ь: Зимушка, зима!

Все группы — Зима

Мл. — Жизнь птиц зимой

Ср. — Птицы зимой

Ст. — Зимующие птицы

Ст. — Зимующие птицы

Все группы — Дикие животные

мл. — Там, где всегда зима

Ср. — Там, где всегда зима

Ст. — Животные Арктики и Антарктиды

Подг. — Животные Арктики и Антарктиды

Все группы — Новый год у ворот

Я Н В А Р Ь : Мой организм, моё здоровье!

Мл. — Зимние забавы

Ср. — Зимние забавы

Ст. — Зимние виды спорта

Подг. — Зимние виды спорта

Мл. — Я расту здоровым

Ср. — Я расту здоровым

Ст. — Я и мое тело

Подг. — Я и мое тело

Ср. — Продукты питания

Ст. — Продукты питания

Подг. — Продукты и витамины

Ф Е В Р А Л Ь: Моя семья

Ст. — Семья и ее традиции

Подг. — Семья и ее традиции

Мл. — Мой двор, моя улица

Ср. — Мой двор, моя улица

Ст. — Моя малая родина

Подг. — Моя малая родина

мл. — Профессии пап

Ср. — Профессии пап

Ст. — Мужские профессии. Инструменты

Подг. — Мужские профессии. Инструменты

Мл. — Наши защитники

Ср. — Защитники Отечества

Ст. — Защитники Отечества

подг. — Защитники Отечества

М А Р Т: Весна идет – весне дорогу!

Мл. — Моя мамочка

Ср. — Моя мамочка

Ст. — Международный женский день

Подг. — Международный женский день

Все группы — Весна

Мл. — Птички прилетели

Ср. — Птички прилетели

Ст. — Перелетные птицы

Подг. — Перелетные птицы

Ст. — Вода и ее обитатели

Подг. — Вода и ее обитатели

Мл. — Книжки бережем!

Ср. — Книги. Знакомство с театром

Ст. — Книга и театр – наши друзья

Подг. — Книга и театр – наши друзья

А П Р Е Л Ь: Город

Мл. — Транспорт земной и водный

Ср. — Транспорт земной и водный

Мл. — Воздушный транспорт

Ср. — Воздушный транспорт

Мл. — Что такое Родина?

Ср. — Наша страна

Ст. — Наша страна

Подг. — Столица. Символика РФ

Мл. — Народные игрушки

Ср. — Музыкальные инструменты

Ст. — Музыкальные инструменты. Танцы

Подг. — Музыкальные инструменты. Танцы

М А Й: Ах, лето красное спешит!

Мл. — Что за праздник «День Победы»?

Ср. — День Победы

Ст. — День Победы

Подг. -День Победы

Мл. — Первые цветочки

Все группы — Насекомые

Мл. — Там, где всегда жара

Ср. — Там, где всегда жара

Ст. — Животные жарких стран

Подг. — Животные жарких стран

И Ю Н Ь: Здравствуй лето!

Мл. — Мы дружные ребята

Ср. — Мы дружные ребята

Ст. — Дружат дети всей планеты

Подг. — Дружат дети всей планеты

Все группы — Лето

Все группы — Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья

Анализ программы

Мониторинг проводится с целью оценки физических, интеллектуальных и личностных качеств каждого ребёнка, определённых программой по каждой образовательной деятельности. Анализ проводится с помощью:

  • бесед с детьми и родителями;
  • наблюдений;
  • создания педагогически ситуаций.

Мониторинг может быть двух типов: низокформализованный, который проводится педагогом, работающим с детьми, по вышеперечисленным методикам сбора информации, или высокоформализованный, осуществляемый специалистом (психологом, дефектологом). В случае если оценки педагога определяют качество освоения программы на достаточном или близком к достаточному уровне, высокофомализованный метод диагностики не требуется. Наличие оценок недостаточного уровня считается основой для проведения диагностики узким специалистом с применением набора профильных тестов.

Программа «Истоки» предполагает два вида мониторинга:

  • оценка промежуточных результатов;
  • оценка итоговых результатов.

Если второй вид анализа проводится в последний год пребывания ребят в детском саду для оценки их готовности к школе, то первый — ежегодно под конец учебного года с помощью листа оценки.

По результатам итогового мониторинга оценивается готовность ребёнка к школе

Таблица: схема составления листа оценки по программе «Истоки»

Параметр оценкиПоказатели для конкретного возраста (указаны в программе)Уровень: достаточный (Д), близкий к достаточному (БД), недостаточный (Н)
Физическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое

Программа «Истоки» нацелена на формирование личности дошкольника с учётом его психологического возраста. То есть предполагает некоторые несовпадения с возрастом физическим и поэтому не просто наполняет малыша объёмами информации для последующего обучения в школе, а даёт возможность осваивать умения и навыки, способы получения знаний соответствующие возрасту ребёнка. Структура программы состоит из базового и вариативного компонента, методология выполнение каждого из которых может дополняться или перерабатываться в соответствии с образовательным направлением ДОУ. При этом неизменным остаётся требование мониторинга реализации целей и задач «Истоков», проводимого ежегодно.

Программа истоки по фгос в детском саду и её разделы

Программа истоки имеет много разделов. Это разделы речевого, физического, эстетического, познавательного, экологического, культурного, духовного, нравственного развития. Интересны также разделы о здоровье, музейной педагогики, художественного творчества, историко-географических представлений.

Так, раздел познавательного развития содержит педагогические работы об ориентации детей во внешнем мире, об их умственных способностях и познавательной деятельности.

Другой раздел программы «Мир, в котором мы живем» ставит перед собой цель формирования у деток чувства принадлежности к той или иной культуре, к событиям, которые происходят в местности, где они живут. С помощью этого раздела познавательный процесс Родины становится интересным и развивающим для детей.

Трудовая деятельность дошкольника представлена в разделах бытовой культуры, экологического развития.

Раздел «Здоровье» представляет сведения о здоровье детей и его укреплении. Полноценное и психическое развитие ребенка возможно при отличном здоровье.

В речевом разделе обращают внимание на умение детей устанавливать контакты речевым общением, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Основным видом общения является диалог

В усовершенствовании языка большая роль принадлежит словотворчеству, детских игр со звуками, смыслами, рифмами.

Главное внимание уделено познавательным интересам детей к явлениям природы. Авторы программы социокультурные истоки (общепринятое название — программа истоки) показали, что дети имеют огромные познавательные возможности

Программа, которая представлена в издании, указывает новейшие ориентиры, которые основаны на приобщении детей к истокам народной культуры России.

Программа истоки: плюсы и минусы

Рассмотрим какие преимущества имеет программа истоки.

Ценным является то, что педагогическое условие ее реализации – это хорошая экологическая осведомленность воспитателей, а также их готовность к общению с дошкольниками по природным объектам.
Здесь очень интересно представленоознакомление с насекомыми. Дети видят, как насекомые нежелательны в сельском хозяйстве и быту и взрослые борются с мухами, тараканами, молью, гусеницами. Но проявляется противоречие ребенка по отношению к природе.
Выделение на участке доу земноводных, птиц, ящериц, насекомых и диких животных, которые могут обитать в парковой среде города

При правильном подборе домашних животных на территории детсада, их наличие может принести много радости детям в их плодотворных наблюдениях, а также привить им добрые чувства и внимание по отношению к животным.
Представление основных требований к предметно-развивающей среде, содержащейприродные и социокультурные средства, которыеобеспечивают различные формы деятельности дошкольника.

Оценка и анализ

Анализ полученных результатов особо важен при оценке интеллектуальных, личностных и физических качеств ребенка, которые определяются исходя из тематической деятельности.

Такой мониторинг проводится при помощи:

  • наблюдательской деятельности;
  • диалога с родителями и детьми;
  • создания различных ситуаций.


Анализ результатов программы «ИСТОКИ» проводится на основе выполнения плана по занятиям Анализ данных может проводиться как педагогом, так и психологом, при помощи специализированных методик. В случае, когда оценочного суждения воспитателя достаточно, профессиональный анализ специалиста может не проводиться.

При этом оценка различными психологическими тестами особо важна для профильного образования и выявления профессиональных качеств.

Оценочный лист по программе «ИСТОКИ»:

Оценка типа развитияСредняя оценка исходи из возрастной группыУровень: достаточный, почти достаточный, недостаточный (Д, ПД, Н)
Социально-коммуникативное
Познавательное
Речевое
Художественное и эстетическое
Физическое

Педагогическая программа под названием «ИСТОКИ» позволяет комплексно сформировать личность дошкольника, учитывая такие аспекты, как возраст, психологический тип мышления, способность к обучению и тому подобные нюансы. Методика разработана в соответствии со всеми правилами ФГОС и активно используется в детском саду.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий