Методы работы с художественной литературой в ДОУ
Существует несколько различных подходов к знакомству дошкольников с произведениями художественной литературы. Самый простой и понятный это чтение или рассказывание произведения.
Также воспитатель может зачитать малышам несколько произведений, которые объединены одной темой, например, рассказы и стихи о лесных животных. Воспитатель может прибегнуть к методе объединения произведений, которые имеют отношения к различным видам искусства, например, он может читать произведение, а дети в это время будут рассматривать репродукции, причем тематики произведений должны перекликаться друг с другом. Чтение художественного произведения так же может сопровождаться прослушиванием музыки. Музыка в этом случае отвечает настроению произведения и усиливает воздействие на эмоции ребенка.
Достаточно часто в ДОУ воспитатели прибегают к рассказу произведения и использованию параллельно элементов наглядности, например, чтение сказки и разыгрывание ее сюжета (настольный театр, теневой театр, кукольный театр, диафильмы).
Чтение так же может иметь перед собой цель развить речевые способности ребенка.
Следует напомнить, что методика будет варьироваться в зависимости от возраста детей:
младший дошкольный возраст: цель – воспитать любовь к книге, привить умение сосредотачиваться на слушании, понимать содержание текста и давать эмоциональный ответ. Детям рассказывают о существующих литературных жанрах
От детей в этом возрасте требуется умение понять и повторить сказку.
средний дошкольный возраст: внимание детей обращают на разницу прозы и поэзии, воспитатели проводят беседы о прочитанном, подобные беседы учат ребенка думать, размышлять, высказывать свое мнение, оценивать события и поступки героев, развивают речь.
старший дошкольный возраст: у детей усиливается тяга к книгам, детям легче осознавать идею произведения, они могут обращать внимание на особенности языка
Замечание 1
Следует упомянуть, что ознакомление детей с художественной литературой — это обязанность не только дошкольного образовательного учреждения. Большую роль в воспитании вкуса и тяги к чтению играют семья и общество в целом.
Разработка проекта по художественной литературе
Проекты по художественной литературе для дошкольников могут относиться к творческому, педагогическому, познавательному или познавательно-художественному типу. Они бывают как краткосрочными, так и долгосрочными. В зависимости от количества участников, их подразделяют на групповые и индивидуальные.
Соответственно, проекты могут затрагивать самые разные темы, при условии, что цели работы имеют отношение к общим целям проведения занятий по литературе, а автор способен обосновать выбор своего предмета и доказать актуальность исследования.
Какую тему выбрать
Проект по приобщению ребёнка-дошкольника к литературе может использовать, например, такую форму работы с детьми, как оформление выставочных стендов с детскими рисунками-иллюстрациями к прочитанным произведениям А. Н. Толстого или С. Я. Маршака. При этом можно проводить занятия-беседы по биографиям этих писателей — знакомить детей с их творчеством и интересными фактами из их жизни. Название проекта может звучать как «Мои любимые сказки С.Я. Маршака» или «Любимые персонажи из сказок А. Н. Толстого».
Чтобы научить ребёнка с уважением и бережностью относиться к книге, можно организовывать тематические экскурсии в музеи и типографии, выпускать стенгазету, смотреть познавательные видеофильмы воспитательного характера, проводить занятия по истории книги и оборудовать специальный уголок «Книжной скорой помощи» в группах.
Можно также праздновать день рождения любимого произведения. Для этого вместе с детьми делается календарь-самоделка «Книжкины именины» с указанием книг, которые скоро будут отмечать свой юбилей.
Результатом проекта может стать выставка «Книжкины именины»
Алгоритм разработки проекта
При разработке проекта по художественной литературе для ДОУ принята следующая последовательность действий:
- Оценивается актуальность работы (проводится аналитико-прогностическое обоснование проекта, определение причин, которые привели к существующему положению вещей).
- Формулируются цели и задачи проекта.
- Определяются этапы его реализации (со сроками и задачами по каждому этапу).
- проводится обсуждение и выбирается тема проекта совместно с детьми (этап проблематизации);
- составляется план деятельности воспитателя и детей, происходит выбор ребёнком художественного произведения для дальнейшей работы (этап разработки проекта);
- происходит переход к практической части, включающей различные виды деятельности детей и формы работы (этап выполнения проекта).
- Подводятся итоги проведённой работы.Оценивается ресурсная база проекта (кадровые, материально-технические, программно-методические, информационные ресурсы).
- Составляется перечень использованных художественных произведений с приложением сценария разработанного мероприятия.
Формы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой
Для того что бы процесс знакомства юного читателя с художественной литературой проходил успешно, воспитатели пробегают к ряду разнообразных форм работы. Например, в детских садах обязательно присутствует книжный уголок.
Для того что бы ребенок мог спокойно познакомится с книгой, в ДОУ необходима соответствующая среда: спокойное, удобное место, оформление которого настраивает ребёнка на знакомство с литературой. К этому месту имеется определенный список требований. Во-первых, книжный уголок должен быть хорошо освящен, место должно быть спокойным, находится достаточно далеко от источников шума, иметь привлекательное оформление.
Воспитатели так же устраивают книжные выставки, посвященные различным темам, например: природа, профессии, творчество какого-то писателя.
Весьма творческий подход – создание так называемой «книжной больницы», где детей учат к бережному отношению с книгой.
Организация выставок рисунков по мотивам прочитанного произведения – это форма работы, которая особенно нравится детям, таким способом они могут дать эмоциональный ответ на услышанное произведение.
Еще одним интересными и творческим видом работы является создание книжек-самоделок по знакомым произведениям, или же дети сами могут придумать свою сказку. Воспитатели так же часто организовывают экскурсии в детские библиотеки, где дети могут познакомится с еще большим количеством авторов и произведений.
Планирование и проведение занятий по ЧХЛ
Обучение художественной литературе происходит по специально составленной программе. У воспитателя расписаны занятия по дням недели.
Понедельник: проводится работа по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми; развивать воображение, слух и голос.
Вторник: дети учатся внимательно, слушать художественное произведение, понимать тему и содержание рассказа, отвечать на вопросы.
Среда: педагог воспитывает эмоциональное восприятие сказки; учить понимать и оценивать характер героев, передавать интонацией голоса и характер персонажей.
Четверг: У ребят появляется представление о том, как звери и птицы готовятся к приходу осени; развивается слух и голос.
Пятница: Происходит знакомство с малыми формами фольклора.
Организация и планирование занятия по ЧХЛ
Картотека с целями по ФГОС
Цели: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.
Картотека с целями по ФГОС в подготовительной группе
Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:
Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.
«Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну…»
Дидактическая игра «Какое время года?»
Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления. Ход игры: Дети сидят на скамейке
Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года
Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.
Дидактическая игра «Где что можно делать?»
Цели: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.
Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.
Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение птиц; отдыхать).
Что можно делать на реке? Что делают в больнице?
В течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способности к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, т.е. ребенок успешно формируется как читатель.
Как подобрать произведения для дошкольников
Отдельно следует рассказать о том, каким образом следует выбрать книги для ознакомления их с детьми. Этот момент весьма важен на этапе формирования эстетических предпочтений и прививания любви к литературному творчеству. Существуют следующие принципы отбора художественного произведения для ознакомления детям:
- психологический принцип (учет возрастных особенностей, адаптированность произведения для детей)
- педагогический принцип (воспитательная ценность, идеи гуманизма, справедливости, добра.)
- литературоведческий принцип (наличие разных жанров и литературных форм)
- исторический принцип (произведения классиков, народов мира, современные.)
Цели и задачи воспитателя на занятиях по чтению художественной литературы
Перед воспитателем стоят важные задачи: воспитание, обучение и развитие детей. Художественная литература — лучший помощник в решении поставленных задач. Каждое конкретное занятие должно:
тренировать внимание и память, развивать мышление и речь, воспитывать интерес к интеллектуальным занятиям. Помимо этого, все изучаемые художественные произведения ориентированы на разные стороны жизни ребёнка
Наиболее важными для детей подготовительной группы являются:
Помимо этого, все изучаемые художественные произведения ориентированы на разные стороны жизни ребёнка. Наиболее важными для детей подготовительной группы являются:
- нравственное воспитание,
- речевое развитие,
- художественно-эстетическое развитие,
- социально-коммуникативное развитие,
- развитие самостоятельности, самообслуживания.
Например, сказка «Крошечка-Хаврошечка» относится к области нравственного воспитания. Конкретная цель занятия может звучать так: «Воспитывать доброе отношение друг к другу». Русская народная сказка «По щучьему велению» относится к развитию самостоятельности
Изучая её, воспитатель может поставить себе цель «Объяснять важность человеческого труда». Социально-коммуникативного развитие происходит при чтении произведения Д
Н. Мамина-Сибиряка «Медведко», цель занятия по этой сказке: знакомить с окружающим миром, с планетой.
Чтению в подготовительной к школе группе уделяют особое внимание
Чтение художественной литературы, обсуждение, ситуативный разговор, — именно так реализуются на занятиях поставленные цели. Воспитатель не объясняет смысл сказки сразу после прочтения — он даёт возможность детям самостоятельно разобраться в ней, помогает детям увидеть и понять описанную проблему, например, при помощи беседы.
Например, при изучении сказки «Гуси-лебеди» в беседу можно включить такие вопросы:
- О ком говорится в сказке?
- Куда собираются мать с отцом?
- О чём мать просит дочку?
- Как вела себя дочка после того, как родители ушли в город?
- Что случилось с братцем?
- Кто такие гуси-лебеди?
- Какое решение принимает девочка?
- Почему печка, яблонька и молочная речка не захотели помочь девочке?
- Куда прибежала девочка?
- Кого она увидела в избушке?
- Как девочке удалось спасти братца?
- Почему на обратном пути печка, яблонька и молочная речка помогают девочке?
- Может ли быть такое, чтобы печка, яблонька и молочная речка разговаривали с девочкой?
- Где мы можем встретить говорящих животных и говорящие предметы?
Серия вопросов для беседы должна быть выстроена логично: сначала простые вопросы (по содержанию), затем уточняющие, интерпретационные («Почему…»), оценочные и творческие.
Воспитатель на каждом занятии решает следующие задачи:
- воспитательные,
- образовательные,
- развивающие.
Например, при изучении сказки «Аленький цветочек» должны решаться следующие задачи. Воспитательные: воспитывать доброе отношение друг к другу. Образовательные: знакомить с литературой, развивать связную речь, формировать понимание текста на слух. Развивающие: развивать речевой слух, мелодико-интонационную сторону речи.
У каждого занятия должна быть уникальная тема и цель, может быть подтема, дополнительная к основной. На примере сказки «Царевна-лягушка» можно определить цель: «Развивать познавательную активность детей, учить уважать чужие интересы», тему «Слушание сказки» и подтему «Послушание и своеволие в сказке…» (нравственное воспитание). В ходе беседы дети должны понять, что такое послушание и своеволие, в чём выражается, что следует за ними, как нужно вести себя и проч. Мотивируя детей самостоятельно разобраться в этих вопросах, воспитатель добьётся поставленной цели.
Детям подготовительной группы следует читать не только художественную, но и научно-познавательную литературу
Зачем читать сказки в подготовительной группе перед сном
Многие родители часто задаются вопросом зачем читать детям книги перед сном?
Чтение на ночь детям — это не просто милая семейная традиция. Читая малышу на ночь сказки, родители не только доставляют ему удовольствие, но и выполняют несколько важных задач:
- Укрепляют и гармонизируют отношения с ребенком
В суете дневных дел привязанность между взрослым и малышом постоянно подвергается испытаниям. Времени на поддержание близких, доверительных отношений остается не так уж много. Чтение книг перед сном становится незаменимым ритуалом, создающим атмосферу любви, гармонии, радости от общего дела.
Нужно ли читать детям сказки в подготовительной группе перед сном
- Успокаивают ребенка и настраивают его на сон
Чтение книжек детям перед сном — это следующий этап вечерних детско-родительских отношений после периода грудного вскармливания и маминых колыбельных. Малыш взрослеет, но это не значит, что он должен засыпать без проявлений внимания, ласки и нежности взрослых. Голос мамы навсегда остается для ребенка самым родным и желанным звуком, который хочется слышать чаще. Совместное чтение сказок перед сном расслабляет ребенка, дарит ему приятные эмоции — залог чудесных сновидений. Кроме того, наличие определенного вечернего ритуала также помогает детям засыпать быстрее.
- Развивают интеллект малыша
Чтение книг — это значимый инструмент раннего развития ребенка. Читать, разумеется, полезно и утром, и днем. Но вечером человеческий организм наиболее расслаблен, в то время как мозг практически без усилий воспринимает информацию. Известно, что люди легко воспроизводят утром то, что узнали или прочитали перед сном. Это значит, что ребенку будет проще понять и проанализировать именно то, что он услышал во время вечернего чтения.
Важно! Нужно вместе с ребёнком обсуждать происходящее в книге, задавать вопросы и фантазировать о том, что будет дальше! Польза такого досуга для интеллекта ребенка неоценима
- Прививают ребенку любовь к книге
В современном мире, захваченном электронными технологиями, можно заметить следующую тенденцию: дети и подростки всё меньше читают, но при этом обожают компьютерные игры, часами могут просиживать перед экраном телевизора, компьютера или планшета. Для того чтобы привить любовь к гаджетам, много труда не надо. Сложнее сделать так, чтобы малыш полюбил книгу и продолжал с удовольствием читать, когда научится делать это самостоятельно.
Обратите внимание! Чтение книг детям на ночь — простой и эффективный способ формирования любви ребенка к книге в будущем
- Формируют здоровую психику и мировосприятие
Сказкотерапия — давно известный воспитательный метод. «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урока». Благодаря сказке малыши представляют себе различные жизненные ситуации, ставят себя на место сказочных героев, совершая вместе с ними хорошие и не очень поступки, фантазируют, учатся сочувствовать, проживают разнообразные эмоции и состояния, отвечают для себя на какие-то вопросы. Читая детям книги перед сном, родители, даже не задумываясь о сказкотерапии, успешно применяют этот методику.
Важно! С тем учетом, что взрослые читают детям обычно добрые сказки, в детском сознании закрепляются именно положительные модели поведения
Картотека книг в детском саду
Список литературы следует постоянно пересматривать, пополняя его новыми книгами, чтобы в нём присутствовали произведения разных жанров и авторов: от поэм и басен до рассказов и повестей. Воспитателю нужно быть в курсе литературных новинок, знать хорошие издательства, которые специализируются на детской литературе, использовать творческий подход и читательскую интуицию.
Воспитатель дожен быть в курсе и литературных новинок, и классических произведений
Дошкольникам присуща конкретность и образность мышления, поэтому в литературных произведениях должны присутствовать конкретные чувственные образы, психологически близкие детям. В этом возрасте они очень эмоциональны и импульсивны, у них динамичная природа. Соответственно, нужно выбирать произведения с ясной структурой и эмоциональным подтекстом: борьбой противоположностей, которые олицетворяют герои, быстрой сменой событий и драматическими поворотами сюжета.
Дети легко вживаются в условности и сопереживают героям, что обусловлено их психологическими особенностями. Они очень хорошо воспринимают такой стилистический приём, как преувеличение — намеренное подчёркивание тех или иных черт характера персонажа, с целью усиления выразительности. Чем меньше ребёнок, тем больше его потребность в этом отклонении от «равнодушной истины», поэтому самые маленькие больше всего любят сказки, а более взрослые — приключенческую литературу.
Принципы организации картотеки
При составлении картотеки список книг разбивается на разделы по содержанию. Например, картотека художественной литературы может содержать такие разделы, как «Эстетическое воспитание» или «Развитие речи». Далее, указывается автор произведения, название и предполагаемая цель проведения занятия, которая всегда связана с общими задачами изучения литературы. Это может быть «Воспитание чувства прекрасного» для раздела «Эстетическое воспитание». Или «Воспитание культурно-гигиенических навыков» для раздела «Самообслуживание, труд». Структура картотеки должна быть понятной и логичной, чтобы ей легко было пользоваться.
Особенности восприятия литературы дошкольниками
В современной психологии и социологии чтения термин” читатель” распространяется и на ребёнка─ дошкольника, не умеющего читать; он отражает общие особенности восп риятия и понимания, книги, свойст- венные слушанию в той же мере, что и чтению.
Дошкольный возраст ─ период активного становления художественного восприятия ребенка. В это время совершается переход от первоначального восприятия, когда специфическое эстетическое отношение к действительности еще слито с жизненным, к ступеням собственно эстетической деятельности.
Обратите внимание! Последняя реализуется в активном мысленном сопереживании ребенка героям, в перенесении им на себя действий, чувств, мыслей персонажей. Ряд педагогов и психологов высказывают мысль о зарождении в дошкольном возрасте и более высокого вида восприятия художественной литературы, характеризующегося способностью ребенка к отчуждению от позиции героя, умением не только мысленно действовать вместе с героем, но и становиться как бы над ним, рассматривать события с точки зрения автора
Ряд педагогов и психологов высказывают мысль о зарождении в дошкольном возрасте и более высокого вида восприятия художественной литературы, характеризующегося способностью ребенка к отчуждению от позиции героя, умением не только мысленно действовать вместе с героем, но и становиться как бы над ним, рассматривать события с точки зрения автора.
При восприятии литературного произведения в центре внимания ребенка находится главный персонаж. Детей интересуют его внешность, поступки. Самостоятельно мысленно представить героя, воссоздать его образ в своем воображении дети чаще всего не могут и нуждаются в наглядной опоре ─ иллюстрациях. К числу особенностей детского восприятия относится и то, что прежде всего ребенок видит действия и поступки персонажа ,но не понимает его переживаний мотивов поведения. Например, нередко дети положительно оценивают поведение медведя из сказки «Маша и медведь» ─ «Потому что он Машеньку к бабушке с дедушкой принес », ─ игнорируя то обстоятельство, что девочка с хитростью побудила его к этому.
Как воспринимают литературу дошкольники
Очень популярны у детей «толстые» книжки полные, хитросплетений, интриг и приключений ( «Золотой ключик или Приключение Буратино » А.Толстого, «Приключение Чиполлино „Дж. Родари, “ Приключение Незнайки и его друзей » Н.Носова, ” Дядя Федор пес и кот« Э. Уcпенского и др.). Они удовлетворяют потребности детей в постоянном, длительном общении с полюбившимися героями, в повторных встречах с персонажами в новых ситуациях и коллизиях.
Высокого уровня достигает деятельность воссоздающего воображения. Ребенок способен понимать текст без помощи иллюстраций. Рисунок в книге начинает выполнять собственно иллюстративную, вспомогательную роль, помогая ребенку уточнить возникающие представления, облегчая проникновение в смысл произведения.
Накапливаемый довольно обширный жизненный опыт, помогает ему осмыслить более сложные литературные факты. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких подчас не было в их собственном опыте. Это связано с тем, что наряду с накопленным ранее жизненным опытом обогащается опыт опосредованный, и в частности литературный, проявляющийся прежде всего в сознательном отношении к авторскому слову.
Обратите внимание! У ребенка формируется умение воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приему. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово но и осознавать его роль в тексте
Мотивация дошкольников на занятиях
В педагогике выделяют четыре типа мотивации старших дошкольников:
- Игровая. Она поможет ребёнку сместить акцент с технических сложностей процесса чтения. Дидактические игры: «Чтение небылиц», «Слово заблудилось», «Узнай героя».
- Помощь взрослому. Она основана на желании общаться со взрослым, потому что он одобрит и проявит интерес к совместной деятельности. Например: возьмите изображения героев сказки и попросите детей помочь вам выбрать или нарисовать наряды (сарафан для лисички, рубаху для медведя).
- «Научи меня».В основе лежит желание каждого воспитанника чувствовать себя умным, способным. Например: если ребёнок знает сказку, скажите ему, что забыли последовательность действий или не понимаете поступки героев. Так он будет увереннее обсуждать изучаемый материал.
- «Своими руками». Внутренняя заинтересованность сделать что-либо в подарок себе или для родных. Рисунки, поделки, открытки, – всё это можно делать на занятиях по чтению, но дети обязательно должны озвучивать все свои действия.
В качестве мотивирующего начала занятия по чтению художественной литературы можно использовать игры, иллюстрации к произведению, загадки, проблемную ситуацию. Например, при изучении русской народной сказки «Лиса и кувшин» воспитатель может показать детям картинки с изображением лисы, кувшина, речки, использовать элементы театрализации, игры для развития интонации (восклицания лисы).
Вопросы для беседы:
- О чём рассказывается в этой сказке?
- Как лиса попала в кувшин?
- Как она сначала разговаривала с кувшином?
- Какие слова она говорила?
- А как лиса стала потом разговаривать?
- Какие слова она говорила?
- Чем заканчивается сказка?
- Какой показана лиса в этой сказке и откуда это видно?
Для расширения и обогащения словаря нужно обсудить слова: жадность, глупость, доброта.
Игры на развитие интонации:
- Угадай интонацию,
- Скажи ласково,
- Скажи сердито.
При изучении рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» можно также использовать изображения главных героев, сливы, элементы театрализации, дидактические игры («Свари компот»). Вопросы, которые нужно обсудить с детьми: честность, борьба с искушением, любовь к семье, умение признаваться, говорить правду.
Материалы для вводного этапа могут быть разными, все зависит от заинтересованности и фантазии воспитателя. Например, при изучении сказки Братьев Гримм «Госпожа Метелица» детей привлечёт и мотивирует музыка. При изучении татарской народной сказки «Три дочери» можно использовать загадки (про маму, сестёр, белочку, пчёлку), чтобы познакомить с героями и включить в активную деятельность.
- Кто милее всех на свете?Кого любят очень дети?На вопрос отвечу прямо:— Всех милее наша… (мама).
- Кто любит и меня, и братца,Но больше любит наряжаться? —Очень модная девчонка —Моя старшая… (сестрёнка).
- С веточки на веточкуПрыгает, резвится,Ловкая, проворная,А не птица. (Белка).
- Полетала над цветами,Полетала над полями.Весело жужжала.Набрала нектара. И добычу понесла Прямо в дом к себе… (пчела).
Для занятия по сказке Ш. Перро «Кот в сапогах» педагог может взять игрушку кота и представить её детям, как гостя.
Появление на занятии такого замечательного гостя вызовет восторг у детей