Летние явления природы
Летние явления природы в неживой природе | Летние явления природы в живой природе |
---|---|
|
|
Дождь
Внимание ребенка можно привлечь к тому, что облака бывают не только разной формы — перистые, кучевые, слоистые, — но и разного цвета. И именно темные облака, которые мы называем тучами, — самые «опасные»
Они грозят пролиться дождем.
Почему именно они?
Строго говоря, такого понятия, как «туча», у ученых нет — есть только облака, в большей или меньшей степени наполненные водой. Если воды в облаке становится слишком много, оно тяжелеет, темнеет (становится тучей) и в какой-то момент уже не в силах больше удерживаться в небе — проливается дождем.
Туча выглядит мрачной, потому что она плотнее облака и солнечные лучи проходят через нее с трудом.
Ребенок может спросить, как облака набирают воду. Она испаряется с земли. Чем больше влаги, тем сильнее испарения — и больше облаков. Неслучайно в местности с крупными водоемами дожди идут достаточно часто, а над пустынями — практически никогда.
Летние явления природы
Летние явления природы в неживой природе | Летние явления природы в живой природе |
---|---|
|
|
Удивительное явление живой природы.
Зимние явления в природе, например жизнь животных, можно наблюдать по следам на снегу. Наверное, вы слышали про следы снежного человека. Его, еще называют — йети.
Многие задаются вопросом, почему же, до сих пор, не пойман, если он на самом деле существует. Были разные гипотезы, что он живет в мире, параллельном с нами и попадается на глаза — случайно или, что он — внеземного происхождения. Но, эти предположения мало убедительны. Йети соответствует облику земных существ — коренастое тело, покрытое шерстью, как у больших обезьян и первобытных людей. Многие рассказывают, что он появляется внезапно, без всякого шороха и шума веток и, также, внезапно исчезает.
Изучаем месяцы
Как только малыш усвоит разницу между сезонами, можно приступать к изучению месяцев. Ведь просто знать, что зимой холодно, а летом тепло недостаточно
Важно понять, что изменения в природе происходят постепенно, от месяца к месяцу
Сначала необходимо объяснить ребёнку, что в каждом сезоне по три месяца.
Зима – декабрь, январь, февраль.
Весна – март, апрель, май.
Лето – июнь, июль, август.
Осень – сентябрь, октябрь, ноябрь.
А затем уже можно приступать к знакомству с каждым из месяцев.
Зимние месяцы
Пожалуй, стоит начать с самого холодного сезона – с зимы. Тем более, что это время ассоциируется не только с морозом и стужей, но и с весёлыми праздниками и развлечениями.
Декабрь
Это самый «хитрый» месяц: он заканчивает год, но начинает зиму. Обсудите вместе с детьми всё, что связано с декабрём. Во-первых, наступают настоящие холода, поэтому нужно одеваться теплее. Во-вторых, выпадает снег, а значит, можно лепить снеговика и кататься на санках. Ну и конечно же, Новый год – любимый праздник детворы. В декабре все украшают ёлку, дарят подарки и водят хороводы.
Январь
Середина зимы и начало календарного года. За окном уже очень много снега, поэтому птичкам трудно находить себе еду. Нужно делать для них кормушки. А ещё в январе светит солнце. Но только оно почти не греет, поэтому гулять без шапки и куртки пока нельзя.
Февраль
В феврале появляются первые сосульки. Это происходит потому, что солнце днём очень яркое. Но по ночам всё ещё морозно. Да и метель может начаться в любой момент.
Весенние месяцы
Весна – время пробуждения.
Март
Пришла весна, зазвенели ручьи, по утрам запели птички. Природа постепенно оживает и пробуждается ото сна. Появляются первые проталины. Прилетают грачи и с важным видом ходят по полям.
Апрель
В апреле от снега не остаётся и следа, земля оттаивает, появляется зелёная трава и первые жёлтые цветочки – мать-и-мачеха. Все птицы дружно возвращаются из тёплых стран и занимаются обустройством гнёзд. На улице становится тепло, а значит, можно ходить без тёплой шапки и куртки.
Май
Все деревья принарядились в зелёные кафтаны. Яблони и вишни усыпаны белыми цветами. В мае часто бывают дожди и грозы, но потом всегда светит тёплое солнце. Ещё чуть-чуть, и наступит лето.
Летние месяцы
Лето – самый тёплый сезон и любимой время для детворы.
Июнь
На улице становится совсем тепло, поэтому можно ходить в футболке и шортах. А ещё начинает всё сильнее припекать солнце, а значит, самое время позагорать. По вечерам поют сверчки, в траве скачут кузнечики.
Июль
Это самый жаркий месяц в году, и лучшее место для отдыха – пляж. У птиц появляется потомство, поспевают сочные ягоды и фрукты.
Август
В августе уже не так жарко, но всё ещё можно загорать и купаться. В садах начинают созревать яблоки и груши, но уже чувствуется приближение осени. Птицы готовят своё потомство к долгому перелёту, лесные животные запасаются едой на зиму.
Осенние месяцы
Осень – время подготовки к зиме.
Сентябрь
Это месяц ярких красок. Ну когда ещё можно увидеть деревья в таком красочном убранстве? Рябины во дворах буквально усыпаны алыми ягодами. Только не нужно их рвать, ведь это корм для птичек во время долгой и холодной зимы.
Октябрь
Начинается дождливая пора. По утрам за окном туманно и слякотно. Небо всё чаще затянуто тучами, хотя солнце частенько проглядывает из-за них. Но оно уже почти не греет, поэтому птицы потянулись в тёплые края.
Ноябрь
В ноябре дожди идут почти каждый день. По утрам морозно и хмуро. Все листья с деревьев облетели.
Давайте порассуждаем. Ветер – это хорошо или плохо? Почему?
Очень важно, чтобы уже в дошкольном возрасте ребенок понял, что в мире не всё так однозначно, и в каждом явлении можно найти хорошие и плохие стороны. Важно. чтобы он самостоятельно мыслил, мог объяснить свою точку зрения
Эти умения развиваются не сами собой, а в общении со взрослым, который ставит перед ребенком проблемные вопросы с неоднозначным ответом
чтобы он самостоятельно мыслил, мог объяснить свою точку зрения. Эти умения развиваются не сами собой, а в общении со взрослым, который ставит перед ребенком проблемные вопросы с неоднозначным ответом.
Давайте порассуждаем вместе.
Почему ветер – это хорошо? Потому что летом в жару, когда дует ветер, не так жарко. Потому что ветер надувает паруса, и корабли могут плыть. Потому что ветер разносит семена растений, с помощью ветра можно летать на воздушном шаре, запускать воздушных змеев. Ветер помогает работать ветряным мельницам и ветрякам.
Почему ветер – это плохо? Если холодной зимой дует ветер, то замерзаешь. На море в сильный ветер бывает шторм, и корабли могут утонуть. Сильная буря может разрушить дома и вырвать с корнем деревья. Ветер разносит семена не только полезных растений, но и сорняков.
Когда и как начинать познавать природу
Изучение природы является важной частью развития ребенка. Он может узнать о разных природных явлениях и процессах, которые происходят вокруг него
Раннее познакомство с природой помогает развить наблюдательность, любознательность и умение задавать вопросы. В этой статье рассмотрим, когда и как начинать познавать природу с детьми.
Возрастные особенности
Когда ребенок только начинает познавать природу, важно учитывать его возрастные особенности и интересы. Маленьким детям может быть интересно наблюдать за животными и растениями, косвенно узнавая о сезонах года
С возрастом дети могут проявлять больший интерес к пониманию научных процессов, таких как песчаные бури или образование грозы.
Активности на свежем воздухе
Первоначальным способом познания природы является проведение времени на свежем воздухе. Ребенок может наблюдать за деревьями, цветами, насекомыми и птицами в парке или саду. Родители могут помочь ребенку замечать и задавать вопросы о различных природных явлениях, таких как дождь, ветер, солнце.
- Совместные прогулки в парке или лесу
- Сбор цветов или листьев для создания коллекции
- Игры, которые помогают детям узнавать о различных природных явлениях
Научные эксперименты
Проведение научных экспериментов — отличный способ познакомить детей с природными явлениями. Ребенок может изучить о разных процессах и явлениях, таких как плавание и плавление льда, рост растений, изменение цвета воды, используя простые эксперименты.
- Исследование плавания и плавления льда
- Изучение роста растений
- Изменение цвета воды при добавлении разных веществ
- Эксперименты с магнитом и железными предметами
Посещение природных музеев и организаций
Посещение природных музеев, зоопарков и организаций может предоставить ребенку возможность узнать больше о различных видов животных, растений и геологических процессах. Ребенок может наблюдать за животными в их естественной среде обитания и задавать вопросы профессионалам в области науки.
Книги о природе
Чтение книг о природе и экологии также является отличным способом познавать природу. Ребенку могут быть интересны истории о животных, растениях и различных природных явлениях. Родители могут выбирать книги, которые соответствуют интересам и уровню понимания ребенка.
- Истории о животных и их поведении
- Книги о растениях и их роли в экосистеме
- Путеводители о природе и экологии
Начинать познавать природу можно с самого раннего возраста. Основным способом является проведение времени на свежем воздухе и наблюдение за окружающими природными явлениями. Родители могут проводить с детьми научные эксперименты и посещать природные музеи, чтобы углубить их знания о природе. Чтение книг о природе также поможет развить любознательность ребенка и расширить его знания о природных явлениях.
Опасные природные явления
Но не все природные явления красивые и приятные. Часть из них приносит ряд бедствий и уносит жизни множества людей. Происходят такие явления с завидным постоянством. Некоторые места земли более подвержены таким грозным воздействиям природы, например, районы, находящиеся вблизи тектонических разломов земной коры, в зонах пустынь, на берегу океанов, в полярных широтах.
Но изменение климата планеты вызывает ранее нехарактерные явления и в считавшихся благополучными районах, что вдвойне опасно. Если в потенциально опасных местах Земли люди более-менее подготовлены к катаклизмам и знают, как обезопасить себя и свое имущество, то в «спокойных» регионах стихия застигает врасплох, что увеличивает количество жертв и размеры ущерба.
К опасным природным явлениям относятся:
- засуха;
- наводнения;
- пыльные и песчаные бури;
- лавины;
- землетрясения;
- цунами;
- оползни;
- торнадо;
- лесные пожары;
- тайфуны;
- циклоны;
- извержения вулканов.
Кратко остановимся на самых опасных, отличающихся непредсказуемостью и тяжестью последствий.
Когда начинать разговоры?
Понятно, что «с бухты барахты» вываливать на голову ребенка кучу научной информации как минимум, нецелесообразно. Потому как безрезультатно
Внимание дошкольников – непроизвольное. Они усваивают только ту информацию, которая их чем-то привлекла, как-то обратила на себя внимание
Поэтому любые знания им нужно давать ненавязчиво, незаметно для них самих, легко и играя. Лучше всего делать это в подходящей ситуации. Какой? Например:
Мама гуляет с ребенком в парке или на площадке. Можно ежедневно наблюдать за тем, что изменяется в природе: стало пасмурно, пошел снег, выглянуло солнце, капает дождь, полетели листья с деревьев, и т.д. Заодно потренируем и память ребенка.
Во время чтения сказки или стихотворения встречается упоминание того или иного явления (или оно изображено на картинке в этой книжке)
Мама обращает внимание ребенка на этот момент и объясняет, что это за явление, когда оно бывает, как возникает.
Если во время просмотра кино или мультика в сюжете встречается природное явление. Тактика такая же.
Часто бывает, что маленький почемучка сам интересуется чем-либо
Причем в дошкольном возрасте наиболее частый вопрос, действительно, почему. Почему стало темно? Почему листья обсыпались? Почему зимой нет луж? Задача взрослых – объяснить не только почему это происходит, но и как, для чего нужно, когда возникает.
Ветер
Мы часто говорим, выходя на улицу: «Хорошо, сегодня ветра нет». Это не совсем верно. Ветер — колебание воздуха, и он, конечно, есть всегда. Просто при слабых колебаниях ветер практически не ощущается.
Почему же он меняется и куда дует?
Если спросить ученых, они ответят, что ветер образуется из-за колебания атмосферного давления: воздушные потоки устремляются из области с повышенным давлением в область с более низким. Но для ребенка это слишком сложно.
Возникновение ветра можно объяснить и разницей температур: под Солнцем поверхность Земли нагревается неравномерно — например, днем вода прогревается медленнее, чем суша, по-разному идет нагрев участков с различной высотой. А, как мы уже знаем, теплый воздух понимается вверх — его место занимает более прохладный с низин и водоемов. Так происходит движение воздуха — возникает ветер.
Чем больше разница температур, тем выше скорость перемещения воздуха — а значит, сильнее ветер. Поэтому особо сильные ветра дуют на побережье морей и океанов, при наличии больших перепадов рельефа местности, при резкой смене температуры.
Важно, чтобы ребенок понял: наша планета настолько большая, что всегда где-то в одном месте холодно, а в другом тепло, поэтому движение воздуха на Земле не прекращается. А продемонстрировать движение теплого воздуха вверх можно нехитрым опытом: сначала надуйте обычный воздушный шарик с помощью фена теплым воздухом (он будет подниматься к потолку), а потом ненадолго поместите шарик в холодильник — шарик будет падать на пол
Переменные ветра
Самый известный представитель этих ветров — муссон. Он два раза в год меняет направление движения: с моря на сушу, и наоборот. Происходит это потому, что в межсезонье над разным типом поверхности возникает давление неоднородного типа. Летом суша прогревается больше и теплый воздух, устремляясь в верхние слои атмосферы, образует зону пониженного давления. Океан, прогреваясь медленнее, способствует образованию области высокого давления. Так ветер начинает свой путь с воды на материк. Он приносит теплую и влажную погоду с дождями и грозами. Рис. 4. Дюны в пустыне Намиб Зимой над материком образуется зона высокого давления, так как она остывает намного быстрее океана, и муссон уносит в море сухой и прохладный воздух с материка. Наблюдать действие истинного муссона можно на территориях дальнего востока России.
Речевое упражнение «Какой бывает ветер?»
Подберите с ребенком как можно больше слов, которые описывают какой бывает ветер. С помощью подобных упражнений Вы не только обогатите словарный запас ребенка, но и приучите его внимательно относиться к подбору слов и замечать интересные образные слова в рассказах и сказках.
Какой ветер? Он бывает сильный. Как сказать по-другому? Буйный, быстрый, бешеный ветер, лихой, неистовый, напористый, нещадный, порывистый, свирепый, свистящий, стремительный, ужасный, ураганный, шквальный, яростный, могучий, неугомонный, пронизывающий, холодный, злой. лютый, сердитый, скверный, заунывный, угрюмый, страшный, ледяной.
А бывает наоборот — какой ветер? Да, слабый, легкий. Как сказать по-другому? Нежный, тихий, теплый, веселый, южный, весенний.
Теперь подберем слова, что делает ветер? Он дует, завывает, шумит, свистит, качает деревья, разгоняет тучи, гонит листья, доносит до нас звуки.
Как называется легкий ветер? Ветерок. А если ветер сильный? Ветрище. А если очень сильный? Буря, ураган, шторм, торнадо.
Как проводить речевые упражнения по подбору слов?
Я люблю проводить такие упражнения с детьми по подбору слов в форме игры. Например, если мы играем со словами зимой, то мы помогаем ветру укрыть землю снежинками. Одно слово — это одна снежинка! А укрыть надо много земли, изображенной на картинке! Вот и подбираем мы слова очень долго, ведь не можем же мы допустить, чтобы кустик или цветочек замерз без снега! Подобрали слово — положили бумажную снежинку на наш зимний пейзаж. Еще одно слово — вторую снежинку положили и так далее пока всю землю не укроем. Я подсказываю самые сложные, редко встречающиеся слова, дети говорят более распространенные слова.
Если играем осенью, то помогаем ветру сорвать листочки или перенести семена. Можно придумать любую игровую ситуацию. В таких играх ребенок видит результат своих усилий и поэтому стремится подобрать как можно больше слов про ветер. Я всегда удивляюсь, но это факт — дети помнят, где именно ИХ снежинка или листочек, которым они помогли ветру и что именно укрыла их снежинка, даже если игра проходит в большой группе детишек!!!
Такой прием работы я называю «наглядный результат речи». Если просто так подбирать много слов, то дети не понимают смысла — зачем это надо, и им становится скучно. А выполняя игровое задание с результатом, который можно увидеть, пощупать, им становится интересно! Богатый словарный запас, который получают дети в результате подобных упражнений, ох как нужен и в школе, и в жизни!
Дождь
Дождь – это одно из самых обычных природных явлений, которое регулярно наблюдается по всему миру. Это осадки, состоящие из падающих на землю капель воды.
Виды дождя:
- Ливень – это сильный, интенсивный дождь, который может продолжаться недолго, но при этом сопровождается громом и молниями;
- Моросящий дождь – слабый дождь, при котором падающие капли воды очень маленькие и практически не ощущаются на коже;
- Периодический дождь – дождь, который не продолжается длительное время и появляется только периодически.
Дождь – это один из основных источников влаги для растений и животных. Он способствует росту растений и обеспечивает водой животных. Кроме того, дождь очищает воздух от пыли и загрязнений, что положительно влияет на окружающую среду и здоровье людей.
Интересные факты о дожде:
- Один дюйм (около 2,5 сантиметра) дождя равен воде-осадку, которая покрывает землю толщиной в одну ночь;
- Самый большой дождь, который когда-либо зарегистрирован, произошел в Индийском городе Черапунджи. За одну неделю здесь выпало 9,3 метра дождя;
- Термин «дождик из кошек и собак» произошел от английского выражения «raining cats and dogs», которое означает очень сильный дождь;
- На самом деле, дождь не падает из-за того, что облака тяжелые и их несет вниз сила тяжести. Дождь образуется, когда водяной пар в воздухе конденсируется и становится капельками воды, которые падают на землю;
- Дождевая вода в полевых условиях может улучшить урожайность, обеспечивая растения влагой и питательными веществами.
Словарь терминов:
Термин
Значение
Ливень
Сильный, интенсивный дождь, сопровождающийся громом и молниями.
Моросящий дождь
Слабый дождь, при котором падающие капли воды очень маленькие и практически не ощущаются на коже.
Периодический дождь
Дождь, который не продолжается длительное время и появляется только периодически.
Водяной пар
Газообразное состояние воды, образующееся при испарении.
Как сделать дождь самому?
Дети часто увлекаются природными явлениями, такими как дождь. Хотя мы не можем на самом деле сделать настоящий дождь, можно провести интересные эксперименты, чтобы ребенок узнал каким образом образуется и падает дождь. В этой статье мы рассмотрим несколько простых способов, как сделать дождь самому.
1. Эксперимент с водой и пластиковым пакетом
Для этого эксперимента нам понадобятся:
- пластиковый пакет с плотно закрывающейся крышкой
- вода
- игла или острая карандашная грифелька
Шаги:
- Наполните пластиковый пакет водой почти до верха.
- Закройте пакет плотно, чтобы не было утечек.
- С помощью иглы или грифельки проколите маленькую дырочку в нижнем углу пакета.
- Держа пакет над раковиной или ванной, будут падать капли воды, создавая эффект дождя.
2. Эксперимент с паром
Для этого эксперимента нам понадобятся:
- теплая ванная или раковина с горячей водой
- зеркало или стекло
Шаги:
- Наполните ванну или раковину горячей водой.
- Накройте поверхность зеркала или стекла паром, поднесшись к нему близко.
- Вскоре вы заметите, как на поверхности зеркала образуются маленькие капли воды, создавая эффект дождя.
3. Эксперимент с облачностью в банке
Для этого эксперимента нам понадобятся:
- банка с прозрачной крышкой
- которая сможет плотно закрыться
- горячая вода
- лед
Шаги:
- Наполните банку горячей водой, оставив небольшое пространство открытым.
- Закройте банку крышкой и немедленно положите лед на верхнюю часть крышки.
- Вскоре вы заметите, что на внутренней стороне крышки образуется облачность.
- Как только лед начнет таять и вода станет холодной, облачность исчезнет.
Эти простые эксперименты помогут ребенку лучше понять, как образуется и падает дождь. Они также могут стать интересным способом провести время вместе и развить любопытство к природным явлениям.
Явления природы осенью
Неживая природа
В неживой природе в это время года происходят следующие изменения: после летнего зноя приходит прохлада, а ближе к концу осени начинаются заморозки, нередко выпадает первый снег. Световой день становится заметно короче, все чаще наблюдает пасмурная и дождливая погода.
Живая природа
Представители живой природы воспринимают осень как время для подготовки к зиме. Деревья меняют окраску листвы, а затем и вовсе сбрасывают её. Некоторые животные занимаются поисками убежища, где можно будет пережить зимние холода, многие из них активно готовят съестные припасы впрок. Перелетные птицы сбиваются в стаи и отправляются в тёплые края. Многие лесные животные, в том числе зайцы, лисы и белки линяют, меняют свои шкурки на более тёплые.
Как помочь ребенку закрепить полученные знания
После изучения различных природных явлений и обсуждения их с ребенком, важно предложить ему способы закрепления полученных знаний. Ниже приведены несколько методов, которые помогут вашему ребенку укрепить свои знания о природных явлениях:. Применение этих методов поможет вашему ребенку закрепить полученные знания о природных явлениях и развить любовь к природе и науке
Помните, что самым эффективным способом обучения является практическое применение полученных знаний и участие в реальных ситуациях, связанных с изучаемым материалом
Применение этих методов поможет вашему ребенку закрепить полученные знания о природных явлениях и развить любовь к природе и науке. Помните, что самым эффективным способом обучения является практическое применение полученных знаний и участие в реальных ситуациях, связанных с изучаемым материалом.
Явления природы глазами детей
Конечно, природных явлений много: восход и закат, смена дня ночью, роса, радуга, ветер, дождь, град, снег, метель, иней, туман, молния, мороз, жара… Природные явления для детей будут интересны только тогда, когда рассказ о них будет понятным. То есть строиться на уже имеющихся у него знаниях, излагаться понятным языком. Так, для крохи 2–3 лет вполне достаточно того, что солнышко на ночь ушло спать, а дождик – это небо расстроилось и плачет. Но для ребенка старшей группы детского сада изложение темы должно быть правдивым, отражающим реальность.
Важно акцентировать внимание дошкольника на том, что некоторые явления бывают только в определенное время года. Например, закат, восход, дождь, ветер, туман бывают хоть весной, хоть летом, хоть осенью. Но! Снег, метель, мороз, иней, вьюга – только зимой, жара – только летом, листопад – только осенью, капель и половодье – только весной
Такие явления называются сезонными
Но! Снег, метель, мороз, иней, вьюга – только зимой, жара – только летом, листопад – только осенью, капель и половодье – только весной. Такие явления называются сезонными.
Также эффективно включается внимание ребенка, когда взрослые, объяснив ему какое-то явление, просят обобщить знания: рассказать, какие еще природные явления он знает. Какие из них бывают только летом? Только зимой? Весной тает снег
А что еще происходит?
Как появляются ветры?
В течение светового дня Солнце дарит поверхности Земли огромное количество тепловой энергии, нагревая сушу и толщу Мирового океана. Но этот нагрев крайне неравномерен и зависит от многих факторов.
Важнейшим из них является расстояние до Солнца: экваториальные области, за счет того, что ось вращения Земли располагается вертикально к ее орбите, оказываются немного ближе к светилу, и на их долю достается больше энергии, чем полюсам.
Суша прогревается в течение дня лучше, чем водное пространство, зато вода лучше удерживает тепловую энергию.
Все это приводит к тому, что атмосферный воздух, который нагревается в основном от поверхности планеты, в одних местах оказывается более теплым, чем в других. Нагретый воздух устремляется вверх, создавая разреженное пространство, на его место устремляется более холодный воздух из соседней зоны. Сталкиваясь друг с другом, теплые и холодные воздушные потоки порой образуют шквалы, вихри и даже смерчи. Эти процессы идут над всей поверхностью планеты, которая при взгляде сверху напоминает бурлящий котел, где сталкиваются и кружатся в различных направлениях воздушные течения, увлекая за собой белую пену облаков.
Как движутся воздушные массы
На протяжении дня поверхность нашей планеты неравномерно нагревается. Это касается не только предметов, которые находятся на расстоянии друг от друга, но и тех, которые расположены совсем рядом. Например, за один и тот же период времени вещи более тёмного цвета нагреваются (впитывают тепло) намного больше, чем светлые. То же самое можно сказать, сравнивая воду с сушей (последняя отражает меньшее количество солнечных лучей).
В свою очередь, нагретые предметы неравномерно передают тепло воздуху, который их окружает. Например, поскольку земля нагревается намного больше, чем вода, то днём воздух с земли поднимается вверх, а более холодный – с моря, идёт на его место. Ночью происходит обратный процесс – тогда как земля остыла, воды моря остаются тёплыми. Соответственно, тёплый воздух над морем, уходит вверх, а воздух с суши идёт на его место.
Более тёплый воздух поднимается вверх, где сталкивается с холодным. Это происходит потому, что нагретый воздух становится лёгким – и стремится вверх, а холодный наоборот, тяжелеет, и устремляется вниз. Чем большую разницу имеют температуры холодного и тёплого потока, тем сильнее обычно дул ветер. Таким образом, возникает не только лёгкий ветерок, но и небольшие вихри, ураганы и даже смерчи.
Подобный процесс происходит по всей территории земного шара. Наиболее тёплое место на нашей планете – это экватор. Именно здесь нагретый тёплый воздух всё время уходит вверх, а оттуда направляется или к Северному, или Южному полюсам. После этого он на определённых широтах спускается снова на землю и начинает двигаться. Куда именно ветер дует – смотря по обстоятельствам. Может, дальше к полюсам, а может – возвращаться к экватору.
Вращение Земли
На потоки движения воздушных масс действует вращение нашей планеты. Именно из-за него все ветры, которые дуют в Северном полушарии, сдвигаются в правую, а в Южном – в левую стороны.
Атмосферное давление
Наш организм, даже не зная этого, всё время ощущает на себе давление воздуха – несмотря на то, что он кажется нам абсолютно невесомым. Согласно последним научным данным, вся атмосфера нашей Земли (иначе говоря, слой газов), состоящая преимущественно из азота и кислорода, весит пять квадриллионов тонн.
Атмосферное давление в разных местах Земли – разное. Молекулы газов стремятся возместить это, и постоянно на огромной скорости двигаются в разных направлениях (эти частицы из-за силы притяжения Земли полностью к ней привязаны, и улететь в космос никак не могут).
Вот так и получается, что ветер – это перемещение огромного количества молекул атмосферных газов в одном направлении. Воздушные массы обычно перетекают из зоны повышенного давления (когда воздух холодный – антициклон) в район пониженного (когда он тёплый – циклон), заполняя тем самым пустоты разреженного воздуха.
Солнечное и лунное затмение
Явление, при котором Луна полностью закрывает Солнце от наблюдателя на Земле, называется солнечным затмением.
В старину объяснения этому явлению не было, поэтому люди очень пугались наступления внезапной темноты, считалось, что затмение является предвестником многих несчастий и даже конца света.
Теперь мы знаем, что ничего страшного не происходит — просто Солнце для землян находится в таком положении, что заслонено Луной. Это совсем ненадолго, а зрелище по-настоящему завораживающее: Луна «наползает» на Солнце постепенно, сначала от Солнца остается серп, потом и он закрывается, дневное небо превращается в ночное, а на месте Солнца — непонятный черный круг с серебристым сиянием…
Лунное затмение тоже объясняется движением небесных тел. Оно происходит, когда Солнце, Земля и Луна выстраиваются в одну линию. В этом случае Луна попадает в тень, которую отбрасывает Земля, и приобретает красноватый оттенок.
Солнечные затмения достаточно редки и видны не отовсюду, так как Луна слишком мала, чтобы скрыть Солнце от всего земного полушария.
Лунные затмения также чаще бывают не полными, а частичными, когда закрыт не весь диск Луны.
Документы, необходимые для реализации проекта
Прежде чем реализовать проект, воспитателю необходимо выполнить следующие действия:
- Составить цель проекта.
- Разработать план достижения цели.
- Привлечь специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
- Составить план-схему проекта.
- Собрать необходимый материал.
- Включить в проект занятий разные виды деятельности.
- Подготовить домашние задания для самостоятельного выполнения.
- Презентовать проект в детском саду с помощью открытого занятия.
При реализации проекта в ДОУ он проходит следующие этапы:
- Целеполагание. Педагог помогает ребёнку выбрать посильную и актуальную для него задачу с учётом его возраста, способностей и интересов.
- Разработка проекта – план деятельности по достижению цели.
- Выполнение проекта – практическая часть.
- Подведение итогов – определение задач для новых проектов.