Что такое вежливость для детей, что должен знать ребенок о правилах этикета

Книги и мультфильмы о вежливости

Теме правильного поведения посвящено немало произведений. Например, стихи Агнии Барто или знаменитые «Уроки вежливости» Маршака.

Также есть немало книг о детском этикете:

  • «Азбука вежливости» Людмилы Васильевой-Гангнус;
  • «1000 уроков этикета для самых умных малышей» Валентины Дмитриевой;
  • «Вежливые слова» Ольги Корнеевой;
  • «Расту культурным» Светланы Пятак и Натальи Цариковой;
  • «Правила поведения для воспитанных детей» Галины Шалаевой;
  • «Азбука этикета для малышей. 33 правила хорошего тона» Натальи Ивановой;
  • «Этикет для детей различных лет» Андрея Усачева;
  • «Советы феи вежливости» Виктора Кудлачева и Ирины Фоменковой;
  • «Учимся быть примерными» Владимира Степанова;
  • «Уроки вежливости и доброты» Елены Бариновой и др.

Выбор мультфильмов, посвященных этой теме, тоже весьма широк, например:

  • «Уроки тетушки Совы»;
  • «Что такое этикет»;
  • «Вежливый пингвин»;
  • «Учимся вежливости вместе со Смешариками»;
  • «Лунтик. Уроки вежливости»;
  • «Три Кота. Сборник про правила поведения»;
  • «Малышарики» и т. д.

Смотреть мультики нужно вместе с малышом, а не просто оставить ребенка наблюдать за движущейся картинкой на экране, освободив себе время для других дел. А после обсудить сюжет, разобрать, какие поступки героев были правильными, а какие – нет.

Что такое вежливость

Вежливое поведение — один из способов добиваться желаемого и не идти против желаний других людей. Основатель гештальт-терапии Фредерик Перлз говорил, что человек всегда находится в конфликте с обществом. У него есть свои потребности, у общества — свод законов и правил, как можно эти самые потребности удовлетворять. Законы и правила прописаны в документах или передаются из уст в уста. Быть вежливым — норма, которая не прописана в законах, но передаётся из уст в уста. Если ты хочешь быть хорошим соседом, другом, коллегой, хочешь добиться обратной связи и выстроить устойчивые отношения — будь вежлив.

Какие правила хорошего тона должен освоить ребенок дошкольного возраста?

  1. Говорить спасибо и пожалуйста, здороваться при встрече и говорить до свидания
  2. Не встревать в разговоры взрослых
  3. Не кричать, не бегать в общественных местах
  4. Не обсуждать других людей
  5. Спрашивать разрешения. Например, взять чужую игрушку
  6. Прикрывать рот рукой, если чихаешь или кашляешь
  7. Говорить извините, понимая, что – это первый шаг к примирению.

Ребенка надо научить понимать смысл слова «извините». Не бойтесь сами извиниться, если вдруг не сдержались и накричали на своего малыша. Пусть он понимает, что вы тоже ошибаетесь.

И никогда не критикуйте самого малыша, а только его поведение. Например, приехали мы на дачу с Лерой. Встретили соседей, я поздоровалась, Лера молчит. Я ей говорю: Лера, ты почему не здороваешься? Она молчит, как партизан. Губы сжала и прошла. Я ей вслед – Лера, так поступать невежливо, надо здороваться. И что? Конечно, ребенок никак не отреагировал и вряд ли в дальнейшем поступит по-другому.

Чтобы ребёнку было легче принимать «взрослые правила» вежливости, кроме личного примера, играйте с ним в игры. Они сделают уроки вежливости для детей интересными и увлекательными!

Игра «Учим волшебные слова»

Обязательно расскажите, что означают вежливые слова. Выучите с ребёнком волшебные слова вежливости: добрый день, здравствуйте, до свидания, добрый вечер, доброго времени суток, привет. Расскажите, что люди разных народностей приветствую друг друга по-разному. Приведите пример. Этим вы закрепите уверенность ребёнка в том, что здороваться и прощаться принято у всех людей разных национальностей, что на всей планете существуют вежливые слова. Многократное повторение поможет вашему малышу не только узнать и запомнить, что нужно здороваться со всеми, кого увидел впервые: со взрослыми и своими товарищами, — но и сформирует привычку здороваться и прощаться.

Игра «Эхо»

Вы замечаете, что при моменте, когда взрослые ждут от ребёнка приветствия, он начинает прятаться за родителей, стесняться. В таком случае, нужна ваша помощь. Нужно помочь ребёнку преодолеть стеснительность. Перед тем, как войти, например, в класс, на занятие, в какое-то учреждение, договоритесь с ребёнком о том, что вы будете здороваться вместе. Обыграйте ситуацию, поиграйте в игру «Эхо». Мама говорит, ребёнок повторяет. Расскажите, что такое эхо. Часто бывает такое, когда ребёнок знает, что нужно поздороваться, но очень стесняется. Помогайте ему преодолевать робость, играя. Например, вы заходите в какое-то учреждение, сразу же включайтесь в игру. Тихим голосом, как настоящие заговорщики, скажите: « Трам-ра-ра, начинается игра. На счёт три, здороваемся вместе». Или: «Трам-хо-хо, играем в «Эхо». Ну-ка, быстренько играй, я начну, ты повторяй». Вы здороваетесь, а ребёнок повторяет. Продолжайте играть в «Эхо», используя слова прощания, благодарности и так далее.

Игра в «Игровые ситуации»

Используйте то, что нравится всем детям: потешки, песенки, пальчиковые игры, сказки, театрализацию (кукольный театр, разыгрывание сценок). Подходят также и ролевые игры. Разыграйте определённую жизненную ситуацию, например, такую: «Мы идём в кино». И в ходе игры здоровайтеьс, благодарите, прощайтесь с людьми разного возраста.

Пальчиковая игра «К Соне гости прибежали»

К Соне гости прибежали,
(Бежим пальчиками по столу или по полу.)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй, Ира,
(Соединяем большой и указательные пальцы.)
Здравствуй, Жанна,
(Соединяем большой и средний пальцы.)
Рад всем Петя
(Соединяем большой и безымянный пальцы.)
И Снежана!
(Соединяем большой палец и мизинец.)
Не хотите ль пирожок?
(Ладошки складываем вместе.)
Может, коржик
(Показываем две открытые ладошки.)
Иль рожок?
(Кулачки ставим друг на дружку.)
Вот драже вам на дорожку
(Пальцем тычем в открытую ладошку.)
Вы берите понемножку.
(Несколько раз сгибаем ладошки в кулачки.)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Правила этикета и хороших манер для детей и подростков

  1. К старшим или незнакомым людям нужно всегда обращаться на «ВЫ». Чтобы высказать свое мнение, нужно спросить разрешения, а не перебивать говорившего. К примеру, такими словами, «можно сказать», «разрешите спросить».
  2. Если надо что-то позаимствовать (одолжить), тогда спрашивайте разрешения это сделать. Вернуть вещь нужно вовремя, и в том состоянии, в котором взяли или даже лучше.
  3. Дела семьи являются частным делом, поэтому их нельзя разглашать другим людям без разрешения родителей. Например, рассказывать о частной жизни родственников (братьев, сестер) или приобретенном имуществе.
  4. Нужно всегда искать законного владельца потерянной вещи, а не сразу присваивать ее себе.
  5. Хорошие манеры подразумевают и то, что без разрешения нельзя читать чей-то дневник, просматривать письма, переписку. Это нечто личное, принадлежащее только их хозяину.
  6. В гостях нужно всегда вести себя достойно. (О том, как правильно детям вести себя в гостях прочитайте правила поведения в гостях).
  7. Взрослых людей нужно приветствовать с упоминанием их имени, например: «Здравствуйте, дядя Коля». Это также указывает на то, что человек ценится.
  8. В разговоре надо всегда смотреть в глаза собеседнику. Это простой, но эффективный способ помочь детям завоевать сердца взрослых людей, с которыми они общаются.
  9. Следующие правила этикета и хороших манер для детей — это убирать и мыть за собой, а не ждать, что кто-то другой это сделает. После себя оставлять ванну, раковину, туалет, кухню и спальню, нужно в чистоте и порядке. Влажные полотенца или грязные тарелки не должны быть разбросаны по всему дому.
  10. Считается дурным тоном разговаривать по телефону во время еды, а также чавкать в трубку или говорить с набитым ртом.
  11. Правилом хорошего тона также является благодарственная открытка или письмо, отправленное за оказанную услугу, поддержку или помощь.
  12. Не бояться переспрашивать, если забыли имя человека. Можно сказать: «Извините, мне так жаль, но я забыл ваше имя, не могли бы вы мне его напомнить?»
  13. Учите своих детей быть вежливым, скрывать свое разочарование и быть благодарными.

Правила этикета в общественных местах

  1. В общественном транспорте нужно делиться своим местом со взрослым человеком, уступив его пожилым людям или беременной женщине. Когда-то и ребенок вырастит и станет пожилым.
  2. Забираться ногами на сиденье и сидеть в такой позе является отвратительной привычкой. Ведь на этом сиденье затем будут сидеть другие люди. Поэтому согласно этикету и правилам хорошего тона, поза должна показывать уважение к чувствам людей.
  3. Кушать в общественном транспорте некрасиво и негигиенично, кроме того, запах пищи может раздражать людей.
  4. В общественном транспорте неприемлемо звонить или разговаривать громко по телефону. Остальные пассажиры явно не заинтересованы в содержании вашей беседы.
  5. Музыка, которую вы слушаете в транспорте, не должна мешать другим. Помните о том, что вкусы или предпочтения у всех разные. Поэтому старайтесь ее слушать так, чтобы другим людям ее не было слышно.
  6. Мусор (обертки, пакеты) всегда нужно выбрасывать в урну, а не разбрасывать по улице. Помогите детям понять то, что станет с городом, если все будут разбрасывать мусор по улицам.
  7. Граффити (рисунки или надписи на стенах), не является признаком хорошего тона. Это портит внешний вид здания, делая его малопривлекательным.
  8. Старайтесь говорить тише, поведение должно быть менее шумным. У людей вокруг вас может быть плохой день или они плохо себя чувствуют. Поэтому шум и громкая речь их станут раздражать. Ведя себя тихо, вы проявляете к ним уважение.
  9. В магазинах, делая покупки или стоя на кассе, нужно относиться с уважением к взрослым. Например, не лезть впереди них, без очереди. В очереди с другими людьми нужно быть добрым, вежливым и почтительным, особенно к пожилым.
  10. Перед тем как войти в лифт, позвольте людям, находящимся внутри него выйти первыми. Это правило этикета также применяется, когда входите в здание, класс или просто комнату.

С какого возраста надо приучать ребенка проявлять вежливость по отношению к людям?

Сейчас моему внуку год и десять, и мы обязательно говорим: пока-пока при прощании, и здороваемся при встрече. Пока-пока он выучил, и ему нравиться махать рукой, особенно, когда за ним приходят родители и забирают от меня.

По-моему, он даже с облегчением и с огромной радостью это делает, но вот здороваться…он, конечно, еще не умеет разговаривать, но когда переступает порог моего дома, и я раскрываю ему навстречу руки, он шустренько шагает обратно на лестничную площадку, мотает головой из стороны в сторону и кричит — нет, нет.

Я – не монстр, и спустя пару минут после ухода родителей, он уже про них забывает и начинает носиться по квартире, проводя по дороге заметные разрушения.

Поняла я, что здороваться он еще не готов. Надо ли продолжать? Или отстать на время? Побродив по интернету, наслушалась разных советов, в том числе от психологов.

Итак, что нам советуют психологи?

Приучать надо с пеленок. Конечно, кроха не сразу поймет, но ласковые и добрые слова отложатся у него у памяти. Если в семье царит доброжелательная атмосфера без грубости и криков, малыш принимает это, как должное.
Воспитывать надо на своем примере – заведите хорошую привычку желать доброго утра и спокойной ночи, говорить спасибо и пожалуйста, не кричать, а общаться спокойным тоном, не сплетничать.
Не читать нотации. Вряд ли, это поможет, наоборот, усугубит ситуацию. Ребенок будет делать все наоборот.
Учите детей общаться, используя игру. Например, поиграйте с дочкой в куклы, разыграйте сценку общения, говоря – спасибо и пожалуйста.
Смотрите добрые старые советские мультики. Это хорошее руководство по воспитанию вежливости.
Научите малышку не встревать в разговоры взрослых

Придумайте, как ваш ребенок будет привлекать ваше внимание, и в каких случаях это можно делать.

Когда моя дочь была маленькой, она очень любила влезать в разговоры взрослых – у нее всегда было, что сказать. Но папа спокойно и доброжелательно ей объяснил, что у взрослых свои разговоры и мешать не надо, но если очень нужно что-то сказать, подойти к ним, и как в школе на уроке, подними руку.

Честно говоря, было смешно наблюдать, как она вытанцовывала с поднятой рукой и стиснутыми зубами, вокруг нас. Но надо отдать должное, папа долго ее не игнорировал, разрешал ей вставить свои пять копеек, и она, высказавшись, успокаивалась и теряла к разговору всякий интерес. Мой бывший муж умел найти подход к детям, был терпелив, объясняя ребенку, что он от него хочет. И дети его любили, так и вились вокруг.

Загадки про етику. Загадки о загадках

Загадки полезны для ума.

Загадка – жанр народного поэтического творчества, иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, представляющее собой что-либо загадочное, неизвестное, возбуждающее любопытство и предполагаемое для самой разгадки, испытывающее сообразительность отгадывающего.

Загадать – задумать, предположить неизвестное на решенье себе самому.

* * *

Загадки про загадки

Загадать – радость,

Отгадать – сладость! (Загадка)

Как не знаешь –

Голову ломаешь,

Как угадаешь –

Нос задираешь! (Загадка)

Умному отгадать –

Что семечки пощелкать,

А другому отгадать –

Что поле вспахать! (Загадка)

Коль ум проверять, –

Так ее загадать!

Правила поведения за столом для детей

С особенностями поведения за столом начинают знакомить, когда ребенок впервые садится есть вместе со взрослыми. Первые навыки касаются столовых приборов, накладывания пищи в тарелки, использования салфетки. Со сложными правилами (зачем определенная вилка или бокал) знакомят уже подростков.

Основные правила приличного поведения за столом:

  • помыть руки;
  • садиться за стол в красивом виде (причесан, опрятно одет);
  • приступать к приему пищи одновременно с остальными;
  • нельзя класть локти на поверхность стола;
  • неприлично откидываться на стуле и раскачиваться;
  • следует жевать с закрытым ртом, не чавкать и не причмокивать;
  • не набивать рот;
  • использовать салфетку, не облизывать пальцы;
  • еду нельзя выплевывать;
  • благодарить по завершению завтрака или ужина за вкусную еду.

Хорошие манеры прививаются детям легко, если хотя бы раз в неделю собираться всей семьей. Можно вместе сервировать стол. Во время трапезы дети учатся пользоваться определенными столовыми приборами, в зависимости от приготовленных блюд.

Вежливое поведение

Но не только употребление вежливых слов способно сделать человека хорошо воспитанным. Большое значение имеют его поступки, поведение. Чтобы прослыть культурным и вежливым человеком, нужно соблюдать простые правила:

ТОП-2 статьи

которые читают вместе с этой

  • Не повышать голос на собеседника, не перебивать его, внимательно выслушивать все, что тот хочет сказать.
  • Уступать место в общественном транспорте для тех, кто более нуждается в этом.
  • В театре или кинотеатре, проходя к своему месту, нужно извиниться перед уже сидящими людьми и двигаться только лицом к зрителям.
  • В общественных местах ни в коем случае не ковырять в носу, в зубах, громко сморкаться, зевать с открытым ртом.

Рис. 3. Ковырять в носу – недопустимо!.

Вежливость и культура поведения всегда очень высоко ценилась, ведь ее не купишь ни за какие деньги

Поэтому так важно учиться хорошим манерам с детства, чтобы в любом обществе иметь славу воспитанного человека

Что мы узнали?

При изучении темы «Правила вежливости» по программе 2 класса окружающего миры мы узнали, насколько важно быть вежливым и воспитанным человеком. Мы выяснили, как правильно себя вести в обществе и не допускать досадных ошибок

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

    Что нужно сделать при встрече со знакомым человеком?

    • Молча пройти мимо
    • На ходу крикнуть погромче «Привет!»
    • Подойти и дружелюбно поздороваться
    • Кинуться к человеку с объятиями и рукопожатиями

Вежливость и доброта — детям в стихах и мультфильмах.

Доброту не купишь на базаре
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу
Не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.А. Дементьев

*****

— Добрый день! — тебе сказали,
— Добрый день! — ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Нам желают «Доброго пути!»
— Будет легче ехать и идти.
— Здравствуйте! — ты скажешь человеку,
— Здравствуйте! — он скажет нам в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно,
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад,
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться вам спешат.

*****

Маршак С. «Ежели вы вежливы…»

Ежели вы вежливы
И к совести не глухи
Вы место без протеста
Уступите старухе.

И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки

И ежели вы вежливы
То в разговоре с тетей
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником
Пред сильным не робея.

Ежели вы вежливы.
В душе, а не для виду
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами

И ежели вы вежливы
То всех благодарите
И мячика у маленьких
Без спросу не берите!

*****

Это Оленьке известно:
Что взяла, клади на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла.На кроватку ставит кружку,
На паркет кладет подушку,
Прячет ботики в буфет.
Всё на месте или нет?

Если мама промолчала,
Надо делать всё сначала:
На буфет нести подушку,
На паркет поставить кружку,
Сунуть ботики в кровать…
Кажется, не так опять?

Оля смотрит виновато:
Нет, стояло всё не там…
Помогите ей, ребята,
Всё расставить по местам.

Зинаида Александрова

*****

Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?
Он всех в один несчастный день
Чуть не довёл до слёз,
Его зовут — стоит как пень,
Как будто в землю врос.
— Смотри, не пей воды сырой! —
Советует сосед.
Один стакан, потом второй
Андрюша пьёт в ответ.
Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?
— Придёшь обедать к трём часам, —
Ему сказала мать.
Он пробурчал: — Я знаю сам …
А сам явился в пять.
— Ну что с тобой, Андрюшенька?
И сын признался ей:
— Когда я вас не слушаюсь,
Я выгляжу взрослей!
(А. Барто «Признание»)
*****

«Добрые слова» О. Дриз

Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
С добрым утром!- я кричу.
Добрый день! –кричу я вслед
Всем идущим на обед!
«Добрый вечер!” — так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.

*****

А. Барто «Как Вовка стал взрослым”.

На глазах растут ребята!
Жил в стихах моих когда-то
Вовка добрая душа.
А теперь он взрослый малый,
Лет двенадцати на вид,
И читателей, пожалуй,
Взрослый Вовка удивит.
С добротой покончил Вовка,
Он решил – ему не ловко
В зрелом возрасте таком
Быть каким-то добряком
Он краснел при этом слове
Стал стесняться доброты
Он, чтоб выглядеть суровей
Дергал кошек за хвосты
Знайте все, что он недобрый:
Злее волка, злее кобры
Берегись, не то убью! –
Пригрозил он воробью.
Целый час ходил с рогаткой
Но расстроился потом.
Закопал её украдкой
В огороде под кустом.
Он теперь сидит на крыше
Затаившись, чуть дыша,
Лишь бы только не услышать:
Вовка добрая душа!
Если добрым вырос ты,
Злыднем быть не пробуй.
Не стесняйся доброты,
А стесняйся злобы.

*****

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.

И если кому-то, кому-то поможем
Твоя доброта, улыбка твоя.
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!

Я хочу, чтоб все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались.
Чтобы детям снились радостные сны,
Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире больше не было войны.
Мир! Мир! Свет!
Мир – это радость, это дружеский привет!

21 Фев 2022

Правила вежливости

Соблюдать правила вежливого поведения – это работа над собой и своими эмоциями, не всегда положительными. Все начинается с детства, когда родители учат «волшебным словам», прививают привычку помогать взрослым, не переговариваться, не грубить.

Основные правила вежливости:

  • здороваться при встрече;
  • прощаться при расставании;
  • интересоваться жизнью других людей;
  • просить прощение за провинность;
  • не перебивать оппонента;
  • не переходить на крик в беседе;
  • не толкаться в очереди или общественном транспорте;
  • уступать место старшим;
  • не кричать знакомому на расстоянии;
  • не затрагивать темы, неприятные собеседнику.

Вежливый человек не должен чрезмерно проявлять эмоции на людях, жестикулировать, гримасничать. Особенно если речь идет о резко негативной реакции на действие оппонента или конкретное событие.

Зачем нужна вежливость

Основа вежливого общения – доброта, любовь, уважение к окружающим. Человек, который заботится о комфорте и чувствах друзей, родных и даже соседей, уже добродушный, любезный. Проявление вежливости – это не формальность, а норма повседневности

Важно не говорить о такой черте характера, а проявлять ее по отношению к другим людям. Вот, что дает умение говорить вежливо:

  • помогает соблюдать границы общения с людьми, т. е. не задавать лишних/ неуместных вопросов, уважать личное пространство других;
  • позволяет достичь внутренней гармонии с самим собой, не испытывать внутренней агрессии, злобы, зависти;
  • помогает стать примером для других, образцом для подражания, т. е. вызывать уважение у собеседников, чувство гордости у родственников;
  • позволяет сохранить человечность даже в экстренных ситуациях, заставляет думать не только о себе, но и заботиться об окружающих;
  • пополняет запас положительных эмоций, которые благоприятно влияют на состояние здоровья, внешность (продлевает молодость).

Вежливая речь создает о человеке положительное первое впечатление, благоприятно настраивает собеседника даже при конфликтной ситуации. С любезным, тактичным собеседником всегда сложнее ругаться, выяснять отношения.

Виды вежливости

Манера общения, форма вежливости определяются в зависимости от обстановки и людей, с которыми предстоит взаимодействовать. Существуют такие виды вежливости:

  • Официальная. Характеризуется повышенной тактичностью, а обращение к собеседнику исключительно на «Вы».
  • Неофициальная. Отличается минимумом строгих условностей, обращением собеседником на «ты», общением в неформальной обстановке.
  • Безличная. Это переходная форма обращения с «Вы» на «ты», где одна из сторон является инициатором общения.

Официальная

Это основа делового общения. Общение «сухое», не имеет никакой окраски и эмоциональности, включает поведенческий и речевой этикет, уместный при официально-деловых встречах, важных переговорах. Собеседники общаются четко и корректно, выстаивают правильный диалог, подбирают каждое слово. Такое выражение вежливости может создать некое напряжение в беседе.

Ритуально-обрядовая

В этом случае вежливый человек соблюдает народные традиции и все необходимые обряды (ритуалы), согласно определенному мероприятию, на которое официально приглашен. Речь идет о свадьбе, религиозных праздниках, светских раутах, юбилеях, других торжественных мероприятиях. Для соблюдения правил светского этикета употребляются определенные фразы, как говорится, «по случаю».

Бытовая (обиходная) вежливость

В данном случае речь идет о соблюдении элементарных правил вежливого человека в неформальной обстановке с родными, близкими либо незнакомыми людьми.

Неофициальная или дружеская

В этом случае правила вежливого общения распространяются на родных, знакомых и друзей, реализуются в неформальной обстановке. Основные признаки: эмоциональность, юмористические нотки, мягкость, некая расслабленность в общении. В рамках этикета и вежливости можно перейти на «ты».

Безличная

Для этой формы выражения вежливости характерно отсутствие личных местоимений – «Вы» или «ты». В такой манере чаще проходит общение с незнакомыми людьми. В правилах вежливости и этикета указано, что ответ тоже может быть безличным. Возможно, беседа с этим человеком больше никогда не повториться, но у него останется положительное впечатление от мимолетного разговора.

Советы родителям

Бывает так, что ваше чадо начинают учить посторонние люди, что делать в этом случае? Даже если вы знаете, что он неправ и вел себя некрасиво, проявите сдержанность и постарайтесь достойно выйти из ситуации. Для ребенка такие моменты могут быть поучительными. Не стоит опускаться до склок и разбирательств. Вежливо ответьте, что вы разберетесь и поговорите со своим малышом сами.
Всегда будьте на стороне своего чада, поругать его нужно, но сделайте это дома за закрытыми дверями. Это относится и к малышам, и к школьникам. Другое поведение родителей будет расценено как предательство.
Дома в спокойной обстановке побеседуйте с сыном или дочкой, обыграйте ситуацию заново. Если он считает себя правым, объясните, что в любом случае с окружающими нельзя вести себя грубо.
Путем поощрения и замечания можно добиться многого в воспитании вежливости. Маленькие детки, которые только постигают азы этикета, должны часто слышать слова похвалы. Тогда они будут видеть разницу между хорошими и плохими поступками. Если дошкольник поступил нетактично, прежде чем делать замечание, выясните, по какой причине он сделал именно так. Возможно, такому поведению есть свое объяснение. Это может быть стеснение или плохое настроение, незнание правил. Если вы не научитесь понимать своего малыша, в дальнейшем будет трудно налаживать с ним контакт.
Откройте для себя и своих детей определенные правила, придерживаясь которых, родителям будет легче выработать у малыша вежливые манеры.

Оформите их красочно, повесьте в доме на видном месте

Дошколенок лучше уясняет слово в сочетании с наглядностью.
Важно, чтобы ребенок чувствовал уважение со стороны своих близких и родственников, только тогда можно рассчитывать на взаимность.
Несмотря на открытость и доброжелательность между детьми и родителями, каждый из них должен знать свое место. Если кроха переходит границы и начинает общаться с вами как со сверстниками, нужно деликатно его поправить.
Всегда проще одернуть кроху и отчитать за неправильное поведение. Сложнее говорить и беседовать, объяснять, как правильно себя вести, а как нет

Но нужно уделять своим детям чуть больше времени, хвалить за хорошие поступки, напоминать, как близкие гордятся своим ребенком за то, или иное действие, проявлять свою любовь. Тогда у него появится чувство благодарности, он захочет говорить такие слова, как спасибо, пожалуйста, научится хорошим манерам.

Сложнее говорить и беседовать, объяснять, как правильно себя вести, а как нет. Но нужно уделять своим детям чуть больше времени, хвалить за хорошие поступки, напоминать, как близкие гордятся своим ребенком за то, или иное действие, проявлять свою любовь. Тогда у него появится чувство благодарности, он захочет говорить такие слова, как спасибо, пожалуйста, научится хорошим манерам.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий