Организация исследовательской среды в группе
Некоторые опыты проводят на улице и для их проведения не нужно дополнительных атрибутов. Например, для наблюдения за перелетными птицами или набуханием почек весной. Но есть и такие опыты, которые требуют дополнительных материалов для их осуществления. Именно для постоянного доступа и возможности проведения опыта при первой же необходимости в групповых комнатах создают мини-лаборатории, где хранятся необходимые атрибуты.
Мини-лаборатории, в свою очередь, также поделены на определенные зоны. А именно:
- зона постоянной выставки конечных результатов исследования;
- место для хранения приборов;
- живая зона для выращивания растений;
- контейнеры для хранения природного и бросового материала;
- зона проведения опытов;
- место для неструктурированных материалов (вода, песок).
Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе Тема. Бабушкины помощники
Муниципальное дошкольное образовательное
автономное учреждение детский сад №3
общеразвивающего вида
города Зеи
Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе
Тема. Бабушкины помощники
Воспитатель: Иотко А.В.
2017 год
Тема. Бабушкины помощники
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное»
Задачи:
Образовательная область – «Познавательное развитие»
Образовательные:
— закрепление и обогащение знаний детей о диких животных (элементарные факты из жизни, названия жилища)
— закрепление и обогащение знаний о домашних животных (какую пользу приносят человеку, чем питаются)
Развивающиеспособствовать формированию внимания, мышления.
Воспитательные: воспитывать интерес к живой природе. Образовательная область «Речевое развитие»: развитие активной речевой деятельности, обогащение пассивного словаря (жилище), обогащение активного словаря (дикие животные, домашние животные)
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»: развитие эмоциональной отзывчивости.
Материал: игрушки (белка, заяц, корова, собака, кошка, лошадь, куры), елки, макеты деревьев для создания образа леса.
Воспитатель. К нам сегодня гости пришли. Поприветствуем их. Дети здороваются с гостями. Кажется, к нам еще кто – то спешит. Я пойду встречу.
Воспитатель выходит за дверь, надевает платок и фартук и появляется перед детьми в образе бабушки.
Бабушка.
Здравствуйте, ребята!
Парни и девчата!
К вам за помощью пришла!
Ой, беда, беда, беда:
Заболела у меня спина с утра.
Что же делать, как же быть
Как мне с больной спиной,
Своих домашних животных накормить?
Скажите, ребята,
Что же делать, как же быть?
Дети предлагают свою помощь.
— Мы можем их покормить!
Бабушка. Как хорошо! Но до деревни, в которой я живу, путь далек. Идти придется через лес. Не испугаетесь, в лесу ведь животные разные живут?
Дети. Нет!
Бабушка. Каких животных сейчас в лесу можно встретить?
Дети перечисляют.
Бабушка. А ежа, медведя сейчас можно в лесу встретить?
Дети. Нет, они сейчас спят.
Бабушка. А как в лесу себя вести знаете?
Дети. Знаем. Нельзя шуметь в лесу, ломать ветки, мусорить.
Бабушка. Все — то вы знаете! Ну что ж, тогда отправляемся.
Зашагали ножки прямо по дорожке.
Вот как мы шагаем, ножки поднимаем.
Шли мы, шли и в лес пришли.
Слышите, прыг – скок, прыг – скок
Прыгает с ветки на сучок. Кто это?
Дети. Белка.
Бабушка. Что это ей в домике не сидится? Вы знаете, как называется жилище белки?
Дети. Дупло.
Бабушка. Смотрите, зайка беленький сидит. А где жилище зайца, где он живет.
Дети. У него нет домика. Он живет под кустом.
Бабушка. Жаль зайчишку. Ему наверное холодно. Научим его греться?
Игра «Зайка беленький сидит»
Зайка беленький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
Бабушка. Мы шли, шли и в деревню пришли. А вот и мой дом. Путь был долгим.
Присядем, отдохнем и моих родных животных кормить начнем. А вы знаете, как называются животные, за которыми ухаживает человек?
Дети. Домашние животные.
Бабушка. А в лесу, какие животные живут?
Дети. Дикие животные.
Бабушка. Пора вас познакомить с моими домашними животными. Кто живет со мною рядом? Вы не зевайте, поскорее отвечайте.
Дети перечисляют, а бабушка говорит, кого как зову.
Бабушка. Знаете ли вы, чем кормить моих животных?
Дети. Знаем.
Бабушка. Пойди Настя покорми корову. Чем ты ее накормишь? (Детям предлагается широкий спектр кормов, из которых дети выбирают нужный)
Настя. Я дам ей сена.
Бабушка. Ребята, вы согласны с Настей?
Ответы детей.
Аналогично дети кормят лошадь, собаку, кота, куриц.
Бабушка. Спасибо вам, ребята за помощь. Без вас я бы не справилась. Все мои домашние животные сыты. А знаете ли вы, какую пользу человеку приносят корова, собака, кот, куры.
Дети отвечают.
Бабушка. Спасибо вам еще раз. Вам пора возвращаться в детский сад. Да и у меня еще очень много дел. До свидания, ребята.
Дети говорят до свидания бабушке.
Бабушка заходит в домик, снимает косынку и фартук. Выходит из домика незаметно для детей в образе воспитателя.
Воспитатель. В путь, ребята! Скорее идем, друг от друга не отстаем!
Вот мы и в детском саду! Непростое путешествие у нас было. Какое доброе дело вы совершили? Как вы себя чувствуете?
Дети отвечают.
Воспитатель. Да, действительно, когда совершаешь добрые поступки, помогаешь кому-нибудь, чувствуешь себя превосходно!!! Я горжусь вами, ребята.
Виды деятельности детей младшего возраста
Развивающие игры для детей 4 лет должны быть основаны на тех видах деятельности детей, с помощью которых они изучают и познают этот мир. Как известно, у детей в этом возрасте основным является наглядно-образное мышление. Поэтому принцип наглядности в данном случае просто необходим для обучения детей раннего возраста.
В процессе обучения целесообразно использовать тематические беседы с привлечением картинок, иллюстраций, вырезок, шаблонов. Это помогает формированию более полных образов в памяти ребенка.
Опыты также пользуются популярностью в обучении. Этот вид деятельности сочетает в себе и наглядность, и словесность, и практичность. Дети своими руками могут изучить свойства и признаки предметов. Во время осуществления опыта у ребенка происходит развитие всех психических процессов, в частности, мышления. Самые необходимые операции – анализ, синтез и сравнение – развиваются в таких условиях наилучшим образом.
Еще один вид деятельности детей, помогающий в освоении окружающего пространства – игра. Это самая простая и понятная ребенку форма получения знаний. В игре ненавязчивым образом малыш проигрывает ситуации, способствующие выяснению свойств и назначений предметов.
Все перечисленные виды деятельности помогают понять ребенку этот сложный мир.
Используемые приемы
Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе характеризуется наличием различных методов и приемов, которые позволяют значительно упросить процесс обучения.
Наиболее популярными и используемыми на практике являются:
Эвристический метод. В этом случае педагогом создается определенная проблема для того, чтобы мотивировать ребенка. Таким образом, удается сформировать у дошкольника ощущение групповой сплоченности для того, чтобы найти ответ решения той или иной задачи и активизировать интеллектуальные способности для анализа проблемы. Совершенствованию речевого, исследовательского и любознательного навыка, способствуют различные беседы, где обсуждается проблема. Воспитатель должен определить вопрос исходя из уровня знаний ребенка, а также учитывать возраст группы. При этом педагог формирует уточняющие и наводящие вопросы для того, чтобы привести дошкольника в нужное русло. В рамках младшей группы, длительность такой беседы составляет от 10 до 15 мин.
Наблюдение. Подобный процесс чаще всего организуется в рамках определенного помещения в ДОУ или на улице, где восприятие различных объектов или явлений комплексно развивает слуховые и визуальные способности ребенка. Те исследования, которые проводятся во время прогулки, лучше погружают дошкольника в окружающий мир за счет большего количества образов, запахов, цветов или звуков.
Эксперименты и проведение опытов. Наряду с игровым процессом, опыты считаются одной из основных форм деятельности дошкольника
Так, при постановке элементарных исследований над объектами в детском саду, ребенок приобретает важное понимание о том, как они работают, начинает видеть основные свойства и особенности предметов. Дошкольники с большим энтузиазмом и наслаждением проводят эксперименты с теми веществами, которые им уже известны, — глина, песок, растения
Такой исследовательский процесс лучше всего формирует желание к самостоятельной постановке опытов. Подобный метод особенно развивает концентрацию, наблюдательность, дисциплину, а также способствует развитию дружеской атмосферы в коллективе.
- Проектная деятельность. Данная разновидность работы направлена на исследовательскую активность дошкольников и воспитателя, в некоторых случаях, — и родителей. В этом случае задействуется как мыслительные, так и творческие умения ребенка. Педагог должен правильно мотивировать воспитанника к самостоятельным наблюдениям и опытам, — только при особой необходимости помогая дошкольнику.
- Технологии по методике ТРИЗ. Заключается в решении избирательских заданий, благодаря чему ребенок может самостоятельно выстраивать алгоритмы и планы действий для того, чтобы решить ту ил иную проблему. Подобное технологическое решение в детском саду зачастую используется в игровой форме, что позволяет более эффективно взаимодействовать с учениками. Педагог выстраивает вокруг обучения сказочные сюжеты, что дает возможность дошкольнику учиться вместе с любимыми игрушками или героями из сказок, мультфильмов.
В ходе экспериментального обучения, ребенок обучается важному анализу информации. Таким образом, дошкольник может научиться новому навыку посредством сравнения его достоинств и недостатков, а также найти более эффективные методы обучения
Исследовательский проект во второй младшей группе ДОУ
Под термином «исследовательская деятельность» в педагогике подразумевается форма активности ребёнка, направленная на изучение какого-либо объекта или группы объектов с целью поиска значимой информации. Как говорилось ранее, элементы исследовательской деятельности присутствуют на занятиях НОД, в творческих и спортивных упражнениях, в структуре игр и прогулок. Стремление к экспериментированию и поиску знаний опытным путём заложено в природу человека, задача педагога — совершенствовать исследовательские способности детей и развивать мыслительные процессы.
Исследовательский проект является одной из форм организации познавательной деятельности ребёнка или группы детей. Проект имеет целью изучение какой-либо проблемы, решение которой заранее неизвестно. Эта форма работы имеет ряд строгих требований (от формулировки актуальной и новой цели исследования до выдвижения гипотезы и определения методов изучения), наблюдения должны фиксироваться, чтобы в итоге представить завершённый проект к защите.
Индивидуальная проектная деятельность проводится со старшими дошкольниками, у которых на достаточном уровне развито умение сравнивать, систематизировать, анализировать, обобщать и определять причинно-следственные связи. С детьми 3–4 лет возможна реализация коллективных проектов. В рамках работы над тематикой проекта проводятся различные виды занятий, развлекательные досуги, детско-родительские мероприятия.
В зависимости от длительности работы проект может быть краткосрочным и долгосрочным. Большую протяжённость имеют проекты, цель которых — наблюдение за процессом изменения, преобразования объекта (выращивание растений, наблюдение за ходом солнца, за годовым природным циклом). Проведение краткосрочных проектов рекомендуется приурочить к значимым датам (Празднику осени, Дню Космонавтики, Неделе экологии, акции в помощь зимующим птицам).
Фотогалерея: исследовательский проект «Откуда хлеб пришёл» во второй младшей группе
На первом этапе реализации исследовательского проекта проводится занятие «Как получается хлеб»
В рамках проекта организуется выставка рисунков «От зёрнышка до хлебушка»
Просмотр тематических мультфильмов способствует формированию экологического сознания дошкольников
Участвуя в процессе замешивания теста и выпечки хлеба, ребята приобретают полезные навыки
Такой хлеб получился у воспитанников группы
Во время досуга проводится выставка и дегустация видов хлеба народов мира
Ребята участвуют в прослушивании и обсуждении сказок и рассказов про хлеб
В конце проекта создаётся фотокнига о проделанной работе
Ребёнок младшего дошкольного возраста открыт к познанию окружающего мира, он прирождённый исследователь. Пусть он будет окрылён радостью обретения новых знаний и стремится к поиску скрытой информации. Маленький исследователь не должен бояться ошибок, он пытается найти ответы на возникшие вопросы самостоятельно и активно действует. Высокий уровень развитости исследовательских умений — залог успешного обучения и освоения профессии в будущем.
Условия организации игр
Развивающие занятия для детей во 2 младшей группе должны быть организованы с учетом наглядности и возрастных особенностей детей. Для этого необходимо соблюсти определенные условия:
- в группе должны быть игрушки всех видов и размеров;
- материалы, из которых они изготовлены должны иметь различные свойства, признаки и качества;
- атрибутика игр должна быть полностью укомплектована (у детей в данном возрасте еще не сформирована способность использовать предметы-заместители или проигрывать некоторые действия мысленно);
- игровое оборудование должно быть не «на вырост», а соответствовать определенному возрасту.
Соблюдение данных правил способствует многоплановому развитию детей и осуществлению их потребности в исследовании окружающего мира.
Уголок уединения
Несмотря на множество необходимых игрушек и пособий, в группе необходимо создать место для успокоения и уединения ребенка. Там он может спокойно привести свои мысли в порядок и закрепить полученную в течение дня информацию.
Возможно, в этом уголке ребенок захочет провести какой-либо исследовательский опыт. Именно поэтому рекомендуется сочетать этот уголок с уголком природы. Кстати, для его оформления можно использовать те цветы, которые дети выращивают в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Растения, особенно те к которым ребенок приложил свою руку, добавляют ему спокойствия. Также в таких уголках рекомендовано располагать игры с водой и песком. Когда дети на занятиях изучат их свойства, им будет приятно самостоятельно повторить этот опыт в уголке уединения.
Мебель в этом уголке должна быть мягкой и удобной, располагающей к спокойному изучению новых характеристик предметов. Для увеличения образовательного эффекта данной зоны, рекомендовано располагать там альбомы и журналы с птицами, животными и насекомыми. Например, если на этой неделе вы рассматриваете свойства и признаки зимы, то можно положить на журнальный столик в уголке иллюстрированный альбом с картинами известных художников, рисующих зимние пейзажи.
В спокойной обстановке любая информация запоминается лучше.
Обновлено: 23.09.2019
103583
Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности детей 1,5–4 лет
Для детей в возрасте 1,5-4 лет характерно стремление собственноручно проверить правдивость утверждений. Только на практике можно узнать, что в случае удара предмет разбивается, что вода растекается, а мыло невкусное, хоть и приятно пахнет.
Непроизвольное внимание и память – еще одна особенность. На практике это означает, что ребенок не сможет сконцентрироваться и запомнить на слух инструкции взрослого
Поэтому, чтобы занятие состоялось, надо постоянно возвращать внимание ребенка к предмету разговора.
Важно! Все, что происходит, должно быть занимательным, интерактивным и привлекать внимание. В любой момент занятия ребенок должен быть готов включиться в практическую деятельность. Непроизвольная память хоть и усложняет задачу педагога, но позволяет хорошо сохранить в памяти пережитые эмоции
Непроизвольная память хоть и усложняет задачу педагога, но позволяет хорошо сохранить в памяти пережитые эмоции.
На занятиях, которые посвящены практично-исследовательской деятельности детей, можно поднимать любую тему. Более того, они прекрасно подходят для интегрирования в другие направления обучения (речь, чтение, ИЗО, арифметика). Главное, над чем должен задуматься преподаватель, это как дать ребенку возможность поучаствовать в практической деятельности. Исследования не должны ограничиваться детским садом. Хорошо, если родители будут продолжать домашнее обучение.
Что такое ветер можно ли считать ветром движение воздуха создаваемое вентилятором ответы кратко
Нужна ли справка перед школой 2021
Что такое семейство в биологии 7 класс кратко
Познавательно творческая деятельность в доу
- Какая связь существует между климатическими поясами и природными зонами африки кратко
Ткань, ее качества и свойства
Научить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит). Образцы хлопчатобумажной ткани двух-трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала. Дети играют с куклами, одетыми в платья из хлопчатобумажной ткани. Взрослый предлагает детям подумать, из чего сшиты платья; какого цвета ткань; что они еще знают об этом материале. Предлагает определить качества и свойства ткани. Каждый ребенок берет кусок ткани понравившегося цвета, ощупывает его, выявляет структуру поверхности и толщину. Мнет ткань в руках (мнется), тянет за два противоположных края (тянется); разрезает кусок на две части ножницами (режется); опускает кусок ткани в емкость с водой (намокает); сравнивает изменения ткани, находящейся в воде, с мокрой бумагой (ткань сохраняет целостность лучше, чем бумага). Взрослый демонстрирует, как горит ткань и рвется при сильном натяжении. Вместе с детьми составляет алгоритм описания свойств материала.
Занятия по математике ФЭМП в детском саду
Математический досуг на основе фольклора для детей подготовительной к школе группы “Смех, да веселье”
Конспект Математической игры-развлечения “Лесной переполох” или о том, как плохо обижать маленьких лесных жителей.
Конспект занятия по математике во 2-ой младшей группе «Путешествие на ферму»
Конспект занятия по математике в старшей логопедической группе «Письма королевы Математики»
Конспект занятия по математике во II младшей группе «Прогулка на полянку»
Занятие по ФЭМП в первой младшей группе «Найди свой домик»
Занятие по математическому развитию во второй младшей группе «Чудесное дерево»
Конспект занятия по математике «Шире, уже» в средней группе (программа «Школа 2100»)
Занятие по математике во II младшей группе «Театр на ладошке. Веселая математика»
Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе «Чудо–лукошко»
Занятие по математике в подготовительной к школе группе
Занятие по математике в средней группе «Путешествие в сказку»
Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Занимательная математика»
Занятие по ФЭМП в средней группе «Поможем Царю найти Царевну»
Конспект занятия по математике «Целое и части»
Итоговое занятие по ФЭМП «Путешествие в сказочный лес» в средней группе
Конспект открытого занятия по ФЭМП с детьми старшей группы «Мир загадок»
Итоговое занятие по математике в подготовительной группе «День рождения страуса»
Конспект интегрированного занятия по математическому развитию «Путешествие в замок»
Образовательная ситуация по математическому развитию во 2 младшей группе «Путешествие в зимний сказочный лес»
Конспект образовательной ситуации по математическому развитию по теме «Путешествие в матрешкино царство» во 2 младшей группе
Итоговое занятие по ФЭМП в первой младшей группе «Найди свой домик»
Развитие элементарных математических представлений детей 6-7 лет «В поисках Кая»
Конспект занятия по математике во второй младшей группе «В гостях у кота Леопольда»
Конспект занятия по ФЭМП на тему «Числа от 1 до 10. Повторение»
Конспект итогового занятия в старшей группе по математике «Город сказок»
Конспект занятия по математике в средней группе «Образование числа 5»
Занятие по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Три поросенка»
Занятие по развитию элементарных математических представлений в старшей группе «Спасение Царевны Несмеяны»
Конспект занятия по математике во второй младшей группе «Путешествие на остров Черепашек»
Занятие в средней группе по математике по ФГТ «Поможем Буратино»
Комплексное занятие по математике во второй младшей группе «План – карта путешествий»
Интегрированное занятие по математике «Колобок» в средней возрастной группе
Конспект НОД по ПР (математическое развитие) «Путешествие в зимний лес»
Конспект занятия по математике в старшей группе «В гостях у сказки»
Конспект НОД в ОО «Познание» (ФЭМП) в средней группе «Путешествия доктора Айболита»
Конспект занятия по математике во второй младшей группе «Маша идет домой»
Итоговое занятие по ФЭМП в средней группе «Золотой ключик»
Конспект НОД в средней группе по ФЭМП «Поможем Буратино»
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Колобок на новый лад»
Конспект НОД по развитию математических представлений у детей подготовительной группы «Космическое путешествие»
Итоговая НОД по ФЭМП для детей 6-7 лет (Подготовительная к школе группа)
Конспект занятия во второй младшей группе по ФЭМП «Поможем Маше»
Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе «В гости к нам пришел зайчонок»
Самоанализ открытого занятия по ФЭМП «Лесные жители зимой»
Конспект итогового занятия ФЭМП во второй младшей группы «Прогулка по лесу»
Конспект НОД ФЭМП в старшей группе «Путешествие в королевство математики»
Конспект НОД по математике «Урок в лесной школе»