Важный этап
В чем же важность подготовительной работы? Можно ли обойтись без таких занятий? Если есть возможность их посещать – лучше ею воспользоваться
Чаще всего подготовкой дошкольников занимается тот педагог, который будет первым учителем. Ребенок имеет возможность познакомиться с ним, найти общий язык. Педагог дает первые представления о правилах поведения в школе, режиме занятий (урок и перемена).
Группы обычно набирают из тех детей, которые затем будут ходить в один класс
То есть у дошкольника есть время подружиться с будущими одноклассниками, привыкнуть к новому коллективу.
Ребенок попадает в свою будущую школу, свою классную комнату, имеет возможность освоиться с планировкой здания, что также немаловажно: столовая, туалет, учительская, кабинет директора, гардероб, спортзал, актовый зал – все эти точки важно уметь найти быстро.
В процессе подготовительных занятий для будущих первоклассников педагог может оценить уровень каждого ребенка, изучить особенности его психоэмоциональной и когнитивной сфер, помочь усвоить материал, которым дошкольник не владеет или владеет недостаточно, освоить нужные навыки.
Вывод прост: для ребенка, пришедшего в первый класс после подготовительного этапа, вопрос адаптации практически не стоит. Он готов к дальнейшей работе на том уровне, который требуется от первоклассника, не тревожась о новом коллективе, новых правилах, новом наставнике, не боясь выглядеть неумехой, заблудиться в здании и т. д.
Как подготовить дошкольника к новому этапу
Увеличьте количество прогулок на свежем воздухе, больше играйте в подвижные игры
Укрепляйте иммунитет и развивайте ребёнка физически.
Обустройте рабочее место дошкольника, пусть он потихоньку к нему привыкает.
Развивайте устную речь ребёнка: читайте больше интересных развивающих книг, просите рассказать, как прошел его день или пересказать прочитанное, обращайте внимание на непонятные слова и объясняйте их значение, следите за правильностью речи.
Развивайте логику, мышление и память. Можно учить наизусть стихи и песни, составлять рассказы по картинкам, решать логические задачи для дошкольников
В интернете довольно много программ, которые будут не только полезны и интересны детям, но и взрослым не дадут скучать.
Общайтесь, разговаривайте с ребенком, учите его размышлять и анализировать, думать и сопоставлять, сравнивать и делать выводы. Поверьте, всё это даст гораздо лучший результат в подготовке ребенка к школе, чем просто умение читать тексты и складывать цифры.
Нужна ли подготовка к школе именно вашему ребёнку, решать только вам.
Счастье не измеряется оценками и количеством правильно решенных задач. Счастье живет там, где умеют принимать и развивать таланты, дарованные при рождении.
Примеры заданий
У каждого педагога набор игр и заданий свой. Он зависит от программы обучения в конкретной школе, предпочтений самого учителя и корректируется в зависимости от возможностей каждого ребенка.
Приведем несколько примеров.
Игра «Наоборот».
Дает представление об антонимах в русском языке. Учитель называет слова из разных частей речи и просит сказать это «наоборот», то есть подобрать противоположные по значению слова (громкий – тихий, день – ночь, бежать – стоять).
Игра «Пойми меня!».
Учит объясняться без использования речи, развивает фантазию, мимику, образное мышление. Учитель произносит на ухо одному из учеников слово, которое он должен показать пантомимой. Когда слово отгадано, к нему предлагается дополнительное задание (составить его из букв, сосчитать его звуки, слоги, назвать первый, последний или повторяющийся звук). К каждому слову – одно задание. Каждому ребенку – по одному слову для показа.
«Счетный конструктор».
Педагог просит детей выложить из счетных палочек несколько геометрических фигур – кто быстрее? А теперь нужно сосчитать, сколько палочек ушло на каждую фигуру. На какую больше, меньше?
«Что куда?».
Дети обводят разные геометрические фигуры по шаблонам на тетрадном листе: каждую фигуру – в своей части листа по указанию педагога. Например, круг – справа вверху, квадрат – слева внизу и т. д. Затем фигуры предлагается раскрасить. Вариант – дорисовать каждую фигуру до какого-либо предмета так, чтобы предметы на листе не повторялись.
«Кто лишний?».
Детям предлагается делиться на группы по указанному учителем количеству (по 3, по 5, по 2 и т. д.)
«Знаю свое тело».
Отрабатываются понятия «право» и «лево». Учитель просит дошкольников производить разные действия разными частями тела (например, поднять левое плечо, согнуть правое колено, вытянуть левую руку вперед, вытянуть правую ногу вправо, наклониться вперед, назад и т. д.).
Родители могут помочь своим детям подготовиться к школе еще до начала занятий. Работа с мелкими предметами, лепка, рисование, раскрашивание, штриховка помогут сделать самое главное – разработать кисти рук для последующего овладения навыком письма. А это – уже работа учителя.
Так нужна ли ребенку подготовка к школе?
Да! Но давайте разбираться какая именно.
Самое главное и важное в подготовке к школе – это психически уравновешенные и здоровые дети, а также их родители
На это должно быть направлено всё внимание и сделан акцент
И наша с вами цель, как родителей, не научить ребёнка читать, писать и складывать цифры до десяти и обратно, а создать ему максимально комфортные условия для укрепления психического и физического здоровья. Впереди у него новый ответственный этап жизни – учеба в школе. Это новые правила, требования и огромная нагрузка на такого еще маленького человечка. Адаптация может длиться не один месяц. И чем лучше мы подготовимся, тем легче и быстрее она пройдет. Поэтому готовимся к школе правильно!
То, что ребёнок к школе может уметь считать, читать и даже писать, совсем не гарантия того, что он будет с легкостью усваивать всю школьную программу. Во-первых, она достаточно сложная по сравнению с обычным счётом до 10 или азбукой, а, во-вторых, ребенок может банально устать от бесконечного обучения и запоминания материала.
Выбирая между однообразными занятиями в центрах подготовке к школе и подготовкой дома, сделайте выбор в пользу второго. Не усердствуйте, всему своё время. Ещё ни один человек не вышел со стен школы, не умея писать или читать.
Вспомните наше детство. Многие приходили в 1 класс, даже не зная алфавита, не говоря уже про цифры, сложение и вычитание. Почему же сейчас такой ажиотаж вокруг развивашек, подготовительных кружков и дошкольной подготовке? С чего вдруг такая паника? Дети стали глупее рождаться? Нет! Наоборот, каждое новое поколение на шаг впереди предыдущего. Программа стала сложнее? Да, но не в 1 классе. В 1 классе всё те же палочки, кружочки, чтение по слогам и складывание 2+2. Так зачем вдруг целый год, вдогонку к тому, что дает детский сад и то, что может дать мама и папа, нам так усердно предлагают дополнительное образование. Возможно, это просто бизнес.
Хотите подарить своему ребёнку 365 дополнительных дней детства, чтобы его подготовка к школе прошла без стресса? Воспользуйтесь моими советами.
Задания по математике
Минимальный набор знаний к первому классу:
- счёт от нуля до десяти в прямом и обратном порядке;
- сложение и вычитание в пределах десяти;
- основные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, ромб;
- копирование образца, например продолжение узора;
- понимание количества: «один — много»;
- базовые пространственные представления: вверх, вниз, вправо, влево, между, за, перед.
Прогуляемся не зря
Что тренирует: знание чисел, форм, цветов, умение считать.
Ребёнок по пути домой или в садик может считать автомобили, дома или предметы какой-то формы, а ещё называть цвета или все предметы одного цвета.
<<Форма демодоступа>>
Раскраски
Что тренируют: знание цветов, умение складывать и вычитать.
Ребёнку нужно складывать или вычитать, то есть решать примеры. Значение соответствует цвету, которым нужно раскрасить часть картинки.
Найди фигуру
Что тренирует: знание фигур.
Ребёнку нужно найти и назвать все геометрические фигуры на картинке, а затем раскрасить их.
Один и много
Что тренирует: понимание, чем различаются понятия «один» и «много».
Ребёнку нужно рисовать или распределять предметы, например яблоки на деревьях. На одном дереве должно быть одно яблоко, на другом — много.
Посчитай
Что тренирует: знания чисел и умение считать.
Ребёнку нужно посчитать, сколько предметов входит в одну категорию, и записать число.
Для тех, кто спешит получить знания, в Домашней школе «Фоксфорда» есть программа ускоренного обучения в начальной школе. За один учебный год ребёнок пройдёт 1 и 2 классы. Подробности о формате можно узнать здесь.
<<Перелинковка2>>
§ Основные требования к зачислению в первый класс
Зачисление первоклассников в начальную школу проводится без конкурса. По достижении 7-ми летнего возраста, при отсутствии нервных расстройств и серьезных заболеваний, мешающих процессу обучения в детском коллективе, ребенок автоматически зачисляется в первый класс ближайшей районной или выбранной по собственному желанию родителей школы.
Тем не менее, родители должны быть готовы к тому, что перед зачислением в начальную школу с ребенком будут общаться педагоги и психологи.
Каждому будущему первокласснику будут предложены посильные тесты, заданы вопросы, по результатам которых можно будет судить, созрел ли малыш для вступления в школьные своды или ему еще стоит побыть в дошкольном учреждении.
Если школьная комиссия предлагает вашему ребенку на год остаться в детском саду, не стоит переживать по этому поводу. Это не означает, что ваш ребенок отстает в развитии от своих сверстников, просто, возможно, он еще морально и психически не готов к новому этапу своей жизни. За год он окрепнет, наберется сил, и учеба будет даваться ему легко, чем если бы он приступил к обучению в школе в текущем году.
Что делают на этих занятиях
На данном этапе у ребенка уже должен быть определенный уровень мышления, памяти, внимания.
Обратите внимание! Кроме того, ему необходимо научиться взаимодействовать с учителем, одноклассниками, быть вежливым, уметь выполнять задания, быть самостоятельным согласно возрасту, учиться организованности. Чтобы этому всему научиться, совсем необязательно покидать дом и посещать школьный центр
Что делают на уроках
Занятия по обучению чтению с будущими первоклассниками
Грамотное чтение позволит решить несколько важнейших задач:
- развить познавательные способности;
- расширить словарный запас;
- развить грамматический строй речи;
- формировать основу письменной речи, запоминать правильное написание слов. То есть ребенок может самостоятельно написать письмо своей бабушке или маме.
Подготовительные занятия для будущих первоклассников по математике
Математик учит:
- считать (прямой и обратный счет, порядковый счет); писать цифры, пропись;
- анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;
- мыслить образно, фантазировать;
- быть внимательными, запоминать информацию;
- различать понятия «один», «много», «мало», «больше», «меньше», «равно»;
- знать и использовать знаки простых математических действий;
- ориентироваться во времени (знать части суток, число и порядок дней в неделе, недель в месяце, месяцев в году, времена года, иметь понятие о часах и минутах);
- делить геометрические фигуры на части, составлять фигуры из частей;
- знать предыдущие и последующие числа (для каждого числа из первого десятка);
- знать простые единицы измерения (килограмм, сантиметр, литр);
- находить сходства и различия предметов или их групп;
- сравнивать числа первого десятка; сравнивать предметы по их размеру, площади, цвету, форме;
- складывать и вычитать.
Упражнения по обучению письму
Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе
Обратите внимание! Когда начнется непосредственное письмо – новая и трудная для ребенка деятельность, делать это гораздо труднее
В рекомендациях представлены:
- упражнения и задания для отработки дифференциации правых и левых частей тела;
- упражнения по развитию ориентации в окружающем пространстве и на плоскости;
- упражнения и карточки-задания по подготовке руки к письму;
- упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.
Что должен уметь ребенок к школе
Непонимание того, какие знания и умения необходимы будущему первокласснику, является одной из главных проблем родителей. Школы не предъявляют список требований к первоклассникам, поэтому родители не всегда понимают, к чему им готовиться. Однако есть очевидные базовые навыки, без которых детям младшего школьного возраста не обойтись.
При посещении детского сада дети старшей группы осваивают дошкольную программу. Ребенку необходимо знать алфавит и цифры до десяти, ориентироваться во времени и в пространстве, обладать навыками письма и связанной речью, у него должно быть развито логическое мышление. Ребенок перед школой должен четко понимать разницу между овощами и фруктами, домашними и дикими животными, птицами и насекомыми, знать последовательность дней недели и времен года, уметь называть цвета и отгадывать загадки.
На собеседовании будущих первоклассников в школе могут спросить об элементарных правилах дорожного движения, о странах, праздниках и известных профессиях, а также проверить его навыки чтения по словам и слогам, знание некоторых геометрических фигур и умение решать простые арифметические задачи. Собеседование помогает понять, насколько физически, эмоционально и интеллектуально ребенок готов к обучению в школе, свободно ли он ведет коммуникацию с людьми, умеет ли выражать свою точку зрения.
Знания и умения для жизни
Ребёнку будет комфортнее в школе, если в дошкольном детстве он освоит многие жизненные компетенции. Конечно, никто не требует прокачки по всем фронтам на наивысший балл. Достаточно среднего уровня.
Знания о семье
Выпускнику детского сада следует легко ориентироваться в информации о близких родственниках и своих данных. Ф. И. О, возраст, дата рождения, кем работают мама и папа, сколько лет братьям и сёстрам. Хорошо, если ребёнок к первому классу наизусть знает телефон кого-то из родителей и домашний адрес.
Знания о правилах безопасности
Предполагается, что малыш знаком с базовыми правилами поведения на улице: в каких местах и на какой цвет светофора переходить дорогу, как поступать, если светофора не видно, можно ли уходить с незнакомым человеком без ведома родителей. Это минимальные знания по безопасности, которые должны быть у ребёнка к первому классу.
Развитие речи
Малышу важно чётко и внятно разговаривать, различать мужской и женский род, определять звук в слове, подбирать простые синонимы, уметь описывать предметы, строить диалог, выбирать лишнее в ряду и обобщать.
Soft skills
Soft skills («гибкие навыки», «мягкие навыки») — это универсальные навыки, которые помогают человеку быть успешным независимо от выбранной профессии или места работы. Можно сказать, что это база определённых умений, на которых основывается успешность и эффективность.
«Мягкие навыки» развиваются в течение всей жизни человека
Важно заложить их основу уже в старшем дошкольном возрасте, чтобы будущему первокласснику было легче адаптироваться в новых условиях жизни
Внимательность и умение концентрироваться
Это основной навык, благодаря которому формируются все остальные. В настоящий момент всех окружает огромный поток информации. Взрослые поглощают её, порой даже не задумываясь. А дети повторяют
Чтобы запоминать новое и уметь эти знания применять в практической жизни, необходимо для начала развить способность концентрироваться и сохранять внимание. Без этого невозможно учиться и достигать успехов
<<Лидген для статьи>>
Критическое мышление
Помогает отстаивать свою точку зрения и не принимать всё на веру
Стоит объяснить ребёнку, как важно проверять информацию, подвергать её сомнению и задавать вопросы
Логическое мышление
Необходимо развивать с самого раннего детства. Логическое мышление способствует умению видеть и выстраивать закономерности, анализировать информацию, делать выводы, рассматривать одну и ту же ситуацию с разных сторон. Человек с развитым логическим мышлением обладает практически неограниченными возможностями и легко адаптируется в различных ситуациях.
Коммуникативные навыки и работа в команде
Вся наша жизнь с самых первых дней связана с общением, без него невозможно существовать, поэтому так важно как можно раньше развивать и совершенствовать у ребёнка навык коммуникации. Умение дружить, сопереживать, договариваться, разрешать конфликты и защищать себя при необходимости
Помимо этого, важно научить ребёнка слышать, ценить и уважать чужую точку зрения, вставать на место другого человека, находить общий язык с разными людьми — всё это про работу в команде, коллективе.
Нестандартное мышление и умение творчески мыслить
Навык позволяет человеку не просто адаптироваться под меняющиеся окружающие условия, но и находить ответы на вопросы любой сложности, генерировать новые идеи, видеть и находить положительное даже, казалось бы, в безвыходных ситуациях.
Эмоциональный интеллект
Важно научить будущего первоклассника понимать свои эмоции, уметь с ними справляться, говорить о своих чувствах, испытывать эмпатию. Без этих базовых навыков невозможна будущая счастливая жизнь без депрессий, апатий и неврозов
Особенно остро и актуально такие вопросы поднимаются в начале школьного обучения, в период адаптации, когда психологическая нагрузка на ребёнка увеличивается.
Межкультурная открытость
В современном мире при открывающихся возможностях путешествий и онлайн-обучения важно и нужно не только знать иностранный язык, но и уметь разбираться в культурах других народов. Знать особенности и уважать религию других наций, быть знакомым с традициями и чтить их
Это помогает находить общий язык с представителями других стран.
Самоорганизация и умение управлять временем
Навык может пригодиться в любой области: приводить дела в порядок, управлять своей жизнью, распределять дела по приоритетности. Это избавит ребёнка от усталости, стресса, повысит уверенность в себе и научит получать удовольствие от жизни.
<<Блок перелинковки>>
Что должен знать и уметь будущий первоклассник
Итак, какими общими знаниями должен обладать малыш, если он собрался учиться в школе? Вот основные пункты, которые ребенок должен знать обязательно:
- свои данные;
- данные родителей, включая телефоны и места работы;
- адрес и чей-то телефон, кроме родителей;
- времена года, названия месяцев, дней недели;
- название своей страны и города;
- понимать по часам;
- разбираться с понятиями «право-лево», «вперед-назад», «вверх-вниз»;
- уметь переходить дорогу, знать, что такое светофор и что он показывает;
- различать фрукты, овощи;
- знать хотя бы несколько цветков и растений, диких животных и домашних, птиц;
- виды транспорта;
- ориентироваться в пространстве;
- дорогу домой из школы;
- экстренные номера телефонов.
Кроме общего развития, стоит уделить внимание и тем навыкам, которые пригодятся с первого дня в школе. Это:
- уметь правильно держать ручку;
- писать буквы;
- знать звуки и буквы;
- уметь читать по слогам;
- считать от 1 до 10;
- уметь писать цифры;
- знать геометрические фигуры и их названия;
- отличать основные знаки препинания;
- знать известных писателей и поэтов;
- уметь пересказать небольшой текст или рассказ;
- рассказывать стихи наизусть;
- описывать то, что видит;
- иметь богатый словарный запас по возрасту;
- писать в клеточках;
- понимать, что значит «больше-меньше»;
- обводить картинку по контуру;
- находить лишний предмет.
Будет полезно, если родители беседуют с ребенком о профессиях. Например, кем работает папа, что он делает на работе. Кем хочет стать сам ребенок, какую деятельность предполагает эта профессия по его мнению. Не лишним будет и разгадывать кроссворды, отгадывать загадки, проводить эксперименты, чтобы расширить кругозор малыша.
Как оценивают готовность к школе?
С одной стороны, официальных требований и перечня вопросов для поступления в школу нет. Согласно закону, государственным учебным заведениям запрещено принимать ребят на конкурсной основе. Зачислить должны всех подавших документы.
Но с другой — готовность детей всё-таки проверяют на собеседовании в выпускной группе детского сада или непосредственно при поступлении в школу. Результаты такого негласного тестирования важны, если вы собираетесь отдать ребёнка в гимназию/лицей или в любое учебное заведение не по месту жительства, особенно если места в нём ограниченны.
Собеседование влияет и на то, в какой класс ребёнок попадёт. Обычно их разделяют в соответствии с уровнем развития детей на сильные и слабые. В первых выше требования, но и дети более мотивированные
От этого зависят успехи в учёбе, да и многим родителям важно, чтобы ребёнок попал в сильную среду. Частным школам и вовсе закон не писан: у них могут быть свои, довольно высокие требования к навыкам поступающих детей
Если хотите отдавать ребёнка в «продвинутое» учебное заведение, тем более готовиться надо очень серьёзно.
Анна Давидович
Специалист в области детской нейропсихологии и эксперт развивающей платформы LoенgicLike
Начните с того, что снизьте ценность всех вступительных мероприятий для себя, взрослого. Ребёнок «считывает» все наши сигналы, в том числе, и язык нашего тела, он чувствует наше напряжение и тревогу. Если вы упрощаете ценность происходящего для себя, то и для ребёнка это будет не так тревожно
Ни в коем случае не стоит говорить: «Это очень важно, чтобы ты хорошо отвечал», «Если не ответишь, тебя не возьмут в школу», «Всё теперь зависит от тебя» и т.д. Такого рода формулировки могут вызвать сильную тревогу, вплоть до паники, когда ребёнок вообще ничего из себя не сможет «выдавить»
Вот ещё несколько рекомендаций:
- Обязательно «проиграйте» с ребёнком ситуацию собеседования, в легкой, расслабленной, шуточной форме.
- Пусть и ребёнок обязательно побудет тем, кто собеседует. Дайте понять, что ошибиться не страшно.
- Также сами ошибайтесь во время разыгрывания сценок, демонстрируйте позитивную стратегию поведения, когда ребёнок укажет вам на ошибку: «Спасибо, теперь я точно это запомню».
- Пробегитесь с ребёнком по предполагаемым вопросам во время прогулки или совместной игры, между делом.
- Не заучивайте ответы, просто периодически возвращайтесь к тем вопросам, которые вызывают трудности.
- Эти простые советы помогут ребёнку лучше запомнить информацию и воспроизвести ее, когда будет необходимо.
Вне зависимости от результата собеседования похвалите ребенка, поощрите его игрой, походом в парк, совместной прогулкой. Посыл такой: «Ты такой молодец, что сходил туда! Супер! Давай теперь повеселимся вместе как следует».
Сколько стоит подготовка ребенка к школе
Подготовительные курсы повысят готовность ребенка к поступлению, особенно, если вы планируете отдать его в гимназию. Готовиться так рекомендуется тем детям, которые не посещают детский сад. Занятия в специализированных учреждениях направлены на освоение основ письма и грамоты, обучение чтению, развитие речи и музыкальных навыков и т.д. Некоторые центры обучают шахматам, иностранным языкам и др. Стоимость подготовки в Москве:
Название центра | Стоимость рублях |
«МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ» | 600 за 1 занятие |
«ЛУЧИК» | от 7600/месяц 2 раза/неделю |
«СОЗВЕЗДИЕ» | От 28000/месяц для детей 4-6 лет, 5 раз/неделю |
«ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ШКОЛА» | Комплексная подготовка 11000 за 4 занятия по 90 минут |
Лучший возраст для начала подготовительных занятий
Многие родители задаются вопросом, когда же лучше начать подготовку ребенка к школе. Кто-то начинает заниматься с ребенком с двух-трех лет, а кто-то вовсе не видит необходимости в дошкольных занятиях. Сегодня есть масса упражнений и практических рекомендаций по обучению детей дошкольного возраста в домашних условиях.
Дети в этот период любознательны и легко воспринимают информацию в игровой форме. Если ребенок начинает активно проявлять интерес к обучению, задает вопросы об окружающих его предметах и явлениях, пытается читать буквы и учить цифры, выстраивает первые причинно-следственные связи, то он готов к занятиям.
Главная задача взрослых – поддержать интерес ребенка, помогать ему искать ответы на важные вопросы и не отказывать в помощи. Возраст 5-6 лет является оптимальным для начала подготовки ребенка к школе. Занятия должны помочь малышу психологически и интеллектуально подготовиться к новому жизненному этапу. Без них ему будет очень сложно адаптироваться к высоким учебным нагрузкам.
Что делают на этих занятиях?
Занятия для будущих первоклассников начинаются, само собой, с того, что педагог представляется детям, старается познакомить их между собой, знакомится со своими подопечными сам. Далее в игровой форме учитель выясняет уровень развития каждого ребенка. Смотрит (а затем корректирует) на степень развития общего кругозора и речи, знания букв, цифр, навыки чтения, счета, умение запоминать стихи, вести диалог и строить ответ, работать в прописях, держать ручку правильно, сидеть за партой ровно.
Основные дисциплины, которые составляют программу подготовки детей к первому классу, это основы грамоты, развитие речи и математика. Занятия проходят преимущественно в игровой форме, чередуясь с веселыми физкультминутками.
На уроках математики детей учат:
- считать (прямой и обратный счет, порядковый счет);
- писать цифры;
- анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;
- мыслить образно, фантазировать;
- быть внимательными, запоминать информацию;
- работать с геометрическими фигурами, их размерами, цветами;
- различать понятия «один», «много», «мало», «больше», «меньше», «равно»;
- знать и использовать знаки простых математических действий;
- строить последовательность чисел (на увеличение и уменьшение) или предметов;
- ориентироваться в пространстве, в том числе на тетрадном листе;
- ориентироваться во времени (знать части суток, число и порядок дней в неделе, недель в месяце, месяцев в году, времена года, иметь понятие о часах и минутах);
- делить геометрические фигуры на части, составлять фигуры из частей;
- знать предыдущие и последующие числа (для каждого числа из первого десятка);
- понимать состав каждого числа до 10;
- соотносить цифру с количеством обозначаемых ею предметов;
- знать простые единицы измерения (килограмм, сантиметр, литр);
- находить сходства и различия предметов или их групп;
- сравнивать числа первого десятка;
- сравнивать предметы по их размеру, площади, цвету, форме;
- видеть закономерности или их нарушения;
- складывать и вычитать.
На занятиях по основам грамоты и развитию речи дети учатся говорить, слушать, воспринимать информацию зрительно и на слух, расширяют словарный запас, а также получают следующие знания и умения: