Триггеры рефлекса Моро
Моро-рефлекс запускается при любых внезапных изменениях чувственной стимуляции. Есть много таких триггеров, но наиболее распространенными являются:
- Громкий шум.
- Внезапное прикосновение.
- Резкое изменение интенсивности света.
- Любое событие, которое выводит ребенка из равновесия, например, изменение высоты (при помещении в кроватку, например, из ванны).
- Изменение направления движения тела ребенка.
Некоторые из этих триггеров могут быть настолько незначительными, что родители их не заметят. Тем не менее, для ребенка, который до сих пор привык жить в утробе матери, даже самые незначительные изменения могут вызвать этот врожденный рефлекс.
Органические поражения головного мозга
Ребенок 6 лет боится громких звуков? Это может быть из-за пережитого негативного опыта или проблем со здоровьем: осложнений, заболеваний или травм лор-органов, органического поражения головного мозга. Неврологи утверждают, что последний диагноз можно поставить практически 90 % пациентов разного возраста. Но если изменения затрагивают более 20-25 % мозга, то проявляются признаки болезни.
У детей поражение мозга обычно связано с перинатальными причинами: это заболевания матери во время беременности, инфекции, генетическая предрасположенность, ишемия или гипоксия при родах, действие радиации или других вредных веществ (табака, химикатов, алкоголя, наркотиков). При осложнениях такие нарушения могут перерасти в эпилепсию, ДЦП, олигофрению, гидроцефалию. Характерным признаком этих болезней у детей является боязнь громких звуков.
Среди симптомов органического поражения мозга можно назвать снижение интеллекта, низкий иммунитет, проблемы с памятью, задержку интеллектуального развития и речи, постоянную слабость, головокружение, головные боли, повышенную раздражительность. Могут быть трудности с выполнением централизованных движений глазными мышцами, припадки с судорогами, нарушения слуха, зрения и обоняния, частичное или полное непонимание речи. К счастью, большинство нарушений, обнаруженных в раннем возрасте, можно откорректировать.
Если ребенок боится громких звуков, коррекционная программа должна подбираться исключительно специалистом. Эффективнее всего лечатся нарушения, выявленные до поступления ребенком в первый класс. Терапия в этом случае должна быть комплексной. Ребенку рекомендуется посещать логопеда и дефектолога, заниматься по нейроакустическим программам, в среде Монтессори. Полезны ритмотерапия, цветотерапия, арт-терапия, сенсорная интеграция.
Контакты со специалистами
Эффективным методом диагностики состояния слуха у детей раннего возраста (с момента рождения) является объективная компьютерная аудиометрия (КСВП). Результаты этого исследования позволяют сурдологу судить не только о наличии или отсутствии слуха у ребенка, но и определить степень тугоухости.
Это исследование обычно проводят в детских отделениях научно-исследовательских институтов уха, горла и носа и в детских сурдологических центрах. На такое исследование направляют, если у новорожденного обнаружен один из перечисленных факторов риска или если на первом осмотре оториноларинголог (лор-врач), педиатр или неонатолог (врач, наблюдающий новорожденных) заподозрил нарушение слуха. В последнее время первичное исследование проводят с помощью звукореактотеста — специального прибора, предназначенного для раннего выявления нарушения слуха у детей. В настоящее время этот аппарат есть почти во всех детских поликлиниках.
Если у ребенка будет обнаружено снижение слуха, то сурдолог расскажет вам о том, нужно ли использовать слуховой аппарат или о других методах лечения. Кроме того, вашему ребенку потребуются специальные занятия с сурдопедагогом, без которых он не научится воспринимать звуки и говорить. Чем раньше начнется обучение малыша, тем выше вероятность того, что ребенок сможет освоить разговорную речь, будет обучаться в массовой школе и получит профессиональное обучение.
Когда ландшафт давит на ухо
Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет подобное поведение ребенка отсутствием навыка адаптировать звуковой стресс. Однако, этот навык можно и нужно развивать. Главное в этом вопросе – подойти к делу системно и найти точный баланс между «развить» и «навредить».
Слуховой сенсор ребенка со звуковым вектором является сверхчувствительным инструментом, для которого громкий шум или крики могут являться слишком сильным раздражителем, вызывающим стрессовую реакцию.
Почему этого не происходит у взрослых?
Потому что взрослый звуковик уже научился адаптироваться к шуму, хотя пребывание в сверхшумной среде для звуковика в сбалансированных состояниях никогда не станет приятным.
Ребенок же только начинает свой путь развития звукового вектора, и, конечно же, проявляет себя напрямую – в случае большой звуковой нагрузки он «уходит» из болезненной среды погружением в себя.
Конечно, в стрессовой ситуации маленький звуковичок не способен активно идти на контакт, завязывать дружбу или выполнять какие-либо задания. К тому же такой ребенок в силу своих психологических особенностей не сразу реагирует на обращенную к нему речь, а при шумовой нагрузке построить коммуникативный мостик получится с еще большим трудом.
Свойства звукового вектора проявляются интровертированным поведением ребенка, он постоянно находится в своем мире, продолжая внутренний диалог, перебирая цепочку своих мыслей. По этой причине нередко создается ошибочное впечатление некой заторможенности, отставания от остальных, более активных и шустрых детей.
Для того чтобы отреагировать на обращенную к ребенку речь, ответить на вопрос, звуковику необходимо выйти из собственных мыслей и создать коммуникативную связь, перенести фокус внимания изнутри вовне, на что может уйти несколько секунд. С этим же связана привычка маленького звуковика постоянно переспрашивать: «А?», «Что?», несмотря на то, что слышит он лучше всех.
Кроме того, именно звуковому ребенку совсем необязательно смотреть в глаза или вообще в сторону говорящего с ним человека, чтобы слышать и понимать его. Такое правило поведения прививается ему со временем в процессе культурного воспитания.
Тихий, безэмоциональный звуковик на фоне активных разговорчивых зрительных деток кажется странным, даже отрешенным. А все попытки развеселить его, расшевелить или заинтересовать игрой приводят к еще большему отчуждению.
Бывают случаи, когда именно звуковым деткам ошибочно навешиваются ярлыки вроде «отставание в развитии» или «аутичное поведение», вплоть до постановки диагноза аутизм и его интенсивного лечения. О подобных инцидентах говорят многие слушатели тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана в своих отзывах.
Основные причины возникновения страха
Если ребенок в 8 месяцев боится громких звуков, скорее всего, это связано с еще не окрепшей нервной системой. Со временем это проходит, а пока нужно обеспечить комфортные условия и доброжелательную атмосферу в семье. Если ребенок 5 лет боится громких звуков, это может быть из-за чувствительности, гиперактивности и легкой возбудимости нервной системы. Такие дети вздрагивают от любого воздействия извне. Причиной могут быть заболевания, связанные с ушами. В любом случае желательно посетить лора, чтобы проверить, нет ли воспаления. Это особенно актуально, если ребенок в 3 года боится громких звуков после перенесенной ранее болезни, например, бронхита, отита или ларингита. Осложнения на слух может дать грипп, менингит и другие болезни в любом возрасте, синдром повышенной усталости, травмы.
Когда жалость – не любовь
Несколько дней, проведенных в домашних условиях, снимают с ребенка стрессовую нагрузку, он получает возможность побыть в тишине, уединиться, нет потребности выходить из своей ракушки, он снова попадает в зону комфорта. Таким образом, малыш утверждается в мысли, что коллектив – это источник болезненных ощущений, в сравнении с домашними условиями.
Принимая решение перевести ребенка на домашнее воспитание, а впоследствии и обучение, родители лишают его важнейшего процесса – первичной социализации. В детских коллективах, наряду с воспитанием и обучением, происходит первое ранжирование, формируется ранняя социальная структура, где каждый занимает свое место соответственно видовой роли. Способность существовать в коллективе, жить среди своих ровесников формируется начиная с трех лет, и чем раньше это произойдет, тем легче ребенку впоследствии.
В процессе воспитания звуковика сложно переоценить саму способность выходить наружу, проявлять себя вовне, контактировать с другими детьми. Ведь это становится основой, базовым механизмом для последующей реализации себя в обществе в течение всей жизни.
Напротив, домашнее воспитание и обучение убеждают маленького звуковика в мнимой исключительности, гениальности, еще больше возвышают его над другими, смещая фокус проявления психологических свойств с отдачи на потребление. Такой подход вызывает большие трудности в дальнейшей, уже взрослой, реализации звуковых свойств в социуме, а значит, лишает возможности получить наслаждение от жизни и своей деятельности.
Жизненный опыт как причина страха
Со временем страх шума, заложенный природой, может усугубиться другими причинами, такими как:
- Слишком эмоциональная реакция родственников на поступки ребенка. Громкие окрики и испуганные вскрики мамы или бабушки могут спровоцировать стресс, к которому психика малыша не готова.
- Неожиданный хлопок или взрыв, петарды, салюты. Одни дети благополучно забывают о пережитом, а у других развивается устойчивый страх.
- Увиденный эпизод из «ужастика». Подобные фильмы могут пощекотать нервы даже взрослым, что уж и говорить о детях. У малыша ухудшается сон и может возникнуть устойчивый страх.
- Неудачный опыт надувания или игры с воздушным шаром. Если шар лопается с оглушительным звуком, ребенок может начать бояться и других громких хлопков.
- Шум работающего перфоратора, дрели или других строительных инструментов. Однако дети, которые постоянно слышат такие звуки, обычно привыкают к ним.
- Отдельные бытовые приборы издают довольно неприятные звуки. Пылесос, электрическая мясорубка или будильник могут вызывать неблагоприятную реакцию у малыша.
- Музыкальные игрушки с громкими или агрессивными мелодиями. Развивающие игрушки должны быть только со спокойной музыкой, так что нужно внимательнее выбирать такие товары.
Практически все дети не любят тревожные звуки: громкие голоса, крики, резкие сигналы автомобиля, звуки заводящегося мотора или мотоцикла, салюты и петарды, шум миксера или пылесоса, резкие звуки от падающих предметов, гром, собачий лай и голоса других животных, жужжание насекомых, некоторые музыкальные игрушки.
Как жить в шумном мире с камертоном в ухе
Малыш, идущий в детский сад, находится в самом начале своего пути развития, его потенциал практически безграничен, а учится он быстро и много.
Системное мышление, которое формируется в процессе прохождения тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, позволяет взглянуть на воспитание ребенка с учетом его уникальных психологических свойств и создать оптимальные для конкретного малыша условия развития звукового вектора.
Главным условием для развития любого ребенка является стойкое чувство защищенности и безопасности, которое дает мать.
Задача родителей – системно развивать звуковой вектор, социализировать ребенка в среде сверстников, только тогда он сможет влиться в общество и реализовать себя. Системное мышление родителей уже само по себе дает повышение уровня доверия звуковичка, ощущение, что его понимают, стимулирует его выход наружу из ракушки. Поддержать его увлечения, сформировать соответствующую библиотеку, атмосферу тишины, возможность уединения, звуковые кружки (плавание, музыка, астрономия), друзья-звуковики, поддерживать любые попытки реализации вовне – все это способствует гармоничному развитию звуковых свойств и значительно облегчает ребенку адаптацию в детском коллективе.
Чем большее наполнение звукового вектора ребенок получает дома, тем быстрее и легче формируется навык адаптации к шумным условиям детского сада. Воспитание здоровых звуковиков формирует здоровое общество, жалость не всегда идет на пользу ребенку, изоляция не идет на пользу никогда.
Безусловно, стоит реально оценить условия в саду или школе, поговорить с учителями/воспитателями, объяснить важность звуковой нагрузки на ребенка и чувствительность его слуха. К примеру, есть школы, в которых на перемене гремит музыка, чтобы дети, по их мнению, расслаблялись и делали зарядку
Такой вариант неприемлем для звуковых детей.
Каждый ребенок уникален, каждый маленький человек – это уже личность, ведь все психологические качества являются врожденными, и развить их можно только лишь до окончания пубертата.
Понимание необходимо любому ребенку, а звуковикам оно необходимо особенно. Да, им больно в шумном саду среди орущих детей. НО! При системном воспитании они способны научиться адаптироваться и нормально переносить шум. Им жить в шумном мире, и этот навык можно и нужно развить. Развивая звук, ребенку будет легче и легче, даже сам будет не прочь поорать за компанию.
Приходите на ближайшие бесплатные онлайн-лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана и начните свои системные открытия детской души.
Чувствительная нервная система у ребенка
С ранних лет дети со слабой нервной системой чрезмерно чувствительны. Они легко замечают изменения в настроении окружающих и активно на них реагируют, не могут спать в полной темноте или при наличии малейшего источника света, сильно переживают, когда смотрят мультфильмы или читают книги. Если ребенок 5 лет боится громких звуков, быстро устает, слишком эмоционален, то это может быть связано с гиперактивностью и легкой возбудимостью.
Таким малышам нужны продуманный режим дня, посильные трудности, которые не приведут к переутомлению, и умеренные новые эмоции. Впечатлительных детей обычно приходится учить преодолевать страх, оберегать их от внушений негативного характера и отрицательного самовнушения. Если ребенок в 9 месяцев боится громких звуков и часто плачет, нужно выработать ритуалы отхода ко сну днем и вечером. Полезны ванночки с успокаивающими сборами. В некоторых случаях применяются специальные препараты.
Как справиться со страхом громкого шума
Как научить ребенка не бояться громких звуков? Родителям нужно проявлять повышенное внимание и чуткость. Обязательно следует помнить, что до года такая чувствительность не является поводом для беспокойства
Чтобы успокоить кроху, можно разговаривать с ним спокойным голосом. Очень полезно слышать голос папы, чтобы привыкнуть к необычному тембру (по сравнению с мамой).
При резком звуке нужно вести себя спокойно, не вздрагивать и не пугаться, потому что в противном случае ребенок почувствует опасность. Можно включить успокаивающую музыку (максимум на 30 минут, потому что даже спокойные звуки утомляют), тихо спеть колыбельную, спокойно поговорить с крохой. Если его пугает что-то конкретное, то можно познакомить ребенка с источником шума. Обычно после этого малыши перестают опасаться телефона или пылесоса.
Если ребенок боится громких звуков в 6 месяцев, не нужно создавать в доме идеальную тишину. Малыш должен привыкнуть спать при незначительном фоновом шуме. Речь, конечно, не идет о громкой уборке. Но от тихого разговора или приглушенного звука телевизора ребенок не должен просыпаться. В этом возрасте полезно знакомить малыша с разными звуками: стуком каблуков, игрой гитары, звоном ключей. Это влияет только положительно. Учеными доказано, что дети, которые растут в богатой звуковой среде, успешнее начинают говорить и быстрее развиваются.
Физиологические рефлексы малыша
Когда врач ежемесячно осматривает ребенка, он, среди прочего, проверяет нормальные детские рефлексы, в том числе наличие рефлекса Моро. Это важный признак нормальной и развивающейся нервной системы у новорожденного. Обычно родители не обращают внимания на рефлекс Моро, пока он не разбудит ребенка в середине сна и не начнутся проблемы с укладыванием и пробуждениями.
Важно
Все новорожденные рождаются с рядом нормальных детских рефлексов. Рефлекс Моро, также известный как рефлекс испуга, является одним из них. Возможно, родители замечали, что ребенок внезапно «вздрогнул» во время сна. Это срабатывание именно этого рефлекса.
Определение рефлекса: рефлекторная реакция младенцев на испуг (например, громкий шум или яркий свет), которая характеризуется вздрагиванием, вытягиванием рук и ног от тела и в сторону, а затем путем их сближения, как бы обхватыванием своего тела. Когда вызывается рефлекс Моро, у ребенка возникает двухфазная реакция:
- Фаза 1 — Ребенок будет испытывать то, что лучше всего описать как ощущение свободного падения, когда ребенок вздрагивает, поднимая и вытягивая руки. Он может даже издать резкий вздох.
- Фаза 2 — Ребенок будет скручивать руки и ноги ближе к телу в положение плода.
Невозможно предотвратить возникновение Моро-рефлекса, более того, он обязательно должен вызываться, так как это показывает, что его нервная система правильно развивается. Тем не менее, это может быть особенно хлопотно во время сна, так как вздрагивание может разбудить ребенка от крепкого сна.
Виноваты родители?
Часто сами родители — авторы страхов у своих детей. Например, когда мама долго не подходит к кричащему младенцу, пытаясь приучить его к режиму. Или когда, вроде заботясь о безопасности, мы говорим ребёнку: «Не делай так, я боюсь, ты упадёшь, порежешься, обожжёшься…»
Предупреждаем: «Этот мальчик хулиган». Понаблюдайте за собой: часто ли вы грозите малышу, что за непослушание его заберёт Баба-яга, чужой дядя. Если да, то потом не стоит удивляться, что ребёнок просыпается и кричит по ночам или не может оставаться один. Не проявляйте при детях неуверенности в своих силах, старайтесь как можно реже говорить: «Я боюсь…».
Многие детские страхи сами проходят со временем. Но есть дети, которые в силу характера не делятся страхами с родителями, загоняют их внутрь. Страхи накапливаются, растёт тревога, и это создаёт почву для формирования будущего невроза.
Инфографика Яны Лайковой / АиФ
Как проверить, слышит ли малыш?
Звуки, которые окружают нас в повседневной жизни, в том числе и звуки речи, имеют разную громкость и разную частоту звучания. Громкость звуков в акустике измеряется в Децибелах, а частота звучания — в Герцах.
В зависимости от их физической характеристики звуки бывают:
- низкочастотными — звук проезжающего грузовика, звучание отбойного молотка, а в речи — звук , .
- среднечастотными — звучание рояля, плач младенца, а в речи — звуки , .
- высокочастотными — шелест листвы, пение птиц; речевые звуки — , , .
При нарушении слуха у человека снижается способность воспринимать звуки определенных частот, в первую очередь — высокочастотные звуки.
Для проведения обследования необходимо приготовить:
1) Три одинаковые баночки из-под фотопленки, или капсулы из-под киндер-сюрприза. В банку № 1 на одну треть засыпьте манку, в баночку № 2 — гречку, в баночку № 3 — горох.
2) Вам потребуется игрушка-пищалка, которая наверняка есть у вашего малыша. В исследовании, которое вы будете проводить, пищащая игрушка является звуковым стимулом с высокочастотным звучанием, а коробочки с крупами передают звуки разной громкости звучания:
- манка — приблизительно 30 — 40 Дб;
- гречка — приблизительно 50 — 60 Дб;
- горох — приблизительно 70 — 80 Дб.
Признаки возможного нарушения слуха
Конец 1-го месяца
В ответ на неожиданный и громкий звук: нет реакции торможения общих двигательных или сосательных движений, не вздрагивает, не моргает.
Конец 2-го месяца
Не прислушивается к звону колокольчика (на расстоянии полутора метров).
Конец 3-го месяца
Не ищет глазами объект, который издает звуки, не поворачивает голову вправо, влево и к источнику звучания.
Не реагирует на музыкальные игрушки.
Конец 5-го месяца
Не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери.
Конец 6-го месяца
Не реагирует на шуршание бумаги, которая находится вне поля его зрения.
Конец 7-го месяца
Не поворачивается в сторону источника звука или говорящего человека.
Не улыбается, когда вы разговариваете с ним.
Конец 8-го месяца
Не прислушивается к разговору взрослых.
Не замирает, услышав новый звук.
Не проявляет интереса к музыке.
Не лепечет.
Конец 9-го месяца
Не реагирует на собственное имя.
Не понимает слово «нет», запрета.
Не играет с вами в «разговор».
Конец 10-го месяца и 11-й месяц
Лепет либо отсутствует, либо «монотонно» окрашен.
Не пользуется голосом, чтобы привлечь к себе внимание.
Конец 12-го месяца и старше
По просьбе взрослого не показывает на людей или знакомые предметы.
Не имитирует простые звуки и односложные слова.
Не реагирует на тихие звуки, издаваемые вне поля его зрения.
Не поворачивает голову к источнику звука (как тихого, так и громкого).
Не понимает простые обращения.
Не проявляет интереса к бытовым звукам, музыке.
Не пытается говорить.
Обязательно нужно обратиться к сурдологу, если:
- У вашего малыша вы замечаете признаки нарушения слуха, описанные выше;
- Из уха ребенка выделяется беловатая или желтоватая жидкость. В таких случаях малыш не всегда проявляет беспокойство или жалуется на неприятные или болезненные ощущения. Однако такие выделения могут указывать на воспаление среднего уха;
- Ребенок хватается за уши, бьет по ним, трет их и плачет. Причиной такого состояния может быть инфекционное заболевание, которое требует незамедлительного лечения. Иначе это может привести к необратимым нарушениям в органе слуха;
- Малыш затыкает уши и плачет, услышав чересчур громкий звук.
Мнение доктора Комаровского: как помочь?
По мнению доктора Комаровского, ребенок боится громких звуков из-за отсутствия чувства защищенности. Например, малыш слышит храп за стеной и воображает страшного дядю, который может его забрать от родителей. Ситуация усугубляется, если родители раньше пугали малыша чем-то подобным при плохом поведении. Правильное действие мамы и папы — объяснить ребенку, откуда берется шум
Важно, чтобы кроха понял: его не дадут в обиду. Если ребенок боится громких звуков, Комаровский советует научить его «руководить» звуком
В этом отлично помогает игра «громче — тише». Малышу, который уже умеет говорить, можно предложить произносить одно и то же слово по очереди сначала очень тихо, потом громче и громче.
Как младенцы реагируют на звуки
Новорожденные достаточно чувствительны к тому, что происходит во внешней среде. Громкие и резкие шумы, неожиданные звуки вполне могут вызвать судорожную готовность, которая не говорит о наличии какого-либо заболевания или других проблем со здоровьем. Наоборот, такая ситуация свидетельствует о своевременной и соответствующей норме развития слуха. Но некоторые спокойные дети вполне могут совершенно не реагировать даже на резкие звуки. Возможен вариант вплоть до того, что родители начинают подозревать глухоту, но на самом деле это просто особенности функционирования нервной системы определенного ребенка.
Со временем новорожденный привыкает к окружающей среде и перестает остро реагировать на определенные шумы. Обычно это происходит к одному-двум месяцам. К этому времени ребенок будет демонстрировать четкую реакцию на темп речи, прислушиваться к спокойному разговору, время от времени пытаться найти глазами источник звука. Для развития слухового аппарата ребенка желательно читать ему стихотворения и детские сказки, включать ритмичные песни, больше разговаривать с ним, делиться впечатлениями об окружающем мире и рассказывать о прошедшем дне.
Почему малыш боится громких резких звуков
Здоровые нормально развивающиеся новорождённые дети спокойно переносят любые шумы, не нервничают и даже не просыпаются, если окружающие, не ограничивая себя, шумят. Но с 2–4 месяцев у малышей может появиться боязнь резких звуков, таких как:
- телефонные звонки;
- громкий смех или кашель, храп отца;
- жужжание кофемолки, дрели;
- пение заводной игрушки;
- лай собаки;
- игра на гитаре;
- звук работающего пылесоса, фена и пр.
Эти проявления не должны вызывать беспокойства у родителей: до 1–2 лет почти все страхи заложены у детей природой для правильного развития нервной системы крохи. Такая реакция проверяется рефлексом Моро — его ещё называют рефлексом испуга. В ответ на внешний раздражитель малыш вскидывает ручки и словно пытается за что-то ухватиться. Рефлекс Моро проявляется сразу после рождения и является важным показателем развития нервной системы ребёнка, угасает к 4–5 месяцу жизни.
Новорождённый отводит руки в стороны и открывает кулачки — I фаза рефлекса Моро
Если же к 3 годам страх громких и внезапных звуков не прошёл, то это может говорить о том, что нервная система вашего ребёнка слишком чувствительная. И в этом случае нужно проконсультироваться с педиатром, невропатологом. Или же страх стал приобретённым из-за того, что родители не помогают исправить ситуацию, а, наоборот, только усугубляют её порицаниями, насмешками, криком и излишней эмоциональностью. Да, крик «Не ходи туда — упадёшь!» будет в эту секунду действенным, но не факт, что ребёнок снова туда не полезет — это раз, а второе — такая реакция близкого человека точно вызовет стресс, тормозящий всякую борьбу со страхами. Нередко описываемый страх развивается на почве негативных воспоминаний: малыш слышал разговор родителей на повышенных тонах, и теперь любое изменение голоса в сторону крика воспринимает как угрозу спокойствию и безопасности.
Иногда даже разговор на повышенных тонах может заставить страх прогрессировать
Ребенок болезненно переносит шум
Первый день в садике…
– Мама, они все время кричат! Я туда больше не пойду. У меня уши болят.– Зайчик, ну, так и ты с ними покричи, это же весело.
Взгляд, полный изумления и где-то даже недоверия.
– Нет, мне это не весело.
С каждым днем, проведенным в садике, ребенок все больше замыкается в себе. Вместо того чтобы заводить новых друзей, он сидит в уголке один. Не идет на контакт, отказывается от коллективных игр и занятий. Он с удовольствием готов остаться один дома, только бы не идти в сад. Причем после нескольких дней, проведенных дома, наблюдается заметное улучшение. Малыш лучше себя чувствует, с удовольствием идет на прогулку, играет, контактирует с детьми.
Что происходит с ребенком? С чем связана такая реакция на шум? Как помочь ребенку в стрессовой ситуации? Возможно, он еще маленький для сада и ему лучше оставаться дома?
А если это своего рода манипуляция родительской любовью? Если он хочет просто, чтоб его баловали, жалели и шли у него на поводу? Может, не все так плохо в коллективе, как кажется?
Или вдруг у ребенка проблема с коммуникацией? Возможно, это первые ласточки, и стоит вовремя обратиться к специалистам, чтобы подкорректировать поведение?
Ответы на эти вопросы кроются в особенностях детской психики, а именно – свойствах звукового вектора.