Содержание понятия «планирование в детском саду»
Педагог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) в соответствии со своими должностными инструкциями ведёт два вида документации:
- обязательную (планирование работы учебно-воспитательного характера, график посещаемости малышей);
- рекомендуемую (нормативную документацию — должностные предписания, нормативные акты и т. д., общие сведения о коллективе малышей — поимённый список, распорядок работы группы и пр., а также методическое обеспечение работы — перечень направлений взаимодействия с детьми, диагностические карты, дидактические материалы и т. п.).
Планирование в ДОУ — это алгоритм выстраивания последовательности психолого-педагогического сотрудничества с воспитанниками детского сада.
Планирование составляется для всех видов деятельности в детском саду
Виды планов
В ДОУ практикуется несколько видов планов, систематизирующих работу в том или ином аспекте реализации миссии процесса образования:
- годовое, являющееся самым важным методическим документом ДОУ, соответствующее Федеральному закону об образовании, отражающее принципы организации процесса учебно-воспитательного сотрудничества в детском саду по ФГОС, федерального и муниципального законодательства, а также базирующиеся на инновационных технологиях в психологии, педагогике и управлении педагогическим процессом;
- планирование по темам — перечисление тем, планируемых для изучения в период с августа/сентября по май в той или иной возрастной группе (составляется педагогом под руководством методиста);
- комплексно-тематическое (или комплексное) планирование — это перечень видов активности в рамках рассмотрения каждой из тем учебной программы, призванный помочь увидеть целостность процесса обучения и воспитания в конкретной группе (разрабатывается методистом ДОУ);
- перспективный план — схема последовательности реализации процесса обучения, развития и воспитания на текущий учебный год с помесячным перечнем целей и задач (разрабатывается педагогом группы);
- календарно-тематическое — план последовательной разработки тем учебной программы на год с указанием знаний, умений, навыков, предназначенными для усвоения подопечными детского сада в процессе выполнения разных заданий по каждой из тем, а также с перечнем дидактических материалов, используемых на уроках (разрабатывается педагогом с опорой на годовой и перспективный планы);
- недельное — перечень видов активности (например, игры, выполнение распорядка дня и пр.) по всем образовательным направлениям («Познание», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие») в рамках изучения темы в определённую неделю с перечислением приёмов работы (разрабатывается педагогом);
- план на каждый день, основывающийся на недельном, но конкретизирующий виды работы и приёмы, используемые ежедневно;
- поурочное — то же, что и ежедневное, но для каждого занятия по каждому образовательному направлению отдельно (разрабатывается педагогом).
Планирование позволяет увидеть динамику развития малышей в той или иной образовательной деятельности
Формы составления планов
Иными словами, способы записи планирования. Их существует три вида:
- текстовый (подразумевает описание плана текстом, обычно применяется для временного, перспективного плана);
- блочно-схематичный, то есть распределяющий этапы изучения темы по блокам;
- табличный, имеющий форму записи таблицей;
- модульный — вид формы записи плана, создающий общий алгоритм распределения способов работы с ребятами на указанный временной отрезок (обычно на неделю), при котором педагог лишь конкретизирует приёмы работы с малышами (например, определяет темы бесед, виды и краткое описание игр, объекты экспериментирования).
Тематические недели
В детском саду обязательным элементом методической работы является проведение тематических недель и дней.
Тематическая неделя — углублённое рассмотрение темы при помощи разных видов деятельности на различных занятиях. Такое погружение в тематику позволяет систематизировать, углубить и обобщить знания, умения и навыки малышей разного (!) возраста по конкретной теме. Тематическая неделя реализуется следующими формами работы с детьми:
- НОД, то есть занятия;
- праздники;
- игры;
- экспериментирование;
- экскурсии.
Такой формат планирования позволяет;
- добиться от детей глубокого рассмотрения материала в разных формах проведения работы;
- привлечь к рассмотрению темы детей разного возраста, их родителей (малыши усваивают новое, при этом у них остаётся время для разных видов деятельности);
- развлечь участников учебно-воспитательного процесса.
Тематические недели, как правило, разрабатываются методистом детского сада одновременно для всех групп. Ознакомиться с примером плана тематических недель для всех групп можно здесь.
Проведение тематических недель позволяет малышам глубже погрузиться в тему
Конспект занятия по теме недели
По структуре и хронометражу конспекты по теме недели ничем не будут отличаться от составления сценария урока по конкретному образовательному направлению. Что касается содержания материала, то здесь надо учитывать следующее: каждое последующее занятие продолжает предыдущее и закладывает основу для последующего. Например, общая тема «Золотая осень» в первой и второй младшей группах реализуется занятием «Ходит осень по дорожке», связанным с предыдущей темой «Вот какая наша группа» в рамках темы недели «Здравствуй, детский сад», в которой связывалось начало учебного года и осень. При этом «Ходит осень по дорожке» рассмотрением вопроса о дарах осени подготавливает к следующей теме «Что у осени в корзинке», где речь пойдёт об овощах и фруктах нового урожая.
Таблица: этапы и временные отрезки занятия в детском саду для детей разного возраста
Этап занятия (содержание) | Хронометраж (минуты) | |||
Младшая группа | Средняя | Старшая | Подготовительная | |
Вводный (введение в тему, мотивация малышей) | 2 минуты | 3 минуты | 2 минуты | 3 минуты |
Основной (разработка темы с обязательной физкультминуткой) | 11 | 15 | 20 | 23 |
Заключение (оценка педагогом качества работы детей, в средней и старших группах добавляется рефлексия). | 2 | 2 | 3 | 4 |
Итог | 15 | 20 | 25 | 30 |
Рабочая программа младшей группы на 2023-2024
rabochaya-programma-mladshey-gruppyi-3-4-let
Рабочая программа младшей группы общеразвивающей направленности (далее рабочая Программа), разработана на основе образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в дошкольном отделение МБОУ «Центр образования села Марково» (далее — ДО), в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), федеральной образовательной программой дошкольного образования (ФОП ДО).
В Программе содержится целевой, содержательный, организационный разделы, приложение. В целевом разделе Программы представлены описание и характеристика структуры программы, цели и задачи, принципы и подходы к ее формированию; возрастные характеристики возможных достижений ребенка в процессе дошкольного образования; подходы к педагогической диагностике планируемых образовательных результатов.
Содержательный раздел Программы раскрывает задачи, содержание и планируемые образовательные результаты (обучения и воспитания) по каждой из образовательных областей для младшей группы; вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы; особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; способы и направления поддержки детской инициативы; особенности взаимодействия с семьями обучающихся; психолого-педагогические условия реализации программы, а также средства обучения и воспитания. Организационный раздел Программы включает описание психологопедагогических условий реализации Программы; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды; материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
В разделе представлены режим дня в группе раннего возраста, расписание занятий. Приложение к Программе содержит: комплексно — тематическое планирование по реализации образовательных областей; перспективное планирование занятий; календарный план воспитательной работы; перспективное планирование взаимодействия с родителями (законными представителями).
Целью Программы является всестороннее развитие и воспитание ребенка в период дошкольного детства на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально культурных традиций.
В соответствии со Стандартом специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому планируемые результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
Содержание образования раскрывает основные направления развития детей 3-4 лет и изложено по образовательным областям (социальнокоммуникативного, познавательного, речевого, художественноэстетического, физического развития). В каждой области представлены результаты освоения детьми содержания, которые могут быть достигнуты детьми при целенаправленной систематической работе с ними.
Освоение детьми содержания программ осуществляется не только в новых форматах (проектная деятельность, образовательная ситуация, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности, проблемно-обучающие ситуации в рамках интеграции образовательных областей и др .), но и при сохранении результативного опыта дошкольного образования (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятий ). Занятие рассматривается как дело, занимательное и интересное детям, развивающее их; деятельность, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогам самостоятельно.
Объекты составления плана
Как уже упоминалось выше, планы прописываются для всех (!) направлений деятельности в детском саду:
- НОД, то есть занятий (например, ознакомление с миром вокруг, куда включаются и элементы изучения естествознания, и направления учебно-воспитательной деятельности в целом, к примеру, правовое воспитание), а также вариативной части, то есть части программы, реализуемой на усмотрение конкретного ДОУ при наличии часов и педкадров (английский язык, немецкий язык);
- режимных моментов (прогулки, работы перед сном и пр.);
- кружковой работы (например, деятельность кружка по краеведению, где описываются все виды организации взаимодействия с ребятами, в том числе и работа мини-музея);
- нерегламентированной деятельности, то есть совместной с дошкольниками и их семьями активности (так, в аспекте воспитания навыков личной гигиены это может быть санитарно-просветительская работа, в контексте трудового воспитания — домоводство, в вопросах организации учебно-воспитательной работы — взаимодействие с одарёнными малышами, а при организации сотрудничества с семьями воспитанников — консультационный пункт, например, по адаптации детей в садике или материнская школа);
- работы узких специалистов (к примеру, деятельности дефектолога).
Тематические дни
Тематический день — коллективно-творческое погружение в тему, интересующую участников тематического дня и его зрителей. Иными словами, тематический день призван объединить малышей в деятельности так, чтобы они могли:
- свободно выбирать вид деятельности;
- проявлять инициативу;
- учиться выражать мысли и чувства.
Как правило, такая форма организации взаимодействия с малышами используется для подведения итога после изучения темы и включает следующие виды деятельности:
- игры;
- проведение опытов;
- творческое осмысление темы;
- создание проектов;
- театрализацию;
- трудовую активность;
- бытовое общение с товарищами и взрослыми.
Тематический день составляется поэтапно:
- осмысление идеи;
- формулирование целей и задач;
- описание целевой аудитории (дети, родители);
- разработка сути;
- описание результатов;
- составление плана подготовки и проведения;
- написание сценария;
- указание способа подведения итогов (словесное одобрение, поощрение каким-либо другим способом, например, награждение конфетами и т. п.).
Как и тематические недели, тематические дни имеют некий стандартизированный набор тем, которые, как показывает практика, интересны малышам:
- «День Знаний»;
- «Что нам осень принесла?»;
- «День здоровья»;
- «День народного единства»;
- «День матери»;
- «День прощания с ёлкой»;
- «День игры. Лего»;
- «День театра»;
- «День зимних забав»;
- «День защитников Отечества»;
- «Мамин день»;
- «Весна-красна»;
- «День победы»;
- «День защиты детей».
Пример разработки сценария тематического дня, посвящённого Дню матери, представлен здесь.
Тематические дни подводят итог изучения темы
Методика составления тематического планирования
План работы группы согласно требованиям документов нормативно-правового характера, регулирующих деятельность ДОУ, оформляется по следующей схеме:
- Первый лист с указанием вида планирования, возраста детей группы, названием ДОУ, а также ФИО воспитателя и его регалий. Формат записи на титульном листе определяется детским садом и является единым для всех педагогов.
- Общие задачи образования в ДОУ на учебный год.
- Задачи комплексного плана для конкретной группы.
- Список нормативно-правовой документации.
- Список используемых педагогом программ, методов и технологий в работе с детьми.
- Поимённый перечень малышей.
- Схема размещения ребята за столами.
- Распорядок дня.
- Расписание НОД.
- Перечень видов образовательной деятельности в процессе выполнения режима.
- Содержание самостоятельной деятельности малышей.
- Список упражнений для утренней гимнастики.
- Перечень упражнений, которые выполняются после сна.
- Суть взаимодействия с семьями воспитанников.
- Направления оформления предметно-развивающей среды группы исходя из возраста ребят.
- Рекомендации узких специалистов по выстраиванию стратегии взаимодействия с детьми.
- Таблицы с планом по темам и всеми видами образовательной активности на все дни недели.
Порядок ведения документации педагога ДОУ регламентируется нормативно-правовыми актами
Таблица: примерный план по темам для младших групп на сентябрь и октябрь
Тема | Время проведения | Примерное содержание | Темы дня | Варианты итоговых мероприятий | |
Группа раннего возраста | Младшая группа | ||||
Я и детский сад | С 05 сентября по 09 сентября |
|
|
|
|
Краски осени | С 12 сентября по 30 сентября |
| «Что нам осень подарила» Цели:
|
| |
Овощи. Огород | |||||
Фрукты. Сад | |||||
Деревья | |||||
Я в мире человек | С 03 по 14 октября |
| «Кто у нас хороший?» |
| |
Я и моя семья | С 17 по 21 октября. |
| «Маленькая страна — это моя семья» | «Про семью про дружную, всем такую нужную» | Фотовыставка «Я и моя семья» или оформление фотоколлажей «Моя семья». |
Международный день домашних животных | С 24 по 28 октября |
| «Ребятам о зверятах» | «Эти удивительные животные» |
|
Суть календарно-тематического плана
Наиболее подробной инструкцией к проведению занятий является план, составляемый на каждый день, но для его создания педагогу нужно внимательно ознакомиться с видами работы, их целями при изучении одной темы, то есть проанализировать календарно-тематический план.
Таблица: миссия календарно-тематического плана
Целевые компоненты | Какие конкретные образовательные вопросы помогает решить |
|
|
Календарно-тематический план помогает выбрать приёмы взаимодействия с детьми, опираясь на их личностные особенности
Что представляют собой объекты календарно-тематического планирования
Поскольку назначение календарно-тематического плана состоит в регламентации последовательности знакомства с темами по разным видам непосредственно образовательной деятельности, то объектами этого типа планирования будут занятия по:
- формированию целостной картины мира;
- развитию речи;
- ознакомлению с окружающим миром;
- изобразительному искусству (рисованию, лепке аппликации);
- физкультуре;
- музыке;
- чтению художественной литературы.
Зачем нужно планирование в детском саду
Рабочая программа, структурирующая деятельность дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), реализуется порционно, что определено планом работы, в котором содержание образовательного процесса распределяется по часам (дням, неделям).
Степень детальности плана находит воплощение в разных его видах:
- перспективный план составляется для того, чтобы получить общее представление о количестве часов, выделенных на знакомство с темами и их отработку в рамках разных областей образования (познавательной, игровой и пр.);
- календарный план предназначен для группировки тем по часам в неделю, отведённым на каждый из видов активности дошкольников;
- календарно-тематический план в сравнении с предыдущим более детальный, так как в нём типы взаимодействия в рамках тем прописываются по всем видам занятий (по ознакомлению с окружающим миром, по физкультуре и др.);
- блочный план группирует темы разных образовательных направлений и описывает виды деятельности при их изучении (например, в группу тем «Я человек» входят темы «Части тела», «Представление о себе» и др.);
- комплексно-тематический план пишется для обозначения сути каждого вида активности при изучении той или иной темы;
- ежедневный план необходим для детального описания видов деятельности, их целей с ходом выполнения в контексте конкретной темы на всех уровнях освоения материала – знакомства с новой информацией, её практического осмысления.
Любой вид планирования направлен на организацию работы с детьми во всех видах деятельности