Чем песочная терапия полезна для детей и каковы ее особенности?

Особенности работы психолога с песочной терапией

Для организации занятий психотерапией с использованием песка понадобятся:

  • большой стол;
  • стулья по количеству участников;
  • деревянный ящик, дина которого 70 см, высота 10 см, а ширина 50 см;
  • различные виды сертифицированного песка (в ящике сыпучая смесь должна занимать примерно половину пространства);
  • лопатки;
  • воронка;
  • сито;
  • мелкие камешки;
  • мелкие игрушки в виде растений, человечков, животных, сказочных существ, предметов быта, архитектурных объектов, транспортных средств, бижутерии.

Психологи, работающие с песком, должны позаботиться о безопасности клиентов в процессе творческой деятельности. Перед использованием песок нужно прокалить. В дальнейшем рекомендуется мыть и прокаливать материал каждую неделю. Раз в год его нужно менять.

С детьми

Песочную терапию для детей дошкольного возраста в групповой форме можно использовать начиная с 2 лет. Общее количество участников в группе не должно быть больше 6 человек. В группе обязательно должны быть как мальчики, так и девочки.

На занятиях песочной терапией с детьми психолог создает условия для формирования коммуникативных навыков участников. Взаимодействие детей в песочнице учит их идти на компромисс, контролировать свои эмоции, уважительно относиться друг к другу.

В детских группах на первом занятии психолог сообщает участникам правила поведения и техники безопасности. Допускается присутствие родителей на занятиях.

Занятия песочной терапией начинают с формирования общего представления детей о песке и его свойствах. Психолог просит детей сделать на песке отпечаток кулака или ладошки, спрашивает об ощущениях, которые у них возникают при этом. Затем ведущим используются упражнения, где детям нужно нарисовать что-нибудь пальцем на песке, после чего каждый из детей рассказывает о своей картине.

Систематические игры с песком развивают мелкую моторику, создают предпосылки для развития логического мышления, положительно влияют на здоровье.

Вариантом песочной терапии в работе с детьми является рисование песком на световом планшете. Психолог учит детей создавать рисунки ребром ладони, просеивая песок через сито, двумя руками одновременно. Все это стимулирует развитие мозга. Песок помогает снять мышечные зажимы и напряжение. В ходе занятий происходит развитие когнитивных психических процессов.

Песочная терапия применяется в качестве развивающих занятий для детей с ЗПР. Педагогически запущенным и гиперактивным детям эта технология облегчает социализацию.

Для достижения стойкого положительного эффекта нужно не менее 10 занятий.

Со взрослыми

В коррекционной работе психолога со взрослыми песочная терапия превращается в средство релаксации и творческого самовыражения. Ощущения, которые возникают у взрослых людей при соприкосновении с песком, возвращают их в детство, открывают доступ к глубинному слою бессознательного через активацию сенсорных и сенсомоторных центров.

Песочная терапия для взрослых в виде создания на песке композиций прошлого, настоящего и будущего помогает человеку осознать свое место в этой жизни, определить направления саморазвития.

Упражнения песочной терапии назначают людям, пережившим инсульт. Данная арт-терапевтическая техника является одним из реабилитационных средств при лечении опорно-двигательного аппарата, неврологии и сердечно-сосудистых заболеваний.

Курсовая песочная терапия позволяет пожилым людям улучшить концентрацию внимания, память, сохранить интеллектуальные возможности. Для многих из них эта методика является профилактикой депрессии. Групповая форма песочной терапии позволяет пенсионерам реализовать свою потребность в общении.

Сказки на песке практика песочной терапии

Цель терапии «сказка на песке» заключается в следующем:

  • Развитие равновесия в эмоциональном состоянии детей.
  • Приобретение тактильной чувствительности, остроты ощущений, восприятий, воображения.
  • Повышение словарного запаса.

Необходимо соорудить солнышко и тучку из картона. Также понадобятся палочки для рисования, формочки в виде цветов и фигурки зайчиков. Для участия в занятии допускается не более трех деток. Воспитатель показывает ребятишкам изображение солнышка и задает вопросы о том, кто к ним сегодня пришел в гости. Детки отвечают, что «солнце». Далее педагог продолжает свою речь в виде развивающейся в сюжетной линии сказки.

Можно использовать любые вариации событий, главное, чтобы все действующие в опросе лица участвовали в беседе. Затем предлагается потрогать все предметы и проговорить свои чувства от соприкосновения с ними. Сказка продолжается в том русле, что дети ощущают тактильно и не вербально все происходящее вокруг них. Педагог показывает следы на песке и спрашивает кто такие мог оставить из животных? Дети тоже пробуют сделать такие же следы. Заканчивается сказочный вечер прощанием с действующими персонажами.

Какую цель преследует песочная терапия?

Умело преподнесенная игровая деятельность в песочнице может помочь развить внутренние возможности малыша, научить его пространственному воображению, а также способности мыслить образно и логически. Помимо развития мелкой моторики песочная терапия знакомит ребенка с гармонией мира вокруг него и показывает в простой и доступной форме, что такое хорошо и что такое плохо.

Свойства песка волшебны настолько, что позволяют оживлять уже знакомые сказки, а ребенок при этом уже не зритель, но участник и даже режиссер. Видя результат своей деятельности, ребенок учится быть ответственным, развивает новые качества.

Принцип песочной терапии прост: работая с песком, ребенок успокаивается. Песочная терапия особенно полезна для детей с гиперактивностью (рекомендуем прочитать: синдром дефицита внимания и гиперактивности). В каждой песчинке будто таится маленький кусочек солнышка, которое подпитывает нас и заряжает энергией. Мы видим, что песочная терапия – это мощный инструмент развития и воспитания гиперактивных детей любого возраста.

Гармоничное сочетание пользы и интереса

В программе песочной терапии гимнастика для рук сочетается с актерским мастерством, а все это в комплексе улучшает эмоциональный фон крохи, развивает чувствительные и моторные навыки, стимулирует работу познавательных процессов. Песочная терапия может применяться с самого раннего возраста, а значит уже тогда возможно узнать о том, что тревожит ребенка, что его страшит. Порой даже взрослому человеку бывает сложно выразить свои чувства. Фигурки, которые ребенок использует в создании собственного мира в методе песочной терапии, могут поведать о фантазиях и проблемах, волнующих малыша.

Какова цель песочной терапии? Программа не ставит себе задачу изменить ребенка или обучить навыкам поведения. Самое главное – дать ребенку свободу творчества.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста хороша еще и тем, что деткам не нужны специальные знания и навыки, как например в рисовании. Композиции создаются легко и просто, а значит процесс этот приносит только положительные эмоции: веселье, раскованность, полет фантазии. Ошибок здесь нет и быть не может, а значит нет и поводов для расстройства. Создание нового мира – процесс увлекательный и очень приятный.

Песочная терапия – своего рода игра, где кроха учится решать сложные ситуации, бороться с затруднениями и знакомиться с миром вокруг него. Рядом всегда должен быть взрослый, психолог или воспитатель, чтобы уметь вовремя подсказать решение непростой ситуации.

Занятие по песочной терапии, игры

Для развития общей моторики рекомендуется проводить рисование и игры с песком стоя. Таким образом, ребенок задействует большую часть мышц, укрепляется костно-мышечный аппарат, формируется правильная осанка, развивается координация движений.

Чтобы сделать акцент на развитии мелкой моторики рекомендуются упражнения, которые направлены на тренировку пальцев. Такие занятия повышают работоспособность коры головного мозга, оказывают положительное влияние на речевые центры, происходит развитие ручной умелости.

Упражнения на развитие моторики

Ребенок и взрослый на ровной поверхности песка оставляют отпечатки своих рук – ладонь и тыльная сторона ладони. При этом взрослый рассказывает о том, что он чувствует, прикасаясь к песку. Затем ребенок должен рассказать о своих ощущениях, возможно он будет немногословен, и тогда можно задавать наводящие вопросы. Какой песок на ощупь? Какая разница в прикосновении разными участками ладони?

Далее можно прощупать песок подушечками пальцев, посыпать песок сверху на ладони, и спросить ребенка приятно ему это или нет. Такое упражнение учит ребенка прислушиваться к своим ощущениям, исследовать объект руками и осознано давать оценку тактильным ощущениям.

Для снятия эмоционального напряжения необходимо проводить игры в спокойной обстановке, упражнения должны быть направлены на развитие навыков по управлению собственным мышечным тонусом

Расслабление помогает одним детям снять напряжение, а другим сконцентрировать внимание

Упражнения на расслабление детей

Нарисовать ладонями, костяшками пальцев, кулачками разные узоры и побеседовать с ребенком на что они похожи – следы животных, снежинки, ветки. Необходимо ненавязчиво пробудить фантазию ребенка.

Для снятия агрессии важно чтобы игра заканчивалась положительными эмоциями, добро одерживало верх над злом. В этом случае возможно использование сказочных персонажей, через которые ребенок будет раскрывать свои внутренние проблемы и переживания

Упражнение для снятия агрессивного состояния

Можно устроить песочный ливень – сначала пусть дождик будет мелким, и помещается на одной ладони, затем песок можно зачерпывать двумя ладонями или детским ведерком

Очень важно, чтобы ребенок ощущал свою причастность к этому дождю, тогда он успокоится и будет менее агрессивно воспринимать дальнейшие игры

Песочная терапия в педагогической практике

Местом знакомства дошкольников с песочной терапией часто является детский сад, где с ними занимается воспитатель.

Программа занятия включает три основных этапа.

Знакомство. Ребенку (детям) отводится время на то, чтобы как следует познакомиться с самой песочницей и игрушками, которые могут участвовать в игре
Педагог обращает внимание ребенка на ассортимент фигурок, объясняет, к какой категории относится та или иная группа предметов, отвечает на вопросы.

Создание модели. Это основной этап, на котором играющему предлагается составить какую-либо сюжетную линию и изобразить ее с помощью арсенала подручных средств: фигурок, предметов, самого песка
Ребенку предоставляется полная свобода действий, в которые педагог не вмешивается. На протяжении всего процесса он внимательно наблюдает за действиями ребенка, отмечает его реакции и поведение.

Подведение итогов. Заключительный этап, на котором педагог с искренним интересом рассматривает законченную композицию, слушает объяснения ребенка о том, что, как и почему он расположил на песке, выделяет для себя важную информацию об эмоциональном состоянии маленького художника. При этом взрослому ни в коем случае нельзя в присутствии ребенка самовольно переставлять или изымать фигурки из картины, менять что-то в композиции

Следует также соблюдать осторожность, высказывая свое мнение о постройке.

Такие занятия часто проводятся с группами из нескольких детей с образовательной целью, для совершенствования их навыков общения, для общего развития.

За счет чего это работает?

Психолог знает значение фигурок и может проинтерпретировать, о чем говорит построенная композиция. То есть, песочная картина расскажет за ребенка обо всех его трудностях, чтобы психолог мог наиболее эффективно выбрать стратегию работы, правильно задать вопросы. Существует карта, согласно которой песочница разделена на ряд секторов, каждый из которых имеет определенное значение.

Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, маленький человечек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных проблем. Этот опыт «попадает» в бессознательное и некоторое время перерабатывается в нем. Чуть позже наступает момент, когда мы можем заметить в поведении ребёнка определённые изменения, то есть, со временем, он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт.

Как проходит песочная терапия?

Ребенок выбирает фигурки и создаёт на песочном подносе свой мир. Психолог может задать тему работы в зависимости от трудностей, обозначенных родителями и самим ребенком («Я и моя сестра», «Мои родители», «Я в школе», «Мои дети и я», «Мои страхи», «То, что со мной происходит сейчас» и т.д.) После завершения постройки ребенок рассказывает о своём мире, а терапевт задаёт ряд необходимых вопросов (из знания архетипов фигурок, а так же их местоположения, материала и др. важных факторов для анализа). В момент постройки и обсуждения постепенно происходят изменения относительно затронутой темы. Проиграв свои проблемы в миниатюре, ребенку становится легче обращаться с ними в повседневной жизни (противостоять напору одноклассников, выразить свою обиду родителям и т. п.).

Техники и упражнения

Существует множество различных упражнений и техник песочной терапии. Например:

  • Упражнение «Ладошки». Цель упражнения – восстановление баланса между процессами возбуждения и торможения в нервной системе. Упражнение эффективно при работе с гиперактивными и агрессивными детьми. Психолог предлагает детям создать на песке композицию из отпечатков ладошек, пальцами нарисовать следы животных. Если работа проводится в парах, участники создают шедевр вместе.
  • Упражнение «Секретик». Цель упражнения – развитие мелкой моторики и мышления. В песке нужно спрятать мелкие игрушки. Психолог предлагает отыскать их, ощупать и на основе сенсорного обследования сказать, что это.
  • Техника рисования на песке. Цель – диагностика и коррекция психоэмоционального состояния. Психолог предлагает клиенту нарисовать что-нибудь на песке с помощью стилуса. Когда рисунок готов, психолог анализирует его, задает вопросы, заставляющие клиента заглянуть внутрь себя. Это помогает индивиду научиться понимать собственные эмоции и чувства.
    • методика ориентирована не на результат, а на сам процесс;
    • данный вид терапии успешно применяют для коррекции уровня тревожности и страхов у дошкольников;
    • метод интересен как детям, так и взрослым, творческий процесс увлекает клиентов;
    • метод помогает определить суть личностной проблемы клиента;
    • технология приводит в порядок мысли и чувства человека;
    • в процессе систематических занятий нормализуется эмоциональный фон человека;
    • песочная терапия помогает прожить эмоции, которые долгое время подавлялись, — так человек избавляется от тревожности и комплексов;
    • клиент получает возможность свободного творчества;
    • в процессе занятий повышается стрессоустойчивость и работоспособность участников, растет их самооценка;
    • технологии работы с песком создают условия для комплексного развития психических процессов участников;
    • данный вид  используют для коррекции девиантного поведения подростков;
    • психокоррекцию средствами песочной терапии можно реализовать в домашних условиях.
    • Однако у песочной терапии есть ряд недостатков:

      • противопоказанием для проведения коррекции с помощью песка являются психиатрические диагнозы, расстройства психики, эпилепсия;
      • нельзя рассчитывать на эффективность занятий, если у клиента очень высокий уровень личностной тревожности;
      • методика противопоказана лицам, склонным к возникновению кожных аллергических реакций.

        Песочная терапия – уникальный метод психокоррекции, доступный не только психологам и арт-терапевтам, но и педагогам. Песочницы сегодня есть в кабинетах логопедов и дефектологов, в детских садах, в центрах раннего развития. С помощью песка решаются образовательные, диагностические, коррекционные задачи.

        Песочная терапия имеет следующие преимущества:

      • методика ориентирована не на результат, а на сам процесс;
      • данный вид терапии успешно применяют для коррекции уровня тревожности и страхов у дошкольников;
      • метод интересен как детям, так и взрослым, творческий процесс увлекает клиентов;
      • метод помогает определить суть личностной проблемы клиента;
      • технология приводит в порядок мысли и чувства человека;
      • в процессе систематических занятий нормализуется эмоциональный фон человека;
      • песочная терапия помогает прожить эмоции, которые долгое время подавлялись, — так человек избавляется от тревожности и комплексов;
      • клиент получает возможность свободного творчества;
      • в процессе занятий повышается стрессоустойчивость и работоспособность участников, растет их самооценка;
      • технологии работы с песком создают условия для комплексного развития психических процессов участников;
      • данный вид  используют для коррекции девиантного поведения подростков;
      • психокоррекцию средствами песочной терапии можно реализовать в домашних условиях.
      • Однако у песочной терапии есть ряд недостатков:

        • противопоказанием для проведения коррекции с помощью песка являются психиатрические диагнозы, расстройства психики, эпилепсия; нельзя рассчитывать на эффективность занятий, если у клиента очень высокий уровень личностной тревожности;
        • методика противопоказана лицам, склонным к возникновению кожных аллергических реакций.

Как проходит занятие

Песочная терапия для детей дошкольного возраста начинается с беседы. Взрослый объясняет, что из песка можно не только лепить, но и рисовать.

Для занятия с песком понадобятся:

  • “поднос”— деревянный ящик
  • подготовленный (прокаленный и просеянный) песок
  • небольшие фигурки (до 8 см) : постройки (домики, церкви, мосты, ограды), домашние и дикие животные, растения, транспорт, герои сказок, обучающий реквизит (цифры, буквы, геометрические фигуры)
  • кувшин с водой
  • кисти для работы

Дошкольнику дают корзину, он складывает в нее понравившиеся фигурки. Уже на этом этапе дети ведут себя по-разному. Опыт показывает, что дети с тяжелыми нарушениями речи набирают множество фигур. Они хотят забрать все из-за чувства внутреннего перенапряжения. Им необходимо прививать чувство меры.

Далее обучающий предлагает построить сказочный мир либо город мечты. Все инструкции и подсказки преподносятся ненавязчиво: у ребенка всегда остается возможность проявить свои желания и воображение.

Город построен, теперь у дошкольника просят о нем рассказать, озвучить героев. Некоторым деткам сложно сделать это на первых занятиях. Но опытным педагогам вскоре удается разговорить “молчуна”, раскрепостить “зажатого”.

Малыш сам моделирует свои тревоги, затем сам разрушает их, выплескивая внутреннюю зажатость. Из описания песочных картин специалист диагностирует присутствие глубоких конфликтов, что позволяет подобрать программу по коррекции состояния.

Этапы песочной терапии

Есть три основные этапы игры с песком:

  1. «Хаос» — нет различий между фигурками, то есть непонятно кто они: животные, герои, растения, сказочные персонажи. Это говорит, что малыш тревожен и беспокоен.
  2. «Борьба» — ребёнок чётко делит игрушки на хороших и плохих, причём злых намного больше. Этот период называется внутренней борьбой у малыша, в таком случае следует добавить хороших героев в его сюжет игры.
  3. «Исход» — та стадия, которая означает полное спокойствие и гармонию ребёнка.

Песочная терапия полноценно развивает ребёнка, устраняет неврологические проблемы. Также это просто приятное и полезное времяпрепровождение с собственным ребёнком.

Возможности метода при применении специалистами

При всей своей видимой простоте песочная терапия — мощный инструмент в руках профессионального психолога. Он позволяет специалисту одновременно решать сразу несколько задач.

  • Диагностика — занятия с песком расшифровывают внутренние сигналы ребенка, выявляют причины его страхов и проблем.
  • Профилактика — систематические сеансы способны предотвратить развитие психических нарушений или психологических проблем.
  • Консультирование — отталкиваясь от полученных в результате проведения терапии результатов, специалист дает родителям советы, помогающие им укрепить эмоциональную связь с ребенком, помочь ему разрешить внутренние противоречия.
  • Коррекция — грамотно подобранные упражнения могут в течение серии сеансов изменить поведение малыша, помочь ему преодолеть трудности в общении, научить избегать конфликтов.

Использование песочной терапии не является прерогативой исключительно психологов. Ею успешно пользуются также педагоги, логопеды, дефектологи и другие специалисты, работающие с детьми. Например, на логопедических занятиях игры в рамках этого метода помогают решать множество задач:

  • развитие фонематического слуха;
  • коррекция произношения звуков;
  • развитие грамматически стройной, связной речи;
  • обучение чтению и письму.

В процессе песочных игр и упражнений участники свободно обмениваются идеями, делятся чувствами, что постепенно позволяет построить между ними доверительные отношения. Для развития навыков общения эффективны групповые занятия, когда несколько детей совместно играют в песочнице под ненавязчивым руководством педагога. Подобные игры учат детей примерять на себя определенные роли, работать в коллективе

Для наблюдающего за процессом специалиста важно отмечать то, насколько играющие способны слышать друг друга, могут ли они самостоятельно разрешать конфликты и сообща преодолевать трудности

Потенциал песочной терапии для коррекционно-развивающей и образовательной работы с детьми состоит в том, что ее сочетание с традиционными обучающими методиками дает дополнительный эффект. Возможность учиться в ходе любимой игры значительно повышает мотивацию ребенка к получению знаний, что способствует более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов. Учитывая также аспект релаксации, снятия внутреннего напряжения, можно говорить о комплексном образовательно-терапевтическом эффекте.

Проективные игры с песком, упражнения для эмоциональной разрядки и снятия агрессии

Рассмотрим некоторые игры для снятия тревожности и развития личности:

  1. «Оттиски рук» — так ребёнок учится оценивать свои ощущения. Малыш должен описать, что он чувствует и выразить свои эмоции.
  2. «Дождик» — в этой игре малыш хорошо снимает стресс. Ребёнок пересыпает песок с одной руки на тыльную сторону другой руки.
  3. «Узоры» — ребёнок должен нарисовать различные изображения на песке и рассказать, что он чувствует при этом. Это занятие идеально снимает напряжение.
  4. «Прятки» — избавляете от стресса и позволяет выяснить психологические проблемы ребёнка. Детям даются на выбор игрушки, которые он прячет, после выкопать и рассказать о своих эмоциях.

Для детей

Многие дети не могут говорить об эмоциональных состояниях, особенно в условиях травмы, пренебрежения или злоупотребления. Невербальная природа песочной терапии и знакомая среда игры могут помочь детям обрести чувство комфорта и безопасности. Получив небольшую инструкцию от терапевта, ребенок может свободно играть и развивать собственное видение ситуации. Этот метод терапии помогает снять симптомы эмоционального напряжения, т. к. является проницательным методом получения психологом доступа к травматическим переживаниям ребенка. Песочная терапия также очень полезна для лечения детей, подвергшихся сексуальному насилию.

Эти дети часто будут молчать, опасаясь зла или смерти. Им часто угрожают, они постоянно находятся в тревожном состоянии, когда приходят на сеанс терапии. Задается особая траектория, по которой они должны двигаться в сторону исцеления.

Основные способы

Состояние эмоционального напряжения мешает ребенку нормально развиваться. Во время песочной терапии психологи применяют 5 способов решения проблем:

  • ребенок создает на песке свой мир, а затем рассказывает о нем терапевту;
  • ребенок строит замки, располагает фигурки, после чего психолог задает наводящие вопросы о созданном мире;
  • психолог придумывает определенную ситуацию, которую ребенок должен изобразить с помощью песка и дополнительных элементов;
  • ребенок создает песочный мир, а потом, в ходе обсуждения с психотерапевтом, вносит в него изменения, аргументируя свой выбор;
  • врач называет ситуации или конкретных людей, а ребенок изображает на песке свои эмоции или ассоциации, связанные с ними.

Подход к лечению выбирается индивидуально. Чтобы раскрыть суть проблемы и выяснить, какой причиной она вызвана, необходимо следить за эмоциями пациента во время терапии и анализировать каждую деталь, поскольку все построенное является отображением внутреннего мира ребенка.

Описание и задачи песочной психотерапии

  • Повышенная тревожность. Ребенок может иметь определенные фобии, что не является отклонением от нормы даже в жизни взрослого человека. Однако подобное попустительство к озвученной проблеме со стороны родителей может закончиться неврозом и нервными тиками у детей, которые начинают интенсивно культивировать свои тайные страхи.
  • Неадекватное поведение. Довольно часто дети позволяют себе демонстрировать свой прямой протест на диктат со стороны взрослых. Однако не всегда малыши или подростки соблюдают рамки дозволенности, которые переходить не следует посредством манипуляций в виде истерик и провокаций для достижения желаемого результата.
  • Заниженная самооценка. Данная душевная патология опасна тем, что влечет за собой большое количество комплексов у ребенка при вступлении его во взрослую жизнь. Песочная психотерапия при этом поможет по максимуму скорректировать самооценку депрессивной маленькой особы.
  • Конфликт с социумом. При озвученной проблеме сложные отношения могут сформироваться как со взрослыми, так и детьми. Ребенок в некоторых случаях вступает в конфронтацию с родителями, представителями педагогического коллектива или ровесниками.
  • Депрессия. В некоторых ситуациях подобное подавленное состояние может привести даже к суицидальным мыслям. Следовательно, успокаивающая песочная психотерапия поможет детям избавиться от озвученной проблемы.
  • Насилие над ребенком. Данная психологическая травма может образоваться вследствие морального или сексуального давления на еще не сформировавшуюся маленькую личность. Одной песочной терапией во многих случаях не обойдешься, но в виде сопроводительной коррекционной методики она очень пригодится.

История возникновения и суть метода

О песке как о материале, возвращающем взрослого человека к «архетипу ребенка», говорил еще Карл Густав Юнг, швейцарский ученый-психолог первой половины XX века, а английский врач Маргарет Ловенфельд первой начала использовать подносы с песком и маленькие фигурки в работе с детьми. Автором полноценной методики считается последовательница Юнга и ученица Ловенфельд Дора Калфф, благодаря которой метод песочной терапии обрел окончательную форму.

Фактически это один из видов арт-терапии, который отличается от остальных простотой манипуляций, недолговечностью создаваемых форм, возможностью корректировать их безо всяких ограничений. Особых навыков или умений при работе с этим материалом не требуется, а в создании композиций помогают готовые фигурки людей и животных, природные материалы. Основная задача песочной терапии для детей, с одной стороны, заключается в том, чтобы помочь взрослому (педагогу или психологу) выявить и помочь разрешить проблемы, которые могут скрываться глубоко в детской душе, а с другой — способствовать психоэмоциональному развитию ребенка.

Песочная терапия: упражнения для детей для развития моторики, снятия эмоционального напряжения, агрессии

Взаимодействуя с песком в процессе игр, ребенок получает свой первый опыт рефлексии (самоанализа), он учится распознавать и идентифицировать свои ощущения, развивается мелкая моторика рук. Когда ребенок пытается проговаривать свои ощущения, происходит развитие речи, мышления, поэтому значение песочной терапии трудно переоценить.

Упражнения для песочной терапии

На ровной поверхности песка взрослый и ребенок оставляют оттиски своих рук, сначала просто прижимают ладонь к песку, а затем делают это тыльной стороной ладони. При этом взрослый проговаривает, что он в данный момент ощущает. И просит ребенка рассказать о своих ощущениях. Маленький ребенок будет не многословен, нужно задавать ему наводящие вопросы. Какой песок? Гладкий? Сухой? Какая разница в ощущениях прикосновений тыльной стороной ладони? Это учит ребенка прислушиваться к своим ощущениям, классифицировать ощущения, как приятные или не приятные. Казалось бы, такая простая процедура, как прикосновение дает богатейший опыт для размышлений, если делать это осознанно. Такие  упражнения развивают мелкую моторику, учат давать характеристику своим ощущениям.
Создать пальцами, костяшками пальцев, ребрами ладоней, кулачками различные узоры на песке, а затем пофантазировать, на что они похожи. Можно увидеть цветы, снежинки, ветки или следы животных. Тут необъятный простор для фантазии, нужно только ненавязчиво, исподволь пробудить ее в ребенке. Это упражнение положительно влияет на эмоциональное состояние детей.
Устройте с детьми ливень из песка. Пусть сначала это будет мелкий дождик из песка, поместившегося в одной ладошке, потом дождик усиливается, песок зачерпывается двумя ладонями, а вот для ливня можно использовать, как вспомогательный материал, детское ведерко

Важно, чтобы ребенок осознал идею своей причастности к событиям окружающего мира. Он будет меньше его бояться

Мир перестанет быть для него враждебным. Упражнение помогает устранить напряжение, стресс, агрессию.

Польза терапии в юнгианской песочнице

Из опыта работы можно судить о том, что юнгианская песочница дает следующий результат:

  • учащиеся с интересом посещают занятия по логопедии;
  • во время проведения уроков нет места унынию;
  • отсутствует монотонность;
  • человек чувствует себя успешным и нужным обществу.

Занятия в песочнице помогают:

  • пополнить словарный запас;
  • развить звукопроизношение;
  • освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
  • развить мелкую моторику;
  • способствует развитию связной речи;
  • установить лексико-грамматические связи.

Игры с песком помогают педагогу решить сложные коррекционно-развивающие задачи. Особую пользу приносят занятия для детей с нарушением речи.

Возможности метода при применении специалистами

При всей своей видимой простоте песочная терапия — мощный инструмент в руках профессионального психолога. Он позволяет специалисту одновременно решать сразу несколько задач.

  • Диагностика — занятия с песком расшифровывают внутренние сигналы ребенка, выявляют причины его страхов и проблем.
  • Профилактика — систематические сеансы способны предотвратить развитие психических нарушений или психологических проблем.
  • Консультирование — отталкиваясь от полученных в результате проведения терапии результатов, специалист дает родителям советы, помогающие им укрепить эмоциональную связь с ребенком, помочь ему разрешить внутренние противоречия.
  • Коррекция — грамотно подобранные упражнения могут в течение серии сеансов изменить поведение малыша, помочь ему преодолеть трудности в общении, научить избегать конфликтов.

Использование песочной терапии не является прерогативой исключительно психологов. Ею успешно пользуются также педагоги, логопеды, дефектологи и другие специалисты, работающие с детьми. Например, на логопедических занятиях игры в рамках этого метода помогают решать множество задач:

  • развитие фонематического слуха;
  • коррекция произношения звуков;
  • развитие грамматически стройной, связной речи;
  • обучение чтению и письму.

В процессе песочных игр и упражнений участники свободно обмениваются идеями, делятся чувствами, что постепенно позволяет построить между ними доверительные отношения. Для развития навыков общения эффективны групповые занятия, когда несколько детей совместно играют в песочнице под ненавязчивым руководством педагога. Подобные игры учат детей примерять на себя определенные роли, работать в коллективе

Для наблюдающего за процессом специалиста важно отмечать то, насколько играющие способны слышать друг друга, могут ли они самостоятельно разрешать конфликты и сообща преодолевать трудности

Потенциал песочной терапии для коррекционно-развивающей и образовательной работы с детьми состоит в том, что ее сочетание с традиционными обучающими методиками дает дополнительный эффект. Возможность учиться в ходе любимой игры значительно повышает мотивацию ребенка к получению знаний, что способствует более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов. Учитывая также аспект релаксации, снятия внутреннего напряжения, можно говорить о комплексном образовательно-терапевтическом эффекте.

Ограничения

Терапия с помощью песочного лотка, как и другие терапевтические методы снятия стресса, напряжения и т. п., имеет ограничения. В некоторых сообществах или культурах этот метод можно рассматривать как трудоемкий, запутанный, расстраивающий, навязчивый или слишком зависимый от клинической экспертизы терапевта. Взрослые могут быть устойчивы к этому визуально-экспрессивному подходу, потому что считают, им не хватает творчества или достаточных художественных навыков для эффективного лечения. Толкование изображений на песке остается предметом обсуждения в сообществе психологов. Время от времени интерпретация символов, цифр или целых сцен как терапевтом, так и человеком может быть неопределенной или неоднозначной, причем такие объяснения иногда приводят к пренебрежению альтернативными пониманиями.

Этапы песочной терапии

Есть три основные этапы игры с песком:

  1. «Хаос» — нет различий между фигурками, то есть непонятно кто они: животные, герои, растения, сказочные персонажи. Это говорит, что малыш тревожен и беспокоен.
  2. «Борьба» — ребёнок чётко делит игрушки на хороших и плохих, причём злых намного больше. Этот период называется внутренней борьбой у малыша, в таком случае следует добавить хороших героев в его сюжет игры.
  3. «Исход» — та стадия, которая означает полное спокойствие и гармонию ребёнка.

Песочная терапия полноценно развивает ребёнка, устраняет неврологические проблемы. Также это просто приятное и полезное времяпрепровождение с собственным ребёнком.

Что такое терапия песком

Така техника является одним из методов арт-терапии, поэтому вместо лекарств и таблеток она использует творческое мышление человека и его воображение. Работу с таким материалом, как песок, относят к способам детского самопознания. Этот материал был выбран для терапии неслучайно. Человек веками использует его для обустройства и построения. Во время игры с песком пациент может пережить целую гамму разнообразных чувств.

Песочная терапия относится к проектной психотерапии и является одним из самых действенных ее методов

Ее основателем считается Карл Густав Юнг, который в XX столетии обратил свое внимание на то, как игра с песком действует на детей и взрослых с психическими расстройствами. Именно он первым начал применять данный метод для коррекции их поведения

Чуть позже Юнг описал его. Это метод начали называть “юнгианским” и сегодня он занял свою нишу в практической психологии.

В 40-х годах прошлого века Шарлотта Бюлер разработала в Швеции “тест мира”. Именно из него появилась современная игра в песок с терапевтическим эффектом.

Песочная терапия отличается несомненным эффектом, с ее помощью можно добиться положительных результатов в лечении некоторых психосоматических расстройств у маленьких пациентов. Кроме того, играя в песок, дети дошкольного возраста получают хорошее подспорье для развития умений и навыков.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий