Чем полезна песочная терапия для детей дошкольного возраста?
Песок имеет способность успокаивать детей. Играя, они превращаются в активных участников процесса. Они сами режиссеры своей игры. Возможность управлять процессом побуждает интерес – малыши становятся более усидчивыми. С песком ребенок видит результат своей работы. Это делает его ответственным и помогает развить новые качества, присущие взрослому человеку.
Главное, что ребенок в песочной терапии черпает для себя и пользу, и интерес. Упражнения для пальчиков здесь гармонично переплетается с актерскими навыками. Это стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, поэтому терапия может использоваться с самого раннего возраста, когда детей начинают посещать первые страхи.
Фигурки, которые ребенок лепит из песка, указывают на его внутренние тревоги
Задача мамы и педагогов – разгадать, какие проблемы его волнуют и вовремя помочь, успокоить, переключить внимание. Для этого одного занятия мало
Иногда требуются месяцы игровых сеансов.
Цель песочной терапии – не поменять характер ребенка, а, наоборот, дать ему свободу самовыражения.
Она имеет такие преимущества:
- Для занятий детям не нужны особые знания, навыки умения, поэтому заниматься с песком могут даже малыши в раннем возрасте.
- В игре исключены ошибки. Каждый играет так, как ему хочется, поэтому поводов для расстройства нет. Творить собственный мир получается у всех!
- Ребенок учится выходить из сложных ситуаций. Он не один. Рядом должен находиться наставник (родители, воспитатели, терапевт), который поможет ему преодолеть трудности.
- Песочная терапия детей с песком развивает: внутренний мир ребенка, его логику, умение фантазировать, мыслить образно. На примере песочницы несложно показать разницу между добром и злом, плохими и хорошими поступками.
К основным задачам терапии относят:
- формирование позитивного восприятия мира;
- укрепление навыков коммуникации;
- развитие умений решать сложные задачи, корректировать ошибки;
- устранение агрессии, замкнутости;
- развитие внутреннего «Я» ребенка, самостоятельности и уверенности в себе;
- улучшение познавательных процессов (например, памяти и внимания).
Действия педагога при организации песочной терапии
Педагог при организации песочной терапии должен:
- подготовить место для песочной терапии. Это должен быть спокойный уголок, где не будет шума и суеты;
- приобрести ящик, который необходимо покрасить в голубой или светло-синий цвет. Такая окраска действует благоприятно, и успокаивает психику. В него насыпают чистый белый песок;
- возле ящика ставят коробку с игрушками. Они должны быть небольших размеров, чтобы ребенок мог создать модель игры. В комплект обязательно должны входить фигурки людей и животных;
- создать комфортные условия для игровой деятельности;
- поддерживать игру детей, помочь им переживать различные ситуации;
- оценивать поведение детей во время игры и делать выводы.
Для занятий песочной анимацией нужно:
- Приобрести стол со стеклянной столешницей, снизу сделать подсветку. По краю стола установить невысокие бортики.
- На поверхность насыпать чистый речной песок, в таком количестве, чтобы можно было рисовать рисунки на нем.
На занятиях терапией должна быть спокойная обстановка, располагающая к терапии. Можно включить спокойную музыку. Педагог наблюдает за ходом игры, при необходимости подсказывает ребенку сценарий.
Когда можно и нельзя заниматься пескотерапией?
Возиться в песке, получая от этого удовольствие, карапузы могут начать еще до года. Но целенаправленно моделировать свой внутренний мир на песочной поверхности малыш сможет примерно после 2 лет. Даже если у него нет выраженных психологических проблем, пескотерапия будет способствовать его речевому, эмоциональному и интеллектуальному развитию (поскольку песок стимулирует нервные окончания пальцев и ладоней, что заставляет нервные рецепторы разных отделов мозга активнее работать). Поэтому по данной методике зачастую проводятся занятия в детских садах – как обычных, так и коррекционных.
Работу с песком любят не только дети, но также подростки и даже взрослые, так что верхнего возрастного предела здесь не существует.
Однако есть ряд состояний и заболеваний, при которых пескотерапия противопоказана:
- аллергическая реакция на песок и пыль, тяжелая форма бронхиальной астмы;
- синдром навязчивых движений (обширные тики), при котором частые непроизвольные движения конечностей мешают творчеству, нервируют ребенка;
- туберкулез;
- эпилепсия с частыми приступами, судорогами, потерей сознания;
- тяжелые формы умственной отсталости, другие состояния, сопровождающиеся неспособностью взаимодействия с людьми или предметами.
Что необходимо для сеансов?
Для песочной терапии совсем необязательно посещать кабинет психотерапевта. Проводить сеансы можно в детской песочнице, на пляже, просто в кучке песка, которую привезли для строительства, в конце концов можно заполнить ящик песком и поставить его в квартире.
О ящике для песочной терапии нужно сказать еще пару слов. Желательно покрасить ящик в голубой цвет, поскольку он будет успокаивающе воздействовать на ребенка. Размер ящика должен быть 70х50х8 – это оптимальные размеры, которых желательно придерживаться. Заполнять песком до краев ящик не надо, хватит половины.
Для домашних сеансов песок можно принести с пляжа или купить. В первом случае песок придется просеять, вымыть и высушить. Для более тщательной дезинфекции песок можно выдержать в разогретой духовке.
Лучше иметь два вида песка – мягкий речной песок, который продается в строительных магазинах, он может быть разных цветов; и крупный песок – морской – для лепки.
Еще для песочной терапии потребуется вода, а также то, что является символами реального мира – фигурки людей и сказочных героев, животных, мебель, дома, машины, растения, домашняя утварь, природные материалы. Список может быть бесконечным, проще говоря понадобится все, что ребенок будет просить во время игры.
После того как все будет готово, родители должны предоставить ребенку полную свободу творчества – все предметы для игры ребенок должен выбирать самостоятельно, никаких советов со стороны взрослых быть не должно, за исключением моментов, когда ребенок сам попросит помочь. Это мир вашего ребенка, и он в нем полноправный хозяин – кого хочет закапывает, что хочет возвышает, словом выражает свои мысли и чувства, а родители или психологи должны просто наблюдать за происходящим.
Психологи выделили три стадии развития игры ребенка с песком:
Хаос. На игровой площадке фигурки разбросаны без какого-то порядка, люди, растения, животные и прочие предметы не имеют конкретных мест и локация их нетипична. Такое явление говорит о том, что ребенка что-то волнует, он встревожен и не может собраться с мыслями.
Борьба. Ребенок четко делит всей персонажей игры на плохих и хороших, очень значимо преобладание определенных фигурок – каких больше плохих или хороших? Это говорит о внутренней борьбе ребенка
Торопить ребенка и подталкивать его для добавления положительных героев не следует, важно то, что получится в конце игры.
Исход. Финальная стадия терапии
Положительное окончание игры свидетельствует о мире и покое в душе ребенка.
Индивидуальные игры ребенка под контролем взрослого можно начинать с того возраста, когда ребенок перестает тянуть все в рот. Групповые занятия, как правило, начинаются с 3 лет.
Что такое детская песочная терапия?
Система воспитания в детских садах все больше развивается в области интеллектуального развития ребенка. Эмоциональная сфера плавно перетекла на второй план, что негативно отразилось на духовной и чувствительной сфере детей. Чтобы помочь всестороннему развитию личности, воспитатели все чаще стали использовать терапию с песком.
Относительно новая методика раскрывает у малыша способность к самовыражению и творческому познанию мира. Это не просто «копание в песочнице», а применение для этих целей различных развивающих приспособлений. Среди них могут быть фигурки, бусины, кубики, миниатюрные автомобили, камешки, листочки деревьев, монетки.
Песочница является отличным посредником для установления контакта с ребенком. Если малыш не может еще выразить свои ощущения, волнения или радость с помощью слов, то посредством песочных картин ему легко будет изобразить нужное состояние. Кроме того, у детей, проходящих терапию на основе песка, развиваются тактильные ощущения и стимулируются нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев.
Что такое пескотерапия?
Этот метод – один из самых популярных среди многих методов арт-терапии (то есть, психологической коррекции, основанной на применении творчества, искусства), таких, как сказкотерапия, музыкотерапия и другие. Специально организованная работа с песком позволяет воздействовать на психику ребенка при помощи визуализации его комплексов, страхов, переживаний, его внутреннего мира в целом.
Метод заключается в произвольных действиях, которые ребенок производит с мелким очищенным песком, различными маленькими предметами или фигурками, а также водой. Психологами доказано, что все, изображаемое ребенком на песке или с его помощью, напрямую связано с подсознанием, а значит, проецируется в создаваемые образы. Весь накопленный негатив, все психологические зажимы, обиды или другие негативные чувства выплескиваются в этих образах.
Пескотерапия позволяет психологам и психотерапевтам:
- диагностировать различные отклонения состояния личности, выявлять психотравмирующие факторы или ситуации, причины неадекватного поведения ребенка,
- устанавливать контакт с замкнутым ребенком, особенно, если это вызвано психическими отклонениями (например, аутизмом),
- снижать эмоциональную неустойчивость, снимать повышенную тревожность, стрессы, напряжение,
- корректировать состояние детей с ЗПР, ЗРР, дефектами речи,
- способствовать социализации детей с ограниченными возможностями здоровья,
- помогать ребенку развиваться в гармонии с собой.
Работа с песком может строиться в виде различных игр:
- развивающих (счет, чтение, письмо),
- фонематических (с отработкой произношения отдельных звуков),
- коррекционных (ребенок иллюстрирует, воссоздает свои переживания или страхи),
- проекционных (ребенок выбирает фигурку-себя, а затем создает вокруг нее свой мир),
- семейных (в играх участвуют также родители).
Терапевтические игры с песком для развития мелкой моторики
Развитие мелкой моторики неразрывно связано с развитием речи, памяти и мышления ребенка. Для этого существует много разных игрушек, настольных игр, творческих наборов и других разнообразных методов. Песочная терапия помогает развивать моторику рук детям разных возрастов.
Для развития моторики педагог проводит следующие игры:
«Нарисуй картину»
Ребенок на стеклянном столе с подсветкой рисует картину пальцами, при необходимости помогает себе запястьем или кулачком.
«Чувствительные ладошки»
Педагог и ребенок кладут на песок ладошки. Старший участник рассказывает, какие ощущения при этом испытывает. После этого спрашивает у ребенка, что испытывает он. Такую игру проводить можно часто, дети в процессе не только развивают мелкую моторику, но учатся понимать свои ощущения.
Обратите внимание! Пескотерапия помогает одновременно развивать различные навыки: моторику рук, дыхание, речь. «Морской мир»
«Морской мир»
Ребенок играет с песком в коробке, создает «морской мир». Педагог дает игрушки на морскую тематику, а также камешки, ракушки, бусинки. С их помощью ребенок выкладывает рыбок, кораблики и придумывает истории.
Использование методов пескотерапии в период адаптации детей 2-3 лет к дошкольному учреждению
Организация: МБДОУ «Детский сад № 116»
Населенный пункт: Рязанская область, г. Рязань
Наибольшим проблемным периодом привыкания к дошкольному учреждению у детей 2-3 лет считается именно период адаптации. Приводя свое чадо в детский сад, родители зачастую задаются вопросом: «Как помочь своему ребёнку пережить адаптацию?». Поэтому именно воспитатель и педагоги, работающие с детьми 2-3 лет в ДОУ должны помочь детям пережить данный адаптационный период в течение первых трех месяцев посещения ДОУ. Задача воспитателя помочь не только детям, но и родителям. Для родителей проводятся консультации и родительские собрания.
Один из методов помощников для воспитателя есть метод пескотерапии. Использование данного метода в адаптационный период воспитателем дошкольного учреждения, позволит облегчить течение всего периода адаптации для детей 2-3 лет в первые три месяца пребывания в ДОУ. С точки зрения психологии и педагоги данный метод широко используется в рамках внедрения ФГОС дошкольного образования. Все чаще дошкольные учреждения стараются включить данный метод в свои образовательные программы. Дети 2-3 лет подвержены нарушениям эмоционально-волевой сферы, так как они не умеют в данном возрастном периоде полностью контролировать свои эмоции в полном объёме. Игры с песком помогают наладить контакт с закрытого типа детьми, снять эмоциональное напряжение, развить мелкую моторику детских пальчиков и т.д.
В период адаптации игры с песком прекрасный помощник воспитателю. Дети данного возрастного периода намного легче переносят адаптацию к ДОУ, если воспитатель найдет точки соприкосновения с особо проблемными детьми.
Пескотерапия – это один из методов позволяющий нам снизить количество дезадаптируемых детей в группе, отличная профилактика стресса для маленьких дошколят, особенно для детей с проблемами здоровья.
Чаще в дошкольном учреждении используются песочницы деревянного типа таки называемые «сухими бассейнами», песок используют кинетический просеянного типа коричневого или серого цвета. Место для игр должно быть специально оборудовано и безопасно. Для игр рекомендовано использование мелких деталей, например фигурок из киндер сюрпризов. Дети увлеченно играют в предложенную воспитателем игру, они сами становятся субъектами игровой деятельности. Именно играя, дети развиваются. Игра – основной вид деятельности в ДОУ.
Таким образом, использование метода пескотерапии позволяет нам решить одну из основных проблем детей 2-3 лет начинающих посещать детский сад проблему дезадаптации к ДОУ. Дети намного быстрее адаптируются к новым для них условиям, легче переносят разлуку с родными, становятся менее раздражительными и плаксивыми, снижается риск заболевания ОРВИ И ОРЗ, налаживается эмоциональный фон в группе.
Данный метод рекомендован воспитателям и педагогам ДОУ для использования на своих занятиях с детьми 2-3 лет и в режимных моментах.
Список рекомендуемой литературы:
- Бережная, Н.Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего школьного возраста/ Н.Ф. Бережная // Дошкольная педагогика. – 2006. – №4. – С. 56-59.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия – Спб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 69 с.
- Хухлаева, О.В. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника/О.В. Хухлаева. – М. : Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001. – 224 с., илл.