Критика вальдорфской школы
В современном мире вальдорфская методика переживает кризис адаптации, и ей все чаще приходиться отходить от классических постулатов. Школьная программа все больше усложняется, требуя не только учебников (которые не предусмотрены методикой), но и цифровых устройств, а также более интенсивного изучения естественных наук. Если ребенок заинтересован в естественно-научных предметах, то ему приходиться нанимать репетиторов, чтобы удачно поступить в вуз.
Хорошо ли отсутствие оценок? В идеальном обществе, наверное — да. Но детям приходиться по окончанию школы поступать в вузы и выходить в реальный мир. Где будут не только оценки их работ и знаний, но и оценки их самих. Когда же ребенку лучше столкнуться с системой оценивания? В обычной начальной школе, когда его психика активно формируется и адаптируется, или в 18 лет в вузе? Всегда нужно помнить, что главная задача родителей, способствовать социализации ребенка и его интеграции в мир людей.
Хотя методика и ставит перед собой цель развить полноценную личность, в ней существует большой перевес в сторону художественного и гуманитарного знания. Такой перевес происходит за счет сокращения естественно-научных знаний, которые составляют основу мышления взрослого человека. Школьные педагоги откровенно говорят, что ученики переходящие из вальдорфской школы в обычную, часто имеют пробелы в знаниях и проблемы с адаптацией.
Родители преимущественно выбирают вальдорфскую школу не за ее качества, а как избегание государственной школьной системы, со всем ее бюрократизмом, нагрузкой и иногда жестокостью. Но правильный ли это подход для ребенка? Вальдорфские школы частные и за них приходиться платить, не лучше ли родителям поискать стандартную школу (государственную или частную) более высокого уровня и с более сбалансированный моделью обучения. Ведь ребенку все равно придется войти в стандартную модель обучения рано или поздно.
Если вы боитесь, что ребенок проникнется философским учением вперемешку с религией, то вы правильно боитесь. Ведь основу вальдорфсокй педагогики составляет религиозно-мистическое учение Штайнера — антропософия.
Мы не можем посоветовать данную методику для использования. Да, в ней есть здравое зерно, которое выражается в гуманном подходе к процессу учебы и ученикам. Но такой подход предлагают и многие другие частные школы, в которых не будет религиозно-философского учения и псевдонаучности.
Насколько же Вальдорфская педагогика отвечает современному развитию ребенка, в рамках «Навыков 21 века»?
Кому подойдет вальдорфская методика
1. Детям с богатым внутренним миром, которые:
- способны долгое время заниматься одним и тем же делом;
- умеют сосредотачиваться на деталях;
- интересуются окружающими их предметами и любят взаимодействовать с ними;
- с готовностью откликаются на любую инициативу взрослых;
- покладисты и неконфликтны;
- любят сказки и с удовольствием воображают себя героями придуманных историй.
Однако таким детям трудно переключаться, им требуется время для принятия решения. Их не слишком интересуют подвижные игры и силовое взаимодействие. Им бывает сложно постоять за себя и защитить свои границы. Они ранимы и не сразу открываются посторонним. Неудивительно, что в обычном детском саду, в большой группе сверстников им некомфортно. Они зажимаются и часто болеют.
2. Детям, которым:
Часто таких детей с предметным мышлением считают не очень умными, и родители переживают за их будущее. На самом же деле, этим малышам просто не подходит большинство современных общеобразовательных программ, предполагающих развитое абстрактно-логическое мышление и задающих сумасшедший темп освоения учебного материала. В вальдорфской школе с этим ребенком будут говорить на понятном ему языке конкретики. Вернуться в обычную общеобразовательную школу он может, например, на этапе средней или старшей школы, когда будет к этому готов.
3. Вальдорфская педагогика подходит детям, которые не вписываются в детские коллективы и систему жестких правил и оценок, обладая при этом выдающимися интеллектуальными способностями. Такие дети, по большому счету, вообще не очень нуждаются в школе. Знания они впитывают из книг и окружающего мира, а школа им нужна только для социализации.
Педагогическая деятельность
Штейнер всегда поддерживал идею о том, что образование должно быть независимым от государства. В 1907 года публике было представлено сочинение Штейнера «Воспитание ребёнка с точки зрения духовной науки». Эта работа посвящена основным стадиям, которые проходит ребенок во время своего развития.
Штейнер считается основоположником Вальдорфской школы. Она представляет собой альтернативную образовательную систему. В ее основе лежат антропософские принципы.
Вальдорфская школа является общеобразовательной школой. В ней существует ряд принципиальных отличий от школы обыкновенной. Например, в младшей школе нет оценок и не используются учебники.
Считается что учебная программа должна соответствовать потребностям самого ребенка. Эти потребности выделяются на основе его антропософской гипотезы. Эта гипотеза касается триединства самого человека, четырех человеческих сущностей и учения о темпераменте.
Гипотеза о триединстве человека заключается в следующем: в человеке соединены три единства – Дух, Душа, Тело. Они представляет собой мысль, чувство и волю. Из этого следует вывод что помимо интеллектуального развития, педагогика должна влиять и на эмоциональное взросление ребенка, и на развитие волевых качеств.
По мнению Штейнера, у человека есть не только физическая сущность, а еще три сущности, которые невозможно воспринять, – они могут себя обнаружить лишь, выполняя действия. Эти три сущности представляют собой:
- эфирное тело (представляет собой рост и жизненные силы человека)
- астральное тело (представляет собой психические переживания)
- Я – духовная часть человека, которая является бессмертной
Замечание 1
Эти сущности появляются в человеке не сразу и не одновременно. Они появляются в соответствующей последовательности, временной промежуток между ними составляет примерно 7 лет.
За время обучения в школе, у ребенка должно сформироваться две сущности:
- эфирное тело
- астральное тело
Примерно в 7 лет у ребенка происходит ряд изменений в восприятии и мышлении. Ребёнок следует авторитету, вкладывает душевные силы в свое обучение, происходит формирование образной фантазии и памяти. В этот момент происходит зарождение эфирного тела.
Астральное тело начинает зарождаться в тот момент, когда человек входит в фазу полового созревания. В этот момент происходит интенсивное эмоциональное взросление, развивается абстрактное мышление, человек учится судить, рассуждать и мыслить свободно и самостоятельно, формирует собственное независимое мнение.
В возрасте 21 года по мнению Штайнера человек готов к саморазвитию.
Та или иная сущность Штайнера отсоветует определённому типу темперамента. По Штейнеру физическое тело – это меланхолик, эфирное тело представляется флегматиком, астральное тело – сангвиник, а Я – соответствует холерику.
Согласно теории Вальдорфской школы ребенку должна быть предоставлена возможность развиваться в собственном темпе
Для этой школы характерно использование натуральных материалов, учебники и игрушки не предоставляются в готовом виде, большое внимание сосредоточено на духовном развитии. Учебный материал предоставляется блоками, которые в рамках школы называются «эпохами»
Обучающий день делится на три основных блока:
- духовный (активное мышление)
- душевный (музыка и эвритмический танец)
- креативно – практический (рисование, лепка, шитье и так далее)
Модель построения уроков
Предметы в вальдорфской школе преподаются блоками, или эпохами, которые длятся по три-четыре недели. Содержание главного урока составляет какой-либо из основных школьных предметов: родной язык, арифметика, история, физика, химия, биология, геология, геометрия и другие.
Иностранные языки (обычно два) изучают уже с первых классов. Вначале устно, потом и письменно.
Как мы уже сказали, много времени отводится под уроки творческой направленности: музыка, различные искусства (рисование, стихи и пр.) и ремесла.
Отдельно стоит отметить физические упражнения и эвритмию. Эвритмия — это звук, выраженный в движении. Дети прыгают или танцуют, стучат палками и проговаривают стихи, или поют различные звуки алфавита.
Ранние духовные опыты
Еще в детстве маленький Рудольф ощутил, что в мире существует человеческая душа: он пережил встречу с некой духовной сущностью своей тети, которая умирала где-то вдали, и семья не знала еще об этом. Штайнер часто вспоминал потом это происшествие: оно не только его не испугало, но вызвало еще больший интерес и любопытство к духовной стороне познания мира. И вскоре это детское любопытство превратилось в его настоящую и всепоглощающую страсть.
Надо сказать, что и в дальнейшем его судьба в этом плане складывалась вполне удачно, и для него открывались такие двери, которые вряд ли были доступны обычному студенту. Его учителя, подсознательно видевшие в юноше неординарность, относились к нему не как к обычному ученику.
Особенности вальдорфской системы
Главная особенность методики Рудольфа Штайнера – это не форсировать интеллектуальное развитие ребенка, поэтому вальдорфские педагоги отрицают необходимость раннего развития ребенка. В детских садах не спешат учить чтению и математике, а в школах нет традиционных уроков и оценок. Школьный учебный материал преподается «эпохами», которые распределяются на 3–4 недели. Это дает ребенку возможность полностью погрузиться в изучаемую тему. Школьный день также разделен на три блока: на духовную, душевную и творческую части. До старшей школы у учеников нет традиционных учебников, только тетради, где они ведут записи. Особый упор делается на второстепенные для обычной школы предметы – музыка, рисование, эвритмия (сочетание танца, музыки и поэзии) и т.д. С первого по восьмой класс с детьми работает один учитель, который для них и руководитель, и наставник, и доверенное лицо. Более интенсивное обучение начинается после 12 лет, так как вальдорфцы считают, что к этому времени ребенок созрел для развития мышления. Главным считается умение учителя заинтересовать детей, увлечь их предметом. Много внимания уделяется междисциплинарному подходу.
Слайд 10Главная идея, положенная в основу вальдорфской педагогики, это идея общечеловеческого
образования. Школа не должна ставить перед собой иных задач, кроме
наиболее полного раскрытия заложенных в человеке задатков. Детство и юность не есть
подготовка к взрослой «жизни». Они представляют собой особые,
самоценные фазы развития, определяющие и формирующие физическое, психологическое и духовное здоровье личности. Ведущим понятием всего педагогического процесса и организации работы школы являются понятие «целостности», «намерение дать образование всему человеку, его мышлению, чувству, воле или, иными словами, его голове, сердцу и рукам». В любом обществе, где отдельный человек не является лишь средством, система образования должна быть построена на общечеловеческой основе. Вальдорфская школа может рассматриваться как модель такой общеобразовательной школы — нормальной школы для нормальных детей.
Рудольф Штейнер исходил из того, что человечеству необходимо обрести новое отношение к духовному миру, который для него являлся реальностью, принципиально доступной для человеческого познания и исследования. Наука, искусство и религия для него
всегда составляли единство, внутри которого и должна полноценно
развиваться отдельная человеческая личность. Главное, чтобы куль-
тура личности не осуществлялась за счет потери живой связи чело-
века с его духовными корнями. И по Штейнеру, этого можно добиться только на основе индивидуальной непосредственной связи
человека с миром духа. Только на этой основе можно здоровым образом соединить болезненный разрыв между верой и знанием,
наукой, искусством и религией.
Общественная деятельность
Штейнер был активным сторонником социальной реформы. Он активно распространял петицию со своими мыслями относительно социального развития.
Основная его книга, посвящена этому вопросу, – «Сущность социального вопроса в жизненных необходимостях настоящего и будущего» была весьма популярна. Согласно Штейнеру, выделяйся три основные сферы – культурная, политическая и экономическая – которые должны тесно взаимодействовать при этом, сохраняя автономность.
Каждая сфера должна выполнять поставленные перед ней основные задачи. Политическая сера должна защищать права человека, культурная сфера должна развивать науку, искусство, образование, религию. Экономическая сфера должна следить за взаимодействием производителей, распространителей и потребителей. Он считал, что эти три основные сферы должны быть равноправными, преобладание какой-то из одной ведет к разрушение нормального развития общества.
Основные идеи вальдорфской педагогики
Рудольф Штайнер был гуманистом, уважающим личность каждого ребенка, поэтому в основе его методики лежат:
гармоничное развитие личности, сочетание духовного, интеллектуального и физического развития;
поэтапное и неторопливое освоение материала;
опора на органы чувств и на сенсорное познание мира – через ощущения, через внимание к предметам и деталям;
тесное взаимодействие ученика и педагога;
отсутствие оценок и, как следствие, конкуренции между учениками;
любовь к природе и натуральным материалам.
Этапы обучения
- Дошкольный период. Упор на физическое развитие ребенка. Развитие его мелкой моторики через имитацию.
- Младшая и средняя школа. Развитие эмоционально-волевой сферы, памяти и образного мышления через театрализацию. Обучение в начальных классах ведется без учебников.
- Старшая школа. Развитие абстрактного мышления и логики через освоение точных наук. Появление оценок.
На каких принципах строится вальдорфское обучение
Есть несколько важных особенностей, которые в корне отличают такую систему обучения от стандартной.
К ним относятся такие, как:
Отказ от деления групп по возрасту. Это позволяет учитывать особенности каждого ученика, создавать более комфортную обстановку, в которой нет отстающих и выраженных лидеров.
Сохранение духа детства. Многие специалисты отмечают, что современные учебные программы требуют от ребенка отказываться от детства, значительно быстрее становиться серьезным не по годам. Все это наносит сильный эмоциональный вред, формирует психологические проблемы, стресс.
Особый подход к созданию оформления учебного помещения
Большое внимание уделяется природным материалам. Не используются компьютеры и телевизоры
При этом многие школы имеют собственные небольшие огороды, животных, за которыми ученики ухаживают. Это помогает формировать стойкое ощущение эмпатии. Дети больше времени проводят на улице, на свежем воздухе.
Учет особенностей детского мозга. Занятия до пятого класса сосредоточены на групповых обсуждениях различных историй, музыки, рисования. В период с пятого по восьмой класс большое внимание уделяется активному творчеству, формированию способности к абстрактному мышлению. Занятия по академическим дисциплинам начинаются только со старших классов.
Разделение изучаемого материала на отдельные блоки. Обычно чтобы изучить один такой блок уходит от трех до четырех недель.
Внимание к творчеству и духовному развитию. При этом социальные навыки тренируются значительно более плодотворно, чем в обычной школе. Ребенок учится тренировать свою способность не просто контактировать с другими людьми, но и лучше их понимать. Серьезный вклад в это вносит использование сюжетно-ролевых игр.
Большая вовлеченность семьи, чем в обычной школе. Чаще проводятся различные мероприятия, в которых участвуют не только дети, но и родители.
Контроль смены ритма в обучении. Активные занятия правильно чередуются с пассивными. Это позволяет не только контролировать затраты энергии, но и улучшать концентрацию внимания.
При этом большой акцент делается
на принцип «душевной экономии». Он направлен на то, чтобы не создавать у
ребенка ощущения отторжения при занятиях самыми разными дисциплинами.
Некоторые предметы, которые есть
в системе вальдорфской педагогики, не встречаются в обычной школе. К ним
относятся такие, как эвритмия.
Уделяется максимум внимания и личности преподавателя. Он умеет оценить темперамент ребенка, особенности его восприятия, тип работы сигнальной системы. На основании такого индивидуального подхода удается формировать прочный авторитет педагога, на который дети ровняются и пропитываются настоящим уважением. Это также создает пример для подражания.
К доске
Несмотря на то, что популярность вальдорфской методики воспитания в России набирает обороты, и количество вальдорфских детских садов неуклонно растет, вальдорфских школ у нас пока немного. Это и неудивительно: вальдорфская педагогика разительно отличается от традиционной. В качестве основных отличий можно отметить отрицание оценок не только в начальной, но и в средней — вплоть до 8 класса — школе (в конце года родители ученика получают табель-резюме, повествующее о его достижениях), и отсутствие учебников как таковых (на уроках дети работают в специальных тетрадях, которые и являются обучающими книгами). Обучение рассчитано на 12-13 лет (никаких «перепрыгиваний» через класс!), при этом в школу ребята идут только по достижении 7-летнего возраста.
Имейте в виду, что если ваш ребенок пойдет в вальдорфскую школу, а затем вдруг по каким-то причинам вы решите покинуть ее, в обычном общеобразовательном учреждении он сможет присоединиться только к ребятам, обучающимся двумя классами «ниже» (т.е. вместо 7-го класса его примут в 5-й). Из чего ясно следует, что обязательная образовательная программа вальдорфской школы все же отстает от общепринятой у нас в стране. И, как это логично вытекает из принципов вальдорфской педагогики, предметы, являющиеся второстепенными для обычной школы (музыка, рисование, природоведение и т.п.), в вальдорфском образовательном учреждении становятся основными на первые восемь лет обучения
Впрочем, есть у вальдорфских школ и плюс, который несомненно оценят современные родители — пристальное внимание здесь уделяется изучению иностранных языков. С первого же класса дети изучают их два, причем погружение в языковую среду происходит максимально органично — через народный фольклор (народные песни, потешки, стихи и т.п.)
Не зря вальдорфскую школу часто называют «школой жизни»: можете быть уверены, здесь ребенок быстрее, чем где бы то ни было научится печь пирожки, садить цветы и вязать на спицах. Главный принцип обучения — накапливание жизненного опыта путем переживаний, а не пустая зубрежка теорий. Отсутствие уверенности в том, что вальдорфская школа не дает ребенку реальных знаний для продолжения образования, например, в институте или университете, вынуждает многих родителей скептически относиться к этой педагогике. Но то, что дети в вальдорфской школе учатся без страха и сомнений (отметок-то нет — чего бояться?), с удовольствием и радостным удивлением, безусловно, заставляет симпатизировать. И если вы психологически готовы к тому, что ваш ребенок начнет изучать геометрию в первом классе посредством вождения хороводов и подвижных игр, можно попробовать познакомиться с вальдорфской системой обучения поближе.
Список вальдорфских школ и вальдорфских детских садов, которые работают в России, вы можете .
Больше полезных материалов о детском воспитании — в нашем канале на .
Слайд 7Основными принципами вальдорфской педагогики являются: Антропоцентризм; Образование ребенка является следствием его
потребностей, а не социального заказа того или иного общества;
Гармоничность
развития всех составляющих человека (тела, воли, чувств, разума);
Обучение дедуктивным путем, от общего к частному, от идеи — к ее реализации;
Историчность — воспроизведение в процессе обучения основных этапов человеческой эволюции: занятия земледелием, ремеслами, искусством, наукой;
Цикличность — использование естественных, т.е. суточных, сезонных и астрономических (астрологических), ритмов;
Эвристичность — детям не навязывают готовых правил, а дают воз можность сделать вывод самим; художественность всего обучения.
Рудольф Штейнер, биография
Как вы уже заметили, фамилия этого незаурядного философа может озвучиваться по-разному: мы даем здесь двоякое ее написание, чтобы большему количеству людей стало известно это имя.
В краткой автобиографии, описанной в книге «Мой жизненный путь», Рудольф Штайнер предоставляет нам о себе такие сведения: родился в Нижней Австрии, в северной ее части, недалеко от Дуная. Его родители жили дружно, мальчик рос в атмосфере любви и согласия. Из-за постоянных разъездов семьи (отцу по роду службы — а служил он на местной железной дороге) маленькому Рудольфу удалось побывать в самых разных местах и повстречать людей, впечатления о которых наложили отпечаток на всю его дальнейшую судьбу. Так, Штайнер говорил впоследствии:
Биография Рудольфа Штайнера
Рудольф Штайнер – знаменитый австрийский философ, педагог, оккультист 20 века.
Рудольф вырос в небогатой семье, его отец был телеграфистом, из-за чего семья была вынуждена часто менять место жительства.
Рудольф сначала учился в сельской школе, затем перешел на домашнее обучение. По окончанию школы он поступил в венский технический университет.
С 1888 по 1897 год он работал в архиве Гёте в Веймаре. В это время он пишет несколько книг основанных на философии Гете.
В 1891 году Штайнер получил степень доктора философии в Ростокском университете в Германии.
В 1894 году выходит по мнению Штайнер самая значимая его работа «Философия свободы», которая посвящена этике, и которая по мнению автора может помочь людям освободиться духовно.
В 1897 году Штайнер переезжает в Берлин и становится редактором журнала «Magazin für Literatur».
С 1900 года Штайнер стал выступать с лекциями, посвящёнными антропософии, эзотерике, тем самым привлек к себе внимание теософов и представителей масонства. С 1902-1910 годы Рудольф Штайнер опубликовал ряд работ, повещённых теософии
Его сочинения наполнены идеями гуманизма, что противоречило идеям оккультизма, сложившимся в то время
С 1902-1910 годы Рудольф Штайнер опубликовал ряд работ, повещённых теософии. Его сочинения наполнены идеями гуманизма, что противоречило идеям оккультизма, сложившимся в то время.
В 1912 году Штайнер решил основать свое собственное Антропософское общество.
В 1919 года он основал новую педагогическую методику и первую Вальдорфскую школу в Штутгарте.
Штайнер сделал большой вклад в несколько областей науки:
- сельское хозяйство,
- искусство,
- живопись,
- архитектуру,
- культуру,
- политику.
Вальдорфская школа
Поразительно то, что вальдорфская педагогика, нашедшая свое практическое воплощение в Первой школе, сразу создается со всеми теми инновациями, которые характеризуют ее и по сей день. Создается впечатление, что Р. Штайнер лишь терпеливо ждал подходящего момента, чтобы осуществить годами вынашиваемые им педагогические идеи. Перечислим коротко те основные инновации, которые осуществил Р. Штайнер в «материнской школе» вальдорфского движения:
- специфически возрастная ориентация учебного плана и методов обучения;
- содержание образования ориентируется на духовные потребности каждой возрастной ступени и служит духовно-душевному развитию ученика;
- принцип классного учителя, который «ведет» свой класс с первого по восьмой год обучения;
- классный учитель ответственно в сотрудничестве со своими коллегами, в кооперации с родителями «выстраивает» весь учебный процесс и обладает значительной степенью педагогической свободы;
- для ребенка младшей и средней школы учитель важней предмета;
- возрождение традиции устного рассказа учителя, материалом для которого служат культурно-исторические предания человечества (сказки, легенды о святых, басни, библейская история, мифология народов мира, сцены из древней и средневековой истории, биографии выдающихся исторических личностей и проч.);
- рассказыванию и пересказу ежедневно отводится специальное время урока;
- интеграция театральных постановок этих сюжетов в учебный процесс;
- особый акцент на художественный, эстетический элемент в преподавании, а также на рукоделие и ремесла;
- в учебный план включены живопись, пластицирование, музыка, эвритмия, рукоделие (также и для мальчиков), ремесла — работа по дереву и металлу (также и для девочек), садоводство;
- таким образом, через многообразную практическую деятельность, развивается волевая культура ученика;
- совместное обучение мальчиков и девочек, а также отсутствие разделения по социально-материальному признаку;
- школа — есть школа для всех;
- отмена цифровой оценки (отметок);
- отмена второгодничества;
- школа, таким образом, перестает быть местом раздачи социальных шансов и селекции — сортировки учеников на хороших и плохих;
- каждый может свободно и беспрепятственно развиваться в соответствии со своими индивидуальными особенностями;
- терапевтический аспект педагогики;
- введение «гигиенической организации преподавания», ориентация на ритм дня, недели, года;
- предметы преподаются «эпохами» — в течение 3—4 недель один предмет на первом сдвоенном уроке;
- это ведет к концентрации учебного материала, а также дает возможность учителю для органического, последовательного развития материала в течение «эпохи».
- связанная с терапевтическим аспектом интеграция врача в жизнь школы;
- последний участвует в конференциях и преподает;
преподавание двух иностранных языков с первого класса по особым методам;
4 стр., 1878 слов
Учебная деятельность детей с нарушением слуха
… в развитии, затрагивающих как познавательную деятельность, так и личность ребенка в целом. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья) … аппаратуры) восприятием словесной речи только в условиях специального обучения. 2. Позднооглохшие дети, «глухие, сохранившие речь» – те, кто потерял слух в том возрасте, когда …
- еженедельные конференции учителей с целью постоянного обновления педагогики через углубление познания человека и практического дальнейшего образования и профессионального развития учителя;
- этому служат обсуждения отдельных учеников или целых классов, а также обсуждение вопросов методики и дидактики;
коллегиальное самоуправление школы учителями;
совместная работа родителей и учителей, посвященная общей задаче воспитания;
Придавая большое значение среде, в которой обитает ребенок, Штейнер много внимания уделяет архитектуре, оборудованию, убранству помещений. Пастельные тона, природные, естественные материалы должны создавать радостное, солнечное настроение.
Все эти инновации Р. Штайнер выдвинул как требования к современной школе, а также практически осуществил их в Первой вальдорфской школе. Также им, совместно с учителями, был разработан ряд новых импульсов в методике и дидактике преподавания отдельных дисциплин. Само собой разумеется, что традиционному преподаванию естественных наук — математики, физики, биологии, химии — уделяется также очень серьезное место.
Заключение
Рудольф Штайнер, без сомнения, является одним из самых интересных, удивительных и одновременно спорных явлений духовной жизни ХХ столетия: он — редактор и издатель естественнонаучных трудов Гёте, все значение которых было им впервые открыто и сделано плодотворным для культуры; автор значительных трудов в области философии и теории науки; как основатель антропософии он сделал попытку создать методы исследования духовной стороны мира и человека; им были даны значительные импульсы в архитектуре, театральном искусстве, создано новое искусство движения — эвритмия; основанный им метод ведения сельского хозяйства является пионером экологического сельского хозяйства, а идеи в области социальной жизни положены в основу деятельности многих учреждений, консультационных фирм и банков; и, наконец, нельзя не упомянуть о вдохновленной им лечебной педагогике и медицине. Однако наибольшую известность его имя получило в связи с широким распространением педагогических учреждений — прежде всего детских садов и школ — работающих на основе созданной им педагогики. Учение и обучение являются, пожалуй, основным мотивом всей его жизни.
Источники
//URL: https://psychoexpert.ru/referat/pedagogika-rudolfa-shtaynera/
Егоров С. Ф., Лыков С.В., Волобуева Л.М. Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. С. Ф. Егорова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.
Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. П 24 Б. М. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.: ил.