Средства и методы воспитания
В соответствии с целями одни и те же средства воспитания действуют по-разному. В педагогике используются понятия «средства воспитания», «методы» и «приёмы» воспитания. Их не всегда можно разграничить, так как параллельно развиваются разные научные школы и понятия переплетаются.
Средства воспитания – это самое широкое понятие. Это всё, что может использоваться в процессе воспитания – люди, явления, вещи (педагог тоже средство). Методы – это способы влияния воспитателя на чувства, сознание, психику воспитанника для решения задач воспитания. Приёмы воспитания – это частные проявления конкретных методов.
Ценность методов воспитания, помимо организующего и воспитывающего действия, заключается в обратной связи (есть и специальные методы обратной связи), позволяющей анализировать процесс воспитания, корректировать взаимодействия и воздействия, прогнозировать направление развития личности и коллектива.
Педагогический процесс не сводится к набору средств и методов. Великий психолог и педагог А.С. Макаренко отмечал непрерывный характер воспитания, «даже когда вас нет дома». Ведущим является только один метод, который меняется по ситуации, при этом остальные методы его дополняют.
Качества, которые необходимо развивать педагогу
Неисчислимое разнообразие методов (полного перечня не существует) воспитания говорит о сложности этого занятия и об ответственности педагогов (прежде всего, родителей) за будущий результат.
Навыки общения с детьми – это не врождённые качества, они приобретаются и развиваются в процессе обучения
Обратим внимание на работу замечательного отечественного психолога Ю.Б. Гиппенрейтер, где систематизированы важные принципы и необходимые упражнения. В современной педагогике примерно выделен следующий ряд необходимых качеств воспитателя: это коммуникативные способности (устанавливать контакт и общаться), перцептивные способности (чувствовать психологическое состояние воспитанника и прогнозировать развитие личности), академические способности (правильно организовывать деятельность детей), дидактические способности (доносить информацию), рефлексивные способности (профессиональная самооценка)
В современной педагогике примерно выделен следующий ряд необходимых качеств воспитателя: это коммуникативные способности (устанавливать контакт и общаться), перцептивные способности (чувствовать психологическое состояние воспитанника и прогнозировать развитие личности), академические способности (правильно организовывать деятельность детей), дидактические способности (доносить информацию), рефлексивные способности (профессиональная самооценка).
Понятие воспитания и его педагогическое значение
Определение 1
Воспитание – это педагогическая категория, которая составляет основу личностного развития. Процесс воспитания является важным направлением духовного и нравственного развития общества. Оно составляет фундамент социального развития и обеспечивает его прогресс.
Процесс воспитания предназначен для передачи, имеющегося исторического, культурного, социального опыта между поколениями.
Воспитание является главнейшей педагогической категорией, поскольку содержит в себе общечеловеческие ценности и общечеловеческую значимость.
Развитие воспитание происходит наравне с развитием социума. В зависимости от ступени общественного развития, особенностей его функционирования, социально-экономических процессов происходит изменение целевого назначения воспитания, его содержания, методов и приемов воспитательной работы.
Понятие «воспитание» не относится к естественным терминам природного происхождения. Оно является результатом исторического развития, осознанной и рациональной деятельностью общества и отдельной личности.
Только посредством эффективной организации воспитательной деятельности можно достичь процветания страны, ее значимости и сформировать здоровую во всех аспектах нацию.
Воспитание, на протяжении всех исторических этапов развития общества занимало приоритетное положение в педагогике
Ему отводилось более важное значение, нежели образованию
Воспитание является таким направлением педагогической деятельности, влиянию которого подвергаются все представители человеческого рода. Оно является всеобъемлющим процессом, поскольку начинается с рождения и проходит в течение всего жизненного периода личности.
Замечание 1
Воспитание способствует формированию основных личностных качеств. Только посредством воспитания человек социализируется и становится личностью.
Педагогическая наука нацелена на упорядочивание процесса воспитания, обеспечение условий для его безопасности и продуктивности.
Процесс воспитания находится в неразрывной связи и взаимодействии с процессом обучения. Они не могут существовать и функционировать по отдельности.
Воспитание оказывает влияние на формирование психологических сторон личности, развивает ее физически и духовно. При этом, сам процесс воспитания испытывает воздействие со стороны внешней среды и, во многом зависит от текущего этапа развития общества, направленности государственной политике в сфере образования и воспитания, уровня экономического развития и культурного аспекта.
Педагогическая наука рассматривает воспитание, как особым образом построенный процесс установления взаимоотношений между участниками воспитательного процесса: педагогами и учащимися, направленный на адаптацию личности в социуме, принятие ею духовных ценностей, формирование нравственных ориентиров, идей, взглядов, социального опыта.
Педагогическое значение воспитания проявляется в следующем:
- Данный процесс направлен на формирование полноценной, разносторонней личности, наделенной гуманистическими качествами;
- Помогает привить общественно приемлемые нормы поведения и усвоить культурные ценности;
- Благоприятно сказывается на формировании волевых качеств личности;
- Способствует усвоению культурного наследия, научных знаний и гражданских норм;
- Воспитание формирует патриотические качества личности и помогает выработать гражданскую позицию;
- Благотворно сказывается на раскрытии природных задатков и талантов личности;
- Помогает приспособиться к общественному устройству и его изменениям.
Сущность процесса воспитания
Под воспитанием понимают процесс формирования личности. Этот сложный процесс включает в себя еще и обучение в образовательном учреждении.
К воспитанию всегда прилагается фактор воздействия среды и соцокружения ребенка. Психологический фактор воспитания подразумевает перевод ребенка из одного психологического состояния в иное. Итогом этого станет перевод опыта, знаний и норм в убеждения личностного характера, которые отражаются в поведенческом проявлении. Воспитание влияет на образование структуры личности.
Схематически сущность воспитания отобразить можно так:
Правила и знания ценностей -> воспитание -> поведение, формирование определенных личностных качеств.
Педагоги, в отличие от психологов, понятие воспитание в педагогике трактуют иначе. С педагогической точки зрения воспитание – это взаимодействие педагогов с воспитанниками, в результате чего воспитуемые получают духовный опыт и начинают впитывать в себя набор общепринятых ценностей. Педагогическое воспитание особый акцент делает на объекте воспитания. Подразумевается личностно-деятельный подход к воспитательному процессу. Отечественная теория воспитания поддерживает и активно пропагандирует эту теорию.
Современная теория делает акцент на непрямом воздействии
Она указывает на важность социального воздействия между воспитанником и педагогом. Результатом трудов педагога станет изменение сознания и поведенческой линии ребенка
Российская концепция воспитательного процесса отвечает на вопрос, в чем выражается воспитание, выделив определенные категории. Это:
- взаимодействие;
- сотрудничество;
- доверительные отношения между двумя сторонами воспитательного процесса;
- социальная ситуация, влияющая на развитие;
- педагогическая ситуация.
На практике воспитание подразумевает совместную работу воспитателя и ребенка в отношении развития. В этом случае у каждого участника отношений свои роли, цели и принципы взаимодействия.
На воспитание влияют такие независимые от воспитателя факторы, как:
- семья;
- школа;
- общественные компании;
- культура и искусство;
- экономическая, а также социальная ситуация в государстве.
Факторы определения содержания воспитания делают воспитание интересным, но, одновременно с этим, и сложным. Сложность в том, что процесс воспитания становится трудно управляемым.
Изучить тему «Развитие системы образования в России» и составить таблицу «Структура системы образования в России»
Для выполнения данного задания воспользуйтесь любым учебным пособием(Дука Н.А. Введение в педагогику. Учебное пособие)
История педагогики, Джуринский А.Н., 2000.
по истории педагогики и заполните таблицу
Период | Цели воспитания | Образовательные учреждения | Выдающиеся педагоги |
Киевская Русь 10-13век | Любовь к Богу, строгое выполнение церковных обрядов. Чтение. | «Школа учения книжного». Киев Церковь св. Ильи на Подоле. Киев Семья | Кирилл Туровский Владимир Мономах Климент Смолятич |
Московская Русь 13-17 | Привитие морально-этических правил жизни (мужество, настойчивость, трудолюбие, бережливость и др). Патриотизм. Общая грамотность, (с 16 века) | Училище при Андреевском монастыре Школа Спасского монастыря Типографское училище Православные храмы. Школы грамоты | Сергий Радонежский Стефан Пермский Епифаний Славинецкий Ф.М. Ртищев Симеон Полоцкий |
Россия 18 | Обучение иностранным языкам Появление обучения узким специальностям Обучение математике | Школа математических и навигацких наук Морская Академия Хирургическая школа Славяно-греко-латинская академия Цифирные школы Академия наук Московский университет Смольный институт Государственные школы | Г. Фарварсон Леонтий Филиппович Магницкий Эрнст Глюк Феофан Прокопович Федор Поликарпов Василий Никитич Татищев Иван Тихонович Посошков Михаил Васильевич Ломоносов Александр Николаевич Радищев Иван Иванович Бецкий Ф.Г. Дилътей |
Россия 19 | Все основные предметы(грамматика, математика, история, география, физика, естествознание и тд) | Харьковский университет Казанский университет Царскосельский лицей Приходские школы Уездные училища Гимназии Университеты | Н. Я. Озерецковский С.М. Румовский Ф.И. Янкович де Мириево М.Н. Муравьев М.М. Сперанский С.С. Уваров А.В. Головнин Таврическое училище (М.И. Семевский, Д.Д. Семенов, О.Ф. Миллер) Василеостровская школа (В.П. Острогорским, Л .Н. Модзалевский) школа в г. Воронеже (Бунаков), Яснополянская школа (Л.Н. Толстой) Николай Александрович Добролюбов Николай Иванович Пирогов |
Россия начало 20 | Высшие начальные училища Начальных ремесленные училища Низшие и средние технические училища Частные экспериментальные учебно-воспитательные учреждения: «Дом свободного ребенка», «Сеттльмент», «Детский труд и отдых» | Н.К. Крупская Павел Николаевич Игнатьев К.К. Сент-Илер К.Ю. Цирулъ Петр Федорович Каптерев Василий Порфирьевич Вахтеров И.А. Сикорский | |
Советская Россия | Жесткое подчинение личности и её интересов обществу, внедрение в сознание учащихся политико-идеологических доктрин. Знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности, развитие творческой деятельности | трехлетние общеобразовательные школы трехлетние вечерние школы техникумы и другие учебные заведения | С.Т. Шацкий М.М. Пистрак А.С. Толстов Н.И. Попова В.В. Зенъковский Виктор Николаевич Шульгин Сергей Иосифович Гессен Антон Семенович Макаренко |
Новейшее время | Приобретение знаний, умений, формировании характера. Распределение по различным профессиональным и общественным слоям. | Частные учебные заведения | М.Н. Кузьмин Т.Ю. Гроссман А.И. Бороздин С.Н. Лысенкова И.П. Волков Е.Н. Ильин Т.И. Гончарова А. Пинский А.С. Бубман А. Кспржак Е.С. Токалер С.А. Померанцев |
Назначение воспитательного процесса
Современное воспитание подразумевает реализацию многочисленных задач:
- формирование развитой во всех отношениях личности;
- внедрение в сознание взрослеющего человека культурных и значимых с социальной точки зрения ценностей;
- привитие нравственных стереотипов;
- развитие силы воли, а также эмоциональной устойчивости;
- интерес к научным и различным культурным ценностям, а также значимым общественным достижениям;
- воспитание патриотизма;
- создание условий для развития познавательной деятельности;
- развитие способности подстраиваться под любую социально-политическую обстановку и культурную жизнь общества.
Основные формы воспитания детей в современной педагогике
Формы воспитания — это методы, которые используют для реализации процесса воспитания; способы организации индивидуальной и коллективной учебной деятельности.
Система воспитательных форм включает типологии по различным основаниям.
Классификация воспитательных форм по количеству участников
- Индивидуальные (воспитатель — воспитанник): консультация, беседа, обсуждение, совместный поиск решения проблемы, выполнение общего поручения и т.д.
- Групповые (воспитатель — группа воспитанников): творческие группы, кружки, беседы, дискуссии, конкурсы, викторины, трудовая деятельность и пр.
- Массовые (воспитатель — несколько групп): театральные представления, концерты, спортивные соревнования, походы, турслеты и др.
Типология форм воспитания по методу педагогического воздействия
- Словесные: собрания, линейки, встречи, лекции, конференции и т.д.
- Практические: субботники, походы, олимпиады, спортивные состязания, экскурсии, конкурсы и др.
- Наглядные: посещение музеев, выставок, просмотр фильма, рассматривание стенгазет и пр.
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
Похожие термины:
гр. – против алкоголя) – составная часть нравственного и духовного воспитания человека. Оно выражается в применении специальных форм и методов воздействия на сознание и поведение детей с целью п
гр. – против курения) – это воспитание неприятия табака и табакокурения, воспитание убеждения в его вредности, просвещение в вопросах влияния табакокурения на организм, о последствиях вредной пр
так в 30-е годы ХХ-го столетия в отечественной педагогике называлось воспитание, направленное против религии и религиозных убеждений. В послевоенные годы оно стало одним из основных направлений си
гр. – воспитание неверия в Бога) – одно из направлений содержания коммунистического воспитания и образования населения и, в первую очередь, детей, основанное на атеизме как государственной идеол
audiovisual education) – составная часть художественного, культурологического воспитания, состоящая в совместной деятельности воспитателя и воспитанника и направленная на усвоение аудиовизуальной культ
семейное и общественное воспитание детей дошкольного возраста.
формирование сознания и поведения посредством серии уроков по специальным учебным курсам. Например, курс обучения разрешению конфликтов.
организация и обеспечение ухода и целенаправленное воспитание детей в условиях интернатного учреждения, подготовка их к самостоятельной жизни.
воспитание, основанное исключительно на слепом признании авторитетов и предусматривающее беспрекословное подчинение воспитанников.
воспитание, основанное исключительно на слепом признании авторитетов и предусматривающее беспрекословное подчинение воспитанников их воспитателям.
направление в педагогической теории и практике США, Канады и стран Западной Европы (1960-1970-е гг.); основная цель-не прямая передача воспитанникам общечеловеческого ценностного опыта, а формирование
гр. – народ, описывать) – это воспитание демографической культуры и поведения сознательного отношения человека к формированию семьи, деторождению и самосохранению. Такое воспитание возможно на
Процесс воспитания приемных детей после усыновления или помещения в приемную семью требует от приемных родителей определенных педагогических знаний. П.д.в. протекает легче, если ребенок берется
имеющее иерархическую структуру, хронологически очерченную учебновоспитательную систему, охватывающее учебные заведения от дошкольных до высших. -Воспитание неформальное – процесс, посредство
форма организации учебной деятельности учащихся, основанная на учете их интересов, способностей, мотивации, диспозиции личности и других половозрастных особенностей. Суть формы состоит в делени
(от лат. dis приставка, сообщающая понятию противоположный смысл + социальное воспитание) — целенаправленное формирование антисоциальных созна ния и поведения у членов криминальных и тоталитарных
естественный процесс влияния на ребенка и его развитие условий семьи, домашнего окружения, родителей и близких. Домашнее воспитание – это и результат влияния на ребенка всех факторов семьи и дома
направление в пед. теории и практике, имеющее целью социальную, духовную и нравств. подготовку к сознательному и активному участию в решении важнейшей проблемы современности — установления мира,
формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека. В. д. — это воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и др.
следует рассматривать как: -развитие навыков составления и реализаций планов действий по достижению совместных результатов, успехов в воспитании здорового образа жизни; -как систему достижения с
Что такое воспитание, и какую роль оно играет в обществе
Воспитание — это спланированный и целенаправленный процесс формирования личности для подготовки ее к дальнейшей жизни в обществе согласно с принятыми в нем моделями поведения.
Для изучения воспитательного процесса и законов его организации существует отдельная наука — педагогика.
Значение воспитания в социуме определяется, исходя из его целей:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
- Формирование отношения личности к окружающему миру и к самому себе, определение собственного места в обществе.
- Всестороннее личностное развитие, предполагающее духовное богатство, морально-нравственные устои, физическое здоровье. Человек, обладающий этими качествами, способен бороться с жизненными трудностями.
- Воспитание социально-интегрированной личности, то есть человека с адекватным восприятием себя и мира, умеющего выстраивать бесконфликтные отношения с окружающими.
- Становление личности, приобщенной к культуре: развитие вкуса, творческого потенциала и духовных качеств человека.
- Взращивание гражданской ответственности, патриотизма, чувства справедливости в индивиде.
- Привитие самостоятельности, подразумевающей умение человека самосовершенствоваться в условиях окружающей действительности.
- Вырабатывание в человеке качеств, позволяющих определить собственное «Я», самореализоваться и самоутвердиться.
Виды воспитания, по каким признакам классифицируются
Педагогическая деятельность классифицируется по различным основаниям:
- по институциональному признаку (семейное, школьное, внешкольное, религиозное и т.д.);
- по содержанию (умственное, трудовое, физическое);
- по принципу доминирования и стилю отношений между воспитателем и воспитанником (демократическое, свободное, авторитарное);
- по воспитательным объектам (нравственное, половое, правовое, экономическое, патриотическое, гражданское, интернациональное и т.д.).
Основные виды воспитания
- Умственное, то есть направленное на развитие интеллекта. Особенностью данного вида является побуждение к самостоятельному изучению мира и самопознанию.
- Трудовое, ориентированное на привитие чувства ответственности к труду, стимулирование реализации творческого потенциала и накопления профессиональных компетенций.
- Нравственное, представляющее собой способ создания и передачи нравственных устоев в обществе.
- Эстетическое, создающее восприятие действительности через призму эстетики, развивающее умение видеть прекрасное.
- Гражданское, в результате которого в характере человека появляются такие качества как ответственность и уважение к семье, окружающим и государству.
- Экономическое, в ходе которого развивается разнонаправленное экономическое мышление человека.
- Экологическое, содержание которого ориентировано на выработку отношения к природе как к ценности.
- Правовое, то есть разъяснение прав и обязанностей индивиду, утверждение о необходимости их соблюдения, а также объяснение неизбежности несения ответственности за нарушение.
- Свободное, предполагающее оказание помощи воспитываемому со стороны воспитателя в процессе свободного развития ребенка и познания им действительности.
- Семейное. Этот тип является ключевым компонентом в интеграции человека в общество. Общий результат воспитания находится под влиянием ценностей, жизненного стиля и отношений, перенятых из семьи.
- Конфессиональное или религиозное, подразумевающее воспитание верующего человека с помощью внушения какого-либо мировоззрения, основанное на приписывании обычным вещам священности.
- Социальное. Этот вид является составляющей социализации, достигаемой за счет последовательного создания необходимых условий и контакта.
- Школьное, организованное в рамках учебного процесса. В этом случае важна роль педагога. В приоритете создание благоприятной атмосферы в коллективе.
- Внешкольное, реализуемое во внешкольных учреждениях, занимающихся образовательно-воспитательной деятельностью, а также разного рода обществах.
Проблемы воспитания
Точно также, как не существует исчерпывающего перечня педагогических методов, не существует и полного перечня педагогических проблем. Человек развивается разносторонне – есть соответствующие формы воспитания – физическое, умственное, социальное, духовно-нравственное. Соответственно, в каждой сфере присутствуют специфические проблемы. Существуют особые педагогические проблемы в неполных и многодетных семьях. Отдельная проблема – это желание и способность (см. необходимые навыки) воспитателя решать проблемы. В этом смысле кризисы (возрастные и прочие) являются своего рода проверками воспитателей на наличие и тяжесть допущенных ошибок.
Несмотря на всё множество и разнообразие, во всех проблемах есть нечто общее. А.С. Макаренко указывал на сопротивление личности, когда её начинают воспитывать, однако для «проблемных» (беспризорных) детей он принципиально не использовал каких-либо специальных методов, а работал с ними так, чтобы они смогли стать счастливыми самостоятельными людьми. Для этого необходим гармоничный, авторитетный стиль воспитания. Нарушения этой гармонии вполне устойчивы и формируют характерные проблемные стили (паттерны) воспитания.
Стили воспитания
По исследованиям Д. Баумринд известны три стиля родительского воспитания – авторитарный, авторитетный (правильный) и либеральный (попустительский). Отдельно позже Э. Маккоби и Д. Мартин выделили отчуждённый, индифферентный (самый худший) стиль. В чистом виде эти стили не встречаются. Их изучение позволит проанализировать свой стиль и исправить ошибки самостоятельно, или с помощью квалифицированных специалистов:
A
Авторитарный стиль. Его цель воспитать детей послушными и исполнительными. Характерны контроль во всём без права выбора и инициативы, ультимативное общение без объяснений и эмоциональной поддержки, управление запретами и угрозами. В результате дети закрываются и остаются беззащитными, они не доверяют родителям и впереди болезненный кризис. Формально внешне всё может выглядеть благополучно, но это катастрофа на духовном и душевном плане. Ребёнок становится нервным и конфликтным, воспитаны тревоги, мнительность, настрой на неудачи (независимо от действительных успехов) и отсутствие внутреннего контроля (из-за ожидания внешнего контроля). Простой тест для родителей на авторитарность – в течение одного дня вести запись количества замечаний и похвал (моментов эмоциональной поддержки, объятий).
B
Либеральный (снисходительный, попустительский) стиль. Очень распространён наряду с авторитарным. Характерны заниженные требования и высокий эмоциональный отклик. Родители как бы дружат с детьми, фактически же отстранены от воспитания и только поправляют ребёнка, когда его поведение совершенно недопустимо – его могут, критиковать, высмеивать или даже наказывать физически. Дефицит родительского внимания часто мотивирован отсутствием времени
При этом ребёнок не может догадаться, что его любят и начинает привлекать внимание недопустимым поведением. Воспитывается эгоизм, конфликтность, безосновательная требовательность к окружающим и неадекватная самооценка.
C
Индифферентный (отчуждённый) стиль
Характеризуется безразличием воспитателей к личности ребёнка. Дети предоставлены сами себе, родители держатся на расстоянии от них. Такое чаще встречается в так называемых неблагополучных семьях. Дети воспитываются глубоко несчастными, неуверенными в себе, потенциально опасными. Опросы в колониях для несовершеннолетних преступников показывают, что подростки разделяют общепризнанные нравственные и семейные ценности, отличают хорошее от плохого. Их ответы мало отличаются от ответов свободных сверстников.
Необходимо обнимать ребёнка (для взрослых это также актуально) не менее 4х раз в день и сообщать ему, как он вам дорог, как хорошо, что он у вас есть. Это жизненная потребность и необходимое условие нормального развития ребёнка.
Правильный стиль воспитания – авторитетный. Родители предъявляют строгие требования к ребёнку, но всегда объясняют, почему так делается. Интересы и мнение ребёнка всегда учитываются. Если ребёнок не слышит родителей, то предупреждается о мерах воздействия, но эти меры не сброс эмоций, а это участие. Наказание авторитетных родителей – это поддержка, а не кара, это всегда надежда на понимание. В результате дети уважают родителей и доверяют им. Они вырастают открытыми и инициативными.
Для воспитания в авторитетном стиле семья должна быть правильно устроена духовно, когда отец глава семьи (не деспот, а имеется ввиду главенство любви, нравственный авторитет), мать – помощница мужу и хранительница домашнего очага. Так ребёнок видит взаимопонимание, гармонию, образец послушания в мамином примере и в папином образец ответственности.
Повторим, что в чистом виде эти стили не встречаются, а также у родителей могут преобладать разные стили, так что важным является поиск единомыслия.
И в заключение тест для дошкольников. Предельно простой способ определить, счастлив ли ребёнок – предложить нарисовать свою семью. Порой рисунки шокируют родителей – например, ребёнок может нарисовать компьютер, кошку и себя. Счастливый ребёнок рисует себя между родителями и присутствует солнышко. Рядом с кем себя рисует ребёнок, к тому он и привязан больше.
- Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребёнком. Как?»
- Лихачев Б.Т. «Педагогика: Курс лекций.» 4-е изд., перераб. и доп.
- «Детская психология.» Учебное пособие для студентов педагогических институтов
- Сластенин В.А. «Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений»