Пальчиковые игры
Пальчиковая гимнастика для малышей
Пальчиковая гимнастика для малышей активно развивает как мелкую моторику, так и слуховое восприятие ритмичных слов. Ребенок внимательно …
Пальчиковая гимнастика 2 года
Пальчиковая гимнастика для детей 2 лет
В данном разделе представлена пальчиковая гимнастика для детей 2 лет.
Представляем Вам выбор …
Пальчиковая гимнастика 3 года
Пальчиковая гимнастика для детей 3 лет
В данном разделе представлена пальчиковая гимнастика для детей 3 лет.
Мы собрали самые популярные …
Пальчиковая гимнастика 4 года
Пальчиковая гимнастика для детей 4 лет
В данном разделе представлена пальчиковая гимнастика для детей 4 лет.
картотека
Пальчиковые …
Пальчиковая гимнастика 5 лет
Пальчиковая гимнастика для детей 5 лет
В данном разделе представлена картотека пальчиковых игр для детей 5 лет.
Пальчиковые игры …
Пальчиковая гимнастика 6 лет
Пальчиковая гимнастика для детей 6 лет
В данном разделе представлена картотека пальчиковой гимнастики для детей 6 лет.
Пальчиковые …
Пальчиковая гимнастика 7 лет
Пальчиковая гимнастика для детей 7 лет
В данном разделе представлена картотека пальчиковой гимнастики для детей 7 лет.
Пальчиковые …
Пальчиковая гимнастика животные
Пальчиковая гимнастика на тему животные
Пальчиковые игры на тему животные:
пальчиковая гимнастика домашние животныепальчиковая …
Пальчиковая гимнастика цветы
Пальчиковая гимнастика про цветы
Пальчиковая гимнастика про цветы:
пальчиковая гимнастика цветок младшая группапальчиковая гимнастика …
Пальчиковая гимнастика бабочка
Пальчиковая гимнастика на тему бабачка:
Пальчиковая гимнастика бабочка средняя группаПальчиковая гимнастика бабочка старшая группа
Пальчиковая …
Пальчиковая гимнастика рыбка
Пальчиковая гимнастика рыбка плавает
Пальчиковая гимнастика про рыбок одна из любимых тем для детей. Ребенок не только знакомится …
Пальчиковая гимнастика транспорт
Пальчиковая игра транспорт
Светофор
Помогает с давних порВерный друг наш — светофор.(хлопают три раза в ладоши, на каждый слог слова …
Пальчиковая гимнастика мебель
Пальчиковая игра мебель
Пальчиковая мгра про мебель знакомит детей в игровой и развивающей форме с предметами, которые относятся …
Пальчиковая гимнастика профессии
Пальчиковая гимнастика на тему профессии
Пальчиковая гимнастика: Почтальон
В дом приходит почтальон,Нам журналы носит он.Телеграммы …
Пальчиковая гимнастика дом
Пальчиковая гимнастика строим дом
Строим-строим новый дом. Нам уютно будет в нем. (Поочередно соединяем кончики пальцев обеих рук, …
Пальчиковая гимнастика Птицы
Пальчиковая гимнастика перелетные птицы
Перелетные птицыТили-тели, тили-тели -С юга птицы прилетели!(Скрещивают большие пальцы, машут …
Пальчиковая гимнастика посуда
Пальчиковая гимнастика на тему посуда
Пальчиковая гимнастика про посуду для детей:
Пальчиковая гимнастика средняя группаПальчиковая …
Пальчиковая гимнастика Ежик
Ежик
Мы нашли колючий шарик,Нам его не удержать.Шарик крутится в ладошках,Шарик хочет убежать.(дети крутят между ладонями массажные …
Пальчиковая гимнастика Зима
Пальчиковая гимнастика на тему зима
Зимняя пальчиковая гимнастика для детей:
пальчиковая гимнастика в младшей группе зима пальчиковая …
Пальчиковая гимнастика в детском саду
Пальчиковая гимнастика в детском саду является одной из любимых детских игр. Пальчиковая гимнастика для детей в детском саду неотъемлемая …
Подготовка и проведение занятия по пальчиковой гимнастике в ДОУ
Для проведения гимнастики пальцев и рук для детей не требуются специальные материалы.
Обратите внимание! Специалист подбирает упражнения исходя из возраста и уровня развития группы. Дети ясельной группы в возрасте от 2-3 лет играют в «животных», подражая взмахам крыльев птиц или повадкам знакомых зверей (собака, кошка, медведь, петушок, корова)
При этом воспитатель показывает упражнения сначала индивидуально, исправляя и поправляя каждого. Когда этот этап пройден, весь изученный материал повторяется в подгруппах
Дети ясельной группы в возрасте от 2-3 лет играют в «животных», подражая взмахам крыльев птиц или повадкам знакомых зверей (собака, кошка, медведь, петушок, корова). При этом воспитатель показывает упражнения сначала индивидуально, исправляя и поправляя каждого. Когда этот этап пройден, весь изученный материал повторяется в подгруппах.
В возрасте 3-4 лет начинается изучение движений, укрепляющих кисти рук. Для этого даются задания изобразить знакомые предметы, такие как замок, молоток, цветочек.
4-5-летние дети (воспитанники средней группы) изучают упражнения как статические, так и динамические. Гимнастика для пальчиков в детском саду проводится по примеру воспитателя, а затем образ начинают видоизменять (ворота открылись — ворота закрылись).
В 5-6 лет (старшая группа) педагог уже не показывает движения, дети учатся воспринимать задания на слух и воспроизводить их.
Обратите внимание! К шестому году жизни малыши с удовольствием устраивают импровизированные «классы» для ребят помладше, на основе изученных упражнений. К 6-7 годам занятия принимают формат игры на воображение
Занимая уже знакомую позицию, ребенок должен рассказать связанную с ней историю, а также видоизменять положение рук во время своей речи. В шесть лет ребенок, обладая недюжинной фантазией, способен не только пересказать знакомую ему историю, но и выстроить свою, полагаясь на наглядный материал
К 6-7 годам занятия принимают формат игры на воображение. Занимая уже знакомую позицию, ребенок должен рассказать связанную с ней историю, а также видоизменять положение рук во время своей речи. В шесть лет ребенок, обладая недюжинной фантазией, способен не только пересказать знакомую ему историю, но и выстроить свою, полагаясь на наглядный материал.
https://youtube.com/watch?v=EVU5f4cKDU4
Примерный временной план пальчиковой гимнастики в разных возрастных группах
Следуя правилам ФГОС, время проведения пальчиковой гимнастики в группах разного возраста отличается. Время занятий считается вместе с разогревом и заминкой:
- 5 минут — для младших дошкольников (2-4 года). При этом: 1 минута на разминку, 2 — на разучивание новой игры, 1 — на повторение старой, 1 — на массаж специальными мячиками.
- 7-9 минут — для старших дошкольников (5-7 лет). При этом: 1 минута на разминку, 1 — на выполнение упражнений статических, 2 — на проведение 2-х динамических игр, объединенных общей тематикой, от 3 до 5 минут на проведение «пальчикового театра».
Играем с предметами. Учимся захватывать и удерживать в руке игрушку или предмет
Колечки (Автор – Л.Н. Павлова. канд. пед. наук)
Возьмите кольца разного цвета диаметром 10-12 см и прикрепите к ним бубенчики или колокольчики. В дальнейших играх нужно менять игрушки – давать колечко другого цвета, шаркунки, погремушки и другие звучащие предметы.
Часть 1. Покажите малышу звенящее колечко. Вложите его в ручку малыша между большим пальчиком и другими четырьмя пальцами, обхватите своей рукой, чтобы ребенок удержал колечко.
Встряхните колечко и скажите звукоподражание: «динь-динь-динь». Сделайте паузу. Отпустите руку, давая возможность малышу самому поиграть с игрушкой. Затем дайте колечко другого цвета.
Часть 2. После этого привяжите эту же игрушку на ленточку на высоте 10-15 см над грудью малыша справа или слева от него. Подведите колечко к ладошке малыша, чтобы оно коснулось пальчиков. Так мы побуждаем ребенка схватить игрушку и потянуть к себе.
Часть 3. Повторите это упражнение, положив малыша себе на живот.
На! Возьми!
Возьмите погремушку или яркую деревянную ложку за самый кончик
Покажите ее малышу, привлеките внимание к предмету. Дальше скажите:«На! Возьми» и поднесите предмет к ребенку поближе (на расстояние его вытянутой руки), давая возможность малышу схватить игрушку за ручку и удержать в руке
Разные игрушки
Положите малыша на животик. Разложите перед ним предметы (2-3). Например, два кольца разного цвета и один кубик (или любой другой предмет, отличающийся по форме от первых двух). Малыш начнет активно обследовать предметы и при этом научится приспосабливать движения руки к форме захватываемого предмета.
Давайте в этом упражнении каждый раз новые предметы. Можно дать два объемных предмета, а один плоский. Чередуйте фигуры разной формы (брусок, куб, шар, цилиндр, конус и т.д.). Можно взять эти фигурки из детского конструктора.
Погремушки (колокольчики)
Вариант 1. Повесьте погремушки (колокольчики) над кроваткой малыша на атласных лентах разного цвета. Высота висящих игрушек над грудью ребенка –10-15 см. Рассчитывается высота так – игрушки должны быть на уровне полусогнутых или поднятых вверх рук малыша. Начните раскачивать погремушки, коснитесь ими рук малыша. Так мы побуждаем ребенка к захватыванию игрушки и развиваем зрительно-моторную координацию. Малыш может не только схватить погремушку, но и покачать ее влево-вправо. После игры уберите погремушки.
Вариант 2. Поперек кроватки привяжите шнур и повесьте на него колокольчики (бубенчики). Привяжите к колокольчикам яркие цветные атласные ленточки. Вложите ленточку в ручку ребенка и позвените им. Упражнением мы побуждаем малыша захватывать ленты и вызывать нежный перезвон колокольчиков.
Прочитайте малышу стихотворение о колокольчиках:
Гирлянда (Автор – Л.Н. Павлова)
Сделайте гирлянду из шариков и кубиков. В гирлянде чередуются детали разного цвета и формы. Для этого детали (шары и кубики с отверстиями) размером в 3-4 см нанижите на ленту длиной 150 см.
Положите малыша на животик. Его туловище наполовину должно оказаться в кольце, очерченном гирляндой. Перед малышом – полукруг гирлянды. Дайте возможность рассмотреть гирлянду. Если малыш не заинтересовался, то передвиньте шарик к нему поближе. Если малыш не тянет ручки, то можно взять его ручку и медленно притянуть ей предмет. Называйте фигурки: «Шаааааарик! Кууууубик!», выделяя гласные звуки «а» и «у» (эти звуки малыш уже произносит в гулении). Через 2-3 минуты поверните малыша на спинку и дайте возможность ему отдохнуть.
Дальше помогите ребенку повернуться со спины на живот и снова покажите игрушку в течение 2-3 минут.
Такие же упражнения можно проводить с гирляндой из разноцветных колокольчиков, с мелкими игрушками.
Цель пальчиковой гимнастики
К сожалению, технический прогресс, результатом которого стало обилие всевозможных игрушек, бытовой и компьютерной техники, не особо способствует тому, чтобы пальчики детей получали нужное развитие. Здесь на помощь придёт пальчиковая гимнастика. Игры и упражнения, входящие в её состав, направлены на развитие ловкости, подвижности, творческих способностей, внимания и скорости реакции ребёнка, а забавные стихи помогут расслабиться и достичь спокойного умиротворённого состояния.
Ребятишки, с которыми постоянно занимаются пальчиковой гимнастикой, начинают раньше говорить и делают это лучше сверстников, быстрее осваивают навыки письма, хорошо запоминают, меньше нервничают.
Пальчиковая гимнастика — отличное занятие с ребёнком на каждый день. Учителя и логопеды используют такую гимнастику как средство обучения, небольшой перерыв среди занятия и отдых для ребёнка. Пальчиковые игры станут чудесным моментом содержания детских праздников.
Итак, пальчиковая гимнастика:
- развивает мелкую моторику детских рук и пальцев
- способствует развитию мозга и речи ребёнка
- развивает творческое начало
- улучшает память
- готовит руку к письму
- поднимает настроение и благотворно влияет на психику ребёнка
- обеспечивает хороший досуг
- закрепляет позитивный настрой на занятия.
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры – это полезный детям дошкольного возраста вид гимнастики. Такими играми рекомендуется заниматься годовалым детям и старше.
Пальчиковые игры очень нравятся детям, развивают их ручки, укрепляют отношения мам с детьми.
Покажите ребёнку, как играть: заготовьте весёлые стихи, покажите движения, и увидите: малыш будет в восторге. Пальчиковые игры несут ещё и обучающую функцию: с их помощью дети узнают цифры, учатся считать, изучают части тела и т. д.
Перечислим самые эффективные пальчиковые игры
, которые весьма просто проводить:
- «Ладушки».
Вспоминаем знакомую с детства потешку и учим кроху хлопать в ладоши. - «Рвём бумагу».
Это можно делать в 7-8 месяцев. Покажите малышу несколько листков . Пусть он возьмёт их, рассмотрит, попытается смять или разорвать. Малышу интересны будут новые манипуляции. Он почувствует свойства своих рук и разных предметов. - «Листаем страницы».
Перелистывание красочной детской книжки или журнала – не только увлекательное для малыша занятие, но и полезное для развития рук. - «Изучаем бусы».
Малышам очень нравится перебирать предметы мелкого размера. Это и очень полезно для ручек. Разрешите крохе перебирать свои бусы. - «Перебираем крупу».
Наполните миску крупой и пододвиньте её к малышу. Пусть он окунёт ручки туда, потрогает, какие зёрнышки на ощупь, пересыпает из ладошки в ладошку. Эта игра отлично развивает сенсомоторику. - «Узоры на песке».
Песок насыпьте на поднос. Покажите ребёнку, как можно делать узоры пальцем. Возьмите пальчик малыша и поводите по песку. Начинайте с простого – рисования линий, геометрических фигур, волн. Постепенно усложняйте задания. - «Крышки».
Такая простая бытовая игра, как закручивание крышек на банки и бутылки, делает пальчики ловкими. - «Одеваемся и обуваемся сами».
Это вовсе и не игра, а обычное включение ребёнка в самостоятельную деятельность. Пусть он учится застёгивать и расстёгивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки. Это не только поможет быстрее развить пальчики, но и приучит малыша самостоятельно обслуживать себя. В дополнение можно изготовить дидактический материал с пуговицами и шнурками, который станет отличным тренажёром.
Советы родителям.
- Игры должны быть безопасны.
Они должны проходить под наблюдением родителей. - Играть нужно регулярно.
Лучше это делать ежедневно. - Не утомляйте ребёнка.
Следите за интересом ребёнка к игре, не делайте занятия чрезмерно продолжительными.
Пальчиковые игры для малышей от 6 месяцев
Ладушки, ладушки! (хлопаем в ладоши)
Где были? У бабушки!
Что ели? Кашку!
Что пили? Бражку.
Кашка сладенька,
Брашка молоденька.
Попили, поели,
Кши-кши, полетели! (машем руками)
На головку сели! (прикладываем руки к голове)
Сели, посидели,
И опять улетели! (опять машем руками)
***
Молоточком я стучу, (стучим кулачком по кулачку)
Дом построить я хочу. (руки складываем над головой, изображая «крышу»)
Строю я высокий дом! (поднимаем ручки вверх)
Буду жить я в доме том! (снова складываем руки над головой, изображая «крышу»)
***
На дверях висел замок, (сцепляем пальчики в замок (если не получается, просто кладем кулачок к кулачку) и машем вверх-вниз)
Кто его открыть бы смог?
Мы ломали, мы крутили, (вертим сцепленными в замок ручками)
Били, били (трясем руками, не расцепляя пальцев)
И открыли! (разводим ручки)
***
Дарики-дарики, (хлопаем в ладоши)
Летели комарики. (складываем пальцы щепоткой)
Вились, вились, (показываем как летят)
В носик вцепились! (мама дотрагивается до носа малыша, вариант – в ручку, в ножку…)
***
Строим, строим, строим дом, (кладем попеременно свою руку и ручку малыша, потом опять свою и малыша)
Кубик к кубику кладем.
Вот дорога, вот гараж, (проводим пальчиками по телу ребенка, прокладывая какой-то «маршрут»)
Вот построен домик наш. (соединяем ладошки над головой, изображая крышу)
***
Ладошки вверх, (руки поднимаем вверх)
Ладошки вниз, (руки опускаем вниз)
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок. (сжимаем руки в кулаки)
Упражнения на развитие мелкой моторики в первые 6 месяцев
Трехмесячный малыш вдруг замечает свои ручки
Он смотрит, как двигается одна из них, потом другая, затем пытается тянуть обе ручки к предмету, привлекшему внимание. Вскоре малыш пробует зацепить одной рукой пальчики на второй и, наконец, возьмется за предмет каждой ручкой по очереди
Программа развития мелкой моторики
Постепенно детские пальчики приспосабливаются хватать подвешенные рядом игрушки. Медленно, но верно дистанция сокращается: младенец достает и ощупывает игрушку, висящую прямо над его рукой, затем – над грудью, и наконец – сбоку от него.
Малыш пробует схватить игрушки, лежа на животе. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, ибо наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.
Без специальных упражнений тут не обойтись. Одни «познакомят» левую ручку с правой, другие позволят активно манипулировать, например, с собственными ножками. Играя, карапуз развивает двигательную активность, зрительно-моторную координацию, а также координацию тела. Но прежде несколько важных правил:
- Тренируйтесь с малышом ежедневно ( по возможности 2-3 раза в день ). Упражнение занимает 2-3 минуты.
- Малыша должен радовать и сам процесс, и игрушки. Хвалите малыша. ведь он так старался, тянулся, хватался. Ребенка надо непременно поощрить!
- Игрушки должны быть чистыми: овладев приемом «захват», кроха постарается сразу отправить добычу в рот.
- Выбирайте разные по объему предметы, чтобы одни можно было обхватить ладошкой; другие – удержать всеми пальцами одной руки; третьи – взять только двумя-тремя пальчиками.
- Разные по форме игрушки позволят малышу вовремя научиться раскрывать ладонь, поворачивать кисть, группируя пальцы, чтобы удерживать предметы.
Как правильно выполнять пальчиковые упражнения
Перед началом гимнастики нужно как следует размять и разогреть руки. Вместе потрите ладони, сделайте «зарядку» для кистей. Почувствовали тепло? Приступайте к упражнениям.
⠀
- Помните, что все должно проходить в игровой форме.
- Сначала покажите пример своими руками, затем помогите чаду повторить.
- Сопровождайте движения веселыми стишками и песенками.
- Следите, чтобы ребенок делал все правильно и задействовал все пальцы.
- Дотрагивайтесь и гладьте его руки при проведении разминки.
- Проявляйте фантазию, придумывайте персонажей, меняйте правила игры.
- Предложите ребенку попробовать сделать упражнения без вашей помощи.
- Заметив, что интерес начинает угасать, плавно завершайте гимнастику.
- Соблюдайте регулярность, и вы очень скоро увидите результат.
⠀
Теперь давайте поиграем!
Упражнения для пальчиков Марии Монтессори.
Игры и упражнения Марии Монтессори приобрели сейчас большую популярность, хотя им уже больше века. Много внимания в системе Монтессори уделяется моторному развитию малышей и конкретно развитию мелкой моторики. Эти упражнения для пальчиков — фактически история пальчиковой гимнастики– то, с чего всё начиналось. В систему Марии Монтессори включены как упражнения со специальными игрушками и предметами, так и бытовые действия в повседневной жизни – такие как чистка ботинок, мытье столов, полив цветов, чистка металлических предметов (открыть бутылку со средством для чистки, отлить в чашечку, закрыть бутылку, ватой почистить предмет, тряпкой для полировки натереть до блеска).
Хочу здесь рассказать о нескольких упражнениях для развития мелкой моторики из системы Марии Монтессори.
1) Рамки с застежками. Делается деревянная рама, которая обтянута тканью из двух половинок. Нужно соотнести эти половинки и застегнуть застежку. К каждой половинке пришита часть застежки. Виды застежек на рамках:
a) большие пуговицы, b) маленькие пуговки, c) кнопки, d) банты, e) шнурок, который вдевается в дырочки, f) шнурок, который наматывается на крючок, g) крючки и петли, h) застежки из ремешков, i) застежки – липучки.
2) Доска для ощупывания (фактура: крупный – мелкий).
Берется ящик с 10 досочками размера 10 на 9 см, оклеенных наждачной шершавой бумагой разных пяти видов фактуры от крупнозернистой до мелкозернистой (пять пар одинакового вида бумаги). Глаза у ребенка прикрыты повязкой. Он на ощупь ищет пары. Для первых игр нужно взять 2-3 пары дощечек, в дальнейшем их количество увеличивать.
Также можно раскладывать пять дощечек в ряд от самой крупнозернистой поверхности до самой мелкозернистой.
3) Ящичек с кусочками тканей.
Материал: В ящике находятся пары кусочков ткани разной фактуры (шелк, шерсть, хлопок, искусственное волокно; гладкая и шершавая; жесткая и мягкая; толстая и тонкая; прочная плотная и рыхлая. Задача – выбрать такой же кусочек ткани (найти пару).
Как выполняется упражнение: Способ действия – ощупывание большим и указательным пальцами. Упражнение выполняется с закрытыми глазами.
После выполнения упражнения: Малыш исследует упражнения и ткани вокруг себя – текстиль в комнате, ткани своей одежды – какие они (гладкие или шероховатые, толстые или тонкие).
4) Вышивание на картоне. Вам понадобятся листочки плотного картона, на которых нарисованы контуры предметов для вышивания. Точками на картоне пометьте места, в которых должен быть прокол иглой. Также Вам нужны шерстяные нитки и толстая игла для ковроткачества.
Сначала малышу помогает взрослый сделать узелок, вставить нитку в иголку, сделать первые стежки. Первые шаги лучше делать рука в руке, потом когда ребенок освоится, можно отпустить его руку. Упражнение сложное для детей, но очень полезное.
Никогда не выбрасывайте такие вышивки малышей, цените их, найдите им применение дома (используйте как закладки, подставочки, открыточки) , ведь они даются ребенку очень не легко!
5) Коробочка с семенами. В большом отделении коробки лежат семена разных растений (тыква, подсолнух, настурция, арбуз, дыня и другие). В маленьких отделениях прикреплены картинки с изображением этих растений. Ребенок сортирует семена в нужные маленькие отделения коробки. В этом упражнении малыш не только упражняется в сортировке и развивает мелкую моторику, но и знакомится с растениями – как они называются, чем отличаются друг от друга, какие у них семена.
6) Упражнения с водой.
- Переливание из заварочного чайника в чашку.
- Переливание воды в бутылку с узким горлышком с помощью воронки.
- Поливка цветов из лейки
- Протирание листьев цветка с помощью губки, смоченной водой (например, листья фикуса).
- Мытье стола с помощью мыла, губки и щетки (загрязненные места протираются щеткой)
- Выжимание губки после мытья стола или протирания листьев растений.
- Взбивание пены с помощью венчика (в воду наливается с помощью пипетки немного жидкого мыла, и оно взбивается в пышную пену).
- Стирка кукольного белья и кукольной одежды, выжимание и вывешивание сушиться на веревочку с помощью прищепок.
Эти упражнения предполагают четкую последовательность действий и пошаговые инструкции взрослого. Они проводятся не изолированно, а входят в целостную систему развития детей. Их основной принцип – «помоги мне это сделать самому».
Польза пальчиковых игр для грудничка
Связи между участками мозга новорожденного еще не полностью сформированы. От правильной работы правого полушария зависят творческие способности, левого – мышление. Обе части должны работать согласованно и быть одинаково развиты, только тогда малыш и вовремя заговорит, и будет понимать чужую речь. Иногда родители замечают, что малыш хорошо слышит, понимает обращенные к нему вопросы и просьбы, но почти ничего не говорит. Если с речевым аппаратом все нормально, скорее всего, есть проблема с развитием соответствующего участка мозга. Речь формируется в правом полушарии, которое связано с левой рукой. Если родители слишком увлеклись тренировкой рабочей кисти, а про вторую забыли, нужно срочно исправить эту ошибку.
Слабые мышцы младенцев можно тренировать массажем и упражнениями, но как активизировать развитие содержимого черепной коробки? Есть очень простой способ – пальчиковые игры. При этих занятиях вы развиваете не только руки грудничка, при движении пальчиков в организме происходят очень важные процессы:
расслабляются все мышцы;
активизируется внимание;
развивается мышление;
формируются связи, необходимые для сложной деятельности;
развивается фантазия и способности к творчеству.
Упражнения пальчиковой гимнастики необходимы также для формирования контакта с родителями, они подготавливают ребенка к совместной деятельности. Когда вы просто рассказываете малышу сказку или поете песенку, он не участник, а зритель. А вот во время занятия гимнастикой для рук происходит постоянное общение, тесный контакт с мамой. Ребенку нужно внимательно слушать и наблюдать за вами, чтобы правильно выполнить свою задачу. Эти способности понадобятся ему и для игр с другими детьми, и для занятий спортом, и при выполнении различных работ.
https://youtube.com/watch?v=Jg-OKPjhJcQ
Как развивать мелкую моторику у детей разных возрастов?
Мелкая моторика и развитие речи детей – два качества, на которые должны обратить особое внимание родители. Дети раннего возраста: пальчиковая гимнастика. Дети раннего возраста: пальчиковая гимнастика
Дети раннего возраста: пальчиковая гимнастика
Лучше всего на раннем этапе развития работают всем известные игры-потешки (например, «Сорока-воровка», «Идёт коза рогатая»), которые сопровождаются движениями рук и пальцев. Различные простые упражнения типа сжимания кулачков, а также обычный массаж ладошек и пальчиков будут способствовать началу развития мелкой моторики у малышей. Самое главное, что эти нехитрые упражнения можно делать в любое время и в любом месте.
Детям с самого рождения необходимо давать подержать крупные игрушки: погремушки, мячики, мягкие кубики, т.к. в раннем возрасте это всё помогает развитию моторики
Важно, чтобы уже с 4 месяцев младенец умел хватать и держать в кулачке различные предметы (не слишком мелкие)
До 1 года: «вкладыши», «крышечки»
Для дальнейшего развития моторики рук в ход идут различные стаканчики, баночки, коробочки, игрушечная посуда – в общем, любые предметы, которые помещаются друг в друга. Малыши любят играть, пытаясь поместить один предмет в другой.
Очень полезно всё, что подойдёт для закручивания и раскручивания, открывания и закрывания – баночки с крышками, колпачками.
В этом возрасте лучше использовать такие игрушки, которые будут способствовать развитию и познавательного процесса, и навыков пространственной ориентации, и совершенствованию мелких движений рук. В данном случае, это различные кубики, пирамидки, крупный конструктор.
От 1 года: природные материалы
Игры в песочнице с ведёрками, формочками, лопатками – это не просто «возня в грязи», а практически необходимое для развития моторики занятие на несколько сезонов. Лучше всего начинать с крупных формочек и ведёрок.
Очень помогает в развитии лепка из пластилина и глины, солёного теста. Эти занятия делают ручки более ловкими и сильными, пальчики подвижными.
Осенью можно собирать различные шишки, камешки. Это не только наглядное освоение окружающего мира, но и своеобразное ненавязчивое упражнение для развития мелкой моторики.
Можно предложить ребёнку поиграть в «Золушку» – сортировать не слишком мелкую крупу, горох, сухие макароны, фасоль.
От 2 лет: первые навыки ухода за собой, домашняя работа
Ребёнка 2 лет важно научить пользоваться зубной щёткой, расчёской. Это не только обучение базовым навыкам самообслуживания, но развитие мелкой моторики, координации движений. Также в этом возрасте ребёнок должен уметь полностью самостоятельно одеваться: застёгивать пуговицы, заклёпки, шнуровать обувь
Также в этом возрасте ребёнок должен уметь полностью самостоятельно одеваться: застёгивать пуговицы, заклёпки, шнуровать обувь.
Можно приобщать малыша к выполнению простой домашней работы: попросите его собрать губкой воду со стола и отжать её, можно в игровой форме во время готовки пробовать ложкой вылавливать из воды мелкие предметы, переливать воду из графина в стакан и т.д.
От 3 лет: развиваем мелкую моторику с помощью творчества
Увлекательным и полезным занятием для ребёнка будет рисование. Можно начать с пальчиковых красок, перейти к мелкам и фломастерам, и, наконец, учиться рисовать карандашами, когда ребёнок будет способен уверенно держать подобные предметы в руке, а также контролировать силу нажатия.
Ещё одним творческим методом развития мелкой моторики является игра с бумагой. Для начала можно даже просто рвать её на различные кусочки, а потом перейти к вырезанию разных фигур. Можно делать аппликации и поделки в качестве различных подарков близким. Самое сложное – оригами, но и к 4-6 годам можно освоить этот навык, что будет говорить о хорошем развитии мелкой моторики.
Рисование и поделки из бумаги способствуют не только развитию умения выполнять сложные мелкие движения, но и благоприятно влияет на воображение, творческое мышление.
Развитие мелкой моторики в 5 лет
В этом возрасте родители должны внимательно наблюдать за ребёнком, потому что безобидное поворачивание листа при рисовании или раскрашивании говорит о жёсткой фиксации кисти. Это можно проверить следующим образом: попросите ребёнка нарисовать круг диаметром примерно 5 см. Если он без особых усилий нарисовал круг нужного диаметра одной линией, то можно быть спокойным: с мелкой моторикой у него все в порядке. Если ребёнок нарисовал не круг, а овал маленького размера и в несколько приёмов, передвигая при этом руку, то это уже нарушение координированных движений кисти руки.