Зарядка для пальцев
Природа заложила в кисти рук новорожденных большую силу – они могут долго висеть, ухватившись за мамины пальцы или перекладину. Зато ловкость и подвижность пальцев развиваются со временем, и задача родителей – помочь в этом малышу. Время упускать нельзя, иначе руки так и останутся неуклюжими, неспособными к тонкой работе. Любые тренировки дадут результат только в том случае, если занятия начинаются в нужном возрасте. Гибкость спины гимнасток формируется с детства, а если этим видом спорта заняться впервые в 40 лет, кроме травмы позвоночника, вы ничего не получите. Ручки малыша до года хорошо откликаются на тренировки, потом развивать их будет намного сложнее.
Пальчиковая гимнастика направлена на развитие подвижности и координации всех фрагментов кисти. На первых занятиях все движения выполняет мама – она массирует ручки малыша, разминает каждый пальчик. Ласковые прикосновения настолько приятны, что вскоре и сам младенец захочет потрогать одной ручкой другую, наощупь исследовать сложные очертания. Даже во сне работа не прекращается: ребенок задевает ладошкой гладкую простынку, твердую спинку кроватки, а в крошечный мозг поступает информация об окружающем мире.
Ребенок рождается со сжатыми в кулачки ручками. Насильно разгибать пальчики не нужно, подождите примерно 2 месяца – и он сам покажет вам ладошки
С этого момента начинайте осторожно поглаживать кисти. Потом массаж усложняется: мама поочередно сгибает и разгибает каждый пальчик, растирает его по направлению от кончика к ладони. Если ребенок сопротивляется, не применяйте силу, отложите занятия на некоторое время
Если малыш постоянно недоволен вашими действиями, обратитесь к педиатру – он проверит, нет ли каких-нибудь нарушений в строении кистей, и укажет на ваши ошибки. Когда все в норме, массаж грудничку нравится: новорожденный в основном узнает мир наощупь, и мамины прикосновения для него очень важны
Если ребенок сопротивляется, не применяйте силу, отложите занятия на некоторое время. Если малыш постоянно недоволен вашими действиями, обратитесь к педиатру – он проверит, нет ли каких-нибудь нарушений в строении кистей, и укажет на ваши ошибки. Когда все в норме, массаж грудничку нравится: новорожденный в основном узнает мир наощупь, и мамины прикосновения для него очень важны.
Зарядка для рук обязательно должна сопровождаться песенками или стихами. Недостаточно просто комментировать движения: если в словах нет ритма, малышу быстро станет скучно. Грудничок быстрее научится двигать пальчиками в такт рифме, ему будет проще запомнить последовательность действий. Когда младенец научится сидеть, дайте ему кубики и постарайтесь вместе построить домик. Это упражнение развивает координацию, умение брать предметы и ставить их в нужное место.
Пальчиковая гимнастика для старших дошкольников
Для будущих дошкольников очень важно иметь хорошо подготовленную к письму руку и развитые усидчивость и воображение. Регулярные занятия пальчиковой гимнастикой помогут дошкольникам заложить хорошую базу перед школой. Также для разнообразия вы можете использовать различные предметы, например, карандаши, нитки, платочки
Также для разнообразия вы можете использовать различные предметы, например, карандаши, нитки, платочки.
Вот несколько вариантов использования обычных карандашей в пальчиковой гимнастике:
— покатать карандаш между ладоней, по тыльной стороне руки;
— нажимать карандашом на подушечки каждого пальца;
— крутить пальчиками карандаш на столе;
— проводить линии от локтя до кисти по всей поверхности рук;
— накручивать на карандаш нитку или верёвочку;
— стучать карандашами друг о друга.
Я беру карандашиИ рисую от души:Кошка, солнышко, птенецИ зелёный огурец,Две ромашки и бобёр,И расписанный ковёр,И костёр на берегу — Все нарисовать могу!
Что же прячется в ладошке?Приоткрой её немножко,Аккуратно загляни.Что внутри там? Посмотри!Это карандашик,Для наших разукрашек!В пальцах мы его покрутим,Вверх и вниз его опустим,Крепко в кулачок сожмём,В воздухе писать начнём.А ещё возьмем платочек,Скрутим ему уголочек,Завернём наш карандашИ ручкам сделаем массаж.Постучим и покатаем,Пальцам ловкости желаем.Как же стало хорошо!Будем мы играть ещё!
Не стоит забывать, что кроме пальчиковой гимнастики есть ещё много способов развивать мелкую моторику и готовить к письму руку будущего школьника. Лепка, различные техники рисования, работа с ножницами и клеем, шнуровки, мозаика, конструктор и игры с крупами — все эти действия активно формируют мышцы рук ребёнка, тем самым активно развивая дошкольника.
Ольга Шадрина,практикующий педагог-дефектолог, автор упражнений и обучающих материалов IQsha.ru
«Ум ребенка находится на кончиках пальцев», В.А.Сухомлинский.
Пальчиковая гимнастика для детей представляет собой набор упражнений, направленных на развитие мелкой моторики руки, т.е. совместных действий систем организма человека (мышечной, зрительной, нервной, костной), формирующих способность выполнять точные, мелкие движения пальцами и кистями.
Заниматься с ребенком в этом направлении следует с самого раннего возраста. Такие упражнения делят на две группы – пассивные и активные.
- Пальчиковые гимнастики первой группы – это манипуляции взрослых (массаж ладошки младенца, сгибание, разгибание его пальчиков).
- А выполнение игр второй группы проходит с участием самих малышей.
Мелкая моторика руки напрямую связана с речевой функцией. Это объясняется анатомическим строением головного мозга: проекция кисти руки занимает примерно треть площади двигательной проекции всей поверхности его коры, причем она располагается предельно близко к речевой зоне. Поэтому, развивая способность совершать точные движения пальцами, мы активно развиваем и речевую функцию. Эта взаимосвязь была подтверждена множественными исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков.
Существует достаточно способов помочь малышу научиться совершать ловкие движение пальчиками:
- массаж кисти руки;
- занятия с небольшими предметами (конструктор, мозаика, пазлы);
- игры с крупами, бусинами;
- лепка;
- рисование;
- вырезание.
Особое значение в этом плане имеет пальчиковая гимнастика, занимаясь которой, дети начинают раньше и более правильно разговаривать, писать, активно развивать память с мышлением, координацию движений.
Естественно, что благодаря этим упражнениям руки становятся сильными и ловкими. Замечено, что дошкольники, выполняющие пальчиковые гимнастики, быстрее успокаиваются после перенесенных волнений.
Как сделать пальчиковые краски для малышей своими руками?
Если вас не устраивают ни отечественные производители, ни зарубежные, а ваш ребенок очень любит рисовать, то вы можете приготовить пальчиковые краски самостоятельно. Тогда вы будете на 100% уверены в их безопасности, а самое главное качестве. Вот несколько рецептов.
Рецепт пальчиковых красок №1 (для детей до года)
Возьмите 200 граммов пшеничной муки, 5 столовых ложек соли, 2 столовые ложки растительного масла, 200 миллилитров воды (смесь должна напоминать по консистенции густую сметану). Все компоненты перемешайте миксером или блендером, разлейте полученную массу в небольшие емкости с плотно закрывающейся крышкой.
Чтобы придать краске цвет используйте пищевые красители (морковный сок, свекольный сок, раствор бриллиантового зеленого) или используйте красители для окрашивания яиц. Перемешайте до однородной массы.
Рецепт пальчиковых красок №2 (для детей с трех лет)
Смешайте в глубокой посуде 1/3 чашки крахмала и 2 ложки сахара, добавьте 2 стакана холодной воды и поставьте на маленький огонь. Варите 5 минут, постоянно помешивая, пока смесь не станет полупрозрачной, похожей на гель массой (вспомните, как вы в детстве варили клейстер).
Когда эта масса остынет, добавьте 1/4 кружки жидкого средства для мытья посуды (благодаря этой добавке краски можно будет легко смыть с одежды и других поверхностей). Разделите получившуюся массу на несколько порций и в каждую порцию добавьте краситель – пищевую краску или нетоксичную гуашь.
Рецепт пальчиковых красок №3 (для детей с трех лет)
Смешайте 1,5 стакана крахмала (лучше кукурузный, по подойдет и картофельный) и 0,5 стакана холодной воды. Должна получиться однородная масса. Тонкой струйкой влейте литр кипятка, непрерывно помешивая до получения прозрачной массы. Продолжая помешивать, всыпьте 0,5 стакана талька.
Когда смесь остынет, добавьте 1,5 стакана мыльной стружки и хорошо перемешайте. Разлейте в баночки, подкрасьте порошковой темперой и немного охладите.
Рецепт пальчиковых красок №4
Смешайте 1,5 стакана крахмала (лучше кукурузный, по подойдет и картофельный), 50 граммов сахара, 1/2 чайной ложки поваренной соли мелкого помола и 400 миллилитров холодной воды. Должна получиться однородная масса. Доведите до кипения и варите на медленном огне 20 минут (массу нужно постоянно помешивать, чтобы не образовались комки).
Остудите смесь, периодически помешивая до комнатной температуры, разлейте по баночкам и добавьте жидкий пищевой краситель (можно купить в кондитерском отделе магазина).
Виды
Пальчиковые упражнения многообразны, поэтому специалистами принято их классифицировать по особенностям проведения:
- Манипуляции. Развивают воображение. Каждый пальчик малыша служит определенной ассоциацией или образом. Например, игра «Пальчик». Для этого берем ручку крохи и по очереди загибаем пальчики в кулачок. При этом для каждой фаланги придумываем значение (мизинец – маленький, безымянный – слабенький, средний – длинный, указательный – сильный, большой – толстячок). В конце добавляем, что получился крепкий кулачок.
- Стихотворная форма. Деятельность рук, сопровожденная стихами, способствует развитию творческого потенциала, памяти, внимания.
Не пропустите: Какая польза поделок из бумаги
Игра «Дом»:
- Сложите ладошки над головой имитируя крышу.
(я хочу построить дом)
2. После сделайте кружок обеими руками.
(Чтоб окошко было в нем)
3. Вертикально ставим ладошки.
(Чтоб у дома дверь была)
4. Одну руку приподнимаем. Пальчики на ней растопыриваем в разные стороны.
(Рядом чтоб сосна росла)
5. Далее соединяем ручки в замок.
(Чтоб вокруг забор стоял)
(Пес ворота охранял).
Работа с предметами. Для таких игр подбирают объекты, находящиеся в доме. Отлично подходят:
- Крупы (горох, манка, пшено, гречка и другие). С их помощью можно рисовать узоры пальчиками на плоской поверхности, перебирать мелкие в одну емкость, а более крупные в другую, изготовлять различные открытки с помощью клея и т.д.
- Бусинки. Крупные бусины можно нанизывать на веревочку, создавать поделки.
- Рисование. Карандаши выбирайте с четкими гранями. Они будут дополнительно массировать пальчики ребенка.
- Бумага. Крохе предлагают мять, разрывать материал.
Сюжетные.
С их помощью малыш составляет различные фигуры используя только пальчики (машинки, птицы, человечки и т.д.).
- Считалочки.
- Массаж.
- Игры для укрепления кистей рук.
- Тематические. Для занятия подбирается конкретная тема (времена года, погодные условия, сказки). Кроха изображает услышанное пальчиками.
- С музыкальным сопровождением (песни с движениями рук). Такой вид игры чаще всего используют в детском садике.
- Кинезиологические. Такие игры предполагают одновременное взаимодействие двух рук. Например, нарисовать в воздухе круг с помощью левой руки, а квадрат используя правую или наоборот.
Каждый из перечисленных видов помогает ребенку развиваться физически и эмоционально. Специалисты, владеющие целой картотекой
заданий, используют все типы упражнений с детьмимладшей группы и старшей.
Как научить ребенка пальчиковым играм?
Безусловно, стоит понимать, что, если с ребенком никогда раньше не играли в пальчиковые игры, маловероятно, что в момент, когда его нужно отвлечь, он сразу же начнет играть с взрослым. К такому времяпрепровождению тоже нужно приучать постепенно.
Для начала просто показывайте игру малышу, возможно и без его непосредственного участия. Не расстраивайтесь, если ребенок не повторяет за вами движения. Он может просто наблюдать со стороны. Этого достаточно, чтобы ребенок привык к нововведениям дома, и в скором времени он вовлечется в игру.
Привносить пальчиковые игры и гимнастику в рутину ребенка можно по-разному: просто поглаживайте его ладошки, рассматривайте его пальчики и читайте любые детские стишки, сжимайте и разжимайте кулачки, параллельно что-то приговаривая.
Вводите по 1–2 стишка. Скорость освоения новых игр не должна быть целью: слишком большой объем будет труден для запоминания и усвоения ребенку.
Выбирайте игры по возрасту ребенка: для малышей до года и немного старше подходят те, где все действия за него выполняет взрослый человек. Детки повзрослее могут уже самостоятельно повторять многие движения.
Сначала придерживайтесь невысокого темпа, чтобы ребенок понимал движения, которые вы выполняете, а также пробовал разобрать слова, произносимые во время игры. Постепенно увеличивайте скорость до той, которую сможет воспринять малыш.
Для некоторых детей интереснее играть с помощью пальчиковых игрушек, надевающихся на пальцы. Сегодня на рынке их огромное множество самых разных форм и материалов, и среди них есть те, которые непременно понравятся вашему малышу.
Пальчиковые игры для малышей до года. Примеры.
Чтобы малыш гармонично развивался, ему необходимо создать комфортный психологический климат. Прежде всего крохе необходимо общение с мамой. Взаимодействие с ребенком будет более интересным, если мама использует пальчиковые игры. Их значение и польза для крохи весьма велики.
Ниже приведены примеры пальчиковых игр, которые достаточно просты. Выполнять их можно с малышами, начиная с возраста 6 месяцев. Однако, и детям старше года они также понравятся. Главное — проводить ваши занятия регулярно с учетом рекомендаций.
СЕМЬЯ
Вариант 1
Исходное положение. Сжать пальчики в кулачок. Затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка. Этот пальчик — это Я. Вот и вся моя семья. (На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы.)
Вариант 2
Пальцы выпрямлены. По очереди прижимать пальцы к ладошке, начиная с большого.
ДОМИК
Исходное положение. Пальцы сжать в кулачок. По очереди разгибать пальчики, начиная с большого.
Раз, два, три, четыре, пять —(разгибаем пальцы)Вышли пальчики гулять. — (ритмично сжимаем и разжимаем пальцы.)Раз, два, три, четыре, пять — (сгибаем все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца)В домик спрятались опять. — (ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулак.)
ПАЛЬЧИКИ ЛОЖАТСЯ СПАТЬ
По очереди сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.
Этот пальчик хочет спать,Этот пальчик — прыг в кровать!Этот пальчик — прикорнул,Этот пальчик уж заснул.Ну а этот долго спал,А потом будить всех стал.Встали пальчики! Ура! — (Выпрямить все пальцы.)Нам гулять идти пора! — (Ритмично сжимать и разжимать пальцы.)
ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ
Исходное положение. Расположить ладонь перед собой, выпрямить и раздвинуть пальцы. Кончиком большого пальца касаться кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца по очереди. «Здороваясь», большой палец обращается по имени к другим пальцам:
— Здравствуй, указательный!— Привет, средний!— Здорово, безымянный!— Как дела, мизинец?
ЗА РАБОТУ!
Исходное положение. Пальцы сжаты в кулачок. По очереди разгибать пальчики, начиная с большого.
— Ну-ка, братцы, за работу!Покажи свою охоту.Большаку — дрова рубить.(Разгибаем большой палец.)Печки все — тебе топить.(Разгибаем указательный и т. д.)Тебе — воду носить.А тебе — обед варить.А тебе — посуду мыть.А потом всем песни петь.Песни петь да плясать,Наших деток забавлять.(Поворачивать кисти рук с выпрямленными пальцами вправо—влево.)
МЫ ТОПАЛИ
Исходное положение. Ударять по очереди каждым пальчиком по столу, как по клавишам, сопровождая движения пальцев ритмичным проговариванием скороговорки по слогам.
Мы то-па-ли, мы то-па-ли,До то-по-ля до-то-па-ли,До то-по-ля до-то-па-ли,Чуть но-ги не от-то-па-ли!
В ГОСТИ
В гости к пальчику большому (пальцы сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы обеих рук)Приходили прямо к дому (две ладони сомкнуть под углом — «крыша»)
Указательный и средний,Безымянный и последний.(называемые пальцы каждой руки по очереди соединяются с большим пальцем)
А мизинчик-малышок(все пальцы сжаты в кулак, мизинцы выставить вверх)Сам забрался на порог.(Постучать кулачками друг о друга.)Вместе пальчики-друзья.(Ритмично сжимать пальчики в кулачки и разжимать.)
Друг без друга им нельзя.(Соединить руки в «замок».)
ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК
Исходное положение. Пальцы сжаты в кулачок. Один за другим разгибать пальчики, начиная с мизинца. При затруднении можно помогать себе другой рукой.
— Пальчик-мальчик, где ты был?— С этим братцем в лес ходил,С этим братцем щи варил,С этим братцем кашу ел,С этим братцем песни пел!
ЦЕПОЧКА
Вариант 1
По очереди соединяем большой палец левой руки с остальными пальцами, образуя «колечки» (большой с указательным, большой со средним и т. д.). Через них попеременно «пропускаем» «колечки» из пальчиков правой руки.
Колечко с колечком соединяем, Цепочку из пальчиков мы получаем.
Вариант 2
Указательный палец левой руки соединяется с большим пальцем правой руки. Затем указательный палец правой руки соединяется с большим пальцем левой руки. Так же соединяем средний палец левой руки с большим пальцем правой руки, меняем руки; соединяем безымянный палец левой руки с большим пальцем правой руки; меняем руки; мизинец одной руки — с большим пальцем другой руки.
* В статье использованы материалы книги Е. Косиновой “Пальчиковая гимнастика”.
Цель
Ученые выяснили, что правильная речь ребенка полностью зависит от развитости мелкой моторики. На кончиках пальцев расположено огромное количество нервных окончаний, подающих сигналы в головной мозг. Поэтому чем точнее и скоординировано руки выполняют движения, тем лучше формируются речевые способности и другие навыки.
Основные задачи пальчиковых игр для детей:
От 6 мес. – 2 лет.
- Активизация мозговых центров, отвечающих за умение говорить.
- Такая гимнастика стимулирует кроху к подражанию взрослым. Малыш с раннего возраста учится понимать окружающих.
- Ребенок получает умение следить за предметом.
- Развивается понимание ритмичности движений.
От 3 – 5 лет.
Обучение концентрировать внимание.
Развитие памяти.
Активизация мыслительного процесса.
Снятие напряжения физического и эмоционального.
От 5-6 лет.
- Формирование творческих способностей.
- Гимнастика рук необходима для умения писать в процессе школьного обучения.
- Совершенствование навыков координации движений.
- Развитие воображения и умения нестандартно мыслить.
На заметку! Только к 3 годам ребенок способен научиться выполнять движения руками как взрослый.
С помощью пальчиковых игр малыш учится быстро переключать внимание, что способствует умственному развитию
Важно проводить упражнения поэтапно, а также подбирать занятия в соответствии с возрастом крохи
Зарядка для пальцев
Природа заложила в кисти рук новорожденных большую силу – они могут долго висеть, ухватившись за мамины пальцы или перекладину. Зато ловкость и подвижность пальцев развиваются со временем, и задача родителей – помочь в этом малышу. Время упускать нельзя, иначе руки так и останутся неуклюжими, неспособными к тонкой работе. Любые тренировки дадут результат только в том случае, если занятия начинаются в нужном возрасте. Гибкость спины гимнасток формируется с детства, а если этим видом спорта заняться впервые в 40 лет, кроме травмы позвоночника, вы ничего не получите. Ручки малыша до года хорошо откликаются на тренировки, потом развивать их будет намного сложнее.
Пальчиковая гимнастика направлена на развитие подвижности и координации всех фрагментов кисти. На первых занятиях все движения выполняет мама – она массирует ручки малыша, разминает каждый пальчик. Ласковые прикосновения настолько приятны, что вскоре и сам младенец захочет потрогать одной ручкой другую, наощупь исследовать сложные очертания. Даже во сне работа не прекращается: ребенок задевает ладошкой гладкую простынку, твердую спинку кроватки, а в крошечный мозг поступает информация об окружающем мире.
Ребенок рождается со сжатыми в кулачки ручками. Насильно разгибать пальчики не нужно, подождите примерно 2 месяца – и он сам покажет вам ладошки
С этого момента начинайте осторожно поглаживать кисти. Потом массаж усложняется: мама поочередно сгибает и разгибает каждый пальчик, растирает его по направлению от кончика к ладони. Если ребенок сопротивляется, не применяйте силу, отложите занятия на некоторое время
Если малыш постоянно недоволен вашими действиями, обратитесь к педиатру – он проверит, нет ли каких-нибудь нарушений в строении кистей, и укажет на ваши ошибки. Когда все в норме, массаж грудничку нравится: новорожденный в основном узнает мир наощупь, и мамины прикосновения для него очень важны
Если ребенок сопротивляется, не применяйте силу, отложите занятия на некоторое время. Если малыш постоянно недоволен вашими действиями, обратитесь к педиатру – он проверит, нет ли каких-нибудь нарушений в строении кистей, и укажет на ваши ошибки. Когда все в норме, массаж грудничку нравится: новорожденный в основном узнает мир наощупь, и мамины прикосновения для него очень важны.
Зарядка для рук обязательно должна сопровождаться песенками или стихами. Недостаточно просто комментировать движения: если в словах нет ритма, малышу быстро станет скучно. Грудничок быстрее научится двигать пальчиками в такт рифме, ему будет проще запомнить последовательность действий. Когда младенец научится сидеть, дайте ему кубики и постарайтесь вместе построить домик. Это упражнение развивает координацию, умение брать предметы и ставить их в нужное место.
Поднимаем планку
После 3 лет детям предлагаются координационно более сложные игры. Например, как потешка «Про дружбу». Ребенку нужно точно попадать пальчиком на пальчик, уметь переплетать их между собой:
Дружат во дворе у нас девочки и мальчики
(дети сцепляют пальчики в замочек)
Подружу-ка я сейчас и маленькие пальчики
(дети поочередно соединяют подушечки одноименных пальцев рук)
Раз, два, три, четыре, пять – начинай считать опять
(дети возвращают пальчики в исходное положение)
Раз, два, три, четыре, пять – мы закончили считать
(замочки размыкаются, малыши трясут кистями рук).
Чем старше становится ребенок, тем сложнее по исполнению могут быть стишки для пальчиковой гимнастики. «Высший пилотаж» — точно обыграть пальцами сюжет какой-то сказки. При этом ребенку придется не просто показать «ушки на макушке» у зайки или «намазать варенье на блины», а строить из ладошек целые замысловатые фигуры (птицу с крыльями, мышку с хвостиком), изображать сложные действия («лепить пирожки», «копать огород»). Когда взрослый показывает такую фигуру, малыш не просто запоминает ее и повторяет – он развивает фантазию и ассоциативное мышление.
«Осьминожки»
Две веселых осьминожки
По морской брели дорожке
(обе руки изображают осьминогов, передвигающихся пальцами-щупальцами по дну моря)
Повстречались, удивились,
(«осьминоги» замирают, «приседают», снова вытягиваются)
Улыбнулись, подружились.
(руки сближаются, можно «поздороваться» указательными пальцами)
И теперь они вдвоем
Изучают водоем.
(сцепившись большими пальцами, руки «путешествуют» вместе).
Еще один способ ненавязчиво втянуть детей после 3 лет в подобные гимнастические игры – предложить им пальчиковые игрушки. Это своеобразный кукольный театр из персонажей – «напальчников», которые легко изготовить самим, сшив из фетра или ткани, склеив из бумаги, связав крючком. Обычно это герои какой-либо одной сказки («Колобок», «Теремок»). Конечно, очень сложных упражнений при этом не получится: пальчики — «герои» будут только кланяться, когда малыш изображает речь кого-то из них. Но дети безумно любят инсценировать и, поучаствовав в таких «театрализациях», охотнее включатся в другие пальчиковые упражнения.
Значение мелкой моторики для развития речи ребенка и его интеллекта в целом переоценить сложно. Регулярные занятия разными видами пальчиковой гимнастики способствуют не только развитию мелкой моторики, но в целом улучшению координации, памяти, воображения, концентрации внимания. Все это – основа нормального психоэмоционального и речевого развития ребенка, залог его успехов в школе. Не этого ли хочет каждый родитель для своего чада?
Пальчиковые игры: суть и предназначение
Пальчиковые игры развивают у детей связную речь, интеллект и творческое мышление
Игры, которые помогали развивать кисти и пальцы рук, были придуманы давным-давно. В Японии, чтобы побудить детей активно работать пальчиками, им предлагали перекатывать грецкие орехи. В Китае для занятий с малышами использовали шары различной величины, сделанные из разных материалов (глины, дерева, металла).
В России с давних времён народ сочинял множество стишков и потешек, сопровождающихся самыми разнообразными движениями. Оказывается, не только для развлечения малышей они были придуманы. А для развития у детей творческого мышления, воображения и речи.
Самая распространённая пальчиковая игра – «Сорока-Ворона». Она знакома многим поколениям детишек до нас. Для чего же она так нужна?
Речь малыша и его руки тесно взаимосвязаны. Это объясняется тем, что центры речи и движения рук расположены близко в головном мозге. Стимулируя движения рук и пальчиков можно развивать речь ребёнка.
Дети, с которыми родители систематически играют в пальчиковые игры, лучше мыслят и начинают разговаривать гораздо быстрее своих сверстников, с которыми по этой методике совсем не занимаются.
Это объяснить довольно легко. Правая часть детского мозга отвечает за творчество, а левая – за мышление. Для того чтобы у ребёнка развивались оба полушария, необходимо правильно и одинаково их тренировать. Вам помогут достичь этой цели всё те же пальчиковые игры.
Легко и непринуждённо, играя и развлекаясь, развивайте вашего малыша, когда вам удобно, и где вам удобно. Но здесь следует учесть и ещё одну немаловажную деталь.
Примеры пальчиковых игр для грудничков до года
Все движения во время занятий с малышами до 12 месяцев выполняют взрослые, ребенок принимает лишь пассивное участие. Его нужно посадить на колени, прижав спинку к животу родителя. В такой позе малышу удобнее наблюдать за пальчиковой игрой. Перед занятиями нужно растереть ручки грудничка.
Гости
Мама пальчиками малыша идет по столу, что обозначает, что у Кати собираются дети. Соединяя большой палец по очереди с другими, малышка здоровается:
- с Сережей;
- Жанной;
- Машей;
Складывая вместе ладошки, Катя спрашивает, кто хочет пирожок, а если рожок — ставит один кулачок на другой. После угощения гости хлопают в ладошки.
Дятел
В этой игре мамина левая рука изображает дерево, а правая — птицу с большим клювом, которым долбит по стволу растения — тук-тук.
Затем нужно поменять руки, чтобы в лесу весь день раздавался звук стук-стук-стук.
Засыпалочка
Мама кладет головку малыша на подушку и повторяет словами каждое выполняемое движение. Берет ручку ребенка и гладит им лобик. Закрывает глазки миниатюрными пальчиками, сложенные ладошки помещает под щечки и проговаривает: «Быстро засыпаю».
Клубочки
Взрослый складывает ладошки вместе, выпрямляет пальцы, показывает малышу и говорит, что это ежик. Спрашивает, хочет ли он сам сделать такого зверька. Прижимая пальцы, изображает колючки. Затем объясняет крохе, как ежику холодно, и он спрятал иголки, свернулся в клубок.
Солнышко пригрело, стало тепло, зверек выставляет колючки, и пальцы выпрямляются.
Комар
Мама водит пальчиками малыша вокруг уха и носа и рассказывает ребенку стишок про то, как летают мухи и осы, и на лоб садится комар. Хлопает ладошкой и прогоняет его.
Котенок
Взрослый тремя пальцами изображает мышат, которые идут по дорожке и, увидев 4 лапки котенка, испугавшись острых когтей страшного зверя, хлопают себя ладошкам. Мышата решают, что надо спасаться, и указательный и средний пальчик убегают по поверхности.
Ладушки
Эта игра приводит в восторг грудничка возрастом от 4 месяцев. Положив малыша на кровать, мама берет его ручки и хлопает в такт стишку. Кроха стучит кулачками, а в ладушки сама начинает играть после полугода. И тогда взрослому нужно просто повторять слова песенки, а малыш буде хлопать и заливаться смехом.
Муха
Мама машет пальцами правой рукой и показывает ребенку, что летит муха. «Села на варенье» — правая ладошка накрывает левую. «Испачкала брюшко» — ладошки соединяются. «Улетает» — правую руку забирает, а левую оставляет на месте.
Подушечки
Мама дотрагивается большим и указательным пальцами до кончиков пальчиков ребенка, слегка нажимая на них, ласково говорит, что у крохи есть мягкие подушечки для бабушки, для дедушки, для папы и самые маленькие — для ребеночка.
Указочка
Мама касается пальчиков губ крохи и рассказывает, что ротик умеет кушать, показывает на нос и говорит, что он дышит, на уши — слушают. Чтобы изобразить глаза — моргает.
Улитка
Правую руку нужно сложить «в козу», а указательный палец и мизинец вытянуть. С помощью такой комбинации изображают улитку, которая, уткнувшись в ладонь, просит, чтобы впустили в калитку. Левую руку надо повернуть, чтобы она смогла пройти домой. Правая ладошка показывает, как улитка идет в открытую калитку.
Поднимаем планку
После 3 лет детям предлагаются координационно более сложные игры. Например, как потешка «Про дружбу». Ребенку нужно точно попадать пальчиком на пальчик, уметь переплетать их между собой:
Дружат во дворе у нас девочки и мальчики
(дети сцепляют пальчики в замочек)
Подружу-ка я сейчас и маленькие пальчики
(дети поочередно соединяют подушечки одноименных пальцев рук)
Раз, два, три, четыре, пять – начинай считать опять
(дети возвращают пальчики в исходное положение)
Раз, два, три, четыре, пять – мы закончили считать
(замочки размыкаются, малыши трясут кистями рук).
Чем старше становится ребенок, тем сложнее по исполнению могут быть стишки для пальчиковой гимнастики. «Высший пилотаж» — точно обыграть пальцами сюжет какой-то сказки. При этом ребенку придется не просто показать «ушки на макушке» у зайки или «намазать варенье на блины», а строить из ладошек целые замысловатые фигуры (птицу с крыльями, мышку с хвостиком), изображать сложные действия («лепить пирожки», «копать огород»). Когда взрослый показывает такую фигуру, малыш не просто запоминает ее и повторяет – он развивает фантазию и ассоциативное мышление.
«Осьминожки»
Две веселых осьминожки
По морской брели дорожке
(обе руки изображают осьминогов, передвигающихся пальцами-щупальцами по дну моря)
Повстречались, удивились,
(«осьминоги» замирают, «приседают», снова вытягиваются)
Улыбнулись, подружились.
(руки сближаются, можно «поздороваться» указательными пальцами)
И теперь они вдвоем
Изучают водоем.
(сцепившись большими пальцами, руки «путешествуют» вместе).
Еще один способ ненавязчиво втянуть детей после 3 лет в подобные гимнастические игры – предложить им пальчиковые игрушки. Это своеобразный кукольный театр из персонажей – «напальчников», которые легко изготовить самим, сшив из фетра или ткани, склеив из бумаги, связав крючком. Обычно это герои какой-либо одной сказки («Колобок», «Теремок»). Конечно, очень сложных упражнений при этом не получится: пальчики — «герои» будут только кланяться, когда малыш изображает речь кого-то из них. Но дети безумно любят инсценировать и, поучаствовав в таких «театрализациях», охотнее включатся в другие пальчиковые упражнения.
Значение мелкой моторики для развития речи ребенка и его интеллекта в целом переоценить сложно. Регулярные занятия разными видами пальчиковой гимнастики способствуют не только развитию мелкой моторики, но в целом улучшению координации, памяти, воображения, концентрации внимания. Все это – основа нормального психоэмоционального и речевого развития ребенка, залог его успехов в школе. Не этого ли хочет каждый родитель для своего чада?