Что такое падежи в русском языке

Пропавшие падежи: как их найти и почему они исчезли

Какие падежи существовали в русском языке раньше плюс к тем, которые известны со школы? Звательный, разделительный, местный, счётный, отложительный, ждательный, лишительный, превратительный и количественно-отделительный. И формы забытых падежей широко применяются до сих пор.

  1. Звательный падеж. К нему близки усечённые формы имён собственных («Людк, а, Людк!»), устаревшие формы религиозных и светских обращений («Не рыдай Мене, Мати»). По своему применению эти формы ближе к междометиям: это не субъект действия, а слово, использующееся для привлечения внимания, обращения, наряду с «Эй».
  2. Разновидностью родительного падежа является количественно-отделительный падеж. В разговорной речи мы используем такие обороты, как «задать жару» (по правилам должно было бы быть задать (что?) жа́ра).
  3. Ждательный – утраченный падеж, который проявляется так: некоторые слова склоняются по форме винительного падежа, а некоторые – по форме родительного: ждать письма (кого? чего?), но ждать (кого? что?) маму. Чем обусловлена эта разница? Возможно, с одушевлённостью/неодушевлённостью предмета, его субъектностью или объектностью. Письмо само никуда добраться не может, ждут его доставки, а мама добирается до места сама, ждут именно её, и отвечает за это прибытие она. Поэтому ждать письма, посылки, весточки, зарплаты, но ждать маму, Ольгу, лису.
  4. Счётный падеж – используется при счёте: три часа́ (не ча́са), два шага́.
  5. Разделительный – форма родительного, применяется к неодушевленным предметам, когда отделяется часть от целого: отсыпать малины (не «малину», поесть конфет (не «конфеты»). Благодаря этой форме мы понимаем, что съели не всё, а отдельную часть чего-то, состоящего из мелких частей.
  6. Превратительный падеж – еще один неизвестный многим падеж, но его формы мы используем по сей день. Возьмем известное выражение «пойти в шофёры/космонавты/завхозы/депутаты». Существительные здесь отвечают на вопросы «превратить в кого? во что?» Возможно, эта форма призвана была обозначать не профессию, а группу лиц, занимающуюся профессией, как цеховое объединение.
  7. Лишительный – используется с отрицанием при глаголе: «не знать истины» (не «истину»), «не иметь права» (не «право»), «ни шагу назад».
  8. Местный падеж: «на мысу» (вместо «мысе»), «в порту» (не «порте»). Современный предложный падеж объединяет 2 функции – изъяснительную (говорить о ком/чём) и местную (находиться на ком/чём, где). У части слов эти формы совпадают (говорить о кухне, находиться в кухне), но у других это 2 разные формы (нос, лес, снег, год, рай). Например, можно говорить о снеге, но лежать можно только на снегу.
  9. Отложительный падеж определяет начальную точку движения, ударение перемещается с существительного на служебную часть речи – предлог: из лесу, из дому.

Сходные падежи есть в других славянских языках (украинском), но в русском они не получили дальнейшего развития, стали непродуктивными. Новые слова не склоняются по ним, и язык оптимизировал громоздкую падежную систему – убрал то, без чего можно обойтись, или то, что не создает работающие конструкции.

Что такое падежи в русском языке

Русский язык относится к языкам флективного строя — это значит, что слова русского языка, причем не только существительные, но и прилагательные, а также числительные, могут изменяться с помощью морфем, присоединяющихся к корню. От них зависит значение слова.

Типичной особенностью языков флективного строя, к которым относятся многие индоевропейские, семитские и саамские языки, являются их системы изменений по 3 главным признакам: роду, числу и падежам.

Законченная мысль в предложениях, написанных или сказанных на русском языке, формируется благодаря формоизменению слов. Это может означать, что падеж указывает на взаимоотношение слов в предложении.

Падеж существительных является непостоянным свойством, которое дает словам в русском языке свое место в предложении, наделяет их дополнительным смыслом, характеризует принадлежность.

В русском языке существует 6 падежей:

  • именительный — выражает самостоятельное существительное, которое не зависит от других слов в предложении;
  • родительный — выражает значение принадлежности;
  • дательный — используется с глаголами действия;
  • винительный — употребляется в прямых дополнениях;
  • творительный — выражает что-то, с помощью чего можно воздействовать на другие объекты;
  • предложный — падеж со значением места или местонахождения.

Они, в свою очередь, делятся на:

  • прямой падеж — именительный;
  • косвенные падежи — все остальные.

В предложении подлежащим, то есть объектом, совершающим действие, может быть только имя существительное в прямом падеже. Существительные в падежах, отличных от именительного, называются второстепенными членами.

Падежи русского языка имеют вспомогательные слова для определения падежа, падежные и смысловые вопросы, а также характерные предлоги.

Падеж — это словоизменительная категория

Термин «падеж» назы­ва­ет грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию изме­ня­е­мых слов рус­ско­го язы­ка.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют как изме­ня­е­мые, так и неиз­ме­ня­е­мые сло­ва. У изме­ня­е­мых слов, при­над­ле­жа­щих к име­нам суще­стви­тель­ным, при­ла­га­тель­ным, чис­ли­тель­ным и место­име­ни­ям, мож­но ука­зать фор­му сло­ва, кото­рая соот­вет­ству­ет опре­де­лен­но­му паде­жу. Исходя из это­го, мож­но дать общее опре­де­ле­ние грам­ма­ти­че­ской кате­го­рии паде­жа:

ОпределениеПадеж — это грам­ма­ти­че­ская фор­ма име­ни, ука­зы­ва­ю­щая на его отно­ше­ние к дру­гим сло­вам в пред­ло­же­нии.

А вот как опре­де­ля­ет, что такое падеж Википедия:

ОпределениеПаде́ж в язы­ках флек­тив­но­го (син­те­ти­че­ско­го) или агглю­ти­на­тив­но­го строя — сло­во­из­ме­ни­тель­ная грам­ма­ти­че­ская кате­го­рия имен­ных и место­имён­ных частей речи (суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, чис­ли­тель­ных) и близ­ких к ним гибрид­ных частей речи (при­ча­стий, герун­ди­ев, инфи­ни­ти­вов и проч.), выра­жа­ю­щая их син­так­си­че­скую и/или семан­ти­че­скую роль в пред­ло­же­нии.

С помо­щью форм сло­ва свя­зы­ва­ют­ся друг с дру­гом в опре­де­лен­ное сооб­ще­ние, фор­ми­ру­ют закон­чен­ную мысль.

Сравните:клен, осень, баг­ря­ный, окно, мой, ран­ний.

Ранней осе­нью в моё окно машет баг­ря­ной макуш­кой клен.

В пер­вой стро­ке запи­сан обыч­ный пере­чень слов, не свя­зан­ных друг с дру­гом. Вторая стро­ка с помо­щью фор­мо­из­ме­не­ния слов (паде­жей) пред­став­ля­ет собой пред­ло­же­ние, в кото­ром содер­жит­ся сооб­ще­ние, закон­чен­ная мысль.

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют шесть паде­жей, кото­рые пред­став­ле­ны ниже в таб­ли­це с вопро­са­ми и пред­ло­га­ми.

Именительный падеж

Именительный падеж (прямой) является начальной формой имён существительных, который всегда используется без предлогов. Он называет, именует субъект или объект и отвечает на вопросы:

  • есть «кто?» – дедушка, повар, медведь, тётя, сова, лось;
  • есть «что?» – поверхность, стол, дневник, здоровье, стакан, озеро.

В синтаксической конструкции выражается независимое, самостоятельное положение существительного. В предложении оно выступает в функции подлежащего или именной части сказуемого:

  • Моя сестра ходит на волейбольную секцию и бальные танцы.
  • Таня – моя лучшая подруга.

Все остальные падежи – косвенные.

Что такое падежи в русском языке

Падеж — это грамматическая категория некоторых частей речи, которая помогает согласовывать слова между собой в предложении. При изменении слов по падежам у них меняется окончание.

Давайте узнаем, какие бывают падежи в русском языке.

6 падежей русского языка:

Именительный падеж определяет начальную форму слова. Остальные пять падежей называются косвенными.

У каждого падежа есть вспомогательное слово — оно помогает определить, на какие вопросы отвечает конкретный падеж.

Повторим еще раз. У каждого падежа есть свои вопросы — они зависят от части речи и грамматических признаков.

Таблица падежей русского языка с вопросами

Прилагательные, причастия, порядковые числительные

какой? какая? какое? какие?

какого? какой? какого? каких?

какому? какой? какому? каким?

какого? (одуш) какой? (неодуш) какую? какое? каких? (одуш) какие? (неодуш)

скольких? (одуш) сколько? (неодуш)

каким? какой? каким? какими?

о каком? о какой? о каком? о каких?

Как правильно определить падеж:

гости пришли — (кто?) гости (Им. п.);

бояться темноты — бояться (чего?) темноты (Р. п.);

сказал сестре — сказал (кому?) сестре (Д. п.);

обнял маму — обнял (кого?) маму (В. п.);

наслаждаюсь закатом — наслаждаюсь (чем?) закатом (Тв. п.);

рассказываю о школе — рассказываю (о чем?) о школе (Пр. п.).

Теперь мы знаем названия падежей в русском языке и на какие вопросы они отвечают. Дальше нас ждут окончания!

Приглашаем на увлекательные курсы изучения русского языка в онлайн-школу для детей и подростков Skysmart!

От чего зависят падежные окончания:

от категории числа: окончания единственного числа отличаются от окончаний множественного числа;

от категории склонения: окончания прилагательных и причастий зависят от категории рода.

Падежные окончания имен существительных отличаются от падежных окончаний прилагательных и причастий. Чтобы не запутаться, сделали еще одну табличку.

Падежные окончания существительных и прилагательных

Падеж

Падежные окончания

Имена прилагательные, причастия

ой, ий, ый, ая, яя, ое, ее

нулевое, ов, ев, ей

о, е, а, я, нулевое

нулевое, ы, и, а, я, ей

ой, ий, ый, ую, юю, ое, ее, ого, его, ой, ей

Чтобы лучше усвоить материал, рассмотрим каждый падеж отдельно.

Как выучить падежи

Школьникам бывает нелегко запомнить название падежей, их вопросы и окончания. Тем не менее, нужно понимать, что все правила, касающиеся этой темы, следует выучить наизусть как таблицу умножения. Чтобы этот процесс был увлекательным и продуктивным, можно обратиться к стихотворной форме, чувственному и образному восприятию ребёнка.

Стишок

Запомнить последовательность падежей будет легче, если знать одну из двух забавных фраз:

Начальная буква каждого слова соответствует определённому падежу. Эти строчки надолго останутся в памяти, при этом на их заучивание уйдёт не более 10 минут.

Чувственное восприятие

Известно, что восприятие информации человеком происходит по разным каналам. Это зависит от индивидуальных особенностей восприятия и переработки учебного или какого-либо другого материала.

Так, визуалам лучше изучать информацию, которая она изображена в виде картинки, таблицы или схемы, т.е. у них хорошо развито зрительное восприятие.

В свою очередь аудиалу удобнее воспринимать информацию на слух. Таким людям нужно попросить кого-либо прочитать правила столько раз, сколько потребуется. Или же читать вслух самому.

Кинестетики запомнят материал быстрее, если они будут переписывать.

Беспроигрышный вариант – задействовать все чувства. При изучении темы о падежах не стоит ограничиваться только прочтением статьи. Необходимо повторить наиболее важные моменты вслух, после чего записать их от руки. В качестве шпаргалки могут выступать таблицы и схемы. Всё это обеспечит максимальный результат.

Образное и ассоциативное мышление

Человек может воспринимать информацию через образы и ассоциации. Именно поэтому можно связать названия падежей с какими-либо узнаваемыми предметами, действиями, событиями или образами. Этот способ лучше всего подойдёт творческим людям, обладающим живым воображением. Картинка, созданная в голове, надолго останется в памяти. Например:

  • Именительный – имя;
  • Родительный – рождение;
  • Дательный – делиться;
  • Винительный – винить;
  • Творительный – творить;
  • Предложный – предлоги.

Итак, без знания системы падежей в современном русском языке не обойтись. Нужно знать, что такое прямой падеж и что подразумевается под косвенными. Также следует запомнить вспомогательные слова. Умение правильно склонять существительные, числительные, местоимения и прилагательные – это одно из важных условий для грамотного письма и устного общения.

Что такое падежи 4 класс?

Падежи — это грамматические формы существительных, прилагательных и числительных, которые изменяются с целью передачи различных значений и отношений между словами в предложении.

В русском языке существуют шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.

Именительный падеж используется для обозначения предмета, действующего как главное или сказуемое в предложении. Например: яблоко, стол, девочка. Вопросы, на которые отвечает именительный падеж: «кто?» или «что?»

Родительный падеж обозначает принадлежность, происхождение, отсутствие или наличие чего-либо. Например: книги, детей, школы. Вопросы, на которые отвечает родительный падеж: «кого?» или «чего?»

Дательный падеж указывает на получателя или адресата действия. Например: маме, дедушке, подруге. Вопросы, на которые отвечает дательный падеж: «кому?» или «чему?»

Винительный падеж обозначает прямое дополнение или цель действия. Например: книгу, дверь, окно. Вопросы, на которые отвечает винительный падеж: «кого?» или «что?»

Творительный падеж выражает сопровождение, средство или инструмент выполнения действия. Например: ручкой, ножом, машиной. Вопросы, на которые отвечает творительный падеж: «кем?» или «чем?»

Предложный падеж указывает на обстоятельства места, времени, образа и сопутствующих обстоятельствах. Например: в школе, на столе, с друзьями. Вопросы, на которые отвечает предложный падеж: «о ком?» или «о чем?»

Знание и умение использовать правильные падежи — важный навык при изучении русского языка. Оно поможет грамотно строить предложения и передавать нужные значения и отношения между словами.

Падежи существительных

В русском языке насчитывается шесть падежей: именительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, винительный падеж, творительный падеж и предложный падеж.

1. Именительный падеж — это начальная форма слова, которая употребляется для наименования предметов.

Именительный падеж отвечает на вопросы «кто?», «что?».

Например:

  • кто? — друг, соседка, учитель
  • что? — пруд, веселье, школа

Запомните, что именительный падеж употребляется без предлога и в предложении выступает в качестве подлежащего или именной части сказуемого.

Например:

Мой друг учится в пятой школе. («друг» — это имя существительное)

2. Родительный падеж

Родительный падеж обозначает отсутствие предмета, указание места, причины, цели и отвечает на вопросы «кого?», «чего?».

Например:

  • нет (кого?) друга, учителя, брата,
  • нет (чего?) денег, удачи, кровати, дома

Существительные родительного падежа могут употребляться, как с предлогами, так и без них.

нет (чего?) дороги — припарковался (у чего?) у дороги.

С родительным падежом чаще всего употребляются следующие предлоги:

  • от (от дороги)
  • до (до дороги)
  • для (для дороги)
  • из-за (из-за дороги)
  • у (у дороги)
  • без (без дороги)
  • ради (ради дороги)
  • вокруг (вокруг дороги)
  • около (около дороги)
  • мимо (мимо дороги) и др.

3. Дательный падеж

Дательный падеж употребляется для обозначения адресата и отвечает на вопросы «кому?», «чему?».

Например:

  • Дам книгу (кому?) папе, учителю, сыну.
  • Дам (чему?) спокойствию, веселью, ненависти.

С дательным падежом употребляются следующие предлоги:

  • к (к морю, к реке, к маме)
  • благодаря (благодаря маме, благодаря отцу)
  • согласно (согласно сценарию, согласно руководству)
  • вопреки (вопреки ожиданиям)
  • наперекор (наперекор судьбе)
  • навстречу (навстречу счастью, навстречу маме)

4. Винительный падеж

Винительный падеж существительного употребляется для обозначения объекта действия.

Винительный падеж отвечает на следующие вопросы:

  • кого? (вижу (кого?) маму, отца, руководителя)
  • что? (вижу (что?) дом, усадьбу, крышу)С существительными в форме винительного падежа употребляются следующие предлоги:
  • в, на, за, про, под, сквозь, через, спустя, включая, несмотря на.

5. Творительный падеж

Творительный падеж существительного употребляется в значении совместности, места, причины и отвечает на вопросы «кем?» «чем?».

Например:

  • Горжусь (кем?) мамой
  • Любуюсь (чем?) платьем

С творительным падежом  употребляются следующие предлоги предлоги: с, над, за, под, перед, меж, между, в связи с, вместе с, согласно.

6. Предложный падеж

Предложный падеж существительного употребляется для обозначения объекта размышлений, объекта действий или места и отвечает на вопросы «о ком?» «о чём?».

Например:

  • Забочусь о ком? о дедушке
  • Расскажу о чём? о молодости

Существительное в форме предложного падежа употребляется со следующими предлогами: при, в, на, о, об, по.

Как научиться определять падеж?

Здесь мы приведем пошаговый алгоритм, как определить падеж существительного.

  1. Для начала нужно научиться задавать вопросы. Главное – понять от какого слова какому. Например: Кот сидит на дереве. Сидит (на чём?) на дереве.  Потренируйтесь с ребенком задавать правильные вопросы от нужного слова. Чаще всего это будет глагол: не приблизится (к кому?) к коту. Но не всегда: ручка (чего?) двери, нет (чего?) воды.
  2. Вспоминаем второй вопрос. То есть, если было кому? Второй вопрос – чему? Если было на чём? Второй – на ком?  Кого? – здесь второй вопрос может быть что? или чего?                                                                                                                        Обязательно, подставьте оба вопроса в предложение, чтобы определить, какой падеж. Нет (кого? чего?)  кота – Родительный падеж. Вижу (кого? что? кота) – Винительный падеж. Та же путаница может быть с Именительным и Винительным падежом. Есть (кто? что?) яблоко. Вижу (кого? что?) яблоко.
  3. Научившись задавать вопросы, думаем, какому падежу они принадлежат. Вспоминаем вспомогательные слова: кому? чему? что делать – дать. Кто? что? что делает – есть. кого? чего? – нет, кого? что? что делаю – виню  и т.д.
  4. У вопросов предложного падежа могут быть другие предлоги, помним об этом. Понимаем, что на ком? на чём? = в ком? в чём? = о ком? о чём?

Падежи существительных. Падежные предлоги

Именительный падеж

Именительный падеж упо­треб­ля­ет­ся для наиме­но­ва­ния пред­ме­тов. Это исход­ная, началь­ная фор­ма суще­стви­тель­но­го, кото­рая отве­ча­ет на вопро­сы:

  • кто? — бабушка, мастер , отец ,
  • что? — тишина, дом , счастье, радость .

Именительный падеж все­гда упо­треб­ля­ет­ся без пред­ло­га и назы­ва­ет­ся пря­мым паде­жом в отли­чие от осталь­ных, нося­щих назва­ние кос­вен­ных. В име­ни­тель­ном паде­же суще­стви­тель­ное высту­па­ет в роли под­ле­жа­ще­го в пред­ло­же­нии или имен­ной части ска­зу­е­мо­го.

Мой брат учит­ся в шестом клас­се.

Вася — мой млад­ший брат.

Родительный падеж

Родительный падеж суще­стви­тель­но­го отве­ча­ет на вопро­сы: кого? чего?

  • нет (кого?) бабушки, мастера, отца,
  • нет (чего?) тишины, дома, счастья, радости.

Все кос­вен­ные паде­жи (кро­ме пред­лож­но­го) могут упо­треб­лять­ся как с пред­ло­га­ми, так и без них, напри­мер:

нет (чего?) дома — оста­но­вил­ся (у чего?) у дома.

Предлоги уточ­ня­ют зна­че­ние паде­жей. Так, с роди­тель­ным паде­жом для обо­зна­че­ния отсут­ствия пред­ме­та, ука­за­ния места, при­чи­ны, цели упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

от, до, для, из-за, у, без, ради, вокруг, око­ло, мимо и др.

Например:

  • гулять у реки,
  • вымок­нуть из-за дождя,
  • вый­ти без зон­ти­ка,
  • бежать от калит­ки,
  • достать до пол­ки,
  • сде­лать ради детей.

Дательный падеж.

Дательный падеж суще­стви­тель­но­го обо­зна­ча­ет адре­са­та и отве­ча­ет на вопро­сы: кому? чему?

  • Дам (кому?) бабушке, мастеру, отцу,
  • дам (чему?) тишине, дому, счастью, радости.

С датель­ным паде­жом упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

к, бла­го­да­ря, соглас­но, вопре­ки, напе­ре­кор, навстре­чу.

  • Подойти к мате­ри,
  • посту­пить соглас­но пра­ви­лам,
  • идти навстре­чу вет­ру,
  • дей­ство­вать напе­ре­кор судь­бе.

Винительный падеж

Винительный падеж суще­стви­тель­но­го обо­зна­ча­ет объ­ект дей­ствия и отве­ча­ет на вопро­сы: кого? что?

  • Вижу (кого?) бабушку, мастера, отца,
  • вижу (что?) тишину, дом , счастье, радость .

С суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа в зна­че­нии объ­ек­та, вре­ме­ни, места, уступ­ки упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

в, на, за, про, под, сквозь, через, спу­стя, вклю­чая, несмот­ря на.

  • Вернуться спу­стя год,
  • рас­ска­зать про орла,
  • прой­ти сквозь пла­мя,
  • пере­сту­пить через сту­пень­ку,
  • вый­ти, несмот­ря на ливень.

Предлоги «в», «на», «за», «под» в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го рас­кры­ва­ют направ­лен­ность на объ­ект дей­ствия:

  • поло­жить (во что?) в стол,
  • (на что?) на стол,
  • (за что?) за стол,
  • (под что?) под стол.

Творительный падеж

Творительный падеж суще­стви­тель­но­го отве­ча­ет на вопро­сы: кем? чем?

  • Горжусь (кем?) бабушкой, мастером, отцом,
  • любу­юсь (чем?) тишиной, домом, счастьем, радостью.

С этим паде­жом в зна­че­нии сов­мест­но­сти, места, при­чи­ны упо­треб­ля­ют­ся пред­ло­ги:

с, над, за, под, перед, меж, меж­ду, в свя­зи с, вме­сте с, соглас­но с

  • при­е­хать с дру­гом,
  • парить над полем,
  • оста­но­вить­ся перед вок­за­лом,
  • поса­дить за домом,
  • дей­ство­вать соглас­но с рас­по­ря­же­ни­ем,
  • я вме­сте с бра­том,
  • в свя­зи с непо­го­дой,
  • прой­ти меж­ду ряда­ми.

Предложный падеж

Предложный падеж суще­стви­тель­но­го обо­зна­ча­ет объ­ект раз­мыш­ле­ний и отве­ча­ет на вопро­сы: о ком? о чём?

  • забо­чусь о ком? о бабушке, о мастере, об отце,
  • рас­ска­жу о чём? о тишине, о доме, о счастье, о радости.

Существительное в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа, как гово­рит его назва­ние, упо­треб­ля­ет­ся толь­ко с пред­ло­га­ми:

при, в, на, о, об, по

Предложные фор­мы суще­стви­тель­ных обо­зна­ча­ют объ­ект дей­ствия или место:

  • остать­ся при шко­ле,
  • бегать в пар­ке,
  • висеть на стене,
  • пове­дать о путе­ше­ствии,
  • ска­кать на лоша­ди.

Обратим вни­ма­ние, что оду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные отве­ча­ют на вопро­сы: кто? кого? кому? кем? о ком?

Неодушевленные суще­стви­тель­ные отве­ча­ют на падеж­ные вопро­сы: что? чего? чему? чем? о чём?

Что такое падеж?

Падеж — словоизменительная грамматическая категория именных и местоименных частей речи (существительных, прилагательных, числительных) и близких к ним гибридных частей речи (причастий, герундиев, инфинитивов и проч.), выражающая их синтаксическую и/или семантическую роль в предложении.

В этой теме мы разберем, что такое падеж и какие падежи есть в русском языке, а также как определить падеж имен существительных и на какие вопросы они отвечают.

Слова в русском языке бывают изменяемыми и неизменяемыми.

У изменяемых слов (существительные, прилагательные, числительные и местоимения) есть возможность указать форму слова, которая относится к определенному падежу.

Итак, с помощью падежа слова связываются друг с другом в определенное сообщение, благодаря чему формируется законченная мысль.

Сравним:

  • Ранний, утро, свежий, роса
  • Люблю просыпаться ранним утром и наслаждаться свежей росой.

Обратите внимание на то, что в первой строке записаны слова в начальной форме, а во второй с помощью падежных форм составлено предложение, которое имеет законченную мысль

Падежные формы существительных с предлогом

Каждый падеж, кроме именительного, имеет характерные предлоги, по которым можно определить к какому падежу относится имя существительное. Это не значит, что в каждом предложении нужно искать пример этих предлогов, но значит, что если они есть, то падеж можно определить без падежного вопроса.

Это связано с тем, что имена существительные в именительном падеже выполняют синтаксическую роль главного члена предложения — подлежащего, а значит в предлогах не нуждаются.

Второстепенные члены предложения, которыми выступают имена существительные в косвенных падежах, часто употребляются с предлогами.

Предлоги, указанные ниже, являются основными предлогами каждого из падежей. Также существуют и другие, которые используются реже или подходят не ко всем словам падежа.

Основные предлоги косвенных падежей:

  1. Родительный — у, с, из, до, от, для, без, кроме, возле, около, вокруг.
  2. Дательный — к, по, согласно, вопреки, благодаря.
  3. Винительный — в, во, на, за, про, под, через.
  4. Творительный — с, за, со, под, над, перед, между.
  5. Предложный — о, в, на, об, по, при.

Примеры падежных форм с характерными предлогами

Родительный падеж:

  • ночь без яркой луны не кажется такой загадочной;
  • она начертила линии прямо возле его примеров.

Дательный падеж:

  • он отсчитывал ровно по минуте;
  • вопреки личному счастью.

Винительный падеж:

  • на статую был надет большой балдахин;
  • они говорили про лучшего пекаря в городе.

Творительный падеж:

  • он готов был пойти за её любовью на край света;
  • ему было тяжело идти со стулом в руках.

Предложный падеж:

  • в комедии участвовали лучшие актеры театра;
  • все говорили об этой новости.

Как отличить падежи в словах с одинаковыми окончаниями, формами или предлогами

Некоторые формы имен существительных могут совпадать. Тогда определить падеж поможет следующее:

  1. Необходимо определить синтаксическую роль имени существительного как части предложения. Подлежащее всегда будет в именительном падеже, а также не будет иметь предлога.
  2. Проверить имя существительное по 3 параметрам: падежный вопрос, окончание, предлог.

Если совпадает форма слова в родительном и винительном падежах:

  • при одинаковом вопросе кого? — формы существительного будут отличаться по окончаниям: для Р. п. характерны окончания –а/я, а для В. п. –у/ю;
  • при одинаковых вопросах и окончаниях — вместо имени существительного, падеж которого не удается установить, нужно поставить любое существительное женского рода с окончанием –а/я. Тогда в Р. п. будет окончание –ы/и, а в В. п. –у/ю.

Если совпадает форма слова в родительном и творительном падежах:

при совпадении форм слова с предлогом «с» — необходимо задать падежные вопросы. У Р. п. будет вопрос откуда?, а у В. п

с чем? Также важно обратить внимание на характерные окончания

Если совпадают формы дательного и родительного падежей в произношении:

Для уточнения окончания требуется уточнение смысла предложения.

Если совпадает форма слова в дательном и предложном падежах:

В таком случае бывает совпадение и окончаний, и смысловых вопросов. Для уточнения окончания требуется определить предлоги, которые будут разными у указанных падежей. Иногда для этого требуется перестроить предложение.

Если совпадает форма слова в винительном и предложном падежах:

В таком случае бывает совпадение предлогов. Для уточнения необходимо ориентироваться на вопросы — у В. п. будут вопросы куда? на что?, а у П. п. — где?, над чем?

Косвенные падежи

Косвенные падежи в русском языке выражают синтаксическую зависимость одного слова от другого. Эта категория выполняет огромную функцию в русском языке: она показывает статус слова и говорит о том, является оно главным или зависимым. Именно косвенные падежи показывают нам зависимость одного слово от другого. Прямым падежом является только один — именительный (слова именительного падежа отвечают на вопросы “кто?” и “что?”. Остальные падежи называются косвенными и являются отклонениями от прямой правильной формы слова. Традиционно определяются косвенные падежи по вопросам, которые задаются к слову. Это так называемые падежные вопросы. Например, в родительном — “кого?”, “чего?”; в дательном — “кому?”, “чему?” и так далее. Этот метод самый простой, но однако же у него есть определенное количество недостатков. Одним из них является то, что он не может разграничивать некоторые формы падежей, которые имеют одинаковые вопросы. Например: выпить (чего?) чаю или чая.

Значение косвенных падежей

Падежи имеют несколько значений, которые зависят от семантики слова, которым они управляют. Значение выражает отношение слова, которое изменяется по отношению к остальным действиям, предметам или признакам. Оно может выражаться разными формами падежей слов, которые изменяются с помощью других существительных (неизменяемых).

Например: думать о празднике, довольна купленным пальто. Только именительный падеж выражает значение отношения предмета к тому действию, которое совершается им самим, или к состоянию, которое характеризует предмет, например: мальчик пишет, девочка не сидит на месте.

Что такое косвенный падеж и какие значения он имеет? Объектное значение выражает отношение предмета к действию, направленному на этот самый предмет: писал письмо, любить брата. Определительным называется отношение значения, когда один предмет относится к другому и характеризует его по признаку, свойству или действию: тетрадь в линию, сумка дочери. Обстоятельственные значения выражают отношение к характеристике цели, причины и места: уехать к морю, дом в деревне. Все падежи могут иметь несколько значений из вышеперечисленных.

Видео:Учимся определять падежСкачать

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий