Теоретические основы проведения открытого занятия в старшей группе ДОУ
Определение 1
Открытое занятие – это урок, на котором присутствуют родители, педагоги, представители администрации ДОУ. Эти уроки включены в систему работы методических объединений, их проводят, чтобы обменяться опытом с воспитателями других детских учреждений образования.
Если занятие проводят в одном образовательном учреждении, то на нем могут присутствовать представители родительского комитета. Если открытое занятие проводится на уровне района, то число гостей может быть существенно больше.
Открытые занятия проводятся для коллег педагогами с высоким уровнем квалификации и большим опытом работы. Их задача – продемонстрировать на практике новые технологии, а также методы организации образовательной и воспитательной деятельности в ДОУ, поделиться своим личным опытом работы и наработками. Открытые уроки, помимо обмена опытом, проводят при аттестации на более высокую квалификационную категорию, а также если педагог принимает участие в профессиональном конкурсе. Также проводят открытые занятие для родителей воспитанников, чтобы ознакомить членов семьи с особенностями образовательно-воспитательной деятельности в ДОУ и продемонстрировать достижения детей.
Открытый урок входит в общее планирование работы группы. По своей продолжительности и объему материала, это занятие не отличается от любого другого. Предпочтительная форма проведения – игровая, или со включение в его структуру игровых элементов. В игре дошкольники легче получают знания и закрепляют их на практике.
Открытому занятию характерна частая смена видов деятельности детей. Разные виды упражнений, заданий, игр и загадок, а также физкультурные паузы должны чередоваться друг с другом.
Что такое открытые занятия в детском саду?
Жизнь детей в детском саду — это, конечно, не только праздники, но и будни. Каждый день ребенка мы стараемся сделать ярким, запоминающимся. В рамках реализации годового плана педагоги МБДОУ «Детского сада «Подснежник» с 24 по 27 января провели открытые занятия образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников.
- Открытое занятие – это специально подготовленная форма организации методической работы, в ходе которой реализуются основные направления воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.
- На открытом занятии педагог показывает коллегам свой позитивный или инновационный опыт, по реализации методической идеи, применения конкретного методического приема или метода обучения.
Открытые занятия образовательной деятельности играют важную роль в системе повышения квалификации педагогов и образовательном процессе в целом. Они позволяют увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт. Воспитатель высшей квалификационной категории Негина Ирина Семеновна провела занятие по развитию речи в старшей группе — «Путешествие в Зималандию».
- Дети в игровой форме спасали девочку Снежку от колдовства «Снежной королевы»: учились отвечать на вопросы, подбирали родственные (однокоренные) слова, тренировались в согласовании существительного с глаголом и с прилагательным, учились составлять простое распространенное предложение.
- Участвовали в словесно – речевых играх, учились работать в команде, развивали умение поддерживать беседу.
Обобщали и систематизировали знания о зиме, зимних явлениях, об изменениях в животном мире. Образовательную деятельность по теме «Обитатели леса» во второй младшей группе, провела воспитатель первой квалификационной категории Сергеева Светлана Николаевна.
Что такое открытое занятие?
Как провести открытое занятие в детском саду Открытое занятие — одна из самых эффективных форм организации учебного процесса в дошкольных учреждениях. На таком занятии педагог может поделиться с коллегами, родителями и другими присутствующими самостоятельно разработанными способами преподавания и взаимодействия с детьми.
В отличие от обычного занятия, открытое мероприятие имеет методическую цель, в которой отражается то, что педагог хочет показать присутствующим. Определение цели открытого занятия Точная формулировка цели — то, с чего нужно начать подготовку открытого урока.
Цель открытого занятия — ожидаемый результат, который заранее определяется воспитателем.
При постановке задач используется принцип «здесь и теперь».
Он обозначает, что все участники концентрируют внимание на процессах, которые происходят с ними в конкретном месте и в конкретное время, для достижения наилучшего результата.
Первый шаг — формулировка методической цели. Она способна отразить основную методику проведения открытого занятия. Этот шаг позволит:
- объективно проанализировать занятие;
- прорефлексировать, подвести итоги работы воспитателя;
- оценить правильность использования тех или иных методов и приёмов организации занятия и т.д.
Примеры методических целей:
- Методика использования ИКТ в решении практических задач.
- Методика организации самостоятельной работы воспитанников.
- Активизация познавательной деятельности на занятиях в процессе работы с наглядными пособиями и дидактическим материалом и т.д.
В зависимости от методической цели воспитатель подбирает необходимый учебный материал, который поможет в её достижении. Второй шаг — определение триединой цели урока. Её компоненты:
- обучение;
- развитие;
- воспитание.
Триединая цель направлена на формирование у детей знаний и практического опыта. Воспитатель должен конкретизировать её под тему и предметную направленность урока. Формулирование целей и задач на трёх уровнях Первый уровень формулирования целей и задач — общий. Примерно он выглядит следующим образом:
- Дать представление о X.
- Познакомить с Y и т.д.
Второй уровень — непосредственно теоретический. Возможные формулировки для него:
- Изучить Z.
- Повторить X.
- Обобщить знания о Y и т.д.
Наконец, третий уровень — практический. Он основан на формировании фундаментальных навыков. Пример:
Отзыв на открытое занятие в детском саду для аттестации
Написание отзыва на просмотренное занятие может вызвать определённые трудности. А между тем такие документы нужны каждому педагогу при оформлении личного портфолио. В отзыве экспертами отмечаются сильные и слабые (если они есть) стороны занятия, педагогические находки, темп, методы, виды и формы заданий, общая атмосфера, царящая в группе. Оценивается профессионализм воспитателя, стиль педагогического общения, его умение включить дошкольников в работу, увлечь деятельностью, индивидуальный подход к воспитанникам. Также можно сделать акцент на актуальности темы занятия, выбранных средствах её раскрытия, активности детей, проведении рефлексии и т. д.
В отзыве на открытое занятие отмечаются наиболее яркие моменты и мастерство педагога
Отзыв на открытое занятие должен иметь чёткую структуру:
Введение: где и когда проводилось занятие, с детьми какого возраста, количество.
Описание целей и задач занятия, средств и методов их достижения.
Описание достоинств занятия, мастерства педагога.
Пожелания, рекомендации по улучшению занятия, на что следует обратить внимание.
Выводы.
В качестве примеров предлагается посмотреть несколько аналогичных документов:
- Отзыв на организованную образовательную деятельность по познавательному развитию (Алыкова М. В.).
- Отзыв на музыкальное занятие.
- Отзыв на открытое занятие в старшей группе (Глушкова О.).
При подготовке и проведении открытого занятия на аттестацию педагогу следует учитывать, что открытый урок — это просто хорошо продуманное, тщательно спланированное занятие с детьми, аналогичное тем, которые каждый воспитатель проводит ежедневно, а участие в аттестации — новая ступень в повышении своего профессионального мастерства.
Проекты по патриотическому воспитанию
«Под счастливою звездою мы живём в краю родном!»
Проект разработан для воспитанников младшей и средней группе.
Цель:
- пробудить тёплые чувства к своим родным и дому;
- создание эмоциональной атмосферы солидарности, взаимопомощи и понимания между детьми и взрослыми, способствовать появлению осознания значимости каждого члена семьи и проявлению уважительного отношения друг к другу;
- прививать искреннее желание принимать участие в жизни семьи, группы детского сада, помогать взрослым, с энтузиазмом работать по благоустройству территории двора или детского сада.
Формы:
- экскурсии в краеведческий и исторический музеи;
- ролевые, народные, театрализованные игры, праздники с участием родителей;
- образовательная деятельность на занятиях, беседы, встречи с интересными людьми;
- создание художественных образов родной природы на уроках лепки, рисование, декоративно-прикладного искусства.
Воспитание патриотических чувств — длительный процесс, который имеет в своей основе язык, песни, музыку русского народа
В дошкольном возрасте очень важно насытить душу ребенка понятием чести, человеческих ценностей. План мероприятий:. План мероприятий:
План мероприятий:
1 тематический блок (каждый блок продолжительностью в одну неделю) «Моя семья»:
- Рассказы детей на тему «Профессии моих родителей».
- Дидактическая игра «Как тебя зовут, что в имени твоём?».
- Рисуем свою семью.
2 блок «Мой любимый детский сад»:
- Беседа с детьми на тему «А ты любишь ходить в детский сад?».
- Создание фотоальбома «Моя жизнь в детском саду».
- Субботник по благоустройству территории детского сада.
3 блок «Город, в котором я живу»:
- Изучаем открытки с изображением города «Мой город сто лет назад».
- Заполняем альбом профессий, дети рассказывают о местах работы своих родителей.
- Организуем выставку поделок и рисунков ко дню освобождения родного города.
4 блок «Мир природы родного края»:
- Праздник «Осенние дары матушки природы».
- Образовательная беседа «Как помочь птицам зимой?».
- Дидактическая игра «Кто живёт в лесу?».
5 блок «Как прекрасен этот мир!».
- Интерактивное занятие «Декоративно-прикладное искусство России».
- Лепка народной игрушки с ипользованием пластилина.
- Театрализованное представление «В гостях у Снегурочки».
Краткосрочный проект (1- 12 мая) для старшей группы «День победы»
Цели:
- развитие чувства гордости за своих предков и благодарности за их самопожертвование;
- способствовать формированию у детей чувства отваги и смелости, стремления защищать своё Отечество;
- знакомство с традицией празднования «Дня победы», историческими событиями времён Великой Отечественной войны;
- воспитывать внимательное и уважительное отношение к окружающим пожилым людям.
Начало мая — время торжественное и праздничное. Педагоги провели в средней группе праздник, посвящённый Дню победы
План мероприятий:
- Занятие с использованием техники оригами «Летят журавли».
- Ролевая игра «Аты-баты, шли солдаты».
- Изготовление аппликации «Самолёт в небе».
- Экскурсия в музей Военной славы.
- Создание стенда «Мы помним».
- Итоговый праздник с участием родителей в честь Дня победы.
Краткосрочный проект для подготовительной группы «Быть гражданином родной страны»
Цели:
- сформировать начальное представление о демократической модели политического жизнеустройства страны, познакомить с процедурой выборов;
- воспитывать чувство гражданской солидарности, активности и ответственности;
- дать знания о государственном флаге, его истории и значении цветов, о гербе, гимне;
- пополнять лексический словарь детей новыми словами и терминами;
- совершенствовать навыки рассуждения, устного рассказа, ведения спора, развивать умение делать самостоятельные выводы, отстаивать свою точку зрения;
- расширить представления об устройстве социальной жизни окружающего мира.
План мероприятий:
- изучение прав ребёнка (Международная конвенция прав ребёнка);
- просветительское занятие по изучению основ конституции как главного правового документа;
- ролевая игра «Кто будет президентом»;
- оформление альбома с детскими рисунками на тему «Я живу в России»;
- разучивание стихов и песен, проведение концерта «Широка страна моя родная!».
Правильно оформленная наглядность о родной природе позволят привлечь внимание детей к изучению своей страны, дадут возможность подобрать материал, основываясь на интересах детей
Кому нужна категория
Аттестация воспитателя детского сада на первую категорию (либо высшую) производится по желанию. Те, кто хочет ее получить, имеют право подать соответствующее заявление. Цель его — чтобы их аттестовали. То есть установили соответствие профессионального уровня требованиям квалификационных категорий. Любая из них присваивается сроком на 5 лет, затем требует продления в аналогичном порядке.
Если же квалификация педагога не будет своевременно подтверждена, она автоматически снижается. Что тогда?
Бывшему работнику первой категории предстоит заново подавать заявление на аттестацию (чтобы ее восстановить).
А если он не сделает этого? В таком случае — в числе прочих аттестоваться на подтверждение соответствия.
Тому, кто утратил высшую, предстоит «проходить» все заново. Вначале потребуется аттестация воспитателя на 1 категорию. И не раньше чем по истечении двух лет у него появится право сдать на высшую.
Категории, полученные до указанной даты (1.01.2011 г.) действуют до конца срока присвоения. Но старое положение — после 20 лет педагогического стажа вторая категория остается навсегда — теперь отменено. Эти воспитатели также должны будут подтверждать свою профпригодность раз в пять лет.
Открытое занятие на аттестацию воспитателя в подготовительной группе детского сада
Продолжительность занятия увеличивается до 30 минут. На каждом занятии изучается новый материал и повторяется пройденный. Возрастает применение словесных приёмов преподнесения материала. В ответах дошкольников должна быть законченность построения предложений. Ребёнок этого возраста может выполнить несложное задание по объяснению педагога без демонстрации примера. Для более сложных задач приёмы наглядности сохраняются.
Воспитанники подготовительной группы способны самостоятельно выполнять различные задания
С целью повышения мотивации воспитанников в открытое занятие вносятся элементы соревнования, используются загадки, дидактические игры, интересный раздаточный материал. В зависимости от дидактических целей можно организовывать все виды занятий.
Для примера можно ознакомиться с конспектом занятия на аттестацию в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний» по ФМП, развитию логического мышления, внимания и памяти (автор — Аделя Шаемова).
Ценность качественной мотивации
Воспитание ребенка — это целое искусство. Недостаточно привить азы морали и поведения в обществе. Задача родителей в том, чтобы вырастить достойную личность, приспособленную к самостоятельной жизни. Многолетний опыт показывает, что метод кнута и пряника в деле воспитания не дает желаемых и устойчивых результатов. Бесполезно против воли заставлять ребенка делать то, что, по его мнению, выполнять необязательно. А вот правильная мотивация способна творить настоящие чудеса.
Мотивировать детей можно к учебе, спорту, занятию искусством и многому другому. А чтобы запустить процесс, родителям нужно ближе познакомиться с тем, что такое мотивация, какие ее виды бывают и как правильно мотивировать ребенка, руководствуясь его личностными характеристиками, без привлечения специалистов.
Самостоятельный анализ логопедического занятия в ДОУ
Самоанализ занятий по логопедии является важным элементом в деятельности педагога. Это основной способ повышения квалификации. Качество самоанализа зависит от критического отношения логопеда к своим занятиям, от привычки к рефлексии своих действий.
Критерии и оценки занятий по логопедии
Проводя самоанализ логопедического занятия в школе или детском саду, логопед должен ответить себе на такие вопросы:
- Какова мотивация отбора материала для конкретного занятия
- Дать характеристику группы в целом
- Совпадают ли цели занятия с намеченным планом
- Какова психологическая оценка заданий, которые дети выполняли на занятии
- Какова педагогическая выполненных упражнений
- Охарактеризовать свою общую удовлетворенность занятием
- Оценить результаты и наметить меры по устранению недоработок
Важно! Самооценка является условием творческой работы преподавателя-логопеда. В проведении самоанализа поможет технологическая карта самоанализа логопедического занятия
Самоанализ логопедического занятия в детском саду образец
Как измерить результативность занятия по логопедии
Результативность занятий с логопедом можно оценить с трех позиций:
С позиции обучения.
Анализируется полнота и качество усвоенного материала, умение применить знания на практике. Рассматривается насколько осознанно ребенок усвоил материал. Важным аспектом является дисциплина.
С позиции воспитания и развития.
Проводится оценка личного развития обучающегося, умения оценивать свои и чужие поступки, оценка самостоятельности. Анализируется помощь педагога в развитии творческих способностей ребенка, социальной адаптации, нравственных устоев.
С позиции психологической защищенности в течении занятия.
Оценивается активность ребенка на занятиях, отсутствие негативных эмоций, чувства того, что он тут не по своей воле, отсутствие нервно-эмоциональной напряженности на уроке.
Развитие детской речи — одна из главных целей обучения детей дошкольного возраста. Самые быстрые и хорошие результаты можно получить благодаря совместной работе логопеда, воспитателя и родителей. Занятия в логопедических группах, проработка домашнего задания дома, дополнительные онлайн уроки могут существенно ускорить исправление дефектов речи. Четкая речь — залог хороших отношений со сверстниками.
Оформление патриотического уголка в детском саду
Составляющая часть работы педагогов ДОУ ― патриотическое воспитание воспитанников
Важно понимать, что дух патриотизма в современном обществе является невидимым якорем, удерживающем на плаву понятие «государственность». По этой причине формированию этих качеств у молодого поколения отводится столь главная роль
правила оформления по ФГОС
В стенах детского сада проводится кропотливая работа по просвещению детей на тему патриотизма. В этих целях используют патриотические уголки, содержание которых соответствует правилам ФГОС. Их целью является формирование у детей чувства глубокой причастности к судьбе своей страны и ее народа.
Требования к оформлению уголка:
- Оснащение патриотического уголка в соответствии с потребностями малышей конкретной возрастной группы.
- Качество используемых пособий и материалов, их безопасность и надежность.
- Многофункциональность, которая предоставляет возможность наглядно изучать все символы патриотизма, моделировать игровую обстановку для активного и всестороннего развития воспитанников.
- Возможность перегруппировки всех составляющих в зависимости от потребностей учебного процесса.
- Доступная вариативность — конструирование, а также игры в одиночку или группами.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Скажите, какое у вас сегодня настроение?
Тогда давайте встанем в круг.
Справа-друг и слева — друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
2. Основная часть.
2.1. Сообщение темы занятия.
– Скажите, а вы любите играть?
-А вы любите путешествовать?
За высокими горами
За далёкими лесами
Чудо государство есть
Слов красивых там не счесть.
Приглашение пришло из этой страны
Скорее же в путь отправимся мы.
-Сегодня мы совершим путешествие в страну красивой речи, которая называется «Грамотей-ка». А правит той страной старичок – Речевичок. Жители этой страны говорят красиво и грамотно.
В этой Волшебной стране живут Звуки. Некоторые из них можно легко пропеть. Как они называются? (Гласные). Другие звуки при произнесении встречают преграду. Какие это звуки? (Согласные).
А поможет нам попасть в страну красивой речи воздушный шар.
2.2. Дыхательная гимнастика.
– Отправляемся в волшебную страну «Грамотей-ка». Садимся на воздушный шар и отправляемся в путешествие. Надуваем шар (живот) 1, 2, 3, 4. Сдуваем 1, 2, 3, 4, 5.
Воздух выходит из шара: Вдох и выдох со звуком ш-ш-ш.
2.3. Артикуляционная гимнастика.
Итак, мы с вами в стране красивой речи. Что за жители здесь живут? Присаживайтесь поудобнее и приготовьтесь внимательно слушать и выполнять упражнения из сказки.
Жили были в стране «Грамотейка» весёлые жители. Просыпались ежедневно жители страны «Грамотейка» рано-рано (дети зевают, потянулись). Открывали широко окна (упр. «Окошко», чистили свои зубки (упр. «Почистим зубки», пили чай с конфетами (упр. «Конфетка», и блинчиками (упр. «Блинчик») и отправлялись каждый по своим делам. Одни любили кататься на лошадке (упр. «Лошадка», другие качаться на качелях (упр. «Качели», но были среди них и трудолюбивые жители, которые весь день работали, как дятел-лекарь леса (упр. «Дятел»). Они красили забор (упр. «Маляр»). Все жители страны «Грамотейка» были приветливыми и улыбались друг другу (упр. «Улыбка».) А ещё они любили собирать грибы (упр. «Грибок»). А когда им становилось совсем грустно, они смотрели на часы как они тикают (упр. «Часики»). А затем снова играли, как и мы с вами.
2.4. Зрительная гимнастика.
Так как сегодня нам будет помогать играть компьютер, нужно обязательно выполнить гимнастику и для наших глаз.
Мы гимнастику для глаз
С тобой выполним сейчас!
Белка по деревьям скачет,
И в дупле орехи прячет.
(движение глазами вверх — вниз по дорожке)
Пчёлки летают вперёд и назад,
Мёд принести они в улья спешат!
(движения глаз вправо-влево)
Посмотри, над цветущим лужком
Бабочки летают кругом!
(Круговые движения глаз)
А сейчас зажмурим глазки,
Поморгаем много раз,
И весёлая зарядка,
Сохранит здоровье глаз!
2.5. Упражнение «Что лишнее?»
Зонт-зерно-стакан-корзина;
снежинка-бусы-собака-заяц;
пружина-роза-крыжовник-кружка;
дрова-лиса-трава-рак.
2.6. Упражнение «Назови ласково»
солнце-, перо-, гнездо-, сова-, рыба., самолёт-….
2.7. Динамическая пауза «Жук»
Жук залез на лесенку,
Распевает песенку
«Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я на лесенке сижу».
Жук свалился с лесенки и запел он песенку
«Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я под лесенкой лежу».
Мы жучка поднимем и ласково обнимем.
2.8. Игра с мячом «Скажи наоборот»
Высоко-…
Далеко-…
Горячий-…
День-…
Чёрный-…
Грустный-…
Больной-…
Солёный-…
Умный-…
Толстый-…
2.9. Упражнение «Один – много» (хором)
Помидор – помидоры;
забор-…
ус-…
шапка-…
самовар-…
сова-…
крыша-…
крыса-…
кошка-…
карандаш-…
комар-…
двор-…
рак-…
2.10. Пальчиковая гимнастика «Лягушки» (дети проходят за столы)
Две зелёные лягушки «Ква, ква, ква, ква, ква, ква»
Две весёлые подружки «Ква, ква, ква, ква, ква, ква»
Хором песни распевают «Ква, ква, ква, ква, ква, ква»
Всем ребятам спать мешают «Ква, ква, ква, ква, ква, ква»
Ква…
2.11. Загадка (по описанию)
Угадайте, что это?
Её опасно трогать, хоть она и очень привлекательна.
У неё есть шипы, её дарят женщинам, она приятно пахнет и очень радует нас.
(роза)
2.12. Упражнение «Выложи схему слова» (РОЗА)
2.13. Упражнение «Составь предложение»
Придумайте предложения со словом «РОЗА».
2.14. Упражнение «Соберём горошины»
(раздаточные картинки)
шишка-мишка, лягушка-подушка, малыши-камыши, мошка-кошка, снежинка-пружинка, ножи-ежи, пирожок-флажок, жук-лук, бинт-винт, ком-дом, мишка-мышка.
2.15. Упражнение «Подарки»
(раздаточный материал)
Будем дарить подарки – картинки в названии которых есть звуки С, З, Ж, Р. (по 2 картинки каждому ребенку)
– А как называется страна красивой речи?
Нам пора возвращаться в детский сад.
– Вы сегодня молодцы! Отлично показали свои знания, совсем как жители страны «Грамотей-ка»
Давать детям четкие инструкции
Еще одна ошибка, которую допускают педагоги на занятии, – дают детям нечеткие инструкции. Вроде бы педагог что-то сказал, но никто ничего не понял. При этом он еще и не отрывается от конспекта. В этой ситуации не должно быть вопросов к детям. Все вопросы к педагогу, его роли, уровне подготовленности и как он себя ведет на занятии.
Часто педагоги в помощь себе используют различные спецэффекты – для антуража. Например, оформляют группу по теме занятия, загромождают помещение различными декорациями. На детей все наваливается, и они не знают, как им действовать. Воспитанникам нужен не антураж, а четкие инструкции: педагог сказал, и они уже представили, что в лесу. В при этом никаких елок в группе нет. Есть педагог, есть дети, а все остальное – какие-то приспособления для самого педагога. Например, сумочка, в которой нужные для занятия картинки.
Уметь давать детям четкие инструкции – очень важный навык. Он нужен и для занятий в группе по плану, и когда педагог показывает открытое занятие или проводит занятие с детьми в другом детском саду в рамках конкурсного соревнования.
Маркер для воспитателя. Занятие можно считать успешным, если педагог дает детям четкие инструкции, и они им следуют. При этом педагог хорошо подготовлен – свободно общается с воспитанниками и не подглядывает в конспект. Для решения задач он использует необходимые материалы и оборудование, которые не отвлекают детей.
Это тоже фрагмент занятия, где я использую открытые вопросы и вовлекаю детей в совместное обсуждение
Обратите внимание, что воспитанники чувствуют себя свободно, а не сидят «по струнке ровно»
Фрагмент с семинара для педагогов. На этом фото – конец занятия
Я провожу рефлексию. Вместе с детьми подводим итоги, решаем, что получилось, а что нет. Высказываются все дети, я обобщаю их ответы