Умственное и эмоционально-психическое развитие
В первый год жизни в приоритетах у родителей стоит физическое развитие ребенка: сначала умение держать голову, потом способность садиться и в конце ходить. Чем старше становится малыш, тем больше на первый план выходят его умственные способности и психическое состояние.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: в каком возрасте ребенок произносит первые слова?
- В 1 год и 7 месяцев кроха умеет различать предметы по цвету, форме и размеру (рекомендуем прочитать: что в норме должен уметь ребенок в 1,5 года?).
- У него начинает формироваться логическое мышление, он понимает, какие последствия могут идти за тем или иным действием: например, если выпустить из рук чашку с водой, вода разольется, а чашка может разбиться.
- У ребенка появляются свои потребности, он обязательно будет сообщать о них и требовать желаемое. Увы, родители не всегда способны понять, чего от них хочет малыш, а кроха еще не имеет возможности объяснить и показать, поэтому продолжает для этих целей использовать плач.
- Некоторые детки уже начинают неплохо изъясняться при помощи отдельных слов.
- Часто замечания и предупреждения родителей остаются проигнорированными ребенком, иногда даже встречены со злостью, агрессией и гневом. Для данного возраста это вполне допустимая реакция, поэтому во избежание истерик родителям стоит следить, чтобы их малыш не переутомлялся, исключать причины возбуждения и окружать кроху своим теплом и заботой.
Физическое развитие ребенка в 1 год
Темпы физического развития малыша после 12 месяцев начинают замедляться. Рост и вес младенца будут увеличиваться теперь не так быстро, как это происходило в первые месяцы жизни. Регистрировать эти показатели необходимо каждые 1-3 месяца, чтобы убедиться, что развитие ребенка не отклоняется от нормы.
Таблица веса и роста ребенка от 1 года до 2 лет по месяцам
Месяц | Девочка | Мальчик | ||
---|---|---|---|---|
Рост | Вес | Рост | Вес | |
12 (1 год) | 73,8 | 9,5 | 75,5 | 10,3 |
13 (1 год 1 мес.) | 75,0 | 9,8 | 76,8 | 10,6 |
14 (1 год 2 мес.) | 76,1 | 10,1 | 78,0 | 10,9 |
15 (1 год 3 мес.) | 77,2 | 10,3 | 79,0 | 11,1 |
16 (1 год 4 мес.) | 78,3 | 10,6 | 80,0 | 11,3 |
17 (1 год 5 мес.) | 79,3 | 10,8 | 81,0 | 11,5 |
18 (1 год 6 мес.) | 80,3 | 11,0 | 82,0 | 11,7 |
19 (1 год 7 мес.) | 81,3 | 11,2 | 83,0 | 11,9 |
20 (1 год 8 мес.) | 82,2 | 11,4 | 83,9 | 12,1 |
21 (1 год 9 мес.) | 83,1 | 11,6 | 84,7 | 12,2 |
22 (1 год 10 мес.) | 84,0 | 11,7 | 85,6 | 12,4 |
23 (1 год 11 мес.) | 84,9 | 11,9 | 86,4 | 12,6 |
24 (2 года) | 85,8 | 12,1 | 87,3 | 12,7 |
Параметры роста и веса могут не укладываться в норму, это может быть как отставание в росте, так и опережение усредненных педиатрами параметров. Каждый ребенок растет и созревает по своему собственному графику. О нарушении темпов развития можно говорить лишь тогда, когда ребенок имеет аномально низкий или высокий рост/вес по сравнению со своими сверстниками.
Основные моменты по увеличению роста и веса малыша к одному году, сколько раз кушает годовалый ребенок и какие навыки он начинает осваивать в этом возрасте также рассмотрены в этом видео:
https://youtube.com/watch?v=tuaYA-IB1X0
Пропорциональность тела
Внешний вид малыша в год меняется сильнее, чем размеры тела. Самые большие части тела у годовалого крохи — голова и животик, который выпячен вперед. Лицо имеет округлые, мягкие контуры. Ручки и ножки ребенка относительно тела короткие, мягкие, без намека на мускулистость.
Увеличение объема головы
Окружность головы в этом возрасте достигает 46,6 см и к полутора годам увеличивается до 47,9-48 см. На протяжении второго года жизни объем головы может увеличиться на 2,5 см. К двум годам размер головы малыша будет составлять почти 90% от стандартного размера головы взрослого человека.
Количество зубов
Данный показатель в больше степени зависит от наследственности. Немалое значение имеет и достаток кальция в организме. В среднем цифра может варьироваться от 4-6 до 10 прорезавшихся зубов
Важно, чтобы в питании младенца присутствовали молочные продукты (грудное молоко, детский творожок, кефир), а также витамин Д
На заметку! Оценить физическое развитие ребенка в один год педиатр может на основании пропорциональности, которая учитывается наряду с массой и длиной тела. У хорошо сложенного малыша окружность груди больше окружности головы на количество сантиметров, равное возрасту ребенка.
Различия в развитии мальчиков и девочек в год
По стандартным данным ВОЗ у детей разного пола различаются параметры роста и веса. Сравнить показатели с года до двух лет по месяцам можно по вышеприведенной таблице. Рост и вес в год по усредненным данным ВОЗ у годовалых малышей такие:
- Мальчики. Вес — от 10,0 кг до 10,9 кг. Рост — от 75,3 до 78 см.
- Девочки. Вес — от 9,0 кг до 10,6 кг. Рост — от 74,0 до 77,4 см.
Что касается навыков, то у мальчиков и девочек они развиваются примерно одинаково, хотя, по наблюдениям специалистов, девочки могут начать говорить раньше. Также некоторые исследования говорят о том, что мальчики более активны и подвижны в играх, но эта разница не слишком значительна.
Моторика
- Родители могут предложить малышу поиграть с мелкими кубиками, а также попробовать научить его пользоваться карандашом или фломастером.
- В этом возрасте дети склонны копировать поведение родителей. Воспользуйтесь этим, покажите малышу, как правильно играться с машинками, складывать предметы в коробочки, это могут быть небольшие бусины.
- В 13 месяцев ребёнок может самостоятельно переворачивать страницы в книгах, поэтому на данном этапе это занятие может привлекать его больше всего. Отдайте ребёнку в пользование ненужные бумаги и газеты – пусть рвёт и комкает их в своё удовольствие. Это развивает моторику пальцев.
Двигательное развитие годовалого ребенка
Предоставьте возможность свободно передвигаться ребенку по дому, пусть он изучает его, забирается на лестницу – вы же покажите ему, как оттуда спускаться.
Не запрещайте ему плескаться в ванной, брызгаться, пусть с удовольствием хлопает ручками по воде, даже опускает голову под воду, помогите ему в его попытках плавать.
Еще малыши любят низко наклоняться и упершись головой в пол смотреть на реакцию окружающих – не ругайте за это, это такой способ выражения индивидуальности.
Если кто-то в комнате делает зарядку или танцует – малыш будет стараться подражать, возьмите его в партнеры, пусть активно двигается.
Интеллектуальные способности
Интеллектуальное развитие также протекает стремительно, малыш впитывает всё, словно губка, его способность к обучению очень велика. Что должен уметь делать малыш в полтора года? Он способен:
- собирать, соблюдая размерность колец, простые пирамидки (из двух-трёх элементов);
- возить за собой предметы на веревочках;
- складывать предметы в ящик (коробку, корзину) и доставать их;
- различать два или три цвета;
- указывать на предметы, о которых спрашивают, а также различать их;
- пробовать сортировать что-то по цветам, формам, размерам;
- переворачивать страницы (бумажные или плотные картонные);
- рассматривать изображения;
- обнаруживать идентичные или сильно похожие предметы;
- рисовать мелками либо карандашами прямые или изогнутые линии, овалы и круги (неровные);
- заниматься с сортером, помещая в отверстия элементы;
- продумывать последовательность действий (например, вставать на что-то, чтобы потом достать предмет);
- изображать какие-то действия (чтение, сон);
- повторять за взрослыми, своими сверстниками;
- строить башенки из двух или трех элементов;
- использовать какой-то предмет, чтобы добраться до другого.
Речевые навыки
Словарный запас может включать 10 — 40 активных (осознанно используемых) слов. Ребенок может учиться складывать отдельные словесные элементы в фразы, но они могут быть понятными только родителям. Пассивный словарный запас более обширен. Кроха понимает многие слова и реагирует на них, но не произносит.
Но не все дети способны разговаривать в полтора года, и отсутствие речи, своеобразный лепет или странные звуки – вариант нормы. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки. Если малыш понимает вас и адекватно реагирует на речь, это указывает на нормальное развитие.
Кого должен узнавать и что должен знать и уметь ребенок в 1 год
- малыш уже не только плачет, чтобы что-то попросить; он может улыбнуться, если ему что-то нравится, показать недовольство мимикой, указать на желанный предмет;
- ребенок может выражать чувства к близким людям или игрушкам прикосновениями, поцелуями, объятиями;
- ребенок постепенно разрабатывает собственный «телесный язык», жестами выражая свои желания или недовольство;
- ребенок уже явно проявляет эмоции: раздражение при запрете, плач при обращении незнакомца, радость при виде близкого или новой игрушки;
- кого и что должен знать ребенок в год: близких людей (маму, папу, родственников, в том числе узнавать их на фото), а также животных и предметы, которые часто видит (может показать их на картинке, на улице);
- познакомить ребенка с книжкой можно уже в 6-месячном возрасте (есть и специальные книжки, которые можно «читать» в ванной), поэтому в годовалом возрасте ребенок может не только самостоятельно перелистывать страницы книги, но и приносить ее с просьбой почитать;
- малыш все чаще копирует действия родителей: «говорит» по телефону, «читает» газету, «забивает гвозди» игрушечным молотком, «стирает» вещи, «подметает» пол;
- родители с удивлением могут узнать собственные жесты и мимику в своем ребенке, который в этом возрасте способен не только распознавать интонацию, но и копировать ее;
- ребенок откликается на просьбы и вопросы взрослых «где мама?», «покажи ведерко», «дай шапочку»;
- если вы поете и танцуете в присутствии ребенка, он быстро научится подпевать и подтанцовывать вместе с вами;
- малышам-годовасикам обычно нравится играть в «прятки», закрывая ладошками лицо, и в «ладушки»;
- ребенка уже интересует собственное зеркальное отражение, поэтому при каждой возможности он стремится покрутиться перед зеркалом, потрогать его руками.
Конечно, это — далеко не все навыки из списка того, что умеет ребенок в 1 год, ведь в таком возрасте ребенок способен по-настоящему удивить любого взрослого и даже вызвать приступ умиления и гордости у собственных родителей. Но чтобы ваша радость не иссякала, старайтесь ежедневно заниматься развитием ребенка и чаще с ним общаться.
Чем мальчики отличаются от девочек
Мальчики действительно отличаются от девочек. Разница затрагивает несколько аспектов:
Эмоциональная сфера. Эмоции девочек зачастую объясняемы и просты, агрессивное поведение или отсутствует, или проявляется редко. Эмоциональный фон мальчиков сложен: они могут демонстрировать агрессию (в том числе необоснованную), иногда не способны контролировать и объяснять свои чувства.
Скорость развития. Физически мальчишки развиваются быстрее, а также более ловкие. Но их умственное продвижение несколько запаздывает, если сравнивать с девочками. Дети женского пола ориентируются в пространстве хуже, позже демонстрируют сложные физические навыки, зато осваивают речь и контроль потребностей раньше, то есть говорят, учатся по назначению пользоваться горшком.
Познание окружающего мира. Основной способ изучения для мальчиков – тактильные ощущения. Они всё трогают руками, стараются разобрать на части, но быстро переключаются с одних предметов на другие, хуже концентрируются
Девочки же наблюдают, рассматривают, оценивают со стороны, дольше удерживают внимание на объектах.
Физические показатели. Обычно по росту и весу девочки более миниатюрны, чем мальчики.
Развитие – сугубо индивидуальный процесс. Поэтому описанные выше различия могут не просматриваться между отдельными детьми или же меняться в противоположную сторону. Например, одна конкретная девочка может оказаться более развитой физически и крупной, чем другой конкретный мальчик.
Как поддерживать развитие ребенка в 15 месяцев
- Игры на развитие координации: кидание и перекатывание мяча, веселая гимнастика под музыку вместе с мамой (повороты, наклоны, приседания).
- Проползание под препятствием на высоте 40-45см за игрушкой.
- Игра «поиск пары» с помощью различных предметов.
- Лепка из пластилина, рисование, чтение коротких рассказов и стишков.
- Приобщение к простым делам (совместное собирание игрушек, наведение порядка). Также можно давать элементарные поручения малышу («открой, пожалуйста, шкаф» или «подай мне полотенце»).
- Раскладывание небольших предметов по ячейкам.
- Игра с прищепками. Можно прицепить их мишке на лапу и предложить ребенку снять. Для этой игры прищепки должны быть не тугими.
- Игра с проталкиванием предметов (сортеры с простыми фигурами, копилки, пластиковые бутылки)
- Поддержание полезных привычек: умывание, причесывание, мытье ручек после улицы, чистка зубов.
- Задувание свечки, также можно дуть на бумажный кораблик в большой миске с водой.
Как решать возникающие проблемы
Активно растущий и развивающийся человек может вести себя непредсказуемо, что чревато проблемами для родителей. Но из сложных ситуаций есть выход. Изучите конкретные сложности и способы их преодоления:
Отсутствие речи. Некоторые дети долго не говорят, что не всегда является отклонением. Малыш должен понимать слова, реагировать на них. Для развития речи родителям рекомендовано больше общаться с чадом.
Беспричинные истерики. Они вполне могут происходить, причём часто и необоснованно. На капризы не стоит реагировать: порой нужно просто подождать. Если малыш начинает громко плакать и заходиться в плаче, наладьте контакт: обнимите, посмотрите в глаза, ласково поговорите, погладьте. А ещё можно воспользоваться тактикой переключения внимания на что-то более интересное.
Странные просьбы типа снять шапку на морозе. Такие стремления – попытки изучить грани дозволенного, оценить свои возможности. Иногда можно позволить малышу сделать то, что он желает: кроха наверняка поймёт, что это неправильно или неприятно. И в будущем ребёнок не будет стремиться делать это.
Неистовое стремление к свободе. Дочка или сын осознал, что может обходиться без родителей, поэтому старается отдаляться от них
Мама и папа могут осторожно следовать за своим чадом, но не опекать его чрезмерно, а направлять и, конечно, оберегать от опасностей, объясняя их причины.
Невыполнение просьб. Малыш просто не понимает, зачем ему выполнять то или иное действие
Но есть хорошая новость: в таком возрасте уже можно пытаться договариваться, объяснять и вместе рассуждать. В ответ на отказ позавтракать скажите, что когда кроха покушает, он станет сильным и сможет долго играть/гулять.
Отказ от необходимой помощи. Малыш не может надеть носки, но не желает, чтобы ему помогали? Попробуйте показать, как это делать правильно, мягко направьте действия, но не вмешивайтесь грубо и бесцеремонно.
Гиперактивность. Она требует выплеска эмоций и энергии: давайте крохе веселиться, дурачиться, резвиться. Постоянная и неуправляемая гиперактивность корректируется специалистом (неврологом, психологом).
Чтобы ваш малыш развивался и рос гармонично, помогайте ему в этом. Запаситесь терпением, больше занимайтесь с крохой и всегда демонстрируйте свою любовь.
Интеллект и социальные навыки
Речь ребёнка в этом возрасте активно развивается, но состоит в основном из повторяющихся слов: «мама», «папа», «деда», «баба», «дай».
Малыш понимает, когда ему также говорят «дай» или «на», может имитировать голоса животных: «му», «гав», «мяу».
Очень часто малыш произносит лишь ударный слог в слове, тем сам, давая названия окружающим предметам. Например, ложку он назовет «ло», кубик – «ку».
Ребёнок, играя, может говорить сам с собой то понижая, то повышая голос, менять интонации.
Нормой для 13-ти месяцев является знание 10-ти слов.
Это возраст, когда ребёнок учится делать обобщения. Например, все круглые предметы он воспринимает как мяч, а все животные воспринимаются им как кошка или собака. Он объединяет и действия.
Всё, что касается еды называет «ням-ням», а все двигающиеся предметы для него автомобили – «би-би».
Малыш в этом возрасте ещё очень сильно привязан к родителям, но это время, чтобы начать понемногу сближать его с другими детьми. Родителям стоит найти подходящую компанию для своего чада среди детей друзей или родственников, а также во время прогулок в песочнице.
Также малыш в этом возрасте уже отделяет своё «я» и играет с игрушками один, если у него есть настроение. Но он по-прежнему боится остаться один, капризничает, если рядом нет кого-то из родителей, настороженно относится к незнакомым людям, если в гости приходит кто-то, кого он ещё ни разу не видел.
Психологическая адаптация
Родители малыша, приближающегося к двухлетнему рубежу, могут столкнуться с обилием неожиданных для них капризов. К примеру, ребенок, давно и прочно стоящий на ногах и более того – носящийся чуть ли не быстрее вас, вдруг начинает постоянно «уставать», лезть на руки и требовать носить его. Многих родителей, привыкших уже к самостоятельным передвижениям чада, такое его поведение ставит в тупик, в то время как это совершенно естественная психологическая реакция малыша, ощутившего, что родители сняли с себя и переложили на него обязанность по его перемещению в пространстве. Посредством таких «капризов» ребенок напоминает вам, что все еще нуждается в вашей поддержке, несмотря на овладение новыми навыками.
Появляется обилие других требований, связанных с психологическим комфортом. Маленький человек начинает требовать привычной и определенной посуды, одежды, игрушек и обстановки – таким образом он выясняет пространство своего контроля, очерчивает границы возможного. Он уже знает достаточно о мире, чтобы пытаться его структурировать. Нелогичные на взгляд взрослого просьбы вроде надеть теплую кофту в жаркую погоду, отвечают его пока ограниченным познаниям.
Чем чаще родитель может исполнять такие просьбы, тем лучше, поскольку возможность контролировать ситуацию внушает малышу чувство уверенности, а неизбежные ошибки добавляют новую информацию, которую нужно будет обработать и внести в картину мира. Не следует стремиться потакать откровенным капризам, особенно желанию что-то приобрести – такое поведение родителей вселяет в ребенка ощущение ложного всемогущества и возможности манипулировать родителями, что совсем их не обрадует по мере его взросления.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: в какие игры играть с 11 месячным ребенком?
Как ускорить развитие: игры, занятия, путешествия
Как помочь малышу расти активным, умным и любознательным? Ответ прост: предлагать ему новые предметы, впечатления, общение не после того, когда это ребенка заинтересует, а до того момента, то есть действовать по методике опережающего развития. Для этого не нужны огромные финансовые вложения, няни и репетиторы. Достаточно внимания, любви и желания самих родителей.
Нередкие случаи, когда ребенок первый раз видит ножницы и пытается ими резать в детском саду в возрасте 5 лет. Аналогичная история и с акварельными красками, клеем, цветной бумагой и пластилином. И есть другие случаи, когда полуторагодовалый ребенок ловко орудует ножницами, рисует красками при помощи собственных ладошек и вместе с взрослыми клеит отрывные аппликации.
Чемпионы, ученые, изобретатели вырастают в тех семьях, где ребенку с пеленок предлагалось что-то новое, интересное, увлекательное. А ведь ничего сложного в этом нет: детский турник, гимнастическое снаряжение, энциклопедия, краски и бумага, совместные путешествия и постоянные беседы с малышом – это даст результат, и тогда даже в годовалом возрасте малыш будет радовать вас своими успехами.
Физическое развитие ребенка в 13 месяцев
Со второго года жизни темпы роста малыша несколько замедляются. Они уже не будут такими стремительными, как до 12 месяцев. Теперь активнее пойдет психо-эмоциональное и интеллектуальное развитие. Физические изменения тоже будут, но не такие значительные как раннее.
Обычно к этому возрасту малыши успевают обзавестись передними зубами. В норме их должно быть 8 штук. Но не критично, если этот показатель несколько отличается. Каждый организм индивидуален и не обязан строго идти по нормативному пути развития. Большинство детишек в 13 месяцев уже умеют ходить самостоятельно, либо передвигаются за ручку со взрослым. Также проявляется стремление к самостоятельности. Начинается период активного исследования окружающего пространства. Детальному изучению поддается все досягаемое по росту: шкафы, полки, выдвижные ящики. Обнаруженные интересные предметы исследуются на глаз, а потом и на зуб
Поэтому так важно максимально обезопасить домашнее пространство от предметов, способных потенциально навредить ребенку.
Зрение
Малыш уже способен оценить расстояние предметов друг от друга и до себя. Благодаря этому его движения становятся более скоординированными в попытке взять игрушку. В этом возрасте дети еще не способны полноценно рассматривать картинки, особенно если они мелькают на экране телефона или телевизора. Просмотр мультфильмов дает мало пользы для развития, но серьезно напрягает глазные мышцы. Поэтому не стоит включать детям мультфильмы. Гораздо более полезным и безопасным будет совместное изучение книжки с большими картинками.
Слух
После годика дети уже способны воспринимать свой голос и экспериментировать с его громкостью и интонацией. Они могут определить источник звука и поворачивают на него голову. Многие малыши пугаются резких непонятных им звуков, поэтому не стоит посещать с ребенком чересчур шумные места, а также приобретать музыкальные игрушки с повышенным уровнем громкости.
Речь
Словарный запас продолжает расширяться. В среднем детки в 13 месяцев могут говорить до 10 простых слов. Например, это слова с повторяющимися слогами: мама, папа, баба, биби, на. Малыш уже хорошо понимает обращенную к нему речь и может выполнить простые просьбы, такие как «дай кубик», «иди на ручки» и тд. Речевое развитие ребенка в 13 месяцев у девочек идет более активно, чем у мальчиков.
Моторика
Ребенок постоянно использует различные жесты: показывает на желанный предмет пальцем, подставляет ладонь, чтобы взять в нее игрушку или протягивает ручку, когда хочет схватить за руку взрослого. Малышу под силу справиться с мелкими предметами, он аккуратно берет их указательным и большим пальцами. На фоне проявления самостоятельности многие дети уже стремятся кушать ложкой без помощи взрослых.
Эмоции
После 1 года ребенок демонстрирует широкий спектр эмоций: радость, смех, обиду, грусть, злость, протест. Это время, когда начинает проявляться характер малыша, и родители сталкиваются с первым непослушанием. Маленький человек уже стремиться добиться своего и активно отстаивает свои права
Связь с мамой пока еще очень сильна и крайне важно, чтобы она не отвергала детские эмоции, помогала их проживать без лишнего стресса.
Примерный режим дня
Приведём в таблице приблизительный режим дня:
Временной промежуток | Действия |
8:00-8:30 | Подъём, проведение ежедневных гигиенических процедур |
8:30-8:45 | Завтрак |
8:45-10:30 | Занятия и игры |
10:30-10:40 | Перекус (по необходимости, если ребёнок проголодался) |
10:40-12:30 | Прогулка, игры и развлечения на свежем воздухе |
12:30-13:00 | Раздевание, подготовка к обеду |
13-13:20 | Обед |
13:20-13:30 | Подготовка к дневному сну |
13:30-15:30 | Дневной отдых |
15:30-16:00 | Пробуждение, подготовка к приёму пищи |
16:00-16:15 | Полдник |
16:15-17:00 | Игры, свободное время, развитие |
17:00-18:30 | Вечерняя прогулка |
18:30-19:00 | Вечерний приём пищи |
19:00-20:30 | Общение с родителями, спокойные игры, чтение книг |
20:30-21:00 | Подготовка к ночному сну: купание и проведение гигиенических процедур, вечерний ритуал (колыбельная, поглаживания, разговоры). Можно перед сном предложить немного тёплого молока. |
Этот режим примерный, временные интервалы могут сдвигаться с учётом особенностей конкретного ребёнка.
Физические показатели: что считается нормой?
Каждый малыш, начиная свой жизненный путь, имеет разные стартовые возможности и условия. Ничего странного, если к концу первого годика детки приходят с разными показателями. Младенец – это чистый лист, и что на нем будет написано, зависит от многих факторов.
Но, несмотря на индивидуальные особенности, по мнению ВОЗ, к первому году жизни ребенок должен прийти с такими физическими показателями и иметь такие двигательные навыки:
- Увеличением веса примерно втрое;
- С ростом, увеличившимся на половину показателя при рождении;
- Умением стоять, ходить (с помощью), приседать и подниматься;
- Подниматься по лестнице (ползком или с помощью взрослых);
- Катать коляску;
- Залезать на стул, диван;
- Нажимать на игрушки, создающие звуки.
Параметры роста и веса не имеют константы, однако, в педиатрии существует таблица с примерными показателями физических параметров развития малыша. Здесь важен взвешенный подход: если родители хрупкого телосложения, сложно требовать от ребенка полного соответствия принятым нормам.
Важно следить, чтобы рацион малыша был разнообразным, в него входило достаточно продуктов с кальцием, витамином Д.
Чем кормить ребенка в 1 год?
Рацион малыша состоит из продуктов, рекомендованных для питания ребенка в годовалом возрасте. Исключение составляет питание детей, у которых отмечены аллергические реакции на определенные продукты. Непозволительно кормить ребенка 12 месяцев пряностями, шоколадом, копчеными продуктами, колбасами, острой пищей. Пришла пора распрощаться с соской на бутылочке – малыша надо приучать самостоятельно управляться с ложкой. Впрочем, доктор Комаровский советует сохранить в меню ребенка молочную смесь для годовалого возраста, но и ее лучше давать не из бутылочки, а наливая в мисочку.
ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: подробное меню на каждый день для годовалого ребенка и 14 рецептов
Особое внимание уделите консистенции пищи, так как ребенок должен развивать жевательный рефлекс. Замените пюре тушеной картошкой или овощами
Нежные мясные и рыбные котлетки также включите в рацион малыша. Следите, чтобы он не откусывал большие куски. Можно давать хлеб, печенье, фрукты. Сохраните и интервалы между кормлениями в 3,5-4 часа. Давайте крохе только свежеприготовленные блюда: все, что постояло день в холодильнике, в пищу ребенку не годится.
Режим дня
У всех малышей должен быть сформирован режим дня. Если вы придерживаетесь определенных временных рамок, то детскому организму проще слаженно работать. Иммунитет крепчает, ребенок легче справляется как с физическими, так и с эмоциональными стрессами. Общепринят следующий распорядок:
Действие | Время (часов) |
---|---|
Подъем, гигиена | 8-9 |
Завтрак | 9-9:30 |
Игры, развитие | 9:30-11 |
Первый сон | 11-13 |
Пробуждение, обед | 13-14 |
Прогулка | 14-16 |
Второй дневной сон | 16-17:30 |
Полдник | 17:30-18 |
Вечернее бодрствование | 18 – 19:30 |
Купание | 19:30 — 20 |
Ужин | 20-20:30 |
Подготовка ко сну, отбой | 20:30 – 21:30 |
Это примерный режим дня. В него обязательно должны входить приемы пищи, прогулка, игры, сон, гигиена. Но многие дети в этом возрасте переходят на один дневной сон, это также нормально, просто он будет длиться дольше. Кто – то раньше встает и ложиться, некоторым проще уснуть в 22 часа. Планируя свой график, ориентируйтесь на потребности и особенности вашего ребенка.
Совет! Теперь проводить ежедневное купание необязательно, можно ограничиваться подмыванием. А вот прогулки лучше не исключать, дети становятся все любознательнее и активнее, им необходимо удовлетворять свои желания в познании окружающего мира, получать новые впечатления.
Речевые способности
Малыш способен воспринимать и произносить короткие рассказы (без показа действий), связанные с его действиями, отвечая на вопросы об этих событиях.
Знает, показывает и называет части тела и детали лица.
Словарный запас малыша в возрасте 1 год и 10 месяцев обычно состоит из 50 слов. Но встречаются дети, которые знают до 200-300 слов.
Ребенок активно произносит предложения из 3-4 слов (при общении, констатациях или просьбах); повторяет простые четверостишия, подпевает знакомые песни; умеет описывать то, что видит рядом с собой и называть предметы и действия по картинкам.
Но фразы ребенка еще не оформлены правильно, часто он может называть себя в третьем лице.
В 1 год и 10 месяцев малыш способен заменить облегченные слова на правильные, может дать словесную оценку не только самому себе, но и окружающему миру, знает и правильно употребляет слова «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста» и т.п.