Как мат влияет на половое воспитание подростков
Впервые информацию о сексе дети получают в дошкольном возрасте, когда слышат мат от сверстника, обычно в возрасте шести лет, плюс-минус год, тогда же «узнаем» откуда берутся дети. Мат и секс — крепко связанные понятия, ведь любое матерное слово семантически — либо половые органы, либо акт соития. Узнать об этом от сверстников — нормально, природно. Когда же дети мат слышат в семье, то это подобно насильному навязыванию информации о сексе в грубой форме. Чувственно же дети воспринимают это как нарушение границ родитель-ребенок, словно он зашел в спальню к родителям и увидел соитие. Психосексуальное развитие ребенка в таком случае притормаживается: он теряет чувство защищенности и безопасности, становится растерян, подавлен, испуган и часто вытесняет эти эмоции.
Кроме того, если подросток растет в атмосфере мата, он получает серьезные психологические травмы, что ставит под угрозу его будущую личную жизнь. Например, девочка в будущем может избегать близости, воспринимать секс как грязь и унижение, ей трудно будет довериться партнеру и почувствовать радость любви. Таким образом девушка, выросшая на мате, лишается огромной части того, что называется женским счастьем.
Публичный мат (от реперов и других «звезд») аналогично перечеркивает восприятие близости между мужчиной и женщиной как чего-то светлого и прекрасного. В еще не созревшей подростковой психике запускается процесс формирования отвратительных ассоциативных связей: «женщина — это телка», «отношения — это случка», кто груб, тот крут и т. д. Самые уязвимые перед влиянием мата оказываются дети, в силу возраста еще не получившие должного чувственного воспитания.
То есть ограждать ребенка от мата, развивать и воспитывать в нем чувства надо задолго до наступления подросткового возраста. Если подросток уже увлекается матерным рэпом, значит у него уже сформировались определенные фрустрации, которые и наполняет такого вида «творчество», запреты в этом случае уже не сработают. Можно только постараться увлечь его чем-то более интересным и перспективным для его будущего. Например, помочь поменять окружение, как вариант — записать на какие-то интересующие его онлайн-курсы или увлечь идеей овладения интернет-профессией.
Резюмируя, скажем, что половое воспитание в подростковом возрасте начинать, увы, уже слишком поздно. И чтобы сделать мальчика-подростка настоящим мужчиной, а девочку-подростка достойной женщиной, начинать надо гораздо раньше того времени, как у девочки начнет расти грудь, а у мальчика пробиваться усы.
Если вас интересуют подробности формирования сексуальности, если вы хотите помочь детям вырасти счастливыми, способным состояться в парных отношениях и в жизни в целом, приходите на вводные онлайн-лекции тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Задачи полового воспитания в школе
1. Формирование гендерного равенства. Одной из основных задач полового воспитания в школе является формирование у учащихся уважительного и равноправного отношения к противоположному полу. Ребятам нужно понимать, что мужчины и женщины имеют равные права и возможности в обществе, и дискриминация по половому признаку недопустима.
2. Предоставление информации о пубертатном периоде. Школьникам необходимо разъяснить, как происходит физическое и психологическое развитие в период полового созревания. Они должны быть готовы к изменениям, которые происходят с их телом и эмоциональным состоянием в данном периоде.
3. Преодоление стереотипов и предрассудков. Одной из задач полового воспитания является разрушение стереотипов и предрассудков, связанных с полом. Учащиеся должны осознать, что каждый человек имеет свои индивидуальные особенности и предпочтения в сфере половых отношений, и эти особенности не должны становиться причиной дискриминации или насилия.
4. Воспитание ответственного и безопасного сексуального поведения. Школьники должны получить информацию о сексуальной безопасности, использование контрацепции, профилактике инфекций, а также об ответственном и добровольном выборе половых партнеров и отношений. Учащиеся должны понимать, что сексуальные отношения должны основываться на взаимном согласии и уважении.
5. Развитие коммуникативных навыков. Половое воспитание в школе помогает учащимся развивать коммуникативные навыки, необходимые для взаимодействия с противоположным полом. Ребята учатся выражать свои чувства и мнения, слушать и уважать точку зрения других, устанавливать границы и принимать решения в контексте половых отношений.
Вопрос-ответ:
Зачем вообще нужно половое воспитание в школе?
Половое воспитание в школе необходимо для того, чтобы подростки получили необходимые знания о своем теле, процессе размножения, предохранении от беременности и защите от венерических заболеваний. Оно также помогает формировать у них здоровое и ответственное отношение к сексуальности и сексуальным отношениям.
Какие задачи решает половое воспитание в школе?
Половое воспитание в школе решает такие задачи, как разъяснение детям и подросткам основных физиологических и биологических аспектов сексуальной жизни, формирование у них здорового и безопасного поведения в сексуальных ситуациях, обучение методам предохранения от беременности и защите от венерических инфекций, а также развитие навыков взаимодействия с противоположным полом и профилактику насилия и домогательств.
Какую роль в половом воспитании выполняет школа?
Школа выполняет важную роль в половом воспитании, так как она является одним из основных образовательных институтов, где подростки проводят большую часть своего времени. Школа предоставляет информацию и знания о сексуальности и половых отношениях, и помогает подросткам развивать навыки принятия ответственных решений в сфере сексуальности и консолидировать их ценностные ориентации.
Какие особенности имеет половое воспитание в школе?
Половое воспитание в школе имеет несколько особенностей. Во-первых, оно должно быть объективным и необходимо предоставить научно обоснованную информацию. Во-вторых, оно должно быть индивидуальным, учитывая различные возрастные и психологические особенности учащихся. В-третьих, половое воспитание должно проводиться в доступной и понятной форме, чтобы подростки могли легко усвоить предлагаемую информацию.
Пубертатный период
В пубертатном возрасте пробуждается либидо. У подростка появляются эротические желания и фантазии. Для этого возраста характерны поллюции, мастурбации, петтинг. Давайте чуть более подробно поговорим об этих моментах.
Поллюция – это непроизвольное семяизвержение без совершения полового акта, которое обычно происходит во время сна. Это нормальное физиологическое явление.
Мастурбация необходима подростку для снятия физического и психологического напряжения, поэтому родителям не нужно беспокоиться на этот счет.
Петтинг – взаимные ласки без полового контакта.
Что касается каких-либо определенных критериев, свидетельствующих о готовности подростка к началу интимной жизни, то их нет. Обычно впервые половой акт происходит в 16-18 лет.
Родителям нужно поговорить с сыном и объяснить, в чем заключается опасность заболеваний, передающихся половым путем. В частности, надо рассказать о том, что вследствие проникновения в организм патогенных микроорганизмов может развиваться простатит, стриктура уретры (сужение, которое становится причиной проблем с мочеиспусканием, а иногда и с почками), нарушение сексуальной функции и бесплодие.
Как родителям разговаривать с детьми на неудобные темы: рекомендации психолога
Мы поговорили с психологом-консультантом Алиной Егоровой и задали ей несколько вопросов по нашей теме. Вот, что она ответила:
Эта позиция понятна — многие взрослые испытывают неловкость при разговоре с детьми о сексуальном воспитании. Но данный подход может быть неправильным. Да, ребёнок сам со временем узнает многое. Но тут важнее — откуда и в каком контексте он получит эту информацию.
Без надлежащего образования на тему полового созревания ребёнок может получить неправильные представления о сексуальности, собственном теле, границах и согласии, а также о нормах и ожиданиях общества. И хотя родители не являются единственными источниками информации, но именно они могут предоставить надёжную, точную информацию в контексте ценностей и норм семьи.
Половое воспитание — важный аспект родительства. Не следует игнорировать или откладывать разговоры до тех пор, пока не станет слишком поздно. Это ключевой элемент помощи вашему ребёнку — распознать и понять своё сексуальное развитие и половое здоровье, развивать своеобразный «компас» в сексуальной этике и нормах.
Б. Почему родителям самим может быть трудно начать разговор на эту тему? Как с этим справиться?
Разговоры на интимные темы могут вызывать у родителей неловкость из-за их собственного воспитания или страха негативно повлиять на ребёнка. Справиться с этим помогут следующие шаги:
Подготовка
Определите, что важно передать ребёнку.
Открытость. Расскажите ребёнку о своих опасениях — это создаст атмосферу доверия.
Плавный переход
Начните с простых тем, постепенно переходя к сложным.
Воспользуйтесь материалами. Книги, видео, электронные ресурсы помогут найти верные слова.
Фокус на базу. Сосредоточьтесь на основных темах. Например, забота о своём теле.
Задавайте вопросы. Узнайте, что ребёнок уже знает и что готов обсудить.
Обеспечьте расслабленную обстановку. Непринужденная атмосфера сделает такие разговоры более успешными.
Поиск помощи. Если чувствуете, что не справляетесь, попросите помощи у специалистов.
В. Что делать, если ребёнок сам стесняется говорить?
1. Используйте непрямые способы обсуждения. Вместо прямого вопроса о проблеме или страхах ребёнка можно обсудить ситуацию в книге или фильме, связанную с этой темой. Например, вы можете посмотреть вместе фильм или мультфильм, где герои переживают важные этапы взросления, и обсудить их реакции и чувства.
2. Ставьте на первое место доверие
Важно уважать приватность ребёнка и его время. Например, если он не хочет говорить об этом сейчас, не стоит его заставлять
Дайте ему время подумать и самому обратиться к вам, когда он будет готов.
3. Ничего не бойтесь. Не бойтесь показать свою уязвимость и признать перед ребёнком, что у вас также когда-то были страхи, и это нормально. Например, вы можете рассказать о ситуации из своего детства, когда вам тоже было стыдно спросить у родителей что-то. Это поможет ребёнку понять, что его страхи и неловкости — норма.
Половое воспитание подростков
Подростковый возраст — это период, когда ребенок начинает интересоваться сексом, раскрывать грани своей сексуальности и даже проводит первые сексуальные эксперименты. Они могут включать классический секс, петтинг, мастурбацию, в том числе взаимную, секс с представителем своего пола.
Поэтому концепция полового воспитания подростков в первую очередь содержит вопросы безопасности и согласия
Последние нужно обсуждать не только с девушками, но и с парнями — объяснить, что такое согласие и что им не является, почему оно важно и когда необходимо его получать (правильный ответ — всегда).. Вопрос безопасности заключается не только в обсуждении методом предохранения от беременности и болезней, передающихся половым путем
Нужно обсудить опасные моменты, связанные с сексуальными отношениями и отношениями внутри пары. Важно проговорить не только то, как не стать жертвой насилия, но и как самому не оказаться насильником.
Вопрос безопасности заключается не только в обсуждении методом предохранения от беременности и болезней, передающихся половым путем. Нужно обсудить опасные моменты, связанные с сексуальными отношениями и отношениями внутри пары
Важно проговорить не только то, как не стать жертвой насилия, но и как самому не оказаться насильником.
Монахова Альбина Петровна
клинический психолог • Стаж 17 лет
Запишитесь на онлайн-консультацию, если не получается обсудить с подростком темы секса и безопасности. Наши психологи помогут наладить диалог с сыном или дочерью и подскажут, как лучше говорить с детьми на эти вопросы. Мы доступны в любое удобное для вас время без выходных и праздников.
Медико-педагогические рекомендации по половому воспитанию дошкольников
В основном акценты в половом воспитании дошкольников смещены на привитие им гигиенически навыков, избегание раздражения эрогенных зон, отказ от разъяснений и организацию рационального режима и питания
Также внимание уделяется важности формирования у детей этических норм, корректности отношений взрослых. В современных семьях половое воспитание осуществляется в недостаточном объеме либо вовсе не проводится. Население преимущественно считает, что половое воспитание таит в себе развращающий элемент
Население преимущественно считает, что половое воспитание таит в себе развращающий элемент.
Безусловно, говоря о половом воспитании, необходимо говорить и о гигиенических аспектах. Но возросший уровень жизни способствует излишнему балованию детей, что негативно сказывается на их состоянии. Так, возбуждающая пища (большое количество мяса, шоколад и пр.), перекармливание, тесная одежда, многослойность – создают условия для перенаполнения кровью тазовых органов, что может вызывать в них напряжение и раннюю сексуальную стимуляцию.
Спать ребенок должен также в отдельной постели, так как нахождение в одной постели со старшими может привести к раннему появлению полового чувства. Излишние ласки перед сном, поцелуи, особенно в области эрогенных зон – живот, бедра, спина и т.д., также приводят к избыточной сексуальной стимуляции.
Родители, внимательно относящиеся к уходу за новорожденным, должны знать его анатомо-физиологические особенности, в частности строение гениталий. Они должны иметь информацию о величине, форме и нормальном функционировании половых органов детей, в том числе о спонтанных эрекциях у младенцев-мальчиков, об увеличении молочных желез у младенцев любого пола, кровянистых вагинальных выделениях у девочек и пр. Информация о преждевременном половом развитии должна преподноситься так, чтобы представления родителей о нем были расширенными и не приводили к самостоятельной диагностике и домашним способам лечения.
В возрасте 2-3 лет дети начинают изучать свое тело во время купания. Если рассматривание сочетается с ощупыванием гениталий, то отвлечение предупредит фиксацию ребенка на этих манипуляциях. Но половое воспитание во многом нравственное, поэтому режимно-гигиенические навыки не могут полностью решить вопрос полового воспитания детей.
Взрослея, дошкольники начинают чувствовать неловкость при необходимости раздеться перед другими людьми. Каждый ребенок имеет право на уважение к интимности, так же необходимо воспитать у него уважение к интимности других. При этом нет необходимости подчеркивать постыдность и неприличность обнаженного тела.
Часто родители переживают о том, что вид обнаженного тела стимулирует сексуальный интерес детей. На самом деле этот интерес порождают другие влияния, включая беседы с более старшими детьми, особенно если у ребенка отсутствует опыт и информация, а также различные игры.
В связи с индивидуальными чертами психики ребенка и воздействием окружающих, возраст возникновения у детей «острых» вопросов, а также их форма и сопутствующие им обстоятельства могут широко варьировать. Ребенок должен получать необходимую ему информацию по мере появления интереса. Вместе с этим родителям не стоит подавлять пробуждение и развитие любознательности детей, должна быть создана атмосфера готовности дать ответ на любой вопрос ребенка. Ответы должны быть краткими, правдивыми и без лишней детализации.
Родители зачастую боятся, что полученная ребенком информация будет стимулировать у него сексуальный интерес. Однако развращают не знания, а незнание и столкновение с неизжитыми еще образцами аморального и безнравственного поведения и отношения к вопросам пола. Стоит с раннего возраста приучать детей к литературным и общедоступным медицинским обозначениям, которые относятся к телу и полу.
Половое воспитание в качестве части системы нравственного воспитания начинается в младенческом возрасте. Если оно начинается с опозданием, то является по сути уже перевоспитанием и не способно полноценно компенсировать пробелы, которые были допущены на предыдущих этапах. Половое воспитание дошкольников необходимо и эффективно, так как оно идет на встречу вопросам и проблемам ребенка, помогает ему их разрешать и преодолевать, способствуя формированию гармонической личности.
Компетенции педагогов в половом воспитании
Педагоги, занимающиеся половым воспитанием в школе, должны обладать определенными компетенциями, которые позволяют им эффективно и ответственно выполнять свои задачи.
Во-первых, педагоги должны обладать глубоким знанием в области полового воспитания, включая различные аспекты физиологии, психологии и социологии половых отношений. Они должны быть в курсе современных методик и подходов к воспитанию в области сексуальности и гендера.
Во-вторых, педагогам необходимо умение грамотно и ненавязчиво общаться с учениками на тему полового воспитания. Они должны быть доброжелательными, открытыми и умеющими создать доверительную атмосферу, в которой ученики смогут задавать вопросы, выражать свои опасения и получать компетентные ответы.
Также педагоги должны уметь проводить различные практические занятия и тренинги, направленные на развитие половых навыков и навыков безопасности. Они должны быть готовы применять современные образовательные технологии, в том числе использование интерактивных методов и технических средств для уроков по половому воспитанию.
И, наконец, педагоги должны проявлять толерантное и уважительное отношение к разнообразию и различию полов и сексуальных ориентаций. Они должны быть готовы помочь ученикам понять и принять себя и своих сверстников, а также бороться с дискриминацией и стереотипами в области половой сферы.
Выделим основные принципы полового воспитания:
честность, является одним из принципов. Маленькие “почемучки” всегда замечают интонацию в голосе или мимику когда Вы лукавите, поэтому отвечайте честно на вопросы касающиеся различий мальчиков от девочек
Важно, делать уклон на духовное различие, неодинаковость мышления и эмоциональность, а не на физические расхождения;
ребенок должен полностью доверять Вам, поэтому лучше удовлетворять ответами поток задаваемых вопросов. Конечно, опираться нужно на возраст и развитие детей, но придумывать про аистов и капусту лучше не стоит
Расскажите о том как в результате взаимной любви папа передает свою частичку маме и появляется малыш;
отвечайте на конкретно поставленный вопрос, а не обобщайте полным физиологическим развитием;
объяснения по какой-либо теме должны быть понятны и правдивы. Так половое воспитание ребенка пройдет простым, но верным методом.
В возрасте 4-5 лет малыш может играя предложить быть его женой/мужем. Стоит объяснить ребенку о невозможности взаимоотношений людей с такой разницей в возрасте и рассказать об исключении вступления в брак родственников. Тем самым Вы предостерегаете своих детей от возможных противоправных действий третьих лиц по отношению к ним. Ведь проще обмануть любопытного малыша, который не имеет представления о половом воспитании.
Половозрастные особенности детей дошкольников
Определение 1
Пол – это репродуктивные, телесные, поведенческие и социальные признаки, которые в совокупности определяют индивида как мужчину (мальчика) и женщину (девочку).
Определение 2
Половое воспитание – это воспитательное и просветительское воздействие на ребенка, направленное на приобщение его к принятой в данном социуме системе половых ролей и взаимоотношений полов в общественной и личной жизни.
Полоролевое воспитание – это составная часть полового воспитания, в результате которого дети дошкольного возраста в значительной мере овладевают культурой взаимоотношения полов, основа которой – доброта, взаимоуважение и деликатность, адекватная полу поведенческая модель, правильное понимание роли мужчины и женщины в обществе.
Ведущая роль в половом воспитании детей отведена семье, которая базируется на существенной помощи ДОУ.
Уже в 7 месяцев ребенок способен отличать мужчин от женщин по внешнему виду,. На втором году жизни ребенок уже знает мальчик он или девочка.
Половое воспитание в дошкольном возрасте происходит по типу отождествления ребенком себя с родителем своего пола и подражания его поведению. Сын в поведении своего отца будет видеть образец собственной половой роли, а в поведении матери – прообраз своей будущей жены. То же характерно и для девочки. Поэтому оптимальным вариантом полоролевого воспитания является наличие обоих родителей в семье.
Организация полового воспитания должна проходить целостно, нельзя недооценивать какой-либо ее компонент, это требует высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей.
Цель полоролевого воспитания – подготовить к жизни счастливого, эмоционально благополучного ребенка, который адекватно осознает и переживает собственные психологические и физические индивидуальные особенности, как мужские, так и женские.
Процесс формирования образа Я-мальчика и девочки рассматривается учеными как:
- идентификация с родителями;
- условная связь подражания образцам мужского и женского поведения и их социальное подкрепление;
- организация познания социального мира в процессе исполнения роли своего пола;
- влияние социальных ожиданий общества, возникающих в соответствии с конкретной социально-культурной матрицей, находящие свое отражение в воспитательном процессе.
Как и когда начинать об этом говорить и что сказать
Важно помнить, что разговор о половом созревании — это скорее процесс, нежели однократный «большой разговор». Это должно быть не внезапным и шокирующим событием для ребёнка, а естественной частью его обучения и воспитания
Начните с базовых фактов о теле и его функциях, которые подходят для возраста вашего ребёнка. Например, для маленьких детей это может быть просто обсуждение вопросов о том, почему мальчики и девочки анатомически разные. По мере того как ваш ребёнок становится старше, вы можете детальнее говорить об анатомии, физиологии и эмоциональных аспектах полового созревания.
Хороший входной точкой может быть обсуждение понятий, связанных с ростом и развитием всех живых существ — деревьев, животных, людей. Это непринуждённый способ начать разговор, которым можно подкрепить основной принцип: каждое живое существо растёт и развивается, и это естественный процесс.
Возраст, когда стоит начать разговор о половом созревании, варьируется. Однако простые обсуждения можно начинать уже в дошкольном возрасте.
Не стоит нагружать ребёнка информацией, которую он ещё не в состоянии в полной мере понять или обработать. Помните, что ваша цель — поддерживать открытый диалог и предоставить школьнику точную информацию, подходящую его возрасту и уровню развития.
Зачем говорить о сексе с подростками, если они и так всё узнают из интернета?
Действительно, благодаря интернету информация для современных подростков стала доступной. Но есть и оборотная сторона: в перегруженной Сети сложно найти качественные материалы даже взрослому. Тем более сложно это сделать подросткам, которые не всегда умеют конкретизировать свои поисковые запросы и не знают, каким источникам доверять, а каким — нет.
Фото: Olesya Kuznetsova / Shutterstock
Будем говорить прямо: при самостоятельном поиске информации о сексе в интернете подростки чаще всего находят порно, которое и становится их главным источником знаний.
Психолог Кристина Покрытан описывает представление о сексе, сформированное у подростков тематическими пабликами в соцсетях и порносайтами: «искажённый», «примитивный», «нереалистичный», «гиперсексуализированный», «табуированный», «грубый» и «насильственный». Вряд ли вы хотите, чтобы у вашего ребёнка сформировалось именно такое представление об отношениях полов. Поэтому не стоит надеяться, что он сам всё узнает.
О чем поговорить с мальчиком
Во время беседы с сыном нужно подготовить его к тем изменениям в организме, которые произойдут с ним в подростковом возрасте:
Интенсивный рост. Некоторые ребята в 14-15 лет всего лишь за 12 месяцев вырастают до 10 см. Разные части тела меняются с отличающейся скоростью. В такие моменты мальчики-подростки выглядят неуклюже.
Ломка голоса. Провоцирует рост голосовых связок и увеличение гортани.
Набухание сосков. В этом возрасте на некоторое время увеличивается количество женских половых гормонов в теле подростка. Чаще с такой проблемой сталкиваются ребята, имеющие лишний вес.
Рост волос. Начинается на лобке, позже появляется на лице, груди и в подмышках.
Рост половых органов. После 9 лет у мальчиков начинается увеличение в размере яичек, которые могут располагаться одно ниже другого. Через год после того, как яички начали расти, мальчик сталкивается с первым семяизвержением. Теперь он может стать отцом.
Увеличение детородного органа. Сначала в длину, затем в ширину. Размер не является важным показателем сексуальности.
Поллюции и эрекция. Объясните подростку разницу между этими понятиями.
Обсудите с сыном вопрос обращения к урологу, если он столкнулся со следующими проблемами:
покраснение полового члена или его отёк,
частое мочеиспускание,
болезненные ощущения при походе в туалет,
дискомфорт во время полового акта.
Как найти подходящий момент для разговора?
Многие родители начинают разговор об «этом», апеллируя к возрасту: «Тебе уже 14, и я хочу с тобой поговорить о том, откуда берутся дети». Это, конечно, лучше, чем ничего. Однако в таком подходе есть две проблемы:
- Скорее всего, в 14, в 12 и даже в 10 лет ребёнок уже примерно знает, что значит слово «секс»: он его где-то услышал или вычитал и уже обсудил со сверстниками. Поэтому есть опасность, что на ваше предложение поговорить вы услышите: «Да я уже всё знаю, мам!»
- Если до этого вы такие темы не обсуждали, то вам обоим будет неловко, и вы захотите поскорее закрыть вопрос. И полезного разговора не получится.
Вообще, начинать разговор о сексе с ребёнком в подростковом возрасте уже поздновато. Психологи советуют учить детей правильно и чётко называть половые органы с 2–3 лет, а с 5–6 лет начать в простой форме объяснять, откуда берутся дети.
Фото: Media_Photos / Shutterstock
Если в детстве у ребёнка будет хотя бы несколько искренних и информативных разговоров об отношениях полов, то он запомнит, что эта тема в принципе не табуирована, и когда у него возникнут новые вопросы, пойдёт за ответами к вам, а не в интернет.
Если же вы никогда прежде не говорили с подростком о теле и сексе и испытываете сильную неловкость — попробуйте начать с покупки хорошей книги о сексуальном просвещении. Дайте книгу ребёнку, сказав несколько слов о том, что он взрослеет, вы это понимаете и всегда готовы поговорить, если ему захочется что-то узнать.
Как составить разговор с девочкой
Девочек тоже ожидает интенсивный рост, ускоряющийся с увеличением груди. Нормальное явление для девочки-подростка набор веса, так как в организме вырабатывается много женского гормона эстрогена, провоцирующего отложение жира на груди и бёдрах
Важно уберечь дочерей от ненужных или неправильных диет, портящих волосы, кожу, ногти
В результате ухудшается настроение, страдает память, внимание. Если подросток настаивает на том, что нужно сбросить несколько килограммов, отведите его к эндокринологу, который грамотно составить рацион питания
Увеличение груди начинается с уплотнения под сосками, иногда сопровождается болезненными ощущениями. Случается, что сначала увеличивается одна грудь, а только потом другая. Это норма. Посоветуйте дочери носить поддерживающее бельё — бюстгальтер или топ. Бельё с жёсткими косточками подросткам не рекомендуется.
Следует подготовить девочку к появлению волос на лобке, в подмышках, на ногах. Расскажите подростку о менструации, причинах ее появления, обсудите личную гигиену в таких случаях. Если у дочери болезненные месячные, подскажите пару методов, как облегчить своё состояние:
быть физически активной,
прикладывать на низ живота тёплую грелку,
сходить на приём к гинекологу, который осмотрит и пропишет средства, снимающие воспаление.
Обсудите с дочерью случаи, когда без помощи гинеколога не обойтись:
менструация началась до достижения ребёнком 8-летнего возраста или после 16-летия так или не наступила;
кожа на половых органах покраснела;
к 14-летнему возрасту не появились волосы на лобке.
Гинеколог посоветует подходящие средства личной гигиены, контрацепции, поможет вылечить инфекции, передающиеся во время подросткового секса.
Как себя вести, если подросток уже ведет половую жизнь
Начинать разговор с ребёнком нужно только тогда, когда будете психологически устойчивы. Обвинение и нападки на сына или дочь не приведут ни к чему хорошему. Родители должны осознать, что надо стать чаду другом и помощником. Если не способны успокоиться, организуйте встречу с психологом.
Для начала выясните, насколько серьёзные отношения у ребёнка, что его привлекло в этом человеке. Не нагнетайте обстановку, не внушайте подростку, что он совершил нечто ужасное.
Возьмите ответственность за случившееся на себя. Вы взрослый, можете помочь найти решение. Объедините усилия с ребёнком и выработайте тактику дальнейшего совместного поведения. У вас всё получится.