Симптомы кризиса 7 лет у ребенка
В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:
- не выполняет просьбы, не слушается;
- капризничает, упрямится;
- выражает протест, недовольство, паясничает и грубит;
- не воспринимает критику, на замечания выдает крайне отрицательные реакции;
- пытается казаться взрослее, стремится общаться со старшими ребятами, избегает младших;
- осознанно поступает наперекор взрослым;
- обесценивает то, что раньше казалось ему важным;
- подвержен перепадам настроения.
Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.
3 этапа привыкания к саду
Привыкание ребенка к детскому саду психологи условно разделили на три периода: острый, умеренно острый и компенсированный. Все эти уровни неизбежны, перепрыгнуть через «ступень» не получится.
Острая фаза – самая первая, она наиболее заметна. Длительность этого этапа составляет 2-3 недели, но может достигать 2 месяцев. Характеризуется он максимальной степенью напряжения – все системы и органы работают в полную силу, нервная система маленького человека находится в постоянном возбуждении. Обычно малыш в этот промежуток времени плаксивый, нервный, часто капризничает.
Отмечается уменьшение аппетита, неспокойный сон, проявление агрессии в общении с родственниками. Если во время острого этапа провести медицинское обследование ребенка, будут заметны и другие изменения. Частота сердечных сокращений может увеличиться или уменьшиться, изменятся показания артериального давления, частота дыхания, формула крови. На слизистых ребенка будет обнаружено много новых микроорганизмов.
Далее острый этап плавно перетекает в умеренно острый. Медики его еще называют фазой неустойчивого приспособления. То есть малыш уже начинает постепенно приспосабливаться к новым условиям, но о стабильности говорить пока рано. Все его системы успокаиваются и начинают работать слажено. Первое, что могут заметить домашние – улучшение аппетита, который приходит в норму в течение двух недель. Чуть позже станет спокойнее сон, уйдут тревожные состояния, нормализуется эмоциональный фон. Если ребенок во время острого этапа стал хуже говорить, пропускать буквы, глотать слова, в этой фазе он возвращается в свое комфортное состояние и через пару месяцев восстанавливает разговорный навык.
Когда проходит среднеострая фаза, начинается следующая – компенсированная, она является заключительной. В компенсированном периоде ребенок полностью возвращается в исходное состояние. Все физиологические и психические реакции его организма восстанавливаются, малыш становится спокойным, уравновешенным и приобретает новые навыки.
Что же нужно делать
В этот период малыш хочет самостоятельности, и ее необходимо давать, только делать это нужно разумно: вы можете время от времени давать возможность выбирать игрушки в магазине, предлагать ребенку выбрать одежду для прогулки и блюдо, которое он или она хочет съесть на завтрак или обед
Только важно провести определенные границы и придерживаться их.
Важно предварительно подготавливать своего малыша к новым событиям, т. к в 2 года он еще не способен быстро переключаться с одной деятельности на другую
Например, если ваша прогулка подходит к концу, не стоит резко тянуть карапуза домой, это только спровоцирует начало возникновения негативных эмоций и возможной истерики. Правильнее сказать: «Сынок (доченька), через 15 минут мы будем собираться домой…». Это подготовит малыша к новым событиям.
В любой ситуации необходимо сохранять спокойствие и невозмутительность. Это одно из самых сложных условий, которое важно выполнять, но благодаря этому, вы сможете избежать множества конфликтов, а это очень важно.
Хочет чего-то добиться
Ребенок-нытик может быть и в 9-летнем возрасте. Чаще всего это случается, если родители вовремя не уделили внимания этой проблеме. Как правило, у таких детей начинается все с 2 – 3 лет – они ноют, плачут, канючат, выпрашивая игрушки. Становясь более взрослыми, они уже приобретают навыки манипуляции чувствами родителей, преследуя ту же цель. Однако запросы уже становятся более существенными – им нужны уже не игрушки, а дорогой телефон, прогулка после школы, прочее. К тому же при игнорировании проблемы к ней может прибавиться вредность подросткового периода и обидчивость, что со временем может привести к более серьезным последствиям.
Кризис трех лет – особенности
Каждому периоду развития ребенка свойственны свои потребности, способы взаимодействия, модели поведения и осознания себя. Достигнув трехлетнего возраста, малыш начинает осознавать, что он личность. Кроха понимает, что он такой же как и другие люди. Это проявляется возникновением в речи слова «Я». Если ребенок раньше без проблем говорил о себе в третьем лице, называя себя по имени, например, произносил: «Саша хочет кушать», то теперь это происходит все реже и реже. Теперь при взгляде на свое отражение в зеркале или фото, он с уверенностью произносит: «Это Я». Кроха начинает воспринимать себя как самостоятельного человека, имеющего свои особенности и желания. Вместе с этим осознанием и приходит кризис трех лет. Некогда ласковый милый малютка в это время может сильно измениться и превратиться в упрямого и капризного «нехочуху».
Истерики у ребенка в 1,5-2 года
Дети в полтора года закатывают истерики на фоне перенапряжения в эмоциональном плане и от усталости. Не до конца устоявшаяся психика дает такие результаты, но чем старше ребенок, тем более осознанными являются его истерические приступы. Он таким образом манипулирует чувствами родителей, добиваясь своих целей.
К 2 годам подросший младенец уже хорошо понимает, как пользоваться словами «не хочу», «нет» и понимает смысл фразы «нельзя». Осознав механизм их действия, он начинает применять их на практике. Выразить словесно свой протест или несогласие двухлетка еще не может, поэтому он прибегает к более выразительной форме – к истерическим припадкам.
Агрессивное и необузданное поведение 1-2-х годовалого ребенка шокирует родителей, они не знают, какая реакция будет правильной. Малыш кричит, размахивает руками, валяется на полу, царапается – все эти действия требуют адекватной реакции взрослых. Часть взрослых поддается на провокации и выполняет все желания карапуза, а еще часть прибегает к физическим наказаниям, дабы отучить от подобного в будущем.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: агрессивный ребенок – рекомендации родителям
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как отучить ребенка ныть по любому поводу?
Правильная реакция: какая она?
Какая должна быть реакция на истерические приступы двухлетки? В основе зачастую лежит каприз, выражающийся в словах «не буду», «дай», «не хочу» и т.д. Не сумев предотвратить появление истерического приступа, откиньте мысли об успокаивании ребенка. Также не стоит его вразумлять или ругать, это лишь дополнительно распалит его порыв. Не бросайте ребенка одного
Важно держать его в поле зрения, так кроха не будет пугаться, а будет сохранять уверенность в себе
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: капризы ребенка в 2 года – как бороться?
Однажды уступив малютке, вы рискуете получить неоднократное повторение подобного. Не способствуйте закреплению этого навыка, не идите на поводу. Почувствовав раз, что своим поведением ребенок добивается своего, он будет прибегать к этому методу снова и снова.
Разовая слабость взрослого может обернуться длительной проблемой. Бить и наказывать ребенка также не стоит, физические воздействия не принесут результата, а лишь усугубят поведение малыша. Реально помогает полное игнорирование детской истерики. Видя, что его старания тщетны и, если они не приносят желаемого результата, ребенок откажется от этого способа воздействия.
Можно нежно и спокойно успокоить его, сказав крохе о том, как вы его любите, при этом крепко обнимая и удерживая в своих объятиях. Старайтесь быть роднее и нежнее, если даже он сильно злится, кричит или стучится головой. Карапуза, вырывающегося из ваших объятий, не удерживайте насильно. В ситуации, когда кроха истерит из-за того, что не хочет с кем-то оставаться (с бабушкой, с воспитателем), то следует как можно быстрее покинуть помещение, оставив его со взрослым. Оттягивание момента расставания лишь удлинит процесс детской истерики.
Истерики в общественных местах
Родителям очень сложно контролировать процесс истерических требований в общественных местах. Ребенку 2-х лет гораздо проще и безопаснее уступить, чтобы прекратить шум и установить спокойствие, но такое мнение крайне ошибочно. Косые взгляды окружающих не должны вас волновать в этот момент, самое главное – одинаковая реакция на аналогичные поступки.
ИНТЕРЕСНО: что делать, если ребенок постоянно плачет 2 месяца?
Уступив однажды и уняв скандал, вы провоцируете вторичное повторение ситуации. Кроха просит игрушку в магазине – будьте тверды в своем отказе. Не реагируйте на его топот, возмущение и недовольство любого плана. Видя уверенное и непоколебимое поведение родителей, ребенок поймет, что истерические припадки не помогают добиться желаемого. Помните, что кроха устраивает истерические приступы в целях воздействия зачастую именно в общественных местах, рассчитывая на мнение публики.
Оптимальный вариант реакции – немного подождать. После окончания приступа следует успокоить кроху, обнять и ласково поинтересоваться причиной его поведения, а также сказать, что разговаривать с ним намного приятнее, когда он в спокойном состоянии.
Принимаем меры
Если родители заподозрили, что у ребенка в школе проблемы, им следует немедленно принять меры. Психологи советуют попытаться поговорить с отпрыском. Для начала, ему стоит объяснить, что физическое и моральное насилие неприемлемо ни при каких обстоятельствах. Из этого утверждения вытекает, что он ни в чем не виноват, даже если ему это внушили одноклассники. Например, «ты сам виноват, что такой слабак!», или «если бы говорил нормально, не заикался, мы бы тебя не дразнили».
Далее следует постараться добиться того, чтобы ребенок доверился родителям и рассказал, что его тревожит. Не нужно давить на него, выпытывая подробности, он сам должен захотеть поделиться своей бедой с мамой или отцом. Для того чтобы получить результат, нужно уверить ребенка, что мама с папой поддерживают, верят ему и понимают
Дальше необходимо действовать чрезвычайно осторожно.
Психологи рекомендуют
Хорошо, если ребенок расскажет сам все, что с ним происходит в школе. Здесь психологи предупреждают, что нужно серьезно воспринимать его страхи и проблемы. Иногда взрослые не хотят понимать, насколько болезненно сын или дочь воспринимают какое-либо событие в жизни. Ни в коем случае нельзя отмахиваться от проблем ребенка, считая их преувеличенными или надуманными. Следует выслушать рассказчика с серьезным выражением лица, и постараться ему помочь, дать хороший совет. Однако большинство мам и пап делают ошибки, мы перечислим лишь некоторые:
- Совет не обращать внимания, игнорировать обидчиков – не слишком хорош для решения конфликтов в детском коллективе. Не получая отпор, дети могут лишь усилить травлю.
- Нельзя пытаться решить проблему силой, отправившись в школу. Папа, выслушав ребенка, может подумать, что сам разберется с ситуацией. Такие действия неверны в корне – поддавшись эмоциям можно навредить чужим детям, что наказуемо. Если удастся запугать обидчика – эта проблема решится без участия ребенка, и он будет впоследствии бояться отпустить папину руку.
- Совет дать сдачи также не универсальный. Во-первых, ребенок слабее обидчика почти наверняка окажется побежденным, ведь нападают на малышей иногда старшеклассники. Во-вторых, он вынесет из ситуации урок – прав тот, кто сильнее.
Хорошим выходом может стать разговор с родителями зачинщика травли. Если поговорить спокойно, не вызывая агрессии, вполне возможно проблема решится. Однако семья обидчика может оказаться неблагополучной, бесполезно взывать к совести пьющих родителей.
Говорят юристы
Если подход к обидчику не найден и проблема не решается, остается искать поддержки Закона. Куда обратиться, если сына или дочь в школе обижают? Для начала необходимо принять административные меры – поговорить с классным руководителем, затем директором школы. Иногда помощь руководства школы играет значительную роль в разрешении конфликта. При этом администрация учебного заведения может отказаться содействовать, тогда следует действовать по-иному.
Можно написать жалобу в полицию инспектору по делам несовершеннолетних. Также есть смысл жаловаться в Министерство образования. Все это может принести плоды – «сверху» надавят на классного руководителя и заставят его в приказном порядке «разрулить» ситуацию. Если насмешки перешли в рукоприкладство, и ребенку угрожают, уместно будет написать заявление в полицию. Юристы советуют на время, пока идет разбирательство, ограничить общение ребенка с хулиганами. Это поможет избежать давления на жертву.
Истерики у ребенка 4 лет
Часто мы, взрослые, сами провоцируем у детей появление капризов и истерик. Вседозволенность, отсутствие рамок и понятий «нельзя» и «нет» оказывают малышу медвежью услугу. Кроха попадает в капкан родительской беспечности. Так, детки 4 лет прекрасно чувствуют слабину и если мама говорит «нет» – значит, бабушка может разрешить
Важно родителям и всем воспитывающим взрослым договориться и обсудить разрешаемое и запрещаемое, а также проинформировать ребенка. После этого следует четко придерживаться установленных правил
Все взрослые должны быть едины в своих методах воспитания и не нарушать запретов других.
Комаровский утверждает, что учащенные детские капризы и истерики могут свидетельствовать о наличии заболеваний нервной системы. За помощью к неврологу или психологу следует обращаться, если:
- в наличии учащенное проявление истерических ситуаций, а также их агрессивность;
- присутствует нарушение или прерывание дыхания во время приступов, ребенок теряет сознание;
- истерики продолжаются после 5-6-летнего возраста;
- малыш бьет или царапает себя, окружающих;
- истерики проявляются ночью в сочетании с кошмарами, страхами и частыми переменами настроения;
- после приступа у ребенка наблюдается рвота, одышка, вялость и усталость.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: почему ребенок бьет себя по голове и что это значит?
При констатации врачами отсутствия каких-либо заболеваний, следует искать причину в семейных взаимоотношениях. Ближайшее окружение малыша также может иметь большое влияние на появление истерических приступов.
Проявления кризиса
Переживая кризис 7-8 лет, ребенок готовится к новому этапу жизни, который начнется, когда он переступит школьный порог. Преодоление эмоциональных сложностей поможет ему стать полноценным членом новой среды, принять ее правила и осознать выгоды. Особенности этого периода:
- привыкание к учебным нагрузкам;
- изменения во взаимоотношениях со старшими членами семьи;
- общение со сверстниками, каждый из которых в той или иной мере переживает кризис.
Для переходного этапа характерны определенные закономерности поведения ребенка, основные из которых:
- наигранность;
- вертлявость, неусидчивость;
- вредные действия, мотивы которых не поддаются логическому объяснению;
- передразнивание взрослых;
- клоунада и паясничанье как способы привлечения внимания.
Перечисленные особенности поведения семилетки дополняются такими эмоциональными характеристиками, как:
- повышенная утомляемость;
- раздражительность;
- вспыльчивость;
- рассеянность, которая зачастую приводит к не очень хорошей успеваемости в школе;
- агрессивность или противоположные черты – замкнутость, застенчивость.
В кризисный период дети начинают соотносить себя со сверстниками:
- сравнивают себя с другими, часто недооценивая собственные возможности;
- ищут авторитет – к сожалению, во многих случаях им оказывается ребенок, отличающийся не очень хорошим поведением;
- кляузничают на приятелей, заискивают перед взрослыми, пытаясь «подняться» в их глазах.
Что происходит с ребенком?
Примерно в возрасте года, иногда чуть раньше или позже, ребенок начинает понимать, что он — отдельный человек. До этого ему казалось, что он и мама — это одно целое: ведь мама носила его на ручках туда, куда он тянулся, она решала все проблемы, удовлетворяла все желания. И вот внезапно оказывается, что он — сам по себе ребенок, свой собственный.
С одной стороны, страшно: а вдруг мама уйдет, исчезнет? Значит, надо бдительно следить, чтобы этого не случилось. С другой стороны, теперь он сам может пойти туда, куда хочет; может съесть кашку, а может — выплюнуть и размазать по столу; может делать то, что предлагает мама, а может отказаться.
Представляете, какой огромный мир самых разных возможностей открывается перед маленьким человечком? И пользоваться ими еще только предстоит научиться. Дело это нелегкое: тут и взрослый мог бы закапризничать…
Рекомендации для родителей: как себя вести
Существует множество советов родителям, которые помогут сгладить остроту проявлений кризиса и пройти этот нелегкий этап как можно спокойнее. Но если родители ощущают, что они в безвыходной ситуации, не знают, как преодолеть кризис 3 лет самостоятельно, нужно обратиться к опытному детскому психологу.
Общие рекомендации по преодолению кризисного этапа:
Запасайтесь терпением. Ребенку так же нелегко, как и вам. Он не понимает, что с ним происходит и пытается найти реально доступный для него выход. Не кричите, не наказывайте его, такие действия только ухудшат ситуацию.
Пытайтесь договариваться. Родители постепенно понимают, как пережить очередную истерику в магазине или гостях. Можно заранее определить, что вы купите игрушку, но если начнутся капризы, вы немедленно уйдете без покупок
Если ребенок выдержит условия договора, важно похвалить его за примерное поведение.
Установите границы дозволенного. Ребенок четко должен знать, какое поведение допустимо, а какие границы переходить нельзя
Не отменяйте запреты, если начинается плач, будьте последовательны в словах и действиях. После того как ребенок успокоится, поговорите с ним о том, почему вы так поступили.
Используйте слово «нельзя» разумно и рационально. Чем больше у детей запретов, тем сильнее соблазн их нарушить. В период кризиса «нельзя» должно распространяться на то, что нанесет вред здоровью ребенка и окружающих, домашних животных, может испортить чужое имущество.
В остальном дайте малышу определенную самостоятельность.
- Л.А. Тухужева, Д.С. Темирканова, Д.А. Гукова. Проблемы кризиса трех лет с точки зрения Л.С. Выготского // Вопросы науки и образования, 2018.
- Д.М. Шакирова, А.Ф. Гильманова. Возрастные кризисы у детей дошкольного и школьного возраста // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2019.
В каких случаях нельзя прибегать к наказанию?
В повседневной жизни родители достаточно часто ругают детей по любому поводу, стоит только поведению крохи выйти за рамки желаемого, однако далеко не все проделки заслуживают наказания, ведь определенное баловство и активность являются естественным способом развития для малыша. Попытки исправить это будут только мешать и вредить. Ниже описаны те случаи, когда наказывать ребенка не стоит:
Деятельность, направленная на познание мира. Например, кроха пробует на вкус все, что подбирает с пола или на улице, исследует розетки, стремится высоко залезть, рисует на обоях и мебели и тому подобное. Вместо того чтобы ругать кроху, стоит обезопасить самого ребенка и ценные вещи.
Особенности, связанные с возрастом. Это неусидчивость, невнимательность и плохая память.
Физиология. Сюда относятся проблемы со сном или отсутствие желания кушать приготовленную еду. В подобных ситуациях лучше отнестись к крохе с пониманием и прибегнуть к различным хитростям для достижения цели.
Неопытность. Ребенок еще только находится в процессе осознания того, что плохо, что хорошо. Он вполне может толкнуть другого малыша, повторив это за кем-то и не понимая, что так делать нельзя, может забирать без спроса чужие игрушки. Также неумение пользоваться горшком приводит ко многим маленьким неприятностям
Нужно набраться терпения и быть снисходительнее, пока кроха не приучится ходить на горшок.
Неосторожность. Сами взрослые не могут все время оставаться чистыми и не испачкаться, а маленький ребенок в 2-3 года тем более при всей своей активности обязательно будет падать, разливать, ронять и пачкать вещи.
Проявление чувств
Ревновать к брату или сестре, расстраиваться и не хотеть расставаться, когда мама и папа уходят на работу или ведут в детский сад – это все является естественными эмоциями малыша.
Если ребенок капризничает на публику
Если постоянно уступать ребенку, то он становится неуправляемым, предпочитая добиваться всего криком
Что делать, если ребенок капризничает на публику? Оставить его на время, пусть он первый подойдет, первый возобновит общение. Или же через некоторое время подойти к ребенку самому и попытаться чем-то отвлечь.
Если это дома происходит, то можно принести косметичку, которая обычно не попадает к малышу в руки. Это очень интересная игрушка для него, совершенно новая. Если это на улице, в магазине, просто отойти на пару шагов от ребенка, и пусть он чувствует, что этот концерт остается без внимания окружающих.
Не стоит идти на принцип и стараться переупрямить своего упрямца. Попробуйте в большинстве ситуаций проявлять свою волю и свои желания. Спрашивайте его мнение.
Причины возникновения
Психологи не могут точно и однозначно назвать конкретные причины возникновения возрастных кризисов. Выделяются определенные влияющие причины кризиса 3-х лет и факторы, которые прослеживаются в тех или иных ситуациях.
Особенности темперамента ребенка. Дети, обладающие слабым или неустойчивым типом нервной деятельности, чаще переживают кризис с максимально острыми проявлениями. Особенно тяжело приходится детям с холерическим темпераментом или малышам-меланхоликам. Сангвиники и флегматики менее подвержены кризисным изменениям.
Авторитарное воспитание – еще одна из причин серьезного кризиса дошкольного возраста. Постоянная диктатура родителей, подавление инициативы и игнорирование желаний ребенка приводит к бурным протестам.
Повышенная тревожность родителей и избыточная забота о малыше (гиперопека). Стремления и желания ребенка подавляют из-за чрезмерного волнения за его здоровье. Родители не считают ребенка самостоятельным, делают за него все.
Проблемы со здоровьем. Психические отклонения, неврологические заболевания и тяжелая хроническая патология влияют на реакции детей.
Конфликты внутри семьи. В этом случае психологи дают рекомендации для родителей – не вмешивать ребенка во взрослые проблемы оградить его от выяснения родительских отношений и негатива.
Как помочь предотвратить агрессивное поведение
Вот профилактические меры.
Проявляйте любовь. Чем большей заботой и контактом окружён ребёнок, тем меньше ему приходится прибегать к негативным эмоциям для привлечения внимания.
Никогда не поднимайте руку. Психологи сходятся во мнении, что даже «несерьёзное» физическое наказание (например, шлепок по попе) может травмировать психику ребёнка и впоследствии привести не только к вспышкам агрессии, но и неумению отстаивать границы, страху перед окружающими и низкой самооценке.
Соответствуйте своим же требованиям. Если мама пытается объяснить недопустимость агрессии, а сама при этом кричит — слова расходятся с делом. Если папа говорит, что использовать нецензурные слова плохо, а сам ругается — у ребёнка в голове снова формируется неправильная картинка.
Найдите, куда выплескивать энергию. Полезно записаться на спортивные тренировки — спорт помогает избавиться от чрезмерной агрессии и навести порядок в голове.
Используйте психологические упражнения. Регулярно выезжайте в безлюдное место на природу, чтобы громко покричать в пустоту вместе с ребёнком — полезно для всей семьи. В домашних условиях можно порвать бумагу, побить грушу, избить подушку, поиграть с песком, водой — это экологичные способы выражать злость.
Рекомендации других родителей
- Постоянная ругань приведет к тому, что ребенок в вас разочаруется, психология помогает родителям: не стоит срываться по пустякам, разбитая чашка не станет трагедией, а испачканные штаны всегда можно постирать, негативное же поведение приведет к комплексу вины у подрастающей личности, а это грозит уже более серьезными последствиями во взрослой жизни.
- Игровые приемы помогут превратить рутинные дела в веселое и беззаботное время, проведенное вместе, исключить кризис трех лет будет легче – вы поймете, насколько такая методика воспитания хороша. На помощь вам придут любимые игрушки: кукла хочет кушать только вместе с малышом, мишка не ложится спать один.
- Трудный возраст длится долго из-за того, что вы выбираете неверную тактику поведения: сравнивать успехи своего чада с другими детьми не стоит – может сформироваться чувство неполноценности, к другим детям ребенок начнет относиться негативно. Лучше сравнивать успехи с его собственным примером.
- Характер ребенка окажется безнадежно испорченным, если вы будете постоянно его оскорблять: растяпа – далеко не лучшее определение его умениям, даже если малыш не может что-либо сделать сам. Похвалите стремление, предложите немного помочь, чтобы результат был еще лучше.
Восстановить утраченное семейное равновесие самостоятельно бывает не по силам, трудный возраст у детей становится жестким испытанием на прочность. Если вы не можете решить возникших проблем, стесняться психологической помощи не стоит: квалифицированный специалист поможет консультацией и делом, направит вас в нужное русло, позволив вырастить счастливого и полноценного члена общества.
С чем связан кризис двух лет у ребенка
Основными причинами появления такого периода считается следующее:
- В 2 года кроха уже многое умеет, он пытается активно изучать все вокруг себя и хочет это делать самостоятельно. Поэтому таким поведением он пытается отстаивать свои права.
- Еще причиной частой истерики выступают запреты: малыш хочет что-то взять или сделать, а ему не дают, и он проявляет ответную реакцию.
- В 2 года детки еще не очень хорошо говорят и не могут четко сказать о своих потребностях и желаниях. Часто родители попросту не понимают, что малыш хочет, что приводит к очередной истерике.
Это интересно: Кризис 2 лет у ребенка комаровский: рассматриваем по порядку
Полезная информация
В жизни крохи бывает несколько кризисов: впервые родители сталкиваются с таким явлением, когда малышу исполняется 1 год
Еще наиболее распространенным считается кризис 3 лет, поэтому родителям крайне важно знать, как помочь своему сыну или дочке пройти этот период. Многие родители также задаются вопросом о том, —как научить ребенка писать—
Творческие мамы и папы пытаются выяснить, —как научить ребенка рисовать—, и это хорошие желания, которые активно развивают детей. Если и у вас возникали эти вопросы, можете ознакомиться со статьями на данную тематику и найти в них все ответы.
Приходилось ли вашему малышу переживать кризис 2 лет? Как он или она вели себя в этот период, и что вы делали, чтобы помочь своему крохе? Поделитесь своими историями и полезными советами, а также оставляйте ваши отзывы о данной статье.
Как справляться с капризами?
Победить капризы маленького ребенка бывает непросто. Особенно явно это проявляется, когда мама торопится, а малыш еще чем-то занят и идти никуда не собирается. Ребенок, видя раздражение, будет упрямиться еще сильнее. В большинстве случаев конфликт заканчивается в пользу взрослых, а чадо через слезы и нервы все-таки собирается и идет вслед за мамой. Если такие ситуации повторяются – настало время изменить правила общения в семье и научить малыша выражать свои эмоции более эффективным и взрослым способом – словами. Самое главное в преодолении капризов – родительский самоконтроль. Не стоит повышать голос, это только усилит бунт. Постарайтесь не нервничать, чтобы не демонстрировать сыну или дочери свою беспомощность. Если вы хотите быстрее успокоиться, подумайте, насколько мужественным и решительным стал ваш малыш. Он отстаивает свое мнение и уже ведет спор со взрослым человеком.
Капризный ребенок в год, в полтора, два и даже три года – нормальное явление, но если пятилетнее чадо устраивает истерики – это уже повод для посещения невропатолога и детского психолога. Врач проверит развитие малыша и даст рекомендации по воспитанию и взаимодействию с ним.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как отучить ребенка от бутылочки в 2-3 года?
Советы психологов
Существует несколько правил, которые помогут справиться с таким сложным переходным возрастом. Советы помогут мамам «нехочух» бороться со вспышками упрямства:
- Проверьте свои требования к малышу, возможно, некоторые запросы действительно завышены. Может быть, малыш уже способен решить, какую кофту надеть на улицу, или ему действительно не нравится томатный сок.
- Необходимо разработать четкую систему запретов. На первое время достаточно 4-5 строгих «нельзя». Например, нельзя подходить к уличным собакам или к зажженной плите, а также другие запреты в соответствии с возрастом. Правила не нарушаются ни под каким предлогом. Эти «нельзя» должны подтверждать все члены семьи, в том числе и бабушка с дедушкой.
Малышу сложно каждый день выполнять родительские наставления: чтобы ребенок не взбунтовался, предлагайте ему варианты: «Какую игрушку возьмем на прогулку, слона или машинку?» Попросите у малыша совета и он с удовольствием пойдет на компромисс.
Развивайте в детях самостоятельность. Не стоит делать за малыша то, что он сам в состоянии сделать. Вместо того чтобы одевать чадо, поручите ему самостоятельно надеть брюки. Лучше выйти на прогулку на 15 минут позже, но пусть малыш оденется сам.
Не реагируйте на капризы ребенка. Лучший способ преодолеть истерику – не обращать на нее внимания. Дома можно оставить чадо в комнате, а самой заняться другими делами. Без повышенного внимания малыш успокоится гораздо быстрее
Если истерика застала вас среди людей, нужно постараться как можно быстрее найти уединенное место подальше от раздражающей обстановки, затем переключить внимание малыша на что-нибудь более интересное.
Проводите анализ ситуации. Каждая вспышка упрямства – это нереализованная потребность малыша
В столь юном возрасте дети не могут хотеть чего-то плохого. Может быть, капризному малышу просто не хватает внимания или общения – взрослым стоит об этом задуматься.
Хвалите малыша за поведение, которое вам нравится. Хвалите искренне, описывая все хорошее, что сделал малыш.
Причины гиперактивности
Гиперактивность у детей – прежде всего не физиологическое отклонение, а поведенческое расстройство развития. Медицинское название гиперактивности – СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Современная медицина придерживается мнения, что синдром возникает при неблагоприятном внутриутробном развитии детей и тяжелых родах. Так, если у будущей мамочки был выраженный и долгий токсикоз, а у плода диагностировали внутриутробную асфиксию, то риск рождения гиперактивного ребенка возрастает в три раза. Любое оперативное вмешательство во время родов, нахождение новорожденного в реанимации также вносят свою лепту в развитии синдрома ДВГ.