Психологические основы методики обучения
Методика обучения выстраивается согласно определенным параметрам психологического развития личности в конкретные возрастные периоды.
Обучение опирается, прежде всего, на мотивацию
Важно, создать в учебном заведении на конкретном этапе развития учащихся определенные условия, формирующие у учащихся стимул к познанию
Мотивация отражает причины совершения определенных действий. Потому, необходимо сформировать мотивы, отражающие веру в необходимость получения знаний и навыков, интерес к ним, отношение к знаниям как к высшей ценности. Мотивация дает пользу интеллектуальному развитию учащегося, что лежит в основе построения методики обучения.
Методика обучения строится на основании учета уровня интеллектуального развития учащихся и потенциальных познавательных возможностей на конкретном этапе обучения. Учитываются следующие параметры:
- Скорость освоения образовательной информации.
- Темп восприятия учебного материала.
- Количество обдумываний заданных вопросов, в качестве критерия сжатости мыслительной деятельности.
- Степень развитости аналитических навыков и способности к синтезу.
- Приемы, отражающие развитие интеллектуальной деятельности.
- Навыки систематизации и обобщения учебной информации.
Психологические основы построения методики обучения предполагают применение системы научных знаний и различных методов обучения, ориентированных на активизацию интеллектуальной работы на конкретном возрастном этапе. Педагог подает учебную информацию в доступной для восприятия учащимися форме, стимулируя развитие у учащихся мыслительной деятельности, навыков анализа и синтеза, сравнения и обобщения.
Применяемые методы обучения должны находиться в соответствии с имеющимися педагогическими условиями их применения.
Взаимосвязь между психологией образования и педагогикой
Уточнение предмета психологии образования предполагает и определение ее места среди других наук; прежде всего, необходимо определить ее связь с педагогическими дисциплинами, а также с общей и возрастной психологией.
По мнению Б.Г. Ананьева, психология образования — это пограничная, сложная отрасль знаний, которая «заняла определенное место между психологией и педагогикой и стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, образованием и развитием молодых поколений» (Б.Г. Ананьев, 2001).
В связи с такой «пограничной областью» педагогики и психологии, мы считаем необходимым, прежде всего, прояснить взаимоотношения между этими двумя науками.
Психология органично связана с педагогикой, между ними существует несколько «узлов» связи
Основным узлом связи является предмет этих наук. Психология изучает законы психического развития человека. Педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, образование детей и взрослых — это не что иное, как целенаправленное изменение данной психики (например, мышления, действий). Поэтому их не могут проводить специалисты, не обладающие знаниями в области психологии.
Вторым узлом связи между двумя науками являются показатели и критерии обучения и воспитания личности. Степень прогресса знаний школьников регистрируется по изменениям в памяти, запасе знаний, умении использовать знания в практических целях, владении способами познавательной деятельности, скорости воспроизведения знаний, владении терминологией, способности переноса знаний в нестандартные ситуации и т.д. Воспитание, напротив, закрепляется в мотивированных действиях, системе сознательного и импульсивного поведения, стереотипах, деятельности и суждениях. Все это означает, что сдвиги в психике, мышлении и поведении учащихся являются симптомами успеха в воспитательной работе взрослых с детьми. Другими словами, результаты педагогической деятельности диагностируются по изменениям в психологических характеристиках учащихся.
Третий узел связи — методы исследования. Кросс-научная связь двух отраслей знания также имеет место в исследовательских методах образования и психологии. Многие инструменты психологической науки успешно служат задачам исследования образования (например, психометрика, парное сравнение, рейтинг, психологическое тестирование и т.д.).
Связь психологии образования со смежными науками, включая возрастную психологию, имеет двоякий характер. Она руководствуется методологией исследования, которая является «проекцией» общей психологической науки; использует данные, предоставленные возрастной психологией и другими науками. В то же время сама психология образования предоставляет данные не только для педагогической науки, но и для общей и возрастной психологии, промышленной психологии, нейропсихологии, патопсихологии и т.д.
В последнее время возрастная психология приобретает все большее значение как основа для психологии образования. Психология развития — это теория психического развития в процессе онтогенеза. Она изучает закономерности перехода от одного периода к другому на основе смены типов ведущей деятельности, изменения социальной ситуации развития и характера взаимодействия человека с другими людьми
Возраст характеризуется не соотношением отдельных психических функций, а специфическими задачами совладания с аспектами реальности, которые принимает и решает индивид, а также возрастными преобразованиями.
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Здесь темы рефератов по психологии
Читайте дополнительные лекции:
- Психологические особенности формирования самоотношения у подростков
- Психологические особенности молодой семьи
- Технологии дистанционного психологического консультирования
- Метод самонаблюдения — Развитие метода интроспекции (самонаблюдения)
- Развитие мышления
- Психодиагностика. Психологический диагноз и прогноз
- Жан Пиаже, швейцарский психолог
- Методы параметрической статистики
- Психология подростка
- Психология экстремальных ситуаций и состояний
Структура психологии образования
Структура психологии образования состоит из трех разделов:
- Психология обучения;
- Психология образования;
- Психология учителя.
1.Предметом психологии обучения является развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения. Таким образом, раскрывается психологическая сущность процесса обучения. Исследования в этой области направлены на выявление:
- взаимосвязь внешних и внутренних факторов, обуславливающих различия в познавательной деятельности в условиях разных дидактических систем;
- корреляция между мотивационным и интеллектуальным планами обучения;
- способы управления процессами обучения и развития ребенка;
- психолого-педагогические критерии эффективности обучения и т.д.
Психология обучения в первую очередь изучает процесс приобретения знаний и соответствующих навыков. Его задача — выявить природу этого процесса, его особенности и качественно уникальные этапы, условия и критерии его успешного протекания. Особой задачей психологии образования является разработка методов диагностики уровня и качества обучения.
Исследования самого процесса обучения, проведенные с точки зрения принципов отечественной психологии, показали, что процесс усвоения — это выполнение человеком определенных действий или деятельности. Знания всегда усваиваются как элементы этих действий, а умения и навыки имеют место в доведении усвоенных действий до определенных показателей по некоторым их свойствам.
Обучение — это система специальных действий, необходимых для прохождения учащимися основных этапов процесса усвоения. Действия, составляющие деятельность обучения, усваиваются по тем же законам, что и любые другие (И.И. Ильясов, 1986;).
Большинство исследований по психологии обучения направлены на выявление закономерностей формирования и функционирования познавательной деятельности в условиях действующей системы обучения. В частности, накоплен богатый экспериментальный материал, выявляющий типичные дефициты в усвоении различных научных понятий учащимися средней школы. Также изучалась роль жизненного опыта студентов и характера представленного учебного материала в усвоении знаний.
В 70-х годах XX века психология образования все чаще стала использовать другой путь: изучение закономерностей формирования знаний и познавательной деятельности в целом в условиях специально организованного обучения. Исследования показали, что управление процессом обучения существенно меняет ход усвоения знаний и навыков
Проведенное исследование важно для поиска наиболее оптимальных способов обучения и выявления условий для эффективного умственного развития учащихся
Психология образования также изучает зависимость усвоения знаний, навыков, умений, формирования различных качеств личности от индивидуальных особенностей учащихся (Нурминский И.И. и др., 1991;).
В отечественной педагогической психологии были созданы такие теории обучения, как ассоциативно-рефлекторная теория, теория поэтапного формирования умственных действий и др. Среди западных теорий обучения наибольшее распространение получила бихевиористская теория (1. http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-podjun.html; см. Лаборатория по изучению психического развития в подростковом и юношеском возрасте;
- объектом психологии образования является развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка и детского коллектива. Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоения моральных норм и принципов, формирования мировоззрения и убеждений и т.д. в условиях учебной и воспитательной работы в школе. Исследования в этой области направлены на изучение:
содержание мотивационной сферы личности студента, его направленность, ценностные ориентации, нравственные установки;
Психолого-педагогические основы обучения в вузе
При организации обучения в высшей школе учитываются параметра интеллектуального развития студента. Его мышление неразрывно связано с интеллектуальной деятельностью. Однако, оно не является единственным фактором психологического развития, оказывающим воздействие на умственные процессы. Также, в расчет берутся:
Внимание студента. Оно имеет свои особенности проявления в конкретных психических процессах: заучивание, обдумывание, построение логических рассуждений
Каждый человек имеет свои особенности внимания и развивает его, исходя из них;
Восприятие студента. Оно отражает операции психики, реализуемые в ходе решения интеллектуальных задач. Происходит отнесение объекта к конкретному типу. Восприятие формируется в процессе познавательной деятельности. К периоду обучения в высшей школе оно находится на достаточно высоком уровне развития;
Память студента. В период обучения в вузе, память студента развита достаточно хорошо. Преобладает произвольная память т.е. студент может запоминать то, что требуется и сохранять эту информацию в течение длительного времени. Развитость памяти определяется уровнем общего интеллектуального развития конкретной личности;
Чувственное познание. Она отражает развитость ощущений и восприятий;
Культура интеллектуальной деятельности. Она формируется поэтапно и требует использования определенной методики обучения студентов высшей школы: мотивация к познанию, формирование установок к деятельности, формирование навыков материализованных действий, развитие научно-профессионального и эвристического мышления.
Психолого-педагогические основы обучения в начальной школе
Образовательная программа начальной школы строится на основе психологических параметров развития учащихся данной возрастной группы.
Методика обучения на начальном этапе строится на основании учета следующих факторов:
- Требования социальной среды к компетентности учащегося, завершившего этап начального школьного обучения. Учащиеся должны владеть системой знаний определенного уровня, основами познавательной деятельности и общим культурным развитием, социальными навыками. Для этого вводятся конкретные учебные дисциплины, знакомящие учащихся с устройством мира, культурой и историей, дающие математические знания и навыки их практического применения, а также знания родного языка и навыки его использования в общении, обучении и т.д.
- Ориентация на личностное развитие учащегося, обуславливающая использование активных методов обучения, направленных на реализацию деятельностного подхода начального образования. Они способствуют формированию самостоятельной, творческой личности, в опоре на жизненный опыт учащихся. Используются игровые и проектные методы обучения, а также технология проблемного обучения.
- Реализация системно-деятельностного подхода в образовании. Он связан с формированием психологической сферы учащегося, посредством преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю потребность. Начальное образование опирается на принцип саморазвития, индивидуального подхода и активности в обучении.
- Опора на принцип научности образовательной программы. Образование опирается на предоставление учащимся начальной школы научных знаний об окружающем мире и его законах.
- Развитие научно-творческих способностей – приоритетное направление обучения. Обучение должно не просто давать знания и навыки деятельности, но и способствовать развитию у учащихся самостоятельности, мышления и логики, закладывать основы интеллектуального роста.
Проблемы психологии образования
Психология образования имеет ряд проблем, теоретическая и практическая значимость которых оправдывает выделение и существование этой области знаний. Давайте рассмотрим и обсудим некоторые из них.
- проблема взаимосвязи между обучением и развитием. Одной из важнейших проблем психологии образования является проблема взаимосвязи между обучением и психическим развитием.
Рассматриваемая проблема вытекает из общенаучной проблемы — проблемы соотношения биологического и социального в человеке или как проблема генотипической и средовой обусловленности психики и поведения человека. Проблема генетических истоков психологии и поведения человека является одной из самых важных в психологической и педагогической науках. Ведь от его правильного решения зависит принципиальное решение вопроса о возможностях обучения и воспитания детей и людей вообще.
Согласно современным научным данным, практически невозможно воздействовать на генетический аппарат непосредственно через обучение и воспитание; таким образом, то, что заложено генетически, не может быть перевоспитано. С другой стороны, обучение и воспитание сами по себе обладают огромным потенциалом в плане психического развития личности, даже если они не затрагивают сам генотип и не оказывают влияния на органические процессы. В отечественной психологии эта проблема была впервые сформулирована Л.С. Выготским в начале 1930-х годов.
Он подчеркнул ведущую роль обучения в развитии и заявил, что обучение должно предшествовать развитию и быть источником нового развития.
Однако это вызывает ряд вопросов:
- Как обучение и фасилитация ведут к развитию?
- Является ли все обучение развивающим или только проблемное и так называемое развивающее обучение?
- Как связаны биологическое созревание, обучение и развитие?
Влияет ли обучение на взросление, и если да, то в какой степени это влияние затрагивает фундаментальный вопрос о взаимосвязи между обучением и развитием?
- проблема взаимосвязи между обучением и воспитанием. Еще одна проблема, тесно связанная с предыдущей, — это проблема соотношения обучения и образования. Процессы обучения и воспитания в подразделении представляют собой педагогический процесс, целью которого является воспитание, развитие и формирование личности. И то, и другое происходит, по сути, во взаимодействии учителя и ученика, преподавателя и студента, взрослого и ребенка, находящихся в определенных жизненных обстоятельствах, в определенной среде.
Круг рассматриваемой проблемы включает в себя ряд вопросов:
- Как эти процессы переплетаются и взаимопроникают?
- Как различные виды деятельности влияют на обучение и воспитание?
- Каковы психологические механизмы усвоения знаний, формирования навыков, умений и усвоения социальных норм, стандартов поведения?
- Каковы различия педагогического влияния в обучении и воспитании?
Как непосредственно происходит процесс обучения и процесс воспитания? Эти и многие другие вопросы составляют суть проблемы, которую необходимо рассмотреть