Педагогика эпохи Возрождения
Педагогическая мысль дальнейшее развитие получила в эпоху Возрождения. Философы и педагоги этого времени выдвигали множество интересных и прогрессивных педагогических идей. Они резко критиковали, процветавшие в то время в обучении, схоластику и механическое зазубривание, выступали за гуманизацию отношений с детьми и за освобождение человеческой личности от религиозного аскетизма.
Замечание 2
Как отдельная наука педагогика была выделена из блока философских знаний в начале 17 века английским философом Ф. Бэконом. В этот же период статус педагогики был закреплен трудами чешского педагога Я.Коменского. Коменский создал четко выстроенную педагогическую систему, с прогрессивным содержанием и актуальную до сегодняшнего дня. Метод обучения, предлагаемый Коменским, призван не отвращать детей от занятий, а возбуждать в них радость от овладения знаниями. Им была выдвинута идея непрерывности образования. Коменский большую значимость придавал нравственному воспитанию. Для совершенствования обучения он первым применил принцип наглядного обучения.
Следует отметить, что идеи и теории педагога-провидца Я. Коменского актуальны и полезны и сегодня.
Вслед за Коменским в западноевропейской педагогике появляются имена англичанина Дж. Локка, француза Ж.-Ж. Руссо, швейцарца И. Г. Песталоцци, немцев И.Гербарта и А.Дистервега.
Локк уделял много внимания психологическим основам воспитания и нравственному воспитанию личности. Он отрицал наличие врожденных качеств у детей, и уподоблял их «чистой доске».
Руссо в противоположность Локку, признавал природное совершенство детей. Воспитание, по его мнению, не должно вмешиваться в развитие совершенства и необходимо предоставлять детям полную свободу, учитывая их склонности и интересы. Данные идеи Руссо положили в педагогической науке начало теории «свободного воспитания» и педоцентризма.
Ж.-Ж. Руссо ($1712—1778$) изложил педагогические воззрения в книге “Эмиль, или О воспитании”. Философ критикует книжный характер обучения, оторванный от жизни, предлагает учить тому, что ребенку интересно, чтобы ребенок был сам активен в процессе его обучения и воспитания, надо доверять ему его самовоспитание. Ж.-Ж. Руссо был поборником развития у детей самостоятельного мышления, настаивая на активизации обучения, сто связи с жизнью, с личностным опытом ребенка, особое значение придавал трудовому воспитанию.
Идеи Руссо продолжил развивать швейцарский педагог И. Г. Песталоцци, утверждающий, что главная цель обучения заключается в развитии человечности и в гармоническом развитии способностей человека. Основная заслуга Песталоцци в том, что он стал одним из создателей дидактики начального обучения. Песталоцци разработал методики обучения счету, речи, расширил элементарные сведения обучения за счет включения в него сведений из геометрии и географии, рисование, пение, гимнастику.
С $XVIII$ века активно начинает проводиться профессиональная подготовка учителей.
Средневековье и Новое время
После упадка и исчезновения античной цивилизации и начала эпохи Средних веков право воспитывать и заниматься образованием подрастающего поколения почти полностью перешло к церкви.
В ранний европейский средневековый период (V—X вв.) преобладали приходские школы, в том числе монастырские. Здесь готовились священники начальных рангов
Монастыри, созданию и развитию которых уделяла особое внимание католическая церковь, имели библиотеки, состоящие в основном из книг на латинском языке. Именно в монастырских библиотеках сохранились дошедшие до Нового времени экземпляры произведений античных авторов.
Тёмные века
Обученные в монастырских школах монахи очень часто являлись единственными грамотными людьми во всей округе. Они были обязаны уметь читать и писать, так как переписывание содержания Священного Писания, духовных стихов и других хранящихся в монастырях книг считалось богоугодным делом. Кроме обучения грамоте будущих священнослужителей учили пению и нотам, что было необходимо для распевания псалмов.
Монастырские школы не были средоточием гуманизма. Учебный процесс здесь, как и в школах Древнего Вавилона, сопровождался тумаками, подзатыльниками, а то и ударами палкой от недовольного наставника. Лучшие ученики, особенно при кафедральных соборах, могли начать изучать «семь свободных искусств», в число которых входили:
- грамматика;
- риторика;
- диалектика;
- арифметика;
- астрономия;
- геометрия;
- музыка.
Учёба в школах раннего Средневековья была построена на индивидуальном подходе к каждому ученику. Специально написанных для школьников универсальных учебников тогда не было, каждый учился в свойственном ему природном темпе усвоения новой информации. Уравнительный метод классно-урочной учебной системы был ещё в далёком будущем.
Образование в Средние века не исчерпывалось только духовно-церковным воспитанием. Разные общественные слои и системы обучения имели соответствующие им места в социальной иерархии. Дети феодалов, к примеру, могли обучаться по принципам «рыцарского воспитания», в которое входили «семь добродетелей». Будущий рыцарь должен был быть:
- хорошим всадником;
- метальщиком копья;
- искусным фехтовальщиком;
- умелым охотником;
- отличным пловцом;
- хорошим игроком в шашки;
- поэтом и музыкантом, чтобы уметь писать и петь под музыку стихи для «дамы сердца».
Цель такого воспитания состояла в выработке навыков наилучшим образом исполнять свои социальные функции, главная из которых — участие в войнах. Читать и писать хорошо владеющий мечом рыцарь был не обязан, при необходимости подпись под важным документом делал уполномоченный на это монах. Неграмотными были даже многие европейские короли.
Ведущим педагогическим принципом общества феодализма было воспитание в людях стремления целиком подчиниться идее достижения божественного благочестия, которое могло, согласно тогдашнему религиозному мировоззрению, быть осуществлено через аскетизм, умерщвление плоти и духовное смирение. Об идее античности, в соответствии с которой человек должен быть всесторонне развитой личностью, в эпоху Средневековья забыли, что стало характерным признаком того времени.
Эпоха Возрождения
Возрождение, которое пришло на смену Средневековью, явило миру писателей и философов, активно критиковавших схоластические методы обучения, преобладавшие в педагогике той поры, и выступавших за развитие свободной личности. Педагоги этой поры начинают стимулировать живой интерес учеников к знанию, пытаясь превратить учёбу в увлекательное занятие.
Самым ярким представителем педагогики Возрождения является Я. Коменский, живший в 1592—1670 гг. Он высказывал много прогрессивных для того времени мыслей, например, идею всеобщего обучения без разделения людей на сословия и классы, а также преподавания на родном языке, а не на латыни, что в то время повсюду было правилом. Именно Я. Коменский является основоположником классно-урочной системы организации учёбы.
Восточные истоки науки о воспитании
Зарождение педагогической мысли в Древнем мире как системы универсальных взглядов на воспитание подрастающих поколений началось сразу же после появления первых государств в истории человечества — Шумера, Вавилона, Ассирии, Индии, Китая и других очагов зарождавшейся всепланетной цивилизации. Сначала это были отдельные разрозненные идеи и взгляды. Постепенно систематизируясь, они формировали теоретические положения, обеспечившие в дальнейшем становление и развитие педагогики как науки.
Обобщённый жизненный опыт взрослые передавали детям задолго до возникновения первых народов и цивилизаций. Уже в первобытных сообществах обогащённые жизненным опытом родители учили отпрысков различным занятиям, которыми им предстояло заниматься в дальнейшей жизни:
- приготовлению пищи;
- охоте;
- собирательству.
С зарождением первых цивилизаций и возникновением письменности большое значение приобретает обучение грамоте, то есть письму и чтению. Это общее для всех жителей страны знание способствовало их объединению в единый социальный организм. Необходимость в таком обучении сыграла большую роль в возникновении и становлении педагогики. Учебные заведения, напоминающие современные школы, были в храмах и дворцах правителей Древнего Востока.
Уже в древних цивилизация Востока существовали узкоспециализированные заведения. В храмовых школах обучали будущих жрецов, из дворцовых выходили чиновники, из военных — будущие офицеры.
Школьные заведения Вавилонского царства изучены лучше всего. Специализировались они на освоении:
- права;
- медицины;
- астрологии и других учебных предметов.
Обучались в них десять лет. Стоило обучение очень дорого, поэтому было доступно лишь детям высокопоставленных чиновников и богатых торговцев. Занятия проходили весь день, за проступки учащиеся подвергались телесным наказаниям.
Вместо введения
Социум постоянно прилагает все усилия к тому, чтобы те знания, навыки, умения и опыт, который он накопил на определённый момент времени и к определённому моменту развития, осваивало новое поколение посредством наиболее эффективных и плодотворных способов. Эту цель преследуют и обучение, и образовательные системы, представляя собой стратегически выстроенные процессы снабжения людей информацией, которая отражает накопленный и обобщённый человечеством опыт.
Задачей дидактики на любом этапе её развития в истории являлось определение содержания образования новых поколений, изыскание самых эффективных способов вооружения их актуальными знаниями, навыками и умениями, а также определение закономерностей данного процесса. Однако если учесть тот факт, что образовательный процесс непосредственно связан с процессом воспитания, главным образом, нравственного и умственного, можно сказать, что дидактика является теорией не только обучения и образования, но ещё и воспитания. И прежде всего сюда можно отнести формирование мировоззрения получающих образование людей.
На данный момент времени предмет дидактики состоит в процессе обучения и образования в общем и целом, другими словами, в содержании образования, которое реализуется учебными планами и программами, средствами и методами, учебниками, организационными формами, воспитательными элементами и условиями, благоприятно сказывающимися на активном и творческом труде и умственном развития обучающихся.
Наравне с педагогикой, дидактика прошла путь исторического развития, в процессе которого выполняла задачи, возникавшие перед образовательными учреждениями на каждой отдельной стадии социального развития. Развитие различных научных направлений, изменения в области торговли, производства, технологий и т.д. оказывали прямое воздействие на развитие образовательной сферы, отражающей особую форму деятельности человека в эпоху Древности и Средневековья. Со временем это привело к появлению самой теории обучения. Произошло это в XVII веке, когда был написан серьёзнейший труд «Великая дидактика», автором которого был Ян Коменский – именно он впервые поставил перед человечеством задачу «учить всех всему», а также изложил принципы и правила обучения детей.
История отечественной педагогики
Идеи воспитания активно разрабатывались и в российской педагогике. Еще в $1030$ году была открыта школа на триста детей в Новгороде.
Большая работа в области педагогики была проделана С. Полоцким. В $1664$ году он открыл в Москве при Спасском монастыре школу славяно-греко-латинского языка. Полоцкий обучал царевичей Алексея, Федора, царевну Софью. Под его строгим наблюдением воспитывался и Петр I. Полоцкий относил к основным факторам воспитания пример родителей, педагогов, окружающую среду.
В развитие российской педагогики значительный вклад внес М. В. Ломоносов. Им были созданы такие учебники, как «Риторика» и «Российская грамматика».
Заметный след оставил Н. И. Новиков в российской педагогике. Он считал необходимым воспитывать у детей уважение к трудовой деятельности, доброжелательность и сострадание.
Интересные педагогические идеи выдвигались Л. Н. Толстым, организовавшим в своем имении Ясная Поляна начальную школу для крестьянских детей, где реализовывал свой авторский подход к обучению и воспитанию
При этом, большое внимание, обращая на развитие у детей творческой самостоятельности. Он стремился воплотить теорию «свободного воспитания» и создал учебник «Азбука» для начальной школы
Комплексную, единую дидактическую систему разработал педагог К. Ушинский. Центром его педагогической системы стали демократизация образования, народность воспитания, признание творческой силы трудового народа и его прав на получение образования. Цель воспитания он видел в формировании активной, творческой личности, подготовке человека к труду, как высшей форме человеческой деятельности.
Замечание 3
Педагогические идеи $XX$ века в СССР имели свою динамику развития. Школа была ориентирована преимущественно на образование информационного типа, которое продуцирует знания, умения и навыки. При помощи образования решались различные социальные проблемы: обучение всех граждан страны грамоте, повышение степени образованности населения, подготовка профессионалов для различных отраслей производства и культуры. Школа выполняла социальный заказ – воспитание человека определенного типа, наблюдалась идеологизация воспитательной и учебной деятельности.
Структура педагогики
Категориальный строй П. и её наиболее общие, не зависящие от возраста и иных особенностей обучаемых и воспитанников законы и закономерности определяет общая П. В её рамках оформились и активно развиваются как самостоят. отрасли педагогич. знания дидактика, теория и методика воспитания, теория образования, история П. и образования, методология П. и педагогич. исследований.
Особое место занимает возрастная П., изучающая закономерности, принципы, методы и формы организации обучения, воспитания и образования людей на разл. этапах возрастного развития. Она подразделяется на дошкольную педагогику, П. школы, П. проф. образования (начального, среднего, высшего и послевузовского), андрагогику (см. Образование взрослых). Широкое развитие получила специальная (коррекционная) П. (см. в ст. Дефектология). Вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих занимается сурдопедагогика, слепых – тифлопедагогика, людей с проблемами умственного развития – олигофренопедагогика.
Одна из важнейших и обширных областей совр. П. – социальная педагогика, исследующая проблемы обучения, воспитания (в т. ч. и перевоспитания) и образования в разных странах, социальных группах и институтах непедагогич. профиля. В её структуре выделились такие отрасли, как сравнительная педагогика, семейная педагогика, этнопедагогика, П. детских и юношеских организаций, пенитенциарная педагогика, П. социально-культурной деятельности, музейная П., спортивная П. и П. дополнит. образования.
Проф. П. исследует особенности проф. самообразования и саморазвития, методы и формы повышения проф. квалификации, педагогич. условия и средства проф. роста специалистов разного профиля, уровня развития, культуры и образования. В предметном поле этой отрасли педагогич. науки получили развитие: военная П.; производственная П. как непрерывное образование специалиста, в т. ч. и в условиях проф. деятельности; акмеология; образовательный менеджмент; П. творчества.
Педагогическая мысль древности
Воспитательная деятельность под влиянием изменяемых общественных условий постоянно трансформировалась и совершенствовалась. В дородовом обществе, а также при родовом строе усвоение детьми производственного и морального опыта осуществлялось в процессе трудовой деятельности и общения со старшим поколением. Тогда опыт был достаточно простым и воспитание, поэтому не являлось специфической областью профессиональной деятельности. В то время отсутствовали специальные воспитательные учреждения и люди, занимающиеся педагогической деятельностью.
Замечание 1
Первое упоминание о школе зафиксировано в Древнем Египте за 2.5 тысячи лет до н.э. В этой школе обучением детей занимались жрецы, а чаще детей обучали родители или другие члены семьи.
Постепенно воспитание становится самостоятельной общественной функцией и появляется необходимость обобщения накопленного опыта воспитательной деятельности. В трудах Фалеса из Милета, Гераклита, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура содержалось множество интересных мыслей, связанных с вопросами воспитания. В Древней Греции сложился термин педагогика, закрепившийся в качестве наименования науки о воспитании. От туда же произошли другие педагогические термины, в частности школа, гимназия.
Родоначальником древнегреческой педагогики считается Сократ. Он обучал ведению диалога и полемике, развивал логическое мышление. Сократ провоцировал учеников последовательно развивать спорную мысль и подводил их к осознанию абсурдности исходного утверждения, а далее направлял их в сторону правильных выводов. Такой метод обучения в поиске истины получил название «сократовского». Основа метода – вопросно-ответная система обучения, суть которой заключается в обучении логическому мышлению.
Философ Платон создал собственную школу – Платоновскую академию. Педагогическая теория Платона выражала идею, что познание должно нести радость.
Философ Аристотель, также основал свою перипатетическую школу. В этой школе преподавалась прежде всего общая культура человека. Аристотель ввел в педагогику понятие возрастных периодов, считал воспитание средством укрепления государства и говорил, что школы должны контролироваться государством и все граждане страны должны получать равное воспитание. Общественное и семейное воспитание он считал частями целого. Огромную роль Аристотель отводил нравственному воспитанию.
Трансформация учения Коменского
Коменский внёс в историю педагогики неоценимый вклад, заключающийся в раскрытии двух сторон обучения – объективной, включающей законы педагогики, и субъективной, включающей практическое применение этих законов. Так и было положено начало дидактике и искусству преподавательской деятельности.
Воздействие идей дидактики Коменского оказало огромное влияние на образование в странах Европы, но на практике в эпоху Средневековья в обществе преобладали устоявшиеся традиции, согласно которым особенно ценились исполнительность и покорность, а собственная инициатива учащегося, во-первых, не поощрялась, а, во-вторых, служила отражением его «греховности». По этой причине и сама дидактика была принята не в полной мере.
С развитием общества одни социальные явления сменялись новыми, и идеи Коменского либо становились частью каких-то других, либо дополнялись ими. По причине появления всё новых проблем в сфере образования, появились новые теории, где за основу взяты совершенно разные факторы и концепции. Однако, только зная основы учения Коменского, можно понять и проследить изменения, произошедшие в этой области.
Античный период
Термин «педагог» впервые появляется в старинных документах периода античности. Начал применяться он эллинами (древними греками) и обозначал специального раба, который сопровождал хозяйских сыновей по дороге в школу, являясь их охраной. Кроме того, такой человек должен был обучать своих подопечных элементарной грамоте перед их поступлением на учёбу.
Позднее этот обычай и термин позаимствовали у греков римляне периода поздней республики. Педагог являлся неизменным наставником молодого римлянина до наступления дня его совершеннолетия. Своё мнение о воспитании имели многие великие личности античной Греции:
- Аристотель;
- Сократ;
- Платон.
Считается, что первым профессиональным учителем и классиком гуманной педагогики являлся римлянин Марк Фабий Квинтилиан. По его мнению, педагог должен быть не только хорошо образован, но и любить своих учеников, относиться к ним с уважением.
Педагогическая система Коменского
Педагогическая система Коменского представляет собой «строгую» педагогику, подразумевающую отношение к учащемуся, как к существу ответственному, деятельному и сознательному как в мыслях, так и в поступках. Деятельность педагога в этой системе рассматривается как сложнейшее искусство развития человеческого в человеке. Система Коменского светится оптимизмом и верой в человеческий потенциал, потенциал воспитания, «объединение людей великодушных, мужественных, возвышенных». Задачи воспитания связывались Коменским с прямым обращением к внутреннему миру человека и воспитанием в нём духовного, а отношение к знаниям, как к ценности – ещё одна неотъемлемая черта его системы.
Каждая последующая возрастная ступень есть повод к введению новых теологических и этических правил и норм поведения, предназначенных для одухотворения внутренней жизни ученика отношением, как к ценности не только к знаниям, но и к себе и к окружающим людям. Гуманная личность, по мнению учёного, должна обладать рядом «кардинальных добродетелей», прослеживающихся в средневековой христианской этике и уходящих корнями к философии Платона: справедливостью, мужеством, умеренностью и мудростью.
Стремясь развить и возвысить духовность в людях, Коменский старался сформировать нравственность и благочестие, как постоянную активную духовную жизнь и практическую работу человека. Исходя из этого, педагогическая система предстаёт как гуманистическая модель образовательного процесса, направленного на целенаправленное ценностное и целостное развитие естественных сил и потенциала развивающегося индивидуума.
Реализуется эта цель посредством организации жизни учеников в здоровой с точки зрения нравственности, богатой духовно, и постоянно стимулирующей всестороннее развитие среде, где человека окружают разнообразные виды деятельности, которые способствуют природосообразному развитию способностей и всего человеческого; в среде, где преобладают гуманные отношения между учениками и учениками, между учениками и педагогами, благодаря чему задачи и цели образовательного процесса становятся собственными задачами и целями учеников, а процесс воспитания трансформируется в процесс самовоспитания.
Результатом же всего педагогического процесса будет достижение учеником высокого уровня личностного развития, включающего и самоопределение, и самосознание, и способности и потребности к продолжению саморазвития, самовоспитания и самообразования. Свобода, которой отличается развитие личности ученика, обеспечивается одинаковыми для всех возможностями саморазвития и педагогическим влиянием, исключающим «насилие» в какой бы то ни было форме. Эту модель можно проследить в самых эффективных педагогических системах прошлого. Кроме того, она достаточно гармонично интегрируется и в современные системы образования, по причине чего открытия Каменского можно смело назвать универсальными.
Но современные образовательные системы мы рассмотрим чуть позже, а пока скажем несколько слов о дидактических принципах Коменского.
Принципы дидактики Коменского
Ян Коменский – человек, который впервые за всю историю дидактики сказал людям о важности использования в обучении принципов и обозначил их:
Принцип сознательности и активности – согласно ему, обучение должно быть таким, чтобы ученики усваивали знания не при помощи механических заданий или заучивания, т.е. пассивно, а активно, с максимальной вовлечённостью и осознанностью. Если нет сознательности, то и обучение будет только догматическим, а в знаниях будут господствовать формальности;
Принцип наглядности обучения – здесь предполагается то, что ученики должны усваивать знания через непосредственные наблюдения предметов и явлений, через их восприятие своими органами чувств. Данное правило Коменский называл «золотым»;
Принцип постепенности и систематичности знаний.
Чтобы этот принцип был надлежащим образом соблюдён, Каменский приводит некоторые правила:
- Информация должна распределяться так, чтобы конкретные учебные задачи были поставлены на каждый учебный час, день, месяц и год. Они также должны быть тщательно продуманы педагогом и осознаны учеником;
- Решение всех учебных задач должно быть распределено с учётом возрастных характеристик, а значит, должно соответствовать задачам каждого отдельного класса;
- Каждый предмет должен преподаваться до того момента, пока не будет освоен учеником целиком и полностью;
- Занятия должны составляться так, чтобы основой любого текущего материала был предшествующий, а последующий его закреплял;
- Обучение необходимо выстраивать от общего к частному, от простого к сложному, от близкого к отдалённому, от известного к неизвестному.
Такая последовательность, по словам Коменского, должна быть соблюдена везде, а понимание вещей умом должно переходить от исторического к разумному, и уже после – к применению всего узнанного.
Принцип упражнений и прочного овладения навыками – говорит о том, что показателем того, насколько знания и навыки являются полноценными, являются только систематически осуществляемые упражнения и их повторения.
Есть также и ряд требований, разработанных Коменским для последнего принципа:
- Любые правила в обязательном порядке должны служить поддержанию и закреплению практики;
- Ученикам надлежит делать не то, что приносит им удовольствие, а то, что гласят законы и на что указывают педагоги;
- Для упражнений ума должны быть созданы специальные уроки, берущие за основу систему Каменского;
- Любую задачу следует изначально проиллюстрировать и объяснить, затем нужно убедиться в том, поняли ли её ученики, и как они её поняли. Рекомендуется устраивать повторения по прошествии недели.
Все эти положения говорят нам о том, что усвоение знаний Коменский сопоставляет с задачей полного и сознательного исследования материала. Возможно, именно поэтому педагогические положения этого выдающегося человека даже в наше время остаются значимыми как в теории, так и на практике.
Двадцатое столетие
С начала XX ст. до середины века в Европе постепенно складывалась современная структура образования, которая делится на начальную, среднюю и высшую. В каждой стране она имеет свои особенности, которые вначале довольно жёстко разделяли учащихся по уровню умственных способностей. Для учеников, не сумевших по окончании начальной школы пройти отбор через специальные интеллектуальные тесты, была навсегда закрыта возможность получения высшего образования.
Со второй половины столетия критика теории интеллектуальных способностей заставила частично реформировать систему. Теперь во многих странах практикуются школы смешанных типов, где в результате совместного обучения учащихся гуманитарного, технического и естественно-математического направлений результаты выпускных тестов намного меньше влияют на судьбу ученика.
Педагогика в нашей стране
История развития педагогики в России берёт начало в Киевской Руси, образцом для которой была византийская образовательная традиция. Центром «книжности», как и в раннефеодальной Западной Европе, были монастыри. Киевскими князьями, которые сами являлись очень образованными людьми, поощрялась учёность среди широких народных слоёв. В монастырских школах наравне с мальчиками учились и девочки, чего не было на Западе. Население Киевской Руси было в массе своей намного образованней европейского, причём воспитывались дети в семье, а также наставниками — монахами-книжниками и приходскими священниками.
Позже, уже в Московском княжестве, особую роль стал играть свод правил поведения «Домострой». Содержание его известно своей суровостью, но одновременно и призывом любить детей и заботиться о них. Во время правления Петра I в Российской империи открываются учебные заведения, которые позже становятся известны и за её пределами:
- Киево-Могилянская академия.
- Славяно-греко-латинская академия.
- Школа навигационных и математических наук.
Деятельность выдающегося русского педагога Ушинского положила начало самобытной отечественной педагогической науке. Он первым создал по-настоящему народную школу. Все вопросы, возникаюшие в процессе воспитания, он призывал решать, руководствуясь народными интересами. Девизом Ушинского был фраза: «Сделай как можно больше пользы своему Отечеству». Им была обоснована необходимость системной подготовки педагогических кадров как важнейшей части педагогики. Физическая работа и умственный труд считались Ушинским равноценными составляющими жизни, одинаково необходимыми гармонично развитому человеку.
Советское время выдвинуло новые требования к педагогической науке, в основе которых было воспитание коллективизма. Наиболее известным представителем педагогической науки, занимавшимся этой проблемой, стал А. Макаренко.
После Второй мировой войны разрабатывает практическое направление нравственного и трудового воспитания в детском коллективе В. Сухомлинский. Приблизительно в это же время появляется «педагогика сотрудничества», в основу которой легли индивидуальные способности детей, следствием чего является их неподдельный интерес к учёбе.
«Семь свободных искусств»
«Семь свободных искусств» включали в себя грамматику, диалектику (логику), риторику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Коменский, как мы уже сказали, дополнял их основами современных на то время наук. Целиком и полностью содержание общего образования было обращено к человеку, чтобы сделать его мировосприятие целостным, а стремления говорить, действовать, уметь и знать находились в гармонии.
Если обратиться к процессуальной стороне обучения, то у Коменского она выражена поиском природосообразного метода, ориентированного на мотивацию ученика, разноплановую работу его интеллекта, его целостную личность и «естественное знание», вопреки «книжной учёности», взятой учеником при помощи памяти и напряжённой воли.
Духовный мир Яна Коменского был очень сложным и уникальным комплексом воззрений эпох Античности и Ренессанса, протестантизма и католической теологии, естественнонаучного и современного для него гуманитарного знания. Ян Коменский сумел обосновать гуманистическую и демократическую идею всечеловеческого воспитания, на протяжении нескольких веков остававшуюся основополагающей среди людей, для которых всеобщее образование было правом всех людей.
Ян Коменский
Ян Амос Коменский (1592-1671 гг.) — педагог-гуманист чешского происхождения, общественный деятель и писатель, епископ Чешскобратской церкви, человек, систематизировавший и популяризовавший классно-урочную систему образования, и создатель научной педагогики. В течение своей жизни он занимался педагогикой во многих европейских странах (Венгрии, Чехии, Польше и других), а также составлял учебники для Швеции, по которым впоследствии учились во множестве разных стран, благодаря чему получил известность ещё при жизни.
Взгляд Коменского на педагогику
Основной особенностью педагогических взглядов Яна Коменского являлось то, что именно воспитание представлялось им одной из главных предпосылок к установлению конструктивных, дружественных и справедливых отношений между отдельными людьми и целыми народами. Наряду с этим, учение Коменского пропитано гуманистическим подходом к человеку и обучению. Религиозное образование Коменского и образ его жизни отразились на всей созданной им системе образования.
Всё учение Коменского зиждется на принципах природосообразности, дидактики и семейной педагогики. Например, принцип природосообразности гласит, что развитию подлежит то, что уже «заложено в зародыше», и развивать это нужно изнутри, ожидая пока «созреют силы», избегая толкать природу в неверное русло – туда, куда она сама не стремится направиться. Поддерживая идею, что семена ума, благочестия и нравственности, а также стремление природы их развивать характерны для всех людей, Ян Коменский обозначал роль воспитания в «самом лёгком побуждении и некотором разумном руководстве» естественно протекающим процессом саморазвития учащегося.
Принцип природосообразности по праву считается главнейшим, и на основании его Коменский создал поистине уникальный и масштабный проект воспитания человека, длящегося с момента рождения до 24 лет. Универсальным и научно обоснованным этот проект учёный считал по причине соответствия педагогического процесса природе человека и его истинному предназначению на планете. Этот проект был направлен на «обучение всех всему», иначе говоря, на рациональное создание «массовой школы». Важнейшим элементом этого проекта были и остаются по сей день этапы взросления человека.