Финансовая грамотность: зачем с раннего возраста обучать ребёнка обращению с деньгами. Мнение психолога
Как мы уже говорили выше, чем раньше ребёнок научится управлять своими деньгами, тем легче ему будет во взрослом возрасте.
Помимо этого есть ещё несколько преимуществ, которые даёт обучение финансовой грамотности:
→ Развивает навыки планирования бюджета и управления своими финансами. Это поможет ребёнку создать стабильную и успешную будущую жизнь.
→ Учит оценивать и анализировать стоимость вещей и услуг, а также понимать важность разумной экономии. Это развивает ответственность к своим деньгам — важный фактор в формировании здорового отношения с финансами
→ Развивает навыки решения проблем, креативности и инновационного мышления. Это может статьи хорошим подспорьем для будущего предпринимательства и успешной карьеры.
→ Это не просто ключевой навык для управления деньгами, но и важный компонент формирования культуры личности и способа мышления, который может оказать непосредственное влияние на будущее ребёнка.
Финансовая грамотность — навык, которым необходимо владеть не только детям, но и взрослым. Чем раньше ребёнок узнает цену деньгам и научится ответственно подходить к своим тратам, тем проще ему будет в будущем обходиться без помощи родителей, долгов и кредитов.
Младший и средний школьный возраст (7–12 лет)
С началом учебы в школе у ребенка резко меняется жизненный уклад: появляются постоянные обязанности, расширяется круг общения. Дети начинают выбирать себе близких друзей, формируют собственные представления о том, что такое хорошо и плохо, и уже достаточно здраво оценивают ситуации, в которых оказываются, пишет Людмила Петрановская.
Часто младшие школьники бывают очень любопытны, хотят все попробовать и узнать себя в самых разных областях. Именно в этот период они начинают перебирать секции, кружки и каждый раз по-новому отвечать на вопрос «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?».
Как учить финансовой грамотности
Поначалу лучше выделять деньги каждую неделю, потому что маленьким детям сложно долго ждать и планировать. Сумму на расходы стоит увеличивать вместе со взрослением ребенка, например с каждым годом давать на 100 рублей больше.
️ Научить копить. Для начала можно подарить ребенку красивую копилку и вместе придумать цель и стратегию накоплений. Например, первоклассник может откладывать по 50 рублей в неделю, чтобы к Новому году накопить на желанную игрушку.
️ Рассказать, что такое долги. Бывает, дети берут друг у друга деньги на спонтанные покупки. Разберите вместе, почему это может быть плохим решением и как правильнее поступить, если ребенок хочет купить что-то прямо сейчас, но у него нет денег. Или что делать, если кто-то просит оплатить покупку за него.
️ Разбираться в желаниях. В этом возрасте дети начинают повторять за сверстниками. Стоит проговорить, что финансовые возможности родителей не безграничны, а траты бывают нужные и те, которые можно отложить или пересмотреть.
Также не будет лишним задать вопросы: почему ребенок хочет, чтобы ему купили дорогую вещь, действительно ли она ему нужна или это возможность похвастаться перед одноклассниками.
Старшая школа (13–16 лет)
Подросток-старшеклассник стоит на границе между детством и взрослой жизнью. Самое время открыть первую банковскую карточку и положить на нее сумму на месяц. Скорее всего, первый месяц закончится куда раньше, чем должен. Один раз это можно простить. А вот если ситуация повторится, должны последовать штрафные санкции в виде лишения карманных средств.
Чтобы средства не уходили в пустоту, расскажите подростку о технике 5 конвертов, где средства на месяц делятся на несколько частей: по конверту на неделю и один дополнительный, с накоплениями.
Летом можно начать подрабатывать. Перед поисками первой работы обязательно обсудите с ребенком как не нарваться на мошенников, обсудить суть договорных отношений, необходимость их исполнения и неотвратимость санкций. Будут полезны и экскурсы в современную финансовую историю.
Как избежать ошибок
Если ребенок просит очередной «подарочек», согласитесь. Но уточните, что прямо сейчас денег на него нет. Вы уже распланировали бюджет, если начнете покупать игрушки и конфеты, не хватит средств на жизненно необходимые вещи. И тут же предложите альтернативное решение вопроса:
Давай отложим покупку на следующий месяц.
Наверняка ребенок о ней забудет. А если не забудет – значит, для него вещь действительно важна. Может, стоит купить?
Мы подарим тебе эту игрушку на Новый год или на день рождения.
А перед праздником еще раз обсудите покупку – вполне вероятно, что малыш уже переменил мнение.
Давай скопим нужную сумму.
Выдавайте ребенку каждый день или каждую неделю маленькую сумму. Пусть он сам убирает ее в копилку – а потом сам отдаст деньги продавцу. Это полезный опыт, который научит ребенка ждать и планировать расходы.
Может, найдем похожую вещь, но подешевле?
Когда речь идет о 110-м автомобильчике, имеет смысл купить не фирменную игрушку, а дешевую китайскую подделку? Если ребенок согласится, подберите подходящий вариант и объясните разницу, чтобы малыш понимал, почему эта вещь чуть хуже. И увяжите это с более низкой ценой.
Так вы научите ребенка добиваться цели, но не капризами, а планированием и разумным подходом к тратам.
Общие правила финансовой грамотности для детей
Финансовая грамотность — это умение распоряжаться финансами. Если родители не научили сына или дочь обращаться с деньгами, в будущем ребенок с большой вероятностью столкнется с непониманием экономических процессов, неумением жить в соответствии со своими доходами. «Обрастет» многочисленными кредитами и долгами, запутается в денежных отношениях.
Финансовая грамотность для детей должна включать в себя:
- понимание, откуда берутся деньги;
- знание, к чему могут привести неверные решения в отношение собственных средств;
- умение контролировать доходы и расходы, составлять бюджет;
- способность ориентироваться в экономической обстановке и жить по средствам;
- понимание принципов налогообложения.
Само собой, эти знания не должны «вываливаться» на детей сразу. Финансовая грамотность прививается поэтапно, в соответствии с возрастом и способностями ребенка. К моменту совершеннолетия у него должны сформироваться знания о деньгах, потребностях, товарах, домашнем бюджете и умение экономить. Итак, с чего начать?
Дошкольные финансовые игры
1. Сортировка денег
Это занятие развивает память, моторику, внимание и даже речь. Купюры и монеты можно раскладывать по цвету, размеру и номиналу
Если у вас есть старинные деньги или иностранная валюта, тоже включайте их в игру. Ещё можно в течение недолгого времени складывать деньги в коробку или в банку, а потом подсчитывать сумму. Во время игры расскажите, что деньги пришли к нам на смену натуральному обмену, став универсальным эквивалентом вещей.
2. «Размен». Когда деньги уже знакомы ребёнку, попросите его набрать нужную сумму разными купюрами или монетами. Например, пусть составит 50 рублей только из 5-рублевых монеток. И наоборот, можно предлагать разменивать ваши деньги на более мелкие. Играть можно даже на скорость.
3. «Магазин» / «Рынок» / «Купи-Продай» – простая популярная игра для маленьких детей. Это репетиция первых покупок с фантиками и наклейками для оплаты или даже с настоящими деньгами. Продавать можно что угодно: игрушки, сладости, книжки, одежду. Не забудьте повесить на товары ценники и периодически меняться в роли продавца и покупателя. Впоследствии игру можно усложнить: ограничивайте ребёнка в исходной сумме на покупки и задавайте список нужных товаров. Так малыш научится откладывать некоторые траты на потом и укладываться в бюджет.
4. «Профессии». Когда вы рассказали ребёнку о своей работе, полезно начать знакомить его и с другими видами труда. Подготовьте для игры карточки с разными рабочими инструментами. Пусть ребёнок определит, человеку какой профессии тот или иной предмет понадобится.
5. «Реклама» – хорошая игра для группы детей и развития их логических и коммуникативных навыков. Необходимо выставить несколько товаров на импровизированную витрину и убедить покупателей приобрести, всячески их прорекламировав и ответив на каверзные вопросы.
6. «Банк» – игра для знакомства ребёнка с банковской системой. Вы с ребёнком по сценарию играете роли кассира и посетителя. Задача – открыть вклад, положить деньги на счёт или даже взять кредит. Идеально, если перед игрой вы сходите вместе на экскурсию в банк.
Финансовая грамотность: способы, которые помогут научить ребёнка грамотно распоряжаться деньгами
Обучить ребёнка финансовой грамотности можно в любом возрасте. На своём примере, через карманные деньги или, например, с помощью книг и игр. Рассмотрим эти способы подробнее.
1. Покажите на собственном примере
Расскажите ребёнку, сколько вы зарабатываете, куда и как тратите деньги. Сходите вместе в магазин и покажите, какие продукты берёте и почему, как правильно относиться к скидкам и акциям. Если ведёте учёт бюджета, объясните ребёнку, зачем это делать, как это поможет сохранить и приумножить деньги.
2. Выдавайте карманные деньги осознанно
Не стоит каждый день давать маленькую сумму на булочку в школе или шоколадку. Так ребёнок только привыкнет, что за него всё решают другие, и не сможет самостоятельно разобраться в своих потребностях. А именно, что нужно купить и чего хочет конкретно он.
Ключевой смысл финансовой грамотности — научить ребёнка распределять деньги так, чтобы он мог закрывать свои потребности: в еде, одежде или отдыхе.
3. Выдавайте карманные деньги на неделю или месяц
Не стоит браться за кошелёк каждый раз, как только подросток просит деньги. Лучше вести еженедельный или ежемесячный семейный бюджет и выделять ребёнку определённую сумму.
Тогда подросток научится расставлять приоритеты и распределять свои средства так, чтобы их хватило на закрытие основных потребностей. Например, покупку проездного, оплату школьных обедов или маленькие радости.
4. Демонстрируйте ценность денег
В первое время подростки получают карманные деньги просто так. Но чем старше становится ребёнок, тем важнее доносить ему мысль: финансирование — это не безусловное право, а скорее возможность, которая во многом зависит от него самого.
Как вариант, можно ввести недельный заработок. Ребёнок будет получать дополнительную сумму к карманным расходам, например, за помощь по дому, хорошую успеваемость или прочитанную книгу.
5. Пользуйтесь книгами и играми по финансовой грамотности
Помимо вышеперечисленных способов можно пользоваться специальными книгами и играми, которые помогут в развлекательной форме научить ребёнка распоряжаться деньгами.
Подборка книг по финансовой грамотности:
- «Начинающий инвестор» Гейл Карлиц и Дэбби Хонинг.
- «Удивительные приключения в стране экономики» Игорь Липсиц.
- «Волшебный банкомат» Татьяна Попова.
- «Твой первый миллион» Джеймс Маккен.
Игры по финансовой грамотности:
- Для детей дошкольного возраста — настольные игры «Фиксиномика», «Игра в жизнь», «Денежный поток».
- Детям от 7 до 14 лет — финансовые ребусы, «Libertex», «Экономикус».
- Для подростков старше 14 лет — настольные игры «Монополия», «Стартап», «Биржевые игры».
С чего начать?
Для начала давайте разделим базовые финансовые знания на несколько групп. Это позволит структурировать информацию для удобства и понять, о чем с ребёнком ещё рано говорить, а о чём уже можно. Имейте в виду, что иногда уроки грамотности зависят не только от детского возраста, но и от степени интереса ребёнка, от его вовлечённости в семейный бюджет. К примеру, если школьник захотел найти подработку ещё в 14 лет, стоит рассказать ему больше об особенностях заработной платы и его финансовых правах на работе.
Итак, информацию можно распределить на следующие разделы:
1. Знания о деньгах: какими они бывают, как их считать и тратить, как экономить и защитить от хищения.
2. Знания о потребностях: как соотносить возможности и желания, какие потребности первичны, а какие – нет.
3. Знания о товарах: что такое покупка-продажа, от чего зависит стоимость вещей и скидка на них, как определить, что товар качественный и соответствует своей цене.
4. Знания о труде: какие бывают профессии, что является результатом труда, как и когда на работе платят деньги.
5. Знания о бюджете: из чего состоит бюджет и зачем он нужен, что такое статьи расходов и доходов, какие виды дохода бывают и как сэкономить, чтобы уложиться в бюджет.
«Финансовые» игры
Каждый поход в магазин – это способ повеселиться и научиться чему-то новому.
Найди дешевле
Выберите из списка покупок одну позицию – например, молоко. И устройте конкурс: кто найдет самый дешевый товар?
Вместе прочитайте этикетку, сравните молоко с более дорогими брендами и обсудите: нужно ли в данном случае экономить? Почему товар такой дешевый – потому что на продукт действует скидка или он некачественный?
А что насчет фруктовых йогуртов? Они вкуснее, чем молоко – но сколько они стоят? Дороже или дешевле? А почему?
Такие обсуждения научат ребенка не слепо экономить, а сравнивать цену и качество товаров.
Главный покупатель
Составьте очень простой список покупок: хлеб, пакет молока, упаковка макарон. Убедитесь, что ребенок знает, как выглядят упаковки брендов, которые вы обычно покупаете.
На входе в магазин скажите, что малыш сегодня — главный покупатель, и отдайте ему список покупок. Пусть ходит вдоль прилавков, выбирает, сравнивает и наполняет корзину. Ребенок захотел что-то добавить в список или убрать? Обсудите это решение.
Торт-мороженое брать не стоит, от сладкого зубки болят. А гроздь бананов – отличный выбор, во фруктах много витаминов.
На кассе ребенок сам выложит продукты на ленту, а когда кассир назовет сумму – вы отсчитаете деньги, но заплатит «главный покупатель».
Так малыш избавится от страха перед магазинами и научится следовать плану – и менять его в случае необходимости.
Подростковый возраст (12–15 лет)
Дети постепенно превращаются во взрослых. Это непросто: все преимущества детского возраста остаются в прошлом, но взрослых привилегий пока нет, замечает Петрановская.
Самое важное для большинства подростков — отношения с людьми, особенно сверстниками. Они могут увлечься какой-нибудь субкультурой, влюбляются, стремятся отделиться от родителей, получить независимость и свободу
А родители тем временем пытаются хоть как-то контролировать подростков и частенько перегибают палку.
Как учить финансовой грамотности
️ Выдавать деньги раз в месяц. Подростки уже готовы к более долгосрочному планированию. Пора увеличить сумму, выдаваемую на карманные расходы, и предоставить полную свободу распоряжаться деньгами так, как ребенок посчитает нужным. Требовать отчета о потраченных деньгах не лучшее решение, которое может испортить и так, вероятно, непростые отношения с подростком.
Но при этом стоит проявлять твердость: если ребенок потратил все свои деньги в начале месяца, не стоит идти у него на поводу и выдавать новую порцию на расходы. Разберитесь, почему так вышло, чтобы избежать подобных ситуаций в будущем.
️ Продумать бюджет. Расскажите, как планировать бюджет, помогите выбрать приложение для учета расходов и доходов. Если подросток научится считать деньги с юного возраста, это очень пригодится ему в будущем.
️ Познакомить с банком. С 12 лет подростка можно знакомить с финансовыми продуктами: объяснить, как устроены кредиты, депозиты, страховки. Можно поиграть в банк в своей семье, например дать подростку в кредит небольшую сумму, которую он будет возвращать с процентами, или, наоборот, взять его накопления и вернуть через некоторое время с начисленным доходом.
️ Предупредить о мошенниках. Расскажите подростку о мошенниках: как они воруют деньги с банковских счетов, как могут обмануть на улице. Приведите примеры из жизни своей семьи и знакомых. Разберитесь вместе, как быть бдительным и не попасться на удочку и что делать, если мошенники все-таки добрались до денег.
Искусство ненавязчивого контроля
Явного контроля не нужно. Ребенок должен почувствовать личную ответственность. Но и пускать ситуацию на самотек тоже не стоит.
Выдавая ребенку деньги, поговорите о его желаниях и планах.
Обсуждайте будущие покупки, подсказывайте интересные варианты, предлагайте скопить на что-то серьезное. Но не превращайте дружескую беседу в лекцию – действует мягко и ненавязчиво.
Введите правила.
Уточните, как вещи покупать нельзя – даже на собственные деньги. И предупредите, что в случае нарушения договора вы «конфискуете контрабанду». Но обязательно объясните причину запрета. Ребенок должен понимать, что правила – не ваш каприз, а разумная мера.
Дорогой, ты часто болеешь ангиной. Если ты будешь есть мороженое, то опять простудишься. Поэтому давай договоримся: никакого пломбира. Зато ты можешь купить сырок в глазури или молочный коктейль! А может, найдешь что-то более вкусное.
Составьте список желаний — текстовый или в картинках.
Распечатайте его и отдайте малышу. Когда ребенок сосредоточится на конкретной цели, ему будет легче устоять перед случайными хотелками.
Поиграйте с ребенком в магазин.
Только никаких листиков – используйте деньги! И расставьте на столе настоящие игрушки и лакомства. Под каждой вещью напишите цену – пусть ребенок делает выбор и покупает: рассматривает товары, отсчитывает деньги, проверяет сдачу.
Так вы отработаете стратегию поведения, и в магазине малыш не растеряется.
Формирование основ финансовой грамотности
Малыш знает, что «денежки обменивают на вещи». Но он понятия не имеет, как их зарабатывают, не отличает дорогие покупки от дешевых.
Для начала расскажите ребенку самые простые моменты.
Деньги дают только за труд. Родители ходят каждый день на работу, выполняют там определенные обязанности – и за это им платят зарплату.
Объясните ребенку, чем именно вы занимаетесь и какая от этого польза людям. Тут можно отметить, что «все профессии важны, все профессии важны». Дворник метет улицу – он делает город чище, это полезный и необходимый труд. Официант убрал грязную посуду – и теперь вы сидите за чистым, красивым столом. Так малыш поймет, что чужой труд нужно уважать, даже если перед ним не космонавт и не звезда Голливуда. И когда вы попросите его не бросать игрушки на пол, потому что их тяжело убирать, – ребенок послушается.
Размеры семейного бюджета ограничены.
Деньги не бесконечны. Они как мороженое – сначала кажется, что порция очень большая, а потом раз – и стаканчик уже пустой. Но если есть лакомство медленно, его хватит надолго. И горлышко не заболит. Вот также и с деньгами. Чтобы не остаться без средств к существованию, нужно планировать расходы и экономить.
Семейный бюджет нельзя потратить на развлечения и спонтанные «хотелки». Финансы нужно экономить.
Ребенок понятия не имеет, куда уходят деньги. Расскажите ему, что за воду в кране нужно платить. И за свет, и за теплые батареи. А еще нужно покупать продукты, заливать в машину бензин, и старая курточка уже маловата – значит, нужно отложить деньги на новую.
Для примера возьмите апельсин. Это – ваш семейный бюджет. Отламывайте от него дольки и объясняйте: это на продукты, это на отопление… А последние ломтики будут «на игрушки и конфеты».
Вещи бывают нужными и ненужными, качественными и некачественными.
Если вы берете ребенка в магазин, объясняйте ему, что вы покупаете и почему.
Мы возьмем вот эту колбасу, потому что она качественная и со скидкой. А на сэкономленные деньги купим тебе бананов.
Если мы возьмем новую машинку, то не хватит денег на корм для кошки. Но Мурка не может жить без еды, а машинок у тебя уже 10 штук.
Мы покупаем три пирожных, чтобы каждому досталось по одному. А завтра к нам придет тетя Наташа. Три плюс один сколько? Четыре. Значит, мы купим четыре пирожных.
Заодно и арифметику подучите.
Для наглядности расплачивайтесь на кассе наличными. Когда ребенок видит обмен купюр на товары, он понимает, что вы действительно что-то отдали. А взмах карточкой – это просто жест, у малыша остается ощущение, что все покупки он получил «просто так»ю.
Такие разговоры можно вести даже с детьми дошкольного возраста. Простые объяснения поймет и 4-летний малыш.
Финансовая грамотность для детей разного возраста
Обучение проводится по принципу «от простого к сложному». Детям в шесть лет рано знакомиться с видами и особенностями инвестиций, а вот в подростковом возрасте такие знания могут быть полезными. Рассмотрим этапы освоения материала в соответствии с возрастными особенностями ребенка.
Дошкольный возраст
Дошкольник не разбирается в кредитах и структуре экономике, однако у него должно быть общее представление о деньгах. Ходите вместе по магазинам и объясняйте, почему вы купили эти товары, сколько они стоят, и сколько денег вы взяли с собой. Объясните, какая сумма запланирована на продукты для всей семьи, а сколько денег остается на сладости.
Расскажите о месте своей работы и стоимости вашего труда за один час. Если ребенок еще не знает цифры, скажите, как долго вам нужно работать, чтобы купить ему новую игрушку.
Ученики начальных классов
Как только ребенок идет в школу, у него появляются деньги на карманные расходы. Выдача небольших сумм – отличный способ научить ребенка вести собственный бюджет. Изначально выдается небольшая сумма каждый день, однако со временем можно начать выдавать деньги раз в неделю. Благодаря этому школьник сможет сам планировать расходы и распоряжаться своими средствами.
Заведите блокнот, куда школьник будет записывать траты и доходы. С этим «бухгалтерским документом» справится даже второклассник. Объясните ребенку, что не нужно тратить все деньги сразу. Часть денег можно отложить на более крупную покупку или поход в кино.
Ученики средних и старших классов
Младшеклассника можно привлекать к покупкам для всей семьи и оперировать простыми примерами. Уже в 5-6-м классе ребенок может сам ходить за продуктами.
В магазине научите школьника обращать внимание на вес товаров, сравнивать цены, проверять сдачу и чек после каждой покупки. Это простые навыки, которые будут полезны в быту и сформируют ответственное отношение к финансам. . Ученик средней школы должен знать, как работает банковская система
Заведите копилку, которая будет своеобразным депозитом. Дети смогут откладывать в нее сбережения, а вы добавлять мелочь, которая осталась в кошельке. Вместе решите, на что вы потратите эти деньги.
Ученик средней школы должен знать, как работает банковская система. Заведите копилку, которая будет своеобразным депозитом. Дети смогут откладывать в нее сбережения, а вы добавлять мелочь, которая осталась в кошельке. Вместе решите, на что вы потратите эти деньги.
Дайте школьнику право принимать собственные решения, держите копилку в открытом доступе.
В 9-11 классах особенно важна финансовая грамотность. Уже с 14 лет ребенок может сам зарабатывать деньги, например, делать фото на заказ, писать посты для социальных сетей или гулять с соседской собакой.
Родители могут помочь ребенку с первой работой, например, опросить знакомых или зарегистрировать школьника на бирже фриланса. Самостоятельный заработок, небольшой доход научит подростка уважительно и бережно относиться к деньгам.
Еще один полезный практический урок – крупная покупка на нужды семьи. Попросите школьника изучить и сравнить цены в магазинах при покупке бытовой техники, посмотреть характеристики, ознакомиться с отзывами.
Если покупка берется в кредит, изучите банковские предложения и вместе рассчитайте переплату по каждому банку. Обсудите, есть ли смысл брать займ или лучше подождать и накопить нужную сумму. Благодаря этому ребенок будет учиться тому, что ему пригодится в дальнейшей жизни.
Зачем нужна фин. грамотность ребёнку?
• Чтобы дети понимали, что деньги получают законным способом за труд, но при этом материальные ценности не являются самыми главными в жизни.
• Чтобы ребёнок умел распоряжаться деньгами с умом и не привёл сам себя к бедности.
• Чтобы школьник мог в любой жизненной ситуации быстро накопить нужную сумму денег.
• Чтобы в будущем ребёнок не оказался под влиянием финансовых пирамид, чёрных зарплат, микрозаймов и других мошеннических схем.
Финансовая грамотность повышает самостоятельность, улучшает стратегическое мышление, способствует гармоничному развитию личности. В перспективе это залог спокойствия и отсутствия стресса. Имея стабильное материальное положение, человек чаще отдыхает, полезней питается, реже болеет, а значит, имеет все условия для раскрытия своего потенциала. Но помните, что не стоит обучать ребёнка насильно или экстерном, пытаясь посвятить его во все аспекты финансов за один вечер. В противном случае тема вызовет отторжение и страх на долгие годы.
Не перестарайтесь!
Некоторые родители уверены, что лучший способ финансового воспитания – отказывать ребенку в «капризах».
У тебя уже много игрушек, не трать деньги зря.
Купить торт? У нас нет на это денег!
В результате постоянных отказов ребенок формирует неправильные представления.
Если мне ничего не покупают – значит, денег нет. Совсем.
В результате у ребенка возникают комплексы и фобии. Он завидует более обеспеченным друзьям и стесняется собственной бедности. Малыш теряет уверенность, он проецирует на себя сюжеты из сказок о бедных и думает, что с ним может произойти то же самое.
Если тратить деньги нельзя – значит, они очень важны. Намного важнее, чем простые человеческие желания.
Ребенок приходит к выводу, что главная жизненная ценность – богатство. Ради него можно пожертвовать собственной радостью и счастьем близких.
Карманные деньги
Детям в возрасте от 5-7 лет можно выделять небольшие суммы на личные расходы.
Подумайте: какое количество «подарочков» вы покупаете ребенку за неделю? Мысленно разделите эту статью расходов пополам. Одну половину суммы продолжайте тратить на подарки, а вторую – выдавайте в качестве карманных денег.
Почему не отдать всю сумму? Потому что подарки от родителей – это очень важно. Полностью лишившись привычного знака внимания, ребенок почувствует себя заброшенным
Правила для родителей:
- Выдавайте всю сумму и сразу. Но объясните ребенку, что если он потратит ее слишком быстро, то добавки не будет. И строго придерживайтесь этого принципа.
- Не контролируйте расходы. Ребенок решил купить какую-то ерунду? Пусть покупает. Если он разочаруется в новом приобретении, то поймет: выбирать вещи нужно аккуратнее. А если не разочаруется – значит, не такая уж это и ерунда.
- Ни в коем случае не забирайте у ребенка деньги. Даже если он их теряет, транжирит или раздаривает друзьям. Если ребенок поймет, что на самом деле его деньгами управляете вы – он ничему не научится.
Конечно, ребенок будет ошибаться. Его финансовые решения покажутся вам ужасными. Не ругайте его – малыш еще учится. С каждым разом у него будет получаться все лучше и лучше.
Дошкольное детство (3–7 лет)
В этом возрасте ребенок быстро расширяет свои возможности: сам ест и одевается, осваивает новые навыки, изучает первые абстракции, например геометрические фигуры, календарь, время, счет и буквы. Пиаже считал, что именно с трех лет малыш учится использовать символы: карандаш — это градусник, а крышка от коробки — лодка. Но некоторые виды опыта ребенок еще не в силах воспринять; например, он думает, что кусок пластилина уменьшится, если его раскатать в колбаску, или что денег станет больше, если разменять большую монету на несколько маленьких.
Дети пока еще не могут точно оценить свои силы и часто ошибаются; это приводит к возникновению чувства вины, подтверждает Петрановская
Оно полезно и важно: формируется совесть, ответственность за свои поступки. Но при этом родители не должны стыдить ребенка, иначе чувство вины будет мешать проявлению самостоятельности и может занизить самооценку
Как учить финансовой грамотности
️ Отвечать на вопросы. В этом возрасте дети становятся очень любопытными и задают кучу вопросов, иногда неожиданных. Будьте готовы рассказать, откуда берутся деньги, какие они бывают, как стать богатым, можно ли выиграть в лотерею миллион и как зарабатывают блогеры на YouTube.
️ Игра в магазин. Если вы играете с ребенком «в магазин», рассчитывайтесь настоящими деньгами. Это усилит любопытство к монетам и банкнотам, а заодно поможет быстрее выучить цифры и научиться считать.
️ Поход за покупками. Прогулку с ребенком в настоящий магазин также можно использовать для обучения. Например, попросите его называть цены продуктов и сравнивать их между собой, выбирать самый дорогой или самый дешевый продукт. А если ребенок захочет купить несколько шоколадок или игрушек, объясните, что это незапланированные траты — у родителей не хватит денег в кошельке, чтобы купить все сразу, но можно договориться о покупке в следующий раз.
️ Выдавать карманные деньги. Примерно с 6 лет ребенка можно знакомить с карманными деньгами. Например, во время похода в магазин можно выделить небольшую сумму, на которую ребенок сам сможет купить себе, что захочет.
Общаемся с младшеклассниками
• В 8-12 лет вы можете уже подробно рассказать ребёнку о семейном бюджете. Проясните разницу между зарплатой и доходами, обязательными платежами и переменными расходами. Если ребёнок готов и проявляет интерес к теме, можно рассказать об инфляции и налоговой системе.
• Не стесняйтесь привлекать школьника к планированию покупок в семье или, например, отпуска, а также обсуждайте с ним при необходимости варианты экономии. Но помните, что следовать оговорённым правилам должен не только ребёнок, но и вы сами.
• Для детей начальной школы важно уметь делать элементарные покупки, расплачиваться карточкой или наличными, понимать, что такое чек, размен и сдача. Как минимум, эти знания понадобятся для школьного буфета и проезда в транспорте
• Младшеклассники уже хорошо понимают, что у каждой вещи есть своя стоимость. Вы можете договариваться с ребёнком о крупных покупках заранее, а на мелкие покупки выделить отдельную копилку для накоплений.
• Карманные деньги – первые личные финансы ребёнка в этом возрасте. Помогите школьнику с планированием его собственных расходов. Это может быть список покупок на месяц, полгода или год, а также специальный финансовый дневник
Важно, чтобы ребёнок знал, что некоторые товары он не должен покупать ни при каких обстоятельствах (например, алкоголь или продукты, на которые у ребёнка аллергия)
• Научите ребёнка обращаться с деньгами бережно. Расскажите о том, где хранить деньги (купите кошелек), как вести себя при встрече с хулиганами и мошенниками. Если вы оформляете детскую платежную карту (они сейчас есть во многих банках), убедитесь, что ребёнок умеет ей пользоваться.
• Перед тем, как ребёнок отправится в магазин, расскажите ему о том, что одни и те же товары разных брендов имеют разную цен
Познакомьте школьника с важностью дизайна, рекламы и мерчендайзинга. Так ребёнок будет меньше внимания обращать на уловки маркетологов и купит именно то, что нужно
• У ребёнка появилась идея, как заработать деньги? Не относитесь к ней насмешливо, а превратите в обучающую игру. Попробуйте составить бизнес-план, в рамках которого расскажете, например, что выручка и доход не одно и то же.
Если вам кажется, что ребёнку нужны системные знания по финансовой тематике, предложите ему позаниматься на специализированных курсах. Например, на платформе iSmart скоро стартует курс «Основы финансовой грамотности для детей и взрослых». Он разделён на несколько частей для младших школьников и подростков. Мы расскажем, зачем нужны деньги, как планировать бюджет, какие способы защиты от финансовых мошенников существуют, как работает банк и современный бизнес. Обсуждать материалы курса полезно всей семьёй, а ещё наши занятия отлично подготовят школьника к тематическим олимпиадам.
Финансы для детей в мобильных приложениях
• «Финансовая грамотность и история» – приложение для знакомства с темой денег через реальные финансовые решения в истории России и мира. Здесь есть творческие задания, тесты и презентации.
• «Финзнайка» – бесплатная мобильная игра для школьников от Минфина. Можно отвечать на вопросы викторины, проходить квесты, решать кроссворды и загадки. Родители также имеют доступ к софту и создают отдельные задания для детей.
• «Копилка для детей» – виртуальная копилка для управления деньгами под родительским контролем. Дети могут создавать списки желаемых вещей и ставить цели, откладывая виртуальные деньги. Реальные же деньги выдают мама и папа.
• СберKids – приложение от «Сбербанка». Позволяет открыть ребёнку карточку, установив лимит на траты. Есть образовательная часть с лайфхаками, а ещё можно знакомить школьника с системой бонусных баллов и подарками от партнеров банка.
• «Монеткины» – приложение от Минфина для планирования первого детского бюджета. Теория здесь сочетается с практическими заданиями, а наставниками выступают сами родители.