Организация игровой деятельности дошкольников разного возраста по ФГОС

Как игровая деятельность интегрируется в процессе образования

Исходя из классификации игр по форме участия малышей и взрослого, можно сделать прийти к выводу о том, что игра интегрируется в разные направления образовательного процесса.

Примером интеграции может быть игра «В больнице», которую я проводила со своими воспитанниками в старшей группе. Перед введением в игровую ситуацию мы с ребятами провели экскурсию по медицинскому кабинету детского сада — то есть реализовали задачи социально-коммуникативного направления

Поговорили с медработником о назначении градусника, весов, их важности в жизни человека — осуществили задачи познавательного и речевого развития. Вспомнили сюжет сказки К

Чуковского «Айболит», что помогло выполнить задачи речевого и социально-коммуникативного направления. И также изготовили атрибуты из пластилина (витамины, таблетки), тем самым очертив сферу направления художественно-эстетического развития.

Игра интегрируется и в непосредственно образовательную, и в досуговую деятельность дошколят

Современная игровая деятельность для дошкольников по ФГОС

Значение, цели и задачи игры

Игра — основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми.

В пункте 2.7 Стандарта дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях. Персональные психоэмоциональные особенности малыша, его возраст, способности и наклонности определят содержательный контекст игрового процесса.

Игра является ведущей деятельностью в развитии ребенка не только по времени, но и по силе влияния, которое она оказывает на формирующуюся личность

ФГОС ДО указывает на конкретные особенности игрового процесса дошкольника в зависимости от возрастной категории:

  • младенческий этап (два месяца — один год) – предметная игра, знакомство с предметным миром, приобретение элементарных навыков манипуляции с предметами, близкий эмоциональный контакт с родными;
  • раннее детство (один-три года) – игра с комбинированными и динамическими игрушками, общение и игры с другими детьми под наблюдение взрослых;
  • дошкольный период (три — восемь лет) – более сложный сюжетно-ролевой формат игровой активности, коммуникативная игра с соблюдением определённых правил.

В раннем возрасте — игра предметная, когда ребенка увлекает перенос действия с предметом в новые условия. Ложкой кормят и кукол, и мишек, и лошадку, и машину

Цели и задачи игры

Пункт 4.6 ФГОС ДО оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении эффективности образовательного процесса:

  • Пробуждение интереса — процесс обучения в игровой форме развлекает, доставляет удовольствие и радость, нейтрализует стрессовое напряжение, превращает познание окружающего мира и освоение новых практических навыков в увлекательное путешествие.
  • Самопознание и самореализация — малыш познаёт свой внутренний мир, учится проявлять инициативность, высказывать своё мнение в общении, опираться на самостоятельность в конструировании, делать осознанный выбор рода занятий и партнёров по игре;
  • Формирование культуры сотрудничества — совместная игра помогает развить психологические навыки солидарности, обучает коллективной деятельности, умению слышать не только самого себя, но и партнёров по игре, является прекрасным практическим тренингом по искусству разрешения конфликтов и умению находить компромисс, воспитывает уважение к другим людям, формирует чувство справедливости и собственного достоинства;
  • Социализация — ребёнок учится различать реальную действительность и условную («понарошку»), развивает волевые качества самодисциплины и понимает необходимость следовать нормам и правилам;
  • Развитие коммуникативных навыков — малыш осваивает такой инструмент, как речь для решения проблемы взаимопонимания и передачи информации.
  • Игровая терапия — помогает в преодолении трудностей, возникших в какой-либо сфере деятельности ребёнка.

Игрушки в такой игре уже начинают выражать особенности реального поведения людей. Ребенок показывает, как они капризничают, спорят, боятся, просят сладости, игра все полнее передает отношения

Принципы организации

  • свободная форма деятельности ребёнка, исключающая принуждение, совершаемая ради получения положительных эмоций от самого процесса, а не только от конечного результата такой деятельности;
  • творческий характер, построенный на принципе инициативности, самобытной импровизации и неординарности;
  • эмоциональный азарт, проявляющийся в духе соперничества и конкуренции;
  • следование правилам, которые прямо или косвенно отражают логическую последовательность и содержательный рисунок игры.

Особенности игровой деятельности у малышей с отклонениями в развитии

У детей с отклонениями в развитии ограничены возможности освоения окружающего мира. Здоровые сверстники неохотно вовлекают их в игровой процесс, чаще не берут их. У таких ребят игра в младенчестве не занимает особой роли, так как они еще далеки от ее познания.

У умственно отсталых детей отсутствует логика в действиях. Например, они могут катать машинку из одного угла комнаты в другую огромное количество раз. Примитивная деятельность, связанная с самообслуживанием, принятием пищи не вызывает затруднений у нормально развивающихся дошкольников, в то время как такие ребята с трудом могут взять ложку. Для их правильного развития необходимы регулярные курсы реабилитации и обучения. Они неловки, невнимательны, не могут запомнить ход действий. Все обучающиеся манипуляции должны проводиться регулярно и под присмотром воспитателей.

Игра и развитие речи ребенка

В большой мере игра влияет на развитие речи. Для того чтобы ребенок удачно включился в игровую ситуацию, ему необходим определенный уровень развития навыков общения. Развитие связной речи стимулируется необходимостью объясняться со сверстниками. В игре как ведущей деятельности осуществляется усиленное развитие знаковой функции речи с помощью замещения одного предмета другим. Предметы-заместители выступают в роли знаков отсутствующих предметов. Любой элемент действительности, который замещает другой, может быть знаком. Предмет-заместитель трансформирует по-новому словесное содержание, опосредствуя связь слова и отсутствующего предмета.

Игра способствует восприятию ребенком знаков двоякого типа: иконических и индивидуальных. Чувственные свойства первых к замещаемому предмету приближены виртуально, а вторые по своей чувственной природе имеют мало общего с предметом, который обозначают.

Игра также принимает участие в формировании рефлексивного мышления. Так, например, ребенок страдает и плачет, как пациент, когда играет в больницу, но в то же время он собой доволен из-за хорошего исполнения роли.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9» г. Агрыз

Организация

игровой деятельности дошкольников в условиях введения ФГОС дошкольного образования

Подготовила: воспитатель –
воспитатель – Деришева Елена Евгеньевна

г. Агрыз 2016

Слайд 2«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный

(В.А.Сухомлинский )
.

Слайд 4Ребёнок живет в игре. И задача педагогов – стать

обогащая игровой опыт детей.

Слайд 6
Педагогическая поддержка игры в свете ФГОС ДО
«Требования к условиям

реализации основной образовательной программы дошкольного образования» 1.

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; 
2. поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.); 
3. поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства. 
Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, а значит – успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО.

Слайд 7
Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных

игр, игр с правилами, организацию совместных с педагогом сюжетных

игр, способствующих обогащению игрового опыта детей.

Роль воспитателя: воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности. 

режиссерских, игр-экспериментирований) организуемых по инициативе самих детей игр с правилами,

подвижных, досуговых, народных.

Роль воспитателя:воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности.

продукт в отличие от занятий по лепке, рисованию. В игре

дети ничего не создают, а многому учатся.

Классификация видов игровой деятельности

Виды игровой деятельности могут распределяться по функции взрослого и форме проявления инициативы у детей:

  • творческие игры или игровая активность по желанию ребят (малыши сами выбирают игру, обозначают цель и придумывают правила, взрослый находится в позиции наблюдателя);
  • дидактическая, подвижная и театрализованная игровая активность или игры, инициируемые педагогом (эти способы взаимодействия определяются рамками правилами, установленными взрослым);
  • игровая активность, определённая традициями народа (к этому виду относятся музыкальные игры, а также исторические игры).

Современная игровая деятельность для дошкольников по ФГОС

Значение, цели и задачи игры

Игра – основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми.

В пункте 2.7 Стандарта дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях. Персональные психоэмоциональные особенности малыша, его возраст, способности и наклонности определят содержательный контекст игрового процесса.

ФГОС ДО указывает на конкретные особенности игрового процесса дошкольника в зависимости от возрастной категории:

  • младенческий этап (два месяца – один год) – предметная игра, знакомство с предметным миром, приобретение элементарных навыков манипуляции с предметами, близкий эмоциональный контакт с родными;
  • раннее детство (один-три года) – игра с комбинированными и динамическими игрушками, общение и игры с другими детьми под наблюдение взрослых;
  • дошкольный период (три – восемь лет) – более сложный сюжетно-ролевой формат игровой активности, коммуникативная игра с соблюдением определённых правил.

Цели и задачи игры

Пункт 4.6 ФГОС ДО оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении эффективности образовательного процесса:

  • Пробуждение интереса – процесс обучения в игровой форме развлекает, доставляет удовольствие и радость, нейтрализует стрессовое напряжение, превращает познание окружающего мира и освоение новых практических навыков в увлекательное путешествие.
  • Самопознание и самореализация – малыш познаёт свой внутренний мир, учится проявлять инициативность, высказывать своё мнение в общении, опираться на самостоятельность в конструировании, делать осознанный выбор рода занятий и партнёров по игре;
  • Формирование культуры сотрудничества – совместная игра помогает развить психологические навыки солидарности, обучает коллективной деятельности, умению слышать не только самого себя, но и партнёров по игре, является прекрасным практическим тренингом по искусству разрешения конфликтов и умению находить компромисс, воспитывает уважение к другим людям, формирует чувство справедливости и собственного достоинства;
  • Социализация – ребёнок учится различать реальную действительность и условную («понарошку»), развивает волевые качества самодисциплины и понимает необходимость следовать нормам и правилам;
  • Развитие коммуникативных навыков – малыш осваивает такой инструмент, как речь для решения проблемы взаимопонимания и передачи информации.
  • Игровая терапия – помогает в преодолении трудностей, возникших в какой-либо сфере деятельности ребёнка.

Принципы организации

  • свободная форма деятельности ребёнка, исключающая принуждение, совершаемая ради получения положительных эмоций от самого процесса, а не только от конечного результата такой деятельности;
  • творческий характер, построенный на принципе инициативности, самобытной импровизации и неординарности;
  • эмоциональный азарт, проявляющийся в духе соперничества и конкуренции;
  • следование правилам, которые прямо или косвенно отражают логическую последовательность и содержательный рисунок игры.

Игра и ее роль в развитие ребенка

Период детства — это период, когда наука, работа и игра тесно взаимосвязаны и их трудно разделить. Играя, ребенок обучается, приобретает знания, навыки, познает окружающий мир

Особенно это важно для детей младшего возраста, которые еще не получают систематической информации о мире (как, например, в школе), но учатся постоянно, в различных жизненных ситуациях

Любимая игра — лего

В процессе игры ребенок развивает свои умственные способности, обогащает знания об окружающей среде, консолидирует и улучшает уже освоенные способы мышления и действия. Игра также способствует развитию воображения. Ребенок становится креативным, полным инновационных идей, трансформирует то, что он уже знает о мире, в соответствии со своей собственной фантазией и изобретательностью, создает ситуации «на ходу».

Выделяют три вида активности человека, каждый из которых соответствует определенному этапу жизни:

  1. Игровая — дошкольники.
  2. Учебная — учащиеся, включая школьников и студентов.
  3. Трудовая — период после обучения.

Игра формирует базу для дальнейшего этапа — учебной. Следовательно, перед работниками дошкольных учебных заведений стоит задача оптимизации и обеспечения комфортных условий для реализации игровой деятельности ребенка.

Игрушки

Ведущее место в детской игре отводится игрушкам. Они прежде всего должны быть безопасными, интересными, привлекательными, яркими, но простыми

И не только привлекать внимание ребенка, но и пробуждать, активизировать его мышления

Все игрушки можно условно разделить на три типа:

  1. готовые игрушки (автомобили, самолеты, куклы, различные животные и т.п.);
  2. полуготовые игрушки (кубики, картинки, конструкторы, строительный материал и т.д.);
  3. материалы для создания игрушек (песок, глина, проволока, шпагат, картон, фанера, дерево).

С помощью готовых игрушек детей знакомят с техникой, окружающей средой, создают определенные образы. Играя ими, дети воспроизводят свои впечатления, переживают яркие чувства, активизируют свое воображение, корректируют содержание игр.

Полуготовые игрушки используются преимущественно с дидактической целью. Манипуляции с ними требуют активизации умственной деятельности, для выполнения поставленных педагогом задач: расположить кубики по размеру, в порядке увеличения или уменьшения, подобрать пару к картинке, составить из деталей конструктора какое-то здание т.д..

Материал для создания игрушек дает большие возможности для развития творческого воображения детей. Так, в зависимости от возраста, они строят из песка пароходы, дома, автомобили, из веточек, собранных на прогулке, «разбивают» в песочнике небольшой садик, лепят посуду, животных из глины. Из обрезков дерева, шпагата, цветной бумаги получается хороший, украшенный флажками автомобиль и т.п.

Желательно комбинировать все три типа игрушек, ведь это очень расширяет возможности для творчества.

К особой группе относим театральные игрушки и костюмы для разных персонажей, атрибуты, которые дополняют созданные образы. Это театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигуры, пальчиковые персонажи), элементы костюмов (головные уборы, различные шляпки, воротнички, манжеты и т.д.). В детских садах активно используются персонажи-куклы, декорации, изготовленные воспитателями и детьми самостоятельно.

Диагностика игровой деятельности

Игра является главным видом деятельности у дошкольников, поэтому динамику всех направлений развития личности можно проследить на основе мониторинга игровой активности. В диагностическую карту мониторинга, который проводится вне зависимости от возраста детей два раза в год (в начале и в конце учебного года) включаются такие показатели развития игры, как:

  • содержание (источники замыслов и их разнообразие, число игровых задач, уровень самостоятельности в решении задач игры);
  • виды взаимодействия с материалами для игр (разнообразие сюжета, самостоятельность в действиях с объектами-заместителями и ролевых высказываниях);
  • характер и время взаимодействия малышей в игре (с кем ребёнок вступает в игровое взаимодействие, кто ставит игровые задачи, как долго происходит взаимодействие).

Ознакомиться с образцами карт для мониторинга игры можно здесь. На основании карты составляется аналитическая справка. Пример аналитической справки по игровой активности можно увидеть в публикации воспитателя Семейкиной А.Ю.

Диагностика позволяет проследить развитие игровой деятельности у детей

Отдельные аспекты планирования игровой деятельности в детском саду

План дает воспитателю возможность заранее продумать методы и приемы обучения и воспитания детей, видеть пути достижения поставленной цели. Все, что планирует воспитатель, должно обеспечивать гармоничное развитие личности каждого ребенка. Следует помнить: планирование должно быть гибким, ведь на его реализацию могут повлиять непредвиденные факторы. План – это не формальность, а непременное условие успешной и плодотворной работы с детьми, где главное – не схема и форма, а содержание.

Рассмотрим планирование сюжетно-ролевой творческой игры, в которой успешно формируется содержательная игровая деятельность дошкольников и их взаимоотношения. Анализ планов воспитательной работы показал, что между игровой деятельностью и содержанием занятий по ознакомлению с окружающей действительностью, наблюдениям (например, на прогулке) часто нет никакой связи. Но такие наблюдения случайные, непродуманные и малоценные для общего развития ребенка. Также, недостаточная связь между обучением на занятиях, и творческими играми и работой детей.

Чтобы правильно организовать руководство играми, воспитатель, изучив игровые интересы и уровень развития творческих игр своих детей, составить перспективный план развития игр в месяц, квартал, полугодие, год, указав темы игр, объем и пути их развития.

Кроме того, конкретизируя перспективный план, педагог должен составить календарно-тематические планы учебно-воспитательной работы (с учетом возрастных особенностей детей и уровня их развития). Если у детей возникла интересная и полезная в воспитательном смысле игра, воспитатель должен поддержать детскую инициативу, изменив намеченную им игровую тематику.

Тематическим планом охватываются те разделы программы, которые способствуют обогащению содержания сюжетно-ролевых и конструированных игр, обеспечивая концентрированную подачу материала с целью поддержания и развития интереса к той или иной игре.

Согласно ведущих игровых интересов тематическое планирование должно включать конкретные наблюдения за предметами и явлениями окружающей среды, экскурсии, подбор художественной литературы, знакомство с произведениями искусства; конструирование, лепку, аппликации и рисование, игрушки и атрибуты для игр (указать, что надо приобрести, что – изготовить с помощью родителей, – вместе с детьми).

Во время игры может возникнуть потребность в таких атрибутах, которые нельзя было предусмотреть заранее. В таких случаях следует поддержать инициативу детей, помочь изготовить или заменить другими предметами необходимые атрибуты и тем самым поддержать интерес к игре.

Характеристика игровой деятельности дошкольника

Мир ребёнка копирует взрослый мир. Свои игрушки малыш наделяет реальными и выдуманными свойствами. Через игру ему проще освоиться в окружающем его обществе, постичь его роли, взаимоотношения и культурные традиции.Обычно у дошкольников в структуре игровой деятельности присутствует несколько фаз:

  • сенсомоторная;
  • режиссёрская;
  • образно-ролевая и сюжетная игра, включающая также музыкально-игровую деятельность;
  • игра по правилам.

Начало познания окружающего мира связано со знакомством с игрушками, приятными на ощупь, издающими звуки, а также различными бытовыми предметами, сыпучими материалами и жидкостями. Родителям лучше всего покупать те игрушки, функции которых схожи с функциями предметов, с которыми ребёнку придётся соприкасаться в жизни. В дошкольном возрасте руководить игровой деятельностью детей следует ненавязчиво. Родителям полезно вовлекать детей в повседневные дела, знакомя их с новыми предметами, а заодно исподволь воспитывая в них полезные привычки и приобщая к обязанностям.
Чуть повзрослев, ребёнок переходит к режиссёрской игре: сам наделяет предметы произвольными свойствами и управляет их действиями. Ещё позже у дошкольников возникает сюжетно-ролевая игровая деятельность. Дети, копируя взрослый мир, организуют «больницы», «семьи», «магазины» и т. д. Если прежде ребёнок мог играть в одиночку, то, повзрослев, он уже тянется к общению и взаимодействию со сверстниками

Это лишний раз демонстрирует важность игры для формирования из ребёнка социальной единицы. Затем командные игры приобретают соревновательный характер и обставляются перечнем правил

Игровая деятельность в ДОУ

Дети большую часть времени проводят в детских садиках, поэтому игровая деятельность в ДОУ занимает большую роль в становлении личности.

В дошкольных учреждениях игры отличаются в зависимости от возраста:

  1. 3 года — развитие сюжетно-отобразительных упражнений. Например, уложить куклу спать или ремонт машинки.
  2. 4 года — действия связаны с воображением, увеличение общения со сверстниками.
  3. 5 лет — ребенок характеризуется инициативностью. Воспитатели ДОУ создают условия для обустройства игры различными атрибутами. Например, повязки с красным крестом для медсестер, оружие для солдат.

В течение дня ребенок может играть 4 раза:

  1. Утром перед завтраком.
  2. Между завтраком и занятиями.
  3. На улице.
  4. После дневного сна и полдника.

Проведение анализа

Диагностика игровой деятельности проводится педагогом на основе наблюдения за игровыми ситуациями, которые дети проигрывают самостоятельно. В младших группах рекомендуется проводить диагностику три раза в год с целью корректирования деятельности педагога по совершенствованию игровых навыков воспитанников. В старшем дошкольном возрасте целесообразно проводить диагностическое исследование в начале учебного года и в конце.

Анализ профессиональных умений воспитателя проводит старший воспитатель или методист.

На что обратить внимание:

  • Кто из детей выступил в роли инициатора игры.
  • Был ли предварительный план.
  • Какое количество детей принимало участие в игре.
  • Перечень ролей и их распределение.
  • Какие игровые действия совершали игроки.
  • Что находилось в фокусе внимания детей: предметы или отношения.
  • Какие новые игровые ситуации были введены.
  • Продолжительность игры.
  • Ситуация была проиграна полностью или оборвалась неожиданно.
  • Уровень самостоятельности детей в игре.
  • Как выстраивались отношения между детьми.
  • Выходил ли кто-то из детей из игры спонтанно.
  • Возникали ли конфликтные ситуации.
  • Взаимоотношения воспитателя и детей.

в детском саду прошел праздник Березки, посвященный Дню Святой Троицы. Дети водили хороводы, пели песни, читали стихи и играли в русские народные игры

Роль воспитателя в развитии игровой деятельности детей.

Педагогические приёмы, которые применял педагог для совершенствования сюжетно-ролевых умений детей:

  • путём бесед, чтения художественной литературы, показа иллюстраций стремился расширить знания детей, которые помогут сделать игру интереснее;
  • проявлял заинтересованность игровой деятельностью детей;
  • предлагал новый поворот сюжета или новых персонажей;
  • предоставлял необходимое оборудование для игры или проводил занятие по изготовлению его вручную;
  • координировал действия воспитанников прямыми указаниями или дополнительными вопросами: «Причеши куклу», «Построй дом», «Кто будет машинистом поезда?» и т. д.;
  • воспитатель выполнял главную или второстепенную роль?

Приёмы для развития отношений между детьми во время игры:

  • старался заинтересовать и увлечь игрой робких, несмелых воспитанников;
  • объединял детей для игры;
  • поощрял самостоятельное распределение ролей или игрушек самими детьми;
  • сглаживал или нейтрализовал конфликты между воспитанниками из-за нарушения правил или несправедливого распределение ролей.

Диагностический протокол уровня развития игровых навыков детей

Показатели развития

Фамилия, имя ребёнка

12
I. Содержание игры1. Замысел игры появляется:а) с помощью взрослого;б) самостоятельно
2. Разнообразие замыслов
3. Количество игровых задач
4. Разнообразие игровых задач
5. Самостоятельность при постановке задач:а) вставит взрослый;б) с помощью взрослого;в) самостоятельно
II. Способы решения игровых задач6. Разнообразие игровых действий с игрушками
7. Степень обобщенности игровых действий с игрушками:а) развёрнутые;б) обобщённые
8. Игровые действия с предметами-заместителями:а) с помощью взрослого;б) самостоятельно
9. Игровые действия с воображаемыми предметами:а) с помощью взрослого;б) самостоятельно
10. Принимает роль
11. Разнообразие ролевых действий
12. Выразительность ролевых высказываний
13. Наличие ролевых высказываний
14. Ролевые высказывания возникают по инициативе:а) взрослого;б) ребёнка
15. Ролевая беседа возникает:а) со взрослым;б) со сверстником
16. Ролевая беседа возникает по инициативе:а) взрослого;б) ребёнка
17. Содержательность ролевой беседы
III. Взаимодействие детей в игре18. Вступает во взаимодействие:а) со взрослым;б) со сверстником
19. Ставит игровые задачи:а) взрослому;б) сверстнику
20. Принимает игровые задачи:а) от взрослого;б) от сверстника;в) отказывается
21. Длительность взаимодействия:а) кратковременное;б) длительное
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий