Эксперименты со льдом и снегом для дошкольников

Четвертый опыт «Ледяной человечек»

Для проведения этого опыта нам понадобилась обычная льдинка. Для начала мы посыпали льдинку солью. Соль разъела лед и образовались ходы и лабиринты. Чтобы лучше разглядеть их, мы взяли краски и кисточки и начали рисовать на льдинке.

Девчонкам так понравился процесс, что они взяли еще несколько льдинок.

Сначала они просто раскрашивали льдышки сверху, но Лиза решила раскрасить и по бокам.

Получился забавный «Ледяной человечек».

Почему так получилось? Температура замерзания воды выше, чем температура замерзания солевого раствора, поэтому когда мы посыпаем лед солью, на подтаявшей поверхности льдинки получается раствор соли. Точка замерзания этого раствора ниже, поэтому лед начинает плавиться.

Опыт с водой для детей «Тонет – не тонет»

Заранее пройдитесь по дому и подготовьте небольшие предметы, отличающиеся по форме и плотности. Например, для этого исследования можно взять зубочистки, перышко, кусочек ваты, болтик, пуговицу, монету, декоративные камешки, пустой пузырек, кубик и т.п. Наблюдайте, как каждый предмет будет вести себя, если его бросить в миску с водой – потонет или нет?

Перед тем, как бросить что-то в воду, спрашивайте у ребенка, пойдет ли этот предмет ко дну. Объяснять маленькому ребенку физику процесса и что такое плотность, конечно, еще рано. Однако, экспериментируя с разными предметами, ребенок научится интуитивно определять, какой из них удержится на воде. Оперируйте такими понятиями, как тяжелый, легкий, пустой, плотный и т.п.

Опыты со льдом для дошкольников

Вот несколько опытов, которые помогут детям понять свойства льда:

Цветная сосулька

Если за окном мороз, возьмите пакет из-под сока, сделайте отверстие в донышке при помощи иглы, протяните в него нитку. Затем иголку выведите через боковую стенку, а нитку завяжите на узелок. Вечером подвесьте пакет на ветке дерева и налейте в него подкрашенную воду. Вода начнет вытекать из пакета по нитке и падать на землю, а потом замерзнет. Получится сосулька. Оставьте ее на улице до утра, когда начнет пригревать солнце. Этот эксперимент наглядно объясняет детям, как образуется сосулька.

Лед в кипятке

Возьмите пробирку и наполните ее водой. Положите туда кусочек льда, придавите грузиком. Начните нагревать пробирку, чтобы пламя касалось верхней ее части. Вскоре вода закипит. Объясните, что от тепла вода становится легче и остается наверху пробирки. Внизу она холодная, поэтому кусочек льда на дне не тает.

Чистый лед

Возьмите сладкую и соленую воду, заморозьте. Кубики льда тоже должны быть сладкими и солеными? Расколите ледышки и дайте попробовать детям, чтобы они поняли, что и те, и другие пресные по вкусу. Объясните, что вода, превращаясь в лед, изгоняет из кристаллов любые инородные примеси. Именно поэтому в Северном Ледовитом океане вода соленая, а лед пресный.

Опыты со льдом для детей

  1. Ледяной каток и горка: заморозьте в контейнере тонким слоем подкрашенную воду, а мелкие игрушки вморозьте ножками в лед в лотке от яиц. Катайте их на катке и пускайте с горки.
  2. Рисование подкрашенными ледышками.
  3. Рисование на льду. Замораживаем тонким слоем воду в пластиковом контейнере, выкладываем из контейнера (ополоснув его горячей водой), дети рисуют гуашью, акварелью. С солью выходят красивые узоры и разводы, лед трещит и тает.
  4. Солнышко. Таяние подкрашенных льдинок в прозрачной воде. Если лед опускать в горячую и холодную воду, можно наблюдать, как появляются радужные «лучики».
  5. Лед с секретом. Похоже на игру Раскопки в начале статьи. Подкрасьте воду перед тем, как заморозить в ней игрушки. Задача — разгадать, что спряталось внутри кубика льда до того, как он окончательно растает.
  6. Шипучие фигурки. Смешиваем соду с водой (на 200 мл воды – 2-3 столовые ложки соды), раскладываем по формочкам, замораживаем. В 200 мл воды растворяем 2 столовые ложки лимонной кислоты и пипеткой или шприцем без иглы поливаем выложенные фигурки, они шипят и красиво пенятся.
  7. Задача для тех, кто постарше. Как вынуть кубик льда из стакана воды, используя только веревку, не беря лед руками? Если знаете ответ, пишите в комментариях.

Тематическое занятие в старшей группе Животный мир Арктики и Антарктиды. Пингвины

Возьмите глобус и покажите детям Арктику и Антарктиду. Они выделены белым цветом. Это самая южная и самая северная части нашей планеты, где круглый год холодно, идет снег. Перечислите животных, живущих там: пингвины, моржи, тюлени, белые медведи, синие киты. Покажите их фотографии. Объясните, что обитатели Арктики и Антарктиды отлично выживают в условиях холода. Они умеют плавать, нырять, питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира.

Подробнее расскажите о пингвинах. Это удивительные птицы. У них есть крылья, но они пользуются ими только под водой, а летать не умеют. Пингвины передвигаются на лапах, неуклюже переваливаясь.

Расскажите, что перья пингвинов не пропускают воду. Чтобы показать наглядно их уникальные свойства, проведите следующий опыт:

  1. Вырежьте из картона пингвинов, раскрасьте восковыми мелками с обеих сторон.
  2. Принесите с улицы снег. Пусть дети положат в него пингвинов.
  3. Когда снег начнет таять, покажите, что птицы остались сухими.
  4. Объясните, что животные смазывают шерсть маслом, содержащимся в железах у хвоста.

Мы рассмотрели несколько опытов со снегом и льдом для дошкольников. Они помогут детям интересно провести время, получить новые знания, развить навыки и черты характера, необходимые для всестороннего развития в будущем.

Эксперименты со снегом

Рассмотрим интересные задания для детей с применением снега и воды.

Как образуется снег

Возьмите трехлитровую банку и наберите 4 см горячей воды. На банку положите тарелку со снегом. Покажите детям, что вода, поднимаясь наверх в виде пара, охлаждается, превращается в облако. То же самое происходит в природе. Капли, попадая на землю, нагреваются, поднимаются в воздух, где температура значительно ниже. Сливаясь друг с другом, они становятся тяжелыми, поэтому падают в виде дождя

Обратите внимание малышей на капли, которые стекают по стенкам банки

Куда пропал снег?

Положите снег в емкость, дождитесь, пока он растает. Затем сравните его объем с объемом жидкости. Снег поменял агрегатное состояние, поэтому занимаемый им объем уменьшился. Количество молекул при этом осталось то же. Чтобы объяснить малышам это явление, сложите кубики в ящик по-разному – аккуратно, чтобы они прилегали друг к другу, и как попало. Кубики, сложенные плотно, заняли гораздо меньше места.

Теплый сугроб

Этот эксперимент поможет детям понять, почему медведь зимой спит под снегом и не мерзнет. Возьмите две емкости с горячей водой, которые герметично закрываются крышкой. Одну оставьте на воздухе, другую закопайте в снег. Позже вытащите их, замерьте температуру. Вода, оставшаяся на воздухе, остыла. Та, что была в сугробе,  сохранила тепло. Объясните малышам, что между снежинками есть воздух. Он не пропускает тепло наружу, поэтому температура в сугробе выше, чем на улице, и вода остывает медленнее. Точно так же медведю, укрывшемуся в берлоге, тепло под плотным слоем снега.

Снежные цветы

Возьмите мыльные пузыри с собой на прогулку в морозный день и вооружитесь соломинкой. Пусть малыши выдуют из соломинки мыльные пузыри. Снежные цветы будут образовываться под тонким слоем мыльной пленки и увеличиваться в размерах. Так же из воды под воздействием холодного воздуха возникают маленькие ледяные кристаллы, то есть снежинки.

Третий опыт «Рисование цветными льдинками»

Для этого опыта мы взяли несколько емкостей, красок и кисточек. В каждой баночке сделали цветную воду. По ходу провели опыт смешивания цветов, Настя смешала красный и желтый – получился оранжевый цвет. Поставили цветную воду в морозилку до полного замерзания.

После того, как «ледяные краски» приготовились, девчонки взяли по листу белой бумаги и нарисовали рисунки.

Почему так получилось? Цветные льдинки рисуют на бумаге, так как в них содержится краска и вода. Только в отличии от обычного рисования, вода и краска находится в замороженном состоянии, что никак не мешает творческому процессу.

Эксперименты со снегом

Рассмотрим интересные задания для детей с применением снега и воды.

Как образуется снег

Возьмите трехлитровую банку и наберите 4 см горячей воды. На банку положите тарелку со снегом. Покажите детям, что вода, поднимаясь наверх в виде пара, охлаждается, превращается в облако. То же самое происходит в природе. Капли, попадая на землю, нагреваются, поднимаются в воздух, где температура значительно ниже. Сливаясь друг с другом, они становятся тяжелыми, поэтому падают в виде дождя

Обратите внимание малышей на капли, которые стекают по стенкам банки

Куда пропал снег?

Положите снег в емкость, дождитесь, пока он растает. Затем сравните его объем с объемом жидкости. Снег поменял агрегатное состояние, поэтому занимаемый им объем уменьшился. Количество молекул при этом осталось то же. Чтобы объяснить малышам это явление, сложите кубики в ящик по-разному – аккуратно, чтобы они прилегали друг к другу, и как попало. Кубики, сложенные плотно, заняли гораздо меньше места.

Теплый сугроб

Этот эксперимент поможет детям понять, почему медведь зимой спит под снегом и не мерзнет. Возьмите две емкости с горячей водой, которые герметично закрываются крышкой. Одну оставьте на воздухе, другую закопайте в снег. Позже вытащите их, замерьте температуру. Вода, оставшаяся на воздухе, остыла. Та, что была в сугробе,  сохранила тепло. Объясните малышам, что между снежинками есть воздух. Он не пропускает тепло наружу, поэтому температура в сугробе выше, чем на улице, и вода остывает медленнее. Точно так же медведю, укрывшемуся в берлоге, тепло под плотным слоем снега.

Снежные цветы

Возьмите мыльные пузыри с собой на прогулку в морозный день и вооружитесь соломинкой. Пусть малыши выдуют из соломинки мыльные пузыри. Снежные цветы будут образовываться под тонким слоем мыльной пленки и увеличиваться в размерах. Так же из воды под воздействием холодного воздуха возникают маленькие ледяные кристаллы, то есть снежинки.

Тематическое занятие в старшей группе «Животный мир Арктики и Антарктиды. Пингвины»

Возьмите глобус и покажите детям Арктику и Антарктиду. Они выделены белым цветом. Это самая южная и самая северная части нашей планеты, где круглый год холодно, идет снег. Перечислите животных, живущих там: пингвины, моржи, тюлени, белые медведи, синие киты. Покажите их фотографии. Объясните, что обитатели Арктики и Антарктиды отлично выживают в условиях холода. Они умеют плавать, нырять, питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира.

Подробнее расскажите о пингвинах. Это удивительные птицы. У них есть крылья, но они пользуются ими только под водой, а летать не умеют. Пингвины передвигаются на лапах, неуклюже переваливаясь.

Расскажите, что перья пингвинов не пропускают воду. Чтобы показать наглядно их уникальные свойства, проведите следующий опыт:

  1. Вырежьте из картона пингвинов, раскрасьте восковыми мелками с обеих сторон.
  2. Принесите с улицы снег. Пусть дети положат в него пингвинов.
  3. Когда снег начнет таять, покажите, что птицы остались сухими.
  4. Объясните, что животные смазывают шерсть маслом, содержащимся в железах у хвоста.

Мы рассмотрели несколько опытов со снегом и льдом для дошкольников. Они помогут детям интересно провести время, получить новые знания, развить навыки и черты характера, необходимые для всестороннего развития в будущем.

Оформление центра экспериментирования

Организация предметно-пространственной среды в рамках развития практических навыков дошкольников заключается в создании центра экспериментирования или мини-лаборатории в помещении группы. В этом познавательном уголке хранятся в подписанных ящиках материалы для самостоятельных исследований:

  • природный и бросовый материалы: веточки, скорлупки, семена, колпачки от фломастеров, обёртки;
  • неструктурированные материалы: песок, соль, сода, мука, сахар;
  • другие материалы: образцы пластмассы, тканей, бумаги, резины;
  • приборы: магниты, цветные линзы, лупы, линейки, весы, лампы и фонарики, микроскоп, подзорная труда, бинокли;
  • сосуды: стаканы, миски, баночки, мензурки, пластиковые бутылки, пузырьки;
  • медицинские материалы: резиновые перчатки, шприцы без иглы, ватные диски и палочки, бинт, активированный уголь, перманганат калия;
  • фартуки, косынки, нарукавники, защитные очки.

Доступ к материальной базе уголка открыт каждому воспитаннику. Здесь предусмотрен рабочий стол и стульчики для юных исследователей. Однако исследовать вещества из раздела «Медицинские материалы» разрешается только в присутствии педагога, после повторения воспианниками правил техники безопасности.

В центре экспериментирования может быть выделена зона песка и воды: здесь дети проводят опыты, играют и просто отдыхают.

Оформляется исследовательский уголок фотографиями детских экспериментов, выставкой созданных воспитанниками моделей, плакатами и стенгазетами.

Познавательный центр может иметь забавное название: «В гостях у профессора Знайки», «Наукоград», «Вход для учёных», «Познавай-ка» и др.

В центре экспериментирования для дошкольников открывается широкий простор для опытно-познавательной деятельности

Воспитатель составляет паспорт центра экспериментирования, где указывает его оснащённости и цели функционировании и подробно описывает возможные опыты. Для рассматривания воспитанниками в уголке должен быть альбом или картотека с названиями этих опытов, фотографиями/картинками или символьными схемами проведения. Если ребёнка заинтересовал какой-либо опыт из альбома, он пробует найти необходимые для него вещества/приборы и экспериментирует в рабочей зоне.

Современная система дошкольного образования направлена на воспитание разносторонней личности в ребёнке. Занятия по опытно-экспериментальной деятельности делают детей уверенными в постановке вопросов и разрешении проблемных ситуаций. В детях не угасает любознательность, получение знаний опытным путём даёт возможность почувствовать себя первооткрывателями. Дошкольники хотят знать всё об окружающем их мире и применять ценные знания с умом.

Тематическое занятие в старшей группе Животный мир Арктики и Антарктиды. Пингвины

Возьмите глобус и покажите детям Арктику и Антарктиду. Они выделены белым цветом. Это самая южная и самая северная части нашей планеты, где круглый год холодно, идет снег. Перечислите животных, живущих там: пингвины, моржи, тюлени, белые медведи, синие киты. Покажите их фотографии. Объясните, что обитатели Арктики и Антарктиды отлично выживают в условиях холода. Они умеют плавать, нырять, питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира.

Подробнее расскажите о пингвинах. Это удивительные птицы. У них есть крылья, но они пользуются ими только под водой, а летать не умеют. Пингвины передвигаются на лапах, неуклюже переваливаясь.

Расскажите, что перья пингвинов не пропускают воду. Чтобы показать наглядно их уникальные свойства, проведите следующий опыт:

  1. Вырежьте из картона пингвинов, раскрасьте восковыми мелками с обеих сторон.
  2. Принесите с улицы снег. Пусть дети положат в него пингвинов.
  3. Когда снег начнет таять, покажите, что птицы остались сухими.
  4. Объясните, что животные смазывают шерсть маслом, содержащимся в железах у хвоста.

Мы рассмотрели несколько опытов со снегом и льдом для дошкольников. Они помогут детям интересно провести время, получить новые знания, развить навыки и черты характера, необходимые для всестороннего развития в будущем.

Исследуем твердые состояния воды. Носим «воду в решете»

В этом опыте мы обратим внимание ребенка на то, что в разных состояниях вода ведет себя по-разному. Спросите юного исследователя, можно ли унести воду в решете

И хотя ребенок, скорее всего, ответит правильно, вместе наглядно проверьте это – возьмите сито или дуршлаг и вылейте в него воду.

А потом попробуйте проделать то же самое со снегом и льдом. Ребенок своими глазами увидит, что они останутся в сите, а заодно и поймет, что воду в решете пронести можно! Только, если она в одном из своих твердых состояний.

Попросите ребенка сформулировать своими словами, почему снег и лед остаются в сите. Малыш будет учиться излагать свои мысли и лучше поймет сам эксперимент. А вам будет очень интересно послушать его мнение

Вывод. В своих твердых состояниях вода сохраняет форму и не растекается.

Как обустроить лабораторию для детей в детском саду

Разберем, как можно обустроить лабораторию в детском саду. Главным критерием при создании такого уголка будет являться конечно же безопасность. Все предметы, используемые в опыте должны хорошо прятаться, чтобы каждый эксперимент проходил под надзором воспитателя и самостоятельно дети ничего не могли бы «нахимичить».

Каждый ребенок должен быть обеспечен своим собственным рабочим местом. Каждый раз, когда дети будут экспериментировать, обеспечьте их средствами защиты. Хорошим подспорьем для юных исследователей будет наличие живого уголка в группе или детском саду в целом, где они смогут наблюдать местной живностью и изучать поведение птиц и животных.

Из оборудования нужно приобрести лупы, микроскопы, компасы, термометры, песочные часы, магниты. Все приспособления их этого перечня считаются предметами-помощниками, без которых сложно провести даже самый простой опыт. Сюда же входят различные емкости в виде колб, сосудов, стаканчиков и т.д. Пригодятся салфетки, совочки, ложечки и прочая атрибутика.

Звуковое сопровождение в виде магнитофона или его альтернативы позволит детям слушать звуки живой природы, учиться различать птиц по пению и многое другое. Также неплохо иметь в детсадовской лаборатории различные минералы, образцы почвы, песка и глины, части ракушек без заостренных краев, картон различных цветов с бумагой и куски пластилина.

Все вышеперечисленное даст необходимый минимум для проведения экспериментов с детьми и их дальнейшего развития.

Второй опыт «Вся ли вода замерзает одинаково?»

Для этого опыта мы взяли две одинаковые баночки. В одну налили простой воды, а в другую к воде добавили несколько ложек соли. Обе баночки поставили в морозилку.

Через несколько часов мы достали обе баночки и сразу безошибочно определили, в какой из них соленая вода. Обычная вода замерзла и превратилась в льдинку, а вот соленая вода даже и не думала замерзать и на дне спокойно плавали соленые кристаллики.

Почему так получилось? Разные жидкости имеют разную температуру замерзания. Например, обычная вода замерзает при температуре 0 градусов, а для замерзания морской воды температура должна быть 1-2 градуса Цельсия.

Получаем чистый лед

Эксперимент номер 6. Запаситесь водой (обычной, соленой и сладкой). Для начала сообщите детям о том, что хотя, как им известно, океанская вода соленая, но лед на поверхности Северного Ледовитого океана пресный. В ходе эксперимента вместе с детьми мы выясним, как происходит освобождение замерзающей воды от примесей в виде сахара и соли.

Для проведения опыта приготовьте заранее несколько ледяных кубиков. Каждый из них, полученный из сладкой, соленой, а также самой обычной пресной воды, аккуратно расколите пополам. Поинтересуйтесь у детей — как они считают, заморозив сладкую либо соленую воду, мы получим такой же лед?

Скорее всего, ответ будет положительным. Но это неправильно — на самом деле кристаллизующаяся в процессе образования льда вода избавляется от чужеродных молекул и примесей. Для подтверждения ваших слов разрешите детям лизнуть ледяные кусочки и убедиться в вашей правоте.

Ход занятия:

Ребята сегодня мы с вами будем проводить опыта.

Чтобы начать нужно с начало отгадать две загадки.

Пухом землю замело –

За окном белым- бело.

Эти белые пушинки

Не годятся для перинки.

Кто это ребята? Правильно снег.

Послушаем ещё одну загадку.

Слушайте внимательно.

На деревьях много снега,

Часто он зимой идет.

И сковал большую реку

Голубой холодный …

На реках и озерах, что образуется зимой?

Правильно лёд.

И так ребята, мы сегодня будем проводить опыты со снегом и льдом.

Но для начало, мы должны одеть фартуки,чтобы не испачкаться.

Давайте вспомним правила как нужно себя вести.

Без моего разрешения не чего не трогаем, не шумим.

И так ребята, подойдите к столу.

Что вы видите?

Дети : Снег и лед.

Опыт первый.

Возьмите в руки лупы и посмотрим на снег, ребята какого цвета снег?

Дети белого.

Теперь посмотрим на лед,а какого цвета лед?

Дети прозрачного.

Вывод : значит снег у нас белого цвета, а лед прозрачный.

Опыт второй :

Ребята, потрогайте снег.

Какой он?

Дети: мягкий,холодный.

А следы оставляет снег?

Дети: да!

А снег липкий?

Дети: да!

Я предлагаю сделать снежный комок.

А теперь потрогаем лед.

Какой он?

Дети: твердый, скользкий.

А следы оставляет?

Дети: нет.

Вывод : Снег рыхлый, а лёд твердый.

Третий опыт.

Возьмите ложками снег и опусти в воду.

Что случилось со снегом?

Дети: он начал таять.

Возьмем лед и опустим в воду.

Что мы видим?

Дети: лёд плавает на поверхности воды.

Вывод : значит лёд легче воды.

Четвертый опыт.

Подойдём к другому столу, возьмите кисточки и акварель, мы будем красить лёд.

А теперь покрасим снег.

Что легче красить?

Дети: Лёд!

Почему?

Дети: лёд гладкий,твердый, а снег рыхлый и кисточка проваливается.

Пятый опыт :

Ребята,а вы знаете что сыпят на дорогу дорожники в гололёд?

Дети :нет

А что такое гололёд?

Дети: это когда скользко на дороге.

Правильно, так вот когда на дорогах гололёд дорожники сыпят дорогу солью.

Мы возьмем ложками соль и посыпим на лёд.

Что вы видите?

Дети: лёд начал быстро таить и звук треска.

Вывод: Происходит реакция между солью и льдом, лёд начинает быстро таить.

Опыт шестой.

Мы с вами сделаем вулкан, для этого нам понадобиться сода и лимонная кислота в маленький стакан насыпим соду и лимонную кислоту, перемешаем, стакан поставим на вершину снежной горы, затем нальем в стакан воду (покрашенную)

Смотрите ребята, происходит реакция между содой и лимонной кислотой, пеной вытекает.

Вывод:

Ребята вам понравились опыты?

Дети: да!

Что вы узнали нового?

Дети:

Что снег – белый, непрозрачный, рыхлый, под действием тепла превращается в воду и др.

А лёд- лёд бесцветный,прозрачный, гладкий и твердый,под действием тепла превращается в воду.

А какой опыт понравился больше?

Дети : «Вулкан»

Молодцы ребята, вы себя хорошо вели и узнали много нового!

Исследуем различные состояния воды. Газообразное состояние

Конечно, ребенок уже много раз видел пар и знает, что это такое. Но попробуйте спросить его, из чего пар состоит и, вполне возможно, что он так сходу вам и не ответит. Поэтому цель этого эксперимента – как раз убедиться в том, что пар состоит из воды. Ну и познакомиться с третьим состоянием воды – газообразным.

Подготовьте небольшое карманное зеркало. Налейте в кружку кипяток. Рассмотрите пар, исходящий от воды, объясните, откуда он появился. Затем подержите зеркало над кружкой. Лучше, если это будет делать взрослый, так как ребенку, скорее всего, будет горячо.

Буквально через несколько секунд можно будет увидеть, что на зеркале появились капельки воды. Пускай ребенок потрогает зеркало и убедится, что оно мокрое. Произошло это от охлаждения пара. Вывод опыта очевиден: пар – это тоже вода, только в виде газа. Ну или, если говорить простыми словами, пар состоит из воды.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий